Министерство внутренних дел РФ
Казанский юридический институт МВД России
юридический факультет
Курсовая работа по теории государства и права
Тема №13 :
“Нормативно–правовые акты, их виды и значения”
Выполнилстудент 1 курса 152 гр. дневной формы обучения Калниязов.
Проверила: Косыгина А.А.
Казань 2006г
Содержание
Введение. 4
1. Внешние формы права. 6
1.1. Понятие формы права. 6
1.2. Источники права и их видовоемногообразие. 7
2. Нормативный правовой акт какисточник права. 15
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов. 15
2.2. Классификация нормативно-правовых актов. 18
3. Нормативно-правовые акты Российского права. 24
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации. 24
3.2. Действие нормативно-правовых актов в РоссийскойФедерации. 29
4. Систематизация нормативно-правовых актов. 33
Заключение. 39
Список использованной литературы… 43
/>/>/>/>/>/>/>Введение
Актуальность выбранной темызаключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источниковправа современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм,которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов ипотребностей общественные отношения. Нормативныеакты как форма (источники) права начинают издаваться с установлениемцентрализованного государства, усиления его роли.
С его помощьюустанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовой акт— это официальный документ. Как и любой документ, он является носителеминформации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладаетюридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это актправотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов,а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государствастановятся общеобязательными.
Нормативные актысоставляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую системугосударственных органов. Нормативные акты иерархически высших органовобладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов.Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятыенормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этогослова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.
Нормативные акты,принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), неявляются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны дляих адресатов.
Нормативные актыподразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.
Нормативныйакт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощьюнормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. Кнормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
Под источниками права понимаютсяисточники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в формальномсмысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Во время проведения своей исследовательской работы, яопирался на труды многих правоведов, как настоящего, так и прошлого времени.При работе я, в основном, использовал труды таких ученых, как Хропанюка В.Н.,Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и ШершеневичаГ.Ф… Особое предпочтение я отдал учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства иправа», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова.
и учебнику для вузов Шершеневича Г.Ф. Я посчитал, что именнов этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественногозаконодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступнообъяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты». Конечно, я изучил, ещенесколько трудов по этой теме, к примеру, «Закон и формирование гражданского общества»Тихомирова Ю.А., но склонен считать, что он в своем труде он отразил«социалистическую концепцию» развития общества, что в современном миремалоприемлимо.
Целью работы является анализ нормативно-правовых актовкак источников права.
Задачи работы:
1. Изучитьвнешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
2. Рассмотретьпонятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотретьклассификацию;
3. Изучитьнормативно-правовые акты Российского права, их виды и действие нормативно-правовыхактов в Российской Федерации;
4. Изучитьсистематизацию нормативно-правовых актов.
Структура работы состоит из введения,четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
/>/>/>/>/>/>/>1. Внешниеформы права />/>1.1. Понятие формы права
К праву категория «форма»применяется в двух основных значения: а) правовой формы; б) формысамого права.
Правовая форма – это вся правоваяреальность[1]. В этом случае речь идет оправовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иныефактические отношения, конкретные виды деятельности. Понятие правовой(юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любогоправового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями иотношениями.
Форма права — это форма именно правакак отдельного, самобытного явления и соотносится она только с содержаниемправа. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойствгосударственно-властного характера.
Выделяют внешнюю и внутреннюю формыправа.
Внутренняя форма права — это егоструктура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальнуюструктуры соподчиненности всех ее элементов.
В отечественном правоведении нетединого мнения относительно того, что следует понимать под внешней формойправа. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считаетсодержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляетгосударственная воля, а форма права — это юридические нормы.
Раскрыть внешнюю форму права, этозначит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующаягруппа «возводит в закон» свою волю и соответственно какие формы выраженияприобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оновсегда является формализованным.
Под источником права в юридическомсмысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственнойволи. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма правапоказывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовуюнорму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективныйхарактер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю формуправа можно определить как способ выражения, существования и преобразования(изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.[2]
Под формами (источниками) правапонимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» —специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних формвыражения юридических норм./>/>1.2. Источники права и их видовое многообразие
Различаются следующие основные формы(источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика),нормативно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкционированноегосударством правило поведения, которое ранее сложилось в результатедлительного повторения людьми определенных действий, благодаря чемузакрепилось как устойчивая норма[3]. Государство санкционируеттолько такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаиприобретают характер общеобязательных правил поведения. Примером древнихправовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как ЗаконыXII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.)и другие.
Отношение юридической науки кправовому обычаю неоднозначно. Одни отводят ведущую роль обычаю среди другихисточников права, считая, что законодательные и судебные органы в своейправотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами иобычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепциейобычай играет в праве примерно такую же роль, какую марксистская теория отводитматериальным условиям производства как основе, над которой возникает право.Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особеннодля исторической школы права, которые видят в праве продукт народногосознания.
Юридический позитивизм, наоборот,считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенногопрактического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источникомправа представители юридического позитивизма считают закон, который своимрегулированием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И этоправильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основнымрегулятором общественных отношений является право, нормы которого создаютсягосударством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеютобщеобязательное, значение, обычаи в настоящее время действуют лишь вограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются только наторговое право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяжныхв определенных юридических делах).[4]
Вообще под обычаем понимается правилоповедения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторенияданных фактических отношений. Обычаи — требования, подкрепленные длительнойтрадицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальноеодобрение государства.
Правовой обычай — обычай, применениекоторого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая,представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы.Санкционирование обычая, может осуществляться путем восприятия его судебной,арбитражной, или административной практикой. Решение государственного органа, вкотором применен обычай, признается соответствующим государством и может бытьпринудительно исполнено.
Обычайпо природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилосьв результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражаетобывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившеесянеравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности,общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполнеоправданно запрещает. Согласно древним обычаям труп человека тревожить нельзяни под каким видом. Известны случаи, когда препятствуют проведениюсудебно-медицинских экспертиз тел убитых сородичей.[5]
Государство к различным обычаямотносится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Правовойобычай может действовать и с «молчаливого» согласия законодателя. Длительноесуществование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правовогорегулирования, например при регулировании внешней торговли. Отечественноезаконодательство допускает и признает использование в юридической практикеобычаев. Государство санкционирует путем отсылки лишь те обычаи, которые непротиворечат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегосяобраза жизни. Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике,общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в ранеедействовавшем УК России были статьи, запрещающие такие «пережитки родовогобыта и феодально-байского отношения к женщине», как калым за невесту,похищение ее, многоженство. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова.В конституционном праве сфера его действия ограничена, а в гражданском,семейном, торговом, земельном — значительна. Велика роль обычая как одного изисточников формирования конституционных норм о правовых символах, о праздничныхднях. Согласно мировой парламентской практике первое заседание парламента (илиего палаты) нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Ныне этанорма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксированаприменительно к работе Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).
Правовой обычай — правила поведения,к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямоетекстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верносчитать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаяхстановится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.
Развитие права России не должно идтипо пути официального исключения обычаев из системы источников права. Видимо,вскоре следует ожидать появления новых рыночных обычаев, которые будутрегулировать отношения до и вместе с юридическими нормами[6]. Доказательствомсправедливости такого вывода может служить ст. 5 ГК РФ «Обычаи деловогооборота»[7], в которой установлено:«Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое вкакой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, непредусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно вкаком-либо документе». Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ.В законодательстве России используется и другой термин — торговый обычай.Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенномдокументе, хотя нередко такие документы имеются. В РФ публиковались сборникиобычаев многих морских портов и обычаев в области внешней торговли.
Обычаи делового оборота должнырегулировать предпринимательские отношения, если нет соответствующего закона.Пока они только складываются, и потому для того, чтобы приводить примеры их,комментировать действие, требуется время. В международном праве обычайпредставляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важныйспособ создания новых юридически обязательных правил поведения государств втех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуютправового регулирования. Он является современным и активно функционирующимисточником права. />Правовой прецедент. Юридический прецедент (судебная практика) —более распространенный источник права в современном мире. Под юридическимпрецедентом понимается судебное или административное решение по конкретно-
му юридическому делу, которому государство придает общеобязательноезначение[8]. Различаются судебный иадминистративный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, чторанее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного)по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешенииподобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии иСоединенных Штатах Америки.[9]
При прецедентной форме права судебные(а иногда и административные) органы фактически обладают властью создаватьновые правовые нормы. При прецедентной форме право неизбежно отличаетсякрайней сложностью и запутанностью, что может облегчать произвол со сторонынедобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика социалистическоготипа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальнаядоктрина стояла на позиции — при режиме социалистической законности судебные иадминистративные органы должны применять право, а не творить его. Англия досих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, есть в ней и положительныемоменты. Надо изучить — в каких сферах, при каких условиях ее можноиспользовать в современных условиях России. Результатом правоприменительнойдеятельности нередко является выработка правоположений, для которых характернаизвестная степень обобщенности и обязательности.
Правоположения — концентрированноевыражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсироватьестественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могутустранять противоречия между относительным «консерватизмом» права иизменчивостью общественной жизни. В конечном счете, разумное использование правоположенийобеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придаетустойчивость проводимой государством политике.
Частично судебная практика в Россиифактически всегда являлась и является источником действующего права.Противники признания судебной практики в качестве источника права выдвигаютследующие аргументы.
Первый аргумент состоит в том, чтосуды призваны применять право, а не творить его. Второй аргумент заключается втом, что придание судам правотворческих функций противоречит принципу разделениявластей. [10]
Суды применяют право, и в этом ихглавная функция. Но она не означает, что суд не может и не должен участвовать вправотворчестве.
Юридическая наука (правовая доктрина)на определенных этапах развития права тоже служит его формой. Наиболеевыдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъяснения,обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известныхюристов считались источниками права, на которые широко ссылались. Но этотисточник права не ушел в небытие. В настоящее время продолжает выступать вкачестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждаетсязаконодательством арабских стран.
В российском государстве юридическаянаука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствованиязаконодательства, правильного толкования закона, но официальным источникомправа не признается.
Роль правовой доктрины как жизненногоисточника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, которымипользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемыи методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцыправа не, могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менееосознанно, но им приходится становиться на сторону той или иной юридическойконцепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
В области трудового правазначительную роль продолжает играть коллективный договор между администрациейпредприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работниковпредприятия. Особо следует подчеркнуть, что договорное право — юридическийфундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.Например, принятый 11 марта 1992 г. Закон Российской Федерации «О коллективныхдоговорах и соглашениях», пожалуй, один из наиболее значимых актов, цельнорегулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников[11].
В качестве основной формы прававыступает договор в международном праве. Международный договор — это явновыраженное соглашение между государствами и другими субъектами международногоправа, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванноерегулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей.Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативноеопределение этого источника: «Договор означает международное соглашение,заключенное между государствами в письменной форме и регулируемоемеждународным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение водном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, атакже независимо от его конкретного наименования»[12]. Договоры,соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаютсязаконами и обычаями многих государств (ст. 55 Конституции Франции, ст. 10Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст.98 Конституции Японии) составной частью их правовой системы, т.е. формойвнутригосударственного права. Этот принцип воспринят и Конституцией России (ст.15).[13]
Все более широкое применение получаютдоговоры во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Новизной отличаются договоры междусуверенными республиками бывшего СССР. Вместе с тем нужны строго юридическиеоснования и процедуры заключения, выполнения договоров, разрешения возникающихспоров, выявления их соотношения с хозяйственными и иными договорами.Нормативно-правовые договоры—проявление нормативной саморегуляции. [14]
Как правило, первичным юридическимисточником развития договорных форм, придания им законной силы выступает законлибо другой нормативно-правовой акт.
Например, ГК РФ в главе 27 не толькодает понятие договора, но закрепляет формы и общие условия договоров, фиксируетв ст. 421 свободу договора. Статья 22 Закона Российской Федерации от 27 декабря1991 г. «О средствах массовой информации»[15] фиксирует содержаниедоговора между соучредителями средства массовой информации.
У договорной формыправа перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в видесоциального взаимодействия, то оно должно быть прежде всего,добровольно-согласительным, а не формально-принудительным. Следует учитывать,что в условиях рыночного, высокотехнологического развития российского обществагосударство не может оставаться (как было до сих пор) главной (а фактически —единственной) организацией, ответственной за обеспечение порядка в нем.Значительно возрастет роль промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банковскихфирм, корпораций, трестов, концернов. Они упорядочивают деловые отношения вобществе в основном договорным путем, который является наиболее быстрым,простым и удобным, средством регулирования. Иными словами, система договоров —ядро рыночного механизма.
/>/>/>/>2.Нормативный правовой акт как источник права/>/>2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов
Нормативно-правовой акт — это актправотворчества, в котором содержатся нормы права[16]. Средисовременных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Онобъединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются иохраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции,другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие отдругих источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражаютизменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимуюстабильность и эффективность правового регулирования.
Другие источники права(правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивнойзначимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную илидополнительную роль в регулировании общественных отношений.
В нормативно-правовыхактах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинствав целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических,социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.
Мировая юридическаянаука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержаниемправовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебнойпрактике имеет казуистический и не всегда определенный характер. Эти нормыскладываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения определенногоправила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формахвоплотить в себе общего и достаточно определенного выражения.
С развитиемобщественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательныеустановления становятся тормозом общественного прогресса.
Переход к всеобщемунормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативноерегулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственнокасались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейныеотношения длительное время оставались под воздействием обычного права исудебной практики. Со временем нормативно-правовое регулирование расширяется,подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом,преобладающей формой правового регулирование общественных отношений.
В отличие от другихисточников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: [17]
1. Нормативно-правовойакт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органовгосударства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворческаядеятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая состоитв издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовыхнорм.
Правотворчество — этодеятельность, направленная на подготовку, издание и совершенствованиенормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственноеправотворчество и опосредованное (государственное) правотворчество.
Непосредственноеправотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые вконституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственнойзаконодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственноеправотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права вопределяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчествообщественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы,создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовыхнорм, охраняемых государством.
2. Внормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общегохарактера, обладающие государственной обязательностью. Поэтомунормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов,которые источниками права не являются. Индивидуальный правовой актраспространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся всфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение,относится персонально к определенным лицам и прекращает свое действие среализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органомсоциального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительномвозвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовыеакты являются важным и необходимым средством реализации общих предписанийправовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах. Они имеютобязательный государственный характер, их осуществление обеспечиваетсякомпетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источникамиправа они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовыхнорм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретнымжизненным ситуациям.
3. Отнормативно-правового акта как источника права следует отличать источникиправоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения онормах права из различного рода сборников законодательства, из историческихправовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Все этоисточники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4. Нормативно-правовойакт оформляется в виде официального государственного документа, который имеетобязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление);наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти).
5. В нормативных актахнормы права группируются по определенным структурным образованиям: разделам,главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право»,глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»)./>/>2.2. Классификация нормативно-правовых актов
Классификациянормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридическойсиле; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим. [18]
По юридической силе всенормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существеннымпризнаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общейсистеме государственного нормативного регулирования.
В соответствии стеорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органовобладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческихорганов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемыхвышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовыеакты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мереусловно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовыхактах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормытолько одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовноезаконодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют иакты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслейправа, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное,торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексныхнормативно-правовых актов.
По объему и характерудействия нормативно-правовые акты подразделяются:
— на акты общегодействия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на даннойтерритории;
— на актыограниченного действия — распространяются только на часть территории или настрого определенный контингент лиц, находящихся на данной территории;
— на актыисключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможностиреализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которыерассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектамгосударственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделитьна акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон — это главный ипреимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержитправовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной игосударственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующимобразом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительныморганом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшейюридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точкизрения интересов и потребностей населения страны.
Признаками закона какосновного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшейюридической силой, являются:
1) законы принимаютсявысшими представительными органами государства или самим народом в результатереферендума;
2) законы принимаютсяпо основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которыетребуют оптимального удовлетворения интересов личности;
3) законы принимаются вособом законодательном порядке, что не Присуще подзаконным нормативно-правовымактам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесениезаконопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятиезакона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдуматакже осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом ореферендуме;
4) законы не подлежатконтролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства.Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятыйпарламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательныйорган;
5) законы представляютсобой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всейсовокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них,субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющееположение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражаетодно из основных требований законности — верховенство закона в регулированииобщественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферузаконодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие сзаконом или немедленно отменен.
В свою очередь, законыподразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законыопределяют основные начала государственного и общественного строя, правовоеположение личности и организаций. На основе конституционных законов строится идетализируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по отношениюк другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшейюридической силой. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгомсоответствии с конституционными актами, регламентируют определенные иограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконныенормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов,которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладаютменьшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силезаконов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественныхотношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются синдивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваныконкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно ксвоеобразию различных индивидуальных, интересов.
По своему содержаниюподзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительнойвласти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются наобщие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконныеакты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которыхраспространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридическойсиле и значению в системе правового регулирования общие подзаконные актыследуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственноеуправление обществом, координируются экономические, социальные и другиевопросы общественной жизни.
К общим подзаконнымактам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органовисполнительной власти. Они исходят от президента страны или главыправительства. В зависимости от формы государственного правления (президентскойили парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительнойвласти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указыпрезидента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической силойи издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента вправотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальнымиконституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороныобщественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановленияправительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте суказами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать болееподробные вопросы государственного управления экономикой, социальнымстроительством, здравоохранением, народным образованием, строительствомвооруженных сил и т. д.
2. Местные подзаконныеакты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительнойвласти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органыместного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной имтерриторией. Нормативные предписания местных органов государственной власти иуправления обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Этомогут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета,мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3. Ведомственныенормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенныеструктурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства)также наделяются правотворческими функциями, которые делегируютсязаконодательной властью, президентом или правительством. Этонормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь наограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные,государственно-кредитные и другие).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты,которые издаются различными организациями для регламентации своих внутреннихвопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенныхактами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные актырегулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельностигосударственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Системанормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняетсяособенностями форм государственного правления, многовековыми традициямиотдельных стран, национальными и другими факторами. Подавляющее большинствонормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта.Нижестоящие акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальнойорганизованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящихорганов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованномгосударстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридическойсилы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательностисодержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся ихпредписания. Это принципиальное положение составляет основу функционированияправового государства.
В нормативномрегулировании общественных отношений главное и определяющее место занимаетзакон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. Вправовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороныобщественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав исвобод личности.
Акты судебной власти.Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результатеобобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный,правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права втех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенностинормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержаниеправовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов вправе.
Правотворческие функциисудов формируются самой судебной практикой, потребностями правовогоурегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такиерешения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или инойгруппы юридических дел.
Высшие органы судебнойвласти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают впределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящегоразъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим припрактическом разрешении юридических дел (примером таких норм будутпостановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит нев ней самой, а в велениях законодательной власти.
/>/>/>/>/>/>/>3. Нормативно-правовые актыРоссийского права/>/>3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Закон — это нормативныйакт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающийвысшей юридической силой.
Закон— это, во-первых,нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путемвсенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом —парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридическойсилой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочиенормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии сзаконами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты такжедолжны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного делавозникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента илипостановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель долженотдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболееважные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальныеположения правового регулирования.
Законы РоссийскойФедерации подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и поотраслям права. По субъектам принятия законы делятся на: [19]
а) принятые нареферендуме;
б) принятыеФедеральным Собранием РФ;
в) законы субъектовфедерации.
Путем референдума могутбыть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законыподразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные(текущие) законы.
Конституционныефедеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Ких числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военногоположения (ст. 87), о принятии и образовании новых субъектов федерации и обизменении их статуса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст.70), о правительстве, о судебной системе и высших судебных инстанциях (ст.118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми неявляются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектовфедерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенныхКонституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключеннымиРоссийской Федерацией с отдельными субъектами.
Все прочие нормативныеакты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своейюридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Ихюридическая сила определяется местом органа, их принявшего, в иерархическойлестнице государственного аппарата.
Подзаконныминормативными актами являются: [20]
— Акты Президента.Президент РФ издает указы и распоряжения. Указы Президента РФ могут быть какнормативными, так и индивидуальными правоприменительными (например, Указы онаграждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативныеуказы Президента занимают второе место после законов. Они не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполненияна всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаютсяпо широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряженияпринимаются обычно по конкретным вопросам.
— Акты ПравительстваРФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, таки индивидуальными, правоприменительными. Распоряжения принимаются обычно поконкретным вопросам. Нормативные постановления Правительства принимаются поширокому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов иуказов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
— Акты федеральныхорганов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции,постановления, приказы, правила, положения, разъяснения и т. п. Эти актыпринимаются министерствами, государственными комитетами, комитетами,государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными,так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии скомпетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, имподведомственных, на основании и во исполнение законов РФ, указов Президента ипостановлений Правительства РФ.
Эти акты могут бытьчисто внутриведомственного значения, распространяться на органы и работниковтолько данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят зарамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, невходящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов,Государственного банка, министерств охраны окружающей среды и природныхресурсов, связи, путей сообщения, Государственного таможенного комитета,Комитета санитарно-эпидемиологического надзора, Комитета по патентам итоварным знакам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
В ряде случаев могутиздаваться совместные акты, например, министерств внутренних дел и юстиции РФи др.
Согласно УказуПрезидента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств,затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведомственноезначение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ иобязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликованные акты не имеютюридической силы и не могут применяться к гражданам. Это сделано в целяхнедопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей,противоречащих законам.
Акты субъектовфедерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов.Ими являются законы, принимаемые законодательными органами субъектовфедерации, высшими из которых являются конституции республик и уставы краев,областей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации, повопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед федеральнымиактами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентовреспублик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления ираспоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актовобщего характера не принимают.
— Нормативные актыорганов местного самоуправления. Органы местного самоуправления действуют натерритории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектамифедерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.
К числу этих актовотносятся акты представительных органов городов, районов, сел, поселков, акты,принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаютсяпредставительные органы), акты глав администрации местного самоуправления, атакже акты, принимаемые путем референдума населением соответствующейсамоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т.п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных органов,определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросамуправления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местнымналогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства,благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охранеобщественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следуетвыделить уставы местных сообществ (городов, районов и т. п.), принимаемыеместным референдумом или представительным органом местного сообщества.
Акты органов местногосамоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отмененыобщегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут бытьтолько обжалованы в судебном порядке.
— Локальные нормативныеакты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений,объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актамиподобного рода являются уставы этих организаций, которые (за некоторымисключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правилавнутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрациейпредприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различногорода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.). [21]
— Нормативные договорытакже являются источниками российского права. К их числу относятся, преждевсего, федеративные договоры Российской Федерации с ее субъектами:республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами.Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельнымисубъектами федерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан,Свердловской и иными областями и т. п.
К числу нормативныхдоговоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые междуадминистрацией предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действияявляются локальными.
Международно-правовыеакты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются источникамироссийского права.
Согласно ст. 15 п. 4Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чемте, которые предусмотрены законом РФ, то применяются правила международногодоговора.
Речь идет о различногорода международных пактах, о правах человека, конвенциях, международныхдоговорах, ратифицированных Российской Федерацией. Признание указанных актовчастью российского права не лишает международное право его самостоятельности вкачестве особой отрасли, а подтверждает лишь его примат (первенство) надвнутригосударственным.[22]
После распада СССРВерховным Советом РСФСР принято постановление, согласно которому на территорииРоссийской Федерации продолжают действовать законы и иные акты СССР, если онине противоречат законам России и если по соответствующим вопросам отсутствуют российскиенормативные акты.
Конституционный Суд РФне относится к числу правотворческих органов, в том смысле, что он неправомочен принимать нормативные акты, устанавливающие новые нормы права.Однако он все-таки принимает участие в правотворчестве, так как последнеепредполагает также изменение и отмену действующих норм. Конституционный Судсвоим решением может признать законы, указы Президента РФ и иные актынеконституционными, в силу чего они утрачивают юридическую силу, т. е.фактически отменяются. Этим самым вносятся существенные изменения в действующиймассив норм права. Например, Конституционный Суд признал неконституционнойнорму закона о пенсиях, приостанавливающую выплату пенсии лицам, находящимся взаключении по приговору суда, а также норму Жилищного кодекса об утрате правана жилплощадь теми же лицами после шести месяцев заключения. Таким образом,Конституционный Суд внес существенные изменения в законодательство./>/>3.2. Действие нормативно-правовых актов в РоссийскойФедерации
Действие нормативныхактов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментомвступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
Момент начала действиянормативных актов определяется следующими правилами:
а) если в нормативномакте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанноговремени он и вступает в силу;
б) если в нормативномакте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила дляданного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.
Согласно ЗаконуРоссийской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления всилу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после ихопубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня ихопубликования.
Согласно указуПрезидента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления всилу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерациии нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территорииРФ по истечении 7 дней после их первого официального опубликования
Иные акты ПрезидентаРФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведенияконфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. АктыПравительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после ихопубликования.
Нормативные актыфедеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб ит.д.) межведомственного характера, а также затрагивающие права и обязанностиграждан после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы ивступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно.
Контроль заправильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Особый порядоквступления в силу предусмотрен для налогового законодательства. Федеральноезаконодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его официальногоопубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ,вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НКРФ).[23]
Нормативные актыТаможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после ихопубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать всилу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).
Порядок вступления всилу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и вдругих нормативных актах. Например, законы Свердловской области вступают всилу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если инойпорядок не установлен законом.
Акты, не подлежащиеопубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их полученияадресатом.
Действие нормативныхактов прекращается: в случае прямой отмены; по истечении срока, на которыйпринят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем жевопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативныхактов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесьдействует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этоозначает, что закон не распространяется на факты, которые имели место довступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеютзаконы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, вкоторых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налогиили снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено взаконе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона —это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона кфактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениямприменяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новыйзакон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространствезависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют навсем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектовфедерации действуют в пределах их территорий и т. д.
Пространство, накоторое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себясушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределахграниц государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычнымлетательным аппаратам (самолетам), территории посольств, военные корабли влюбом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Действие законов впространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов,находящихся в соответствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закони действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круглиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяетсяна иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, избирательныезаконы и др.). Территории посольств иностранных государств экстерриториальны,там законы РФ не действуют.
Дипломатическиепредставители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяютсяуголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения.Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно,распространяются только на определенный круг лиц: работников определеннойотрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветерановвойны, многодетных матерей и т. д.
/>/>/>/>/>4. Систематизация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовыеакты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеютнеодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяютсяна различных субъектов и разное территориальное пространство. Естественно,что с течением времени между ними появляются противоречия. Количественноеувеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выходиз этой затруднительной ситуации, нарушающей оптимальные основы правовогорегулирования общественных отношений, состоит в систематизациизаконодательства. [24]
Систематизациязаконодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведениянормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальноефункционирование общественной жизни, наиболее эффективное управлениегосударственными делами в интересах личности.
Систематизациянормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленнаяна упорядочение и совершенствование правовых норм.
В результатесистематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются илиизменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающиепотребностям общественного развития. Они группируются по определеннымсистемным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другиесистематизированные акты.
В странах, гдедействует прецедентное или обычное право, систематизация правовых нормпредставляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательстволишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов иправовых обычаев.
Каноны религиозногоправа (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системойзаконодательства тех государств, где данные каноны являются господствующимисреди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющихмноговековую традицию. В современном обществе общечеловеческие,внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновыцивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такойнормативно -правовой системы, которая гармонично координирует и всемерноучитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.
В настоящее времяиспользуются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов:кодификация, инкорпорация, консолидация.
I. Кодификация — этодеятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного,систематизированного нормативно-правового акта, которая осуществляется путемглубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения внего новых существенных изменений. [25]
В процессе кодификациив проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своегозначения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения врегулирование определенной области общественных отношений.
Кодификациязаконодательства характеризуется следующими признаками.
— кодификационнойдеятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы наосновании конституционных или других законных полномочий.
— в результатекодификации создается новый нормативно-правовой акт, включающий нормы,существенно отличающиеся от ранее действовавших.
-кодификационный актявляется сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиесяранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественныхотношений.
— кодификационный актявляется основным среди актов, которые действуют в определенной сфереобщественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественныеотношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например,Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящеезначение для всех норм этой отрасли права.
— нормативно-правовыеакты, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительноерегулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения вобщественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения,которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация — этонаиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющаяправотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически илогически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.Кодификационный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, вкоторой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяющиехарактер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты посвоему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1. Основызаконодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшиеположения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственногоуправления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу длякодификационной деятельности членов федерации.
2. Кодекс — наиболеераспространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферахобщественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс,Уголовный кодекс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),
3. Устав, положение— это кодификационные акты специального действия, которые издаются не толькозаконодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентомили правительством). Кодификационными актами являются общевоинскиеуставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.
Значительное числокодификационных актов в современных государствах не имеют специальногонаименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионномобеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.
II. Инкорпорацияпредставляет собой объединение в сборники или собрания действующихнормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания.
В результатеинкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Этоозначает, что:
1. При внешнейобработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняяупорядоченность.
2. Содержаниенормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собраниязаконодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы,которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорацию производитсистематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочийотменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить всборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.
Инкорпорация бываетофициальной и неофициальной.
Официальнаяинкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентнымиорганами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этимиорганами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и неявляются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчестваи применения права.
По своей юридическойприроде акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующихнормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Отличие официальнойинкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм.Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменениесодержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет.Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгуюсистему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификацииправотворческими органами.
Различают два видаофициальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).
Хронологическаяинкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочениенормативно-правовых актов производится по времени их опубликования ивступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются актызаконодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях(например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации»,бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органовгосударственной власти). При хронологической инкорпорации Каждый нормативныйакт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и деньиздания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поискнеобходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения иприменения находящихся в нем правовых норм.
Систематическаяинкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовыхактов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферамгосударственной деятельности. В систематизированных сборниках или собранияхзаконодательства нормативный материал распределяется по видам или сферамправового регулирования (государственному строительству, финансам, народномуобразованию, обороне страны, общественным организациям, 5толовнойответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственныеорганы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использоватьинтересующие их нормы права.
Неофициальнаяинкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводитсяорганизациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами,учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческихорганов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребностиучреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовомматериале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства,справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов,работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они неявляются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества иприменения права.
III. Консолидация — этотакая форма систематизации, при которой происходит объединение несколькихнормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественныхотношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Особенностьконсолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые чертыкодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является своднымнормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тотфакт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественныхотношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизациинормативно-правовых актов консолидация в большей мере примыкает ксистематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствуетнеобходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидациявыступает как эффективное средство для объединения однородного нормативногоматериала, сокращения числа актов и улучшения формы правового регулирования.
/>/>/>/>/>Заключение
Целью работы является анализнормативно-правовых актов как источников права. В результате проведенногоанализа, я пришел к следующим выводам:
1) Нормативно-правовой акт является одним изосновных источников права современного государства. В нем выражаетсябольшинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зренияличности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
2) По результатам проведенного анализа нами был сделанвывод, что назначением формы права являетсяупорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властногохарактера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимаютспособы закрепления и выражения правовых норм.
3) Источниками права являютсяофициальные государственные документы, в которых закрепляются юридическиенормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобязательное значение.
Основными формами (источниками) праваявляются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовойакт.
4) По результатам проведенного анализа нами был сделанвывод, что нормативно-правовым актомявляется акт правотворчества, в котором содержатся нормы права.Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения,которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актамотносятся конституции, другие законы, нормативные решения органов исполнительнойвласти. Другие источники права (правовые обычаи, судебные иадминистративные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Внормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересыбольшинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретныхэкономических, социальных, национальных и международных отношений в данныйисторический период.
5) Признакаминормативно-правового акта является то, что он: создается в результате правотворческойдеятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением(референдумом); в нем содержатся только нормы права, то есть правила общегохарактера, обладающие государственной обязательностью.
6) По основнымсубъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можноподразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительнойвласти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общегохарактера).
Законом являетсянормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органомгосударства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зренияинтересов и потребностей населения страны.
Подзаконныминормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов,которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшейюридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актамиразличных органов исполнительной власти.
7) Законы РоссийскойФедерации подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и поотраслям права. По субъектам принятия законы делятся на: а) принятые на референдуме; б) принятыеФедеральным Собранием РФ; в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могутбыть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.Нормативные договоры и международно-правовые акты, акты СССР и актыКонституционного Суда РФ также являются источниками российского права.
8) Судебная практикавыступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивостиили неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать илиуточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствиеобнаруженных пробелов в праве.
9) Действие нормативныхактов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментомвступления нормативного акта в силу и моментом утраты им юридической силы.
По результатампроведенного анализа я пришел к выводу, что момент начала действия нормативныхактов определяется следующими правилами:
а) если в нормативномакте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанноговремени он и вступает в силу;
б) если в нормативномакте начало действия не определено, то вступают в силу общие правила дляданного вида нормативных актов, установленные законом или иным актом.
10) Систематизациейнормативно-правовых актов, (законодательства) является деятельность,направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результатесистематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются илиизменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающиепотребностям общественного развития.
11) Инкорпорациейназывается объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовыхактов в определенном порядке без изменения содержания, в результате которойпроизводится внешняя обработка действующего законодательства.
Консолидацией являетсяформа систематизации, при которой происходит объединение несколькихнормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественныхотношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Так как все политические процессы вправовом государстве должны осуществляться в рамках права, то нами сделан выводо том, что в нормативно-правовомакте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные сточки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Вэтом и заключается ее главное значение как формы права.
/>/>/>/>/>/>/>/>Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
1. КонституцияРоссийской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993 г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая)
от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3301.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3302.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31июля 1998 г. №146-ФЗ
5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5августа 2000 г. №117-ФЗ
6. Конституции зарубежных государств /Сост. В.ВЛикликов.-М., 1996.-456 с.
II. Специальная литература
1. БабаевВ.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002. -592 с.
2. КудрявцевВ. Н. О правопонимании и законности // Государство и право. -1994. -№3.-с.23.
3. Образованиеи развитие СССР как союзного государства //Сборник законодательных и другихнормативных актов. -М., 1972. -С. 99-101.
4. Теориягосударства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. иМатузов Н.И. - М.: 2003. -654 с.
5. Теориягосударства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.:Право и закон.- 2001.- 576 с.
6. ТихомировЮА. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство иправо. 1991.- № 8.- С. 26.
7. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп./Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.- 367с.
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник длявузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с.
9. ШершеневичГ. Ф. Общая теория права. Вып. II.-М., 1911. – 470с.