Реферат по предмету "Государство и право"


Недостатки российского законодательства в области авторского права в сфере издательской деятельности

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «ПермскийГосударственный Университет»
Юридическийфакультет
Кафедра гражданского права и процесса
Недостаткироссийского законодательства в области авторском праве в сфере издательскойдеятельности
 
Курсовая работа
студента 3 курса 5 группы
специального отделения
юридического факультета
специальность «Юриспруденция»
Осиновских Вячеслава Андреевича
Научный руководитель:
кандидат юридических наук,
доцент Мирских Ирина Юрьевна
Пермь 2010

Оглавление
Введение
Глава1 – Глава 70 Части IV ГК РФ ииздательская деятельность
Глава2 – Судебная практика РФ и авторское право в сфере издательской деятельности
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
 
Первый закон,регулирующий правоотношения в сфере авторского права, стал закон 1710 года,известный под названием «Статут королевы Анны», закреплявший «один из важнейшихпринципов авторского права — принцип «копирайт», предоставлявшийавтору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражированиепроизведения без его согласия»[1], а такжезакреплял право на произведение в течение 14 лет с момента опубликования и свозможностью продления ещё на 14 лет при жизни автора.
Впоследствиипоследовали законы 1791 и 1793 годов во Франции, Бернская конвенция об охранелитературных и художественных произведений 1886 года, пункт 2 статьи 27 Всеобщейдекларации прав человека (от 10 декабря 1948 года). Наконец, окончательноеукрепление института авторского права произошло в 1952 году с принятиемВсемирной (Женевской) конвенции об авторском праве (пересмотрена 24 июля 1971года).
В Российской империиавторское право было тесно связано с государством. В «Уставе о цензуре ипечати» от 22 апреля 1828 года впервые устанавливались нормы авторского права вобласти издательского дела, согласно которым автор или переводчик имелисключительное право на произведение в течение жизни автора и 25 лет послесмерти. При этом, что интересно, авторское право было в полной зависимости отцензурного права: «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного уставалишался всех прав на оную»[2]. Первымавторским обществом в России стало «Собрание русских драматических писателей»(основано 29 ноября 1870 года). В 1887 году все нормы, касающиеся авторскогоправа объединили в Своде законов Российской империи, а в 1911 было принято«Положение об авторском праве» от 20 марта 1911 года, бывший весьмапрогрессивным на то время.
После государственногопереворота, учинённого большевиками в октябре 1917 года политика в областиавторского права стала диаметрально противоположной, будучи сконструирована врамках ленинских воззрений. Декретом ЦИК от 29 декабря 1917 года «Огосударственном издательстве» закреплялась государственная монополия наподлежащие изданию сочинения (не более чем на 5 лет); 26 ноября 1918 года былиздан декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных ихудожественных произведений государственным достоянием», в соответствии скоторым по усмотрению государства объявлялся статус «государственногодостояния» (в противном случае все права сохранялись за автором)[3].
Во второй половине 20-хгодов XX века государственныйподход в сфере авторского права изменился. Декрет СНК от 30 января 1925 года«Об основах авторского права» декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторскогоправа Союза ССР» устанавливали уже право автора на любое произведение, использованиекоторого разрешалось при наличии договора.
Следующим этапом сталовключение авторского права в систему гражданской кодификации: сначала в «Основыгражданского законодательства Союза ССР», а затем в «Гражданский кодекс РСФСР»1964 года. Уровень охраны по сравнению со сталинскими законами снижался: любыеопубликованные произведения могли свободно использоваться, право авторства сохранялосьв течение 15 лет после смерти автора (срок был увеличен до 25 лет послеприсоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году).
После распада СССРавторское право регулировалось по советским законам, пока 9 июля 1993 года небыл принят Закон РФ N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — ЗоАП).
Однако впоследствиистало ясно, что этот закон – не более чем закон переходного этапа, возвращенияот квази-социализма к развитию капитализма. Было необходимо произвести инкорпорироватьавторское право в гражданский кодекс, привести авторское право в соответствии сБернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений от 24июля 1971 года и Женевской конвенцией, а также в целях вступления России в ВТО.Именно поэтому была введена в действие часть четвертая Гражданского Кодекса РФ(с 1 января 2008 года), в которой глава 70 посвящена авторскому праву.
Несмотря наурегулирование противоречий между гражданским и авторским правом,международными конвенциями и федеральным законодательством, вынесенная взаглавие данной курсовой работы тема представляет научный интерес. Актуальностьобеспечивается нижеследующим:
Во-первых, важнопроанализировать главу 70 части IVГК РФ, провести критику источника. Во-вторых, важно определить основныепринципы российского авторского права в сфере издательской деятельности; определитьих соответствие международным договорам РФ. Наконец, в-третьих, важнопроанализировать процессы правоприменения в области авторского права на основесудебной практики за последние два года (2008 год — н.в.).
Основными источникамиданной работы стали нормативно-правовые акты, что объясняется необходимостьюопределить теоретические аспекты и принципы авторского права в областииздательской деятельности.
Основу исследованиясоставили документы российского законодательства: Конституция РФ, ГК РФ (преждевсего, глава 70 части IV),федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодексаРоссийской Федерации» от 18.12.2006 N 231-ФЗ, ЗоАП; и международные документы:Бернская и Женевская конвенции (с изменениями и дополнениями), «Московскоесоглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права» (от 24 сентября1993, далее – Московское соглашение), договор ВОИС (Всемирная ОрганизацияИнтеллектуальной Собственности) по авторскому праву и согласованные заявление вотношении договора ВОИС по авторскому праву (приняты Дипломатическойконференцией 20 декабря 1996 года).
Основнойнаучно-исследовательской литературой, использованной в данной работе являютсяучебные пособия и комментарии. Подобный подход вызван временными причинами:принятием новейшего законодательства в сфере авторского права, чем иобуславливается отсутствие современных (2008 год — н.в.) монографий по даннойпроблематике.
Цель данногоисследования – поиск недочётов нового законодательства об авторском праве всфере издательской деятельности.
Задачи данногоисследования:
(1) Проанализировать 70главу части IV ГК РФ (статьи,связанные с авторским правом в сфере издательской деятельности)
(2) Обобщить судебнуюпрактику, связанную с авторским правом в сфере издательской деятельности (2008год — н.в.)
Объект данногоисследования: авторское право. Предмет – авторское право в сфере издательскойдеятельности.
Данная курсовая работа,в соответствии с поставленными задачами состоит из введения и заключения, атакже двух глав: Глава 1 – «Глава 70 части IVГК РФ и издательская деятельность» – посвящена анализу новейшего законодательства,глава 2 – «Судебная практика РФ и авторское право в сфере издательскойдеятельности» – обобщению судебной практики (в соответствии с предметомисследования).
Глава 1 – Глава70 Части IV ГК РФ и издательская деятельность
Согласно определению статьи1255 главы 70 Части IV ГК РФ (далее –ГК, если не указано особо – В.О.), авторское право – интеллектуальные права напроизведения науки, литературы и искусства.
Влитературе принято выделять также субъективный и объективный смысл терминологииавторского права. В объективном смысле авторское право – совокупность правовыхнорм, регулирующая отношения «по признанию авторства и охране произведенийнауки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделениюих авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов идругих правообладателей»; в субъективном – «имущественные и личныенеимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки,литературы и искусства»[4].
Всвязи с вышеуказанным, принято также различать авторское право (каксовокупность правовых норм) и авторские права (как имущественные и личныенеимущественные права)[5].
Современное авторскоеправо РФ признаёт за автором следующие права:
1. исключительноеправо на произведение;
2. правоавторства;
3. правоавтора на имя;
4. правона неприкосновенность произведения;
5. правона обнародование произведения.
Исключительноеправо на произведение – имущественное право распоряжаться произведением. Правоавтора – право лица признаваться автором произведения. Право на имя – правоавтора использовать настоящее имя, псевдоним, или не указывать имя (анонимно).Неприкосновенность произведения означает запрет на внесение любых изменений безсогласия на то автора. Наконец, право на обнародование – право на действия длявыдвижения произведения на всеобщее обозрение.
Вдополнение к вышеуказанным авторам принадлежат другие права, в том числе правона вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв,право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Правона вознаграждение – право автора получить гонорар за использование егопроизведения. Право отзыва – право автора отказаться от права на обнародование.Право доступа – право, дающееся авторам произведения изобразительногоискусства, право на доступ к оригиналу. Право следования также даётся авторампроизведения изобразительного искусства, является правом автора получитьвознаграждение за последующую перепродажу произведения изобразительногоискусства.
Другимважным принципом авторского права является презумпция авторства, согласнокоторой «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземплярепроизведения, считается его автором, если не доказано иное»[6].Право авторства после смерти автора переходит либо к его наследникам (позавещанию или по закону) в соответствии с положениями пункта 2 статьи 1267[7].Схожим образом наследуются исключительные права на неопубликованные при жизниавтора произведения согласно пункту 3 статьи 1268[8].
Статья1258 устанавливает нормы института соавторства. Соавторство – совместныйтворческий труд двух или более граждан. При этом граждане признаются соавторамивне зависимости «от того, образует ли такое произведение неразрывное целое илисостоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение»[9].
Приэтом ГК РФ признаёт за соавторами возможность самостоятельного решениявопросов, связанных с авторскими правами. В ином случае признаётся правосоавтора на авторство в отношении частей, написанный тем или иным автором не всоавторстве, а также в отношении всего произведения, если «такое произведениеобразует неразрывное целое»[10]. Втаких случаях другой соавтор (или соавторы) не вправе запретить использованиесоавтором части произведения или целого произведения соответственно.
Согласнопункту 3 статьи 1229, распределение доходов от использования произведенияраспределяется между соавторами поровну, при этом признаётся приоритет договорамежду соавторами над ГК РФ.
Такжеважным принципом института соавторства является признание индивидуального правасоавтора на меры по защите своих прав, вне зависимости от исключительных правдругого соавтора (других соавторов).
Важнейшимпринципом является то, что литературные произведения признаются гражданскимзаконодательством РФ как объекты авторских прав «независимо от достоинств иназначения произведения, а также от способа его выражения»[11].Таким образом, в РФ укрепляется свобода литературного творчества.
Такжегражданское законодательство признаёт объектом авторских прав производные исоставные произведения. Производные произведения – переработка другогопроизведения. Составные произведения — произведения, состоящие из определённымобразом подобранных и расположенных материалов, являющимся результатомтворческого труда.
Пункт3 статьи 1259 признаёт авторское право на обнародованные и необнародованныепроизведения (которые должны быть выражены в объективной форме, под которойпонимается не только письменная, но и устная – например, публичное произнесение).При этом регистрация не требуется.
Пункт7 статьи 1259 устанавливает ещё один важный принцип авторского права:распространение авторских прав не только на целостное произведение, но и «начасть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своемухарактеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого трудаавтора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 («Авторские правараспространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения,выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устнойформе (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобнойформе), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, вобъемно-пространственной форме») настоящей статьи»[12].
Какуже говорилось выше, авторское право признаётся за авторами производного илисоставного произведений. Также авторское право в соответствии со статьёй 1260признаётся за авторами переводов[13].
Интересно,что признавая авторские права за составителями энциклопедий сборников иподобного, законодатели дают юридические основания для того, чтобы другойгражданин мог использовать те же источники и материалы для созданиясобственного составного или производного произведения. Аналогичный принципраспространяется и на переводы.
Статья1266 признаёт ничтожность (недействительность) отказа от прав на авторство иправ автора на имя. В свою очередь, права анонима защищает издатель.
Такжероссийским гражданским законодательством установлен запрет на любые искаженияпроизведений интеллектуального труда без согласия на такие действия со стороныавтора. В случае, при котором репутации, чести или достоинству автора нанесёнущерб, применяется статья 152 ГК[14].
Послеправомерного обнародования (публикации) произведения и введения его вгражданский оборот на территории РФ путём продажи или иного вида отчуждениядальнейшее распространение оригинала или экземпляров возможно без согласияправообладателя, за исключением рукописи, на которую распространяются положенияпункта 2 статьи 1293 («авторы пользуются правом следования… в отношенииавторских рукописей (автографов) литературных …произведений»[15]).
Российскимгражданским законодательством допускается использование произведения безсогласия автора в личных некоммерческих целях, кроме «репродуцирования книг(полностью)»[16]; атакже в «информационных, научных, учебных или культурных целях»[17].
Такжеразрешается репродуцирование. Репродуцирование согласно пункту 2 статьи 1275 –«факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств,осуществляемое не в целях издания»[18]. Данныйпринцип свободно распространён на библиотеки и архивы в случае необходимости«восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения идля предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим ихпо каким-либо причинам из своих фондов»[19].
Допускаетсятакже репродуцирование отдельных статей или небольших произведений в учебных,научных и образовательных целях. Также в российском гражданскомзаконодательстве существует принцип, по которому воспроизведение произведенияразрешается в целях дознания, следствия или судопроизводства, а также по делуоб административном правонарушении.
Срокдействия исключительного права, согласно российскому гражданскомузаконодательству (пункт 1 статьи 1281[20]),ограничен жизнью автора и 70 годами после смерти, отсчёт которых начинается 01января будущего (после смерти автора) года. Данный принцип распространяется напроизведение, созданное в соавторстве, 70-летний срок до истечения исключительногоправа на которое начинает отсчитываться с 01 января будущего (после смертипоследнего соавтора) года.
Неопубликованноепри жизни автора произведение может быть опубликовано в течение 70 лет с 01января будущего (после смерти автора) года; при этом исключительное право натакое произведение действует 70 лет после обнародования автора[21].
Отдельнов статье 1281 характеризуются исключительные права на произведения посмертнореабилитированных авторов и участвовавших (или работавших) во время великойотечественной войны.
Послеистечения срока действия исключительного права оканчиваются, и произведениепереходит в общественное достояние. Общественное достояние (англ. PublicDomain) – совокупностьтворческих произведений, авторские права на которые истекли или никогда несуществовали; при этом публикация подобных произведений допускается без выплатыавторского вознаграждения, но с учётом личных неимущественных прав автора. Этотпринцип используется во всех случаях, кроме тех, когда автор выразил в письменнойформе свой отказ на переход произведения в общественное достояние. Такжеисключительное право может передаваться по наследству.
Исключительноеправо сохраняется за автором, даже если произошло отчуждение оригиналапроизведения (кроме случаев, когда переход исключительного права к покупателювместе с отчуждением оригинала является установленным согласно договорнымобязательствам сторон) согласно пункту 1 статьи 1291[22].
Посравнению с ЗоАП сохранился и принцип урегулирования вопросов, связанные сослужебными произведениями (статья 1295), хотя само определение служебногопроизведения. Служебное произведение по ЗоАП – «произведения, созданные впорядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя»;по ГК РФ – «произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределахустановленных для работника (автора) трудовых обязанностей»[23].Касательно служебных произведений, если по договору между заказчиком иисполнителем не указано иное, авторское право остаётся за исполнителем,исключительные права – за заказчиком.
Приэтом исключительное право может перейти к исполнителю, в случае если заказчик втечение трёх лет не обнародует это произведение и не «сообщит автору осохранении произведения в тайне»[24]. В случаепередачи заказчиком исключительных прав, а также в случае, если заказчик снялгриф секретности спустя срок, больший, чем три года, исполнитель имеет право надополнительное вознаграждение.
Пункт3 статьи 1295 регулирует отношения, при которых по договору авторского заказаисключительные права принадлежат исполнителю. Права использования произведенияисполнителем никак не ограничиваются (в рамках исключительных прав); заказчикможет использовать произведение в рамках цели задания и в пределах, вытекающихиз задания.
ВЗоАП принципы регулирования прав, связанных со служебными произведениямидополнялись также двумя статьями, исключёнными при инкорпорации авторскогоправа в ГК РФ. Пункт 3 статьи 15 ЗоАП предоставляет заказчику право при любомиспользовании произведения указывать своё наименование; пункт 4 статьи 15 ЗоАПлишает авторских прав составителей энциклопедий, словарей, периодических ипродолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и другой периодики.
Вотличие от ЗоАП, статья 1298 главы 70 ГК РФ регулирует также отношения,возникающие в случае наличия служебного контракта с государством или органомместного самоуправления. При этом такие отношения регулируются только в сфереисключительных прав. Так, пункт 1 статьи 1298 устанавливает возможность наличияисключительных прав у исполнителя (по умолчанию), у заказчика или совместно.
Исполнятьдоговор авторского заказа, согласно пункту 2 статьи 1298, может какиндивидуальный исполнитель, так и коллективный; в таком случае «исполнительобязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками итретьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение дляпередачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации имуниципальному образованию»[25]. Крометого, положениями вышеуказанного пункта устанавливается право исполнителя наполучение вознаграждения за затраты, понесённые в результате этих процессов.
Такжезаказчик вправе не получать исключительных прав, ограничиваясь лишьприобретением простой (неисключительной) лицензии на использование произведениядля государственных или муниципальных нужд. В случае совместного веденияисключительными правами, заказчик вправе предоставить безвозмездную простуюлицензию с уведомлением исполнителя.
Вслучае сохранения исключительных прав за исполнителем, он должен получитьвознаграждение в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1295 («Еслиработодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта (тригода – В.О.), начнет использование служебного произведения или передастисключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Авторприобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодательпринял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причинене начал использование этого произведения в указанный срок. Размервознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяютсядоговором между ним и работником, а в случае спора – судом»[26]).
Статья1300 провозглашает также принципы информирования об авторском праве,являющегося также одним из прав автора; в связи с чем не допускается удалениеили изменение авторской информации, а также использование произведения безуказания на оную.
Пункт3 статьи 1300, а также статьи 1301, 1302 регулируют судебно-претензионныеотношения в связи с нарушениями в сфере авторского права в рамкахгражданско-правовых отношений. Статья 1302 регулирует судебные действия вслучае возбуждения дела по обвинению в производстве или распространениюконтрафактной продукции (в данном контексте – нарушающей авторские права).
Статьи1285-1290 устанавливают типы договорных отношений и некоторые принципы оных.Так, статьи 1285, 1286, 1288 выделяют три типа договоров в сфере авторскогоправа – договор об отчуждении исключительного права на произведение,лицензионный договор о предоставлении права использования произведения идоговор авторского заказа.
Статьи1287, 1289, 1290 дополнительно устанавливают: статья 1287 – особые условияиздательского лицензионного договора (срок давности и порядок расторжениядоговора). Статья 1289 – срок исполнения авторского заказа (обязательностьуказания на срок исполнения, возможность продления срока (льготный срок),порядок отказа заказчика от договора в одностороннем порядке). Наконец, статья1295 устанавливает ответственность по договорам, заключаемым автором произведения(ограниченность суммой реального ущерба, порядок возвращения аванса или уплатынеустойки).
Приэтом условия и принципы авторского договора в главе 70 ГК РФ не указываются (вотличие от статей 30-32 ЗоАП).
Какуже говорилось выше, одной из задач принятия IVчасти ГК РФ было приведение законодательства в сфере авторского права кпринятым в Европе стандартам. В данном случае ориентацию на европейское законодательствоможно объяснить как с позиций геополитических задач Российской Федерации(вступление в ВТО), так и с сугубо юридических (соответствие наиболеесовременному варианту регулирования авторского права).
Однимиз важнейших европейских документов, ставших основой кодификации, сталаБернская конвенция принятая ещё 09 сентября 1886 года и с некоторымиизменениями сохранившаяся вплоть до нашего времени. В контексте данной работыэтот документ представляет особую важность, так как своим заключениемознаменовал создание Союза по охране прав авторов на их литературные ихудожественные произведения (статья 1).
Интересно,что новое российское законодательство в сфере авторского права никак нерегулируется авторское право на устную информацию (политические речи ивыступления, лекции, etc.),что также может частично относиться к теме данной курсовой работы (в случаеиздания подобной информации).
Впрочем,в общем и целом авторское право РФ соответствует Бернской конвенции. Она втаких же рамках устанавливает основные принципы авторского права РФ (сведениекоторых воедино в данной работе является одной из задач и будет произведенониже).
 06сентября 1952 года была принята Парижская конвенция, устанавливавшая всемирнопринятые нормы и принципы авторского права, а также минимальные сроки действияавторских прав и прочее. При этом подразумевается, что в случае международныхспоров между Договаривающимися странами приоритет имеет не их двустороннийдоговор, а данная Конвенция. Таким образом, можно говорить о том, чтороссийское авторское право имеет ещё один источник – Парижскую конвенцию, таккак она стала de-factoправопреемникомБернской.
Правовыеотношения между Бернской и Парижской конвенциями оговариваются в статье XVII.Так, в пункте 1 говорится, что «настоящая Конвенция никоим образом незатрагивает положений Бернской конвенции об охране литературных и художественныхпроизведений или принадлежности к Союзу, созданному этой Конвенцией».
Третьиммеждународным документом в сфере авторского права является Договор ВОИС. ВОИС –Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности. Данный Договор был принят20 декабря 1996 года на дипломатической конференции и провозглашался неумаляющем существующие обязательства по Бернской конвенции.
Вцелом, основной упор в Договоре ВОИС делается на усовершенствованиимеждународного законодательства в сфере авторского права в соответствии стребованиями времени (например, расширение регулирования авторского права накомпьютерные программы и базы данных).
Наконец,важным документом в анализе принципов авторского права РФ является КонституцияРФ, устанавливающая главные принципы, относящиеся, в том числе, и к авторскомуправу – такие как, запрещение дискриминации по расовому, половому или любомудругому признаку; свобода мысли и слова, etc.«Главная» же статья в Конституции, касательно авторского права – 44. В пункте 1данной статьи устанавливается, что «каждому гарантируется свободалитературного, художественного, научного, технического и других видовтворчества, преподавания».
Такимобразом, на основании вышесказанного можно выделить несколько принциповавторского права РФ в сфере издательской деятельности. Представляетсянеобходимым разделить эти принципы на три группы: конституционно-правовые,гражданско-правовые и договорные.
1. Конституционно-правовые
a. Свободатворчества
b. Свободаслова
c. Запретдискриминации
d. Основныеправа и свободы (частично связанные с авторским правом – например, свободавероисповедания, открывающая автору возможность для заявления своейконфессиональной принадлежности или об отсутствии оной)
2. Гражданско-правовые
a. Наличиеимущественных прав
b. Наличиеличных неимущественных прав
c. Презумпцияавторства
d. Возможностьсоавторства
e. Признаниеавторского права за обнародованными и необнародованными произведениями
f. Признаниеавторских
g. Признаниеавторских прав за переводами, составными и производными произведениями
h. Признаниеавторской информации, а также запрета на внесение дополнения к ней или удаленияеё без согласия автора
i. Запретна искажение произведения без согласия автора
j. Установлениесроков сохранения исключительных прав
k. Возможностьиспользования без уведомления автора
l. Установлениеобщественного достояния
m. Судебнаязащита авторских прав
3. Договорные
a. Приоритетдоговора над ГК РФ
b. Принципыдоговора авторского заказа и служебного договора Глава 2 – Судебная практика РФ и авторское право в сфереиздательской деятельности
законавторский право издательский
26 марта 2009 годаВерховный Суд РФ (далее – ВС) и Высший Арбитражный Суд РФ (далее – ВАС)выпустили Постановление «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением вдействие части четвёртой гражданского кодекса Российской Федерации». Согласноему, данное Постановление – акт разъясняющий первые вопросы, которые появилисьу судов в связи с введением в действие новой части ГК.
Во-первых, ВС и ВАС разъяснилиюрисдикцию судов. Дела о нарушениях авторских прав, не связанные с нарушениемфинансовой составляющей авторского права (нарушение имущественных прав)рассматривают суды общей юрисдикции. Такими спорами могут быть, к примеру,«споры о том, кто является автором результата интеллектуальной деятельности,подведомственны судам общей юрисдикции как не связанные с осуществлением предпринимательскойи иной экономической деятельности»[27].
Нарушениеисключительных прав, прав патентообладателя и прочее определяется «исходя изсубъектного состава участников спора, если такой спор связан с осуществлениемпредпринимательской и иной экономической деятельности»[28].
Относительно обратнойсилы закона, ВАС и ВС постановили, что положения части IVприменяются не только к возникшим после введения её в действие, но и к правам иобязанностям по правоотношениям дл 01.01.2008, если такие правоотношениявозникли после вышеуказанного срока.
Согласно Постановлению,возобновилось действие исключительных прав на произведения, перешедшие вобщественное достояние после 31.12.1992, но до вступления в силу Федеральногозакона от 20.07.2004 N72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации«Об авторском праве и смежных правах»». Действие исключительных праввозобновилось «и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281ГК РФ»[29].
Настоящее Постановлениеявляет собой de-factoтолкование новой части ГК высшими судебными органами. В силу выбранной темыданной курсовой работы, помимо срочных норм, указанных выше, были использованыследующие статьи Постановления.
Во-первых, статья 10 –рассмотрение судами вопросов, связанных с правом автора на вознаграждение. ВС иВАС разъясняют, что право на вознаграждение входит в состав исключительногоправа, но при этом сохраняется за автором «и тогда, когда исключительное правоему не принадлежит»[30].
Во-вторых, статья 11, вкоторой ВС и ВАС поясняют, что исключительное право может быть внесено вуставный капитал в качестве вклада только с условием заключения «отдельногодоговора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора,отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях,предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса, такой отдельный договор подлежитгосударственной регистрации»[31]. Такжеисключительное право может быть использовано в качестве залога (а личныенеимущественные – нет).
В-третьих – статья 28,которая рассматривает вопрос, связанный с определением объекта авторскогоправа. ВС и ВАС постановляют, что таким объектом должен быть результаттворческого труда (а не сугубо интеллектуальной деятельности), а отсутствиеоригинальности «не может свидетельствовать о том, что такой результат создан нетворческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права»[32].
В-четвёртых, статья 29,в которой ВС и ВАС толкуют вопрос оценки авторского права на персонаж, определяяего как часть произведения, описывающего то или иное действующее лицо. Крометого, автору предоставляется право на использование персонажа в другомпроизведении.
В-пятых, статья 31,толкующая вопрос о праве на неприкосновенность произведения. Суды постановляют,что изменение произведения в данном смысле не связано с созданием новогопроизведения на основе существующего. При этом согласие автора на изменениесуществующего произведения должно быть определённо выражено, а в случаеотсутствия доказательства этого согласие ничтожно.
В-шестых, статья 32,постановляющая, что заключать договор на публичное исполнение произведениядолжен организатор такого исполнения.
В-седьмых, статьи 33,34, которые разъясняют вопрос нарушений авторских прав, связанных с неправомерновведёнными в гражданский оборот произведениями. Так, снимается вина занарушение авторских прав, в случае, если было использовано произведение,неправомерно используемое правообладателем. Но снятие копии с контрафактаявляется нарушением исключительных прав.
Также допускаетсяснятие копии с разрешения автора для использования в некоммерческихиндивидуальных или семейных целях; причём состав семьи, как постановляют ВС иВАС в абзаце 3 статьи 34, определяется судом, применимо к конкретным делам.
В-восьмых, статья 35,которая разъясняет одну из лакун современного законодательства в сфереавторского права – вопрос авторского права пародий и соответствующих емунарушений. Как постановляют ВС и ВАС надлежит считать пародию авторским правомавтора пародии, а за автором пародированного произведения закрепляется правозащищать свои честь, достоинство и деловую репутацию.
При этом в соответствиис изменением определения самого служебного произведения, с 31.12.2007 изменилсяподход к владельцу исключительных прав. В соответствии с рассматриваемым мнойПостановлением, «необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание впределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в еготрудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриватьсякак служебное — исключительное право на него принадлежит работнику, егоиспользование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения сработником и при условии выплаты ему вознаграждения»[33].
В-девятых, пункт 2статьи 38, который рассматривает вопрос трёхлетнего срока давности, которымобладает работодатель (заказчик) для того, чтобы не утратить исключительноеправо. Так, в отношении служебных произведений, созданных до введения вдействие части IV ГК РФ такойотсчёт начинается с 01.01.2008, вне зависимости от даты создания произведения,но в зависимости от действий работодателя (заказчика).
В-десятых, всоответствии со статьёй 43 определяются условия для правомерности иска.Во-первых, в исковом заявлении должна быть чётко указанная фиксированная ценаиска. Во-вторых, компенсация подлежит взысканию только при доказанности фактавины. В-третьих, размер компенсации определяется судом, при этом он должен бытьобоснован судом, а также должен не превышать требуемую истцом сумму, и недолжен быть меньше установленного «абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторымстатьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи1537 ГК РФ»[34].
Наконец, в статье 44 ВСи ВАС разъясняют судам, что перечень обеспечительных мер, принимаемых прирассмотрении дел, связанных с нарушениями в области авторского права,перечисленный в статье 1302 ГК не является полным. Обеспечительные мерыопределяются в соответствии не только с этой статьёй, но и с существующимгражданско-процессуальным законодательством.
Если говорить оконкретных процессах, то большинство дел судебного производства, связанных савторским правом в издательской деятельности, являются спорами по старымдоговорам, заключённым до введения в действие части IV ГК РФ. Ключевой вопросэтих дел – сочетание двух законов — одного, действующего по контрактам,заключённым до 01.01.2008 и нового, действующего с вышеуказанной даты.
Одним из характерныхдел было дело Федерального Арбитражного Суда (далее – ФАС) Московского округа NА40-31267/08-110-207[35]. Истцомв деле выступило ООО «Издательство «Астрель», ответчиком – ООО «Терра-Книжныйклуб». Цена иска – 4 992 000 руб. компенсации за нарушение исключительныхправ. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2008 г. взыскано 1 000000 руб, а также 34 800 руб. расходов по оплате услуг представителя.Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.11.2008 года решениесуда первой инстанции изменил, взыскал требуемые истцом изначально 4 992000 руб. компенсации.
По мнению ответчика,правонарушение произошло в 2008 году, таким образом, подлежит применению пункт3 статьи 1252 ГК РФ. Истец утверждает, что правонарушение произошло в декабре2007 года (когда был издан контрафакт). Однако арбитражные суды основывались натом, что контрафакт был в продаже в июле 2007 года, на что так же ссылалсяистец.
Таким образом, ФАСМосковского округа постановил об отмене решения АС г. Москвы и постановленияДевятого арбитражного апелляционного суда: «Определение момента совершенияправонарушения имеет в данном деле значение для правильного рассмотрения спора,в том числе установления права, подлежащего применению». Согласно ст. 5Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодексаРоссийской Федерации» от 18.12.2006 N 231-ФЗ часть IVГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
Одной из главныхпроблем авторского права в сфере издательской деятельности продолжаетоставаться сеть интернет. С ней связано, например, Дело N А40-14138/09-5-163,рассмотренное ФАС Московского округа[36].
Истцом в нём выступилоООО «Издательство «Джем», ответчиком – ООО «Константа-трэвел», разместившая насвоём сайте произведение, исключительные права на которое принадлежат истцу.Цена иска – 200 000 руб. Решением от 15 июня 2009 года Арбитражный судгорода Москвы иск удовлетворил частично. Суд запретил ответчику использоватьназванное произведение, исключительное право на которое принадлежит истцу, атакже взыскал компенсацию в размере 79 900 руб., посчитав требования истца завышенными.Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009года N 09АП-14591/2009 решение оставлено без изменения, с поддержанием выводовсуда первой инстанции.
Ответчик настаивает нанеправомерно проведённом осмотре сайта. Тем не менее, ФАС постановляет оставитьрешение АС г. Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного судабез изменения, посчитав доводы кассационной жалобы о том, что протокол осмотрасайта не может быть надлежащим доказательством, так как составлен в отсутствиепредставителей ответчика и по обращению незаинтересованного лица, несостоятельными.ФАС ссылается на статью 102 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93N 4462-1, согласно которой по просьбе заинтересованных лиц нотариусобеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде,если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствиистанет невозможным или затруднительным.
Также ФАС отмечал тотфакт, что ответчик не оспаривал своё администрирование сайта, а также убралнарушающую закон информацию на следующий день после получения претензии, чем нетолько выполнил одно из требований истца, но и de-facto признал свою вину.
Ещё одной проблемойавторского права в сфере издательской деятельности остаётся плагиат.Характерный пример – дело N А40-17182/09-51-199 ФАС Московского округа[37].Истец — ООО «Питер Пресс», ответчик – ЗАО «Гросс Медиа Ферлаг», третьи лица — граждане Филина Ф.Н., Колесников В.В (авторы). Цена иска – 378 000 руб.
Исковые требованияобусловлены тем, что в 2009 году ответчик выпустил книгу, фрагменты которойбыли заимствованием из книги, исключительными правами на которую владеет истец,при этом последний считает, что использование текста было значительным, такимобразом, нельзя говорить о разумном цитировании, предусмотренном в пунктах 1, 2статьи 1274 ГК РФ.
Размер компенсации(цена иска) был высчитан за счёт известной цены книги в розничной продаже, атакже тиража (126 руб. x 1500 экз.) в двойном размере.
Ответчик полагает, чтозаимствования являются не более, чем ссылками на г-на Колесникова, как наавторитета в области франчайзинга, кроме того, их объём незначителен посравнению с остальным текстом. Решением Арбитражного суда г. Москвы от24.11.2009 года по делу N А40-17182/09-51-199 в удовлетворении исковыхтребований отказано, а в апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобеистец указал, что ни суд, ни ответчик не подвергали сомнению авторство текстацитируемого произведения, не ставили вопроса об исследовании текста этогопроизведения; а фрагменты использованного текста содержат не только специальныетермины, но и дословное изложение текста книги указанного автора. В отзыве нажалобу ответчик привёл следующие аргументы. Во-первых, сходные фрагментыпроизведений двух авторов представляют собой принципы, методы и способы построенияфранчайзинговой деятельности, решения задач, на которые авторские права нераспространяются. Во-вторых, цитирование оформлено верно, в законных объёмах ис указанием на автора.
ФАС при разбирательстведела согласился с позицией ответчика, основываясь на статье 1259 ГК РФ,согласно которой авторские права не распространяются на идеи, принципы, методы,процессы, способы, решения технических, организационных или иных задач,открытия, факты, языки программирования; а цитирование было проведено взаконных объёмах и с законным оформлением. Кроме того, было установлено, чточасть информации, которую использовали оба автора, наличествует в свободномдоступе в сети интернет.
Таким образом, можно определитьосновные направления процессуальной деятельности в сфере авторского права.
1. Толкованиенового законодательства
2. Вопроссвязи ГК РФ с ЗоАП
3. Плагиат
4. Неправомерноеиспользование целого произведения
Заключение
Подводя итог, можноопределить нижеследующее.
Во-первых, безусловното, что современное российское законодательство авторского права является up-to-dateпо западным меркам, что является одним из факторов, открывающих РоссийскойФедерации дорогу в ВТО.
Во-вторых, помимовышеуказанной цели законодателям удалось решить проблему инкорпорацииавторского права в гражданское право, что позволило избежать противоречий,существовавших до 01.01.2008.
В-третьих, необходимоотметить, что, несмотря на вышесказанную современность законодательства, в нёмостаются некоторые неточности.
В числе неточностейможно выделить три группы – пережитки прошлого законодательства (ЗоАП), нечёткорешённый вопрос о связи между ЗоАП и ГК РФ, а также некоторые пункты, требующиеизменения с точки зрения социально-экономической.
Первая группа –пережитки прошлого законодательства. Такими я считаю пункты 4, 5 статьи 1281.На мой взгляд, такие нормы не имеют совершенно никакого юридического смысла,являясь выпадающей из общего ряда конкретикой.
Вторая группа – вопроссоотношения старого и нового законодательства. Возникающие вопросы по даннойгруппе являют собой доказательство того, что было необходимо ввести в ГК РФдополнительную временную статью, которая должна была бы максимально чёткоопределить сферу продолжающегося действия ЗоАП.
Также опасным с точкизрения правоохраны является статья 1273, которая запрещает полноерепродуцирование книг в личных целях. Однако законодателем не пояснено, чтотакое «полностью» — полный текст или книга целиком. На мой взгляд, эта норма(регулирующая репродуцирование в личных целях) бессмысленна.
Третья группа – вопросусиления социально-экономической составляющей в институте авторского права.
В этой связи хотелосьбы остановиться на двух моментах. Момент первый – вопрос прокурорского надзоранад соблюдением законодательства. Нарушения авторского права, на мой взгляд,являют собой нарушением не только ГК РФ, но и самой Конституции РФ, особеннокогда речь идёт о плагиате или нарушении других прав автора (неимущественных),ведь таким образом нарушается свобода слова, самовыражения и творчества.Разумеется, это и серьёзнейший правонарушение в экономическом смысле, так как нарушительпользуется результатом чужого труда, получая материальную выгоду.
Вопрос второй – вопросгосударственного регулирования так называемого «общественного достояния». Отналичия «общественного достояния» выигрывают издательства, а не общество. Междутем, наиболее ценные произведения литературы – государственный интерес в планеповышения общего культурного уровня, поэтому они должны быть доступнее для общества.Государство, на мой взгляд, должно спонсировать развитие культуры внутриобщества и одним из факторов этого могут стать более дешёвые книги из числа«общественного достояния».
Библиографическийсписок
1. Литература
a. ГуевА.Н. Постатейный комментарий к части четвертойГражданского кодекса РФ // Информационная система «Гарант Платформа F1Эксперт.
b. ПогуляевВ.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к закону РФ N5351-1 «Об авторскомправе и смежных правах»
c. СвечниковаИ.В. Авторское право: учебное пособие // Справочная информационная система«Консультант Плюс»
d. ШапореваД.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в России// Справочная информационная система «Консультант Плюс»
2. Нормативно-правовые акты
 
a. «Бернскаяконвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября 1886 г. [Электронный ресурс] URL: www.wipo.int/treaties/ru/ip/berne/berne.html
b. «Всемирная(Женевская) конвенция об авторском праве» [Электронный ресурс] URL:www.medialaw.ru/laws/other_laws/european/conv-genev.htm
c. Гражданскийкодекс РФ. Часть IV: федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ — «Правана результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» //[Электронный ресурс] URL: www.gk-rf.ru/
d. «ДоговорВОИС по авторскому праву и согласованные заявления в отношении договора ВОИС поавторскому праву» от 20 декабря 1996 года [Электронный ресурс]URL: www.wipo.int/treaties/ru/ip/wct/wct.html
e. КонституцияРФ [Электронный ресурс] URL: www.constitution.ru/
f. ЗаконРФ N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» // Информационнаясистема «Гарант Платформа F1Эксперт.
g. «Московскоесоглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права» от 24 сентября1993 //Информационная система «Гарант Платформа F1Эксперт.
h. Положениео правах сочинителей. § 17. Свод законов Российской Империи. Т.XIV.// Информационная система «Гарант Платформа F1Эксперт.
i. Федеральныйзакон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РоссийскойФедерации» от 18.12.2006 N 231-ФЗ
3. Судебная практика
 
a. ФАСМосковского округа. Постановление от 28 января 2009 года. N КГ-А40/12599-08 //Справочная информационная система «Консультант Плюс»
b. ПостановлениеПленума ВС N5, Пленума ВАС N29 от 26 марта 2009 года N 5/29 // Справочнаяинформационная система «Консультант Плюс»
c. ФАСМосковского округа. Постановление от 2 ноября 2009 г. N КГ-А40/11299-09 // Справочная информационная система «Консультант Плюс»
d. ФАСМосковского округа. Постановление от 5 апреля 2010 г. N КГ-А40/1795-10// Справочная информационная система «Консультант Плюс»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.