Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
Тульскийгосударственный университет
Кафедрагосударства и права
Контрольнаякурсовая работа на тему
«Определение сущности института вещного права в римскойзаконодательной практике»
Выполнил: ст-ка гр. 761072В
Ускова О.А.
Тула 2010г.
/>Содержание
Введение
1. Вещное право
2. Владение. Понятие и видывладения
3. Установление и прекращениевладения
4. Защита и давность владения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Институт владения вримском праве последние двести лет находится под пристальным вниманиемисследователей, став в XIX в. фактологической основой для нескольких правовыхконцепций общего характера. Актуальность изучения данной темы непосредственносвязана с той ролью, которую оказывает институт владения в римском праве насовременное развитие юридической науки.
Владение (possessio) — одно из важнейших категорийвещных прав, причем сугубо специфическое для римского права, возникшееблагодаря целому ряду особенностей правовых требований к основаниям вещногоправа в целом.
Владение представлялособой именно фактическое обладание, однако связанное с юридическимипоследствиями, прежде всего снабженное юридической защитой. Для юридическойзащиты владения характерно то, что она давалась вне зависимости от того, имеетли данный владелец вещи право собственности на нее или нет. [1]
Цель данной работызаключается в определение сущности института владения в римском праве.
Для достиженияпоставленной цели необходима реализация следующих задач:
1. Датьопределение и проанализировать содержание вещного права;
2. Рассмотретьвладение как элемент вещного права;
3. Установить,как проходили процессы приобретения, утраты и защиты владения.
1. Вещноеправо
Совокупностьпринципов, институтов и норм, которую сегодня традиционно именуют вещнымправом, регулирует отношения по поводу имущества, под которым понимаютсяпредметы окружающего мира, по своей природе могущие быть предметамииндивидуального человеческого распоряжения. В римской юридической культуре небыло специального обозначения для этой области права.
Всякоевещное право представляет непосредственную юридическую связь лица (субъектаэтого права, которым может быть не только конкретный человек) с вещами, и всечлены сообщества признают эту связь, ограничивая тем самым собственныепритязания на тот же предмет. Фактическое содержание вещного права заключено вконкретных и вполне реальных но своим жизненным проявлениям формах господстванад вещью. Причем далеко не обязательно, чтобы господствующий субъект извлекализ своего вещного права прямые и непосредственные (а нередко и вообщекакие-либо определяемые) выгоды или блага материального характера из своихотношений с вещью.[2]
Понятие вещей вклассический период в римском праве использовалось в широком смысле. В неговходили не только вещи материальных предметов внешнего мира, но такжеюридические отношения и права.
Термин «вещь» (res)употреблялся в нескольких значениях. Вещами считалось как все то, чтосуществует в материальном мире (с этой точки зрения термин «вещь» употреблялсяне только юристами, но и философами Древнего Рима), так и объекты имущественныхправ и правовые отношения в целом.[3]
Вещи могли классифицироваться ивнутренне подразделяться на самые разные категории в зависимости от юридическихкритериев, юридических в сочетании с материальными, способов возникновения наних прав субъекта и т. д.
Не все вещи могли быть и предметамичастного обладания: главное деление вещей содержит два класса: одни подверженыбожественному, другие — человеческому праву. Вещи божественного права — это,например, вещи священные и религиозные. Такими были для римлян городские стены,ворота, предметы священные и пользующиеся качествами благочествуемых, служащиеобъектами поклонения, равно находящиеся в общем обладании народа, так ивызванные индивидуальными потребностями (гробница — но не памятник на могиле).Вещи, подверженные человеческому праву, определялись как служащие правовомуобращению; в свою очередь они подразделялись на те, что служат толькопубличному обращению (господство и обладание народа, а употребление каждомуиндивиду), и те, что служат частному обладанию (и господство, и употреблениеиндивидуально).
«Кроме этого могут бытьпредметы телесные и бестелесные». Телесные вещи— такие, которые можноматериально ухватить: земля, человек, одежда, золото, животное и т.п.Бестелесные — такие, которые состоят только в праве и не имеют в собственномсмысле материального выражения, но подразумевают осуществление некоторыхдействий в отношении предметов: наследство, узуфрукт, обязательство.
Материальные качества вещей не важныдля формирования на них индивидуального вещного права, которое может возникатьна самые разные по своим свойствам, размерам и т.п. предметы. В этом смыслевещи дополнительно подразделяются на недвижимые (земельные участки, здания,растущие деревья и т.д.), которые не могут человеческими усилиями безповреждения целостности передвигаемы быть с места на место, и на движимые(животные, человек, предметы обихода, деньги и т.д.), которые легко с места наместо могут переноситься, среди недвижимых вещей дополнительно могут выделятьсявещи основные и вещи дополнительные (служащие принадлежностью к первым). Средидвижимых специально выделяется разновидность самодвижущихся вещей (человек,скот, птица), которые по собственной воле и за счет собственных усилий могутперемещаться с места на место.
Вещи могут подразделяться по способувозникновения над ними обладания. В классическую эпоху одним из наиболеесущественных в этом отношении было разделение вещей на манципируемые инеманципируемые, соответственно тому, требуют или нет подразумеваемые вещиисполнения специальных формальных обрядов при их отчуждении. К манципируемымвещам относились рабы, земля в исторических территориях, скот, строения наземлях Италии, к неманципируемым— все другие предметы, безотносительно к ихстоимости и иным свойствам. Деление на манципируемые и неманципируемыесохраняло значение и для бестелесных вещей.
В другом отношении вещи моглиподразделяться на бесхозные (res nullius), илиничьи, которые на данный момент никому конкретно не принадлежат и принадлежатьне могут (рыба в море, звери в лесу, вещи военного врага и т.д.), и на вещи,находящиеся в правовом обладании (под господством) — любая вещь, включая всеперечисленные, но имеющая конкретного владельца, признаваемая за таковогоримским правом.
Вещи могли подразделяться по своемуматериальному только качеству в интересах реализации вещного права, а такжепредполагаемого правового объема этого права. В этом смысле вещи подразделялисьна потребляемые (те, которые изменяли свою количественную характеристику впроцессе пользования вплоть до того, что достижимо было полное уничтожение безпревращения качества вещи) и на непотребляемые (те, которые не изменяли своихосновных характеристик в процессе использования), на сложные (те, которыевключали в себя несколько самостоятельных элементов, могущих быть признаннымиза отдельные вещи) и на простые; особый подвид представляли составные вещи (те,которые не уничтожали качеств простых элементов, в них включенных), на вещи,определяемые родовыми признаками (измеряемые мерой, весом — как то: зерно,вино, вода, песок, деньги), и вещи, индивидуально определенные (имеющиеединичные свойства, помимо меры, веса, либо важные для обладателя в ихединичном качестве).
В общем, по предполагаемому субъектуправового над ними господства обладания вещи могли быть: а) общими, т.е. непредполагающими вообще какого-либо конкретного использователя обладания вотношении их; б) публичными, или государственными, обладателем которых считалсявесь римский народ, представленный в лице носителей публичной власти илигосударя; в) корпоративными, т.е. принадлежащими обществам, сословиям и инымюридическим лицам; г) ничейными, т.е. не имеющими потенциально конкретногообладателя в своем первоначальном виде; д) принадлежащими частным лицам.
Вещьможет заключать в себе дополнения (accidentalia)которые всегда сохраняют свое отдельное качество, но функционально служатосновной вещи: например, рама для картины, украшения мебели или дома и т.п.Совершенно особое значение такие дополнения приобретают когда главная вещьпредставляет функциональный комплекс: поместье, ферма, производственноепредприятие. В этом особом случае дополнения квалифицируются как инструмент (instrumentum),статус которого может быть единым с вещью в целом, может отличаться взависимости в том числе от того, какое именно вещное право предполагается.Дополнения считаются частью вещи, если закреплены при ней постоянно. Еслиинструмент (или иное дополнение) зафиксирован при вещи на время (например,насос для откачки воды из-за необычного паводка) то он не считаетсяпринадлежностью основной вещи и ее общий статус на него не распространяется.
Функциональностьполностью доминирует при определении статуса вещи как тары, которая всегдапредставляет полностью самостоятельный предмет. Не выработав точнологически-правовых установок римская юридическая практика расценивала предметкак тару в том случае, если потребляемый предмет не может быть полезноиспользован вне такого дополнения (например, вино может быть употреблено толькобудучи разлитым в бутылки или кувшины; но бочки или корчаги не считаются таройв этом смысле).
Вещь может давать плоды(fructi), права на которыетесным образом связаны с правами на вещь, хотя сами по себе составляют исамостоятельные предметы, и в собственном смысле отдельные вещи Плоды возникаютв ходе эксплуатации вещи и могут быть натуральными и гражданскими. Важнейшееотличие плодов от части вещи – в их возобновляемости и потребляемости (поэтомудитя рабыни не включается в плоды). Отличие плодов натуральных от гражданских втом что первые порождаются самой субстанцией основной вещи (фрукты дереваприплод животных), а вторые рождаются только вследствие особого общественногоупотребления (доходы от аренды, проценты с капитала). Права на плодынепосредственно вытекают из прав на вещь, однако могут быть отделены от них идаже подвергаться несколько иному режиму, чем для основной вещи (главная вещь всобственности, а плоды от нее переданы во владение или пользование).[4]2. Владение. Понятие и виды владения
Владение в смыслефактического обладания вещами является тем отношением, на почве которогоскладывался исторически институт права собственности.
Но владение не только фактическое,бывшее исходным моментом для любых отношений субъектов и вещи, а особое,превратившееся в специализированную категорию вещного права, несколько иную пообъему правомочий и по юридической конструкции, чем собственность.
Владение представляло собой именнофактическое обладание, однако связанное с юридическими последствиями, преждевсего снабженное юридической защитой. Для юридической защиты владенияхарактерно то, что она давалась вне зависимости от того, имеет ли данныйвладелец вещи право собственности на нее или нет.
Однако не всякое фактическоеобладание лица вещью признавалось в римском праве владением. Проводилосьразличие между владением в точном смысле (possessio, possessio civilis) ипростым держанием (detentio, иногда называвшимся possessionaturalis).
Для наличия владения (possessio)необходимы были два элемента: corpus possessionis (буквально “тело” владения,т.е. само фактическое обладание) и animus possessionis (намерение, воля навладение). Однако не всякая воля фактически обладать вещью признаваласьвладельческой волей. Лицо, имеющее в своем фактическом обладании вещь наосновании сговора с собственником (например, получивший ее от собственника впользование, на хранение и т.п.), не признавалось владельцем, а было держателемна чужое имя (detentor alieog nomine). Между тем нельзя сказать, чтопользователь или хранитель вещи не имеет воли обладать вещью, воля у него естьно воля обладать от имени другого. Для владения же в юридическом смысле быланеобходима воля обладать вещью самостоятельно, не признавая над собой властидругого лица, воля относиться к вещи как к своей (animus domini). Такая воляесть у подлинного собственника; у лица, которое в силу добросовестногозаблуждения считает себя за собственника, хотя на самом деле таковым не является(так называемый добросовестный владелец); наконец, у незаконного захватчикачужой вещи, прекрасно знающего, что он не имеет права собственности на даннуювещь, и все-таки проявляющего волю владеть вещью как своей.
Напротив, такой владельческой воли,именно в смысле намерения относиться к вещи как к собственной, нет, например, уарендатора: он обладает вещью, обладает в своем интересе, но самим фактомплатежа арендной платы он уже признает за собой юридическое господствособственника (лицо, относящееся к вещи как к своей, не станет платить кому-тоза пользование этой вещью). Поэтому арендатор в римском праве считалсядержателем арендованной вещи на имя ее собственника.
Таким образом, владение (possessio)можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерениемотноситься к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица,самостоятельно); держание же (detentio) как фактическое обладание вещью безтакого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное,а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.).
Практическое значение различиявладения и держания выражалось в том, что в то время как владельцы(possessores) защищались от всяких незаконных посягательств на вещь непосредственносами, арендатор как держатель от чужого имени мог получить защиту только черезпосредство собственника, от которого получена вещь. Этим вскрывается социальноезначение такого построения: отсутствие собственной владельческой защитыарендатора, необходимость для него обращаться за помощью к собственникупозволяли собственнику сильнее эксплуатировать арендатора, принадлежавшегообычно к малоимущим слоям населения.
Владение имеется во всех случаях,когда при нормальных условиях для лица обеспечена возможность длительногобеспрепятственного проявления своего господства над вещью. Так римские юристысчитали, что дикие звери и птицы лишь до тех пор остаются в нашем владении,пока они состоят под нашей охраной (в клетке и т.п.) и не вернулись вестественное состояние свободы; прирученное (домашнее) животное не выходит изнашего владения, даже если оно уйдет со двора, лишь бы оно не потеряло привычкувозвращаться обратно; если передаются товары, находящиеся в кладовой, тодостаточно простого вручения ключей от этой кладовой, чтобы получить corpuspossessionis в отношении передаваемых товаров и т.д.
Классический юрист Павел(D.41.2.1.21) не связывает corpus possessionis непременно с физическимдержанием вещи: для наличия владения нет необходимости взять вещь “согроге ettactu” (буквально телом и прикосновением), так сказать, забрать в кулак,осязать. По отношению к некоторым вещам (например, зданию, колоннам и т.п.) этовообще немыслимо; в таких случаях достаточно охватить вещь oculis et affectu(глазами и намерением). Так, римские юристы говорили, что, если кто хочетприобрести владение земельным участком, ему не нужно обходить omnes glebas,каждую пядь земли, достаточно явиться хотя бы на одно место участка, лишь быбыло намерение владеть всем участком. Юрист Цельз пошел дальше и признавалдостаточным для приобретения владения, чтобы передающий участок показал егоприобретающему с какого-нибудь высокого места, например с башни (D.41.2.18.2) ит.д.
Владелец фактически проявляет вовне(законно или внезаконно) собственническое отношение к вещи. Равным образом ипредметом владения по римскому праву могли быть те же самые вещи, на которыевозможно право собственности. Ввиду изложенного соотношения между владением иправом собственности в литературе римского права предлагало (Иерингом)определить владение как “видимость собственности”.[5]
Владение, имея в виду основаниевозникновения фактического господства над вещью, могло принимать четыре формы:две основные и две дополнительные. В первую очередь владение подразделялось назаконное и незаконное, т.е. владение того, кто имел на это право, и того, ктоэтого права не имел.
Законное владение (р. justa) — это владение собственника: онимеет право обладать вещью, обладает ею и знает, что имеет на это право; вслучае фактического невладения собственник, или законный обладатель, имеетправо вернуть вещь в свое законное владение. Незаконное владение (р. injusta) — это владение несобственника(владельца, фактически обладающего вещью с намерением относиться к ней как ксобственной, но не имеющего права владеть), возникающее по разным жизненнымоснованиям (не правовым, а именно жизненным, что давало толчок для ихпереосмысления правом). В зависимости от основания возникновения незаконноговладения оно в свою очередь подразделялось на владение порочное, илинедобросовестное (р. malae fidei), когдаобладатель фактически вещью владеет, но не имеет этого права и знает, что неимеет этого права (попросту говоря, украл или иным образом присвоил вещь), ивладение «в доброй совести». Добросовестное владение (р. bonae fidei) возникало тогда, когда обладатель вещи не имел прававещью владеть, поскольку у нее имелся собственник, но не знал, что не имеетэтого права. Например, добросовестным считался захват брошенного, нонеиспользуемого участка земли, причем земли италийской (исторической для Рима),когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по неопределенным причинам.Добросовестным обладанием вещью было ее приобретение без предписанных правомформальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделкимежду ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правомусловий для данной сделки не делало перед лицом закона происшедшее отчуждениепереходом собственности. Добросовестным могло считаться владение и по причинематериального порока вещи, когда приобретший вещь не знал, что приобретает этувещь у несобственника (по общему принципу римского права, в абстрактном виде онне мог приобрести права собственности, поскольку продавший ее был вором илитакже незаконным добросовестным владельцем).[6]
Основание владения, единожды возникнув,не могло измениться: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже еслисобственник вещи не предъявлял претензии или умер. «Никто себе самому основаниевладения изменить не может».
Принято выделять в особую группунесколько случаев владения, когда в силу особых причин владельческая защитадавалась лицам, которых по существу нельзя признать владельцами в римскомсмысле слова; в литературе римского права принято в этих случаях говорить о такназываемом производном владении. К числу производных владельцев относится,например, лицо, которому вещь заложена (см. ниже, гл. IV, § 7). Это лицо держитвещь не от своего имени, не как свою, а как чужую с тем, чтобы вернуть еесобственнику, как только будет уплачен долг, обеспеченный залогом. Но если быпринявшего вещь в залог не признали владельцем, то получилось бы, что в случаенарушения его обладания вещью он мог бы оказаться беззащитным, так как сам онне имел бы владельческой защиты, а собственник, на имя которого он держит вещь,мог не оказать ему защиты, ибо он заинтересован скорее истребовать вещь длясебя. Эта особенность отношения привела к тому, что лицо, получившее вещь взалог, хотя и не имело animus doniini, получило в виде исключениясамостоятельную владельческую защиту.
Другой пример производного владения.Два лица спорят о том, кому из них принадлежит данная вещь. Не доверяя одиндругому, они передают ее впредь до разрешения их спора в судебном порядке насохранение какому-то третьему лицу (так называемая секвестрация). Это третьелицо вовсе не имеет намерения относиться к вещи как к своей. Оно — держатель,но неизвестно, от чьего имени (так как о праве собственности на вещь идетспор); следовательно, в случае нарушений неизвестно, к кому же хранитель вещидолжен обратиться за защитой. Поэтому за таким лицом была признанасамостоятельная владельческая защита.
3. Установление и прекращение владения
Приобретение владениявсегда устанавливается впервые и самостоятельно самим лицом, желающим владетьпредметом. Все способы приобретения владения в классическую эпохупредставлялись римским юристам как первоначальные, всегда осуществлявшиесявпервые приобретателем. Это, конечно, не исключало помощи и содействияподвластных и рабов римского домовладыки, но владение возникало только в лицепоследнего. Требовалось лишь, чтобы оба элемента владения — волевой иматериальный — были осуществлены им или для него самого. В тех случаях, когдаприобретение владения облегчалось тем, что шло от лица, уже осуществившеговладение, путем передачи предмета владения, можно было говорить о производномвладении.
Общим термином для актаустановления фактического господства над вещью было завладение (apprechensio).В нем явственно выступал момент материального захвата, осуществляемый в полномсоставе. Особенно широкое поле для применения его как преимущественнопервоначального способа приобретения владения открывало приобретение никому непринадлежащих движимых вещей (res nullius) и диких животных (ferae bestiae),населяющих природу. В этих случаях акт владения сводился к окончательномузахвату их в руки или к преследованию и поимке их. Так, диким зверем завладетьможно не путем ранения, а по окончательной поимке, так как в промежуток временипосле ранения может случиться много такого, что помешает поймать зверя.
Поимка и захватсводились к фактическому господству данной вещи. При возникновении споров озахвате учитывались все совокупности обстоятельств и воззрений оборота.
В случаяхпервоначального приобретения владения вещью, не состоявшей ни в чьем владении,факт завладения связан, естественно, с волей владеть на себя, т. е.основание владения (causa possessionis) заменяет другое проявление воли.Гораздо сложнее вопрос, когда владение устанавливается на основании каких-либосоглашений с предшествующим владельцем. Характер этих соглашений определяет,порвал ли последний окончательно свое владение вещью, чтобы всецело уступитьместо новому владению (например, при продаже), или наоборот (сдача внаем, вссуду или на хранение). В приведенных отношениях основание владения создает длянового владельца равное положение: или цивильного владельца, или простогодержателя. Определившееся из основания владения положение владельца илидержателя не может быть изменено самим обладателем вещи: «nemo sibi causam possessionismutare potest» — «никто не может изменять себе основания владения». Переменанамерения держателя не может превратить его во владельца.
Таким образом, толькофактическими действиями против владельца держатель может изменить основаниесвоего отношения к вещи (первоначальным способом) или установить иное путемсоглашения с владельцем (производным способом).
Приобретение владениясчитается всегда первоначальным, даже если владение передается одним лицомдругому. Для приобретения владения в любом случае требуется наличие уприобретающего владения обоих его элементов — воля на владение и реальноегосподство над предметом владения. Однако, если владение переходит от одноголица к другому по их обоюдному согласию (посредством передачи), тем самымоблегчаются требования в отношении господства над предметом владения и воли навладение нового владельца:
1) при приобретениидвижимых вещей от прежнего владельца с его согласия достаточно было, чтобы вещибыли перемещены отчуждателем в дом приобретателя и находились там под охраной.По аналогии способом передачи товаров считалась передача ключей от помещений,где находились проданные товары. Она рассматривалась как установление властинад всем, что находится в запертом помещении. Требовалось, чтобы передачаключей происходила перед складами, чем подчеркивается наличие товара(praesentia) и момент свободного доступа к передаваемому объекту. Благодаряпостоянному фактическому содействию подвластных и рабов римские владельцы могливдали от своего домицилия через них осуществить передачу;
2) точно так же при приобретениивладения недвижимостями от предшествующих владельцев требование полного материальногоовладения ослаблялось допущением частичного овладения, при полноте знания планаи границ имения. Продавцу при отчуждении недвижимости достаточно было показать покупателюпередаваемый участок с соседней башни, чтобы совершить акт передачи участка. Теслучаи, когда прежний владелец, не передавая предмета, лишь указывает на него приобретателю,получили название «передача длинной рукой» (traditio longa manu);
3) право Юстиниана пошлодальше по пути облегчения передачи владения и стало пользоваться наличным материальнымотношением к вещи, чтобы изменять его значение путем выражения соответствующих намеренийсторон. Оно ввело передачу короткой рукой (traditio brevi manu) (сокращенно). Прежнийдержатель с согласия прежнего владельца становился сам владельцем, что бывало, например,когда наниматель покупал вещь у наймодателя.
Наряду с этим некоторыеклассики сформулировали еще один способ приобретения владения, при сохранении материальногомомента, но путем изменения волевого элемента. Это бывало в тех случаях, когда собственникпродавал кому-нибудь вещь и одновременно брал ее у покупателя внаем, не выпускаявещи из рук. В средневековом праве этот способ получил название «установление владения»(от constituere — устанавливать).
Самовольный захват владения.Более сложным вопрос представлялся в тех случаях, когда постороннее лицо завладевалоучастком в отсутствие и без ведома владельца. Самовольный захватчик, по воззрениюУльпиана, насильственно (VI) нарушивший существовавшее до тех пор владение, окончательноприобретал владение только в том случае, если прежний владелец, узнав об этом, неоспаривал захвата, или если и оспаривал, то без успеха. С более древней точки зренияЛабеона, признавалось за таким захватчиком только тайное владение (possessio clandestina),которое становилось сразу недействительным, если прежний владелец оспаривал его.
Насильственное вытеснениевладельца из земельного участка не прекращало его владения, если его подвластнымудавалось удержаться на нем.
Приобретение владения черездругих лиц. Приобретение владения домовладыкой через подвластных ему лиц вытекалоиз строения римской семьи. Приобретение владения через третьих свободных лиц получилопризнание лишь в эпоху классической юриспруденции. Одной из причин этого являетсято обстоятельство, что в этот период крупную роль в ведении хозяйства богачей играливольноотпущенники. «Per quemlibet volentibus nobis possidere adquirimus» — «Мы приобретаемчерез любое лицо, раз мы желаем владеть».
Приобретение владения черездругих лиц предполагало, что:
а) последний подчинил вещьсвоему господству;
б) имел намерение приобрестивладение для другого лица;
в) другим лицом была изъявленаволя приобрести владение через постороннее лицо.
Утрата владения. Для недобровольнойпотери владения достаточно было утраты фактического господства над вещью. При добровольномпрекращении владения требовалась утрата обоих элементов владения: фактического господстванад вещью и намерения владеть вещью:
1) утрата фактического господстванад вещью предполагала длительную очную потерю господства над вещью. Так, владениеубежавшим со двора сразу не прекращалось, ибо его можно было найти и возвратитьобратно. Владение земельным участком (равно другой недвижимостью) прекращалось стого момента, когда владелец узнал об этом и не смог или не пожелал предотвратитьнасилие со стороны оккупанта. Пренебрежительное отношение владельца к своей вещитакже могло рассматриваться как отказ от владения. Такое могло иметь место, когдалицо не обрабатывало землю, не пыталось организовать ее охрану, а также допускалодругие существенные упущения по сохранению владения движимыми и недвижимыми вещами;
2) смерть владельца. Сосмертью владельца владение прекращалось и не распространялось на наследников. Ввидуэтого наследники обязаны были заявить о своем намерении и «захватить» владение естественнымпутем;
3) гибель вещи и превращениеее во внеоборотную вели к прекращению владения;
4) прекращение владения,осуществляемого через представителя. Владение вещью через представителя могло бытьпрекращено:
— по воле владельца;
— вследствие смерти владельца;
— в случае гибели вещи.
Если владелец был вытеснениз господства над вещью, он все-таки продолжал владеть, если его представитель продолжалвладение для него.
В том случае, если представительбыл вытеснен из господства над вещью, то владелец продолжал владеть, пока он имелвозможность воздействовать на вещь. Если же земельный участок был захвачен третьимлицом в отсутствии представителя, то владелец терял владение, если представительне смог либо не изъявил желания изгнать захватчика. В том случае, когда самовольныйзахват был вызван небрежностью или умыслом представителя, владение для владельцаутрачивалось лишь тогда, когда он сам не желал или не смог вытеснить захватчика.[7]
4. Защита и давность владения
Владениезащищалось специальными правовыми средствами, т. е. интердиктами (interdicta). Интердикты(запрещения) издавались римскими магистратами в форме распоряжения о немедленномпрекращении действий, нарушающих права граждан. Первоначально они издавались преторамипосле фактической проверки права владения просителя на оспариваемую вещь как прямоеи категорическое указание передать вещь реальному владельцу, а впоследствии — какусловные распоряжения: «если подтвердятся доводы просителя, то передать ему вещь,запретить посягательства на его вещь».
Интердиктыпредполагали защиту не против собственника вещи (что происходило обычным судебнымпорядком), но против третьих лиц, так или иначе посягнувших на владение, имеющеедобросовестное основание. (Впрочем, фактическое владение охранялось в любом случае,даже недобросовестное: так, самовольно нельзя отобрать вещь даже у доказанного вора.)Интердикты по защите владения были двоякими: для владения недвижимостью и для владениядвижимыми вещами.
Интердикт по защите недвижимости был направленна то, чтобы на необходимое время обеспечить реальное обладание вещью и гарантироватьлицу прекращение посторонних посягательств на его владение (чтобы третьи лица нераспахивали его участок, не вселялись в его дом и т.д.). Интердикт по защите движимыхвещей был направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению кдругим случайным (поскольку движимые вещи в реальности легко могли выйти из владения:дал кому-то лошадь на день, человека, чтобы поднести ношу и т.п.). В этих случаяхспоры разрешались арифметически: кто провладел вещью большую продолжительность временив течение года, тот и считался основным ее обладателем и вещь закреплялась за ним.[8]
Виды интердиктов:
— интердикты, служащие длязащиты владения прежнего владельца (interdicta retinendae possessionis). Такой интердиктприменялся при владении и движимыми, и недвижимыми вещами, если владение требовалосьзащитить от посягательств третьих лиц.
Интердикт, издаваемый длязащиты недвижимых вещей, назывался «uti possidetis», он издавался по просьбе заинтересованноголица независимо от давности владения. Таким образом, этот интердикт защищал последнеговладельца недвижимости.
Интердикт для защиты движимыхвещей (interdictum utrubi) — до Юстиниана мог применяться только в том случае, есливладелец вещи владеет ею большую часть года в том календарном году, когда издаетсяинтердикт.
При Юстиниане на движимыевещи стали распространяться такие же правила, что и на недвижимость:
— интердикты, предназначенныедля повторного установления владения в интересах владельца, который противоправнобыл лишен владения (interdicta recuperandae possessions). Фактически это интердикто возврате владения тем, у кого оно было отнято силой. Этот интердикт мог применятьсялюбым владельцем, даже если вещь была приобретена противоправным путем.[9]
В особых случаях использовалось еще односредство преторской защиты — actio Publiciana, основанныйна фикции. При приобретении вещи без соблюдения необходимых формальностей (что недавало основания для защиты требования о собственности на вещь соответственно искамистрогого права) претор предоставлял защиту и против собственника-отчуждателя вещи,и против худших владельцев, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения.Суть правовой формы защиты в этом случае заключалась как бы в условной подмене реального,защищаемого добросовестного владения категорией собственности, в которую трансформировалосьбы владение по истечении установленного законами для данного рода вещей срока. Преторвводил фиктивное предположение, что давностный срок как бы истек, и владелец получалбы полноценную правовую защиту от любых посягательств на его вещь, даже от недобросовестногособственника, который, «опомнившись», согласно нормам строгого права сохранял бывсе свои правомочия на вещь. Претор в общей форме закреплял вещь, ставшую предметомпретензии, в имуществе добросовестного приобретателя (in bonis), откуда возникавшее новое по своему основанию право сталоусловно называться преторской собственностью, или «бонитарным обладанием». Закреплениеправ на имущество в порядке «бонитарного обладания» получило применение также внаследовании, когда наследополучатель, добросовестно получив имущество, не имелнеобходимого родственного качества для его получения или не обладал пассивной завещательнойспособностью, когда передача вещи была проведена в соответствии с интересами сторонили общества, но не отвечала нужным формальностям, а защищать таким образом переданныевещи только как чистое владение значило заранее ставить обладателя в неполноправноесостояние по отношению к возможному претенденту.
Еще одним способом первоначального приобретенияправ собственности на вещь стал также переход владения в полновесную собственностьпо истечении давности владения ею (usucapio). Сроки такого спокойного и ненасильственного обладания (т.е.когда не предъявлялись никакие иски к владельцу со стороны прежних собственниковпретендентов) устанавливались в зависимости от свойств вещей: для движимых вещей,как выше упоминалось, — в один год, для недвижимых и приравненных к ним — в два;для особых категорий недвижимости (провинциальных земель) с конца классической эпохитакже применялись давностные сроки в 10 и 20 лет. Помимо этого с давностью владениясливался, в итоге, общий срок исковой погасительной давности в 30 лет. Условиями,при которых владение могло перейти в собственность по давности были качественныестороны владения; его основание (добросовестное или недобросовестное), отсутствиеухищрений во владении вещью. С нововведениями Юстиниана в римское право вошло ипринципиальное новшество в отношении незаконного недобросовестного владения: истечениемаксимального давностного срока трансформировало титул владения (т.е. продержаввтайне украденную вещь 20 лет и тем самым обезопасив ее от возможных заявлений собственника,затем уже можно было спокойно продать вещь, и новый приобретатель получал вещь всвою полноценную и всесторонне охраняемую собственность).
Заключение
Изучение института владенияв пределах конкретно-исторической системы права Древнего Рима дает богатейший методологический(теоретический) материал для совершенствования системы права. Многое из того, чтобыло сделано римскими юристами в этой области, сохраняет свое значение и в настоящеевремя.
Именно институтвладения как защищаемое правовым порядком фактическое состояние образует ту базу,на основе которой появляется юридическая конструкция собственности, и предопределяетосновные характеристики последней как вещного права. Именно владение как фактическоесостояние и система правовых средств защиты этого состояния является первой историческойформой принадлежности вещей, т.е. исторически первой формой вещного права. [10]
Список используемойлитературы.
1. НовицкийИ.Б. Римское право, — Изд. 6-е, стереотипное. — М., 1997-245с.
2. РомановскаяВ. Б., Курзенин Э. Б. Основы римского частного права. – Нижний Новгород, 2000-111С.
3. Т.Г.Васильева, О.М. Пашаева. Римское право. Конспект лекций. – М.: Высшее образование,2008-153С.
4. О.А.Омельченко.Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ТОН —Остожье, 2000 — 208 с.
5. ГермановА.В. От пользования к владению и вещному праву. – М.: Статут, 2009.