КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
ПЛАН
1. Государство иконтроль за использованием и охраной окружающей природной среды
2. Материальнаяответственность за экологические проступки
3. Правовая охранаатмосферного воздуха
1. Государствои контроль за использованием и охраной окружающей природной среды.
Экологический контроль —важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраныокружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управленияи правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологическогоконтроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшуюправовую меру. Именно посредством экологического контроля в основномобеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды кисполнению экологических требований. Меры юридической ответственности заэкологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля,либо с привлечением иных государственных органов.
Функция экологическогоконтроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечениярационального природопользования и охраны окружающей среды — экологическогонормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования,экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельностиэкологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований,осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видовдеятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологическогоконтроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченныхгосударственных органов, осуществляемую в рамках установленной для ихпроцедуры, на основе специальных правовых норм.
Российскоеадминистративное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль инадзор.Под экологическим контролем понимается деятельностьуполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требованийэкологического законодательства. Административный надзор представляет собойспецифическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит внаблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранныхправил. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти,предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторыегосударственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различиемежду этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с ЗакономРФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органомявляется Государственная метрологическая служба Госстандарта России.Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверкусоблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, вчастности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).
Экологический контролькак правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную икарательную.
Роль предупредительнойфункции заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная овозможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований,заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Информационнаяфункция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лицасобирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельностиподконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в применениик нарушителям правовых экологических требований предусмотренныхзаконодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В природоохранительнойпрактике России выделяются следующие виды экологического контроля:государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериямитакой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, исфера действия контроля.
Государственныйэкологический контроль
Задачей государственногоэкологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований порациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды отзагрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями игражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контрольносит, таким образом, надведомственный характер.
Существенной особенностьюгосударственного экологического контроля является и то, что он ведется от именигосударства. Осуществляемый в рамках экологической функции государства государственныйконтроль в данной сфере в значительной мере определяет эффективность даннойфункции. Потенциально государственный экологический контроль более другихвидов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований,поскольку он как инструмент осуществления экологической функции государстваможет использовать не только собственные полномочия государственно-властногохарактера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов — прокуратурыи суда. Основными мерами административного принуждения при этом являются мерыадминистративного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатацииэкологически вредных объектов), административной ответственности(предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановкавопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности,возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия).
Государственныйэкологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего.Задачейпредупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческойи иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие наприроду. Осуществляется такой контроль на стадиях планирования илипроектирования этой деятельности, реализации проекта, ввода объектов вэксплуатацию. Текущий государственный экологический контроль осуществляетсяспециально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иныхэкологически значимых объектов, в процессе природопользования.
Соответственноподразделению органов государственного управления природопользованием иохраной окружающей среды органы общей и специальной компетенциигосударственный экологический контроль можно подразделить на общий испециальный (надведомственный). Общий экологический контроль осуществляетсяорганами общей компетенции, специальный — органами специальной компетенции.Подразделение государственного экологического контроля делится на: общий испециальный предопределяет специфику форм и способов его проведения..
Государственный экологическийконтроль проводится на определенных принципах. Основные из них — законность,объективность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Принципзаконности проявляется в том, что такой контроль могут проводить лишьуполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемыхнормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данныхо деятельности контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных иконтрольных функций характерен лишь для специально уполномоченных органовгосударственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальныйхарактер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том,что функция проведения специального государственного экологического контроля неможет возлагаться на органы, эксплуатирующие природные ресурсы.
Правовые основыорганизации и осуществления государственного экологического контроляустановлены Конституцией РФ, законами, регулирующими статус Президента РФ,Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законодательством,а также рядом специальных подзаконных актов. Законом «Об охране окружающейприродной среды» (ст. 68, 70) определены задачи, органы государственногоэкологического контроля, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст.68, 70). Задачи и органы государственного контроля за использованием и охранойприродных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. Кспециальным актам в рассматриваемой сфере относятся:
1) Правила осуществлениягосударственного экологического контроля должностными лицами Министерстваохраны окружающей среды и природных ресурсов РФ и его территориальныхорганов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля 1996 г.;
2) Порядок осуществлениягосударственного экологического контроля за охраной окружающей природной средыи соблюдением требований экологической безопасности при производстве,использовании, хранении, захоронении радиоактивных материалов и источниковионизирующего излучения, утвержденный приказом Минприроды России от 8 октября1993 г.;
3) Приказ МинприродыРоссии от 23 июля 1996 г. «О совершенствовании технического и методическогообеспечения экологического контроля и использования новых экономическихмеханизмов при осуществлении природоохранной деятельности»;
4) Указ Президента РФ от16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием иохраной земель при проведении земельной реформы»;
5) Положение о порядкеосуществления государственными органами управления лесным хозяйствомгосударственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утвержденное постановлениемПравительства РФ от 3 мая 1994 г. и др.
Государственныйобщий экологический контроль
Государственный общийэкологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ,представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствамисубъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.
ПолномочияПрезидентаРоссии как главы государства по проведению экологического контролярегулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форменепосредственного контроля Президента РФ и опосредованного — через подразделенияего администрации. Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет черезподбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решениюэкологических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФон назначает на должности министров, председателей государственных комитетов,руководителей федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФот 14 августа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции,подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это — МВД РФ, Федеральная пограничнаяслужба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзорРоссии по ядерной и радиационной безопасности.
Президент РФ вправепредседательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет емуконтролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимыхрешений.
Президентский контрольреализуется также через Контрольное управление Президента РФ и его территориальныеподразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ всубъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольноеуправление осуществляет контроль за исполнением федеральными органамигосударственной власти и органами государственной власти субъектов РФКонституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачиКонтрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оновправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предписания руководителямфедеральных органов и главам исполнительной власти субъектов РФ об устранениивыявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы вПрокуратуру РФ и контрольные органы.
Хотя государственныйэкологический контроль осуществляется преимущественно в системе органовисполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органысубъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружающей средыконтрольных полномочий, предусмотренных Конституцией России, конституциями(уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится ссоблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвейвласти.
На федеральном уровнеконтрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Онипроявляются в том, то Дума дает согласие Президенту РФ на назначениеПредседателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ.Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностьюПравительства РФ при формировании бюджета. В соответствии с Законом «Об охранеокружающей природной среды» финансирование природоохранных мероприятий должнопредусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль завыполнением этого требования — задача Государственной Думы. Важным являетсятакже контроль за исполнением федерального бюджета, в том числе по статьям,касающимся охраны окружающей среды: он относится к совместному ведению обеихпалат Федерального Собрания РФ. На регулярной основе такой контроль от именифедерального Собрания РФ осуществляет специально созданный орган — Счетнаяпалата. Контрольная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным закономот 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации». Она, в частности,проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетномгоду; комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным статьямфедерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизупроектов федерального бюджета и др. (ст. 9 названного Федерального закона).
Контрольные полномочияпредставительных органов субъектов РФ, как правило, шире федеральных. Так,согласно конституциям республик Татарстана и Башкортостана представительныеорганы являются высшими законодательными и контрольными органами. Ониконтролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов, каковымиявляются, в частности, правительства.
Государственный общийэкологический контроль осуществляют такжеорганы исполнительной властиобщей компетенции— Правительство РФ, правительства субъектов Федерации.Экологический контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседанияхотчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной властив области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнениемзаконов иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствующимиорганами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствамиактов, если они противоречат Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектовРФ, указам Президента РФ, постановлениям правительств.
Администрации краев,областей и других субъектов РФ осуществляют контроль за использованиемприродных ресурсов и охраной окружающей среды, радиационным состоянием территорий,соблюдением утвержденных проектов строительства, состоянием учета и отчетностина предприятиях и в организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.
Государственный специальный экологический контроль
Государственныйспециальный (надведомственный) экологический контроль проводитсяпреимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроляхарактеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенцииконтролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а такжеграждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых,между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационнаяподчиненность1.
Круг органов,уполномоченных на проведение государственного надведомственного экологическогоконтроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченныегосударственные органы в области охраны окружающей среды, использования иохраны отдельных природных ресурсов:
• Государственный комитетРФ по охране окружающей среды;
• Министерство природныхресурсов РФ;
• Государственный комитетРФ по земельным ресурсам и землеустройству;
• Федеральная службалесного хозяйства России.
Специально уполномоченныеорганы проводят государственный экологический контроль в формепредупредительного и текущего. При этом предупредительный контрольосуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельностии различными способами. Основными из них являются согласования сприродоохранительными органами, дача ими заключений на проекты решений. Так, всоответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих насостояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственнойвласти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федеральногооргана управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственнойэкологической экспертизы. Согласно ст. 25 Закона «О недрах», проектирование истроительство промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаетсятолько после получения заключения федерального органа управлениягосударственным фондом недр или его территориального подразделения оботсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может служитьучастие представителей специально уполномоченных государственных органов вобласти охраны окружающей среды в государственных приемочных комиссиях.
К специфическим способамосуществления предупредительного экологического контроля относится такжепроведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документациина строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих насостояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствияисходным данным, техническим условиям итребованиям нормативной документации по проектированию и строительству (ст. 80ВК РФ).
Полагаем необходимымотметить, что не можем рассматривать Государственную экологическую экспертизу,экологическое лицензирование, экологическую сертификацию как способы проведенияэкологического контроля, хотя, и подчеркиваем, что все названные меры служатправовыми средствами, имеющими целью обеспечить выполнение правовыхэкологических требований. Но, как отмечалось, это — самостоятельные функциигосударственного управления, осуществляемые разными структурными подразделениямив системе специально уполномоченных органов, имеющие собственные правовыеосновы и собственные процедуры. Не случайно в соответствии с Положением огосударственной экологической экспертизе, утвержденным постановлениемПравительства РФ от 22 сентября 1993 г., контроль за исполнением требованийзаключения государственной экологической экспертизы осуществляют органыгосударственного экологического контроля, федеральный закон «Об экологическойэкспертизе» предусматривает в п. б ст. 18, что для осуществлениясоответствующих контрольных функций информация о заключении государственнойэкологической экспертизы направляется территориальным специально уполномоченнымна то государственным органам в области охраны окружающей природной среды (вслучае проведения государственной экологической экспертизы федеральнымспециально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы),органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местногосамоуправления, а в случаях, определяемых специально уполномоченнымгосударственным органом в области экологической экспертизы, — банковскиморганизациям, которые осуществляют финансирование реализации объектагосударственной экологической экспертизы. И именно в этом проявляется предупредительныйхарактер государственного экологического контроля.
Текущий государственныйэкологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами настадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, впроцессе природопользования.
Поскольку в системуспециально уполномоченных органов управления природопользованием и охранойокружающей среды
входит ряд министерств иведомств, необходимо выяснить, в каких сферах они осуществляют контроль.
В соответствии спостановлением Правительства РФ от 25 октября 1996 г. «ВопросыГосударственного комитета РФ по охране окружающей среды» на данный Комитетвозложено осуществление государственного экологического контроля. Чтопонимается под экологическим контролем? Его содержание определяется ЗакономРСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70). Это — проверкавыполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованиюприродных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдениютребований природоохранительного законодательства и нормативов качестваокружающей природной среды. Таким образом, Госкомэкология России и еетерриториальные органы призваны осуществлять государственный контроль нетолько за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованиемприродных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов. Контроль заиспользованием и охраной отдельных природных ресурсов осуществляется такжеприродоресурсными государственными органами. Тем самым Правительство РФпланирует дублирование государственного экологического контроля. Однако приэтом им не регулируются отношения по координации осуществлениягосударственного экологического контроля в системе специально уполномоченныхгосударственных органов.
Наряду с Законом «Обохране окружающей природной среды», основным нормативным документом,регулирующим контрольную деятельность Госкомэкологии РФ, являются Правила осуществлениягосударственного экологического контроля должностными лицами Министерстваохраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и еготерриториальных органов, утвержденные приказом Минприроды России от 17 апреля1996г.
В части осуществленияэкологического контроля главной задачей Госкомэкологии является обеспечениесоблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностнымилицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства, и иностранными лицами)требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов,экологических норм, правил и других нормативных документов по охранеокружающей среды. Для повышения эффективности государственного экологическогоконтроля Госкомэкология России при его осуществлении в пределах своейкомпетенции обеспечивает:
а) координациюдеятельности специально уполномоченных государственных органов РФ в областиохраны окружающей среды и их территориальных органов в части осуществления имигосударственного контроля за использованием и охраной отдельных видов природныхресурсов и координацию деятельности других министерств и ведомств и ихтерриториальных органов, которые в соответствии с законодательством решаютвопросы в области охраны окружающей среды. Координация контрольной деятельностиГоскомэкологии РФ е-другими государственными органами регулируется специальнымиактами, к примеру, Соглашением о взаимодействии органов Минприроды России иРоскомнедра в части государственного контроля за охраной окружающей природнойсреды на объектах недропользования, утвержденное Минприроды РФ и Роскомнедраот 27 марта 1995 г.;
б) взаимодействие сорганами Госсанэпиднадзора, МВД РФ, Прокуратуры РФ, другими заинтересованнымиминистерствами и ведомствами, а также с общественными объединениями.
На государственныхинспекторов по охране природы Госкомэкологии России и его территориальныхорганов при осуществлении государственного экологического контроля возложеныследующие обязанности:
1) самостоятельно или вовзаимодействии с должностными лицами министерств, ведомств, их территориальныхорганов, выполняющих функции по осуществлению государственного контроля заиспользованием и охраной отдельных видов природных ресурсов, и с привлечением вустановленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природнойсреды систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельностиюридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;
2) принимать меры попредотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативныхпоследствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лицк ответственности за нарушение экологических требований;
3) осуществлять сборинформации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой дляорганизации и осуществления государственного экологического контроля,анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядкепредложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды иповышению эффективности государственного экологического контроля.
Важнейшим условиемрешения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля,служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов поохране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Законом «Об охранеокружающей природной среды» (ст. 70). Некоторыми дополнительными праваминаделяют их Правила осуществления государственного экологического контролядолжностными лицами Госкомэкологии России и его территориальных органов.
Решения государственныхинспекторов по охране природы могут быть обжалованы вышестоящему в порядкеподчиненности государственному инспектору по охране природы, в суд или арбитражныйсуд.
Приведенный переченьубеждает в том, что инспектора по охране природы Госкомэкологии Россииобладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнениявозложенных на них задач и обязанностей.
Существеннойпредпосылкой эффективности государственного экологического контроля служиттакже адекватное регулирование и соблюдение процедуры принятия государственнымиинспекторами по охране природы мер по предупреждению, выявлению и устранениюэкологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности.
2. Материальнаяответственность за экологические проступки
При изучении данного видаответственности важно отличать его от имущественной ответственности,предусматриваемой гражданским законодательством. В науке экологического праваимущественная ответственность в сфере охраны окружающей среды рассматриваетсяиногда как материальная.
Материальнаяответственность заключается в обязанности работника возместить в установленномпорядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его винепредприятию, организации в результате ненадлежащего исполнения им своихтрудовых обязанностей. В частности, материальную ответственность несутдолжностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходыпо возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Материальнаяответственность за причиненный ущерб признается самостоятельным видомюридической ответственности. Поэтому работник, независимо от привлечения кматериальной ответственности, может быть привлечен также к дисциплинарной и иному виду ответственности.
По трудовому праву лица,находящиеся с предприятием, организацией в трудовых отношениях, несутматериальную ответственность при определенных условиях:
а) наличие прямогодействительного ущерба, явившегося результатом совершения работникомэкологического правонарушения, поскольку предприятие было вынуждено понестизатраты на возмещение причиненного этим правонарушением вреда;
б) противоправностьповедения работника, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение им своихтрудовых обязанностей (например, вследствие виновного нарушения работникомустановленного технологического процесса произошел сброс сточных вод,"приведший к отравлению рыбы в водоеме);
в) причинная связь междудействием (бездействием) работника и причиненным ущербом. Должно быть доказано,что возникший ущерб непосредственно связан с нарушением данным работником
технологическогопроцесса;
г) вина работника впричинении ущерба своим действием или бездействием. Работник признаетсявиновным, если противоправное деяние совершено им умышленно или понеосторожности.
Материальнаяответственность рабочих и служащих регламентируется Кодексом законов о трудеРФ, Положением о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб,причиненный Предприятию, учреждению, организации, другими нормативными актами.
Трудовое законодательствопредусматривает два основных вида материальной ответственности работников:ограниченную и полную. При ограниченной материальной ответственности работникобязан возместить ущерб в размере прямого действительного ущерба, но, какправило, не более своего среднего месячного заработка (ст. 119КЗоТРФ).
Случаи материальнойответственности, при которых ущерб подлежит возмещению в полном объеме,предусмотрены ст. 121 КЗоТ РФ:
а) когда ущерб причиненпреступными действиями работника, установленными приговором суда, либоработником, находившимся в нетрезвом состоянии;
б) когда в соответствии сзаконодательством или договором на работника возложена полная материальнаяответственность, а также в других случаях.
3. Правоваяохрана атмосферного воздуха
Объектом регулирования врамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.Закон «Об охране атмосферного воздуха» не регулирует отношения по поводувоздуха жилых и производственных помещений. К атмосферному воздуху неотносится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношенияпо поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным,в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграниченияатмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого сприродной средой.
Атмосферный воздухявляется одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, онслужит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всегоживого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человекаподчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.
У атмосферного воздуха иатмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств.Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космическихизлучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. Вэкономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется кактранспортная коммуникация. Наконец, атмосфера — это среда для удалениягазообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.
Особенностью правовогорежима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он неможет быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимытрадиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован длятого, чтобы стать объектом права собственности.
Не являясь собственникоматмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территориейгосударства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают изпринадлежности государству его естественной природной среды. Любое государствов пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правамитерриториального верховенства, государственного суверенитета, исключительнымправом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФРоссийская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом вотношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимаетсявоздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространствонад внутренними водами и территориальным морем (ст. 1).
Какова пространственнаясфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Онаопределяется пределами государственного суверенитета России над своимвоздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться впределах практически возможного использования воздушного пространства илипрактического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере границадействия законодательства определяется возможным высотным пределом, которыйдостигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредноевоздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатацииозоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.
Как никакой другойприродный ресурс, атмосферный воздух, «Не признающий» политических границ,образует единую в глобальном масштабе среду жизни.
Если в отношении такихприродных объектов, как земля, Ведра, воды, животный мир, предмет правовогорегулирования включает и регулирование использования и охраны, то регулированиеиспользования атмосферного воздуха может быть осуществлено лишь в самой малойстепени. Так, ст. 40 и 41 Закона «Об охране атмосферного воздуха»предусматривают регулирование потребления атмосферного воздуха для промышленныхи иных народнохозяйственных нужд. При проектировании предприятий, сооружений идругих объектов, а также при создании и совершенствовании технологическихпроцессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающиеминимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственныхнужд. Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено,приостановлено или запрещено органами, осуществляющими государственныйконтроль за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит кизменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие наздоровье людей, растительный и животный мир.
Хотя на практике неустанавливается особых ограниченийназабор воздуха длятехнологических нужд, атмосферный воздух как природный ресурс эксплуатируетсявесьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете изЕвропы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за этоже время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементомпроизводственных процессов и иной хозяйственной деятельности человека.
Наряду с Законом РСФСР«Об охране атмосферного воздуха», отношения по охране атмосферного воздухарегулируются Законом «Об охране окружающей природной среды», Федеральнымзаконом «Об экологической экспертизе» и другими нормативными актами.
Поскольку в процессеантропогенной деятельности на состояние атмосферного воздуха оказываютсяхимические, физические и биологические воздействия, законодательство регулируетсоответствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояниеокружающей среды, как физические (шум, электромагнитные поля), регулируютсяпреимущественно именно в рамках воздухоохранительного права. Основнымиправовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются нормирование качестваатмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельныхисточников, регулирование размещения источников вредных воздействий наатмосферу, экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов,эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы, разрешительный порядоквредных воздействий на состояние атмосферного воздуха. Как видно, все это имеетцелью предупреждение деградации атмосферы под воздействием человеческойдеятельности.
К специфическимтребованиям законодательства об охране атмосферного воздуха относитсярегулирование воздействия на погоду и климат (ст. 42 Закона «Об охранеатмосферного воздуха»). Действия, направленные на искусственные изменениясостояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могутосуществляться только по разрешениям специально уполномоченных на тогосударственных органов и лишь при условии, что это не приведет кнеблагоприятному воздействию на погоду и климат. Такие воздействия на погодупроводятся в сельскохозяйственных и иных общественно значимых целях —например, для предупреждения выпадения града или дождя или, наоборот, длястимулирования осадков.
В воздухоохранительномзаконодательстве регламентируются все виды деятельности, сопровождаемой вреднымвоздействием на атмосферу, включая:
• размещение,проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированныхпредприятий, сооружений и других объектов, совершенствование существующих ивнедрение новых технологических процессов и оборудования и их эксплуатацию;
• проектирование,производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов, других передвижныхсредств и установок;
• размещение и развитиегородов и других населенных пунктов;
• применение средствзащиты растений, стимуляторов их. роста, минеральных удобрений и другихпрепаратов, применение которых разрешается в народном хозяйстве;
• добычу полезныхископаемых, взрывные работы, размещение и эксплуатацию терриконов, отвалов исвалок.
В законодательствепредусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферноговоздуха. В частности:
• не допускаетсяпроизводство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств иустановок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышаетустановленные нормативы;
• не допускаетсяразмещение в жилых домах производств промышленного характера, а такжеоборудования, являющегося источником повышенного шума и вибрации;
• запрещается ввод вэксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и другихобъектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха.
На практике такие запретыдалеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые вэксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленныхтребований. Они функционируют на основе временно согласованных нормативоввыбросов загрязняющих веществ, т.е. допускается заведомое нарушение нормативовпредельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.
Список литературы
1.Конституция РФ.
2. Научно-практическаяконференция « Проблемы экологии Волжского бассейна и практика применения природоохранительногозаконодательства». Тверь.
3. Кравченко С. Н.Материальная ответственность в системе охраны природы. Киев: Высшая школа.
4. Закон РФ «Обокружающей природной среде»
5. Экологическое право.Учебник