Реферат по предмету "Государство и право"


Нормативно–правовые акты, их виды и значения

Министерство внутренних дел РФ
Казанский юридический институт МВД России
юридический факультет
 

Курсовая работа по теории государства и права
 
Тема №13 :
“Нормативно–правовые акты, их виды и значения”
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнилстудент 1 курса 152 гр. дневной формы обучения Калниязов.
Проверила: Косыгина А.А.

Казань 2006г
 
Содержание

Введение. 4
1. Внешние формы права. 6
1.1. Понятие формы права. 6
1.2. Источники права и их видовоемногообразие. 7
2. Нормативный правовой акт какисточник права. 15
2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов. 15
2.2. Классификация нормативно-правовых актов. 18
3. Нормативно-правовые акты Российского права. 24
3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации. 24
3.2. Действие нормативно-правовых актов в РоссийскойФедерации. 29
4. Систематизация нормативно-правовых актов. 33
Заключение. 39
Список использованной литературы… 43
/>/>/>/>/>/>/>Введение
Актуальность выбранной темызаключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источни­ковправа современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм,которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов ипотребностей общественные отношения. Нормативныеакты как форма (источники) права начина­ют издаваться с установлениемцентрализованного государст­ва, усиления его роли.
С его помощьюустанавливаются, из­меняются или отменяются нормы права.
Нормативно-правовой акт— это официальный документ. Как и любой документ, он является носителеминформации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладаетюридической силой и обязателен для всех лиц, ко­торым адресован. Это актправотворчества, результат деятель­ности компетентных государственных органов,а потому акт властный. С помощью нормативных актов веления государ­ствастановятся общеобязательными.
Нормативные актысоставляют единую иерархическую систему. Она отражает иерархическую системугосударствен­ных органов. Нормативные акты иерархически высших орга­новобладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов.Актами высшей юридической силы являются законы.
Все вместе взятыенормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этогослова. В узком смысле под законодательством понимается только система за­конов.
Нормативные акты,принятые вне компетен­ции или в нарушение установленной процедуры (порядка), неявляются легитимными, не обладают юридической силой, т. е. не обязательны дляих адресатов.
Нормативные актыподразделяются на две основные груп­пы: законы и подзаконные акты.
Нормативныйакт — это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С по­мощьюнормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. Кнормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.
 Под источниками права понимаютсяисточники права в материальном и формальном смысле. Под источником права в фор­мальномсмысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.
Во время проведения своей исследовательской работы, яопирался на труды многих правоведов, как  настоящего, так и прошлого времени.При работе я, в основном, использовал труды таких ученых, как Хропанюка В.Н.,Бабаева В.К., Кудрявцева В.Н., Лазарева В.В., Тихомирова Ю.А. и ШершеневичаГ.Ф… Особое предпочтение я отдал учебнику Хропанюка В.Н. «Теория государства иправа», учебник для вузов, под ред. проф. Стрекозова.
и учебнику для вузов Шершеневича Г.Ф. Я посчитал, что именнов этих материалах наиболее полно отражена реальность отечественногозаконодательства. Также в этих источниках довольно просто и доступнообъяснялась сущность понятия «нормативно-правовые акты». Конечно, я изучил, ещенесколько трудов по этой теме, к примеру, «Закон и формирование гражданского общества»Тихомирова Ю.А., но склонен считать, что он в своем труде он отразил«социалистическую концепцию» развития общества, что в современном миремалоприемлимо.
Целью работы является анализ нормативно-правовых актовкак источников права.
Задачи работы:
1.  Изучитьвнешние формы права, источники права и их видовое разнообразие;
2.  Рассмотретьпонятие и признаки нормативно-правовых актов, а также рассмотретьклассификацию;
3.  Изучитьнормативно-правовые акты Российского права, их виды и  действие нормативно-правовыхактов в Российской Федерации;
4.  Изучитьсистематизацию нормативно-правовых актов.
Структура работы состоит из введения,четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
/>/>/>/>/>/>/>1. Внешниеформы права />/>1.1. Понятие формы права
 
К праву  категория «форма»применяется в двух основных значения:               а) правовой формы; б) формысамого права.
Правовая форма – это  вся правоваяреальность[1]. В этом случае речь идет опра­вовых явлениях, опосредующих экономические, политические, бытовые и иныефактические отношения, конкретные виды дея­тельности. Понятие правовой(юридической) формы применимо, когда раскрывается связь права (или любогоправового явления) с иными социальными образованиями, процессами, состояниями иотношениями.
Форма права — это форма именно правакак отдельного, само­бытного явления и соотносится она только с содержаниемправа. Ее назначение — упорядочение содержания права, придание ему свойствгосударственно-властного характера.
Выделяют внешнюю и внутреннюю формыправа.
Внутренняя форма права — это егоструктура и связи. К ней относят систему права, горизонтальную и вертикальнуюструктуры соподчиненности всех ее элементов.           
В отечественном правоведении нетединого мнения относитель­но того, что следует понимать под внешней формойправа. Во многом это определяется тем, что тот или иной автор считаетсодержанием права. Некоторые авторы полагают, что содержание  права составляетгосударственная воля, а форма права — это юридические нормы.
Раскрыть внешнюю форму права, этозначит выяснить, какими способами данная экономически и политически властвующаягруппа «возводит в закон» свою волю и соответственно какие формы выраженияприобретают правовые нормы. Право всегда воплощается в определенные формы, оновсегда является форма­лизованным.
Под источником права в юридическомсмысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственнойволи. Это и есть внешняя форма права в истин­ном значении термина. Форма правапоказывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовуюнорму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективныйхарактер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю формуправа можно определить как способ выражения, существования и преобразования(изменения или отмены) право­вых норм, действующих в определенном государстве.[2]
Под формами (источниками) правапонимаются способы закрепле­ния и выражения правовых норм. «Источники права» —специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних формвыражения юридических норм./>/>1.2. Источники права и их видовое многообразие
Различаются следующие основные формы(источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика),норма­тивно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкциони­рованноегосударством правило поведения, которое ранее сложилось в результатедлительного повторения людьми определенных действий, бла­годаря чемузакрепилось как устойчивая норма[3]. Государство санкцио­нируеттолько такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санк­ционированные обычаиприобретают характер общеобязательных пра­вил поведения. Примером древнихправовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как ЗаконыXII таблиц (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.)и другие.
Отношение юридической науки кправовому обычаю неоднознач­но. Одни отводят ведущую роль обычаю среди другихисточников права, считая, что законодательные и судебные органы в своейправотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взгля­дами иобычаями, сложившимися в данном обществе. В соответствии с этой концепциейобычай играет в праве примерно такую же роль, какую марксистская теория отводитматериальным условиям производ­ства как основе, над которой возникает право.Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особен­нодля исторической школы права, которые видят в праве продукт на­родногосознания.
Юридический позитивизм, наоборот,считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенногопрактического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источникомправа представители юридического позитивизма считают закон, который своимрегулированием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И этоправильно с той точки зрения, что в большинстве со­временных стран основнымрегулятором общественных отношений яв­ляется право, нормы которого создаютсягосударством. Даже в Англии, где традиции во многих случаях имеютобщеобязательное, значение, обычаи в настоящее время действуют лишь вограниченной сфере обще­ственных отношений. Они распространяются только наторговое право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяж­ныхв определенных юридических делах).[4]
Вообще под обычаем понимается правилоповедения, сложив­шееся на основе постоянного и единообразного повторенияданных фактических отношений. Обычаи — требования, подкрепленные длительнойтрадицией. Правовым обычай становится после того, как получает официальноеодобрение государства.
Правовой обычай — обычай, применениекоторого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая,представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы.Санкционирование обычая, может осуществляться путем восприятия его судебной,арбитражной, или административной практикой. Решение государственного органа, вкотором применен обычай, признается соответствующим государством и может бытьпринудительно исполнено.
Обычайпо природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилосьв результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражаетобывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сло­жившеесянеравноправие полов. Такие обычаи в целях социаль­ной безопасности,общепринятой морали и личного благополучия граждан государство вполнеоправданно запрещает. Согласно древним обычаям труп человека тревожить нельзяни под  каким видом. Известны случаи, когда препятствуют проведениюсудебно-медицинских экспертиз тел убитых сородичей.[5]
Государство к различным обычаямотносится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Правовойобычай может действовать и с «молчаливого» согласия законодателя. Длительноесуще­ствование правовых обычаев можно ожидать лишь в некоторых сферах правовогорегулирования, например при регулировании внешней торговли. Оте­чественноезаконодательство допускает и признает использова­ние в юридической практикеобычаев. Государство санкциониру­ет путем отсылки лишь те обычаи, которые непротиворечат, со­гласуются с его политикой, с нравственными основами сложив­шегосяобраза жизни. Обычаи, противоречащие государственной властвующей политике,общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в ранеедействовавшем УК Рос­сии были статьи, запрещающие такие «пережитки родовогобыта и феодально-байского отношения к женщине», как калым за не­весту,похищение ее, многоженство. Роль обычая в различных отраслях права неодинакова.В конституционном праве сфера его действия ограничена, а в гражданском,семейном, торговом, зе­мельном — значительна. Велика роль обычая как одного изисточников формирования конституционных норм о правовых символах, о праздничныхднях. Согласно мировой пар­ламентской практике первое заседание парламента (илиего пала­ты) нового созыва открывает старейший по возрасту депутат. Ныне этанорма права, возникшая на основе обычая уважения старших, зафиксированаприменительно к работе Государствен­ной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).
Правовой обычай — правила поведения,к которым дана от­сылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило пря­моетекстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верносчитать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаяхстановится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.
Развитие права России не должно идтипо пути офици­ального исключения обычаев из системы источников права. Видимо,вскоре следует ожидать появления новых рыночных обы­чаев, которые будутрегулировать отношения до и вместе с юри­дическими нормами[6]. Доказательствомсправедливости такого вывода может слу­жить ст. 5 ГК РФ «Обычаи деловогооборота»[7], в которой установ­лено:«Обычаем делового оборота признается сложившееся и ши­роко применяемое вкакой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, непредусмотренное законода­тельством, независимо от того, зафиксировано ли оно вкаком-либо документе». Применение обычая предусмотрено и Семейным кодексом РФ.В законодательстве России используется и другой термин — торговый обычай.Обычай делового оборота не обяза­тельно должен быть зафиксирован в определенномдокументе, хотя нередко такие документы имеются. В РФ публиковались сборникиобычаев многих морских портов и обычаев в области внешней торговли.
Обычаи делового оборота должнырегулировать предпринимательские отношения, если нет соответствующего закона.Пока они  только складываются, и потому для того, чтобы приводить при­меры их,комментировать действие, требуется время. В международном праве обычайпредставляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важныйспособ со­здания новых юридически обязательных правил поведения госу­дарств втех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуютправового регулирования. Он явля­ется современным и активно функционирующимисточником права. />Правовой прецедент.   Юридический прецедент (судебная практика) —более распро­страненный источник права в современном мире. Под юридическимпрецедентом понимается судебное или административное решение по конкретно-
му юридическому делу, которому государство придает обще­обязательноезначение[8]. Различаются судебный иадминистративный пре­цедент. Суть юридического прецедента состоит в том, чторанее состо­явшееся решение государственного органа (судебного или администра­тивного)по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при после­дующем разрешенииподобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии иСоединенных Штатах Америки.[9]
При прецедентной форме права судебные(а иногда и админи­стративные) органы фактически обладают властью создаватьновые правовые нормы. При прецедентной форме право неизбеж­но отличаетсякрайней сложностью и запутанностью, что может облегчать произвол со сторонынедобросовестных должностных лиц. В силу разных причин теория и практика со­циалистическоготипа права не признавали и не признают прецедентную форму права. Официальнаядоктрина стояла на позиции — при режиме социалистической законности судебные иад­министративные органы должны применять право, а не творить его. Англия досих пор не без успеха использует ее. Без сомнения, есть в ней и положительныемоменты. Надо изучить — в каких сферах, при каких условиях ее можноиспользовать в современных условиях России. Результатом правоприменительнойдеятельности нередко является выработка правоположений, для которых характернаиз­вестная степень обобщенности и обязательности.
Правоположения — концентрированноевыражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсироватьестественное отставание норм права от динамики обществен­ных отношений, могутустранять противоречия между относи­тельным «консерватизмом» права иизменчивостью обществен­ной жизни. В конечном счете, разумное использование правопо­ложенийобеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет за­конность, придаетустойчивость проводимой государством поли­тике.              
Частично судебная практика в Россиифактически всегда яв­лялась и является  источником действующего права.Противники признания судебной практики в качестве источ­ника права выдвигаютследующие аргументы.
Первый аргумент состоит в том, чтосуды призваны применять право, а не творить его. Второй аргумент заключается втом, что придание судам правотворческих функций противоречит принципу разде­лениявластей. [10]
Суды применяют право, и в этом ихглавная функция. Но она не означает, что суд не может и не должен участвовать вправотворчестве.
Юридическая наука (правовая доктрина)на определенных эта­пах развития права тоже служит его формой. Наиболеевыдающимся римским юристам предоставлялось право давать разъ­яснения,обязательные в дальнейшем для судов. В английских судах трактаты известныхюристов считались источниками права,  на которые широко ссылались. Но этотисточник права не ушел в небытие. В настоящее время продол­жает выступать вкачестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждаетсязаконодательством арабских стран.
В российском государстве юридическаянаука играет большую роль для развития правовой практики, совершенствованиязаконодательства, правильного толкования закона, но официальным источникомправа не признается.
Роль правовой доктрины как жизненногоисточника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции, ко­торымипользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука вырабатывает приемыи методы установления, толкования и реализации права. К тому же сами творцыправа не, могут быть свободны от влияния правовых доктрин: более или менееосознан­но, но им приходится становиться на сторону той или иной юри­дическойконцепции, воспринимать ее предложения и рекомен­дации.                                         
В области трудового правазначительную роль продолжает иг­рать коллективный договор между администрациейпредприятия и комитетом профсоюза, представляющим коллектив работниковпредприятия. Особо следует подчеркнуть, что договорное право — юридическийфундамент динамичной и расширяющейся системы свободного предпринимательства.Например, принятый 11 марта  1992 г. Закон Российской Федерации «О коллективныхдоговорах и соглашениях», пожалуй, один из наиболее значимых актов,  цельнорегулирующий взаимоотношения предпринимателей и наемных работников[11].
В качестве основной формы прававыступает договор в международном праве. Международный договор — это явновыраженное соглашение между государствами и другими субъектами международногоправа, заключенное по вопросам, имеющим для них  общий интерес, и призванноерегулировать их взаимоотношения  путем создания взаимных прав и обязанностей.Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативноеопределение этого источника: «Договор означает международное соглашение,заключенное между государствами в письменной  форме и регулируемоемеждународным правом, независимо от  того, содержится ли такое соглашение водном документе, в двух  или нескольких связанных между собой документах, атакже независимо от его конкретного наименования»[12]. Договоры,соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного  права признаютсязаконами и обычаями многих государств (ст. 55  Конституции Франции, ст. 10Конституции Италии, ст. 25 Основного закона ФРГ, ст. 28 Конституции Греции, ст.98 Конституции Японии) составной частью их правовой системы, т.е. формойвнутригосударственного права. Этот принцип воспринят и Конституцией России (ст.15).[13]
Все более широкое применение получаютдоговоры во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.  Новизной отличаются  договоры междусуверенными республиками бывшего СССР. Вместе с тем нужны строго юридическиеоснования и процедуры заключения, выполнения договоров, разрешения возникающихспоров, выявления их соотношения с хозяйственными и иными договорами.Нормативно-правовые договоры—проявление нормативной саморегуляции. [14]
Как правило, первичным юридическимисточником развития договорных форм, придания им законной силы выступает законлибо другой нормативно-правовой акт.
Например, ГК РФ в главе 27 не толькодает понятие договора, но закрепляет формы и общие условия договоров, фиксируетв ст. 421 свободу договора. Статья 22 Закона Российской Федерации от 27 декабря1991 г. «О средствах массовой информации»[15] фик­сирует содержаниедоговора между соучредителями средства мас­совой информации.
У договорной формыправа перспективное будущее. Ведь если представлять источники права в видесоциального взаимодейст­вия, то оно должно быть прежде всего,добровольно-согласитель­ным, а не формально-принудительным. Следует учитывать,что в условиях рыночного, высокотехнологического развития россий­ского обществагосударство не может оставаться (как было до сих пор) главной (а фактически —единственной) организацией, от­ветственной за обеспечение порядка в нем.Значительно возрастет роль промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банков­скихфирм, корпораций, трестов, концернов. Они упорядочивают деловые отношения вобществе в основном договорным путем, ко­торый является наиболее быстрым,простым и удобным, средством регулирования. Иными словами, система договоров —ядро ры­ночного механизма.
/>/>/>/>2.Нормативный правовой акт как источник права/>/>2.1. Понятие и признаки нормативно-правовых актов
 
Нормативно-правовой акт — это актправотворчества, в ко­тором содержатся нормы права[16]. Средисовременных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Онобъединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются иохраняются государством. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции,другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие отдругих источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражаютизменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимуюстабильность и эффективность правового регулирования.
Дру­гие источники права(правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивнойзначимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную илидополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.
В нормативно-правовыхактах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинствав целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических,социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.
Мировая юридическаянаука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержаниемправовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебнойпрактике имеет казуис­тический и не всегда определенный характер. Эти нормыскладываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде­ленногоправила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формахвоплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.
С развитиемобщественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательныеустановления становятся тормозом обще­ственного прогресса.
Переход к всеобщемунормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативноерегулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственнокасались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейныеотношения длительное время оставались под воздействием обычного права исудебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется,подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом,преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.
В отличие от другихисточников (форм) права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками: [17]
1. Нормативно-правовойакт создается в результате правотвор­ческой деятельности компетентных органовгосударства или всенарод­ным волеизъявлением (референдумом). Правотворческаядеятельность представляет собой такую государственную деятельность, которая со­стоитв издании норм права, а также в совершенствовании и отмене устаревших правовыхнорм.
Правотворчество — этодеятельность, направленная на подготов­ку, издание и совершенствованиенормативно-правовых актов. Она имеет две основные формы: непосредственноеправотворчество и опо­средованное (государственное) правотворчество.
Непосредственноеправотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые вконституционном порядке прини­мают или отвергают предлагаемые государственнойзаконодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственноеправотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права вопределяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчествообщественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы,создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства пра­вовыхнорм, охраняемых государством.
2. Внормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть правила общегохарактера, обладающие государственной обяза­тельностью. Поэтомунормативно-правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов,которые источниками права не яв­ляются. Индивидуальный правовой актраспространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся всфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение,относится пер­сонально к определенным лицам и прекращает свое действие среализа­цией конкретного права или обязанности (например, назначение орга­номсоциального обеспечения пенсий конкретному лицу, решение суда о принудительномвозвращении долга обязанным лицом).
Индивидуальные правовыеакты являются важным и необходи­мым средством реализации общих предписанийправовых норм, содер­жащихся в нормативно-правовых актах. Они имеютобязательный госу­дарственный характер, их осуществление обеспечиваетсякомпетентны­ми органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источ­никамиправа они не являются, поскольку норм права не содержат. В отличие от правовыхнорм их предписания относятся к персонифициро­ванным лицам и конкретнымжизненным ситуациям.
3.   Отнормативно-правового акта как источника права следует отличать источникиправоведения, или источники нашего знания о пра­ве. Мы черпаем сведения онормах права из различного рода сборников законодательства, из историческихправовых памятников, из произве­дений профессиональных юристов. Все этоисточники нашего познания правовых норм, а не источники права.
4.  Нормативно-правовойакт оформляется в виде официального го­сударственного документа, который имеетобязательные атрибуты: на­звание акта (закон, указ, постановление);наименование органа, при­нявшего  акт  (парламент,  президент,  правительство, местный  орган власти).
5.  В нормативных актахнормы права группируются по определен­ным структурным образованиям: разделам,главам, статьям (например, в Гражданском кодексе: раздел «Обязательное право»,глава «Исполнение обязательств», статья «Досрочное исполнение обязательства»)./>/>2.2. Классификация нормативно-правовых актов
Классификациянормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридическойсиле; по содержанию; по объ­ему и характеру действия; субъектам, их издающим. [18]
По юридической силе всенормативно-правовые акты подразде­ляются на законы и подзаконные акты.Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существеннымпризнаком их класси­фикации. Она определяет их место и значимость в общейсистеме госу­дарственного нормативного регулирования.
В соответствии стеорией и практикой правотворчества акты вы­шестоящих правотворческих органовобладают более высокой юриди­ческой силой, чем акты нижестоящих правотворческихорганов. По­следние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, изда­ваемыхвышестоящими правотворческими органами.
Нормативно-правовыеакты классифицируются также по содер­жанию. Такое деление в известной мереусловно. Условность эта объек­тивно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовыхактах со­держатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормытолько одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уго­ловноезаконодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют иакты, имеющие комплексный характер. Они вклю­чают нормы различных отраслейправа, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное,торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексныхнормативно-правовых актов.
По объему и характерудействия нормативно-правовые акты под­разделяются:
—   на акты общегодействия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на даннойтерритории;
—  на актыограниченного действия — распространяются только на часть территории или настрого определенный контингент лиц, на­ходящихся на данной территории;
—   на актыисключительного (чрезвычайного) действия. Их регу­лятивные возможностиреализуются лишь при наступлении исключи­тельных обстоятельств, на которыерассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).
По основным субъектамгосударственного правотворчества норма­тивно-правовые акты можно подразделитьна акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти(подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).
Закон — это главный ипреимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержитправовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной игосударственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующимобразом: это нормативно-правовой акт, принимаемый выс­шим представительныморганом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшейюридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точкизрения интересов и потребно­стей населения страны.
Признаками закона какосновного источника права, как нормативно-правового акта, обладающего высшейюридической силой, являются:
1)  законы принимаютсявысшими представительными органами государства или самим народом в результатереферендума;
2) законы принимаютсяпо основным, наиболее существенным во­просам общественной жизни, которыетребуют оптимального удовлет­ворения интересов личности;
3) законы принимаются вособом законодательном порядке, что не Присуще подзаконным нормативно-правовымактам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесениезаконопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятиезакона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате ре­ферендуматакже осуществляется в  законодательном порядке,  пред­усмотренном Законом ореферендуме;
4) законы не подлежатконтролю или утверждению со стороны ка­кого-либо другого органа государства.Они могут быть отменены или изменены только  законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятыйпарламен­том, неконституционным, однако отменить его может только законода­тельныйорган;
5)  законы представляютсобой ядро всей правовой системы госу­дарства, они обусловливают структуру всейсовокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них,субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу.
Ведущее и определяющееположение законов в системе норматив­но-правовых актов государства выражаетодно из основных требований законности — верховенство закона в регулированииобщественных от­ношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферузако­нодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие сзаконом или немедленно отменен.
В свою очередь, законыподразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законыопределяют основные начала государственного и общественного строя, правовоеположение личности и организаций. На основе конституционных законов строится идетали­зируется вся система нормативно-правовых актов. Конституция по от­ношениюк другим нормативно-правовым актам, в том числе, и законам, обладает высшейюридической силой. Обыкновенные законы прини­маются и действуют в строгомсоответствии с конституционными акта­ми, регламентируют определенные иограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконныенормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов,которые осно­ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладаютменьшей юридической силой, чем законы, они базируются на юриди­ческой силезаконов и не могут противостоять им. Эффективное регули­рование общественныхотношений имеет место тогда, когда общие ин­тересы согласуются синдивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваныконкретизировать основные, принципиальные по­ложения законов применительно ксвоеобразию различных индивиду­альных, интересов.
По своему содержаниюподзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительнойвласти. По субъектам изда­ния и сфере распространения они подразделяются наобщие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.
1.    Общие подзаконныеакты.   Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которыхраспространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридическойсиле и значению в системе правового регулирования общие подзаконные актыследуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государ­ственноеуправление обществом, координируются экономические, соци­альные и другиевопросы общественной жизни.
К общим подзаконнымактам относятся нормотворческие пред­писания высших (центральных) органовисполнительной власти. Они исходят от президента страны или главыправительства. В зависимости от формы государственного правления (президентскойили парламент­ской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительнойвласти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.
Нормативные указыпрезидента. В системе подзаконных, актов они обладают высшей юридической силойи издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента вправотворческой деятель­ности определяются конституцией страны или специальнымиконститу­ционными законами. Они регламентируют самые разнообразные сторо­ныобщественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановленияправительства. Это подзаконные нормативные ак­ты, принимаемые в контексте суказами президента и призванные в не­обходимых случаях урегулировать болееподробные вопросы государ­ственного управления экономикой, социальнымстроительством, здра­воохранением, народным образованием, строительствомвооруженных сил и т. д.
2.  Местные подзаконныеакты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительнойвласти на местах. Их из­дают местные органы представительной власти и органыместного са­моуправления. Действие этих актов ограничено подвластной имтерриторией. Нормативные предписания местных органов государственной власти иуправления обязательны для всех лиц, проживающих на дан­ной территории. Этомогут быть нормативные решения или поста­новления совета, муниципалитета,мэрии, префекта по самым различ­ным вопросам местного характера.
3.  Ведомственныенормативно-правовые акты (приказы, инструк­ции). В ряде стран определенныеструктурные подразделения правитель­ственных органов (министерства, ведомства)также наделяются право­творческими функциями, которые делегируютсязаконодательной влас­тью, президентом или правительством. Этонормативно-правовые акты общего действия, однако они распространяются лишь наограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспорт­ные,государственно-кредитные и другие).
4. Внутриорганизационные подзаконные акты. Это такие норма­тивно-правовые акты,которые издаются различными организациями для регламентации своих внутреннихвопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках, определенныхактами высшей юри­дической силы, внутриорганизационные нормативные актырегулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятель­ностигосударственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций.
Системанормативно-правовых актов современных государств не­однородна. Это объясняетсяособенностями форм государственного правления, многовековыми традициямиотдельных стран, националь­ными и другими факторами. Подавляющее большинствонормативно-правовых систем строится по признаку степени юриди­ческой силы акта.Нижестоящие акты в интересах стабильности обще­ственной жизни и ее оптимальнойорганизованности должны соответ­ствовать предписаниям актов вышестоящихорганов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованномгосу­дарстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.
Степень юридическойсилы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательностисодержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся ихпредписания. Это принципиальное положение составляет основу функционированияправового государства.
В нормативномрегулировании общественных отно­шений главное и определяющее место занимаетзакон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. Вправо­вом государстве закон охватывает своим действием все основные сторо­ныобщественной жизни, он является главным гарантом коренных ин­тересов, прав исвобод личности.
Акты судебной власти.Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результатеобобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный,правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права втех случаях, когда в силу неясности, про­тиворечивости или неопределенностинормативных предписании суд вынужден конкретизировать или уточнять содержаниеправовых норм или создавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов вправе.
Правотворческие функциисудов формируются самой судебной практикой, потребностями правовогоурегулирования тех общих жиз­ненных случаев, которые не предусмотрены законом.Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такиерешения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или инойгруппы юридических дел.
Высшие органы судебнойвласти не только конкретизируют дей­ствующие нормы права, но и создают впределах своей компетенции но­вые правовые нормы с целью руководящегоразъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим припрактическом разре­шении юридических дел (примером таких норм будутпостановления Верховного суда). Обязательная сила судебной практики состоит нев ней самой, а в велениях законодательной власти.
/>/>/>/>/>/>/>3. Нормативно-правовые актыРоссийского права/>/>3.1. Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Закон — это нормативныйакт, принятый высшим зако­нодательным органом или путем референдума, обладающийвысшей юридической силой.
Закон— это, во-первых,нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путемвсенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом —парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридическойсилой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочиенорматив­ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии сзаконами, не нарушать их. Правоприменитель­ные, индивидуальные акты такжедолжны выноситься на ос­нове законов. Если при решении конкретного делавозникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента илипостановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель долженотдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболееважные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальныеположения правового регулирования.
Законы РоссийскойФедерации  подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и поот­раслям права. По субъектам принятия законы делятся на: [19]
а)  принятые нареферендуме;
б)  принятыеФедеральным Собранием РФ;
в) законы субъектовфедерации.
Путем референдума могутбыть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законыподразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные(текущие) законы.
Конституционныефедеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Ких числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военногоположения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и обизменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст.70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст.118, 128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми неявляются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектовфедерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенныхКонституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключеннымиРоссийской Федерацией с отдельными субъек­тами.
Все прочие нормативныеакты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своейюридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Ихюридическая сила определяется местом органа, их принявше­го, в иерархическойлестнице государственного аппарата.
Подзаконныминормативными актами являются: [20]
— Акты Президента.Президент РФ издает указы и распо­ряжения. Указы Президента РФ могут быть какнормативны­ми, так и индивидуальными правоприменительными (напри­мер, Указы онаграждениях, назначениях на государственные должности и др.). Нормативныеуказы Президента занимают второе место после законов. Они не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральным законам, обязательны для исполненияна всей территории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаютсяпо широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряже­нияпринимаются обычно по конкретным вопросам.
— Акты ПравительстваРФ. Постановления и распоряжения Правительства могут быть как нормативными, таки индиви­дуальными, правоприменительными. Распоряжения прини­маются обычно поконкретным вопросам. Нормативные пос­тановления Правительства принимаются поширокому кругу вопросов в пределах его компетенции, во исполнение законов иуказов Президента РФ. Акты Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ.
— Акты федеральныхорганов исполнительной власти могут носить разное название: инструкции,постановления, прика­зы, правила, положения, разъяснения и т. п. Эти актыпринимаются министерствами, государственны­ми комитетами, комитетами,государственными службами. Приказы и постановления могут быть как нормативными,так и ненормативными. Указанные нормативные акты издаются в соответствии скомпетенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, имподведомственных, на ос­новании и во исполнение законов РФ, указов Президента ипостановлений Правительства РФ.
Эти акты могут бытьчисто внутриведомственного значе­ния, распространяться на органы и работниковтолько дан­ного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выходят зарамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъектов, невходящих в данное ведомство, например инструкции Министерства финансов,Государст­венного банка, министерств охраны окружающей среды и природныхресурсов, связи, путей сообщения, Государствен­ного таможенного комитета,Комитета санитарно-эпидеми­ологического надзора, Комитета по патентам итоварным зна­кам, Федеральной службы лесного хозяйства и др.
 В ряде случаев могутиздаваться совместные акты, напри­мер, министерств внутренних дел и юстиции РФи др.
Согласно УказуПрезидента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и ведомств,затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и имеющие межведом­ственноезначение, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ иобязательному официальному опубликованию в «Российской газете» не позднее 10дней после регистрации. Незарегистрированные и неопубликован­ные акты не имеютюридической силы и не могут применять­ся к гражданам. Это сделано в целяхнедопущения ограничения прав и свобод граждан, возложения на них обязанностей,противоречащих законам.
Акты субъектовфедерации по своей системе во многом совпадают с системой федеральных актов.Ими являются законы, принимаемые законодательны­ми органами субъектовфедерации, высшими из которых яв­ляются конституции республик и уставы краев,областей, ав­тономных округов. Законы, принимаемые субъектами феде­рации, повопросам их исключительного ведения имеют пре­имущества перед федеральнымиактами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и распоряжения президентовреспублик, губернаторов краев, областей, округов, далее — постановления ираспоряжения правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актовобщего характера не принимают.
— Нормативные актыорганов местного самоуправления. Ор­ганы местного самоуправления действуют натерритории районов, городов (кроме Москвы и Ленинграда, являющихся субъектамифедерации), сел, поселков, микрорайонов и т.п.
К числу этих актовотносятся акты представительных ор­ганов городов, районов, сел, поселков, акты,принимаемые на сельских, поселковых сходах (обычно там, где не создаютсяпредставительные органы), акты глав администрации местно­го самоуправления, атакже акты, принимаемые путем рефе­рендума населением соответствующейсамоуправляющейся территории (референдумы районные, городские, сельские и т.п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции ука­занных органов,определяемой федеральными законами и за­конами субъектов федерации по вопросамуправления муни­ципальной собственностью (городов, районов и т. п.), мест­нымналогам, сборам, вопросам местного жилищно-комму­нального хозяйства,благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охранеобщественного порядка, окружающей среды и т. п. Среди этих актов особо следуетвыделить уставы местных сообществ (городов, райо­нов и т. п.), принимаемыеместным референдумом или пред­ставительным органом местного сообщества.
Акты органов местногосамоуправления, принятые в пре­делах их компетенции, не могут быть отмененыобщегосудар­ственными органами или органами субъектов федерации, они могут бытьтолько обжалованы в судебном порядке.
— Локальные нормативныеакты — акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений,объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными акта­миподобного рода являются уставы этих орга­низаций, которые (за некоторымисключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, прави­лавнутреннего трудового распорядка, коллективные догово­ры между администрациейпредприятия, учреждения и орга­ном профсоюза (трудовым коллективом), различногорода другие акты (по технике безопасности, должностные инструк­ции и т. п.). [21]
— Нормативные договорытакже являются источниками рос­сийского права. К их числу относятся, преждевсего, федера­тивные договоры Российской Федерации с ее субъектами:республиками; краями и областями; автономными областями и автономными округами.Таких договоров три. Кроме того, заключаются особые договоры с отдельнымисубъектами фе­дерации, например с республиками Татарстан, Башкортостан,Свердловской и иными областями и т. п.
К числу нормативныхдоговоров следует отнести также коллективные договоры, заключаемые междуадминистраци­ей предприятий и трудовым коллективом, которые по сфере действияявляются локальными.
 Международно-правовыеакты, акты СССР и акты Конституционного Суда РФ также являются  источникамироссийского права.
Согласно ст. 15 п. 4Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Если международным договором уста­новлены иные правила, чемте, которые предусмотрены зако­ном РФ, то применяются правила международногодоговора.
Речь идет о различногорода международ­ных пактах, о правах человека, конвенциях, международныхдоговорах, ратифицированных Российской Федерацией. Признание указанных актовчастью российского права не ли­шает международное право его самостоятельности вкачестве особой отрасли, а подтверждает лишь его примат (первенство) надвнутригосударственным.[22]
После распада СССРВерховным Советом РСФСР при­нято постановление, согласно которому на территорииРос­сийской Федерации продолжают действовать законы и иные акты СССР, если онине противоречат законам России и если по соответствующим вопросам отсутствуют российскиенор­мативные акты.
Конституционный Суд РФне относится к числу право­творческих органов, в том смысле, что он неправомочен при­нимать нормативные акты, устанавливающие новые нормы права.Однако он все-таки принимает участие в правотворче­стве, так как последнеепредполагает также изменение и отмену действующих норм. Конституционный Судсвоим решением может признать законы, указы Президента РФ и иные актынеконституционными, в силу чего они утрачивают юридиче­скую силу, т. е.фактически отменяются. Этим самым вносятся существенные изменения в действующиймассив норм права. Например, Конституционный Суд признал неконституцион­нойнорму закона о пенсиях, приостанавливающую выплату пенсии лицам, находящимся взаключении по приговору суда, а также норму Жилищного кодекса об утрате правана жил­площадь теми же лицами после шести месяцев заключения. Таким образом,Конституционный Суд внес существенные изменения в законодательство./>/>3.2. Действие нормативно-правовых актов в РоссийскойФедерации
Действие нормативныхактов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментомвступле­ния нормативного акта в силу и моментом утраты им юриди­ческой силы.
Момент начала действиянормативных актов определяет­ся следующими правилами:
а) если в нормативномакте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанноговремени он и всту­пает в силу;
б) если в нормативномакте начало действия не опреде­лено, то вступают в силу общие правила дляданного вида нормативных актов, установленные законом или иным ак­том.
Согласно ЗаконуРоссийской Федерации от 25 мая 1994 г. «О порядке опубликования и вступления всилу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания» законы РФ вступают в силу через десять дней после ихопубликования. Законы о поправках к Конституции вступают в силу со дня ихопубликования.
Согласно указуПрезидента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления всилу актов Президен­та Российской Федерации, Правительства Российской Феде­рациии нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территорииРФ по истечении 7 дней после их первого официального опублико­вания
Иные акты ПрезидентаРФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведенияконфиденциального ха­рактера, вступают в силу со дня их подписания. АктыПравительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека игражданина, устанавливающие пра­вовой статус федеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после ихопубликования.
Нормативные актыфедеральных органов исполнитель­ной власти (министерств, комитетов, служб ит.д.) межве­домственного характера, а также затрагивающие права и обя­занностиграждан после регистрации в Министерстве юсти­ции РФ должны быть опубликованы ивступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ од­новременно.
Контроль заправильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции РФ.
Особый порядоквступления в силу предусмотрен для на­логового законодательства. Федеральноезаконодательство о налогах вступает в силу по истечении месяца со дня его офи­циальногоопубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ,вступают в силу не ранее 1 января, следующего за годом их принятия (ст. 5 НКРФ).[23]
Нормативные актыТаможенного комитета РФ вступают в силу по истечении 30 дней после ихопубликования. Акты, устанавливающие более льготные правила, могут вступать всилу и в более короткие сроки (ст. 11 TK РФ).
Порядок вступления всилу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и вдругих нор­мативных актах. Например, законы Свердловской области вступают всилу через 7 дней, а Иркутской— через 10 дней после их опубликования, если инойпорядок не установлен законом.
Акты, не подлежащиеопубликованию, рассылаемые на места, вступают в силу с момента их полученияадресатом.
Действие нормативныхактов прекращается:  в случае прямой отмены;  по истечении срока, на которыйпринят нормативный акт; в случае принятия нового нормативного акта по тем жевопросам тем же или вышестоящим органом.
С действием нормативныхактов во времени связаны воп­росы их обратной силы и переживания. Здесьдействует общее правило, закрепленное в Конституции РФ (ст. 54): закон,устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет. Этоозначает, что закон не распространяется на факты, которые имели место довступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеютзаконы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, вкоторых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие на­логиили снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено взаконе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона —это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона кфактам, ко­торые были в момент его действия. Например, к преступле­ниямприменяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новыйзакон не смягчает ответственность. Действие нормативных актов в пространствезависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют навсем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектовфедерации действуют в пре­делах их территорий и т. д.
Пространство, накоторое распространяется суверенитет (власть) государства, включает в себясушу, внутренние воды, двенадцатимильные прибрежные морские воды в пределахграниц государства, воздушный столб в пределах границ, до­ступный обычнымлетательным аппаратам (самолетам), тер­ритории посольств, военные корабли влюбом месте, граж­данские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.
Действие законов впространстве означает, что законы распространяются на всех субъектов,находящихся в соответ­ствующем пространстве. Однако в ряде случаев, хотя закони действует на всей территории, он распространяется лишь на определенный круглиц. Ряд законов распространяется только на граждан РФ, но не распространяетсяна иностранцев и лиц без гражданства (законы о воинской обязанности, изби­рательныезаконы и др.). Территории посольств иностран­ных государств экстерриториальны,там законы РФ не дейст­вуют.
Дипломатическиепредставители обладают дипломатиче­ским иммунитетом, на них не распространяютсяуголовные и иные законы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения.Многие законы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно,распространяются только на определенный круг лиц: работников определеннойотрасли, военнослужащих, государственных служащих, судей, депутатов, ветерановвойны, многодетных матерей и т. д.
/>/>/>/>/>4. Систематизация нормативно-правовых актов
Нормативно-правовыеакты создаются различными правотворче­скими органами государства. Они имеютнеодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяютсяна раз­личных субъектов и разное территориальное пространство. Естествен­но,что с течением времени между ними появляются противоречия. Ко­личественноеувеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выходиз этой затруднительной ситуации, нару­шающей оптимальные основы правовогорегулирования общественных отношений, состоит в систематизациизаконодательства. [24]
Систематизациязаконодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведениянормативно-правового регулирования в ин­струмент, обеспечивающий нормальноефункционирование общественной жизни, наиболее эффективное управлениегосударственными дела­ми в интересах личности.
Систематизациянормативно-правовых актов, (законода­тельства) — это деятельность, направленнаяна упорядочение и совер­шенствование правовых норм.
В результатесистематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются илиизменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающиепотребностям обще­ственного развития. Они группируются по определеннымсистемным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другиесистематизированные акты.
В странах, гдедействует прецедентное или обычное право, систе­матизация правовых нормпредставляет собой сложную проблему, по­скольку современное законодательстволишь формально признает нор­мативно-правовую состоятельность прецедентов иправовых обычаев.
Каноны религиозногоправа (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системойзаконодательства тех государств, где данные каноны являются господствующимисреди большинства населе­ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющихмноговеко­вую традицию. В современном обществе общечеловеческие,внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновыцивилизованного мира являются благодатной почвой для функциони­рования такойнормативно -правовой системы, которая гармонично координирует и всемерноучитывает разнообразие религиозных и на­циональных потребностей людей.
В настоящее времяиспользуются три основные формы системати­зации нормативно-правовых актов:кодификация, инкорпорация, кон­солидация.
I. Кодификация — этодеятельность правотворческих органов госу­дарства по созданию нового, сводного,систематизированного норматив­но-правового акта, которая осуществляется путемглубокой и всесторон­ней переработки действующего законодательства и внесения внего новых существенных изменений. [25]
В процессе кодификациив проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своегозначения, и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения врегулирование опре­деленной области общественных отношений.
Кодификациязаконодательства характеризуется следующими признаками.
— кодификационнойдеятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы наосновании конститу­ционных или других законных полномочий.
— в результатекодификации создается новый нор­мативно-правовой акт, включающий нормы,существенно отличающиеся от ранее действовавших.
-кодификационный актявляется сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиесяранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественныхотноше­ний.
— кодификационный актявляется основным сре­ди актов, которые действуют в определенной сфереобщественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественныеотношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например,Земельный кодекс). В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящеезначение для всех норм этой отрасли права.
— нормативно-правовыеакты, создаваемые в резуль­тате кодификации, рассчитаны на длительноерегулирование обществен­ных отношений. Они учитывают возможные изменения вобщественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные от­ношения,которые могут возникнуть в будущем.
Кодификация — этонаиболее сложная и совершенная форма си­стематизации законодательства, имеющаяправотворческий характер. Посредством ее создается единый, юридически илогически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт.Кодификацион­ный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, вкоторой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяю­щиехарактер и содержание данной отрасли права в целом.
Кодификационные акты посвоему содержанию и наименованию подразделяются на три основных вида.
1.  Основызаконодательства   —  это   нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшиеположения (основные начала) определен­ной отрасли права или сферы государственногоуправления. Такая форма  кодификации  используется в  федеративных  (союзных) госу­дарствах. Основы законодательства составляют нормативно-правовую базу длякодификационной деятельности членов федерации.
2.  Кодекс — наиболеераспространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферахобщественной жизни, требую­щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс,Уголовный ко­декс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),
3.   Устав, положение—   это кодификационные акты специаль­ного действия, которые издаются не толькозаконодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентомили пра­вительством).   Кодификационными   актами   являются   общевоинскиеуставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.
Значительное числокодификационных актов в современных госу­дарствах не имеют специальногонаименования. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионномобеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.
II. Инкорпорацияпредставляет собой объединение в сборники или собрания действующихнормативно-правовых актов в определенном по­рядке без изменения содержания.
В результатеинкорпорации производится внешняя обработка дей­ствующего законодательства. Этоозначает, что:
1.  При внешнейобработке нормативно-правовые акты распола­гаются в  определенном порядке: алфавитном,  хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняяупорядоченность.
2.  Содержаниенормативно-правовых актов, включаемых в ин-корпоративные сборники или собраниязаконодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы,которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.
Инкорпорацию производитсистематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочийотменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить всборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворче­ский орган.
Инкорпорация бываетофициальной и неофициальной.
Официальнаяинкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентнымиорганами сборников действующих нор­мативно-правовых актов. Издаваемые этимиорганами сборники зако­нодательства имеют официальный характер. Хотя они и неявляются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе право­творчестваи применения права.
По своей юридическойприроде акт официальной инкорпорации яв­ляется формой опубликования действующихнормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.
Отличие официальнойинкорпорации от кодификации выражает­ся в уровне систематизации правовых норм.Если кодификация направ­лена на существенное развитие системы права, изменениесодержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполня­ет.Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгуюсистему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификацииправотворческими органами.
Различают два видаофициальной инкорпорации: хронологи­ческую и предметную (систематическую).
Хронологическаяинкорпорация — это такая форма систематиза­ции, при которой упорядочениенормативно-правовых актов произво­дится по времени их опубликования ивступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются актызаконодательной и исполни­тельной власти в специальных официальных изданиях(например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации»,бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органовгосударственной власти). При хронологической инкорпорации Каждый нормативныйакт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и деньиздания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поискнеобходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения иприменения находящихся в нем правовых норм.
Систематическаяинкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовыхактов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферамгосударственной дея­тельности. В систематизированных сборниках или собранияхзаконода­тельства нормативный материал распределяется по видам или сферамправового регулирования (государственному строительству, финансам, народномуобразованию, обороне страны, общественным организаци­ям, 5толовнойответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпо­рацией, государственныеорганы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использоватьинтересующие их нормы права.
Неофициальнаяинкорпорация — это внешняя обработка зако­нодательства, которая проводитсяорганизациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами,учеными и практи­ками) без специальных на то полномочий правотворческихорганов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребностиучреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в норма­тивно-правовомматериале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства,справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов,работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они неявляются, поэто­му на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества иприменения права.
III. Консолидация — этотакая форма систематизации, при которой происходит объединение несколькихнормативно-правовых актов, дей­ствующих в одной и той же области общественныхотношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Особенностьконсолидации состоит в том, что она содержит в се­бе некоторые чертыкодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является своднымнормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тотфакт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественныхотношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизациинормативно-правовых ак­тов консолидация в большей мере примыкает ксистематической инкор­порации. Она используется там, где отсутствуетнеобходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидациявыступает как эффективное средство для объединения однородного нормативногоматериала, сокращения числа актов и улучшения формы правового ре­гулирования.
/>/>/>/>/>Заключение
Целью работы является анализнормативно-правовых актов как источников права.  В результате проведенногоанализа, я пришел к следующим выводам:
1) Нормативно-правовой акт является одним изосновных источни­ков права современного государства. В нем выражаетсябольшинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зренияличности, ее интересов и потребностей общественные отношения.
2) По результатам проведенного анализа нами  был сделанвывод, что назначением формы права являетсяупорядочение содержания права, придание ему свойств государственно-властногохарактера. Под формами (источниками) права в юридической литературе понимаютспособы закрепле­ния и выражения правовых норм.
3) Источниками права являютсяофициальные государственные до­кументы, в которых закрепляются юридическиенормы. И таким образом, эти правила приобретают общеобяза­тельное значение.
Основными формами (источниками) праваявляются: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), норма­тивно-правовойакт.
4) По результатам проведенного анализа нами  был сделанвывод, что нормативно-правовым актомявляется акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права.Нормативно-правовой акт объединяет в себе общеобязательные правила поведения,которые создаются и охраняются государством. К нормативно-правовым актамотносятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­нойвласти. Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные иадминистративные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Внормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересыбольшинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретныхэкономических, социальных, национальных и международных отношений в данныйисторический пе­риод.
5) Признакаминормативно-правового акта является то, что он: создается в результате правотвор­ческойдеятельности компетентных органов государства или всенарод­ным волеизъявлением(референдумом);  в нем содержатся только нормы права, то есть правила общегохарактера, обладающие государственной обяза­тельностью.
6) По  основнымсубъектам государственного правотворчества норма­тивно-правовые акты можноподразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительнойвласти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общегохарактера).
Законом являетсянормативно-правовой акт, принимаемый выс­шим представительным органомгосударства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зренияинтересов и потребно­стей населения страны.
Подзаконныминормативно-правовыми актами являются правотворческие акты компетентных органов,которые осно­ваны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшейюридической силой, чем законы. По содержанию подзаконные акты являются актамиразличных органов исполнительной власти.
7) Законы РоссийскойФедерации  подразделяют по субъектам, их принимающим, по юридической силе и поот­раслям права. По субъектам принятия законы делятся на: а)  принятые на референдуме; б)  принятыеФедеральным Собранием РФ; в) законы субъектов федерации.
Путем референдума могутбыть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.Нормативные договоры и  международно-правовые акты, акты СССР и актыКонституционного Суда РФ также являются  источниками российского права.
8) Судебная практикавыступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, про­тиворечивостиили неопределенности нормативных предписании суд вынужден конкретизировать илиуточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствиеобнаруженных пробелов в праве.
9) Действие нормативныхактов во времени определяется двумя временными моментами (точками): моментомвступле­ния нормативного акта в силу и моментом утраты им юриди­ческой силы.
По результатампроведенного анализа я пришел к выводу, что момент начала действия нормативныхактов определяет­ся следующими правилами:
а) если в нормативномакте указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанноговремени он и всту­пает в силу;
б) если в нормативномакте начало действия не опреде­лено, то вступают в силу общие правила дляданного вида нормативных актов, установленные законом или иным ак­том.
10) Систематизациейнормативно-правовых актов, (законода­тельства) является деятельность,направленная на упорядочение и совер­шенствование правовых норм. В результатесистематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются илиизменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающиепотребностям обще­ственного развития.
11) Инкорпорациейназывается объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовыхактов в определенном по­рядке без изменения содержания, в результате которойпроизводится внешняя обработка дей­ствующего законодательства.
 Консолидацией являетсяформа систематизации, при которой происходит объединение несколькихнормативно-правовых актов, дей­ствующих в одной и той же области общественныхотношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Так как все политические процессы вправовом государстве должны осуществляться в рамках права, то нами сделан выводо том, что в нормативно-правовомакте выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные сточки зрения личности, ее интересов и потребностей общественные отношения. Вэтом и заключается ее главное значение как формы права.
        />/>/>/>/>/>/>/>Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые акты
 
1.   КонституцияРоссийской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993 г.
2.  Гражданскийкодекс  Российской Федерации (часть первая)   
от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3301.
3.  Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32. –Ст.3302.
4.   Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31июля 1998 г. №146-ФЗ
5.   Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5августа 2000 г. №117-ФЗ
6.   Конституции зарубежных государств /Сост. В.ВЛикликов.-М., 1996.-456 с.
II. Специальная литература
1.   БабаевВ.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002. -592 с.
2.   КудрявцевВ. Н. О правопонимании и законности // Государство и пра­во. -1994. -№3.-с.23.
3.   Образованиеи развитие СССР как союзного государства //Сборник законодательных и другихнормативных актов. -М., 1972. -С. 99-101.
4.   Теориягосударства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. иМатузов Н.И. -  М.: 2003. -654 с.
5.   Теориягосударства и права.Учебник для вузов /Под ред. Лазарева В.В. 2-е изд. -М.:Право и закон.- 2001.- 576 с.
6.   ТихомировЮА. Закон и формирование гражданского общества // Со­ветское государство иправо. 1991.- № 8.- С. 26.
7.   ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп./Под ред. проф. Стрекозова. -М.: Интерстиль,- 2001.- 367с.
8.  Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник длявузов. -М.: Юрайт-М. -2001.- 432 с.
9.   ШершеневичГ. Ф. Общая теория права. Вып. II.-М., 1911. – 470с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.