Вариант 4
Определитьвиды посредников как субъектов товарного рынка
Способысоздания конкурентной среды
Заключениедоговоров на конкурсах и аукционах
Составьте маркетинговый договор
Определить виды посредников как субъектов товарного рынка
Наряду с организаторамиторговой деятельности в качестве субъектов выделяют торгово-посредническиеорганизации, которые подразделяются на виды в зависимости от выполняемыхими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром,основных видов используемых договоров и других оснований.
Существует целая группасамостоятельных торгово-посреднических организаций, которые приобретают уизготовителя, а в дальнейшем реализуют потребителям товар от своего имени и засвой счет (что оформляется цепочкой договоров).
Среди таких субъектовможно выделить следующих:
1. Дилеры – оптовые организации,специализирующиеся на торговле товарами определенных товарных групп. Посредникстановится официальным дилером фирмы, если принимает на себя обязанность попродаже товаров какой-либо организации-изготовителя. В качестве дилеров всегдавыступают юридические лица. Другой их обязательный признак – самостоятельное,т.е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и реализациятовара.
2. Торговые дома представляют собой многопрофильныеорганизации. Они осуществляют не только торговую, но отчасти и производственнуюдеятельность, например, по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировкереализуемых товаров и др. Торговый дом может быть в форме единого юридическоголица либо в форме корпорации торговых, транспортных, складских и иных фирм. Всоответствии с действующим международным и внутригосударственнымзаконодательством для содействия выходу отечественных производителей назарубежные рынки возможно образование торговых домов для внешнеторговойдеятельности. Одним из их достоинств называют оперативное реагирование наизменения конъюнктуры рынка, выполнение важных дополнительных функций в связи спроизводством и сбытом товаров, объединение мелких и средних оптовыхорганизаций, достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимостимаркетинговых исследований и рекламных мероприятий.
3. Трейдеры – специализированные посредники, онисовершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Вотличие от дилеров трейдерами могут быть не только юридические лица, но ииндивидуальные предприниматели. Другое важное отличие в том, что трейдерыспециализируются на краткосрочных сделках, коротких операциях.
4. Участниками внешнеторгового оборотаявляются дистрибьюторские фирмы (дистрибьюторы), реализующиезакупленного по импорту товара на территории своей страны. Долгосрочныевзаимоотношения с иностранными поставщиками, формирование собственной сбытовойсети, складских запасов товара, изучение спроса и реклама товара – характерныечерты данного субъекта. Дистрибьюторы осуществляют свою деятельность наосновании дистрибьюторских контрактов с производителями товаров и сбытовымифирмами.
Дистрибьюторы различаютсяв зависимости от наличия складских площадей:
· на имеющие склады(регулярные);
· на арендующие складылибо не имеющие складских помещений.
Фирмы, не имеющиесобственных складских помещений, осуществляющие транзиты поставки не могутвыполнять функции накопления и хранения товаров, заключать договоры на поставкув будущих периодах, оказывать услуги по подсортировки и подбору ассортиментныхгрупп товаров.
Все вышеперечисленныеорганизации осуществляют покупку и продажу товара самостоятельно. Но вкоммерческой деятельности существуют субъекты, которые прав собственности натовар не приобретают, а лишь содействующих реализации товаров: комиссионеры,фирмы-стокисты, брокеры, торговые агенты и др. [1]
Так, фирмы, действующиево внешнеторговом обороте, нередко выступают в качестве комиссионеров,совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.
Специализированнымипосредниками являются фирмы-стокисты. Они осуществляют по договорукомиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий отиностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационномскладе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, правособственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком(консигнантом). Этот товар реализуется по договорам средним и мелкимпокупателям.
Распространенный видпосредников — брокеры. Они заключают договоры от имени и за счетпринципала. На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров.Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо вкачестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональнымзнанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативновыполнять поручения.
Важная группа субъектов — торговые агентства и агенты. Их функции состоят в подыскиваниипокупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводитпереговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу длязаключения договора.
Имеется ряд других видоворганизаций, специализированных по функциям в сфере торгового оборота.[2]
Способы созданияконкурентной среды
Одним из необходимых изначимых моментов осуществления коммерческой деятельности является созданиеконкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренцияпредставляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия исоответственно — за лучшие результаты обращения товаров на рынке. Впредпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокойприбыли.
Создание нормальныхконкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российскойэкономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержкаконкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ в качестве одной изконституционных основ нашего строя. ГК РФ определяет конкуренцию как принципосуществления имущественных, а следовательно — и товарных, отношений. Статья 10ГК РФ устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются внарушение конкуренции.
Рассуждения онеобходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-заслабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этомнаправлении меры оказались малорезультативными. Российская экономика до сих порлишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждениянеразвитости конкуренции — отсутствие в стране процессов свободного перетокакапитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, незначительноечисло субъектов малого бизнеса.
В деле развитияконкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений даннойдеятельности.
Во-первых, собственномеры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данноенаправление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами посозданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированиюконкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательномакте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. В числе другихстимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государстванемонополизированному сектору экономики.
Во-вторых, меры поограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарномрынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность дляэкономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положениефирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам другиххозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночнаямодель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольныхмеханизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же иподавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течениеэкономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влияниюмонополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственногорегулирования экономики.
Вследствие допущенныхпросчетов российское конкурентное законодательство и деятельностьсоответствующих государственных структур оказались сведены в основном кантимонопольным мерам.
Антимонопольные,ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должнырассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развитияконкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентнуюсреду в экономике.
В-третьих, надо выделятьмеры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальнуюконкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.
Развитие конкуренциипредполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя,соревновательного тона. Дух лидирования, первенства сознательно поддерживаетсяна Западе государством, предпринимательскими, общественными структурами,средствами массовой информации. Так же и в России стремление людей к достижениюлучших результатов должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией,продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся осамосохранении.
В условиях неразвитостиконкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализзарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентнойсреды.
Во-первых, это увеличениечисла организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящиходновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит созданиеновых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование(диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказпроизводителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска другихвидов товаров.
Во-вторых, необходимаподдержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокойстепенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкийбизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказываетдавление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросынаселения.
Государственная помощьмалому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлениемгосударственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов наразвитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанностьвключения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качествесубисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачиим и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головныхпроизводителей и др.
В-третьих, нужносистематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовыхпоказателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями.Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов,выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, публиковатьсравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органовпризваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей,союзы защиты интересов потребителей и другие организации.
В-четвертых (и это тожеобязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды ипоощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамотгосударство должно выработать и использовать новые приемы экономического иморального поощрения. Важно поддержание средствами массовой информации деловойрепутации фирм, учет таких показателей при распределении государственныхинвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степеньудовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросовпотребителей.
Таковы общие направлениядеятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию вконкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять вширокую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и вобязательном порядке.
Здесь находит реализациюважное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательнымусловием работы каждой организации должно быть создание соперничества,конкурентной ситуации между своими контрагентами.
В каждой коммерческойорганизации требуется разработка и закрепление в локальных правовых актахсобственной конкурентной стратегии. При выработке стратегии фирма должнаосновываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка идаже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер поснижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями пообеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристиктоваров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранятьи завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поискновых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров дляих реализации на уже освоенном рынке.
Помимо выработкистратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношенияхмежду поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, приустановлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырьяили готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у несколькихразных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижениязакупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разныхпродавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика, у нассовершенно непринятая и непривычная, там всеми рассматривается как нормальная ивесьма разумная.
Не реализованы, вчастности, такие важные меры развития конкуренции, как широкое информированиепокупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новымпредпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их посниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения впервые годы работы и др.
Системообразующимправовым актом антимонопольного законодательства является Федеральный закон от 26.07.2006N 135-ФЗ (ред. от 05.04.2010) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ08.07.2006), который определяет организационные и правовые основы защитыконкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистическойдеятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения,устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами илиорганизациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральнымбанком Российской Федерации.
Целями Федеральногозакона «О защите конкуренции» являются обеспечение единстваэкономического пространства, свободного перемещения товаров, свободыэкономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции исоздание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии со ст. 10указанного Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующееположение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могутявляться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемлениеинтересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление,поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара изобращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязываниеконтрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предметудоговора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо непредусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами ПрезидентаРоссийской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства РоссийскойФедерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органовисполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовыхсредств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласиезаключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, вкотором контрагент не заинтересован, и другие требования);
4) экономически илитехнологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара,если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки приналичии возможности его рентабельного производства, а также если такоесокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотренофедеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РоссийскойФедерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации,нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительнойвласти или судебными актами;
5) экономически илитехнологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора сотдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производстваили поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ илитакое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актамиПравительства Российской Федерации, нормативными правовыми актамиуполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
6) экономически,технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен(тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установлениефинансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой ценыфинансовой услуги;
8) созданиедискриминационных условий;
9) создание препятствийдоступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующимсубъектам;
10) нарушениеустановленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Заключение договоровна конкурсах и аукционах
В соответствии с п. 1 ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключенпутем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Побуквальному смыслу этой нормы торги являются одним из путей заключениядоговора, а именно — механизмом, позволяющим определить контрагента, с которымбудет заключен договор.
Лицо, принявшее решениеоб использовании торгов для заключения договора (например, собственник,решивший таким образом продать свое имущество), естественно, может осуществлятькакие-либо действия, связанные с проведением будущих торгов, и до опубликованияинформации об их проведении (например, проводить предварительную оценку этогоимущества, определять требования к участникам торгов и т.д.). Эти действияявляются подготовительными, непосредственно не порождают никаких обязательствдля осуществившего их лица и не включаются непосредственно в процессорганизации и проведения конкретных торгов.
Проведение торговпредставляет собой особый способ заключения договоров, выбор которогообусловлен необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечитьмаксимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции междупотенциальными контрагентами (участниками торгов). Заключение договоров путемпроведения торгов сопряжено с определенными сложностями, необходимостьюдополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, но оно влечетдля заказчиков и экономическую выгоду.
Торги могут проводитьсядля выбора инвесторов, арендаторов, при приватизации государственного имуниципального имущества, размещении заказов для государственных имуниципальных нужд, выборе подрядчиков, продаже арестованной недвижимости висполнительном производстве, обращении взыскания на предмет залога, продажеимущества должника в ходе банкротства. Многие организации проводят торги и пособственной инициативе для объективного выбора лучшего контрагента.
Российскоезаконодательство предусматривает две формы проведения торгов: аукцион и конкурс(п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различия между ними состоят в принципе определения победителя.Победителем аукциона является лицо, предложившее «лучшую цену». Здесь следуетоговориться, что в точном соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшимторги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую, а не лучшуюцену. Объяснение этой формулировке видится в том, что ГК РФ регулирует толькоодну разновидность аукционных торгов: торги на продажу, а не на покупкучего-либо. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышенияцены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе.Шаг аукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной(стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по ценепревышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
Активный аукцион всегдаиспользуется в сфере исполнительного производства, так как основной смыслпродажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебнымприставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности поисполнительным листам. Помимо этого активные аукционы являются распространеннымспособом приватизации государственного и муниципального имущества, продажиземельных участков для жилищного строительства (ст. ст. 38.1 и 38.2 Земельногокодекса РФ) и во многих других случаях.
Однако на практикеогромное количество торгов проводится не только на продажу, но и наприобретение товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик торгов, наоборот,заинтересован в получении минимальной цены. Победитель подобного аукциона(редукциона) определяется путем пошагового (при устном соревновании) пониженияначальной (стартовой) цены. Цена постепенно снижается до ее первого акцептаодним из участников, и торги выигрывает первый акцептант. Таким образом,начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть сниженаучастниками торгов. Редукционы наиболее распространены в сфере размещениягосударственных и муниципальных заказов. Например, наличие в заявке участника размещениязаказа предложения о цене государственного или муниципального контракта,превышающей его начальную (максимальную) цену, само по себе является основаниемдля отказа ему в допуске к участию в аукционе или конкурсе.
В соответствии с тем жеп. 4 ст. 447 ГК РФ конкурсом признается такая форма проведения торгов, прикоторой: а) победителя торгов определяет не их организатор, но назначенная имконкурсная комиссия; б) победителем признается лицо, предложившее лучшиеусловия. Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключениидоговора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшеезначение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживанияздания и качество оказываемых услуг.
Из толкования норм ГК РФможно заключить, что:
а) для разграниченияаукциона и конкурса решающее значение имеет субъект, уполномоченный определятьпобедителя торгов (организатор торгов или конкурсная комиссия), в то время как«наиболее высокая цена» является частным случаем «лучших условий»;
б) «лучшие условия»должны либо включать наилучшую цену лишь как одно из нескольких условий,подлежащих оценке в совокупности, либо рассматривать иные условия, а не цену.Игнорирование специфики субъекта, определяющего победителя (небезосновательное,ибо на суть отношений такой признак повлиять не может), приводит к тому, чтоаукцион рассматривается как частный случай конкурса.
На конкурсных торгах (отлат. «concursus» — течение, столкновение) победителем считается лицо,предложившее лучшие условия исполнения договора, использования имущества.Критерии отбора устанавливает заранее сформированная конкурсная комиссия, вкоторую могут входить не только сотрудники заказчика торгов, но и любые лица,которые имеют научный авторитет, профессиональную репутацию, считаютсяспециалистами в определенной области. К этим критериям, как правило, относятсяфинансовые средства компании, трудовые ресурсы, профессиональные навыкиперсонала, наличие необходимого оборудования, опыт работы.
Торги в форме конкурса являютсяудобным способом для их инициатора выбрать контрагента с наиболее оптимальнымиусловиями сделки. Смысловое значение термина «конкурс» сводится к соревнованию,состязанию, конкуренции с целью выявить наилучших участников. Всудебно-арбитражной практике справедливо отмечается, что конкурс — этомероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных коптимальному решению поставленной задачи.
Различия между аукциономи конкурсом, по большому счету, несущественны. По сути, аукцион — это тот жесамый конкурс, но лишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступаетцена. Однако допустимо дать и определение конкурса через понятие аукциона, ведьконкурс — это тот же самый аукцион, участники которого прошли определенныйквалификационный отбор и по заключению конкурсной комиссии удовлетворяют всемзаявленным требованиям (критериям).
Зачастую заказчик торговустанавливает смешанные (и аукционные, и конкурсные) требования к победителю,который должен одновременно предложить и лучшие условия исполнения договора, илучшую цену (например, приватизационные конкурсы, земельные конкурсы по продажеучастков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, длястроительства нежилых объектов). Нужно признать, что в таком случае конкурсбудет полностью идентичен аукциону.
Торги (независимоаукционы или конкурсы) можно разделить на открытые и закрытые. Согласно ст. 448ГК РФ в открытых торгах может участвовать любое лицо, в закрытых — толькоспециально приглашенные лица, при этом если для открытых торгов организатор«делает» извещение, то при проведении закрытых — «направляет» его потенциальнымучастникам.
Процедура торговначинается с принятия решения о проведении торгов, для заключения договора поих итогам. Вторым шагом к заключению договора именно способом проведения торговявляется определение лица, которое будет выступать организатором торгов, атакже других лиц, которые будут участвовать непосредственно в торгах.
Законодательустанавливает, что организатором торгов может выступать или сам собственниквещи, или обладатель имущественного права, или специализированная организация.Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 447 ГК РФ) прямо устанавливает, что отношениямежду собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор.
В число обязанностейорганизатора торгов, согласно ГК РФ, входит: извещение о проведении торгов,подписание протокола по результатам торгов, имеющего силу договора. Такиедействия носят характер юридически значимых действий (сделок). П. 2 ст. 447 ГКРФ устанавливает, что организатор торгов может выступать как от своего имени,так и от имени собственника. Совершение организатором торгов от имени и за счетсобственника юридически значимых действий совпадает с определением договорапоручения (глава 49 ГК РФ), в то время как совершение им сделок от своегоимени, но за счет собственника охватывается понятием договора комиссии (глава51 ГК РФ).
Несмотря на то, что ГК РФне упоминает прямо о совершении организатором фактических действий по поручениюсобственника (таких, например, как прием заявок на участие в торгах,разъяснение правил участия в торгах, фактическое проведение торгов, включаяанализ поступивших от участников заявок), в большинстве случаев такие действияявляются договорной обязанностью организатора торгов.
Успешность торгов вомногом зависит от их информационного обеспечения. По общему правилу извещение опроведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней доих проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ). Характерно, что извещение о проведенииторгов должно быть именно «сделано», т.е. в ГК РФ отсутствует акцент напубликацию извещения о торгах в печатных средствах массовой информации. В этойсвязи необоснованной представляется позиция, состоящая в том, что «извещениедолжно публиковаться в соответствующих средствах массовой информации».[3]
Подача заявки на участиев торгах влечет заключение договора о проведении торгов.
Согласно п. 5 ст. 448 ГКРФ, протокол о результатах торгов подписывается организатором и лицом,выигравшим торги, в день проведения торгов.
Законом установлены дватребования к порядку подписания протокола. Во-первых, время подписания (деньпроведения торгов). Во-вторых, субъекты, которые должны подписать протокол: вкачестве таковых ГК РФ указывает два лица — организатора и победителя торгов.
Согласно п. 5 ст. 448 ГКРФ протокол о результатах торгов имеет силу договора, т.е., если предметомторгов являлось не право заключения договора, договор будет заключеннепосредственно в день подведения итогов торгов. В случае, если предметомторгов являлось право на заключение договора, то протокол имеет силупредварительного договора, а основной договор должен быть заключен в течение 20дней или в иной срок, указанный в извещении о проведении торгов (ч. 2 п. 5 ст.448 ГК РФ).
Выбор победителя торговосуществляется организатором торгов в устной форме. При этом такое действиеорганизатора торгов следует классифицировать как юридический факт, т.к. оновлечет возникновение прав и обязанностей у лица, признанного победителемторгов.
Протокол об итогах торговявляется самостоятельным юридическим фактом в системе торгов (как особогопорядка заключения договора), установленным специальной императивной нормой, ипредставляет собой двустороннюю сделку — договор.
С 1 января 2006 г.вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд», который утвердил новые правила и процедуры размещениязаказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд, организаций и учреждений, финансируемыхиз бюджетов разных уровней, в целях эффективного использования бюджетных и внебюджетныхсредств. Он применяется юридическими лицами при поставке товаров (выполненииработ, оказании услуг) на сумму по одной сделке (договору), превышающуюустановленную Центробанком РФ сумму предельного размера расчета наличнымиденьгами между юридическими лицами.
Плата за участие вконкурсе не взимается, за исключением следующего случая: если участник проситдать комплект конкурсной документации персонально для него, то заказчик вправеустановить плату за данную услугу, причем размер требуемой суммы не долженпревышать затрат на изготовление и оформление документов.
Внесение денежных средствв качестве обеспечения заявки может быть установлено заказчиком как требованиеили условие участия в конкурсе. Размер обеспечения составляет не более 5процентов начальной цены контракта/>.
При проведении открытогоконкурса заказчик не менее чем за тридцать дней/> до днявскрытия конвертов с заявками на участие публикует в официальном печатномиздании и размещает на официальном сайте извещение и конкурсную документацию.
Для участия в конкурсе вуказанные сроки подается заявка, где содержатся следующие данные: сведения идокументы об участнике размещения заказа; предложение о потребительскихсвойствах и качественных характеристиках товара (работах, услугах); документыили их копии, подтверждающие соответствие подателя заявки установленнымтребованиям и условиям допуска к участию, а также иные документы.
Участник вправе изменитьили отозвать заявку в любое время до момента вскрытия конвертов с заявкамиконкурсной комиссией (день, время и место этого события указаны в извещении).Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов, который обязательно подписываетсявсеми ее членами и заказчиком.
Срок рассмотрения заявокне может превышать десяти дней со дня вскрытия конвертов/>. Поего истечении конкурсная комиссия принимает решение о допуске или об отказе кучастию в конкурсе (оформляется протоколом).
Победителем конкурсапризнается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта. С этимлицом заключается государственный контракт, порядок заключения которогоопределен ГК РФ/>. Вся документация, касающаяся размещениязаказа для государственных нужд, должна быть размещена на официальном сайте иопубликована в средствах массовой информации.
Закрытый конкурсприменяется исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров,выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственнуютайну/>. Он проводится по согласованию с федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов.Срок согласования должен занимать не более десяти рабочих дней со дняпоступления обращения о согласовании проведения закрытого конкурса/>.
При его проведенииприменяются аналогичные положения, но в Законе указывается, что извещение опроведении закрытого конкурса, конкурсная документация, изменения в нее, подачазаявок на участие, протоколы, составленные в ходе проведения конкурса, а такжеполученная информация не подлежат опубликованию в средствах массовой информациии размещению в Интернете/>.
Весь документооборотосуществляется только в письменной форме, включая заявки на участие в конкурсе.
Не допускаетсяосуществление аудио — и видео-записи.
Аукцион — торги,победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую ценугосударственного или муниципального контракта за исключением случаев,установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. № 236-р, утвержденПеречень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение,оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Аукционы подразделяютсяна открытые и закрытые, кроме этого аукционы могут проводиться в электроннойформе.
Аукционист выбирается изчисла членов аукционной комиссии путем открытого голосования членов аукционнойкомиссии большинством голосов.
Аукцион проводится вследующем порядке:
1) аукционная комиссиянепосредственно перед началом проведения аукциона регистрирует участниковаукциона, явившихся на аукцион, или их представителей. В случае проведенияаукциона по нескольким лотам аукционная комиссия перед началом каждого лотарегистрирует участников аукциона, подавших заявки в отношении такого лота иявившихся на аукцион, или их представителей. При регистрации участникам аукционаили их представителям выдаются пронумерованные карточки (далее — карточки);
2) аукцион начинается собъявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номера лота (вслучае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета контракта, начальной(максимальной) цены контракта (лота), общей начальной (максимальной) ценызапасных частей к технике, к оборудованию, начальной (максимальной) ценыединицы услуги (в целях настоящей части далее — начальная (максимальная) ценаконтракта), «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые неявились на аукцион, наличия учреждений и предприятий уголовно-исполнительнойсистемы и (или) организаций инвалидов в случае, если в документации об аукционепредусмотрены преимущества для таких участников аукциона, аукционист предлагаетучастникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта;
3) участник аукционапосле объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (ценылота) и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», поднимаеткарточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленной цене;
4) аукционист объявляетномер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку послеобъявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) ицены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», а также новую ценуконтракта, сниженную в соответствии с «шагом аукциона», и «шаг аукциона», всоответствии с которым снижается цена;
5) аукцион считаетсяоконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ниодин участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляетоб окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложенияо цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участникааукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.[4]
Любой участник аукционавправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.
Электронный аукцион — этовид торгов в форме аукциона, при котором ценовые предложения подаются вэлектронном виде через Интернет.
Ценовые предложенияподаются многократно, и все участники видят предложения конкурентов. Передначалом аукциона на официальном сайте публикуется извещение о проведенииаукциона (не менее чем за десять дней до даты проведения аукциона), в которомуказан и сайт, на котором проходит сам аукцион.
Доступ к участию воткрытом аукционе, проводимом в электронной форме на сайте в сети «Интернет»осуществляется без взимания платы.
При проведении открытогоаукциона в электронной форме «шаг аукциона» не устанавливается.
посредникконкурентный договор маркетинговый
Составьтемаркетинговый договор
Понятие маркетингасодержится в письме ФНС РФ от 20 февраля 2006 № ММ-6-03/183 «О порядкеприменения подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ»:
«Маркетинг — этопредпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров иуслуг от производителя к потребителю».[5]
Под маркетинговымдоговором следует понимать договор на проведение маркетинговых исследований,работ и/или оказание маркетинговых услуг. Осуществляемая на должномпрофессиональном уровне маркетинговая деятельность дает возможностьраспознавать оптимальные сегменты позиционирования товара или услуги, определятьхарактер его жизненного цикла, повышать эффективность коммуникационных рыночныхмероприятий, что в совокупности обеспечивает конкурентные преимущества, снижаяфинансовые и коммерческие риски предпринимательской деятельности.
Как правило, в специальнойи юридической литературе рассматриваемый тип договора обозначается термином«договор на проведение маркетинговых исследований»; несколько реже — «договор на проведение маркетинговых работ». Такое словоупотреблениеотражает практику предпринимательской деятельности, поскольку контрагенты,заключая маркетинговый договор, как правило, озаглавливают его указаннымитерминами. Анализ большого числа договоров показывает, что их предмет неограничивается лишь проведением исследования.
Правовое регулированиемаркетинговых отношений существует в виде документов зарубежных общественныхорганизаций, имеющих значение обычаев торгового оборота. Здесь следует назватьподготовленный Международной торговой палатой и Европейской организациеймаркетинговых исследований и исследований общественного мнения (ЕСОМАР)Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований (изд.1976 г.).
Между тем маркетинговыйдоговор не предусмотрен действующим гражданским законодательством РФ, в связи счем в судебно-арбитражной практике нередко возникают трудности, связанные страктовкой тех или иных элементов этого договора и определением обязательствсторон. Но ГК РФ все же содержит в себе норму (ст. 421 ГК РФ), в соответствии скоторой стороны могут заключать договор как предусмотренный, так и непредусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), атакже заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров,предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор) (п. 3 ст.421 ГК РФ).
Этот договор относится кчислу договоров на предоставление информационно-консультационных услуг, которыеявляются одним из видов договоров возмездного оказания услуг.