Реферат по предмету "Государство и право"


Образование государства Израиль

Содержание
 
Введение. 3
1. Предысторияи создание национальной администрации. 6
2. Заседание12 мая – трудное решение. 9
3.Торжественная церемония и Декларация Независимости. 13
4. Вопрос оКонституции государства Израиль. 22
5.Отличительные особенности системы государственной власти государства Израиль  26
Заключение. 37
Библиография. 40
 
Введение
 
С момента создания 14 мая1948 года Государство Израиль не прекращает оставаться неординарным и дажеинтригующим государственно-правовым образованием. Для некоторых появление этогогосударства на Ближнем Востоке представляется исторической несправедливостью,для других факт его существования варьирует — от безмерного обожания до полногоотрицания. Как бы то ни было, изучение этого государства представляетнесомненный научный и практический интерес.
Израиль (официальноеназвание — Государство Израиль) расположен на юго-западе Азии, в восточномСредиземноморье. Граничит с Египтом, Иорданией, Сирией и Ливаном. Израиль какнезависимое еврейское государство появился 14 мая 1948 на части подмандатнойтерритории Палестины. Столица и резиденция правительства — Иерусалим,посольства многих стран, не признающих Иерусалим столицей Израиля, находятся вТель-Авиве.
Израиль — небольшаястрана, сухопутные границы которой часто менялись со времени провозглашениянезависимости. Первоначально они были определены резолюцией ООН от 29 ноября1947 года об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территориидвух независимых государств — еврейского и арабского, с сохранениеммеждународного статуса Иерусалима. После арабо-израильской войны 1948-1949годов, в соответствии с условиями перемирия между Израилем и каждым из егососедей (Египтом, Трансиорданией, Сирией и Ливаном), возникли новые границы,которые сохранялись вплоть до «Шестидневной» войны 1967 года. В ихпределах площадь Израиля составляет около 20,7 тыс. кв. км, при протяженности ссевера на юг 470 км и максимальной ширине 135 км. На севере страна граничит сЛиваном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией, на юго-западе- с Египтом, на западе омывается Средиземным морем, на востоке — Мертвым морем.
В 1948 году, ко временипровозглашения независимости, на территории Израиля проживали 806 тыс. человек,включая 650 тыс. евреев и 156 тыс. лиц других национальностей. В середине 1998население страны достигло 6,1 млн. человек, из которых 81% были евреи и 17%арабы. По сравнению с 1948 численность еврейского населения в стране увеличиласьв 5 раз, в первую очередь в результате иммиграции, а нееврейского — в 6 раз,главным образом благодаря высокой рождаемости.
Государство. Израиль — многопартийная парламентская республика. Учредительное собрание в феврале 1949своим первым актом провозгласило введение т.н. «Переходного закона»,часто называемого Малой конституцией, который стал правовой основойгосударства. Со временем предполагалось заменить его постоянно действующимсводом юридических правил
Местопребываниепрезидента, парламента и правительства — Иерусалим.
Президент — главагосударства, который избирается кнессетом на пять лет и может баллотироватьсяповторно. Его власть и полномочия носят в основном формальный и церемониальныйхарактер, а фактическое влияние на политику ограничено. Президент назначаетсудей, послов и других официальных лиц после одобрения их кандидатурправительством и кнессетом.
Правительство,возглавляемое премьер-министром, — высший орган исполнительной власти,подчиняется кнессету. Когда после парламентских выборов формируется новыйкабинет министров, его состав представляется на утверждение кнессета, гдеобсуждается и политический курс. Затем проводится тайное голосование. В случаеположительного результата правительство считается сформированным, и его членыпринимают присягу
Кнессет (однопалатныйпарламент) состоит из 120 депутатов, избираемых всеобщим тайным голосованием посистеме пропорционального представительства и партийным спискам начетырехлетний срок. С 1996 избирателям (гражданам Израиля, достигшим 18 лет)предоставлено также право выбирать премьер-министра.
Экономика. Созданиюэкономики Израиля помогли средства, полученные от еврейских общин за рубежом,от дружественных стран (особенно США) и западногерманские репарации.
В мае 1948 г. руководствоишува (Ишув — еврейское население Эрец-Исраэль до образования государства)стремилось как можно скорее провозгласить независимость страны, однако, напервый взгляд, казалось совершенно к этому неподготовленным. Известно,например, что даже решение о названии нового государства было принято только впоследнюю минуту и что окончательный вариант Декларации независимости утвердилитолько за час до ее оглашения. Тем не менее, первое израильское правительствововсе не выглядело случайным собранием политических деятелей — оно былоорганизовано в соответствии с подробно разработанной программой.
1. Предыстория и создание национальнойадминистрации
На тихом, тенистомбульваре Ротшильда в центре Тель-Авива, среди построенных в начале века особняков,стоит невзрачное здание, которое большинство израильтян никогда не посещало ивряд ли замечало. Раньше в нем размешался городской музей. Незадолго до 4 часовпополудни в пятницу 14 мая 1948 года сюда пришел Давид Бен Гурион. Он постучалпо столу председательским молотком из каштанового дерева, открыл заседаниенемногочисленного Национального совета и зачитал Декларацию НезависимостиГосударства Израиль. Первое за девятнадцать веков независимое еврейскоегосударство было провозглашено в спешке, без фанфар, не по заранее продуманномуплану, а в силу необходимости. Пришлось обойтись без торжественной церемонииподъема флага и военного парада, без фейерверков и оркестров. Поскольку врагстоял у порога и угроза новорожденному государству была вполне реальной, самоезначительное событие в современной еврейской истории явно не стало самымпамятным. [1]
Для большинства евреевсоздание государства было уже свершившимся фактом. Теодор Герцль, в конце 19-говека ставший глашатаем современного еврейского национализма, в 1897 годупровозгласил грядущее государство на первом сионистском конгрессе в швейцарскомгороде Базеле, а в 1917 году декларация Бальфура подтвердила право еврейскогонарода на национальный очаг в Эрец-Исраэль (Палестине).
Еще в октябре 1947 г.объединенная комиссия Национального комитета (Ваада леумми) и исполкомаЕврейского агентства составила проект конституции. В марте 1948 г. были созданывременные законодательные и исполни тельные органы: Народный совет (Моэцетхаам), состоявший из 37 представителей всех партий и группировок ишува —согласно их реальному политическому весу, — и Народное правление (Минхелетхаам).
Народный совет, в своюочередь, утвердил тщательно сформулированное положение о Временномправительстве, которое должно было начать функционировать после окончаниядействия английского мандата. Законодательным органом стал Временныйгосударственный совет. В него вошли все 37 членов Народного совета и 13 членовНародного правления. 14 мая совет принял постановление, формально узаконивающееего полномочия. Прежде всего, он отменил ряд наиболее враждебных ишуву британскихзаконов, включая Белую книгу 1939 г. (см т. 2, с. 123 — 131) и последующиедекреты 1941 — 1945 гг., накладывавшие дополнительные ограничения на еврейскуюиммиграцию, на приобретение евреями земли и на свободу передвижения. 16 маясовет избрал своим председателем (но еще не президентом Израиля) Хаима Вейцманаи приступил к управлению государством в условиях военного положения. За редкимисключением, министерства были образованы из бюро и отделов, существовавших приНациональном комитете, Еврейском агентстве или мандатной администрации.
Для евреев же вЭрец-Исраэль Государство Израиль стало реальностью еще 29 ноября 1947 года,когда Генеральная ассамблея Объединенных наций двумя третями голосов утвердилаплан раздела Палестины на два государства: еврейское и арабское. В тот деньтолпы людей заполнили улицы Иерусалима, Тель-Авива, Хайфы и поселений, по всемуишуву, выражая ликование в песнях и плясках. Евреи получали свое государство,пусть маленькое, и британские мандатные власти должны были покинуть страну к 1августа 1948 года.
Но в ноябре ничего еще посути не изменилось. Отвергнутое арабским блоком и, разумеется, не поддержанноебританским правительством, Государство Израиль было провозглашено лишь черезпять с половиной месяцев в условиях нарастающего террора и дипломатическихперепалок, совсем не так, как предполагалось на берегах озера Лейк Саксесс.Руководство ишува несколько месяцев целиком занималось борьбой с британцами ибыло застигнуто врасплох их поспешным уходом из страны (дату эвакуации Англия водностороннем порядке перенесла на 15 мая). Поэтому руководство недооценилосерьезность военной угрозы со стороны арабских государств.
Евреи Палестины отчаяннонуждались в оружии, к тому же ударом стало предложение Соединенных Штатовотложить раздел страны и учредить временную опеку ООН над ней (это былаинициатива государственного департамента США, противоречившая позициипрезидента Гарри Трумэна).
Исполнительный комитетЕврейского агентства, который возглавлял Бен-Гурион, в ответ немедленноизвестил Вашингтон, что сионисты воспротивятся любой отсрочке еврейскойнезависимости. Предложение о временной опеке ООН было выдвинуто на обсуждениезаседания Совета безопасности 19 марта. Но международная поддержка этогопредложения оказалась незначительной: его расценили как принижение авторитетаООН. Первого апреля Совет безопасности принял значительно более умеренноерешение, призвав евреев и арабов заключить перемирие. В этот день Бен-Гурион порекомендации командовавшего Хаганой (Хагана — подпольная военная организация дообразования государства, ставшая ядром Армии Обороны Израиля после егообразования.) Игала Ядина принял решение преобразовать Хагану в армию,способную вести наступательные операции. Поскольку Иерусалим и большая частьГалилеи были отрезаны, перед новой армией была поставлена задача взять подконтроль все дороги страны и высоты над ними. К концу апреля Хагане удалосьпробиться в осажденный Иерусалим с большим количеством грузов и овладетьХайфой, а в начале мая — Цфатом, восстановив тем самым связь с еврейскимипоселениями в Восточной Галилее. Тем временем интерес ООН к событиям вПалестине заметно остыл, и евреи активно взялись за изменение военнойобстановки в стране. [2]
Одновременно сионистскоеруководство занялось созданием новой политической обстановки. К концу апрелябританцы ускорили свою эвакуацию, и в условиях безвластия в стране практическиперестали работать почта, железная дорога, телефон и другие службы. Чтобы втаких условиях заложить основы еврейского государства, Центральный сионистскийсовет сформировал Национальный совет (Моэцет-ха-ам) из 37 представителей всехпартий и движений под председательством Бен-Гуриона. Совет стал временнымзаконодательным органом. Была также создана Национальная администрация из 13человек. Она стала фактическим правительством, на которое возложилиответственность за оборону страны. Американские настояния отложитьпровозглашение независимости государства усилились, но создание Национальнойадминистрации уже было практически первым шагом к его основанию. 2. Заседание 12 мая – трудное решение.
Лишь 12 мая послеобсуждения, которое длилось целых 11 часов, Национальная администрацияокончательно решила провозгласить государство через два дня. Такое решение небыло ни лёгким, ни единогласным. Командиры Хаганы Игал Ядин и Исраэль Галилиизложили членам администрации сильные и слабые стороны вооруженных сил ишува.Они не стали предугадывать исход войны в случае массированного арабскоговторжения, считая победу и поражение равновероятными. Больше всего онибеспокоились о моральном духе своих 30-ти тысячах плохо вооружённых бойцов.Бен-Гурион предупредил, что ишув должен быть готов к значительным терририальнымпотерям и к жертвам среди населения. «Тем не менее, — продолжал он, — благодаря нашим моральным ценностям, если мы наиболее полно используем нашилюдские силы и улучшим оснащение наших бойцов, у нас будут все шансы науспех». Многие члены администрации согласились с Бен-Гурионом и высказалимнение, что провозглашение независимости укрепит растущее в народе чувствосолидарности, а отсрочка может подорвать воодушевление народа и боевой духармии.[3]
На том же заседаниидиректор политического отдела Еврейского агентства Голда Меир (Мейерсон)сообщила о провале ее переговоров с эмиром Трансиордании (ныне Иордания)Абдаллой — последней попытки предотвратить вторжение арабских армий. Моше Шарет(Шерток), который исполнял в администрации обязанности министра иностранных дел,и только что вернулся из Америки, сообщил об американских предложенияхпрекратить огонь и отложить провозглашение независимости. Государственныйсекретарь США Джордж Маршалл посоветовал Шарету не возлагать больших надежд нина мощь Хаганы, ни на американскую помощь в случае вторжения арабских армий.Шарет ответил ему: «Мы и раньше воевали сами и сейчас не просим помощи. Мытолько просим вас не вмешиваться».
После дискуссии,затянувшейся далеко за полночь, шестью голосами против четырех было решеноотклонить американское предложение о перемирии и провозгласить государство. Опринятом решении сообщили по телефону в Нью-Йорк председателю Всемирнойсионистской организации Хаиму Вейцману, который поддержал его, воскликнув приэтом на идише: «Чего они ждут там, идиоты?» Вскоре Вейцман призвалпрезидента Трумэна признать еще безымянное еврейское государство, сказав:«Господин президент, наш народ стоит перед выбором: государственность илиистребление. Я убежден, что Вы примете решение по велению нравственногодолга».
Итак, жребий был брошен.На подготовку текста Декларации Независимости и подобающей церемонии оставалосьдвое суток. Тем временем поступали тревожные военные сводки из Иерусалима иприлегающих к нему поселений Гуш-Эциона. Чтобы не нарушить субботу, решено былопровозгласить независимость в 4 часа в пятницу, за восемь часов до официальногозавершения британского правления. Начался настоящий бег наперегонки современем.
На заседании 12 мая обсуждалсяпроект Декларации. Он был не первым и оказался, несмотря на цейтнот, непоследним. Тремя неделями раньше Пинхас Розен (Феликс Розенблют), занимавшийсяв администрации правовыми вопросами и ставший первым министром юстицииГосударства Израиль, поставил перед руководством ряд вопросов, на которыеследовало ответить, прежде чем провозглашать независимость: как будетназываться новое государство, каковы будут его герб, флаг, официальный язык? Онже предложил в качестве государственного языка иврит, при предоставленииарабоязычным гражданам права пользоваться их языком в законодательном органе, всудах и в государственных учреждениях. Далее. Будет ли Декларациясоответствовать резолюции ООН о разделе Палестины, и будут ли границыгосударства очерчены в момент его провозглашения? Если да, то, какие будутграницы, предписанные резолюцией ООН или иные?
Розен попросилюридического советника профсоюзной организации Хистадрут, позже членаВерховного суда Цви Беренсона подготовить черновой вариант Декларации. Веренсонвключил в проект четыре основных пункта: историческую связь еврейского народа сЭрец-Исраэль; перечень событий, подготовивших создание государства, со ссылкамина мировое мнение и на декларацию Бальфура; значение суверенногодемократического строя; и, наконец, провозглашение личных, социальных июридических прав. Проект Беренсона датирован 9 мая.
Второй проект, вернее,пересмотренный вариант первого, подготовили юристы А. Вехам, А. Хинцхаймер и 3.Э. Бекер. Он был готов 10 мая. Новое государство в нем никак не называлось.Именно этот проект рассматривался на заседании 12 мая, тогда же, когда имеморандум юридического советника Еврейского агентства Якова Робинсона, позжеставшего юридическим советником израильской делегации в ООН. В меморандуме говорилосьо юридических последствиях отклонения от решений ООН. По мнению Робинсона,право еврейского народа на государственность было Организацией объединенныхнаций не дано лишь подтверждено. Поскольку обладавшая мандатом на ПалестинуБритания уже начала выводить свои войска, а предусмотренное планом разделаПалестины агентство ООН по наблюдению за осуществлением плана так и не былосоздано, Робинсон не нашел юридических препятствий к провозглашениюгосударства. Такое же заключение дал специалист по международному праву сэрГерш Лаутерпахт, впоследствии член Международного суда в Гааге.
Юридические проблемы назаседании 12 мая обсуждали недолго, а о границах государства спорили горячо.Розен доказывал, что в Декларации следует упомянуть о границах, но Бен-Гурион илевый профсоюзный деятель Аарон Цизлинг резко возражали ему. Бен-Гурион сослался,на что в американской Декларации независимотерриториальные границы неупомянуты. Он не собирался заранее налагать территориальные ограничения нагосударство, стоящее на грани войны, и заявил: «Мы приняли резолюцию ООН,а арабы — нет. Они готовятся к войне с нами. Если мы победим в ней и займемЗападную Галилею или земли вдоль дороги на Иерусалим, эти территории войдут всостав государства. С какой стати нам связывать себе руки, обязуясь принятьгpaницы, которых арабы в любом случае не примут?»
Позиция Бен-Гуриона былаодобрена пятью голосами против четырех. Это был единственный вопрос, покоторому 12 мая провели голосование. Обсуждалось также название государства.Подкомитет по арабскому варианту названия не выдвинул возражений противназвания «Израиль» арабском звучании. Предлагались и другие названия,среди них «Сион», «Эрец-Исраэль», «Йехуда»«Эвер» (от корня иври — «еврейский»). Так ничего и нерешив, поручили выработать окончательный текст Декларации комитету в составепяти человек: Давида Ремеза, Розена, Моше Шапиро, Щарета и Цизлинга.
Было также решенопровести церемонию провозглашения государства в главной галерее Тельавивскогомузея. Предлагались и другие помещения, в том числе зал театра«Габима» или одна из больших синагог, но Национальная администрацияучла опасность воздушной бомбардировки, при которой все руководствоноворожденного государства могло быть уничтожено одним ударом. Поэтому место ивремя исторического события были засекречены, и пышной церемонии предпочлискромный акт в неприметном здании музея. Учли и то, что музей в политическом ирелигиозном отношении нейтрален, и к тому же его главная галерея располагаласьв полуподвальном помещении с высокими окнами. [4]3. Торжественная церемония и Декларация Независимости
Вряд ли тогда предвидели,что выбор места для провозглашения независимости окажется на редкость удачным сточки зрения исторической перспективы: музей занимал один из первых домов впервом еврейском городе нашего времени. Рождение Государства Израиль произошлона прежнем участке № 43, который был первым разыгран в лотерее, проведеннойОбществом земельных участков (Ахузат байит) на винограднике Джибали, напустынной песчаной дюне, 11 апреля 1909 года, и эта дата считается днемоснования города Тель-Авива. Достался участок № 43 Меиру Дизенгофу, ставшемупервым мэром Тель-Авива, и его жене Зине, прекрасной пианистке. Их одноэтажныйдомик, построенный на этом участке в 1910 году, стал культурным и духовнымцентром молодого города. Дом четы Дизенгоф часто посещали такие светилаискусства и литературы, как Хаим-Нахман Бялик, Ш.-Й. Агнон и Нахум Гутман, асреди зарубежных гостей были Уинстон Черчилль и Альберт Эйнштейн. Домик сталтесен, и в 1926 году Дизенгоф надстроил второй этаж. После смерти жены в 1932году он отдал дом под художественный музей, без которого, по его мнению, неможет обойтись ни один уважающий себя город. Тельавивский музей открылся вперестроенном трехэтажном доме 23 февраля 1936 года, всего за несколько месяцевдо кончины Дизенгофа.
Бен-Гурион сам незанимался подготовкой торжественной церемонии — она была поручена секретарюНациональной администрации Зеэву Шарефу, ставшему затем секретарем кабинетаминистров. Он распорядился повесить на стенах зала картины только еврейскиххудожников или на еврейские темы. В экспозицию попали такие картины, как«Еврей со свитком» Шагала, «Погром» Молдовского,«Изгнание» Гиршенберга. Шареф попросил тельавивского графика ОттоВаллиша оформить зал и каллиграфически написать текст Декларации на свитке.
Галерея стала походить натеатр накануне генеральной репетиции. Два плотника целые сутки сколачивалиневысокий подиум, стулья самых разных стилей принесли из соседних кафе,микрофоны — из музыкального магазина, ковер взяли напрокат в какой-то лавке.Валлиш купил новые люстры. Стену за подиумом покрыли голубой тканью, купленнойв универсальном магазине «Хамашбир», и украсили большим портретомГерцля, принесенным из здания Еврейского национального фонда, где обычнозаседал Национальный совет. По обе стороны портрета висели выстиранные иотутюженные флаги.
За рассылку приглашенийотвечал член национального комитета «Керен Хайесод» (Фонда основания)Арье Рифкинд. В лаконичных приглашениях с подписью «Секретариат»адресатов предупреждали о необходимости сохранять в тайне время и место акта.Прессу тоже обязали сохранять тайну. Телеграммы в зарубежные агентства печатипрошли цензуру. Гостей просили прийти в торжественной одежде темного цвета.Поскольку зал вмещал не более 350 человек, перед Рифкиндом встала нелегкаязадача отбора. Кроме членов Национального совета и администрации приглашенияполучили видные сионистские и религиозные деятели, руководители политическихпартий, мэры городов и командиры Хаганы. Многие из тех, кого не пригласили,обиделись, сочтя себя обойденными вниманием.
В числе приглашенных были секретарь Герцля Й. Шалит. На Первом сионистском конгрессе в Базеле именно онразвернул флаг, ставший знаменем сионистского движения. Теперь, спустя полвека,он попросил доверить ему развернуть на сей раз государственный флаг, но из-занехватки времени ему отказали. Через год, накануне первой годовщины Независимости,тот же флаг прислали Шалиту, и он вывесил его на своем балконе. Как пояснилШареф, таким образом, было принесено «молчаливое извинение за то, что мыне смогли тогда уважить его просьбу».
Приглашения былиразосланы 13 мая. В 6 часов вечера Национальная администрация собралась дляпоследнего обсуждения текста Декларации. На заседание прилетел из Иерусалимараввин Й.-Л. Фишман (Маймон). Тот же самолет с единственным пассажирским местомдолжен был доставить Голду Меир в Иерусалим для официального прощания сбританским верховным комиссаром генералом Аланом Каннингхэмом, а потомвернуться в Тель-Авив с Ицхаком Грюнбаумом. Однако на полпути у самолетазабарахлил мотор, и пилот, не рискнув пересекать Иудейские горы, вернулся вТель-Авив, так что Голда Меир присутствовала на церемонии, а Грюнбаум остался восажденном Иерусалиме. [5]
Заседание Национальнойадминистрации началось с сообщения Бен-Гуриона о падении Кфар-Эциона и окапитуляции арабов в Хайфе. Затем Шарет от имени подкомитета по подготовкетекста Декларации внес на рассмотрение проект из 22 статей, который онпрактически составил заново, а его дочь Яэль каллиграфически переписала.Документ был объемистый и изобиловал юридическими терминами. Бен-Гурионвозразил против слова «поскольку», которым начиналась каждая статья,сочтя это отступлением от норм иврита. Критиковал он и некоторые риторическиеизыски в проекте. Были еще замечания и по содержанию, но больше всего спороввызвало слово «Бог» в заключительной статье Декларации. Цизлинг былрешительно против предложенной формулировки «с верой во Всевышнего»,так как ни ему, ни кому-либо другому нельзя навязывать веру. Двое верующих,Фишман и Шапиро, возразили ему, что в документе, провозглашаемом от имени всехевреев, нельзя не упомянуть Бога. Поэтому следует, как предложил Шапиро, либооставить «Бог Израиля», либо пойти на компромисс и написать вместоэтого «Всемогущий Спаситель Израиля».
Одно из наименований Богав иврите — Цур Исраэль. Цур — «скала, оплот», и «ЦурИсраэль» понимается как «Оплот Израиля». Бен-Гурион, предложилсобрать небольшой подкомитет в составе его самого, Фишмана, Шарета и Цизлингадля окончательной доработки текста с условием, что все примут вариант «ЦурИсраэль», который каждый волен, понимать в зависимости от личных убежденийС этим предложением согласились без голосования.
В тот же вечер в своемдоме на улице Керен Кайемет Бен-Гурион переработал текст Декларации. Онзначительно сократил его, убрал много таких цветистых выражений не в его духе,как «защищаясь, смело и бесстрашно», вычеркнул все«поскольку» (Шарет продолжал утверждать потом, что без них документстал юридически слабее) и опустил все ссылки на решение ООН о разделеПалестины. Учтя выдвинутое раньше предложение начать Декларацию не с изгнанияевреев из страны, а с констатации постоянного присутствия еврейского народа вней, Бен-Гурион так сформулировал первое предложение: «Эрец-Исраэль былародиной еврейского народа». В пятницу утром у себя дома Бен-Гурионпредставил свой проект подкомитету.
Днем Декларацию обсудилна своем заключительном заседании Национальный совет. Попытка вернуться кдискуссии об упоминании Бога в Декларации успеха не имела. Приверженцыревизионистского крыла сионизма подняли вопрос о границах государства.Поскольку ревизионисты всегда требовали для еврейского государства территориюпо обоим берегам реки Иордан, они настаивали на внесении в Декларациюформулировки «в своих исторических границах». Стремясь заручиться единодушнойподдержкой Национального совета перед торжественным провозглашениемгосударства, Бен-Гурион предложил вернуться к обсуждению всех возражений иоговорок в тексте Декларации на первом же заседании будущего правительства,которое уже было назначено на ближайшее воскресенье. Единственное принятоеизменение в тексте свелось к тому, что к гарантиям свобод вероисповедания,совести, образования и культуры добавили свободу языка. Бен-Гурион остановилсяна названии нового государства — «Израиль». Наконец при повторномголосовании текст Декларации был единогласно утвержден за час до провозглашениягосударства.
Члены Национальногосовета поспешили домой переодеться. Шареф остался в здании Еврейскогонационального фонда, ожидая, пока секретарши перепечатают окончательный текст.Времени на подготовку каллиграфически написанного свитка, разумеется, уже неоставалось.
Несмотря на секретность,слухи о предстоящем событии разнеслись по Тель-Авиву, и толпы людей заполнилиулицы по соседству с музеем.
Вокруг здания расставилиохрану, а у входа в него застыл почетный караул. За несколько минут до 4 часов,когда сэр Алан Каннингхэм уже вступил на борт британского военного корабля«Эвралиус», отплывавшего из Хайфского порта ровно в полночь, к музеюподъехал автомобиль, и Бен-Гурион проследовал в здание. Народ восторженноприветствовал его, а караульные отдали ему честь.
Когда до историческогособытия оставались уже считанные минуты, возникла неожиданная угроза его срыва:Декларация была еще в руках у Шарефа в здании Еврейского национального фонда, аавтомашины для своевременной ее доставки к месту церемонии у Шарефа неоказалось. Блестящий организатор обеспечил транспортом всех, кроме себя самого.Не найдя такси, Шареф остановил проезжавший автомобиль. Но юноша за рулемотказался подвезти его, так как торопился домой, чтобы услышать провозглашениегосударства по радио. Пришлось ему сказать: «Если ты тотчас же не поедешьк зданию музея, то ничего не услышишь, потому что Декларация у меня вруках». Но тут возникла новая трудность: у юноши, вероятно, не былошоферских прав. По рассказу сопровождавшего Шарефа Нахума Нира, ставшего позжепредседателем Кнессета, автомашину остановил полицейский за превышениескорости. Нир бъяснил полицейскому, что ввиду прекращения британского мандата унего больше нет полномочий, а если он задержит автомашину, то не появитсяеврейское государство. «Задерживать он нас не стал, — вспоминает Нир, — икивком показал: езжайте».
Когда запыхавшийся Шарефвбежал в здание музея и вручил документ Бен-Гуриону, было без одной минутычетыре. Зал, явно не рассчитанный на такое количество гостей, местных изарубежных репортеров, кинооператоров и фотографов, был переполнен. Филармоническийоркестр, который должен был исполнить государственный гимн «Хатиква»(«Надежда»), пришлось отправить на второй этаж. Одному мальчикувелено было звонком подать оркестру сигнал, но звонок вовремя не раздался (злыеязыки утверждают, будто мальчик застрял в уборной), и аккомпанементисполнявшему гимн хору чуточку запоздал. Главной радиостанции Хаганы «КолИсраэль» («Голос Израиля») отвели уголок зала, откуда подиум невсегда был виден из-за толпы, и ей пришлось вести свой первый репортаж уже какгосударственной радиостанции по торопливо набросанным пересказам тех, комуповезло видеть все. [6]
Одиннадцать членовНациональной администрации (двое отсутствовали) сидели за столом на подиуме,Бен-Гурион — посредине. Ряд кресел у подиума заняли четырнадцать членовНационального совета (десять членов отсутствовали).
Ровно в 4 часа Бен-Гурионвстал и ударил председательским молотком по столу. Собравшиеся поднялись изапели «Хатикву». Затем Бен-Гурион объявил: «Сейчас я зачитаювам Декларацию о создании Государства Израиль, утвержденную в первом чтенииНациональным советом». Он нарочито монотонно изложил основания Декларации,после чего, чуть повысив голос, произнес: «Настоящим мы провозглашаемсоздание в Палестине еврейского государства под названием ГосударствоИзраиль». Собравшиеся встали и бурно аплодировали.
Бен-Гурион зачитал статьиДекларации об учреждении выборных государственных органов, социальных иполитических правах всех граждан; об охране всех святынь; о призыве к ООНпринять Израиль в семью Объединенных наций; о призыве к арабским жителямучаствовать в работе всех государственных органов и учреждений. Он такжепризвал еврейский народ во всем мире сплотиться вокруг новорожденногогосударства.
Наконец прозвучалазаключительная статья: «С верой в Оплот Израиля мы ставим свои подписи поднастоящей Декларацией на нынешнем заседании Временного государственного совета,на земле Отчизны, в городе Тель-Авиве, в канун субботы, 5 ияра 5708 года отСотворения мира — мая 1948 года».
Чтение ДекларацииНезависимости заняло 17 минут.
Затем раввин Фишман прерывающимся от волнения голосом произнес традиционноеблагословение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, ктохранил нас и поддерживал нас и сподобил нас дожить до времени сего». Залдружно откликнулся восторженным «Аминь!»
Далее Бен-Гурион огласилутвержденное несколькими часами ранее «Положение об образованииГосударства Израиль», наделявшее Временный государственный совет высшейзаконодательной властью и отменявшее все британские законы 1939 года. Услышав оформальной отмене ненавистных положений, жестко ограничивавших еврейскую иммиграциюв Палестину, собравшиеся снова разразились аплодисментами.
Оставалось подписатьДекларацию Независимости. Зеэв Шареф приглашал для этого каждого членаНационального совета поименно. Первым скрепил ее своей подписью Бен-Гурион, заним остальные в алфавитном порядке. Моше Шарет, сидевший рядом с Бен-Гурионом,держал в руках почти не заполненный пергаментный свиток, к которому былприколот скрепкой лист бумаги с машинописным текстом Декларации. В последующиенедели члены Национального совета, находившиеся в тот день в Иерусалиме или заграницей, добирались до Тель-Авива, чтобы поставить и свою подпись на свитке,который каждый раз приходилось доставать из сейфа в Англо-Палестинском банке,ныне Банк Леуми («Народный»).[7]
Перенести текстДекларации на свиток поручили профессиональному переписчику, но то ли чернила унего оказались плохие (говорят, что он оставил на пергаменте кляксы), то ли емупросто не хватило мастерства, поэтому работу его забраковали и вернули свиток встудию Валлиша. Подготовили новый свиток, а пергамент с подписями пришили кнему.
Бен-Гурион просил всехподписываться своими ивритскими фамилиями. Некоторые этой просьбе не вняли, втом числе Голда Меир и Моше Шарет. Редактор газеты «Едиот ахронот»(«Последние известия») Герцль Розенблюм, член ревизионистской партии,пожалел, что подписался Герцль Варди, и вскоре после церемонии вернулся кпрежней фамилии. Мордехай Бен-Тов из скромности подписался крошечными буквами.Раввин Фишман выразил свой протест против того, что в Декларации не упомянутоимя Бога, приписав рядом со своей подписью: «С Божьей помощью».Говорят, что было оставлено место для подписи Хаима Вейцмана. Хотя он и не входилв состав Национального совета, невероятно, что под Декларацией нет подписиэтого старейшего государственного деятеля Израиля, ставшего первым президентомеврейского государства. Сам он счел это личным оскорблением.
Последним подписался МошеШарет. Собравшиеся снова встали, аплодируя, а филармонический оркестр исполнил«Хатикву». Когда музыка стихла, Бен-Гурион стукнул молотком по столуи объявил: «Государство Израиль создано. Заседание закрыто». Так за32 минуты была восстановлена независимость народа, не имевшего своегогосударства два тысячелетия. В дневнике Бен-Гуриона есть описание этого дня:«В четыре — провозглашение независимости. Вся страна ликует, а я опять,как 29 ноября, чувствую себя осиротевшим среди ликующих».
На улице у музея многиеплясали, некоторые плакали. Расхватывали экземпляры «Йом хамедина»(«День Государства») — специального выпуска, подготовленногосовместно всеми крупнейшими газетами, которые на этот день отложили в сторонусвои идеологические разногласия. Повсюду были расклеены объявления о том, чтозапись в армию будет продолжаться и в субботу. Хагана в своих объявленияхпризывала граждан строить бомбоубежища и не собираться большими группами.Вечером Соединенные Штаты признали новое государство де-факто, и рано утромБен-Гурион по радио обратился к народу Соединенных Штатов. Не успел онзакончить обращение, как над Тель-Авивом появились египетские самолеты и началибомбить город. После радиопередачи Бен-Гурион помчался на аэродром Сде-Дов,который пострадал от бомбежки. Бен-Гурион ехал в открытом джипе и смотрел наулицы города. В дневнике он записал: «Из всех окон выглядывали люди впижамах. Они не были очень уж напуганы, и я почувствовал, что онивыстоят».
Спустя полвека голосБен-Гуриона все еще звучит в доме № 16 на бульваре Ротшильда. После Войны заНезависимость Тельавивский музей процветал. В 1971 году он перешел в галереюХелены Рубинштейн неподалеку от старого здания, которое передалиисследовательскому институту «Дом Библии» — любимому детищуБен-Гуриона. В конце 70-х годов муниципалитет Тель-Авива взял первый этажздания в свое ведение, восстановил главную галерею в том виде, в каком она была14 мая 1948 года, и в 1978 году здесь открылся Зал Независимости — филиал МузеяЭрец-Исраэль. В прилегающих к главной галерее комнатах размещена экспозицияфотографий, карт, газетных вырезок и документов, в том числе все вариантытекста Декларации. [8]
Хотя до недавнего времениЗал Независимости оставался почти неизвестным широкой публике (по некоторымоценкам, до 80 процентов израильтян не знают, где была провозглашенанезависимость), в последние годы он все больше заметен на исторической икультурной арене страны. В год золотой годовщины государства это национальноесокровище привлекает к себе тысячи школьников и туристов. Экскурсоводырассказывают им о полной трудностей истории сионизма и о месяцах,предшествовавших дню 14 мая 1948 года, показывают документальный фильм,свидетельствующий об энтузиазме тех бурных дней. 4. Вопрос о Конституции государстваИзраиль
Во время своегопребывания у власти, с 14 мая 1948 г. по 10 марта 1949 г., когда былоофициально назначено первое конституционное правительство, Временноеправительство пользовалось безоговорочной поддержкой самых широких слоевнаселения. Никто не оспаривал его законных полномочий или морального праваутверждать кандидатуры членов Верховного суда, печатать израильские банкноты ипочтовые марки, устанавливать налоги, разрабатывать инструкции по выборам вУчредительное собрание. Решающей проверкой его признания стала готовностьобщества следовать чрезвычайным правительственным декретам во время войны. Всущности, все израильтяне понимали, что в период войны невозможно создать что-тоиное, кроме переходной, временной администрации. Тем не менее, в резолюции ООНо разделе Палестины указывалось, что «Учредительное собрание каждого изгосударств должно принять демократическую конституцию»; там жеперечислялись ее основные принципы: всеобщее избирательное право, выборныеорганы законодательной власти, подчиненные им органы исполни тельной власти,гарантии равноправия в гражданской, политической, экономической и религиознойсферах. Обязательство принять конституцию было впоследствии подтвержденоизраильской Декларацией независимости, где говорилось, что Учредительноесобрание должно быть созвано не позднее октября 1948 г. Несмотря на то, чтоиз-за войны эта дата была перенесена, Временное правительство осталось вернымсвоему обещанию. В июле 1948 г. оно распорядилось о проведении переписинаселения, утвердило порядок выборов и назначило их на 25 января 1949 г. [9]
Примечательно, чтоизбирательная система была разработана на основе опыта выборов в сионистскиеконгрессы и Собрание депутатов (Асефат ханивха рим) — представительствоеврейского ишува во времена мандата. Согласно этой системе, избирателиголосовали за партийные списки, а не за определенных кандидатов. ВУчредительном собрании было 120 мест. Страна не была разделена на избирательныеокруги. Правом голоса обладали все жители Израиля, достигшие 18 лет, безразличия национальности, религии и пола. По результатам подсчета голосов,рабочие партии получили 57 мест, право центристские — 31 место, религиозныепартии — 16 мест. Это соотношение, в общем, соответствовало расстановкеполитических сил в ишуве до создания государства. Среди делегатов было 117евреев и 3 араба.
Первая сессияУчредительного собрания открылась 14 февраля 1949 г. На ней были назначеныкомиссии и выбраны председатель и его заместители. Два дня спустя собраниеобсудило и приняло свой первый законопроект, разработанный партийными лидерамиеще задолго до выборов: так называемый «переходный закон», которыйдолжен был служить временной конституцией. Однако, как мы увидим в дальнейшем,«малой конституции» суждено было стать основой израильскогозаконодательства, действующего до сих пор. Она состояла из 15 коротких разделови декларировала республиканскую форму правления, предусматривавшую (кроме всегопрочего) наличие президента, кабинета министров и парламента. С принятием«переходного закона» Учредительное собрание формально избрало ХаимаВейцмана президентом государства, и с этого момента Временное правительство сложилос себя полномочия.
После нескольких днейконсультаций с партийными лидерами Вейцман возложил на Бен Гуриона, главупартии Мапай, получившей на выборах большинство мест, формирование первогоправительства. В ходе трехнедельных переговоров Бен Гурион заключилкоалиционное соглашение с другими партиями: Мизрахи, Хапоэль хамизрахи(выступавших как единый блок) Прогрессивной партией и Сефардским списком.Министерские портфели должны были распределяться между ними. 8 мартасформированный кабинет и его программа были представлены на рассмотрениевозобновленному Учредительному собранию (оно получило название Кнессет), и 10марта первое израильское правительство было утверждено большинством голосов (73против 45).
Первоначально непредполагалось, что Учредительное собрание станет парламентом, функционирующимв соответствии с нормативным законодательством. Считалось, что оно было созванодля разработки конституции. И действительно, накануне выборов 25 января 1948года не было сомнения в том, что еврейское население Израиля в не меньшейстепени, чем авторы резолюции ООН о разделе Палестины и Декларациинезависимости, ждет принятия конституции — хотя бы потому, что это сталоправилом у народов, получивших независимость после 1945 г. Более того,деятельность самой Всемирной сионистской организации регулироваласьконституцией. Даже в период британского мандата Учредительный закон Палестиныслужил своего рода конституцией. И, наконец, комитет под председательствомдоктора Лео Кона, юридического советника Еврейского агентства, потратил месяцына составление проекта конституции, который Временное правительство передалоУчредительному собранию. И все-таки, несмотря на все прецеденты иподготовительную работу, Бен Гурион и другие лидеры Мапай решили на данномэтапе отказаться от принятия конституции. [10]
Существовало несколькопричин для этого неожиданного решения. Премьер-министр утверждал, прежде всего,что было бы ошибкой оказаться сейчас в законодательных тисках. Он указывал нато, что даже Соединенным Штатам понадобилось одиннадцать лет для принятияконституции, а затем она была еще существенно изменена Биллем о правах. Сдругой стороны, английское правительство функционирует достаточно эффективно напротяжении столетий без какой бы то ни было формальной конституции. Бен-Гурионотметил так же, что израильское население все еще растет, что требуется времядля абсорбции иммигрантов и для того, чтобы покончить с последствиями арабскоговторжения. Таким образом, вопрос о принятии конституции только отвлечет Кнесетот решения других насущных проблем. Одной из таких проблем было, например,требование религиозных партнеров по коалиционному правительству Бен Гуриона,что бы Тора и Талмуд стали основой израильского законодательства. Понятно, чтоменьше всего нужна была тогда Израилю и Бен Гуриону «kulturkampf»(«война культур») между клерикалами и секуляристами. По этим и другимпричинам после продолжи тельной дискуссии в июне 1950 г. было решено отказатьсяот принятия конституции. Вместо этого предполагалось, что конституция будетпостроена со временем на базе специальных законодательных актов, оформленныхкак Основные законы. В конечном итоге они и составят в совокупности израильскуюконституцию
5. Отличительныеособенности системы государственной власти государства Израиль
Для России, взявшей курсна построение демократической модели государства, до сих пор актуальна проблемаопределения концентрации властных полномочий в руках тех или иных государственныхструктур, в том числе и парламента. Имеют место многочисленные дискуссии окачественных характеристиках системы государственной власти, позволяющей, содной стороны, обеспечить управляемость обществом, с другой стороны,гарантировать реализацию интересов большей части населения страны. Поэтомуизучение конституционного права зарубежных государств представляет не толькобольшой научный интерес, но и имеет весьма важное политико-прикладное значениедля понимания происходящих в нашей стране процессов по совершенствованиюконституционно-правовой системы. Обращение к политико-правовой системе Израиля,прежде всего, обусловливается особыми отношениями, установившимися между нашимистранами и народами: почти миллион граждан Израиля являются выходцами из Россиии других республик бывшего СССР и многие из них сохранили теснейшие связи сроссийским обществом.
Государство Израильследует определять как парламентскую республику, реализующую одну из формлиберальной демократии. В целом система государственной власти данногогосударства, так или иначе, напоминает другие западные страны. Все-таки можноговорить о специфичности и уникальности многих ее элементов. В рамках даннойстатьи мы попытаемся проанализировать особенности организации государственнойвласти в Израиле, показать самобытный стиль становления и развития егогосударственно-правовых институтов. [11]
Как и в любойпарламентской республике, центральное место в системе органов государственнойвласти Израиля занимает парламент — однопалатный кнессет, состоящий из 120депутатов. Исключительность данного института состоит в том, что он возникзадолго до его аналогов в других странах. Первое упоминание о нем мы встречаемв Ветхом Завете в Книге Числа, главы 8—21. Когда евреи выходили из Египта,Моисей являлся единоличным руководителем народа. И хотя он пользовалсянеограниченным доверием, концентрация всей полноты власти в руках однойличности оказалась тяжким бременем. Поэтому пришлось учредить собраниепредставителей народа, которое, с одной стороны, давало бы евреямудовлетворительные ответы на их запросы, а с другой — было бы способно донестислова Всевышнего до народа.
Таким образом, возникпервый «кнессет», который изначально состоял из 72 человек, по 6 от каждого из12 колен, а позже это число было увеличено до 120, по 10 представителей отколена. Данная численность депутатов сохраняется и в нынешнем израильскомпарламенте, хотя и основана на иных принципах избрания народных представителей.
После образования 14 мая1948 года государства Израиль в январе 1949 года избирается учредительноесобрание, которому предоставляется право разработать конституцию. В своемпервом законодательном акте (Transition Law, 1949 года) учредительное собраниеизменило свое название на «кнессет» и объявило себя «законодательным органомГосударства Израиль».
Возвращаясь к современнойэпохе, отметим, что кнессет избирает из своего состава председателя кнессета иего заместителей. Во время отсутствия президента страны в Израиле председателькнессета выполняет его функции, то есть номинально и протокольно являетсявторым человеком в государстве. Так же, как и во многих других странах,депутаты кнессета обладают парламентской неприкосновенностью; в случае рекомендациипрокураторы о подаче в суд обвинения против депутата кнессетанеприкосновенность может быть с него снята голосованием. Неприкосновенность нераспространяется на нарушение правил уличного движения и т. п. Члену кнессетазапрещено заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью (за исключениемавторского гонорара за книгу и т. п.); ему нельзя быть главой муниципалитета(но можно быть членом муниципалитета) или занимать в муниципалитете должностьза плату; даже на добровольную (неоплачиваемую) деятельность депутатасуществуют серьезные ограничения.
Именно кнессет принимаетзаконы. Значение данной «парламентской» функции усиливается тем, что в Израиленет единой писаной конституции — документа, обладающего высшей юридическойсилой по отношению к другим законам. Ее отсутствие, несомненно, повышает рольпарламента в системе государственной власти. Тем не менее, в системенормативных актов следует выделять так называемые «основные законы», именно ониимеют характер конституционных актов. Таковыми являются: Закон о Кнессете;Закон о земельных участках; Закон о Президенте Государства; Закон оправительстве; Закон о «государственном хозяйстве»; Закон об армии; Закон«Иерусалим — столица Израиля»; Закон о судопроизводстве и т. д. Однако, как этони покажется странным, для их принятия или изменения требуется неквалифицированное (как, например, в России), а только абсолютное большинство в61 голос депутатов кнессета. Обычные же законы принимаются в еще болееупрощенном порядке, что не соответствует ни практике большинства парламентовзападных стран, ни России. В Израиле для принятия обычного закона не требуетсякворум депутатов при голосовании — достаточно, чтобы за закон проголосовалобольшинство присутствующих депутатов (были случаи, когда закон принимался вприсутствии двух членов кнессета). Хотя следует отметить, что законы непринимаются внезапно: для внесения законопроекта существует специальнаяпроцедура, и в повестке дня заседания кнессета появляется предварительноеголосование по законопроекту. После этого законопроект может быть отправлен водну из комиссий кнессета на доработку и обсуждение, а затем снова передан наобсуждение всего кнессета, где для его утверждения должен пройти три чтения(три голосования).
Подобная ситуация спринятием законов, на наш взгляд, согласуется с особенностями политическойсистемы израильского общества (наличие большого количества достаточновлиятельных политических структур) и со спецификой избирательной системыИзраиля. Кнессет избирается общеизраильскими прямыми, равными и тайнымивыборами раз в 4 года (возможны досрочные выборы в случае самороспускакнессета) по пропорциональной избирательной системе. При этом предвыборныесписки, за которые голосуют граждане, должны представлять партию или блокпартий. Особенностью Израиля можно назвать также низкий «заградительный барьер»— 1,5% от общего числа проголосовавших избирателей, чей бюллетень признанзаполненным правильно. Подобная избирательная система дает возможность бытьпредставленными в кнессете большому количеству партий. Так, например, навыборах в 1992 году в кнессет прошли 10 списков, в 1996 году — 11, на следующихвыборах — 15. Подобный расклад политических сил в парламенте почти всегдапредполагает формирование коалиционных правительств, а также возможные трудностипри достижении каких-либо кардинальных политических решений. В таком«разнополюсном» парламенте не всегда просто набрать абсолютное большинство вподдержку того или иного решения, не говоря уже о квалифицированном. [12]
Большое значение длядеятельности кнессета имеют парламентские запросы, которые адресуютсяправительству или конкретному министерству. Ответы на запросы, как правило, —функция министра. В случае необходимости обсуждение запроса переносится назаседание одной из комиссий кнессета. При этом правительство иправительственные структуры обязаны отчитываться перед кнессетом попредъявляемым запросам.
Дополнительный видактивности членов кнессета — это участие в многочисленных общественныхлоббистских и парламентских группах: например, «сельскохозяйственное лобби»,«парламентская группа по связям с Россией» и т. д.
Следующая функциякнессета — формирование исполнительной власти. По результатам парламентскихвыборов кнессет назначает премьер-министра (главу правительства), которыйявляется реальным главой исполнительной власти и политическим руководителемстраны. Премьер-министром назначается либо лидер крупнейшей фракции в кнессете,либо тот, кто сможет заручиться поддержкой необходимого большинства депутатовкнессета для формирования правительственной коалиции. Правительство назначаетсяпремьер-министром и утверждается кнессетом простым большинством. Данный способформирования правительства в целом соответствует практике государств спарламентской формой правления. Однако в 1992 году кнессетом был принят закон,предусматривавший выборы премьер-министра путем прямого голосования всехграждан Израиля, в 1996 году состоялись первые выборы главы правительства.Практику выборов гражданами премьер-министра можно назвать уникальной для всегомирового сообщества. Произошел «уход» от традиционной парламентской демократиив сторону «гибридной» формы правления с элементами президентской республики.Безусловно, прямые выборы премьер-министра гражданами можно рассматривать какусиление демократических начал израильского государства. Но, на наш взгляд,данная практика несла скрытую угрозу системе государственной власти страны.Известно, что одним из основных элементов парламентской формы правленияявляется обязательное согласие между политикой правительства и политическимижеланиями парламента. Невозможно пребывание у власти правительства(премьер-министра), лишенного доверия парламента. Выборы же главы правительствагражданами фактически значительно уменьшали политическую ответственностьпремьер-министра и правительства в целом перед кнессетом. В этих условиях можнобыло прогнозировать возможные конфликтные ситуации между законодательной иисполнительной ветвями власти. Данная опасность была реальна, учитывая широкоепредставительство в израильском парламенте различных политических сил, когда ниодна политическая партия не имеет абсолютного большинства в кнессете. Поэтомумы рассматриваем отмену прямых выборов премьер-министра, возврат к традиционному«парламентскому» способу формирования правительства как положительный шагконституционно-правовой реформы, не ущемляющий демократических начализраильского общества. [13]
Как уже отмечалось, вИзраиле нет политической силы, доминирующей в обществе, что делает необходимымформирование коалиционных правительств. Как правило, размер фракции в кнессетеопределяет число министерских портфелей, которые получает эта фракция. Закон неоговаривает, какие именно министерства могут существовать в правительстве, —это решает премьер-министр. Правительство — коллегиальный орган власти, решенияпринимаются большинством голосов. В Израиле распространена практика, прикоторой во главе нескольких министерств может стоять один и тот же человек.Например, в 1999 году премьер-министр Э. Барак являлся одновременно и министромобороны. К тому же премьер-министр имеет свое министерство, называемое«Министерство главы правительства». Тем не менее, совмещение министерскихпостов не дает дополнительного голоса в правительстве. Так же, как и вВеликобритании, в Израиле существует понятие «министр без портфеля» — это членправительства, не возглавляющий никакого министерства, но ответственный закакое-либо направление в правительственной деятельности, например, засоциальные вопросы. Министр без портфеля участвует в заседаниях и голосованияхправительства наряду с другими его членами.
В качестве отличительнойчерты состава правительства следует отметить правовой статус заместителейминистра — в Израиле это политическая должность. В соответствии с законом вотличие от министра заместитель министра обязан быть депутатом кнессета (впарламентских государствах такое требование может распространяться на министров).Назначение и смещение с должности заместителя министра является прерогативой неминистра, а правительства в целом. Данный «высокий» статус заместителейминистров также, на наш взгляд, обуславливается особенностями политическойсистемы Израиля — наличием большого количества влиятельных политических сил.Такая практика упрощает задачу премьер-министра при формировании коалиционногоправительства. Возможна ситуация, когда министром правительства будет назначенпредставитель одной партии, заместителем министра другой. Очень часто, присовмещении премьер-министром должности какого-либо министра, функциируководителя реально выполняются заместителем министра. На заместителейминистров, так же как и на министров, распространяются все «парламентскиеограничения»: они не могут подавать парламентские запросы, вносить своизаконопроекты, голосовать за вотум недоверия правительству, состоять членамикомиссий кнессета. Вероятно, именно из-за «политического» статуса у большинстваминистров нет заместителей.
Другая отличительнаячерта Израиля, подтверждающая его характеристику как государства спарламентской формой правления, является правовой статус президента. ПрезидентИзраиля является лишь номинальным главой государства. Он избирается членамикнессета путем тайного голосования на пятилетний срок. Для выдвижения кандидатав президенты необходима поддержка не менее 10 членов кнессета. Один и тот жегражданин не может избираться более чем на два срока (10 лет). ОсобенностьИзраиля в том, что касается правового статуса президента, — это чрезвычайнонизкий объем полномочий главы государства даже по сравнению с другимипарламентскими государствами. Данное обстоятельство становится понятным приизучении происхождения института главы государства.
С момента избранияпервого главы государства была установлена именно ограниченная монархия,созданная двенадцатью коленами Израиля примерно в 1000 г. до н.э. Еврейскаяидея монархии существенно отличалась от других. Иудейский царь нес такую жеответственность перед законом, как и его подданные. Для него не существовало ниособых законов, ни особых исключений.
Книга Второзакониесодержит статьи, регулирующие некоторые аспекты его правового положения. Ондолжен быть рожден израильтянином; он должен руководствоваться Учением изаконами и быть первым среди равных. Он представлял еврейский народ навнутригосударственном и международном уровне. Однако его основным назначениембыло объединение народа".
Тенденция к ограничениювласти главы государства, проявлявшаяся на протяжении веков существованияиудейской государственности, сохранилась и в настоящее время.
Рассмотрим полномочияпрезидента Израиля: а) представительство государства на официальных церемониях;б) прием верительных грамот послов других стран в Израиле и вручение таковыхотправляющимся на дипломатическую службу посланникам Израиля; в) открытиесессий кнессета и получение отчетов о его заседаниях; г) рекомендации поамнистии заключенных или ослаблению приговоров. Как видно, глава государствалишен даже такой традиционной «президентской» функции, как помилованиезаключенных. Тем не менее, несмотря на ограниченность президентских полномочий,его политическая роль огромна. Президента в Израиле можно охарактеризовать как«символ единства нации». Выдвигаемые на эту должность кандидатуры должныпользоваться всеобщим уважением, быть известными общественными деятелями,учеными, видными (в прошлом) политиками и т. д. На наш взгляд, главагосударства при всех обстоятельствах будет оставаться необходимым участникомнаиважнейших государственных актов, у него всегда будет возможность влияния наразвитие политической ситуации в стране. О значимости данного поста можносудить по ожесточенной борьбе между различными политическими группами — чейкандидат займет эту должность. Политический «вес» главы государстваопределяется и тем, что высказанное авторитетное мнение президента моментальнодоводится всеми средствами массовой информации до сведения общественности. Идостаточно часто возникают в последнее время ситуации, когда позиция президентане совпадает с правительственной. Конечно же, глава государства в своейдеятельности должен представлять интересы всего общества, а не отдельных егогрупп, но закон в Израиле прямо не ограничивает возможность президентаоказывать влияние на политическую ситуацию в стране. В качестве примера следуетназвать деятельность предпоследнего президента Израиля — Эзера Вейцмана,который достаточно часто своими действиями и высказываниями определял своюпозицию (не всегда согласовывавшуюся с мнением правительства) по наиважнейшимвопросам политической жизни страны. Безусловно, подобные действия президентамогут вызывать недовольство со стороны определенной части общества, имеющейдругой взгляд на решение той или иной проблемы. Каждое высказывание главыгосударства должно быть взвешенным и политически корректным, так как президентдолжен представлять именно весь народ, а не его часть. «Политическая»деятельность президента Вейцмана явилась одной из причин его последующейотставки с должности. [14]
Раскрывая системугосударственной власти Израиля, нельзя оставить без внимания его правовуюсистему, корни которой уходят в далекое прошлое. Она основывается на четырехисточниках:
1) «еврейское право»,сформулированное в Талмуде и еврейском религиозном законодательстве;
2) «оттоманское право»,то есть система законов Оттоманской империи;
3) «английское право» (современ британского мандата);
4) собственно«израильское право»: законы, установленные кнессетом, а также постановленияВерховного суда, распоряжения муниципалитетов и т. д.
Зоны действия этих системстрого не разграничены, хотя и можно отметить, например, что в вопросах личногостатуса еврейское право применяется чаще других, а оттоманские законы наиболеесущественны при определении споров о владении земельными участками.
Судебная система вИзраиле также неоднородна — есть разные судебные инстанции. Каждый суд можноотнести к одной из двух групп:
1. Обычные суды —занимаются как гражданскими, так и уголовными делами в случаях, если таковые неподлежат юрисдикции одного из специальных судов. К обычным судам относятся:
а) Мировые суды —занимаются имущественными исками, чья стоимость не превосходит определеннойсуммы; земельными вопросами; уголовными делами, срок наказания по которым непревосходит трех лет;
б) Окружные судызанимаются более тяжелыми вопросами и рассматривают апелляции на решениямировых судов;
в) Верховный суд —рассматривает апелляции на решения окружных судов и конфликты между гражданамистраны и властью.
2. Специальные суды:
а) еврейский религиозныйсуд;
б) суд по трудовымконфликтам;
в) военный суд;
г) религиозные судыразных религиозных общин, представленных в Израиле;
д) некоторые другиеспециальные суды.
Как видно, данная системаотражает, с одной стороны, сложную религиозно-этническую специфику Израиля; сдругой стороны, в большинстве своих черт имеет британское происхождение — хотяи, разумеется, в израильском исполнении. В качестве примера можно привестиситуацию со смертной казнью. Израильский закон (израильское право)предусматривает такую меру наказания, как смертная казнь. Однако отрицательноеотношение к ней иудаизма (еврейское право) привело к тому, что выработалсяпрецедент неприменения этой меры наказания (на практике смертный приговор былприведен в исполнение лишь дважды: в 1962 г. был казнен А. Эйхман,ответственный за уничтожение 6 миллионов евреев в нацистской Германии, а вовремя Войны за Независимость — майор М, Турянский за предательство и шпионаж впользу врага). В данном случае мы можем наблюдать степень влияния еврейского ианглийского прецедентного права на деятельность судов в Израиле.
Несмотря на отсутствие вИзраиле писаной конституции, верховный суд можно определить как органконституционного надзора. Верховный суд не вмешивается в деятельность кнессета,пока решения последнего не затрагивают основных принципов демократическойсистемы или основополагающих конституционных ценностей. О характереконституционного контроля следует судить на основании решения верховного суда,который в ноябре 1995 года объявил, что он вправе осуществлять пересмотр актовкнессета, не соответствующих основным законам, независимо от наличия илиотсутствия в них ограничительных статей. Этим, фактически, установлено, чтолюбой закон, входящий в противоречие с основным законом, имеющимограничительную статью, должен быть пересмотрен с учетом этой статьи. Такимобразом, верховным судом было утверждено нормативное превосходство основныхзаконов над обычными законодательными актами. [15]
Заключение
 
В мае 1998 г. Израильпраздновал свое 50-летие. Осмысление пройденного пути и анализ стоящих передобществом проблем — естественная потребность и людей, и государства в юбилейныйгод.
С чисто геополитическойточки зрения Государство Израиль, созданное в 1948 году, имеет две характерныхчерты. Оно было задумано, как государство евреев, иностранный анклав западноготипа в Палестине, в окружении арабского мира. Кроме того, этот регион БлижнегоВостока, где расположены также Ливан, Сирия и Иордания, имеет богатейшуюисторию и ограниченную территорию и очень плотно заселён.
Какие же проблемы можнопоставить в качестве приоритетных в современном израильском обществе?
Конечно же, широкообсуждаются все аспекты ситуации на Ближнем Востоке, мирный процесс,взаимоотношение Израиля с арабскими странами, вопросы национальнойбезопасности, военного потенциала.
Однако центробщественного внимания все больше и больше концентрируется на внутреннихпроблемах страны.
Основным фактором,воздействующим на жизнь общества, является, прежде всего, проблема обеспечениябезопасности страны в целом и личной безопасности ее граждан. Последний аспектпроблемы обострился по мере продвижения мирного процесса из-за усиленияарабского терроризма.
В настоящее время повопросам безопасности в израильском обществе сохраняется разделение междуосновными подходами ее обеспечения. Это в первую очередь связано с двумяосновными моделями продвижения мирного процесса и определения дальнейшейсудьбы, оккупированных территорий, выдвигаемыми основными партиями Ликудом иАводой. Взлет арабского терроризма, наблюдающийся с конца 1994, г. породилмассовое недовольство израильтян, обвинявших тогдашнее правительство Рабина в неспособностиобеспечить как национальную безопасность страны, так и «личноевыживание» ее граждан. Именно из-за этого Авода потеряла накануне выборов1996 г. много своих сторонников, склонившихся к отказу от поддержки этой партиив деле реализации мирных соглашений с палестинцами.
Становилось ясно, чтоарабо-израильские переговоры, мирный процесс не только не решают, а во многомобостряют внутриполитические трудности, способствуют обострению противоречий вобществе. Усиливались позиции сторонников торможения мирного процесса иусиления оборонного потенциала государства.
Параллельно с этимнарастающую обеспокоенность вызывали процессы, напрямую не связанные сарабо-израильским конфликтом. Все большую тревогу вызывают у политиковпроблемы, связанные с перспективами развития гражданского общества. Онисчитают, что наращивание военной мощи может оказаться бессмысленным, если врезультате политических, культурных, этических и иных разногласий будетподорвано внутренне единство израильского общества.
Поэтому сегодняизраильтяне яростно спорят не только о выводе израильских войск с территорий,но и современном состоянии сионизма, о роли религии, образовании, развитииэтнических культур и о многом другом, что может служить как объединяющим, так иразъединяющим факторами жизни общества. «Какими бы ни были ожидающиеИзраиль внешние трудности, — подчеркнул в своей юбилейной статье известныйизраильский журналист Д.Конторер, — будущее страны зависит в первую очередь оттого, сумеют ли ее граждане сохранить чувство общей судьбы».
Итак, динамичноразвивающееся современное израильское общество вступает в новую полосу своегоразвития. Идет быстрый процесс его деидеологизации, «нащупывание»новых плюралистических моделей во всех сферах жизни гражданского общества.Условия успеха становятся все более жесткими. Растет конкуренция в экономике,убыстряются темпы экономического роста, требующие новых подходов к социальным имежличностным отношениям. Одновременно растет напряжение, связанное с«неотвратимостью» дальнейших уступок в ходе реализации мирногопроцесса. Все эти объективные процессы тревожат простых израильтян, рождают вних ностальгию по «добрым старым временам». Общество очутилось как бымежду двух огней: с одной стороны, оно ощущает на себе давление тех сил, которыеведут его к «нормализации» и дальнейшей вестернизации образа жизни. Сдругой стороны, усиливаются попытки наиболее консервативных сил (в том числе иультраортодоксов) испугать израильтян новыми процессами, навязать им отжившиенормы как в области внутренней, так и внешней политики. Израиль ищет новыеориентиры, постепенно справляясь с трудностями переходного периода.
Библиография
 
1. Воробьев В.П. Государство Израиль:правовые основы возникновения и статус личности. 2002.
2. Карасова Т.А. Некоторыеособенности внутриполитического развития современного Израиля // Ближний Востоки современность №6 1999.
3. Клайман Ш. Государство Израильпровозглашает свою независимость // Журнал «Ариэль», Февраль 1999.
4. Конторер Д. 50 лет государствуИзраиль // «Вести», Юбилейное приложение, Май, 1998.
5. Моро-Дефарж Ф. Введение вгеополитику. М., 1996.
6. Нойбергер Бениамин, «Что такоесионизм?», Издание Дипломатической академии МИД РФ, 1995.
7. Сакер Говард. История Израиля, том2 Иерусалим, 1994.
8. Эвен Аба, Рождение Израиля //Время и мы: Международный журнал литературы и общественных проблем, №100 1988.
9. Эттингер Шмуэль Очерк историиЕврейского народа, том 2 Иерусалим 1972.
10. Даймонт М. Евреи, Бог и история /Иерусалим: Библиотека – Алия, 1989.
11. Дьяконов Р.С. «История ДревнегоМира». — М., 1998.
12. О.А.Омельченко «Всеобщая история государства и права», Учебник в 2 т., Издание 4-е,доп. Том 1, Эксмо, Москва, 2005. (Российское юридическое образование).
13. Всемирная история: В 2 т. Т. 2:Учебник. / Под ред. С.П. Карпова. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2000.
14. Краткая всемирнаяистория. Книга первая. Под ред. А.З. Манфреда, М., “Наука”, 1997г.
15. Грановский Т.Н.Лекции по всемирной истории. – М., 1996.
16. К.И. Батыр «Историягосударства и права зарубежных стран», Проспект, М., 2005.
17. Барановский А.А.«История государства и права зарубежных стран», М., 2006.
18. Жуков С.В. Курсвсемирной истории. Саратов. 2005.
19. Андрейченко П.В.Всемирная история. Учебник. М., 2004.
20. Пушканов Л.Н. Историяи Мир. М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Невідкладні роботи які проводяться в надзвичайних ситуаціях на промислових обєктах
Реферат Правовое регулирование деятельности общества с ограниченной ответс
Реферат 1. Что такое химия? Никто не сделал так много для улучшения условий жизни людей, как химики
Реферат Дети-сироты. Секты в городе - миф или реальность?
Реферат Акт о результатах проведения в Архангельской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения
Реферат Расчет эффективности материальных ресурсов
Реферат Франциск II король Обеих Сицилий
Реферат 1. Обеспечение выполнения нормативных правовых актов по вопросам деятельности сми края, развитию материально-технической базы печати, телевидения и радиовещания
Реферат Особенности квалификации преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств психотропных
Реферат Страхование производственных рисков в сельском хозяйстве
Реферат Становление отечественного компьютеростроения
Реферат Навигационный проект перехода судна типа "Сормовский" по маршруту порт Анапа – порт Порт-Саид
Реферат Понятие и значение производительности труда
Реферат 1. Понятие судебной власти, ее основные признаки и принципы осуществления правосудия
Реферат Социальное государство