СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Современноесостояние детей-сирот в России
1.2 Проблемы сиротствав современной России
ГЛАВА II. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВАДЕТЕЙ-СИРОТ
2.1 Семейные формы устройства
2.2 Опека и попечительство (сходствои различия)
2.3 Перечень документов необходимыхдля установления опеки и попечительства
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы социальной защитыдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальныхреформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, какв теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носитмежотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии,социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков исоциального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этойкатегории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещенияих в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот,обеспечения жильем и т. п. От того, насколько успешно дети-сироты будутинтегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешноеразвитие российского государства.
Дети, по разным причинам,оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – наусыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью. Усыновление являетсяодной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей. Приусыновлении ребенок полностью приравнивается к кровным детям усыновителя, такимобразом, приобретая в лице усыновителей родную семью. Распространенной формойустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека(попечительство). Цель опеки – воспитание, помощь и защита детей. Опекун(попечитель) выполняет родительские обязанности, заботясь о ребенке и неназываясь при этом официально его мамой или папой. Законодательством РФзакреплен институт приемной семьи. Граждане, которые желают взять на воспитаниеребенка, называются приемными родителями. Они заключают договор о передачеребенка на воспитание с органами пеки и попечительства. Ребенок в этом случаеназывается приемным ребенком, а семья — приемной семьей. Приемные семьипризваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая добрыйдом. За ними большое будущее.
Опека и попечительство,являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощиразным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав иинтересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Опека и попечительство –правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаяхпредусмотренных законом. В перечень должностных обязанностей специалиста посоциальной работе входит выявление и оказывание содействия детям и взрослым, нуждающимсяв опеке и попечительстве, предоставление в соответствующие органы материалы идокументы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлениеусыновления, опеки, попечительства, участие в работе по созданию центровсоциальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки.
Тема настоящей курсовой«Опека и попечительство, как форма семейного устройства детей-сирот». Эта темавыбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление являетсяактуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут своеначало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок сталсиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность:сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями идетьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решитьпроблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшаютситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективностисуществующих на данныймомент мер.
Опека и попечительство — правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересовнесовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а такжесовершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельноосуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека и попечительство –принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается наддетьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается наддетьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет всеправа родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несётответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству вотношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняютсяопекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю)ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленныхзаконами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опекаустанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется какпромежуточная форма перед усыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).
Исходя из этого,необходимость изучения данной проблематики возрастает, так как детей-сирот скаждым годом становится в два, три и даже четыре раза больше. И единственныйфактор, который может хоть как-то притормозить рост числа сирот – это органыопеки и попечительства, их деятельность. Ведь каждый человек нуждаетсяподдержки, внимания, тем более ребенок. Благодаря созданию института опеки ипопечительства уменьшается малолетняя преступность, что играет не мало важнымфактором процветания такого большого государства, как Россия.
Цель настоящей работы дать повозможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства,привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понятьи провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формысемейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной целипредставляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:
1. Раскрыть проблемусиротства в современной России, привести статистические данные по детям-сиротамв России;
2. Полно ивсесторонне раскрыть и понять формы семейного устройства, определить статусорганов опеки и попечительства и их роль в усыновлении/удочерении;
3. Определитьсходства и различия органов опеки и попечительства;
4. А так жеопределить законное оформление усыновления / удочерения.
Объектом исследования данной курсовойработы является опека и попечительство, как формы семейного устройствадетей-сирот.
Предметом исследования являютсядети-сироты в современной России, органы опеки и попечительства при семейномустройстве детей-сирот и иные формы семейного устройства детей сирот.
Принаписании курсовой были применены такие методы исследования как исторический, т.е. описана небольшая предыстория изучения этой тематики; сравнительно-правовой,т. е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которыепосвятили свои труды этой тематике. В курсовой так же приведена наиболеераспространенная судебная практика, что еще раз доказывает актуальность даннойтемы и работы. А так же статистический метод, т. е. приведена статистикаминистерств в отношении детей-сирот в России, и подкреплено это Семейным иГражданским кодексом и иными нормативными актами Российской Федерации.
При написании курсовойбыли использованы труды великих ученых, таких как: Мустаева Ф. А, М. А. Галагузовой,Климанова Г. И., Мухетдинова Н. М., Римашевская Н. М, Шатилов И. Н, Павлова Н.и многие другие.
ГЛАВА IПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙРОССИИ
1.1 Современноесостояние детей сирот в России
Сиротство как социальноеявление присуще любому обществу. Тем не менее, наиболее актуальной даннаяпроблема становиться для стран, переживающих различные социальные трансформации.Известно, что сиротство — почти неизбежный спутник военных конфликтов,радикальных реформ и революций. В XX веке Россия пережила несколько социальныхпотрясений, которые вызывали резкое обострение проблем сиротства. Речь идет,прежде всего, о первой мировой и гражданских войнах, о голоде 1921 и 1932-33 гг., о Великой Отечественной войне. В наше время мы вновь являемся свидетелямианалогичных процессов. Массовое сиротство вновь стало реальным фактом нашейжизни.
Сиротство в современнойРоссии определяется набором социальных характеристик, часть из которых типичнадля этого социального явления, а часть — является особенными. Рассмотрим этихарактеристики. Прежде всего, следует отметить количественный рост детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно быстро этот процесс шел в1990-е гг. Так, в 2000г. в стране было выявлено более 600 тысяч таких детей,что на 137,4 тысячи больше, чем в 1995г. (прирост составил 22%) Такое положениедел обусловлено рядом причин, которые так или иначе связаны с целым рядомсоциально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем.По данным Минздрава[1], среди детей-сирот, идетей, лишенных попечения родителей, 21% были нежеланными, из них 10% — дети отнесовершеннолетних матерей, 35—40% — от родителей, страдающих алкоголизмом, 24%— от находящихся в местах лишения свободы. Появились дети (от 2 до 3,5%) отродителей-наркоманов и ВИЧ-инфицированных; около 15% — дети, от которыхотказались родители из-за состояния здоровья. Число детей из семей, отданных навоспитание в дом ребенка временно, сократилось в 2 раза. Причина помещения их винтернатное учреждение: неудовлетворительные жилищные условия (62%),многодетность (15%), тяжелая болезнь отца, матери или детей и др. В последниегоды резко обострилась проблема так называемого «социального» сиротства. Числолиц, лишенных родительских прав, только с 1993 по 1998 гг. возросло в стране в3 раза (с 11 до 35 тысяч). На учете в органах внутренних дел состоит свыше 183тысяч родителей и лиц, их заменяющих, не выполняющих обязанностей по воспитаниюдетей. Каждое десятое из 140 тыс. дел на родителей, рассмотренных в 1995г. региональнымикомиссиями по делам несовершеннолетних (только в 68-ми регионах), — о лишенииродительских прав. Социальное сиротство стало устойчивым социальным явлением.
Следует заметить, что,несмотря на принимаемые меры, с середины XX столетия социальное сиротство сталопринимать поистине угрожающие масштабы во всех странах мира, в том числе — экономически развитых. В России социальные сироты составляют, как ужеотмечалось выше, абсолютное большинство детей, оставшихся без попеченияродителей. Их у нас более полумиллиона. Почти 200 тысяч детей воспитываются вгосударственных интернатных учреждениях, остальные находятся на усыновлении илипод опекой. Среди воспитанников интернатных учреждений доля настоящих сирот — около 5%; остальные дети имеют родителей, лишенных родительских прав[2].
В то же время следуетотметить и увеличение числа круглых сирот из-за преждевременной смертиродителей. Так, по данным социологических исследований, еще в 1998 году этотпоказатель в некоторых регионах достиг гз-30%. В настоящее время отмечено такжеи «скрытое сиротство», которое связано с ухудшением условий жизни семьи,падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до ихполного вытеснения из семьи, вследствие чего растет число беспризорных детей. Ксожалению, в силу несовершенства системы учета, высокой динамики роста числабеспризорных детей, точное их количество указать вряд ли возможно. Социальноесиротство приобрело в настоящее время острейшее социально-экономическое инравственное значение.
Почему при живыхродителях дети становятся сиротами? Анализ литературы по данной проблемесвидетельствует о взаимодействии социальных, психологических и патологическихфакторов, нарушающих важнейшую форму социального поведения родителей и, преждевсего, женщины-матери. Среди причин, объясняющих аномальное поведениеродителей, отмечаются следующие: стремительная урбанизация современногообщества, миграция, социальные потрясения, военные конфликты. Согласно даннымобследования семей, отказавшихся от воспитания ребенка или лишенныхродительских прав, причинами аномального поведения родителей выступают высокаянестабильность в обществе, низкие доходы большинства семей, ухудшение качествапитания и т. п., — то есть те явления, которые характеризуют «смутные времена».
В результатереформирования российского общества произошли радикальные изменения условийжизни населения, и это не могло не повлиять на физическое и психологическоесостояние людей, их поведение и качество человеческого потенциала. Причем этовлияние нельзя назвать позитивным. Численность бедных Госкомстат определяет вразмере 25%, Всемирный банк — 27%, а Институт социально-экономических проблемнародонаселения РАН (ИСЭПН) — 33%. Еще большие разночтения в оценкаххарактерны, например, для коэффициента Джини, который раскрывает неравенствораспределения доходов[3].
Изменения уровня икачества жизни населения трансформировались в острейшие социально-экономическиепроблемы, которые имели не менее острые демографические следствия. Среди них:катастрофическое снижение доходов и материальной обеспеченности основной частинаселения; высокая доля бедных при чрезвычайно заниженных официальных критерияхопределения уровня бедности; поляризация условий жизни; значительные масштабыбезработицы и невыплата заработной платы; деградация социального обеспечения ифактическое разрушение социальной сферы, включая жилищно-коммунальное обслуживание.
Сегодня граница бедностиоказалась в 1,5 раза ниже принятого в 1991г. уровня и составляет 1800 руб. (2002г.), или 60 долл. в месяц (2 долл. в день), что, с точки зрения нормативов ООН,соответствует лишь уровню развивающихся стран. Распределение доходов населенияпоказывает, что доля бедных достигает у нас 25% (36 млн. человек); половинаграждан страны имеет доходы меньше 4 долл. в день; десятая часть не обеспеченадаже продуктовой корзиной; половина российских детей живет в состоянии бедности.Наиболее тяжелые последствия реформ связаны с чрезвычайным ростом социальнойполяризации.
Данная проблемапроявляется как в рамках всего общества, так и на уровне отдельных регионов. Так,при изучении социально-экономического положения семей, было выявлен невысокийуровень жизни и качества семей. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень жизниВашей семьи?» были получены следующие ответы[4]:
Опрос семей (выборка — 550).
— «высокий» — 1%респондентов;
— «средний» — 36%опрошенных;
— «ниже среднего» — 56%;
— «за чертой бедности» 7%.
Как показало данноеисследование, больше половины респондентов испытывает неудовлетворенность своимматериальным положением. Отечественные исследователи довольно аргументированообозначают сложившееся в ходе реформ расслоение общества. Так, о высоком уровнедифференциации доходов свидетельствует то, что в современной России на долю 20%наименее обеспеченных граждан приходится чуть более 5 % доходов, а на долю 20%наиболее обеспеченных — около 50 %. Поляризация доходов влечет за собойдезинтеграцию общества, вызывает агрессию со стороны определенных группнаселения, особенно молодежи, приводит к социально-политической нестабильностии массовому девиантному поведению. Заметим, что интерес к проблематикесоциального неравенства меняется с течением времени. Так, в обществе спатерналистской идеологией чувства неудовлетворенности, как это непарадоксально, проявляются острее, поскольку ожидания равномерногораспределения этих благ никогда не сбываются из-за фактически неравного доступак ним. При этом неравенство в получении образования и пользовании общественнымиуслугами переносится гораздо хуже, чем неравенство доступа к платным услугам(подобный анализ правомерен и в отношении иных сфер общественной жизни). Однако,говоря о роли «материального фактора» в обострении проблем сиротства, следуетотметить, что, находясь в стесненных условиях, большая часть родителей небросает детей. Поэтому считать проблему отказа от детей только порождениемнизкого уровня материального благосостояния общества было бы абсолютно неверным[5].
1.2 Проблемысиротства в современной России
Невероятно,но факт, что в современной, мирной России, России ХХI века численностьдетей-сирот значительно больше, чем в послевоенные годы. По сути, Россия переживаетсейчас 3-ю волну сиротства, что бесспорно явилось следствиемсоциально-экономических потрясений 90-х годов прошлого века. В настоящее времяв России проживает около 1 миллиона детей-сирот против 600 тысяч человек в 1945году. Однако даже при таких ужасающих цифрах более всего пугает динамика ихроста по всем регионам Российской Федерации. Так, в Тюменской области в 2002году было зарегистрировано 8811 детей-сирот, в 2004 — 9517, а по состоянию на 1июня 2005 численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителейсоставила уже 10018 человек. Острота и масштаб проблемы заставляетгосударственные органы и общество в целом бить в колокола и в срочном порядкеискать пути и методы ее решения. Увеличение числа специализированныхгосударственных учреждений не может являться таковым, так как во всех странахих выпускники считаются одной из наиболее уязвимых социальных групп. Российскийпример убедительно свидетельствует об обоснованности такого мнения: 40%находившихся на полном государственном обеспечении сирот впоследствиистановятся алкоголиками и наркоманами, 10% кончают жизнь самоубийством, 40%совершают преступления. Мировой опыт свидетельствует о том, что для воспитанияпсихологически зрелой и социально адаптированной личности, дети-сироты какможно с более раннего возраста должны быть помещены в семью или же в условия,наиболее приближенные к семейным. России семейное воспитание не нашло ещедолжного распространения. По международным оценкам, около трети всехдетей-сирот на земном шаре, проживающих в сиротских учреждениях, приходится надолю России. Именно поэтому, так важно для государства — развивать системусемейного воспитания в различных ее формах, и, так важно для общественныхорганизаций и частных лиц оказывать всестороннюю поддержку в решении даннойпроблемы. Проблема сиротства была включена в сферу научных и практическихинтересов относительно недавно, во время второй мировой войны, когда многиедети, лишившись родителей, стали нуждаться в замещающей заботе. В последниегоды в связи с небывалым ростом числа детей-сирот в Российской Федерацииактуальность данной проблемы для нашей страны резко возросла. По состоянию наянварь 2002 года в России состояло на учете 776,4 тысячи детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, из которых 347,5 тысяч находится под опекой(попечительством), 154,2 усыновлены (удочерены), 5,2 тысячи в приемных семьях,183,5 тысячи находится в интернатных учреждениях России всех типов и 86 тысячобучаются в учреждениях профессионального образования. Комиссия по деламженщин, семьи и демографии при Президенте РФ отмечает, что за последние 5 летчисло детей-сирот увеличилось на 70 %. Сиротство – это социальное явление,характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительноевремя сиротами считались дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. «Дети-сироты– это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственныйродитель»[6]. Социально-экономическиеи нравственные процессы в обществе, происходящие в XX веке во многих странахмира обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устраненииродителей от обязанностей по отношению к своим детям. «Социальный сирота – эторебенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам незанимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем»[7].К категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, укоторых родители:1. умерли;2. лишены родительских прав;3. ограничены вродительских правах;4. признаны безвестно отсутствующими;5. недееспособны(ограниченно дееспособными);6. отбывают наказание в исправительных колониях;7 обвиняютсяв совершении преступлений и находятся под стражей;8. уклоняются от воспитаниядетей;9. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, кударебенок помещен временно. Воспитание и образование детей-сирот являетсяактуальной социально-педагогической проблемой. Дети-сироты в силу их особого социальногостатуса часто более подвержены негативному воздействию общественных процессов,таких, как апатия, потребительское отношение к жизни, асоциальное поведение,наркотизация и т. д. Среди многих проблем вхождения в жизнь общества длядетей-сирот доминируют неумение жить самостоятельно, строить свою семью. Разрывмежду их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствииспособностей ориентироваться в современной ситуации, изменять свое поведение и запросыв зависимости от обстоятельств, в неумении работать и др. Большинстводетей-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решитьмногие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержкивзрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получениемжилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета,отстаиванием своих юридических прав.
Проблемыпсихологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки илюбви, ранней депривацией неформального общения с взрослыми. Этот фактор, какизвестно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности.Недоразвитие вследствие такой депривации механизмов идентификации становитсяпричиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышеннойуязвимости детей — сирот.
Специалистывыделяют следующие проблемы детей-сирот[8]:
1. Особаяпроблема-феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразнаяидентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного«мы», отражающего причастность к своей семье. Это очень важная, организующая эмоциональнои нравственно сила, обеспечивающая ребенку защищенность. В условиях жизниребенка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское(интернатное) «мы» – совершенно особое психологическое образование. Детиохраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгодыот чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим –детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко обращаться сосверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многимпричинам, но, прежде всего, вследствие нереализованной потребности в любви ипризнании, эмоционально- нестабильного положения ребенка, лишенногородительского попечительства.
2. Отсутствиесвободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждомучеловеку необходимо особое состояние одиночества, обособления, когда происходитвнутренняя работа, формируетсясамосознание. Отсутствие условий длявнутреннего сосредоточениястандартизирует определенный социальный типличности.
3. Неумениеобщаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременнодомогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивноеотчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом,чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильноформирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению кдругим негативную позицию.
Ученые,занимающиеся проблемами сиротства, называют следующие причины, приводящие ксоциальному сиротству:
1. Отказродителей от детей, в том числе и при рождении.
2. Отсутствиеродительской заботы о детях, передача детей на воспитание родственникам, атакже посторонним людям
3. Эксплуатациядетей в семье – экономическая, сексуальная и т. д.
4. Жестокоеотношение к ребенку.
5. Алкоголизм,наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, психические расстройства.
6. Смертьродителей.
7. Природныеи социальные катаклизмы, вынуждающие население страны к хаотической миграции.
Исследователиединодушны в том, что истоки социального сиротства берут свое начало в семье. Привнимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишилсяпопечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либопредшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанностьне была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия,которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, чтоговорит о неэффективности существующих на данныймомент мер.
Федеральныйзакон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей — сирот идетей, оставшихся без попечения родителей» от 8 апреля 2002 года, № 34-ФЗ[9].
ГЛАВА IIОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
2.1 Семейные формы устройства
Отличие форм семейногоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Усыновление
Опека
Приемная семья
Патронат Выделение средств на содержание ребенка - + + + Выплата зарплаты - - + + Количество детей Не ограничено Не ограничено Не более 8-ми детей Не более 3-х детей Правовые отношения Приобретает права кровного ребенка Принимается в семью на правах воспитуемого Принимается в семью на правах воспитуемого Остается воспитанником учреждения Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др. ) - + + +
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всемивытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себяполноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновлениеустанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, прикоторой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайнаусыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновленияребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственностив установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ). Усыновление/удочерение– приоритетная форма устройства ребенка в семью; для родителей это наивысшаяформа ответственности за ребенка, его здоровье, развитие, воспитание иобразование; по закону разницы между кровным ребенком и усыновленным нет. Процедураусыновления. Усыновленный ребенок может быть передан в семью только по решениюсуда. Процедура усыновления довольно сложная и длительная, сопряженная сполучением множества бумаг и требующая от потенциальных родителей немалоговремени и упорства. Необходимым условием является согласие ребенка, достигшего10-летнего возраста. Статус ребенка и его возраст: Не все дети,находящиеся в детских домах, интернатах и домах ребенка, могут быть усыновлены.Усыновить можно только сироту (родители которого умерли) либо ребенка, родителикоторого лишены родительских прав (в этом случае необходимо получить ихсогласие на усыновление). На практике подавляющее большинство детейусыновляются в возрасте до трех-пяти лет. Требования к родителям: Существуетряд жестких ограничений для потенциальных усыновителей, в том числе посостоянию здоровья и по возрасту. Также при рассмотрении вопроса об усыновлениисуд учитывает материальное положение родителей, наличие достаточной жилплощади.Для иностранных граждан процедура усыновления – единственная возможностьпринять в семью ребенка из России. Права и обязанности родителей: С правовойточки зрения ребенок после усыновления приравнивается к кровному, и родителинесут за него полную ответственность. У них есть возможность дать ребенку своюфамилию, поменять имя, отчество, а в некоторых случаях и дату рождения. Интересыребенка и его новой семьи призвана защищать тайна усыновления, законустанавливает наказание за ее разглашение против воли усыновителей. Органыопеки обязаны осуществлять ежегодный контроль за семьей в течение, как минимум,трех лет после усыновления. Денежное пособие для родителей и льготы для ребенка:Государство не оказывает семье дополнительной помощи, за исключениемпредоставления матери послеродового отпуска и выплат в связи с рождениемребенка, если усыновляется младенец до трех месяцев. Денежное пособие наусыновленного ребенка равно установленному законом пособию на кровного ребенка.После усыновления ребенок получает все права родного, включая имущественные, нопри этом лишается льгот, которые он имел как сирота (например, права наполучение после достижения 18 лет жилья от государства, льгот при поступлении вучебные заведения и т. д. ). Дальнейшее устройство ребенка: Усыновленныйребенок уравнивается в правах с кровными детьми, изъять его из семьи возможнотолько при лишении родителей родительских прав[10].
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) навоспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями(супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание всемью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладаютправами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемнойсемье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. Насодержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленныезаконодательством РФ, приемным родителям — заработная плата. Размер оплатытруда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитаниедетей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учетрасходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведенияоб израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденноеПостановлением Правительства РФ от 01. 02. 2005 № 49) Приёмная семья - формасемейного устройства детей совмещает черты детского учреждения, опеки и усыновления;приемная семья может стать решением проблемы трудовой занятости родителей. Процедурасоздания приемной семьи: Она образуется на основе договора о передачеребенка на воспитание, который заключается органом опеки и попечительства сприемными родителями. Передача ребенка в семью происходит с учетом его мнения ис согласия администрации детского учреждения, в котором он находится. Передачаребенка, достигшего 10-летнего возраста, осуществляется с его согласия. Напрактике нередко возникают сложности при оформлении в семью ребенка,проживающую в другом районе или городе, так как выплаты на его содержаниеосуществляются из бюджета района, где был зарегистрирован ребенок. Статусребенка и его возраст: Ограничений для помещения ребенка в семью нет. Возможноустройство в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, отклонениями вразвитии, инвалида. Дети, имеющие братьев и сестер, как правило, передаются водну семью. Требования к приемным родителям: Приемными родителями могутбыть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судомнедееспособными или ограниченно дееспособными; лишенных родительских прав илиограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна(попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него закономобязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;имеющих заболевания, при наличии которых взять ребенка на воспитание нельзя. Праваи обязанности приемных родителей: Это законные представителиребенка, которые обязаны его воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии,создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельнойжизни. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Ребенокв приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическимиродителями, родственниками. Денежные выплаты приемным родителям и льготы дляребенка: Взрослые получают заработную плату. На содержание каждого ребенка им выплачиваютсясредства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребенок, переданный вприемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потерикормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии сзаконодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнеговозраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получениепутевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря,дома отдыха. Дальнейшее устройство ребенка: Ребенок, помещенный в приемнуюсемью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата,желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда. Приемнаясемья образуется на основании договора между приемными родителями и органомопеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) навоспитание в семью. Договор содержит в себе условия содержания детей, права иобязанности родителей по отношению к приемным детям и органу опеки ипопечительства. Разумеется, труд родителей по воспитанию и содержанию ребенкакомпенсируется денежной оплатой и льготами, которые устанавливаются законамисубъектов РФ для приемных семей. Требования, предъявляемые к приемнымродителям, аналогичны тем, которые установлены для усыновителей и опекунов (попечителей)- дееспособность, родительские права, состояние здоровья и др. По отношению кребенку приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна(попечителя), а личные права ребенка аналогичны тем, которые имеют дети внормальных полноценных семьях (право на общение, защиту интересов, выражениемнения)[11].
ПАТРОНАТ — форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональнозамещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки ипопечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатномувоспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данноеограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников,находящихся в родственных отношениях. Дети, передаваемые под патронат,продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат частоиспользуется как переходная форма к опеке или усыновлению, после полученияребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярновыплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатномувоспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрациейучреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованиемденежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма покаиспользуется не везде, а только в отдельных регионах. Патронат— семейнаяформа устройства, предусматривающая временную передачу ребенка в специальноподготовленную семью; основная цель данной формы – социализация ребенка,получение опыта жизни в семье; патронат может стать решением проблемы трудовойзанятости родителей. Процедура помещения ребенка в семью: Устанавливается наосновании заключения договора между патронатными воспитателями, органами опекии попечительства и детским учреждением (или уполномоченной службой) оразделении полномочий и ответственности за ребенка. Статус ребенка и еговозраст: На патронат передается ребенок, независимо от его возраста,статуса и состояния, которому временно требуется замещающая семья илинеобходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения. Требования кпатронатным воспитателям: Патронатное воспитание – это профессиональнаяработа, поэтому требования к воспитателю сходны с требованиями к воспитателюдетского дома. Патронатный воспитатель – фактически сотрудник сиротскогоучреждения — должен пройти специальную подготовку, а также быть готовым ксотрудничеству со специалистами, обсуждению возникающих проблем, а в случаенеобходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка. Праваи обязанности патронатных воспитателей: Патронат может быть краткосрочным (отодного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более). Патронатныйвоспитатель обязан выполнять разработанный специалистами план по защите правребенка. При этом специалисты детского дома или уполномоченной службыосуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенкаи семьи. Ребенок поддерживает контакты с кровными родителями и родственниками. Денежныевыплаты патронатным воспитателям и льготы для ребенка: Взрослые получаютзарплату, им засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск согласнотрудовому законодательству. Также им выплачивается пособие на содержаниеребенка, целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т. п. За детьмисохраняются все положенные им по статусу льготы. Дальнейшее устройство ребенка:Он может быть изъят из патронатной семьи по решению сторон. Краткосрочныйпатронат обычно переходит в долгосрочный, если не представляется возможнымпередать ребенка на усыновление. Нередко он остается в той же семье, то естьпатронат используется как переходная форма к опеке или усыновлению послеполучения ребенком соответствующего статуса. При передаче на усыновлениепреимущественное право предоставляется патронатному воспитателю, в семьекоторого он воспитывается.
НАСТАВНИЧЕСТВО – егоеще называют семьей выходного дня, каникулярной семьей: ребенка берут в семьюна время, а потом возвращают в детский дом; основная цель данной формы –социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Процедура помещения в семью:Устанавливается с помощью заключения договора между семьей и детскимучреждением о разделении полномочий и ответственности за ребенка. Желаниеребенка при помещении в семью обязательно учитывается. Статус ребенка и его возраст: Такаяформа, по мнению специалистов, может быть полезна только для детей старшеговозраста, которые способны осознанно воспринимать ситуацию – онадает бесценный опыт жизни в семье, общение и поддержку доброжелательныхвзрослых. Но для ребенка до 11-12 лет, мечтающего о семье, папе имаме, возвращение в детский дом может стать тяжелой травмой. Требования к наставникам: Требованияк ним менее жесткие, чем к патронатным воспитателям. Тем не менее,они должны пройти специальную подготовку, а также быть готовыми ксотрудничеству со специалистами, к обсуждению возникающих проблем. Права и обязанности наставников:Взрослые на время нахождения у них ребенка обязаны выполнять разработанный специалистамиплан по защите его прав. Дальнейшееустройство ребенка: Наставничество для ребенка может статьступенькой к другой форме устройства, например, долгосрочному патронату илиусыновлению, если статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит,пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь длянего это возможность некоторое время побыть вне стен детского учреждения,расширить круг общения, приобрести друзей.
2.2 Опекаи попечительство (сходства и различия)
Лицо, желающее усыновить ребенка,обращается с просьбой в суд по месту жительства усыновителя или усыновляемого. Послепроверки соблюдения всех необходимых условий усыновления суд выносит решение. Содня принятия постановления и возникает правовая связь усыновителя иусыновленного. За усыновление и действия, связанные с его производством, платане взимается. Особый порядок установлен при усыновлении российских детейиностранными гражданами, иностранных детей российскими гражданами детей — граждан России, проживающих заграницей. Усыновление подлежит обязательнойрегистрации в органах загса по месту вынесения решения[12].При вынесении решения об усыновлении могут быть соответствующим образом измененыфамилия, имя, отчество усыновляемого, дата и место рождения ребенка, аусыновители в книге записи рождений могут быть указаны в качестве родителейусыновленного (и в том и в другом случае, если ребенок достиг 10 летнеговозраста требуется его согласие). Таким образом обеспечивается тайнаусыновления ребенка. Обязанность ее сохранения лежит на суде и органах загса,которым запрещено выдавать документы, раскрывающие эту тайну. Результатомусыновления является возникновение юридических родственных связей междуусыновителем, усыновленным и родственниками усыновителя; одновременноусыновленный утрачивает права и обязанности по отношению к своим родителям иродственникам (в ряде случаев сохранение отдельных прав и обязанностейвозможно). Отмена усыновления допускается в случае уклонения усыновителей отвыполнения обязанностей или злоупотребления родительскими правами, наличия уних хронического алкоголизма или наркомании, а также, если этого требуютинтересы ребенка. С момента вынесения судом решения об отмене усыновленияребенок теряет юридические права и обязанности по отношению к усыновителю (егородственникам) и восстанавливает свое прежнее положение. Но все права иобязанности, возникшие в момент действия решения об усыновлении имеют правовоезначение и юридическую защиту. Суд вправе обязать бывшего усыновителявыплачивать средства на содержание ребенка. Опека и попечительство — правовыеформы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей,оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которыепо состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права ивыполнять обязанности[13]. Опека устанавливаетсянад малолетними (по новому Гражданскому кодексу это лица в возрасте до 14 лет),а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствиепсихического расстройства. По своему содержанию она наиболее полно охватывает изащищает права опекаемого лица. Опекуны являются представителями подопечных всилу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечительствоустанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также надограниченно дееспособными лицами. Попечители дают согласие на совершениесделок, которые подопечные не вправе совершать самостоятельно. Попечителиоказывают подопечным содействие в осуществлении своих прав и исполненииобязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны других лиц. Однимсловом, попечительство затрагивает гораздо меньший круг правоотношений, чемопека. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления(районная (городская) администрация или представительные органы соответствующихмуниципальных образований). Они обладают правомочиями по назначению опекунов ипопечителей. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетниедееспособные граждане, не лишенные родительских прав. При назначенииобязательно согласие будущего опекуна (попечителя), учитываются также егонравственные и личные качества, а если возможно, то и желание самогоподопечного. Если лицо, нуждающееся в опеке или попечительстве, помещено ввоспитательное или лечебное учреждение, то обязанности опекунов (попечителей)возлагаются на эти организации[14]. Сходство отношенийопеки и попечительства с родительскими позволяет считать многие обязанностипопечителей одновременно правами. Поскольку попечители в ряду других лиц имеютпреимущество при осуществлении этих прав, им предоставляются особые правомочия(в частности, они вправе требовать возврата несовершеннолетних подопечных отлюбых лиц, удерживающих у себя детей без законных оснований). Прекращение опекии попечительства над несовершеннолетними происходит автоматически (без желанияи целенаправленных действий со стороны участников этих правоотношений). Подостижении 14 лет опека переходит в попечительство, которое прекращается придостижении подопечным 18 лет или вступлении несовершеннолетнего лица в брак. Вряде случаев опека и попечительство отменяются специальным решением (припередаче детей на воспитание родителям, в случае усыновления, по просьбеопекуна (попечителя) или при ненадлежащем выполнении им своих обязанностей). Опекун(попечитель) выполняет обязанности добровольно и безвозмездно, но на содержаниеподопечного ему выплачивается денежная сумма, размер и порядок выплаты которойопределяется правительством. Опыт работы воспитательных учреждений длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует, чтополноценное развитие ребенка в таких условиях очень затруднено. ПоэтомуСемейный кодекс предусмотрел еще одну форму воспитания детей — помещение вприемные семьи. Опека – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опекаустанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительствоустанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун(попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения,содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности поопеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой(попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Насодержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежныесредства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя изнатуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главойместного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма передусыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ). Дети, находящиеся подопекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только ссогласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласииребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами(попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержаниюдетей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство),расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), вприемную семью других граждан.
2.3Перечень документов необходимых для установления опеки и попечительства
Для кандидата в опекуны(попечители): 1. Заявление 2. Медицинское заключение о возможности бытьопекуном (попечителем) 3. Автобиография кандидата в опекуны (попечители) 4. Характеристикас места работы 5. Бытовая характеристика 6. Справка о доходах 7. Согласиесовершеннолетних членов семьи и детей с 10-ти лет на установление опеки(попечительства) 8. Поквартирная карточка 9. Акт обследования жилищно-бытовыхусловий
Для ребенка,передаваемого под опеку (попечительство)1. Копия свидетельства о рождении. Документыоб отсутствии родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишенииродительских прав, согласие родителей на установление опеки (попечительства),справка одинокой матери, приговор суда, справка о розыске, справка об аресте идр.)3. Медицинское заключение на несовершеннолетнего4. Согласиенесовершеннолетнего старше 10 лет на установление опеки (попечительства)5. Справкас места учебы (о посещении детского учреждения)6. Справка с места жительстванесовершеннолетнего (поквартирная карточка)7. Акт обследования жилищно-бытовыхусловий несовершеннолетнего8. Опись имущества несовершеннолетнего.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ)1.Опекун (попечитель) является законным представителем ребенка, находящегося подопекой (попечительством). 2. Опекуны (попечители) имеют право и обязанывоспитывать ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться оего здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. 3. Опекун(попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка,находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка ирекомендаций органа опеки и попечительства исключительно в интересах ребенка. 4.Опекун (попечитель) с учетом мнения ребёнка имеет право выбора образовательногоучреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общегообразования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.5. Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегосяпод опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка беззаконных оснований, в том числе от близких родственников ребенка. 6. Опекун(попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями идругими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение неотвечает интересам ребенка. 7. Опекун (попечитель) обязан проживать совместносо своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, чтоэто не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересовподопечного. 8. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно.9. Опекун (попечитель) не вправе беспричинно отказаться от заботы от ребенка. 10.Опекун (попечитель) не вправе без предварительного разрешения органа опеки ипопечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок,влекущих уменьшение имущества подопечного. Контроль за осуществлениемдеятельности опекунов (попечителей) по месту жительства подопечных осуществляеторган опеки и попечительства. Перечень документов для граждан, желающих бытьприемными родителями: 1. Заявление 2. Справка с места работы с указаниемдолжности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах,заверенная в установленном порядке. 3. Документ, подтверждающий наличие жилья улица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью(копия финансового счета с места жительства или выписка из домовой(поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном имуниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственностина жилое помещение). 4. Копия свидетельства о заключении брака (если состоят вбраке) 5. Медицинское заключение по результатам освидетельствования лиц (лица),желающих (желающего) стать приемными родителями 6. Письменное согласиесовершеннолетних членов семьи о принятии детей на воспитание в семью[15].Усыновителями, опекунами, приемными родителями илипатронатными воспитателями могут быть: Совершеннолетние и дееспособныеграждане. Усыновить может семейная пара или одинокий человек, опекуном можетбыть только одно лицо. Имеющие постоянное жильё с площадью не менее 12 кв. м. общейплощади на каждого члена семьи, включая будущего ребёнка, при опеке он невключается в расчёт метража. С доходом в семье на человека не менее прожиточногоминимума. При установлении опеки, патроната, создании приемной семьи этотребование не предъявляется. Не имеющие судимости за преступления против жизнии здоровья людей. Не лишённые или ограниченные в родительских правах. Медицинскиепротивопоказания при усыновлении / удочерении:- туберкулез активный ихронический всех форм локализации у больных I, II, V групп;- заболеваниявнутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадиидекомпенсации;- злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;-наркомания, токсикомания, алкоголизм;- инфекционные заболевания до снятия сдиспансерного учета;- психические заболевания, при которых больные признаны вустановленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;- всезаболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающиетрудоспособность[16].
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вестник СевКавГТУСерия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004, ISBN 5 – 9296 – 0199– 2
2. Верзуб Б. М. Некоторыевопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защитеправ и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок отчуждениянедвижимого имущества // Нотариус. — М.; Юрист, 2000. — 5. — с. 69-71
3. Где тонко, там ирвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) //Социальная защита. — 2000. — № 2.
4. Галагузова М. А. Социальнаяпедагогика – М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Иванникова В. А. Очеркио развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическоепособие. М., 1995г.
6. Климанова Г. И.,Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-егоды.
7. Кузнецова И. М. МихееваЛ. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическоепособие. — М.: Палеотин, 2002 // Государство и право. — М.; Наука, 2003. — 4.
8. Мустаева Ф. А. Основысоциальной педагогики. – М., 2001.
9. Павлова Н. Проблемыдомов ребенка // Соц. обеспечение. — 2001. — № 1
10. Римашевская Н. М.Социально-экономические и демографические проблемы современной России //Вестник Российской академии наук. — Т. 74. — 2004. — № 3.
11. Шатилов И.Н. Социальныепроблемы сиротства в России. — Балашов, 2002.