Реферат по предмету "Государство и право"


Опека и попечительство

Опека и попечительство

Опека изабота устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественныхправ и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетнихлиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять своиправа и исполнять обязанности.
Вместе стем, кроме общих целей опеки и попечительства, закон определяет такжеспециальные цели в отношении групп лиц, права и интересы которых призван,прежде всего, защищать институт опеки и попечительства:
1)  в отношении несовершеннолетних детейцелью опеки и попечительства является воспитание несовершеннолетних, которые вследствие смертиродителей, лишения родительских прав, болезни родителей или по другой причинеостались без родительской заботы, а также защита личных и имущественныхинтересов этих детей;
2)  в отношении совершеннолетнихфизических лиц опека и попечительство устанавливаются для защиты личных и имущественныхправ совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могутсамостоятельно осуществлять права и исполнять обязанности, а также для созданияим необходимых бытовых условий, осуществления за ними ухода, обеспечения ихвоспитания, обучения и развития, а в необходимых случаях и лечения.
Согласност. 56 ГК Украины органы, на которые возложено осуществление опеки ипопечительства, их права и обязанности по обеспечению прав и интересов физическихлиц, требующих опеки и попечительства, устанавливаются законом и другиминормативно-правовыми актами.
В данноевремя перечень органов опеки и попечительства предусмотрен ст. 129 Кодекса обраке и семье, а также п. 1.3 и п. 1.4 Правил опеки и попечительства,утвержденных Государственным комитетом по делам семьи и молодежи, Министерствомобразования, Министерством здравоохранения, Министерством работы и социальнойполитики Украины 26 мая 2002 г. (Зарегистрированы в Министерстве юстицииУкраины 17 июня 2001 г.).
Всоответствии с этими актами опека и попечительство устанавливаютсягосударственной администрацией районов, районов городов Киева и Севастополя,исполнительными комитетами городских в городах, сельских, поселковых Советов.
Непосредственноеведение дел по опеке и попечительству возлагается на соответствующие отделыместной государственной администрации районов, районов городов Киева иСевастополя, исполкомов городских в городах Советов.
Непосредственноведение дел по опеке и попечительству в исполкомах районных (городских) Советоввозлагается:
вотношении несовершеннолетних — на отделы образования;
вотношении лиц, признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными, —на отделы здравоохранения;
вотношении взрослых дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состояниюздоровья — на органы социальной защиты населения.
Этиотделы выполняют всю подготовительную работу, связанную с назначением опеки(попечительства), осуществляют организационные и контрольные функции.
Всельской местности и в поселках опекой и попечительством непосредственно ведаютисполкомы поселковых и сельских советов.
Согласност. 58 ГК Украины опека устанавливается над малолетними лицами, лишеннымиродительской опеки, и физическими лицами, признанными недееспособными.
Опекунобязан заботиться о сохранении и использовании имущества подопечного в егоинтересах.
Еслималолетнее лицо может самостоятельно определить свои потребности и интересы,опекун, осуществляя управление его имуществом, должен учесть его желание.
Опекунсамостоятельно осуществляет затраты, необходимые для удовлетворенияпотребностей подопечного, за счет пенсии, алиментов, доходов от имущества ит.п.
Еслиподопечный является собственником недвижимого имущества или имущества, котороетребует постоянного управления, опекун может с разрешения органа опеки ипопечительства управлять этим имуществом или передать его по договору вуправление другому лицу.
Опекунобязан заботиться о сохранении этого имущества, но, вместе с тем, имеет правоосуществлять за счет этого имущества затраты, необходимые для удовлетворенияпотребностей подопечного.
Однако,опекуны не несут обязанностей по содержанию своих подопечных. На такие целирасходуется получаемая на подопечного пенсия, алименты, другие доходы от егоимущества и т.п.
Опекун,как правило, должен проживать вместе с подопечным (п. 4.3 Правил опеки ипопечительства).
Опекунявляется представителем подопечного и действует от имени и в интересах последнего. Посколькумалолетние лица могут самостоятельно совершать только мелкие бытовые сделки, анедееспособные лица вообще не вправе совершать сделки, то от имени малолетнеголица опекун совершает сделки, выходящие за пределы мелких бытовых сделок, а отимени лица, признанного недееспособным, совершает любые сделки.
Вместе стем, закон ограничивает опекуна в возможности совершать ряд сделок от имениподопечного.
Вчастности, опекун не может осуществлять дарение от имени подопечного, а такжеобязываться от его имени поручительством.
Крометого, в соответствии с частью 1 ст. 68 ГК Украины, опекун, его жена, муж, атакже близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) не могут заключатьс подопечным договоры.
Из этогообщего правила существует два исключения. Указанные лица могут:
1)  заключать договоры дарения в пользуподопечного (то есть безвозмездно и безусловно передавать ему имущество всобственность);
2)  заключать договор ссуды в пользуподопечного (то есть безвозмездно предоставлять ему имущество во временное пользование).
Некоторыесделки с имуществом подопечного опекун может осуществлять только с разрешенияорганов опеки и попечительства. В частности, без их согласия он не может:
1)  отказываться от имущественных правподопечного;
2)  выдавать письменные обязательства отлица подопечного;
3)  заключать договоры, требующиенотариального удостоверения и (или) государственной регистрации;
4)  заключать договоры в отношениидругого ценного имущества.
(В своюочередь, опекун имеет право дать согласие на совершение таких сделок лишь сразрешения органов опеки и попечительства).
Анализируячасть I ст. 71 ГК Украины, где содержатсяуказанные ограничения, можно сделать вывод, о том, что закон различает дваслучая заключения сделок опекуном:
1)сделки,которые характеризуются особой фактической стороной: факт отказа от имущественных правподопечного, факт выдачи письменного обязательства от имени подопечного, фактзаключения договора, требующего определенной формы.
При этомне имеет значения ценность имущества, в отношении которого такие обстоятельстваимели место. Достаточно установления факта совершения сделки, предусмотренногопп. 1-3 части 1 ст. 71 ГК Украины. Его наличие свидетельствует о нарушениизакона и влечет недействительность сделки;
2)сделкис ценным имуществом (независимо от их формы).
В такомслучае суд должен установить, является ли имущество «ценным». Поскольку законне содержит критериев «ценности имущества», при решении этого вопроса,очевидно, может учитываться не только его стоимость в деньгах, но и ценностькак культурного наследия и т.п.
Кромеопеки над физическим лицом, опека в соответствии со ст. 74 ГК Украины можетбыть установлена также над имуществом. Это возможно в таких случаях:
1)  если у лица, над которым установленаопека и попечительство, есть имущество, находящееся в другой местности;
2)  если существует необходимость опекинад имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим или над имуществомфизического лица, место пребывания которого неизвестно;
3) еслиэто предусмотрено специальным законом.
Попечительствоустанавливается над несовершеннолетнимилицами, лишенными родительской заботы, и физическими лицами, гражданскаядееспособность которых ограничена.
Посколькунесовершеннолетние лица имеют право самостоятельно совершать только сделки, указанныев ч. 1 ст. 32 ГК Украины, а лицо, ограниченное в гражданской дееспособности,может совершать только мелкие бытовые сделки, то попечитель дает согласие насовершение несовершеннолетними лицами и лицами, ограниченными в гражданскойдееспособности, сделок, которые они не могут совершать самостоятельно.Попечитель также обязан принимать меры для защиты гражданских прав и интересовподопечного.
Опека ипопечительство могут устанавливаться судом или органами опеки и попечительства.
Всоответствии со ст. 60 ГК Украины суд устанавливает опеку над физическим лицомв случае признания его недееспособным, в случае ограничения его гражданскойдееспособности, а также опеку над малолетним лицом и попечительство наднесовершеннолетним лицом, если при рассмотрении дела будет установлено, что онилишены родительского попечения. При назначении опекуна или попечителя суддолжен учесть мнение органов опеки и попечительства.
Всоответствии со ст. 61 ГК Украины установление опеки и попечительства вадминистративном порядке (органом опеки и попечительства) имеет место, еслиречь идет об опеке над малолетним лицом и попечительстве над несовершеннолетнимлицом, кроме случаев, установленных частями первой и второй статьи 60 ГКУкраины.
Назначениеконкретного опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства.При этом учитывается,что в соответствии с положениями ст. 64 ГК Украины опекуном или попечителем неможет быть физическое лицо:
1)  лишенное родительских прав, если этиправа не были восстановлены;
2)  поведение и интересы которогопротиворечат интересам физического лица, требующего опеки и попечительства(например, не могут быть опекунами или попечителями лица, состоящие на учетеили находящиеся на лечении в психоневрологических и наркологических учреждениях;лица, которые ранее были опекунами или попечителями и по их вине опека илипопечительство были прекращены; лица, осужденные за осуществление тяжкогопреступления).
Исключительнымислучаями опеки и попечительстваявляется установление этих отношений, если опекун или попечитель нужны, но неназначены. Собственно, таких ситуаций закон предусматривает две:
1)  временное выполнение функций опекуна(попечителя). Их по назначению опекуна или попечителя над физическим лицомосуществляет соответствующий орган опеки и попечительства;
2)  постоянное выполнение таких функцийвместо опекуна или попечителя. Оно может иметь место в отношении физическоголица, находящегося в учебном заведении, учреждении здравоохранения илиучреждении социальной защиты населения, и над которым не установлена опека ипопечительство или не назначен опекун или попечитель. При таких условиях опекуи попечительство над этим физическим лицом осуществляет указанное учреждение(ст. 66 ГК Украины).
Опекуныи попечители назначаются преимущественно из числа лиц, находящихся вродственных отношениях с подопечным. Поэтому, как правило, обязанности по опеке и попечительствувыполняются бесплатно. Вместе с тем, ст.73 ГК Украины предусматривает, чтоКабинет Министров Украины определяет основания возникновения права на оплатууслуг опекуна и попечителя, размер и порядок их выплаты.
То есть принципиальновопрос об оплате обязанностей опекуна или попечителя не исключен. В связи сэтим следует обратить внимание на коллизию норм Гражданского и Семейногокодексов, возникающую в связи с тем, что часть 5 ст. 249 СК Украиныпредусматривает безвозмездность выполнения обязанностей опеки и попечительстванад ребенком.
Принципиальныйвывод должен основываться на учете оценки ГК Украины как основного актагражданского законодательства (ст. 4 ГК Украины), вследствие чего при решенииэтого вопроса нормы Гражданского кодекса преобладают над положениями СКУкраины.
Часть 1ст. 79 ГК Украины предусматривает право заинтересованных лиц, в том числеродственников подопечного, обжаловать действия опекуна в органы опеки ипопечительства или в суд. Очевидно, используя аналогию закона, заинтересованныелица, имеют право обжаловать действия не только опекуна, но и попечителя.
Решениеорганов опеки и попечительства могут быть обжалованы в вышестоящий орган или всуд (ч. 2 ст. 79 ГК Украины, пп. 1, 4.8. Постановления Пленума Верховного СудаУкраины от 3 декабря 1997 г. «О практике рассмотрения судами дел по жалобам нарешения, действия или бездействие органов государственной власти, органовместного самоуправления, юридических, должностных и служебных лиц в сфереуправленческой деятельности, нарушающих права и свободы граждан»).
Освобождениеопекуна и попечителя от выполнения их обязанностей возможно в таких случаях:
1)опекунили попечитель могут быть по их заявлению освобождены от выполнения этихобязанностей органом опеки и попечительства.
Такоезаявление должно быть рассмотрено на протяжении одного месяца со дня егоподачи.
Лицовыполняет полномочия опекуна или попечителя до вынесения решения обосвобождении его от полномочий опекуна или попечителя или до окончаниямесячного строка со дня подачи заявления, если оно не было рассмотрено напротяжении этого срока.
Правилаопеки и попечительства предусматривают возможность освобождения от выполненияобязанностей опекунов и попечителей по их просьбе, при условии, что орган опекии попечительства по месту проживания подопечного признает, что данная просьбавызвана уважительной причиной.
Вслучае, если органы опеки и попечительства откажут в удовлетворении просьбы обосвобождении от обязанностей опекуна или попечителя, их отказ в соответствии счастью 2 ст. 79 ГК Украины может быть обжалован в орган, которому подчиненыорганы опеки и попечительства, или в суд;
2)  по заявлению органа опеки ипопечительства освободить лицо от полномочий опекуна или попечителя может суд —в случае невыполнения им своих обязанностей, а также в случае помещенияподопечного в учебное заведение, учреждение здравоохранения или учреждение социальнойзащиты;
3)  по заявлению лица, над которымустановлено попечительство, попечитель освобождается от выполнения обязанностей(и полномочий) органом опеки и попечительства.
Прекращениеопеки возможно по следующим основаниям:
1)   в случае передачи малолетнего лицародителям (усыновителям), о чем орган опеки и попечительства принимаетсоответствующее решение;
2)   в случае достижения подопечнымчетырнадцати лет. При этом лицо, исполнявшее обязанности опекуна, становитсяпопечителем без специального решения об этом;
3)   в случае возобновления гражданскойдееспособности физического лица, признанного недееспособным. В этом случаерешение суда о возобновлении гражданской дееспособности физического лицаявляется основанием для решения органа опеки и попечительства о прекращенииопеки (ст. 76 ГК Украины);
4)вслучае смерти опекуна или подопечного. Основаниями прекращения попечительстваявляется:
1)  достижение физическим лицомсовершеннолетия;
2)  регистрация брака несовершеннолетнеголица;
3)  предоставление несовершеннолетнемулицу полной гражданской дееспособности;
4)  возобновление гражданскойдееспособности физического лица, гражданская дееспособность которого былаограничена (ст. 77 ГК Украины);
5)  смерть подопечного или попечителя.
Особымвидом отношений в области опеки и попечительства является предусмотренный ст.78 ГК Украины «институт помощников», назначение которого состоит в оказании дееспособномуфизическому лицу помощи в осуществлении прав и выполнении обязанностейпоследним.
Спецификаэтого института заключается в том, что «помощник» не является опекуном илипопечителем, поскольку назначается для оказания помощи полностью дееспособномуфизическому лицу и по его просьбе (по его выбору).
По своимюридическим свойствам институт «помощи» — это отношения, базирующиеся надоговоре поручения. Вместес тем с учетом специфики субъекта, которому оказывается помощь (это всегдадееспособное физическое лицо, которое по состоянию здоровья не можетсамостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности), и спецификиоформления соответствующих отношений, в ГК Украины нормы, содержащиепринципиальные начала «помощи», помещены в главе «Опека и попечительство».
Характерныепризнаки института «помощи»:
1)  помощник назначается по просьбедееспособного лица, которое вследствие состояния здоровья нуждается впомощнике;
2)  помощником может быть толькодееспособное физическое лицо;
3)  по заявлению лица, нуждающегося впомощи, имя его помощника регистрируется органом опеки и попечительства иподтверждается соответствующим документом.
Помощникимеет право на получение пенсии, алиментов, заработной платы, почтовойкорреспонденции, принадлежащих нуждающемуся в помощи физическому лицу.
Он такжеимеет право совершать мелкие бытовые сделки в интересах лица, нуждающегося в помощи,в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Помощникпредставляет лицо в органах государственной власти, органах власти АвтономнойРеспублики Крым, органах местного самоуправления и организациях, деятельностькоторых связана с обслуживанием населения. Однако представлять физическое лицов суде он может лишь на основании специальной доверенности.
Услугипомощника являются возмездными, если иное не определено соглашением сторон.
Помощникможет быть в любое время отозван лицом, нуждающимся в помощи. В этом случаеполномочия помощника прекращаются с момента заявления (письма и т.п.) оботзыве.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.