Содержание/>
Введение
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочийсудей. Дисциплинарная ответственность судей
2.1 Особый порядок отбора кандидатов на должности судей
2.2 Наделение судей полномочиями
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
3. Гарантии независимости судей
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развитиясудебной системы в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
КонституцияРФ провозгласила судебную власть одной из трех основополагающих исамостоятельных ветвей государственной власти. Понимая, что суд — гарант защитыправ и свобод граждан, государственного строя и режима, цивилизованные государствамира стремятся создать стабильную и мощную, независимую и хорошо оснащеннуюсудебную систему. При этом все действия такого государства в первую очередьнаправлены на создание в обществе атмосферы уважения к суду. Чем цивилизованнееобщество, тем больше почтения к судебной власти. Иначе и быть не может,уважение закона — основа государственности. В современной России судебнаявласть всё ещё недостаточно эффективна, а судьи ещё не начали пользоваться вобществе должным уважением. И это притом, что ежегодно суды общей юрисдикции иарбитражные суды в России рассматривают миллионы дел.
Судьи —носители судебной власти. На судей возлагается осуществление весьмаответственных обязанностей. Это прежде всего принятие общеобязательных решений,так или иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан,государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и ихблагополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любомудемократическому государству. Судьи призваны выступать не только в качествегаранта прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и приопределенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующегодругие ветви государственной власти— законодательную и исполнительную .
Темаработы представляется актуальной в связи с тем, что от того насколько чётко иполно регламентирован законодательством правовой статус судей, и насколькоданные нормы (в частности нормы о гарантиях независимости судей, одисциплинарной ответственности судей, об организационной обеспеченности ихдеятельности и другие) будут соблюдаться, напрямую зависит качествоосуществления правосудия в государстве. Судьи должны быть независимы,обеспеченны в материальном и организационном смыслах, должны чувствовать возможностьнаступления ответственности за свои неправомерные действия.
Ничто недолжно отвлекать судей от их прямой обязанности по осуществлению правосудия,однако на практике данный вопрос решен не полностью: «Какими бы совершенными нибыли материальные и процессуальные законы, они не способны обеспечитьэффективность и доступность правосудия, если на судей будут возложеныобязанности, которые отвлекают их от непосредственного осуществленияправосудия. Призывая к повышению авторитета судебной власти, вместе с темприходится констатировать, что правовая и социальная роль правосудия в России заметнои необоснованно снижена»[1].
Проблемасостоит в том, что судебная система построена по принципу: судья отвечает нетолько за свои правосудные решения, но и одновременно организует и обеспечиваетсудебный процесс, несет ответственность за организацию работы суда в целом.«Системаорганизации работы судов привела к смешению и размыванию судебных иисполнительных функций, нарушению принципа независимости судей»[2].Это отвлекает судей от выполнения своей непосредственной задачи по отправлениюправосудия, а также дает возможность косвенно или прямо вмешиваться в процесспринятия судьей правосудных решений, несмотря на то, что ст. 10 Федеральногозакона «О статусе судей в РФ» запрещает какое-либо вмешательство вдеятельность судьи по осуществлению правосудия. Кроме того, судебная система вцелом, и судьи в частности до сих пор недостаточно обеспечены в финансовомплане.
Текущеесостояние института дисциплинарной ответственности судей на монографическомуровне мало изучено, существующие исследования в данной области рассматривалиего лишь применительно к анализу отдельных норм и в совокупности с другимиинститутами.
Цельюработы ставится определение и раскрытие правового статуса судей, а также выявлениенарушений и проблем в данной сфере, и путей пресечения нарушенийзаконодательства и решения проблем.
1. Понятие и основы правового статуса судей в Российской Федерации
Правовойстатус судей – это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовоеположение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьиустанавливается статьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом«О статусе судей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующимвсе стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии ихнезависимости.
Статуссудей слагается из многих элементов, предусмотренных законом:
1. Судьями являются лица, исполняющие свои обязанности напрофессиональной основе.
2. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности и другихобстоятельств им присваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый ивысший).
3. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:
· соблюдать Конституцию РФ и законы;
· избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти,причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность приосуществлении правосудия (например, личных связей, которые могут причинитьущерб репутации);
· не может быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейскимсудьей или арбитром;
· не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям,поддерживать их материально, публично выражать свои политические взгляды,участвовать в политических акциях;
· не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другойоплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческойдеятельности (эта деятельность не может финансироваться только за счет средствиностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранныхграждан и лиц без гражданства).
4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральнымзаконам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечетуголовную ответственность.
5. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своихполномочий обязательны для исполнения.
6. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другуюдолжность или переведены в другой суд без их согласия. «Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерации судьи вРоссийской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтому представляютсяпринципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкое снижение этихважнейших гарантий независимости судьи. Принятие в полном объеме предлагаемыхнорм может привести к утрате судами самостоятельности и к их зависимости оторганов исполнительной власти всех уровней: от районного звена до федеральныхокругов»[3].
7. Полномочия судей не ограничены определенным сроком, кроме случаев,предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены пооснованиям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70лет.
8. Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядкомпривлечения их к уголовной и административной ответственности. Следует иметь ввиду, что судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, асредством защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.
9. Имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетноеудаление с должности.
10. За совершение дисциплинарных проступков привлекаются кдисциплинарной ответственности в виде предупреждения или досрочного прекращенияполномочий.
11. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспеченияи социальной защиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могутприменятся меры безопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия,изменение внешности и т.д.).
12. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своимиполномочиями (компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутрисудейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложениеодинаковых обязанностей и ограничений. Особенности правового положениянекоторых категорий судей определяются федеральными конституционными законами,федеральными законами, а в случаях ими предусмотренных, также и законамисубъектов РФ.
Определив, что же такое статус судей и рассмотрев его элементы,можно сделать вывод, что в соответствии с Законом«О статусе судей в РФ», судьи — носители судебной власти в государстве. Толькосудам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Этоналагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложенополномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные нетолько с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Так же мыувидели, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «Все судьи вРоссийской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положениянекоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяютсяфедеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами,также законами субъектов Российской Федерации.»[4].
ПомимоЗакона «О статусе судей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так ииных нормативных актов, также касающихся специфики осуществления судьями своихпрофессиональных обязанностей, регламентирующих специфические условияотправления судебной деятельности.
2. Порядок назначения судей на должность и прекращение полномочийсудей. Дисциплинарная ответственность судей
Всоответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона «О судебнойсистеме Российской Федерации» судьями являются лица, наделенные всоответствии с Конституцией РФ полномочиями осуществлять правосудие иисполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Действующеезаконодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусоми различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статуссудей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам надолжность судьи.
Так,судьями могут быть граждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющиевысшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менеепяти лет. Закон «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 4)детализировал конституционные требования о возрасте и стаже работы применительнок тому, на какую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидатв судьи. Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек,достигший 40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии неменее пятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФустановлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональныхпознаний. Они должны иметь не просто высшее юридическое образование, но иобладать «признанной высокой квалификацией в области права[5]»);судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35-летнеговозраста и имеющий такой стаж не менее десяти лет; судьей верховного судареспублики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, судаавтономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военногосуда (при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессиикандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы на офицерскихдолжностях), федерального арбитражного суда округа — достигший 30-летнеговозраста и имеющий стаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъектаРоссийской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта РоссийскойФедерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей — достигший 25-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии неменее пяти лет.
Следуетотметить, что под «юридической профессией» понимается работа всудебных органах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделенияхгосударственных органов, общественных объединений и коммерческих структур, атакже научная и преподавательская деятельность в области права.
Нормы КонституцииРФ определяют возможность установления федеральным законом дополнительныхтребований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдатьКонституцию РФ и законы.
Высокийстатус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным, обладатьнеобходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но итребует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна. Этотчеловек должен обладать высокой внутренней культурой, иметь такие качества, какпорядочность, доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность ит.д. Кодекс судейской этики устанавливает, что:«В своей профессиональнойдеятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судейв Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, правиламиповедения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали,способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастностии независимости суда»[6].
Кроме тогодля подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний,препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительноемедицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующихназначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РоссийскойФедерации на основании представления федерального органа исполнительной властив области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствиизаболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждаетсяфедеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Изучив,какие требования предъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, чтокритерии достаточно велики, так как звание судьи очень высоко, но постоянновозрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самых элементарных условий труда,относительно невысокая заработная плата делают работу судьи всё ещёнедостаточно престижной. В связи с этим возникают трудности с подборомкандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновь назначенные судьичерез непродолжительный период времени по тем или иным причинампрофессионального или личного порядка не могут исполнять работу судьи.
2.1 Особый порядок отбора
Каждыйгражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым ккандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться вквалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Квалификационнаяколлегия в пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетомрезультатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидатана должность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должностьсудьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ееперсональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегиейсудей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет смомента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далееквалификационная коллегия представляет председателю соответствующего судазаключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатуравноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяеткандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительногозаключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всегоуказывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст,отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение впрошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральныхкачеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и егоблизких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянииздоровья кандидата»[7]. Законопределил, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей саналогичным заявлением допускается не ранее чем через год со дня дачизаключения.
Всоответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей, коллегиявправе получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию. Неявляется исключением и информация о лицах, претендующих на должность судьи. Вметодическом письме ВККС рекомендовано запрашивать в соответствующих органахсведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у егоблизких родственников, мнение председателя суда и судей о возможностиназначения конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребоватьхарактеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы запоследние пять — десять лет.
Вывод: вусловиях дефицита информации рекомендация квалификационной коллегии оназначении кандидата на должность судьи в большинстве случаев строится напредставлениях о претенденте, которые сложились у членов коллегии за времякратковременного общения с ним по ходу заседания. При этом нет никакихгарантий, что коллегия примет правильное решение и рекомендует именно того, ктопо своим деловым и моральным качествам действительно соответствует высокомузванию судьи. «Недостаточный уровень квалификации судей нередко проявляется в совершенииими профессиональных ошибок, которые становятся обычным явлением, к тому жепорой не влекущим ответственности»[8].
Чтобы избежать ошибок при принятии решения квалификационной коллегией орекомендации кандидата на должность судьи, необходимо, на мой взгляд,располагать сведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначениюего на должность, но и иметь данные, свидетельствующие о его пригодности длябудущей профессии.
Привнимательном ознакомлении с документами, находящимися в личном деле кандидата всудьи, можно, конечно, сформировать мнение о наиболее достойном из участвующихв конкурсном отборе. Но для этого нужно, чтобы каждый из членов коллегиизнакомился с личным делом каждого, участвующего в конкурсе. Это невозможно поцелому ряду причин, главными из которых являются большой объем работы коллегиии существенные ограничения во времени.
2.2 Наделение судей полномочиями
«С самогомомента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычногогражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин,впервые назначенный Указом Президента Российской Федерации или СоветомФедерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, можетприступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятияприсяги. Принятие присяги судьи — не только акт торжественной клятвы честно идобросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясьтолько закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи исовесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом,свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданиномнезависимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на этудолжность»[9].
«Назначениекандидатов на должности судей производится только при наличии положительногозаключения соответствующей квалификационной коллегии судей»[10].
— СудьиКонституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации попредставлению Президента РФ с учетом мнения Конституционного Суда.
— СудьиВерховного и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность СоветомФедерации по представлению Президента РФ с учетом мнения ПредседателяВерховного или Высшего Арбитражного Суда соответственно.
— Судьидругих Федеральных Судов общей юрисдикции и судьи Арбитражных судов назначаютсяна должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного илиВысшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного органа данногосубъекта и квалификационной коллегией судей.
— Мировыесудьи либо избираются населением судебного участка, либо назначаются надолжность органами законодательной власти субъекта.
— СудьиКонституционных уставных судов назначаются в соответствии с законодательствомданного субъекта.
Мыопределили, каким образом наделяют судей полномочиями. Но все же наиглавнейшая- для ближайшего будущего — задача состоит в том, чтобы судьями у насстановились лица, прошедшие специальное дополнительное обучение. К сожалению,подобная «роскошь» сегодня вряд ли возможна, поскольку траты на обучениекаждого из кандидатов в несколько раз (по числу участников конкурса на одноместо) превысили бы траты на одного судью.
2.3 Дисциплинарная ответственность и прекращение полномочий судей
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, вустановленном законодательством порядке и при наличии на то достаточныхоснований. Основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности являетсясовершение судьей дисциплинарного проступка, под которым, согласно ч.1 ст.12.1Закона «О статусе судей в Российской Федерации» понимается нарушение судьей«норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики,утверждаемого Всероссийским съездом судей»[11]. Ксудьям применяются две меры дисциплинарной ответственности, это: 1)предупреждение; 2)досрочное прекращение полномочий.
Решение о применении к судьям данных видов ответственностипринимает соответствующая квалификационная коллегия судей, к компетенциикоторой это относится на момент принятия решения.
Судьи Конституционного Суда РФ привлекаются к дисциплинарнойответственности в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации», который в ст.15 устанавливает, что «За совершение дисциплинарногопроступка (нарушение норм настоящего Федерального конституционного закона,федерального закона о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики,утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью Конституционного СудаРоссийской Федерации по решению Конституционного Суда Российской Федерацииможет быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращенияполномочий судьи»[12].
Прекращение или приостановление полномочий судей производится порешению соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляютслучаи истечения срока полномочий судьи и достижения судьей предельноговозраста пребывания в должности судьи.
Общеизвестно,что судья должен быть терпимым, сдержанным и вежливым по отношению к сторонам,присяжным, свидетелям, адвокатам, представителям сторон и другим лицам, скоторыми он сталкивается в ходе ведения дела. «Судья при исполнении своихполномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что моглобы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнения вего объективности, справедливости и беспристрастности»[13].
Несмотря нато, что приведенные выше положения давно отнесены к разряду простых инепререкаемых, поток жалоб на недопустимое поведение судей в процессах,впрочем, как и на игнорирование ими этических (и не только) норм и правил внеработы, не прекращается. Подобные конфликтные ситуации — явление не единичное,в своей совокупности они представляют реальную опасность для авторитета правосудия,являющегося, как известно, самостоятельным видом государственной деятельности.Одной из наиболее распространенных форм разрешения конфликтных ситуацийявляется дисциплинарная ответственность судей.
Дисциплинарнаяответственность судей относится к разряду видов юридической ответственности,жестко регламентируемых государством, с привлечением для решения ипринципиальных, и процедурных вопросов как представителей судейскогосообщества, так и широкой общественности.
В этойсвязи выскажем главные, на наш взгляд, соображения по упорядочению правовогорегулирования дисциплинарной ответственности судей.
Этаответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключенийиз общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных спредставлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности. Регулированиедисциплинарной ответственности судей должно учитывать баланс публичныхинтересов, предполагающих как их строгую и неотвратимую ответственность поширокому перечню оснований, так и обеспечение гарантий самостоятельности,независимости и неприкосновенности. Чтобы дисциплинарная ответственностьэффективно выполняла функции превенции проступков и очищения судейского корпусаот лиц, недостойных в нем состоять, она должна быть урегулирована полно идетально. Существующие и не устраненные законопроектом пробелы по правиламналожения взысканий, процедурам дополнительной проверки и многим иным вопросамнепростительны с точки зрения требований законного и обоснованного привлеченияк любой юридической ответственности.
Кроме тогонесмотря на наличие представителей общественности и представителей ПрезидентаРФ квалификационных коллегиях, на практике до сих пор существует ситуация, чтосудьи отвечают не перед всем обществом, а фактически только передпредставителями своей же «судейской касты».
Нельзя не отметить и положительных продвижений в вопросахдисциплинарной ответственности судей, каким по нашему мнению является созданиеи закрепление на законодательном уровне деятельности Дисциплинарного судебногоприсутствия, которое: «является судебным органом, рассматривающим дела пожалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерациии квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочномпрекращении полномочий судей …и обращениям на решения Высшей квалификационнойколлегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектовРоссийской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей …»[14].
3. Гарантии независимости судьи
Всоответствии с Европейской хартией о статусе судей «целью статуса судьиявляется обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которыхкаждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи,которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия иприменения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать довериек их компетентности,
независимостии беспристрастности»[15].
Гарантиинезависимости судей являются объемным правовым институтом, и, несомненно,требуют изучения в отдельной научной работе, в связи с чем мы сочли отразитьлишь основы данного вопроса и выделить некоторые проблемы существующие в даннойобласти.
Гарантиинезависимости судьи устанавливаются Конституцией Российской Федерации ифедеральным законом. «Они представляют собой систему правовых средств,необходимых для осуществления правосудия, судебной защиты прав и свободграждан, общественных объединений и организаций, юридических лиц и государства,а также решения других задач судопроизводства, закрепляемых, в частности,Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Гражданским процессуальнымкодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексоми другими правовыми актами»[16].
В связи сэтим представляется обоснованным всю совокупность гарантий независимости судьиразделить как минимум на три группы — гарантии процессуальной независимостисудьи, организационно-правовые гарантии независимости судьи как субъектасамостоятельной государственной судебной власти и социально-правовые гарантиисудьи.
Гарантии процессуальнойнезависимости судьи — это установленная законом процедура осуществленияправосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельность судьи в рамкахсудебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего бы то ни быловмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неподотчетность судьинепосредственно при осуществлении им правосудия и др. К таковым относятся праваучаствующих в деле лиц: отвести судью в случаях, предусмотренных законом (ст.21 АПК РФ; ст. 19 ГПК РФ, ст. 64 УПК РФ, обжаловать судебный акт в вышестоящихинстанциях (ст. ст. 257, 273, 292 АПК РФ; ст. ст. 320, 376 ГПК РФ; ст. ст. 354,402 УПК РФ).
Организационно-правовыегарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственнойсудебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи,продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения кдисциплинарной, административной и уголовной ответственности, примененияоперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод, приостановленияи прекращения полномочий судьи и т.д. Основным в реализацииорганизационно-правовых гарантий независимости судей является участие системыорганов судейского сообщества.
Социально-правовыегарантии независимости судьи — это установленный законом особый порядокобеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями,и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так ипри уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государствомжизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счетгосударства материального и социального обеспечения, соответствующего еговысокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное исоциальное обеспечение в этот период и др.
Исходя изтого, что речь идет о мерах обеспечения независимости судьи, приведенная вышетрактовка гарантий его независимости кажется нам явно смещенной впроцессуальную сторону жизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идтио непосредственной защите независимости личности судьи-гражданина как носителясудебной власти. Такая защита хотя и имеет конечной целью обеспечениеосуществления правосудия, судебной защиты прав и свобод граждан и субъектовэкономической деятельности, но лишь опосредованно, через защиту личностисудьи-гражданина от внешнего влияния и давления в ходе всей егожизнедеятельности, а не только при осуществлении судейских полномочий.
Такимобразом, говоря о гарантиях независимости судей, существует вопрос о том, естьли в реальности комплекс мер, обеспечивающих судье как гражданину возможностьосуществлять свои функции носителя государственной власти независимо от любыхпопыток воздействия на него со стороны, и, во-вторых, есть ли механизмпротиводействия в случае такого реального воздействия.
правовойстатус судья
4. Общие проблемы правового статуса судей и перспективы развитиясудебной системы в Российской Федерации
Несмотря натрудности, а иногда и противодействие развитию судебной реформы, можноконстатировать, что судебная власть состоялась и что она способна защитить правачеловека, интересы общества и государства.
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов.
До настоящего времени не разрешены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем, а также вопросы страхования и некоторые другие. Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов.
Решение этих проблем по «остаточному» принципу недопустимо, ибо речь идет о людях, на которых возложена конституционная обязанность по обеспечению правосудием прав и свобод человека и гражданина.
В процессе судебной реформы проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного
департамента при Верховном Суде Российской Федерации, сформирован
работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее
квалифицированных юристов. «Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону»[17].
В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности.
В данном случае я считаю, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
· укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
· обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
· обеспечение охраны судов и безопасности судей не только посредством практической реализации положений Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», включая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, но и путем передачи Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из ведения Минюста России службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
· разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
· обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
· повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Российской Федерации;
· обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
«Конечно, у судов имеются еще проблемы, и судебно-правовая реформа, по общему мнению, еще не завершена, требуется сделать значительные шаги, чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства»[18].
Заключение
Таким образом, изучив данную тему, можно сделать вывод, что в современных условиях в процессе становления правового статуса судей, судебная власть все более отчетливо занимает собственное, независимое, равноправное положение в системе разделения властей государственной власти.
В своейработе мы сделали упор лишь на основные моменты правового статуса судей ипостарались не сводить её к простому цитированию обширной нормативно-правовойбазы, имеющейся по данному вопросу, а выделить именно проблемные местасуществующие на данный момент в этой сфере.
Рассмотревпроблемы правового статуса с различных сторон, мы для начала определили, что жетакое правой статус судей и из каких элементов он состоит. Определили, что в соответствиис Законом «О статусе судей в РФ» судьи являются носителями судебной власти вгосударстве. Только судам в лице судей, принадлежит вся судебная власть вРоссийской Федерации. Так же мы увидели, что согласно ст. 2 Закона «О статусесудей в РФ» «все судьи в Российской федерации обладают единым статусом иправовым положением, пользуются едиными, для всей территории России, правовымигарантиями осуществления судебной деятельности, гарантиями социальной иправовой защиты, едиными нормами материального обеспечения».
В даннойработе мы отразили требования, предъявляемые для назначения на должность судьи.Это необходимо для того, чтобы уяснить насколько трудно вступить на должность судьи,по каким критерия оценивают кандидатов, справедливо ли оценивают. Выяснили, чтовысокий статус судьи не только обязывает быть профессионально подготовленным,обладать необходимым набором деловых качеств, уметь организовать свою работу,но и требует наличия определенных качеств, без которых работа судьи невозможна.Сделали вывод, что критерии достаточно велики, так как звание судьи оченьвысоко, но постоянно возрастающая нагрузка, отсутствие зачастую самыхэлементарных условий труда, относительно невысокая заработная плата сделалиработу судьи недостаточно престижной. В связи с этим возникают трудности сподбором кандидатов на должности судей.
Кроме того изучилипроблему особого порядка отбора кандидатов. Узнали, какие испытания долженпройти кандидат на должность судьи, справедливо ли оценивает квалификационнаяколлегия, что является основными причинами отказа дачи положительногозаключения кандидатам на должность. Из этого сделали вывод, что в условияхдефицита информации рекомендация квалификационной коллегии о назначениикандидата на должность судьи в большинстве случаев строится на представлениях опретенденте, которые сложились у членов коллегии за время кратковременногообщения с ним по ходу заседания. Поэтому необходимо, на мой взгляд, располагатьсведениями не только об обстоятельствах, препятствующих назначению его надолжность, но и иметь многие иные данные, свидетельствующие о его пригодностидля будущей профессии.
Мыопределили, каким способом наделяют судей полномочиями в Российской Федерации,узнали, что назначение кандидатов на должности судей производится только приналичии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегиисудей. Но все–таки наиглавнейшая — для ближайшего будущего — задача состоит втом, чтобы судьями у нас становились лица, прошедшие специальное дополнительноеобучение.
Еще одназадача, возникающая при изучении правового статуса судей, это гарантиинезависимости судьи. Для ее решения мы определили, что собой представляютправовые гарантии и какими они бывают (организационно-правовые гарантиинезависимости судьи, социально-правовые и процессуальной независимости). Выводзаключается в том, что многие гарантии смещены в процессуальную сторонужизнедеятельности судьи, в то время как речь должна идти о непосредственнойзащите независимости личности судьи-гражданина как носителя судебной власти. Впервую очередь требуется защитить судей от увольнения до истечения срока ихполномочий, а также чтобы состав суда не получал инструкций со стороныисполнительной власти.
Дисциплинарнаяответственность судей также относится к проблемам правового статуса. Каксвидетельствует практика работы квалификационных коллегий судей России,большинство судей и председателей судов, как это ни странно, лишились своихдолжностей не за свою процессуальную деятельность по осуществлению правосудия,а именно за недостатки в организации работы судов и судебных процессов. Поэтомусуществует решение освободить судью от несвойственных емуорганизационно-распорядительных функций, и он будет иметь реальную возможность«переварить» все возрастающее количество судебных дел. Дисциплинарнаяответственность должна стать полноценной компенсацией тех серьезных исключенийиз общего конституционного принципа равенства всех перед законом, связанных спредставлением судьям гарантий независимости и неприкосновенности, в том числеиммунитета от административной ответственности.
Ну и наконец,мы рассмотрели общие проблемы правового статуса судей и перспективы развитиясудебной реформы в российской Федерации. Конечно, в судебной реформе и правовомстатусе судей есть пробелы и недочеты, и чтобы получить правовую систему,соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правовогогосударства, требуются силы и время. Суд как ветвь государственной власти неможет стоять в стороне от общих вопросов, решаемых государством, утверждениязаконности и правопорядка, совершенствования законодательства, формированияправовой культуры в обществе путем воздействия на общественное и индивидуальноеправосознание, внедрения в общественные отношения принципов здоровой морали.Судебная власть располагает наиболее сильными рычагами воздействия на отношениеграждан к закону, на их «установки» в выборе правового либопротивоправного поведения.
Список литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенароднымголосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках кКонституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ.
2. «Европейская хартия о законе «О статусе судей» (принята в г. Лиссабон10.07.1998);
3. Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ «ОДисциплинарном судебном присутствии»
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от27.12.2009) «О судебной системе Российской Федерации»(одобрен СФ ФСРФ 26.12.1996)
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от02.06.2009) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФФС РФ 12.07.1994)
6. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от07.05.2009) «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (одобрен СФФС РФ 12.04.1995)
7. Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2009) «Остатусе судей в Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 22.07.2008)«О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ11.11.1998)
9. Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2декабря 2004 г.)
10. Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции судебнойреформы в РСФСР» от 24 октября 1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народныхдепутатов РСФСР. 1991. N 44;
11. Лебедев В.М. В кн.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003;
12. Савицкий В.М. Организация судебной власти в Российской Федерации. М., 1996;
13. Власов А.А. Почему не эффективна судебная власть, или Почему пробуксовывает судебная реформа в России? // «Российский судья», 2003, N 2;
14. Ермошин Г.Т. Социально-правовые аспекты государственной власти//Российский судья, 2005, №5;
15. Жеребцов А. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача// Российская Юстиция, № 6, 1999;
16. Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления//Российский судья, 2005;
17. Кузнецов В.В. Высшая квалификационная коллегия судей.О проектахфедеральных законов//Российская юстиция, № 8, 2003;
18. Радченко В.И. Судебная реформа. Современный этап//Право и безопасность, № 3 (12);
19. Руднев В.И. Некомпетентность судьи как основание как основание для его отвода и прекращения полномочий//Журнал российского права, N 7, 2003;
20. Сидоренко Ю.И. Совет судей о проектах федеральных законов//Российская юстиция, № 8, 2001;
21. Скакулин Е. Судья лишен полномочий за обман //Российская юстиция, N 5, 1998;
22. Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть. Российская юстиция, 2000, №11.