МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра менеджмента организаций
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
«Нормативно-правовая база кадрового менеджмента»
Выполнила: Рязановой А.
Проверил: к.э.н., доцент
Стасюк Н.В.
Макеевка – 2010
Содержание
Введение
1.Законодательство Украины о труде
1.1 Кодексзаконов о труде
1.2 ЗаконУкраины «О занятости населения»
1.3 ЗаконУкраины «О коллективных договорах и соглашениях»
1.4 ЗаконУкраины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)»
1.5 ЗаконУкраины «Об оплате труда»
1.6 ЗаконУкраины «Об охране труда»
1.7 ЗаконУкраины «О пенсионном обеспечении»
1.8Классификатор профессий ДК 003-95
2.Нормативно-правовая база организации
Выводы
Списокиспользованной литературы
Введение
Ресурсное обеспечение кадрового менеджмента представленонормативно-правовой и информационной базой, научно-методическим, кадровым,материально-техническим и финансовым обеспечением.
Неотъемлемое право гражданина Украины на труд гарантирует основнойзакон. Конституция Украины провозглашает труд свободным (ст. 43). Государствосоздает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантируетравные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализуетпрограммы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовкикадров в соответствии с общественными потребностями. Использованиепринудительного труда запрещается. Не считается принудительным трудом военнаяили альтернативная (невоенная) служба, а также работа или служба, выполняемаялицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами овоенном и о чрезвычайном положении. Каждый имеет право на надлежащие,безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, котораяопределена законом. Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасныхдля их здоровья работах запрещается. Гражданам гарантируется защита отнезаконного увольнения. Право на своевременное получение вознаграждения за трудзащищается законом. СогласноКонституции Украины каждый человек имеет право на свободное развитие своейличности (ст. 23).
1. ЗаконодательствоУкраины о труде
1.1 Кодексзаконов о труде
Кодексзаконов о труде (КЗоТ) Украины. КЗоТ Украины определяет правовые принципы игарантии осуществления гражданами Украины права распоряжаться своимиспособностями к продуктивному и творческому труду. Основное задание кодексазаконов: регулировать трудовые отношения всех трудящихся, способствуя роступроизводительности труда, улучшению эффективности общественного производства иповышению на этой основе материального и культурного уровня жизни людей,укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда в первейшуюжизненную потребность каждого трудоспособного человека. Законодательство отруде устанавливает высокий уровень условий труда, всемирную охрану трудовыхправ трудящихся.
СогласноКодексу каждый трудящийся гражданин Украины имеет следующие права:
- право на труд, — т. е. наполучение работы с оплатой не ниже установленного государством заработногоминимума (Декрет Кабинета Министров Украины от 31 декабря 1992 г. «Прооплату труда»);
- право на свободный выборпрофессии, рода занятий и работы;
- право на отдых согласнозаконам про ограничение рабочего дня и рабочей недели (Закон Украины от 17ноября 1993 г. «Про внесение изменений в Кодекс законов про труд Украины всвязи с введением 40-часовой рабочей недели») и про ежегодный оплачиваемыйотпуск;
- право на безопасные издоровые условия труда;
- право на объединение впрофессиональные союзы и на решение коллективных трудовых конфликтов (споров) вустановленном законом порядке (Закон Украины от 18 февраля 1992 г.);
- право на участие вуправлении предприятием, организацией;
- на материальноеобеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случаеболезни, полной или частичной утраты трудоспособности;
- на материальную помощь вслучае безработицы;
- право на обращение в суддля решения трудовых споров, независимо от характера выполняемой работы илизанимаемой должности.
КЗоТ Украины содержит такие разделы: общие положения; коллективныйдоговор; трудовой договор; обеспечение занятости высвобожденных работников;рабочее время; час отдыха; нормирование труда; оплата труда; гарантии икомпенсации; гарантии при возложении на работников материальной ответственностиза вред, причиненный предприятию; трудовая дисциплина; охрана труда; трудженщин; труд молодежи; льготы для работников, которые сочетают работу с учебой;индивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников вуправлении предприятиями; трудовой коллектив; государственное социальное страхование;надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде [4].
1.2 Закон Украины «О занятостинаселения»
Закон Украины «О занятости населения»определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населенияи его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государствав реализации гражданами права на труд. Законом Украины «О занятости населения»закреплено право граждан Украины свободно избирать виды деятельности, которыене запрещены законодательством; исключается любая форма принуждения к работе(п. 2 ст. 1). Добровольная незанятость граждан не является основанием дляпривлечения их к административной или уголовной ответственности. Это полярнаяпротивоположность советскому принципу, который считался одним из главных иопределяющих в трудовом праве — принципа всеобщности и обязательности работы.
Этим же Законом закреплена добровольность работы,вида деятельности, бесплатное обучение безработным новым профессиям,переподготовка в учебных заведениях или в системе государственной службызанятости (ст. 4) [7].
1.3 Закон Украины «О коллективных договорах исоглашениях»
Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях»определяет правовые принципы разработки, заключения и выполнения коллективныхдоговоров и соглашений для содействия регуляции трудовых отношений исоциально-экономических интересов работников и владельцев. Законом Украины «Околлективных договорах и соглашениях» определен порядок урегулированияпроизводственных, трудовых, социально-экономических отношений между владельцемили уполномоченным им органом и трудовым коллективом и профсоюзом или другиморганом, уполномоченным трудовым коллективом на представительство егоинтересов. Законом решенный вопрос согласования интересов работающих свладельцами или уполномоченными ими органами, фактически закреплен принципучастия трудовых коллективов или их представительных органов в установленииусловий работы и осуществлении контроля за соблюдением законодательства оработе.
Коллективныйдоговор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемыйработниками организации, филиала, представительства с работодателем.
Основнымипринципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:
— соблюдениенорм законодательства;
— полномочность представителей сторон;
— равноправиесторон;
— свободавыбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров,соглашений;
— добровольность принятия обязательств;
— реальностьобеспечения принимаемых обязательств;
— систематичностьконтроля и неотвратимость ответственности.
Решение онеобходимости заключения коллективного договора с работодателем принимаютпредставители работников или общее собрание (конференция) работниковорганизации. Представители сторон определяют порядок, сроки разработки проектаи заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения иповестку дня переговоров.
Содержание иструктура коллективного договора определяются сторонами.
Вколлективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя иработников по следующим вопросам:
— форма,система и размер заработной платы, денежные вознаграждения, пособия,компенсации, доплаты;
— механизмрегулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполненияпоказателей, определенных коллективным договором;
— занятость,переобучение, условия высвобождения работников;
— продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков;
— улучшениеусловий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
— добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
— соблюдениеинтересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья;
— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
— льготы дляработников, совмещающих работу с обучением;
— контроль завыполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений идополнений, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечениенормальных условий функционирования представителей работников;
— отказ от забастовок по условиям, включенным в данныйколлективный договор, при своевременном и полном их выполнении []8.
1.4 Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовыхспоров (конфликтов)»
Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров(конфликтов)» определяет правовые и организационные принципыфункционирования системы мероприятий по решению коллективных трудовых споров(конфликтов); он направлен на осуществление взаимодействия сторон социально-трудовыхотношений в процессе урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов),которые возникли между ними.
Согласно ст. 2 закона Украины «О порядкерешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 3 марта 1998 г.коллективный трудовой спор (конфликт) — это расхождения, которые возникли междусторонами социально-трудовых отношений, относительно:
а) установление новых или изменения существующихсоциально-экономических условий работы и производственного быта;
б) заключение или изменения коллективногодоговора, соглашения;
в) выполнение коллективного договора, соглашенияили отдельных их положений;
г) невыполнение требований законодательства оработе. Рассмотрение коллективного трудового спора (конфликта) осуществляетсяпо вопросам, предусмотренных:
— пунктами «а» и «б» ст. 2 Закона,примиряющей комиссией, а в случае непринятия решения в сроки, установленные ст.9 Закона, — трудовым арбитражем;
— пунктами «в» и «г» ст. 2Закона, — трудовым арбитражем.
Примиряющая комиссия — это орган, предназначенныйдля изготовления решения, которое может удовлетворить стороны коллективноготрудового спора (конфликта), и который состоит из представителей сторон (ч. 1ст. 8 Закона Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров(конфликтов)»). Согласно статей 7-10, 13, 14 Закон разработан и утвержденоприказом Национальной службы посредничества и примирение(далее — НСПП) от 4 мая1999 г. №36 Положение о примиряющей комиссии, которым определен порядокобразования примиряющей комиссии; порядок рассмотрения коллективного трудовогоспора (конфликта) и принятие решения; статус члена примиряющей комиссии, егоправа. Примиряющая комиссия образовывается по инициативе одной из сторон напроизводственном уровне — в 3-дневной, на отраслевом или территориальном уровне- в 5-дневной, на национальном уровне — в 10-дневной срок с моментавозникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинаковогоколичества представителей сторон.
Порядок определения представителей к примиряющейкомиссии определяется каждой из сторон коллективного трудового спора(конфликта) самостоятельно.
Коллективные трудовые споры (конфликты)рассматриваются производственной примиряющей комиссией в 5-дневной, отраслевойи территориальной примиряющими комиссиями — в 10-дневной, примиряющей комиссиейна национальном уровне — в 15-дневной срок с момента образования комиссий. Посоглашению сторон эти сроки могут быть продолжены.
Решение примиряющей комиссии оформляетсяпротоколом и имеет для сторон обязательную силу и выполняется в порядке и всроки, которые установлены этим решением.
После принятия решения относительно решенияколлективного трудового спора (конфликта) примиряющая комиссия прекращает своюработу. В решении коллективных трудовых споров могут принимать участиенезависимые посредники. Независимый посредник — определенная по общему выборусторон лицо, которое оказывает содействие установлению взаимодействия междусторонами, проводке переговоров, принимает участие в изготовлении примиряющейкомиссией взаимоприемлемого решения (ст. 10 Закона). Приказом Национальнойслужбы посредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №106 утвержденоПоложения о посреднике, которое закрепляет условия и порядок отборапосредников, обретение и прекращение полномочий; порядок привлеченияпосредников; порядок привлечения посредника к участию в примиряющих процедурах;его права, обязанности, квалификационные требования к посреднику,ответственность. НСПП будет заключен Список посредников в Украине с цельюобеспечения сторон коллективных трудовых споров, конфликтов информацией опосредниках.
Трудовой арбитраж — это орган, который состоит изпривлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решениепо сути трудового спора (конфликта).
Трудовой арбитраж образовывается по инициативеодной из сторон или независимого посредника в 3-дневной срок в случае:
— непринятие примиряющей комиссией согласованногорешения относительно решения коллективного трудового спора (конфликта) обустановлении новых или изменение существующих социально-экономических условийработы и производственного быта, а также о заключении или измененииколлективного договора, соглашения;
— возникновение коллективного трудового спора(конфликта) о выполнении коллективного договора, соглашения или отдельных ихположений, о невыполнении требований законодательства о работе.
Количественный и персональный состав трудовогоарбитража определяется по согласию сторон. Если стороны не достигнут согласия,то трудовой арбитраж состоит из трех арбитров. В состав трудового арбитража немогут входить лица, которые являются представителями сторон коллективноготрудового спора (конфликта), или лица, которые той или другой меройзаинтересованы в его одностороннем решении.
В Украине НСПП будет заключен Список арбитражей.Согласно п. 1.2 Положение об арбитре, утвержденном приказом Национальной службыпосредничества и примирение от 11 ноября 1999 г. №105, арбитр — этоподготовленная НСПП лицо, которое в случае привлечения ее сторонамиколлективного трудового спора (конфликта) для участия в работе трудовогоарбитража получает статус члена трудового арбитража и имеет право рассмотренияколлективного трудового спора (конфликта) с целью принятия решения по его сути.Арбитр предлагается для участия в работе трудового арбитража органом НСПП пописьменному заявлению одной из сторон коллективного трудового спора (конфликта).Положением определено условия и порядок отбора арбитров, обретение ипрекращение полномочий; порядок привлечения арбитров к участию в работетрудового арбитража; права и обязанности арбитра, квалификационные требования кнему; ответственность арбитра.
Глава трудового арбитража избирается из числа егочленов. В состав трудового арбитража также могут входить народные депутатыУкраины, представители органов государственной власти, органов местногосамоуправления и другие лица.
Коллективный трудовой спор (конфликт)рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителейсторон, а в случае потребности — представителей других заинтересованных органови организаций.
Трудовой арбитраж должен принять решение в10-дневной срок со дня его создания. По решению большинства членов трудовогоарбитража этот срок может быть продолжено до 20 Дней. Решение трудовогоарбитража состоит из вступительной, описательной, мотивационной и резолютивнойчасти (п. 6 Положение о порядке подготовки и принятие решения трудовогоарбитража при решении коллективного трудового спора (конфликта), утвержденногоприказом Национальной службы посредничества и примирение от 20 сентября 1999 г.№88). Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов,оформляется протоколом и подписывается всеми его членами. Оно есть обязательнымдля выполнения если стороны об этом предварительно договорились.
С целью предотвращения возникновения коллективныхтрудовых споров, их прогнозирование и содействие своевременному их решению,осуществление посредничества для решения таких споров (конфликтов) УказомПрезидента Украины от 17 ноября 1998 г. №1258/98 образованная Национальнаяслужба посредничества и примирение (Работа и зарплата. — 1998. — №23 (159). — Декабрь). Согласно п. 1 Положение о Национальной службе посредничества ипримирение Национальная служба посредничества и примирение является постояннодействующим органом, созданным Президентом Украины для содействияурегулированию коллективных трудовых споров (конфликтов) [11].
1.5 Закон Украины «Об оплате труда»
Закон Украины «Об оплате труда» содержит принципы оплатытруда работников. Он определяет экономические, правовые и организационныепринципы оплаты труда работников, которые находятся в трудовых отношениях наосновании трудового договора с предприятиями всех форм собственности и веденияхозяйства, а также с отдельными гражданами; сферы государственной и договорнойрегуляции оплаты труда; он направлен на обеспечение воспроизводительной и стимулирующейфункций заработной платы.
Государствоосуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех формсобственности путем установления размера минимальной заработной платы и другихгосударственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты трударуководителей предприятий, состоящих в государственной и коммунальнойсобственности, работников предприятий, организаций, финансируемых из бюджета,регулирования фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов, всоответствии с перечнем, который составляет Кабинет Министров Украины, а такжепутем налогообложения доходов работников.
Законодательствооб оплате труда базируется на Конституции Украины, и состоит из КЗоТа Украины,данного Закона, Закона Украины «О коллективных договорах исоглашениях», Закона Украины «О предприятиях Украины» и другихактов законодательства Украины [9].
1.6 Закон Украины «Об охране труда»
Закон Украины «Об охране труда» определяет основныеположения относительно реализации конституционного права граждан на охрану ихжизни и здоровья в процессе трудовой деятельности; регулирует при участиисоответствующих государственных органов отношения между владельцем предприятияи работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды иустанавливает единственный порядок организации охраны труда в Украине.
Согласно Закону Украины «Об охране труда» и Кодексу законов о труде Украины создание безопасных и безвредных условий труда на производстве возлагается на собственника или уполномоченный им орган, которые не вправе требовать от работника выполнения работы, связанной с явной опасностью для него или окружающих его людей, а также в условиях, не соответствующих законодательству об охране труда. В то же время законодатель предусмотрел конкретный круг обязанностей работника по этим вопросам, потому что без этого невозможно в полной мере обеспечить необходимый уровень безопасности труда на производстве.
Обязанностью работника, прежде всего, является старательное отношение ко всем видам обучения (инструктажа), которые проводит собственник или уполномоченный им орган по изучению требований нормативных актов об охране труда, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства. Каждый работник должен знать, что Закон Украины «Об охране труда» запрещает допуск к работе лиц, не прошедших обучения, инструктажа или проверки знаний по вопросам охраны труда.
Если собственник или уполномоченный им орган не придерживается сроков проведения очередного обучения (инструктажа), то работник вправе об этом напомнить соответствующему руководителю.
В соответствии со статьей 20 Закона Украины «Об охране труда» по просьбе работника проводится дополнительный инструкцию по вопросам охраны труда.
После обучения (инструктажа) работник должен получить инструкцию по охране труда по его профессии.
Одной из главныхобязанностей работника является неукоснительное выполнение требованийбезопасности труда, являющееся залогом предупреждения большинства аварий инесчастных случаев на производстве [10].
1.7 Закон Украины «О пенсионном обеспечении»
Закон Украины «О пенсионном обеспечении» гарантируетвсем неработоспособным гражданам Украины право на материальное обеспечение засчет общественных фондов потребления предоставлением трудовых и социальныхпенсий. Закон направлен на то, чтобы полнее учитывался общественно полезныйтруд как источник роста благосостояния народа и каждого человека, устанавливаетединство условий и норм пенсионного обеспечения работников.
Граждане имеют право на государственное пенсионное обеспечение повозрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, в иных случаях,предусмотренных законодательством. Основным нормативным актом, регулирующимпенсионное обеспечение граждан Украины, является Закон Украины «О пенсионномобеспечении». Данный законодательный акт предусматривает следующие виды пенсии:
1) трудовые пенсии — они назначаются гражданину по возрасту; поинвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет;
2) социальные пенсии (ст. 2 Закона).
Трудовые пенсии назначаются лицам, занятым общественно-полезнымтрудом, при соблюдении других условий, указанных в законодательстве (например,лица, подлежащие государственному страхованию на предприятиях, учреждениях;лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественныхобязанностей и др.). При этом условия назначения различных видов трудовойпенсии неодинаковы.
Трудовые пенсии по возрасту назначаются мужчинам при достиженииими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, а женщинам — при достижении 55лет и при стаже работы не менее 20 лет. При определенных условиях пенсионныйвозраст и стаж работы могут быть снижены.
Пенсии по инвалидности назначаются в случае наступленияинвалидности, повлекшей полную или частичную утрату здоровья, вследствиетрудового увечья, профессионального либо общего заболевания (например,инвалидности с детства). При этом следует иметь в виду, что такой вид трудовойпенсии назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в периодработы, до устройства на работу, после прекращения работы (ст. 23 Закона).
Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособныечлены семьи умершего кормильца, находившиеся на его обеспечении. При этом детямпенсии назначаются независимо от того, были ли они на содержании кормильца.Родители и супруг умершего кормильца, не находившиеся на его обеспечении, такжеимеют право на пенсию, если впоследствии утратили источник средств ксуществованию.
Пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориямграждан, занятых на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональнойтрудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право напенсию по возрасту (ст. 51). К таким категориям граждан относятся, например,сотрудники органов внутренних дел, органов пожарной охраны, шахтеры и др.
Социальные пенсии назначаются неработающим лицам (кроме инвалидовс детства) при отсутствии права на трудовую пенсию.
Закон предусматривает и такой вид пенсии, как дополнительная,которая выплачивается лицам, заключившим договоры добровольного страхования. Всоответствии с действующим законодательством каждый работающий человек долженбыть в системе государственного пенсионного страхования. При этом, независимоот формы собственности предприятия, получая ежемесячный доход, он делаетобязательное отчисление в Государственный пенсионный фонд. В настоящее времяэти отчисления составляют 1% от полученного дохода [4].
Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется надобровольной основе и в дополнение к государственной пенсионной системе. В этусистему включаются:
1) негосударственные пенсионные фонды;
2) страховые компании;
3) пенсионные кассы предприятия;
4) пенсионные счета банков.
1.8 Классификатор профессий ДК 003-95
К нормативно-правовой базе кадрового менеджмента следует такжеотнести Классификатор профессий ДК 003-95, утвержденный Государственнымкомитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины. Этот документстандартизирует названия категорий персонала, профессий и должностей.Классификатор профессий используется для решения таких заданий:
- расчетов численностиработников, учета состава и распределению кадров по профессиональнымгруппировкам разных уровней классификации, планирования дополнительнойпотребности в кадрах;
- систематизациистатистических данных из труда по профессиональным признакам;
- анализа и подготовки кпубликации статистических данных, а также разработки соответствующих прогнозовотносительно занятости, доходов, охраны труда, образования, переподготовкикадров, которые высвобождаются и тому подобное;
- подготовки статистическихданных для периодических обзоров из статистики труда, которые разрабатываютсяМеждународной организацией труда;
- решение вопросов контроляи анализа международной миграции, международного набора и трудоустройстватрудящихся.
Объектами классификации в КП являются профессии.
Работа является статистической единицей, классифицируемой всоответствии с квалификацией, необходимой для ее выполнения.
Квалификация определяется уровнем образования и специализацией.
Необходимый уровень образования достигается благодаря реализацииобразовательных, образовательно-профессиональных и образовательно-научныхпрограмм подготовки и должен соответствовать в целом кругу и сложностипрофессиональных заданий и обязанностей.
Специализация связана как с необходимой отраслью знаний,используемыми инструментами или оборудованием, так и с вырабатываемойпродукцией или предоставляемыми услугами и соответствует более-менеедетализированному кругу профессиональных заданий и обязанностей.
Квалификационный уровень выполняемых работ определяется взависимости от требований к образованию, профессиональному обучению ипрактическому опыту работников, способных выполнять соответствующие задания иобязанности.
Структурно классификатор состоит из кодов и названийпрофессиональных группировок разных уровней классификации (разделов,подразделов, классов, подклассов и групп профессий).
Признаки классификации расположены в следующей последовательности:
— уровень образования (первый уровень классификации — разделыпрофессий);
— специализация (второй, третий, четвертый уровни классификации — подразделы, классы и подклассы профессий);
— квалификационный уровень выполняемых работ (пятый уровеньклассификации — группы профессий) [1].
2. Нормативно-правовая база организации
Нормативно-правовой базой кадрового менеджмента являются такжедокументы, которые разрабатываются и утверждаются руководством организации длявнутреннего использования.
Правила внутреннего трудового распорядка, в которых фиксируются:общие положения; порядок трудоустройства и освобождения работников; главныеобязанности работников; главные обязанности администрации; рабочее время и егоиспользование; поощрение за успехи в работе; ответственность за нарушениетрудовой дисциплины.
Трудовойраспорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правиламивнутреннего трудового распорядка, утвержденными трудовыми коллективами попредставлению собственника или уполномоченного им органа и профсоюзногокомитета на основе типовых правил.
В некоторыхотраслях народного хозяйства для определенных категорий работников действуютуставы и положения о дисциплине.
Внутреннийтрудовой распорядок на предприятия и учреждениях регулируется: а) правиламивнутреннего трудового распорядка; б) уставами и положениями о дисциплине,действующими в отдельных отраслях народного хозяйства и ведомствах.
Правилавнутреннего трудового распорядка имеют целью способствовать воспитанию рабочихи служащих в духе добросовестного отношения к труду, дальнейшему укреплениютрудовой дисциплины, организации труда на научной основе, рациональномуиспользованию рабочего времени, высокому качеству работ, повышениюпроизводительности труда и эффективности общественного производства.
Правилавнутреннего трудового распорядка конкретного предприятия разрабатываютсясобственником и профсоюзным комитетом на основе Типовых правил внутреннеготрудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений,организаций, которые представляют их для утверждения трудовому коллективу.
Уставы иположения о дисциплине распространяются не на всех работающих в отрасли, атолько на отдельные категории работников [6].
Коллективныйдоговор, который заключается между владельцем или уполномоченным им органом ипрофсоюзным или другим уполномоченным на представительство трудовым коллективоморганом для регуляции производственных, трудовых и социально-экономическихотношений и согласование интересов трудящихся, владельцев и уполномоченных имиорганов.В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательствасторон относительно:
1. измененийв организации производства и труда;
2. обеспечениепроизводительной занятости;
3. нормированиеи оплаты труда;
4. установлениегарантий, компенсаций, льгот;
5. участиютрудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибылипредприятия (если это предусмотрено уставом);
6. режимаработы, длительности рабочего времени и отдыха;
7. условийи охраны труда;
8. обеспеченияжилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организацииоздоровления и отдыха работников;
9. гарантиидеятельности профсоюзной или других представительских организаций трудящихся итому подобное.
Положение о структурных подразделениях организации — документы,которые регламентируют деятельность определенных структурных подразделений: ихзадания, функции, права, ответственность, взаимосвязи с другими структурнымизвеньями организации. Эти документы разрабатываются на основе Типичныхположений о структурных подразделениях или самими руководителямисоответствующих подразделений или другими высшими руководителями и утверждаютсяпервым руководителем организации.
Должностные инструкции — документы, которые регламентируютдеятельность должностных лиц и содержат данные об их заданиях и обязанностях,правах, ответственности, требованиях к знаниям, умениям, мастерству,квалификационные требования, взаимосвязи с другими исполнителями и структурнымизвеньями. Должностные инструкции разрабатываются руководителями соответствующихструктурных подразделений на основании типичных требований к должностям,которые содержатся в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников(в частности профессий руководителей, профессионалов, специалистов итехнических служащих). Должностные инструкции утверждает руководительорганизации [5].
Выводы
Современноетрудовое законодательство Украины, как и большинство других областей отечественногозаконодательства, является результатом приспособления бывшего социалистическогозаконодательства к условиям рыночных преобразований, которые происходят в нашемгосударстве.
Переход крыночным отношениям, интеграция Украины в мировую экономическую систему, атакже переориентация из юридического позитивизма на доктрины естественногоправа требуют определения основных направлений развития современного трудовогозаконодательства в нашей стране.
Уже теперьнаметилась стойкая тенденция приближения законодательства о труде Украины кклассическим мировым образцам. Но еще старой в основном осталась система формтрудового законодательства.
В последнеевремя важной составной частью законодательства Украины о труде становятсямеждународные договоры о труде, к которым, в частности, принадлежат и конвенцииМОТ, ратифицированные Украиной, а также соответствующие Рекомендации этоймеждународной организации.
Итак,существуют достаточные основания, чтобы констатировать, что в Украине активноидет процесс формирования нормативно-правовой, в том числе законодательной,базы для обеспечения регулирования трудовых отношений в условиях рыночнойэкономики.
Списоклитературы
1. Классификаторпрофессий ДК 003-95 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:posada.com.ua/useful/employer/5/12/. – Название с экрана.
2. Конституція України. —К.: Преса України, 1997. — 80 с.
3. Кодекс законів про працюУкраїни // Закони про працю. — К., 1997. — С. 3—83.
4. Кодекс законов о трудеУкраины и другие законодательные акты Украины, которые регулируют трудовыеотношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/trud_pravo/018.php.
– Название с экрана.
5. Одегова Л.Ю., ДорошеваЕ.Н., Щербак И.А., Фесечко Л.И. / Донецк, 2001 «Основы права»
6. Правила внутреннеготрудового распорядка. Уставы и положения о дисциплине. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.vuzlib.net/beta3/html/1/15819/15992/. – Название сэкрана.
7. Про зайнятість населення:Закон України // Закони України.— К., 1996. — Т. 1. — С. 252—268.
8. Про колективні договори йугоди: Закон України // Закони України.— К., 1996. — Т. 6. — С. 5—11.
9. Про оплату праці: ЗаконУкраїни // Закони України.— К., 1997. — Т. 8. — С. 210—218.
10. Про охорону праці: ЗаконУкраїни // Закони України. — К., 1996. — Т. 4. — С. 114—133.
11. Про порядок вирішенняколективних трудових спорів (конфліктів): Закон України // Закони України.— К.,1999. — Т. 15. — С. 332—343.