Общественные объединенияв РФ: понятие, организационно-правовые формы
Введение
КонституцияРоссийской Федерации установила идеологическое многообразие, где никакаяидеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной,а так же что общественные объединения равны перед законом.
Так же ст. 30 Конституции РФ гласит, что каждый имеет правона объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никтоне может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию внем.
Под общественным объединением понимается добровольное,самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан,объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,указанных в уставе общественного объединения.
На сегодня вРоссийской Федерации зарегистрировано несколько тысяч общественных объединений,с помощью которых граждане, выражают и осуществляют свои законные интересы:политические, экономические, хозяйственные, культурные и иные.
Болееразвернутая правовая регламентация общественных объединений содержится вФедеральном законе «Об общественных объединениях».
Данная темаявляется актуальной, так как общественные объединения занимают не маловажноеположение в жизни государства, ведь через общественные объединения народ так жереализует свои права указанные в уставе общественного объединения.
Основная цельработы – учебная, получить теоретические знания по данной теме, рассмотретьпонятие и организационно правовые формы общественных объединений.
Всоответствии с поставленной целью мы выделили следующие вопросы:
1.конституционно-правовойстатус общественных объединений в Российской Федерации;
2.организационно-правовые формы общественных объединений;
3. права,обязанности и ответственность общественных объединений.
1.Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормах международногоправа, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая право создаватьпрофессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельностиобщественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден квступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30Конституции РФ).
Право наобъединение закреплялось в Основном законе страны и ранее, Конституция СССР 1977 г.определяла роль общественных организаций как важной составной частиполитической системы. Однако, в государстве, где существовала лишь однаправящая Коммунистическая партия о фактическом соблюдении права на объединениене приходится. В стране с одной правящей партией не нужны были равные ей постатусу, способные противостоять оппозиционные объединения. Поэтому неосуществлялось законодательной регламентации порядка их образования. Всеобщественные объединения в значительной мере были огосударствлены, действовалипод руководством КПСС без какой-либо законодательной основы, руководствуясьлишь своими уставами.
С началом реформирования в 90-х годах прошлого века, когда идея –создание демократического правового государства, гражданского общества – началавоплощаться в жизнь, признание принципа многопартийности стало необходимо иестественно. Одним из первых шагов на этом пути стала отмена ст. 6Конституции СССР, закреплявшей роль КПСС как ядра политической системысоветского общества. Статьи, гарантировавшие гражданам СССР свободу научного,технического и художественного творчества только «в соответствии с целями коммунистическогостроительства» (ст. 47 Конституции СССР), а политических прав и свобод –«в целях укрепления и развития социалистического строя» (ст. 50Конституции СССР) были сохранены. Таким образом, единственной официальнопризнаваемой оставалась идеология марксизма, а без идеологического многообразияне может быть многообразия политического.
Статья 13Конституции РФ закрепляет один из основополагающих принципов демократическогообщества – идеологическое и политическое многообразие.
Признаниеидеологического многообразия (наряду с признанием политического многообразия имногопартийности) в качестве одной из основ конституционного строя РоссийскойФедерации есть рефлекс на насаждавшийся десятилетиями идеологический монизм,закреплявшийся в советских конституциях и поддерживавшийся всеми институтамигосударственной власти. Оно означает существенное сужение пределовгосударственной власти, поскольку из-под контроля государства выводится сфераидеологии, под которой обычно понимается система политических, правовых,нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, вкоторых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Признаниеидеологического многообразия означает также запрет для государства, его органови должностных лиц в своей официальной деятельности по осуществлениюгосударственно-властных функций и полномочий руководствоваться не Конституцией,законом, иными нормативными актами, а той или иной идеологией, включаяидеологию либерализма, социал-демократизма, марксизма-ленинизма и пр. В этомотношении государство «выше идеологии».
Кроме того, из такого признания вытекают некоторые индивидуальныеи коллективные права граждан и их объединений на разработку и развитиевоззрений и теорий идеологического характера, их распространение внепротиворечащих закону формах и в установленном им порядке, практическоеосуществление способами, соответствующими конституционному строю РоссийскойФедерации, и т.п.
Духовнаясвобода людей является одним из механизмов саморегуляции и саморазвитияобщества. Конституционное признание идеологического плюрализма стимулировалодемократические преобразования в России.
Подидеологией обычно понимается система политических, правовых, нравственных,религиозных, эстетических и философских взглядов на социальнуюдействительность, взаимоотношения личности, общества и государства, наперспективы общественного развития.
Конституционноепризнание идеологического многообразия означает право граждан и их объединенийсвободно иметь собственную систему взглядов, придерживаться различныхидеологических концепций, разрабатывать политические теории и делать ихобщественным достоянием, не опасаясь преследования со стороны государства.
Изконституционного признания идеологического многообразия логично вытекает запретна государственную идеологию. Установление государственной монополии наидеологию характерно для тоталитарных политических режимов. Идеологическиймонополизм советского периода сопровождался насилием над личностью,преследованием политической оппозиции. Демократическое правовое государствоотказывается от идеологических запретов.
Организационнымвоплощением идеологического многообразия является многопартийность. Отменаидеологического монополизма КПСС и конституционное признание многопартийностиявилось одним из наиболее реальных достижений перестройки.
Государствоне может определять количество политических партий, их идеологическуюнаправленность, но оно устанавливает правовой статус этих организаций. СогласноФедеральному закону «О политических партиях» деятельность политических партийне должна противоречить требованиям законности, а их цели – основамконституционного строя, правам человека, национальной безопасности России.
Новымусловием регистрации политической партии является: 1) наличие региональных отделенийболее чем в половине субъектов Федерации; 2) не менее 10 тыс. членовполитической партии, при этом более чем в половине субъектов Федерацииполитическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее100 членов.
Законзапрещает создание политических партий по признакам профессиональной, расовой,национальной или религиозной принадлежности.
Запрещаетсявмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Создание идеятельность на территории России политических партий иностранных государств иструктурных подразделений этих партий не допускается.
Органыгосударственной власти, их должностные лица не вправе вмешиваться вдеятельность политических партий, равно как и политические партии вдеятельность органов государственной власти, их должностных лиц, органовместного самоуправления.
Так как однойиз целей политических партий является представление интересов граждан в органахгосударственной власти и местного самоуправления, допустимо мирноесоперничество политических партий за участие в осуществлении политическойвласти.
Государстволояльно относится ко всем общественным объединениям, действующим в рамкахзакона. Порядок формирования и правовой статус общественных объединенийзакреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях» Приняты такжефедеральные законы о политических партиях, профессиональных союзах,благотворительных организациях, некоммерческих организациях, о государственнойподдержке молодежных и детских объединений и др.
Равенствообщественных объединений проявляется в равных требованиях к процедуре ихформирования, порядку государственной регистрации, равных возможностях участияв общественной жизни, в праве учреждать средства массовой информации,распоряжаться своей собственностью, равных основаниях и порядке прекращения ихдеятельности, равном праве на судебную защиту.
Объектамиконституционной охраны, а при необходимости и защиты уполномоченными на тоорганами являются конституционный строй России, ее целостность и безопасность,а также социальное, национальное и религиозное согласие.
Соответствующиецели в документах объединения могут не провозглашаться вообще, но именно к этимрезультатам, в конечном счете, может привести деятельность партии, общественнойорганизации или массового движения, если она не будет пресечена в порядке,установленном Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общественныхобъединениях». Достаточно наличия хотя бы одного из указанных в Конституциикритериев, чтобы соответствующее объединение могло быть признано неконституционным.
ИзКонституции следует, что неконституционны любая партия, организация и движение,имеющие целью насильственное изменение конституционного строя. Речь идет именноо насильственном изменении. Следовательно, любые призывы или требования измененияконституционного строя России в соответствии с установленными Конституцией изаконами процедурами не могут признаваться неконституционными; таковымиявляются только такие действия (или пропаганда таких действий), которые носятантиконституционный характер и несовместимы с Конституцией.
Свободаобщественных объединений в цивилизованном обществе не абсолютна и имеетпределы. Конституция определяет основания, по которым запрещается создание идеятельность общественных объединений.
Деятельностьобщественного объединения может быть прекращена согласно ФЗ «О противодействииэкстремистской деятельности» Экстремистской признается деятельностьобщественных объединений, направленная на насильственное изменение основконституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности России;захват и присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженныхформирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой,национальной, религиозной или социальной розни, связанной с насилием, призывамик насилию; унижение национального достоинства. Экстремистской деятельностьюпризнается также осуществление массовых беспорядков; хулиганских действий иактов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальнойили религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо враждыв отношении какой-либо социальной группы; пропаганда исключительности,превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии,социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности.Экстремистская деятельность – это также пропаганда и публичное демонстрированиенацистской атрибутики или символики либо атрибутики и символики, сходных снацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Противоправнымипризнаются финансирование или содействие любыми другими способамиэкстремистской деятельности.
В данномвопросе мы рассмотрели историю развития общественных объединений и конституционно-правовойстатус общественных объединений в России.
Законодательствоустановило идеологическое многообразие. Под идеологией обычно понимаетсясистема политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ифилософских взглядов на социальную действительность, взаимоотношения личности,общества и государства, на перспективы общественного развития.
Конституционноепризнание идеологического многообразия означает право граждан и их объединенийсвободно иметь собственную систему взглядов, придерживаться различныхидеологических концепций, разрабатывать политические теории и делать ихобщественным достоянием, не опасаясь преследования со стороны государства.
2.Организационно-правовые формы общественных объединений
Подобщественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся наоснове общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставеобщественного объединения – ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».
Не могут бытьучредителями, членами и участниками общественных объединений органыгосударственной власти и органы местного самоуправления.
Право гражданна создание общественных объединений реализуется как непосредственно путемобъединения физических лиц, так и через юридические лица – общественныеобъединения.
Ст. 6 ФЗ«Об общественных объединениях» определяет понятия и статус учредителей, членови участников общественных объединений.
Учредителямиобщественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественныеобъединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на которомпринимается устав общественного объединения, формируются его руководящие иконтрольно-ревизионный органы.
Членыобщественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящиеи контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролироватьдеятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с егоуставом.
Членыобщественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии стребованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюденияуказанных требований могут быть исключены из общественного объединения впорядке, указанном в уставе.
Членамиобщественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественныеобъединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данногообъединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующимииндивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количествочленов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членовданного объединения.
Важнейшейгарантией свободы объединения является соблюдение принципа добровольности всоздании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужденкак к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.
Право наобъединение, гарантированное ст. 30 Конституции РФ, «каждый имеет право наобъединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». А также никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение илипребыванию в нем.
Ст. 19ФЗ «Об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лицабез гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут бытьучредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключениемслучаев, установленных федеральными законами и международными договорамиРоссийской Федерации.
Ограничениепользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях идля российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих всостав вооруженных сил, полиции или административных органов государства,допускается, например, ч. 2 ст. 22 Международного пакта «Огражданских и политических правах», ч. 2 ст. 11 Европейской конвенции«О защите прав человека и основных свобод».
Так, согласност. 9 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусевоеннослужащих» они могут состоять лишь в тех объединениях, которые непреследуют политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь приисполнении обязанностей военной службы. Как установлено ст. 3 Закона РФ «Остатусе судей в Российской Федерации», судьи не вправе принадлежать кполитическим партиям и движениям. Запрет прокурорским работникам быть членамиобщественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие вих деятельности предусмотрен в ст. 4 ФЗ «О Прокуратуре РоссийскойФедерации».
Всоответствии со ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях» общественныеобъединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовыхформ:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественнойсамодеятельности;
- политическаяпартия.
Общественнойорганизацией признается основанное на членстве общественное объединение,созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов идостижения уставных целей, объединившихся граждан. Членами общественнойорганизации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица июридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящимФедеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.
Высшимруководящим органом общественной организации является съезд (конференция) илиобщее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественнойорганизации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду(конференции) или общему собранию.
В случаегосударственной регистрации общественной организации ее постоянно действующийруководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественнойорганизации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом (ст. 8 ФЗ«Об общественных объединениях»).
Согласно ст. 9ФЗ «Об общественных объединениях» общественным движением является состоящее изучастников и не имеющее членства массовое общественное объединение,преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,поддерживаемые участниками общественного движения.
Высшимруководящим органом общественного движения является съезд (конференция) илиобщее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественногодвижения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду(конференции) или общему собранию.
В случаегосударственной регистрации общественного движения его постоянно действующийруководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественногодвижения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественныйфонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой неимеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенныхзаконом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использоватьуказанное имущество в собственных интересах.
Руководящийорган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либорешением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций илиперсональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде(конференции) или общем собрании.
В случаегосударственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет своюдеятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РоссийскойФедерации.
Создание,деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных,корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могутрегулироваться соответствующим законом о фондах (ст. 10 ФЗ «Обобщественных объединениях»).
Общественнымучреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящеесвоей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников исоответствующих уставным целям указанного объединения.
Управлениеобщественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначеннымиучредителем (учредителями).
Всоответствии с учредительными документами в общественном учреждении можетсоздаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимисяучредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный органможет определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь правосовещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжатьсяимуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем(учредителями).
В случаегосударственной регистрации общественного учреждения данное учреждениеосуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексомРоссийской Федерации (ст. 11 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Органомобщественной самодеятельности является не имеющее членства общественноеобъединение, целью которого является совместное решение различных социальныхпроблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы,направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьиинтересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органаобщественной самодеятельности по месту его создания.
Органобщественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основесамоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов илиорганизаций.
В случаегосударственной регистрации органа общественной самодеятельности данный органприобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица всоответствии с уставом (ст. 12 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Политическаяпартия – это общественное объединение, созданное в целях участия гражданРоссийской Федерации в политической жизни общества посредством формирования ивыражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, ввыборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан ворганах государственной власти и органах местного самоуправления.
В данномвопросе мы выяснили, какие законодательство выделяет организационно-правовыеформы общественных объединений, и раскрыли их, к ним относятся:
- общественная организация;
- общественное движение;
- общественный фонд;
- общественное учреждение;
- орган общественнойсамодеятельности;
- политическая партия.
3. Права,обязанности и ответственность общественных объединений
Основным нормативно–правовымактом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон «Об общественныхобъединениях»
Для осуществления уставных целей общественное объединение,являющееся юридическим лицом, имеет право:
¾ проводитьсобрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
¾ учреждатьсредства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
¾ представлятьи защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а такжедругих граждан в органах государственной власти, органах местногосамоуправления и общественных объединениях;
¾ осуществлятьв полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественныхобъединениях;
¾ выступатьс инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения ворганы государственной власти;
¾ участвоватьв выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.
Дляосуществления уставных целей общественное объединение, не являющеесяюридическим лицом, имеет право:
¾ свободнораспространять информацию о своей деятельности;
¾ проводитьсобрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
¾ представлятьи защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органахгосударственной власти, органах местного самоуправления и общественныхобъединениях;
¾ осуществлятьиные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральныхзаконах об отдельных видах общественных объединений;
¾ выступатьс инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставныхцелей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местногосамоуправления.
Осуществлениеуказанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданамии лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничено федеральнымизаконами или международными договорами Российской Федерации.
Законами обобщественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права дляконкретных видов общественных объединений (ст. 27 ФЗ «Об общественныхобъединениях»).
Общественноеобъединение обязано:
¾ соблюдатьзаконодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормымеждународного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы,предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;
¾ ежегоднопубликовать отчет об использовании своего имущества или обеспечиватьдоступность ознакомления с указанным отчетом;
¾ ежегодноинформировать орган, принявший решение о государственной регистрацииобщественного объединения, о продолжении своей деятельности с указаниемдействительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа,его названия и данных о руководителях общественного объединения в объемесведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
¾ представлятьпо запросу органа, принимающего решения о государственной регистрацииобщественных объединений, решения руководящих органов и должностных лицобщественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своейдеятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
¾ допускатьпредставителей органа, принимающего решения о государственной регистрацииобщественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
¾ оказыватьсодействие представителям органа, принимающего решения о государственнойрегистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностьюобщественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдениемзаконодательства Российской Федерации;
¾ информироватьфедеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественнымобъединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан илиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходованияили использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме ив сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.
Общественноеобъединение также обязано информировать орган, принявший решение огосударственной регистрации данного объединения, об изменении сведений,указанных в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученныхлицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган непозднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации отобщественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующийорган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись обизменении сведений об общественном объединении.
Неоднократноенепредставление общественным объединением в установленный срок обновленныхсведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестрюридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение огосударственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением опризнании данного объединения прекратившим свою деятельность в качествеюридического лица и об исключении его из единого государственного реестраюридических лиц.
Неоднократноенепредставление общественным объединением в установленный срок сведений,предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа,принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, всуд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельностьв качестве юридического лица и об исключении его из единого государственногореестра юридических лиц.
Непредставлениеобщественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренныхабзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием дляобращения органа, принявшего решение о государственной регистрацииобщественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединенияпрекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении егоиз единого государственного реестра юридических лиц (ст. 27 ФЗ «Обобщественных объединениях»).
Глава 5 ФЗ«Об общественных объединениях» предусматривает ответственность за нарушениезаконов об общественных объединениях.
Государство иего органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равнуюответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законовоб отдельных видах общественных объединений.
Общественныеобъединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральнымзаконом и другими законами об отдельных видах общественных объединений,оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органыи с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных кответственности (ст. 39 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Статья 40 «Обобщественных объединениях» предусматривает, что государственные органы и органыместного самоуправления и их должностные лица, причинившие ущерб общественнымобъединениям вследствие нарушения указанными органами и их должностными лицаминастоящего Федерального закона, а также других законов об отдельных видахобщественных объединений, несут ответственность, предусмотренную уголовным,гражданским и административным законодательством Российской Федерации.
Общественныеобъединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случаенарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность всоответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В случаенарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, необладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушениянесут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
Присовершении общественными объединениями, в том числе не обладающими правамиюридического лица, деяний, наказуемых в уголовном порядке, лица, входящие вруководящие органы этих объединений, при доказательстве их вины за организациюуказанных деяний могут по решению суда нести ответственность как руководителипреступных сообществ. Другие члены и участники таких объединений несутответственность за те преступные деяния, в подготовке или совершении которыхони участвовали (ст. 41 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Так же статьями 42 и 44 ФЗ «Об общественных объединениях»предусматривает приостановление деятельности общественных объединений, а так желиквидацию общественного объединения и запрет на его деятельность в случаяхнарушения им законодательства Российской Федерации.
В случае нарушения общественным объединением КонституцииРоссийской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершениядействий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственнойрегистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурорРоссийской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит вруководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях иустанавливает срок их устранения.
В случае если в установленный срок эти нарушения не устраняются,орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своимрешением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шестимесяцев.
Решение о приостановлении деятельности общественного объединениядо рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельностиможет быть обжаловано в суд.
Деятельность общественного объединения может быть такжеприостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом«О противодействии экстремистской деятельности».
Порядок приостановления деятельности общественных объединений вслучае введения чрезвычайного положения на территории Российской Федерацииопределяется федеральным конституционным законом (ст. 42 ФЗ «Обобщественных объединениях»).
Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета егодеятельности являются:
¾ нарушениеобщественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
¾ неоднократныеили грубые нарушения общественным объединением Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иныхнормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественнымобъединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
¾ неустраненияв срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или еготерриториальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановлениядеятельности общественного объединения.
Структурные подразделения – организации, отделения общественногообъединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественногообъединения.
Ликвидация общественного объединения по решению суда означаетзапрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.
Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегосяюридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запретадеятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.
Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельностьобщественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может бытьзапрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом«О противодействии экстремистской деятельности».
В данном вопросе мы рассмотрели права и обязанности общественныхобъединений, которые закреплены в Федеральном законе Российской Федерации «Обобщественных объединениях». Так же мы рассмотрели вопрос о приостановлениидеятельности общественных объединений, и ликвидации общественных объединений, изапрет на его деятельность в случаях нарушения ими законодательства РоссийскойФедерации.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами мы можем подвести итогвыполненной курсовой работе.
В первомвопросе мы рассмотрели историю развития общественных объединений и конституционно-правовойстатус общественных объединений в Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, основываясь на нормахмеждународного права, гласит: «Каждый имеет право на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельностиобщественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден квступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (ст. 30Конституции РФ).
Законодательствоустановило идеологическое многообразие. Под идеологией обычно понимается системаполитических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философскихвзглядов на социальную действительность, взаимоотношения личности, общества игосударства, на перспективы общественного развития.
Конституционноепризнание идеологического многообразия означает право граждан и их объединенийсвободно иметь собственную систему взглядов, придерживаться различныхидеологических концепций, разрабатывать политические теории и делать ихобщественным достоянием, не опасаясь преследования со стороны государства.
Законодательство выделяет организационно-правовые формыобщественных объединений, к ним относятся:
- общественнаяорганизация;
- общественноедвижение;
- общественныйфонд;
- общественноеучреждение;
- органобщественной самодеятельности;
- политическаяпартия.
В вопросе о правах, обязанностях и ответственности общественныхобъединений, которые закреплены в Федеральном законе Российской Федерации «Об общественныхобъединениях» же мы рассмотрели приостановление деятельности общественныхобъединений, ликвидацию общественных объединений, а так же запрет на ихдеятельность в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации.
Список литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации от 12 декабря 1993 (в ред. ФЗ от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ).
2. Конвенция «О защите правчеловека и основных свобод» (Заключена в г. Риме 04.11.1950)
3. Международный Пакт от16.12.1966 «О гражданских и политических правах»
4. Федеральный закон от 19мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 23.07.2007) //Российская газета, №100, 25.05.1995.
5. Федеральный закон от27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О статусе военнослужащих» (принят ГД ФСРФ 06.03.1998)
6. Федеральный закон от17.01.1992 №2202–1 (ред. от 28.11.2009) «О прокуратуре Российской Федерации»
7. Федеральный закон от11.07.2001 №95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О политических партиях» (принят ГД ФСРФ 21.06.2001)
8. Федеральный закон от25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 29.04.2008) «О противодействии экстремистскойдеятельности» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)
9. Федеральный закон от08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)
10. Закон РФ от 26.06.1992 №3132–1 (ред. от 28.11.2009)«О статусе судей в Российской Федерации»
11. Конституционное право России: Курс лекций.– 3-е издание, дополненное и переработанное. – Уфа: РИО БашГУ, 2004. – 490 с.
12. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционноеправо: учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 435 с.
13. Кутафин О.Е. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской. – ЗАО «Библиотечка«Российской газеты», 2003. – 187 с.
14. Лазарев В.В. Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации – Система ГАРАНТ, 2003. – 345 с.