Министерство внутренних дел Российской ФедерацииБелгородский юридическийинститутКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»
РЕФЕРАТ
по теме: «Оказаниеюридической помощи и защита по уголовным делам»
Автор: Адъюнкткафедры
рядовой милиции
Ловин В.А.Белгород — 2008 План
Вступительная часть
1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.
2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.
3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.
Заключительная часть (подведение итогов).
Литература:
Основная:
1. Гуценко К.Ф., КовалевМ. А. Правоохранительные органы: Учебник. – М., Зерцало. 1998. Гл. 16.
2.Правоохранительныеорганы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2004. Гл. 13, 16, 17.
3.Правоохранительныеорганы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 2003. Гл.2.параграф 7-8.
4.Воронцов С.А.Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История исовременность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д.Феникс.1999.Раздел 5. Гл. 5.
5.Правоохранительныеорганы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.-М., Щит-М. 2000. Дополнительная:
1.Конституци РФ. М. 1993.
2.Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от17.12.1997 //СЗ РФ.22.12. 1997. № 51. Ст. 5712.
3.Федеральный закон № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» от 31.05. 2002. //Собрание законодательства РФ. 10.06.2002, N 23,Ст. 2102. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2005).
4.«Основы законодательства о нотариате» 1993. // Ведомости СНД и ВС РФ,11.03.1993. № 10, ст. 357. Изменения, внесенные Федеральным законом от01.07.2005 N 78-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2006 года.
5. «О передачеуголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ». УказПрезидента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998. №31. Ст. 3841.
Введение.
Центральным органомфедеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственнойполитики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.
Возложенные на этусистему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так ипосредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстициисубъектов федерации.
Помимо органов юстиции вРФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, атакже адвокатура.
Нотариат – это правовойинститут, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а такжезащиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредствомсовершения нотариальных действий[1].
Значение нотариата всовременной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых началгосударственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской ФедерацииВ.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариуспоставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение».[2]
Деятельность нотариусовслужит также решению задач повышения юридической грамотности населения,поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положениясделки и последствия их применения.
Адвокатура – этосамоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению иорганизациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций,составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлятьпредставительство.
Цели и задачи, которые стоятперед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостьюпрофессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридическихлиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие передадвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяетзапросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.
На лекции мы рассмотримпонятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.
Вопрос 1. Понятие, задачи и система органовюстиции РФ
Административнаяреформа распределила разнородные государственные функции между различнымивидами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами иагентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться назадачах соответствующего уровня, тем самым, повышая эффективностьгосударственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстициибыли созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов,исполнения наказаний и регистрационная.
Министерство юстицииРоссийской Федерации (далее — Минюст России) представляет собой федеральныйорган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфереюстиции. Правовое положение Минюста России определяется Положением оМинистерстве юстиции Российской Федерации, которое утверждено УказомПрезидента РФ от 13 октября 2004г. № 1313 (далее — Положение о Минюсте России)1.
В соответствии сПоложением о Минюсте России на него возложены следующие функции.
Выработка и реализациягосударственной политики в сфере юстиции и нормативно-правовое регулирование вданной сфере деятельности. Для реализации данной функции Минюст России наделенполномочиями:
1. вноситьПрезиденту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы,по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам,относящимся к компетенции Минюста России и подведомственных ему федеральныхслужб, а также проекты плана работы и прогнозные показатели деятельности МинюстаРФ и подведомственных ему федеральных служб;
2. обеспечиватьисполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международныхдоговоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
3. обобщать практикуприменения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственнойполитики в установленной сфере деятельности, разрабатывать на этой основе мерыпо совершенствованию своей деятельности;
4. участвовать ворганизации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Сводазаконов РФ;
5. проводить вустановленном законодательством РФ по
рядке конкурсы и заключать государственные контракты на размещение заказов напоставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минюста России, атакже на проведение научно-исследовательских работ
для иных государственных нужд по вопросам, относящимся к компетенции МинюстаРоссии;
6. разрабатывать ипредставлять в Правительство РФ по его поручению предложения о приоритетныхнаправлениях законопроектной деятельности Правительства РФ, а также проектыпланов законопроектной деятельности Правительства РФ;
7. обобщать практикуподготовки федеральными министерствами проектов федеральных конституционных законови федеральных законов, осуществлять методическое обеспечение их подготовки;
8. координироватьработу федеральных органов исполнительной власти по подготовке предложений кпроектам планов законопроектной деятельности Правительства РФ и принеобходимости давать правовые заключения о целесообразности разработкизаконопроектов;
9. осуществлятьгосударственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющихмежведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренныхзаконодательством РФ;
10. осуществлятьгосударственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;
11. организовыватьгосударственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальныхправовых актов о внесении изменений в эти уставы;
12. осуществлять идругие полномочия, предусмотренные Положением о Минюсте России.
Другой функцией, котораявозложена на Минюст России, считается выработка и реализация государственнойполитики в сфере исполнения уголовных наказаний. Выполнение данной функции наМинюст России возложено в конце 1990-х гг. В соответствии с реализацией даннойфункции в структуре Минюста России создана. Федеральная служба исполнения наказаний(ФСИН РФ)1, которая непосредственно и осуществляетдеятельность по реализации данной функции.
Еще одна функция, котораятрадиционно возлагается на Минюст России — выработка и реализациягосударственной политики адвокатуры и нотариата. В соответствии с Положением оМинюсте России, реализуя данную функцию, Минюст России осуществляет полномочия:
· утверждает формыреестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств иудостоверительных надписей;
· осуществляет иныефункции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренныезаконодательством РФ о нотариате;
· определяетпорядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;
· утверждает формуордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и формуудостоверения адвоката;
Новойфункцией, которой наделен Минюст России, считается обеспечение установленногопорядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.Выполнение данной функции возложено на Федеральную службу судебных приставов(ФССП РФ)2 Минюста России.
Следующая функция,которую осуществляет Минюст России — регистрация прав на недвижимое имуществои сделок с ним, а также регистрация общественных объединений, религиозныхорганизаций и политических партий. Осуществление данной функции порученоФедеральной регистрационной службе (Росрегистрации)3 МинюстаРоссии.
Традиционно наМинистерство юстиции РФ возлагается функция по организации и руководствусудебно-экспертными учреждениями. Минюст России осуществляет организационное иметодическое руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений, которыеему подведомственны.
Кроме того, на МинюстРоссии возложена функция, которая связана с осуществлением международногосотрудничества. Так, Минюст России в сфере международного сотрудничестванаделен полномочиями:
1. представлять всоответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнениимеждународных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях погражданским, семейным, уголовным и иным делам;
2. согласовывать вустановленном законодательством РФ порядке предложения о заключении,прекращении, приостановлении действия или временного применения международныхдоговоров РФ;
3. вносить всоответствии с законодательством РФ предложения о заключении международныхдоговоров РФ, устанавливающих иные правила, чем предусмотренныезаконодательством РФ;
4. давать заключенияо соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и ихюридической силе в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением всилу и выполнением такого договора, если это предусмотрено международнымдоговором РФ или является необходимым условием вступления его в силу;
5. получать вустановленном порядке от иностранных государств или их компетентных органовзапросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам илибо исполняет их, либо направляет для исполнения в федеральные органы государственнойвласти, а также направляет в иностранные государства или в их компетентныеорганы запросы о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и инымделам, если иное не предусмотрено международным договором РФ илизаконодательством РФ;
6. взаимодействоватьв установленном законодательством РФ порядке с органами государственной властииностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимсяк компетенции Минюста России, осуществлению обмена правовой информацией с иностраннымигосударствами.
СтруктураМинистерства юстиции Российской Федерации
Руководство деятельностьюМинюста России осуществляет Президент РФ.
Возглавляет Минюст Россииминистр юстиции РФ, который назначается на должность и освобождается отдолжности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МинюстРоссии задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.Министр юстиции может иметь двух заместителей, назначаемых на должность иосвобождаемых от должности Президентом РФ по представлению ПредседателяПравительства РФ.
Система Минюста Россиисостоит из центрального аппарата, территориальных органов, а также федеральныхгосударственных учреждений, которые созданы для реализации задач вустановленной сфере деятельности Минюста России.
Структурнымиподразделениями центрального аппарата Минюста России являются девятьдепартаментов по основным направлениям деятельности, в состав которых могутвходить отделы. Кроме того, в центральном аппарате Минюста России имеетсяэкспедиция, архив, бухгалтерия. Возглавляют департаменты и отделы начальники,которые имеют заместителей.
В Минюсте Россииобразуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), егозаместителей, руководителей подведомственных Минюсту России Федеральных служб,входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии МинюстаРоссии (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.Коллегия Минюста России рассматривает наиболее важные вопросы деятельностиорганов юстиции. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов.На основании решений коллегии при необходимости могут издаваться приказыМинюста России.
В Минюсте России образуетсянаучно-консультативный совет. Состав совета и положения о них утверждаютсяминистром юстиции РФ.
При Минюсте Россиисоздаются как образовательные учреждения (Российская правовая академия МинюстаРоссии), так и судебно-экспертные учреждения Минюста России. Федеральнуюсистему экспертных учреждений Минюста России составляют:
· российскийФедеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ);
· региональныецентры судебной экспертизы (РЦСЭ);
· центральныелаборатории и лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ);
Российский Федеральныйцентр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — головное учреждение системы Минюста России.В данном судебно-экспертном учреждении наряду с теоретическими и методическимиразработками выполняют все роды криминалистических, биологических, автотехническихэкспертиз; бухгалтерские, планово-экономические и инженерно-техническиеэкспертизы, в том числе повторные и сложные, которые не могут выполниться вдругих учреждениях по каким-либо причинам. РФЦСЭ являются юридическими лицами,имеющий бюджетный и иные, в том числе валютный, счета в учреждениях банков,печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, атакже другие печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления своей деятельности.
Региональные центры судебнойэкспертизы (РЦСЭ), Центральные лаборатории (ЦЛСЭ) и лаборатории судебнойэкспертизы (ЛЦЭ) являются государственными учреждениями, выполняющимиэкспертные исследования для судов и правоохранительных органов. Своюдеятельность ЦЛСЭ и ЛЦЭ регулируют на основании приказа Минюста России от 17января 1995г. № 19-01-7—95 «Положение о лабораториях судебной экспертизы ицентральных лабораториях судебной экспертизы системы Министерства юстиции РФ».Лаборатории являются юридическими лицами, имеющими бюджетные и иные счета вучреждениях банков, печать с изображением Государственного герба РФ и со своимнаименованием, а также другие печати, штампы и бланки, необходимые дляосуществления своей деятельности. Лабораторию возглавляет начальник, назначаемыйна должность министром юстиции РФ. Кроме этого, в лабораториях создаютсяотделы и специализированные группы (в том числе вне места нахождениялаборатории), действующие в соответствии с положениями о них, утверждаемыминачальником лаборатории.
Современный судебныйпроцесс невозможен без квалифицированной экспертизы. Некачественно проведеннаяэкспертиза не только затягивает судебное разбирательство, но и значительноповышает его стоимость, что наносит удар по функционированию самой системыправосудия. Назрела необходимость формирования в России (из разрозненныхгосударственных судебно-экспертных учреждений) Федерального агентствагосударственной судебной экспертизы, подведомственного Минюсту России1.
Кроме того, вМинюст России входят:
· Федеральнаяслужба исполнения наказаний (ФСИН РФ)1;
· Федеральнаярегистрационная служба (Росрегистрация);
· Федеральнаяслужба судебных приставов (ФССП РФ).
Федеральная службаисполнения наказаний
Федеральная служба исполнениянаказаний (ФСИН РФ) является федеральным органом исполнительной власти, котораяосуществляет функции:
1. правоприменительные, а также функциипо контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношенииосужденных;
2. по содержанию лиц, подозреваемых либообвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей,их охране и конвоированию;
3. по контролю за поведением условноосужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбываниянаказания.
ФСИН РФ подведомственнаМинюсту России.
ФСИН РФ возглавляетдиректор, который назначается на должность и освобождается от должностиПрезидентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Директор несетперсональную ответственность за осуществление возложенных на ФСИН РФполномочий. Директор имеет шесть заместителей, в том числе одного первогозаместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности ПрезидентомРФ. Кроме того, назначение на должности высшего начальствующего составасотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанныхдолжностей осуществляется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ.
В систему ФСИН РФ входят:центральный аппарат; его территориальные органы; учреждения, исполняющиенаказания; следственные изоляторы; предприятия и учреждения, специальносозданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Всистему ФСИН РФ входят научные и учебные заведения.
Центральный аппарат ФСИНРФ имеет 17 управлений по основным направлениям деятельности Службы. В своюочередь управления состоят из отделов. Возглавляют управления начальникиуправлений, которые имеют своих заместителей.
В каждом из субъектов РФсоздаются территориальные органы, которые представляют собой управления ФСИНРФ и в каждом из субъектов РФ. Возглавляют территориальные органы начальники,которые имеют своих заместителей.
Исправительнымиучреждениями ФСИН РФ являются исправительные колонии, воспитательные колонии,тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, в которых отбывают наказаниеосужденные. Возглавляют исправительные учреждения ФСИН РФ начальники. Крометого, в исправительных учреждениях имеются должности заместителя начальника пооперативной работе, охране и режиму и др.
Следственные изоляторыФСИН РФ предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых иосужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве мерыпресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовногонаказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполненияработ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срокне свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменногосогласия. Все следственные изоляторы создается, реорганизуются и ликвидируютсяминистром юстиции РФ. Следственный изолятор возглавляет начальник, которыйназначается на должность и освобождается от должности начальником территориальногооргана управления исполнения наказания.
Правоохранительная деятельностьподразделений ФСИН РФ заключается в производстве оперативно-розыскных действий,а также в возбуждении уголовного дела и выполнении неотложных следственныхдействий.
В системе ФСИН РФграждане проходят правоохранительную и государственно-гражданскую службу,которые являются разновидностями государственной службы.
Федеральная регистрационная служба
Федеральнаярегистрационная служба (далее — Росрегистрация), как ФСИН РФ и ФССП РФ, входитв Минюст России и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,регистрации общественных объединений и политических партий, а такжеправоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатурыи нотариата.
НаРосрегистрацию возложены задачи:
1. по обеспечениюустановленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним;
2. организациидеятельности государственной регистрации общественных объединений иполитических партий;
3. осуществлениюконтроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата;
4. осуществлениюконтроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5. управлениютерриториальными органами Росрегистрации.
Росрегистрациювозглавляет директор — главный государственный регистратор РФ, которыйназначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ попредставлению Председателя Правительства РФ. Директор несет персональнуюответственность за осуществление возложенных на Росрегистрацию полномочий.Директор имеет четырех заместителей, в том числе одного первого заместителя,назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.
Систему Росрегистрациисоставляет ее центральный аппарат, а также и территориальные органы.
В центральном аппаратеРосрегистрации созданы семь управлений по основным направлениям деятельностиСлужбы, которые возглавляют начальники управлений.
Территориальные органыРосрегистрации возглавляют руководители, которые являются главнымигосударственными регистраторами соответствующих субъектов РФ. Назначаются иосвобождаются они от должности министром юстиции РФ. Кандидатов на должностьглавного государственного регистратора субъекта РФ представляет в МинюстРоссии директор Росрегистрации1. Территориальные органы Росрегистрациивыполняют те же задачи, что и органы Росрегистрации, но только на территориисоответствующего субъекта РФ.
В Росрегистрации предусмотренагосударственно-гражданская служба как одна из разновидностей государственнойслужбы.
Вывод: Следуетподчеркнуть, что подведомственные Минюсту федеральные службы начинают работу не«с чистого листа». Системы исполнения наказаний, регистрации, исполненияпостановлений судебных органов существовали раньше, и на этих направлениях былиполучены определенные результаты. Наша задача — сохранить накопленныйположительный опыт и развить те начинания, основа которых была заложена впредшествующие годы. Предстоит выстроить новую систему конструктивныхвзаимоотношений с высокой степенью координации деятельности, которая позволитэффективно решать задачи, стоящие перед Министерством и подведомственнымислужбами.
Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и
частного нотариата в РФ
Однимиз инструментов обеспечения гарантированных государством конституционных правграждан на защиту их законных интересов является институт нотариата.
Содержаниенотариальной деятельности включает в себя правовое оформление и закреплениесубъективных гражданских прав путем удостоверения договоров, доверенностей,завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачисвидетельств о праве на наследство, свидетельств о праве собственности и др.
Нотариальнаядеятельность имеет удостоверительный, подтверждающий характер, юридическизакрепляет гражданские права в целях предупреждения в дальнейшем их возможногонарушения. Ее предметом являются бесспорные дела.
До1993 г. в стране существовал лишь государственный нотариат, деятельностькоторого регулировалась Законом РСФСР 1974 г. «О государственномнотариате».
Следствиемпроводимых в России социально — экономических реформ, развития рыночныхотношений, усложнения и увеличения гражданского оборота явилась реформа российскогонотариата 1993 г., осуществленная после принятия ныне действующих Основзаконодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 г. N 4462-1(далее — Основы).
Основаминаряду с сохранением государственного нотариата была введена новая — частнаяформа нотариальной деятельности. Правосубъектность этих двух нотариальныхструктур одинакова: в соответствии со ст. 2 Основ при совершении нотариальныхдействий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанностинезависимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе илизанимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеютодинаковую юридическую силу.
Ввидуразличных подходов к принципиальным вопросам, отсутствия единства во мненияхсубъектов РФ, противоречий в смежных отраслях законодательства авторамиКонцепции совершенствования законодательства о нотариате предложено идти попути поэтапных внесений изменений в основной закон о нотариате. В ее основе — положения о необходимости четкого определения публично — правового статусанотариуса; регламентации взаимоотношений нотариуса и нотариальной палаты;разделения полномочий Российской Федерации и субъектов РФ в сфере нотариата;обеспечении доступности нотариальной помощи; закреплении функций по государственномуконтролю в сфере нотариата1.
Вотличие от иных органов нотариальные органы не имеют четкого законодательногоопределения собственной системы.
Большинствоавторов, в основном из числа практикующих нотариусов, объединяя публично — правовое предназначение нотариата, выраженное в обеспечении защиты прав изаконных интересов граждан и юридических лиц, представляют модель системынотариата состоящей из государственных органов (просто органов) и должностныхлиц (нотариусов и иных лиц, имеющих право выполнения нотариальных функций)2.При этом полномочия нотариуса, предоставленные ему по занимаемой должности,рассматриваются как публично — властные, а функции нотариата, обеспечивающиезаконность и правомерность юридических действий участников гражданскогооборота, указанные авторы отождествляют с правоохранительными функциямигосударственных органов.
Нотариат представляетсобой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложеноудостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов,выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение другихнотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересовграждан и юридических лиц.
Нотариальные действия отимени государства совершают нотариусы, работающие в государственныхнотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностныелица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с ихкомпетенцией.
Нотариат в РоссийскойФедерации имеет определенную систему. Возглавляет ее Федеральная нотариальнаяпалата. Она, представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правамиюридического лица после ее государственной регистрации в Министерстве юстицииРФ. Федеральная нотариальная палата объединяет юридические лица — региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палатеявляется обязательным.
Федеральная нотариальнаяпалата обладает правами юридического лица с полной финансово-хозяйственнойсамостоятельностью, т.е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать,бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиесядля ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь всобственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь,имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежныесредства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое дляосуществления уставной деятельности.
При возникновениинеобходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеетправо вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различныепредприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество необлагается налогом на имущество предприятий.
Предприятия и учрежденияФедеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеютправо полного хозяйственного ведения или оперативного управления назакрепленное за ними имущество.
Федеральная нотариальнаяпалата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность вустановленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеетправо приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретатьакции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлятькредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных итретейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другуюдеятельность, не противоречащую действующему законодательству РФ и ее уставу.
Устав Федеральнойнотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональныхнотариальных палат, входящих в ее состав, и регистрируется Министерствомюстиции РФ.
Изменения и Дополнения вустав вносятся исключительно собранием представителей нотариальных палат, еслиза них проголосовало не менее двух третей представителей.
Федеральная нотариальнаяпалата может быть ликвидирована только по решению собрания. Оставшиеся послеликвидации палаты имущество и средства направляются на цели, предусмотренные ееуставом.
Все члены Федеральнойнотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты иучастию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросовдеятельности палаты, обращаться во все ее выборные органы, выдвигать своихкандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако ониобязаны соблюдать Основы законодательства Российской Федерации о нотариате,закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальнойпалаты, а также требования устава палаты. При голосовании каждый членФедеральной нотариальной палаты имеет один голос.
По своей структуреФедеральная нотариальная палата состоит из собрания (съезда) представителейнотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президентаФедеральной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органомФедеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителейнотариальных палат. Собрание (съезд) представителей нотариальных палатсозывается не реже одного раза в год. Возможно проведение и внеочередныхсобраний. Собрание правомочно принимать решения, если в его работе участвуютпредставители не менее двух третей нотариальных палат. Оно созываетсяправлением Федеральной нотариальной палаты. Все решения принимаются простымбольшинством голосов. Порядок и форма голосования определяются непосредственнона собрании.
Внеочередное собрание(съезд) представителей нотариальных палат созывается по инициативе правленияили одной четверти региональных нотариальных палат.
Собрание (съезд)представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любойвопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. В качестве исключительнойкомпетенции полномочий собрания (съезда) представителей нотариальных палатбудут относиться вопросы, связанные:
· с определениемприоритетных направлений деятельности федеральной нотариальной палаты;
· избраниемправления, президента и ревизионной комиссии;
· заслушиваниемотчетов правления, президента и ревизионной комиссии;
· рассмотрением спорови разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;
· определениемразмера членских взносов и других платежей;
· прием в членыФедеральной нотариальной палаты;
· внесениемизменений и дополнений в устав;
· принятием решенийо прекращении деятельности и ликвидации федеральной нотариальной палаты.
Руководят Федеральнойнотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителейнотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты.Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление,которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членовправления также определяется собранием. Правление правомочно приниматьрешения, если в его работе принимают участие две трети избранных членов.Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов правления.Правление нотариальной палаты имеет следующие полномочия:
· созыв собранияпредставителей нотариальных палат;
· подготовкавопросов, выносимых на рассмотрение собрания;
· определениеконкретных путей реализации требований устава;
· организациявыполнения решений собрания и требований устава;
· разработкапредложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальнойпалаты;
· образованиекомиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальнойпалаты;
· подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;
· повышениепрофессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;
· осуществление взаимодействия с Министерством юстиции РФ и региональнымиорганами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;
· проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частнойпрактикой;
· организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.
Высшей исполнительнойвластью обладает президент Федеральной нотариальной палаты. Он руководитработой правления. Президент избирается тайным голосованием на собраниипредставителей нотариальных палат на пять лет. В его функции входитпредставление Федеральной нотариальной палаты в международных организацияхнотариусов, органах государственной власти РоссийскойФедерации, хозяйственныхи общественных структурах, а также ведение переписки от имени палаты.
Для обеспечения контроляза финансово-хозяйственной деятельностью правления и президента на собраниипредставителей нотариальных палат простым большинством голосов избираетсяревизионная комиссия. Кандидаты в состав комиссии делегируются региональныминотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионнаякомиссия контролирует выполнение уставных требований, оперативнуюдеятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты иотчитывается о результатах своей работы перед собранием представителейнотариальных палат.
Промежуточное звено всистеме нотариата занимает нотариальная палата. Она является некоммерческойорганизацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное наобязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.
Нотариальная палатанаделяется правами юридического лица после государственной регистрации. Онаобладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, можетот своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нестиобязанности, заниматься производственной, хозяйственной и предпринимательскойдеятельностью, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейскомсудах. Палата действует на основе самофинансирования, доходы направляютсятолько на осуществление уставных целей.
Членство в нотариальнойпалате является обязательным для нотариусов, занимающихся частной практикой, ихпомощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике всоставе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае,области, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, членами нотариальнойпалаты могут быть лица, получившие или желающие получить лицензию на правонотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палатеявляется не обязанностью, а правом.
Нотариальные палатыобразуются в каждой республике в составе РФ, автономной области, автономномокруге, крае, области, Москве и Санкт-Петербурге.
Нотариальная палата,являясь юридическим лицом, организует свою работу на принципах самоуправления.Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии сзаконодательством РФ, республик в составе РФ и своим уставом.
Являясь некоммерческойорганизацией, нотариальная палата, тем не менее, имеет право осуществлятьпредпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения ееуставных задач, например издательскую, учебную и т.п. Имущество нотариальнойпалаты не облагается налогом на имущество предприятий.
Нотариальная палатаотвечает по своим обязательствам, принадлежащим ей имуществом, на которое позаконодательству РФ может быть обращено взыскание. Она не отвечает по обязательствамсвоих членов, равно как и члены нотариальной палаты не отвечают пообязательствам палаты.
Предприятия и учреждения,созданные решением нотариальной палаты, могут в установленномзаконодательством порядке приобретать права юридического лица.
Устав нотариальной палатыпринимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке,установленном для регистрации уставов общественных объединений.
Нотариальная палата можетистребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса)представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов,касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях —личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдениятребований профессиональной этики.
Нотариальная палатавправе передать полученную информацию учреждениям, осуществляющим страхованиедеятельности нотариуса.
Должностные лицанотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий.За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой,ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Нотариальная палатасостоит из собрания членов нотариальной палаты, правления нотариальной палаты,президента нотариальной палаты и ревизионной комиссии.
Высшим органомнотариальной палаты является собрание членов нотариальной палаты. Приголосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимисячастной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажерынотариуса — правом совещательного голоса.
Руководят нотариальнойпалатой избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президентнотариальной палаты. Как правило, собрание членов нотариальной палатысозывается правлением не реже одного раза в год. При необходимости поинициативе президента, правления или определенной части членов нотариальнойпалаты, обладающих правом решающего голоса, могут созываться внеочередные собрания.Собрание членов нотариальной палаты утверждает регламент своей деятельности.Его решения принимаются в форме постановления большинством голосов при наличиикворума.
Полномочия всех органовнотариальной палаты регламентируются ее уставом.
Правление нотариальнойпалаты избирается собранием членов нотариальной палаты из числа нотариусов,обладающих правом решающего голоса, по предложению президента. Правлениеизбирается в определенном количественном составе и на определенный срок. Оноправомочно принимать решения при наличии кворума большинством голосовприсутствующих членов правления. При равенстве голосов рассмотрение вопросапереносится на очередное заседание правления с вызовом отсутствующих членовправления. Заседания правления проводятся не реже одного раза в месяц.
Деятельность правлениянотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства,гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты и широкогопривлечения нотариусов к работе нотариальной палаты.
Президент нотариальнойпалаты избирается из числа нотариусов, занимающихся частной практикой,собранием членов нотариальной палаты на определенный срок. При большом объеметекущей работы в региональной нотариальной палате может быть избранвице-президент на тот же срок, что и президент нотариальной палаты.
По представлениюпрезидента нотариальной палаты, правления может быть назначен исполнительный директорнотариальной палаты. Должность исполнительного директора не должен заниматьнотариус. Трудовые отношения с исполнительным директором определяются трудовымконтрактом, заключаемым президентом нотариальной палаты с лицом, претендующимна занятие этой должности.
Контроль зафинансово-хозяйственной деятельностью нотариальной палаты осуществляетизбранная собранием ревизионная комиссия.
Собрание членовнотариальной палаты избирает ревизионную комиссию в определенномколичественном составе и на определенный срок. Ревизионная комиссияосуществляет контроль за выполнением сметы нотариальной палаты и отчитываетсяо результатах своей деятельности перед собранием членов нотариальной палаты.Члены ревизионной комиссии не могут входить в состав других выборных органовнотариальной палаты, а также в аппарат исполнительной дирекции.
Непосредственнонотариальные действия в Российской Федерации осуществляют государственные ичастные нотариусы, действующие на территории соответствующих нотариальныхокругов.
Нотариальный округ(территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии садминистративно-территориальным делением Российской Федерации. В городах,имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округомявляется вся территория соответствующего города.
Нотариус должен иметьместо для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, вкоторый он назначен на должность. Рабочее место нотариуса должно быть доступнодля всех граждан, желающих попасть к нему на прием.
Территория деятельностинотариуса может быть изменена совместным решением органа юстиции инотариальной палаты.
Если же нотариус совершилнотариальное действие за пределами своего нотариального округа, то оно имеетюридическую силу, однако это не правило, а исключение. Выезжать в другойнотариальный округ допускается законодательством только в случаях отсутствия внем нотариуса или крайней необходимости.
Нотариус вправе выехать вдругой нотариальный округ для удостоверения завещания в случае тяжелой болезнизавещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.
Законодательствомустановлены единые требования для занятия должности нотариуса независимо оттого, в какой форме лицо, претендующее на занятие должности нотариуса, будетосуществлять нотариальную функцию — работать в государственной нотариальнойконторе или заниматься частной практикой.
На должность нотариусаназначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедшийстажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной контореили у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационныйэкзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Срок стажировки для лиц,имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может бытьсокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев. Порядокпрохождения стажировки определяется Министерством юстиции РФ совместно сФедеральной нотариальной палатой.
При совершениинотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковыеобязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальнойконторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документыимеют одинаковую юридическую силу.
Нотариус, занимающийсячастной практикой, должен быть членом нотариальной палаты.
Компетенция нотариусов,занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственныхнотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Общими для нихявляются и правила совершения нотариальных действий, и правовая силанотариальных актов.
Должностные лица органовисполнительной власти, консульств, а также установленные законом иныедолжностные лица совершают нотариальные действия на основании имеющихся у нихполномочий без лицензии.
Государственныенотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ и его структурнымиорганами, расположенными в соответствующих административно-территориальныхобразованиях по согласованию с местными органами власти. При этом должныучитываться обеспеченность населения в нотариальных услугах и требования Основзаконодательства о нотариате, устанавливающего общий порядок учреждения иликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальномокруге.
Нотариус, занимающийсячастной практикой, должен иметь лицензию, которая дает ему право на занятие,при определенных условиях, должности нотариуса.
Лицензию на правонотариальной деятельности выдают органы юстиции в субъектах РФ. Она выдаетсягражданину РФ, имеющему высшее юридическое Образование, прошедшему стажировкув государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частнойпрактикой, и успешно сдавшему квалификационный экзамен1.
Для определенияподготовленности граждан, имеющих е высшее юридическое образование и прошедшихстажировку, к профессиональной нотариальной деятельности создаются при органахюстиции субъектов РФ квалификационные комиссии, которые и принимают квалификационныйэкзамен. При Минюсте России создается апелляционная комиссия, в которой можнообжаловать решение квалификационной комиссии. В состав этих комиссий входятруководители органов юстиции и нотариальных палат, наиболеевысококвалифицированные нотариусы, судьи, научные работники.
Лица, не выдержавшиеквалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чемчерез год после принятия решения квалификационной комиссией, нозаконодательством республик в составе РФ могут предусматриваться иные срокипересдачи.
Вывод: Нотариат представляет собой системугосударственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверениебесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них,придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальныхдействий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан июридических лиц.
Нотариальные действия отимени государства совершают нотариусы, работающие в государственныхнотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностныелица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с ихкомпетенцией.
Вопрос 3. Понятие,структура принципы организации адвокатуры
Адвокатура в РоссийскойФедерации — негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональноеобъединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката,созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам вцелях защиты их прав и законных интересов.
Основные чертыадвокатуры:
1. адвокатура представляет собой некоммерческое объединение, построенноена принципах самоуправления, независимости, адвокатской тайны и др.;
2. адвокатурасостоит из добровольного, профессионального объединения квалифицированныхюристов, входящих в адвокатские образования, объединенных на добровольных на чалахи занимающихся оказанием квалифицированной юридической помощи гражданам иорганизациям;
3. адвокатура невходит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
4. взаимоотношениямежду адвокатом и клиентом строятся на тесном представительском характере;
5. деятельностьадвокатских образований строится на основе корпоративных норм, т.е. на основерешений, принимаемых органами управления адвокатских образований;
6. управление иконтроль деятельностью адвокатскими образованиями осуществляется выборныморганом;
7. контрольдеятельности адвокатуры осуществляется Министерством юстиции РФ;
8. она независима всвоей деятельности;
9. имеетадминистративно-территориальный признак своего построения.
/>Поскольку адвокатура является специальным органом,созданным для оказания юридической помощи, то соответственно ее основнойзадачей является оказание юридической помощи. Однако юридическая помощьнеобходима гражданам и юридическим лицам не как цель, а как средство отстаиванияи защиты собственных интересов. Поэтому другими важнейшими задачами адвокатурывыступают содействие гражданам и юридическим лицам в охране и защите их прав изаконных интересов, уважение прав, чести и достоинства других лиц и т.д.
Адвокатура РФимеет следующую организацию.
Федеральная палатаадвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческойорганизацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектовРФ.
Основные черты(признаки) Федеральной палаты адвокатов РФ:
1. является органомадвокатского самоуправления;
2. федеральнаяпалата адвокатов создается в целях:
· представительстваадвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
· защиты интересовадвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
· координациидеятельности адвокатских палат;
· обеспечениявысокого уровня оказываемой адвоката
ми юридической помощи;
3. федеральная палатаадвокатов является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признакиюридического лица:
· наличиеобособленного имущества;
· самостоятельнаяимущественная ответственность;
· самостоятельноевыступление в гражданском обороте;
· наличиеучредительных документов. Федеральная палата адвокатов имеет устав, которыйпринимается Всероссийским съездом адвокатов;
· имеетгосударственную регистрацию, как любое юридическое лицо. Кроме этого,Федеральная палата адвокатов имеет смету, расчетный и другие счета в банках в соответствиис законодательством РФ, печать, штампы
и бланки со своим наименованием;
4. федеральная палатаадвокатов образуется Всероссийским
съездом адвокатов;
5. федеральная палатаадвокатов имеет следующую структуру:
· Всероссийскийсъезд адвокатов;
· Совет Федеральнойпалаты адвокатов;
· возглавляетФедеральной палату адвокатов президент.
Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией,основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.
Основные черты (признаки)адвокатской палаты субъекта РФ:
1) адвокатская палатасубъекта РФ является некоммерческой организацией. Ее организационно-правоваяформа может быть в виде учреждения, организации и т.д.;
2) адвокатская палатасоздается в целях:
· обеспеченияквалифицированной юридической помощи и ее доступности для всего населения навсей территории данного субъекта РФ;
· организацииюридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно;
· представительстваи защиты интересов адвокатов
в органах государственной власти, органах местного самоуправления,общественных объединениях и иных организациях;
· контроля запрофессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатскойдеятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики, адвоката;
3) адвокатская палатасубъекта РФ является юридическим лицом. В связи с этим она имеет все признакиюридического лица:
· наличиеобособленного имущества;
· самостоятельнаяимущественная ответственность;
· самостоятельноевыступление в гражданском обороте;
· наличиеучредительных документов. Федеральная палата адвокатов имеет устав, которыйпринимается Всероссийским съездом адвокатов;
· должна иметьгосударственную регистрацию как юридическое лицо. Кроме этого, адвокатскаяпалата субъектов РФ имеет смету, расчетный и другие счета в банках всоответствии с законодательством РФ, печать, штампы и бланки со своимнаименованием;
4) адвокатская палатаобразуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов;
5) на территории субъектаРФ может быть образована только одна адвокатская палата;
6) адвокатская палата недолжна образовывать свои структурные подразделения, филиалы ипредставительства на территориях других субъектов РФ;
7) адвокатская палата невправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени;
8) адвокатская палата недолжна заниматься предпринимательской деятельностью;
9) адвокатская палатасубъекта РФ имеет следующую структуру:
· собрание(конференция) адвокатов;
· совет адвокатскойпалаты;
· ревизионнаякомиссия;
· квалификационнаякомиссия.
Адвокаты осуществляютсвою деятельность, организуясь во всевозможные формы. В Российской Федерации непредусмотрена возможность осуществления адвокатом своих полномочий вне формадвокатских образований.
Закон предусматриваетвозможность осуществления адвокатом адвокатской деятельности в рамках одной изчетырех форм адвокатских образований: адвокатского кабинета; коллегииадвокатов; адвокатского бюро; юридической консультации, причем адвокатсамостоятельно избирает форму адвокатского образования в виде адвокатскогокабинета, коллегии адвокатов либо адвокатского бюро и место осуществления адвокатскойдеятельности. Что касается юридической консультации, то адвокаты не могутсамостоятельно ее учредить и соответственно избрать эту форму дляосуществления адвокатской деятельности. Адвокат только с его согласия можетбыть направлен для работы в юридическую консультацию, которая учреждаетсяадвокатской палатой по представлению органа государственной властисоответствующего субъекта РФ в случае, если на территории одного судебногорайона общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных натерритории данного судебного района, составляет менее двух на одногофедерального судью.
Об избранных формахадвокатского образования и о месте осуществления адвокатской деятельностиадвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты. По сути дела избрание формыадвокатского образования выступает как обязанность адвоката.
Если же в течение шестимесяцев с момента приобретения статуса адвоката в адвокатскую палату непоступят сведения об избрании адвокатом формы адвокатского образования либо отом адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат,это является основанием для прекращения статуса адвоката (п. 3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации»).
Системообразующимиэлементами организации и деятельности современной российской адвокатурыявляются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в видуосновополагающие начала, определяющие сущность и предназначение адвокатуры1.Принципы организации и деятельности адвокатуры закреплены в ч. 2 ст. 3Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации», где определено, что «адвокатура действует на основепринципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а такжепринципа равноправия адвокатов».
Однакопоскольку мы хотим исследовать основные принципы адвокатской деятельности, тоотметим, что хотя принципы организации, а тем более деятельности адвокатуры,лежат в основе принципов адвокатской деятельности, тем не менее их нельзярассматривать как тождественные понятия.
Снашей точки зрения, принципы адвокатской деятельности — этообщие, руководящие положения, определяющие общие наиболее существенные черты ипризнаки этой многогранной деятельности и основные предъявляемые к нейтребования, обязательные для всех адвокатов — участников адвокатскойдеятельности.
Под принципами организации и деятельностиадвокатуры понимают общие руководящие положения, определяющие организацию,построение, порядок деятельности, функции адвокатуры и др.
К принципам организации идеятельности адвокатуры относятся законность, самоуправление, независимость,корпоративность, равноправие адвокатов и др.
Принципзаконности является важнейшим общеправовым началомдеятельности всех субъектов правоприменения. Его соблюдение служит вернымпоказателем развития процесса построения правового государства. Этот принциплежит в основе деятельности органов государственной власти, местногосамоуправления, юридических и физических лиц — всех субъектов права.
Являясьинститутом гражданского общества и частью системы Российской Федерации,адвокатура может осуществлять свою деятельность только при условиинеукоснительного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов всеми еечленами, адвокатскими образованиями и организационными адвокатскимиобъединениями.
Статья2 Конституции Российской Федерации провозгласила: «Человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства». В Конституции понятие«высшая ценность» отнесено к человеку, его правам и свободам. Никакаядругая основа государственного строя России больше нигде так в Конституции неопределена.
Провозгласив,таким образом, ценность прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерациятем самым признала требования демократического международного сообщества, вчастности, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.,Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.и др. Эти нормы отныне должны исполняться на всей территории РоссийскойФедерации.
Указанныемеждународные акты и ст. 2 Конституции Российской Федерации исходят изпрезумпции того, что права и свободы человека возникают и существуют не поволеизъявлению государства, а являются естественным, неотъемлемым благом исвойством гражданина. Согласно преамбуле Всеобщей декларации прав человека иПактам о правах, признание достоинства, присущего всем людям, их равные инеотъемлемые права служат основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Встатье 2 Конституции Российской Федерации это право сформулировано в наиболееобщем виде. Конкретные же права и свободы человека и гражданина перечислены вдругих главах и статьях Конституции России. Государство должно не тольковоздерживаться от вмешательства в сферу прав и свобод, но и обязано соблюдатьих, создавать условия для их реализации. Статья 48 Конституции РоссийскойФедерации предусматривает, что «каждому гарантируется право на получениеквалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом,юридическая помощь оказывается бесплатно».
Следуеттакже иметь в виду, что Конституция Российской Федерации вводит общепризнанныепринципы и нормы международного права в правовую систему России1. Часть4 ст. 15 Основного закона Российской Федерации констатирует, что«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Принципзаконности в деятельности адвокатуры проявляется и в том, что различные аспектыее организации и деятельности должны быть урегулированы федеральными законами,принимаемыми в соответствии с федеральными законами, нормативными правовымиактами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительнойвласти, регулирующих адвокатскую деятельность, а также принимаемых в пределахполномочий, установленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельностии адвокатуре в Российской Федерации», законов и иных нормативных правовыхактов субъектов Российской Федерации.
Строгоеследование требованиям закона — обязательное условие деятельности и адвокатуры,и адвоката. Это, по мнению А.Д. Бойкова и Н.И. Капинуса, означает, что«Адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые егоинтересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны назаконе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительныморганам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействоватьна свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и дачеложных показаний и т.д. Это значит, что адвокат не слуга клиента, онсамостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменномусловии — не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законныхинтересов (но не ложных притязаний)»1.
Добровольность. Любоелицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме вадвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может бытьназначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющиестажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцевдо года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность сослужбой в государственных и общественных организациях за исключением научной ипреподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах,где объем адвокатской деятельности, является недостаточным, Адвокат имеет правона получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуякассу юридической консультации, рассматривается как уклонение отналогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующуюответственность.
Самоуправление — принцип организации и деятельности адвокатуры. Что же касается адвокатов, то,по-нашему мнению, следует говорить о принципе самостоятельности адвоката какодном из принципов адвокатской деятельности. Принцип самостоятельностиподразумевает определение самим адвокатом форм своей деятельности, конечно же,с обязательным соблюдением законодательства об адвокатской деятельности иадвокатуре. Так Д.П. Ватман, характеризуя принцип самостоятельности адвокатакак позволяющий определить пределы возможных расхождений с клиентом в отношенииматериально-правовой природы спорного правоотношения, отбора средств и методовзащиты и утверждения правовой позиции по делу, указывает на то, что этотпринцип обусловливает вместе с тем те нравственные критерии, сообразуясь скоторыми адвокат оценивает приемлемость и дозволенность намерений и действийсвоего доверителя в ходе процесса с позиции их законности и моральнойоправданности и принимает решения по возникающим при рассмотрении дела вопросам.Поэтому самостоятельность адвоката и независимость его от клиента приисполнении своих профессиональных обязанностей являются одним из этическихначал адвокатской деятельности1. В Федеральном законе «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорится,что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов. Таким образом,несмотря на то, что адвокаты вправе осуществлять свою деятельность иколлективно, и индивидуально (адвокатский кабинет), они продолжают оставатьсяединой профессиональной корпорацией — принцип корпоративности.
Независимостьадвокатурыпровозглашена в ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации», в которой определено, что адвокатураявляется профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданскогообщества не входит в систему органов государственной власти и органов местногосамоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанностьпо обеспечению независимости адвокатуры.
Принципнезависимости адвокатуры выражается в том, что органы государственной власти иместного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность адвокатуры, заисключением случаев, когда эта деятельность противоречит законодательствуРоссийской Федерации. Это значит, что никакие органы власти и должностные лицане могут руководить (или пытаться это делать) профессиональной деятельностью иадвокатских сообществ, и отдельных адвокатов, давать им приказы, указания,советы и т.п.
Всоответствии с ч. 1 ст. 18 «Гарантии независимости адвоката»указанного Федерального закона вмешательство в адвокатскую деятельность,осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этойдеятельности каким бы то ни было образом запрещается. С учетом этогофедеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественныеобъединения, средства массовой информации, должностные лица, а также ихпредставители не имеют права в какой-либо форме воздействовать на адвоката сцелью вмешательства в его профессиональную деятельность, осуществляемую назаконных основаниях.
Снашей точки зрения, следует согласиться с позицией авторов учебно-практическогопособия «Адвокатская деятельность» в том, что «адвокатура неможет быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентацииадвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществленияпрофессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективноевыполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерноговоздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатскаядеятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека игражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации — обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно,государство не может полностью делегировать свои правозащитные функцииобъединению адвокатов и оставить без контроля со своей стороны» 1.
Гласность,открытостьв деятельности адвокатуры заключаетсяв том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональнойорганизации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос,касающийся деятельности этой организации.
Децентрализация как принцип организации адвокатурыозначает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегиив дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями иуправляющего их делами. Следует отметить, что Д.П. Ватмана, А.Д. Бойкова, Н.И.Капинуса, Ю.А. Дмитриева, М.П. Шапкина предлагают отнести к принципамдеятельности адвокатуры принципы престижа профессии, гуманизма, соблюдениянравственных начал профессии, справедливости и гуманизма, соблюденияпрофессиональной этики и сохранения адвокатской тайны, то, во-первых, ряд изних повторяет, дублирует друг друга. А во-вторых, и это главное, их скорееследует включить в Кодекс профессиональной этики адвоката, так как они ближе кПринципам и нормам профессионального поведения адвоката, которые содержатся вст. 1 — 14 этого Кодекса, в которых реализуются задачи формирования нравственныхкритериев профессионального поведения адвокатов, ставятся задачи поддержаниятрадиций адвокатуры и выработка на их основе адвокатской профессии. Адвокатскоесообщество призывает к тому, что Кодекс профессиональной этики адвокатадополняет и развивает правила, установленные законодательством об адвокатскойдеятельности и адвокатуре1.
Вывод: Адвокатура в Российской Федерации —негосударственное, некоммерческое добровольное профессиональное объединениеквалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное дляоказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты ихправ и законных интересов.
Заключение.
Оказаниююридической помощи гражданам, осуществляется не только государственным, частнымнотариатом, адвокатурой, но и органами юстиции в РФ. В данной лекции мырассмотрели понятие, задачи, принципы деятельности органов юстиции, нотариата иадвокатуры. Акцентировали внимание на видах юридической помощи, оказываемойгражданам адвокатурой и нотариатом, а также рассмотрели права и обязанностинотариуса и адвоката.
Списокиспользованнойлитературы:
1. Конституции РФ.Изд-во БЕК. — М., 1994.
2.Федеральный закон от 31.05.2002 N 63- «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23,ст. 2102. (ред. от 20.12.2004).
3. Основызаконодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. // ВВС РФ. 1993. №7.Ст.357.
4.Указ Президента РФ «Вопросы Министерства юстиции РФ» от 13.10.2004 N 1313//Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4108… (ред. от29.15.2006)
5.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от13.10.2004 N 1314 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст.4109. (ред. от 02.12.2005).
6.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной регистрационной службы» от 13.10.2004 N1315 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст. 4110. (ред. от02.05.2006).
7.Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от13.10.2004 N 1316 //Собрание законодательства РФ. От 18.10. 2004. № 42. Ст.4111. (ред. от 14.02.2006).
8. Указ Президента РФ от28.07.1998 N 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерствавнутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции РоссийскойФедерации» //Собрание законодательства РФ. 03.08.1998, N 31, ст. 3841. (ред. от08.05.2005).
9.Положение о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающихполучить лицензию на право нотариальной деятельности, утверждено решениемПравления Федеральной нотариальной палаты от 20 марта 2000 г. и приказомМинюста России от 14 апреля 2000 г. № 132
10. Адвокатскаядеятельность: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. В.Н. Буробина. М.,2003.
11.Бессарабов В.Г. Европейский суд по правам человека. М., 2003.
12.Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. М., 2001.
13.Ватман Д.П. Адвокатская этика. М., 1977.
14.Зайцева Т.И., Галеева Р.Ф., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двухтомах. М: Издательство БЕК, 2000. Т. 1.
15.Кодекс профессиональной этики адвоката // Вестник Федеральной палаты адвокатовРоссийской Федерации. 2003. N 1 (1).
16. Косарев М.А. Основныепринципы адвокатской деятельности // Право и политика. 2005. № 10.
17. Правоохранительныеорганы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк. 2004. Гл. 14.
18. Репин В.С.Комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. – М.:Издательство НОРМА, 2001.
19. Российскаяюридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999.
20. Стешенко Л.А., ШамбаТ.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: ИздательствоНОРМА, 2001.
21.Хышиктуев О.В. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации //Современное право. 2001. N 11.
22. ЧайкаЮ.Я. О ходе реформирования и основных направлениях деятельности органов юстиции// Адвокат. 2005. № 5.