Реферат по предмету "Государство и право"


Нарушения налогового права и ответственность за их нарушение

ВВЕДЕНИЕ
В представленной курсовойработе я рассмотрю тему «Нарушения налогового права и ответственность заих нарушение». Тема нарушения налогового законодательства весьма актуальнадля России настоящий момент. Это связано с тем, что быстрая смена событий втечение последнего десятилетия обусловила неустойчивость налоговой политикигосударства, что, в свою очередь привело к принятию огромного числанормативно-правовых актов в этой сфере и, как следствие, привело к тому, чтосреднестатистический гражданин РФ, который осуществляет действия по уплатеналогов или работает в сфере экономики, вынужден сталкиваться с большимколичеством актов, что весьма затрудняет правоприменение, что являетсяневыгодным как для налогоплательщика, так и для государства.
Решением данной проблемыбудет являться четко выстроенное законодательство в области налогообложения,сведение к минимуму пробелов в налоговом законодательстве, более эффективнаяработа налоговых и судебных органов.
Целью данной курсовойработы является исследование нарушений налогового права, рассмотрение видовответственности за них и изучение методов уменьшения правонарушений в областиналогового законодательства. Эта цель может быть достигнута через изучениеналогового правонарушения и видов ответственности за него.
Данная курсовая работасостоит из двух частей: в первой части я рассмотрю налоговое правонарушение,его состав и условия наступления ответственности за него, а во второй части ярассмотрю собственно ответственность за его совершение и её виды.

1. НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие нарушенияналогового законодательства
Нарушение налоговогозаконодательства — это противоправное, виновное деяние (действие илибездействие), которое выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполненииналогоплательщиком финансовых обязательств перед бюджетом либо в нарушенииорганом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и законныхинтересов налогоплательщика и за которое установлена юридическаяответственность. Нарушение налогового законодательства может проявляться вдействии или бездействии, нарушении различных правовых норм, так или иначесвязанных с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налоговыхи иных обязательных платежей в бюджет. Виды их относительно разнообразны,различны также и установленные за них меры ответственности.
Правовое регулированиеответственности за нарушение налогового законодательства является объектомзаконодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права.Ответственность за налоговые правонарушения является разновидностьюфинансово-правовой ответственности, так как налоговое право входит в системуфинансового права. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, являетсявидом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом,налоговая ответственность подчиняется тем же требованиям, которые предъявляютсяв праве ко всем другим видам юридической ответственности, в частности,уголовной, гражданской, дисциплинарной, административной и другим.
Правовое регулированиеответственности за нарушение налогового законодательства является объектомзаконодательства о налогах и сборах и составляет институт налогового права.Ответственность за налоговые правонарушения является разновидностьюфинансово-правовой ответственности, так как налоговое право входит в системуфинансового права. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, являетсявидом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом,налоговая ответственность подчиняется тем же требованиям, которые предъявляютсяв праве ко всем другим видам юридической ответственности, в частности, уголовной,гражданской, дисциплинарной, административной и так далее.
Налоговую ответственностьможно определить как реакцию государства на налоговое правонарушение, котораяфактически выражается в праве налогового органа через судебную системупредъявить обвинение налогоплательщику (как физическому, так и юридическомулицу) и применить к виновному лицу наказание в пределах санкций, установленныхНалоговым кодексом Российской Федерации. Воздействуя на имущественные отношенияхозяйствующих субъектов посредством установления налоговых правовых норм,государство определяет правила деятельности данных субъектов, которые содержатв себе обязанность по уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанностьобеспечивается принудительными мерами со стороны государства. При применении налогового взыскания виновный субъектпретерпевает лишения не только имущественного, но и морального характера.Карательное воздействие налоговой ответственности начинается с осужденияправонарушителя и деяния, им совершенного. В большей степени данное осуждениенаправлено на психику субъекта, а применение штрафа влечет сужениеимущественных интересов правонарушителя. Налоговая ответственность в отличие отадминистративной ответственности не предусматривает таких взысканий, какпредупреждение, конфискация, арест. Это связано с тем, что налоговыеправоотношения относятся к категории имущественных правоотношений и налоговые санкцииустанавливаются в виде денежных взысканий в размерах, предусмотренных НалоговымКодексом Российской Федерации. Денежные санкции устанавливаются налоговымзаконодательством в виде штрафа в твердой денежной сумме или в процентномвыражении. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законноустановленные налоги и сборы. При нарушении налогоплательщиком своихобязанностей государство применяет меры к восстановлению собственныхимущественных прав, что помимо штрафных санкций влечет за собой в ряде случаевприменение санкций правовосстанавливающего характера. В налоговомзаконодательстве присутствует имущественная правовосстановительнаяответственность, формой проявления которой является пеня.
Налоговые органы вправе вбесспорном порядке производить в отношении юридических лиц принудительноевзыскание неуплаченных в срок сумм налогов и сборов. Данное взыскание неявляется налоговой санкцией, а носит компенсационный характер, так как в данномслучае возникает принудительное исполнение обязанности, существовавшей донарушения, а не возлагаемой дополнительно. Но существует и другая точка зрения.Среди некоторых юристов распространена позиция, заключающаяся в том, чтоналоговыми санкциями будет взыскание сумм недоимок, штрафов и пени, то есть,исходя из общего определения юридической ответственности как мерыгосударственного принуждения, санкциями, влекущими ответственность, можноназвать те из них, которые предусматривают возложение дополнительныхобременений на лицо, совершившее правонарушение.
Отдельные виды налоговыхправонарушений могут одновременно повлечь и различные виды ответственности какюридических, так и физических лиц. К примеру, за сокрытие объектаналогообложения может быть наложено взыскание на предприятие и административныйштраф на виновное в этом должностное лицо данного предприятия, что не исключаеттакже наложения на него взыскания за невыполнение или ненадлежащее выполнениеслужебных обязанностей.

1.2 Состав налоговогоправонарушения
Состав налогового правонарушения представляет собой совокупность установленных НК РФ фактическихобстоятельств и признаков, наличие которых позволяет квалифицироватьпротивоправное деяние как определенное налоговое правонарушение. Состав налогового правонарушения — логическая модель,нормативная категория, которая закрепляет признаки налогового правонарушения.Являясь законодательноймоделью, состав налогового правонарушения отличается от налоговогоправонарушения как понятия, в обобщенном виде описывающего деяние какпротивоправное, как отличающееся от других видов правонарушений и правомерногоповедения. В реальной жизни совершаются конкретные налоговые правонарушения.Обобщение их типичных признаков позволяет выделить понятие налоговогоправонарушения как деяния общественно вредного, виновного, противоправного инаказуемого. В результате абстрагирования от случайных, признаков и возникаетданное понятие.
Состав налогового правонарушения включает в себя четыреэлемента:
1) Объект налогового правонарушения — это те общественныеотношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняетсявред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересыгосударства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.
2) Субъект налогового правонарушения — это лицо, совершившеетакие правонарушения и способное понести за них налоговую ответственность. Длятого, чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должноудовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в ст. 107 НК РФ.
Следует отметить, что из числа субъектов налоговыхправонарушений исключаются, как правило, должностные лица налоговых органов,они чаще являются субъектами должностных правонарушений. К налоговым относятсянарушения, касающиеся налоговой системы непосредственно. Правонарушения,имеющие косвенное влияние на налоговые отношения, но охватываемые более широкимсоставом, к налоговым не относятся. Например, если должностное лицо незаконновыдает налогоплательщику документ, дающий право на налоговую льготу, тодействие такого лица должно рассматриваться как должностное, а не налоговоеправонарушение. Наоборот, действия налогоплательщика, направленные нанеправомерное освобождение от уплаты налога, должны квалифицироваться каксоответствующие налоговые правонарушения.
3) Объективная сторона налогового правонарушения —представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть егофизическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощьюорганов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристикупротивоправного деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, какимспособом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (тоесть по способу ее законодательного описания) все составы налоговыхправонарушений подразделяются на:
а) Материальные, объективная сторона которых представляетсобой единство трех элементов: противоправности, наличия негативных последствийи причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативнымипоследствиями. Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в моментнаступления вредных последствий. К материальным составам относится, например,неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора;
б) Формальные, момент окончания которых непосредственно несвязывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания такихправонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НКРФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределамиобъективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют. Кформальным относится, например, нарушение срока постановки на учет в налоговоморгане.
4) Субъективная сторона налогового правонарушения образуетего психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению кобъективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторонахарактеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную ссовершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционныйподход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя.
Согласно Российскому законодательству о налогах и сборахвиновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившеепротивоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно,если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий(бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредныхпоследствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным понеосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправногохарактера своих действий (бездействия) либо вредный характер этих действий(бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Необходимо учитывать, что организация не может действоватьсамостоятельно, поэтому вина организации в совершении налогового правонарушенияопределяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей,действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Если должностное лицо организации намеренно исказилоналоговую отчетность, то данные действия будут рассматриваться как умышленнаяфальсификация документов, совершенная их должностным лицом.
Состав налогового правонарушения как логическая и нормативнаяконструкция имеет важное теоретическое и практическое значение в финансовомправе, выражающееся в следующем:
1) Он призван описать только юридически важные признакиналогового правонарушения, абстрагироваться от случайных, незакономерных инесущественных его черт.
2) Состав налогового правонарушения выступает юридическимоснованием налоговой ответственности.
3) С его помощью возможно дифференцировать одни налоговыеправонарушения от других, а также от смежных видов правонарушений.
1.3 Условия наступленияответственности
Основанием привлечения кответственности, как отмечалось ранее, является совершение налоговогоправонарушения, т.е. должны быть установлены все элементы правонарушения,образующие объективную и субъективную стороны, а также свидетельствующие оналичии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя быодного из названных элементов исключает привлечение лица к ответственности.
Основываясь на общихправовых принципах привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательствопредусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершениеналогового правонарушения:
1) Основания и порядокпривлечения к данной ответственности предусмотрены только в Налоговом кодексеРоссийской Федерации.
2) Не допускаетсяповторное привлечение к ответственности за совершение того же налоговогоправонарушения.
3) Налоговаяответственность физических лиц, предусмотренная Налоговым кодексом РоссийскойФедерации, наступает только за те деяния, которые не содержат признаков составапреступления, перечисленных в уголовном законодательстве.
4) Привлечение кответственности юридических лиц за налоговые право нарушения не исключаетадминистративной, уголовной или иной ответственности их руководителей.
5) Привлечение кответственности не освобождает виновных лиц от обязанности уплатитьпричитающиеся суммы налога.
6) Налоговым кодексомРоссийской Федерации предусмотрена презумпция невиновности. Обязанности подоказыванию вины и иных обстоятельств, свидетельствующих о совершении налоговогоправонарушения, возлагаются на налоговые органы. Всяческие сомнения толкуются впользу налогоплательщика.
Виновнымв совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившеепротивоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Винаорганизации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимостиот вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие)которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Налоговоеправонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее,осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либосознательно допускало наступление вредных последствий таких действий(бездействия).
Налоговоеправонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, егосовершившее, не осознавало противоправного характера своих действий(бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этихдействий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Лицо не может быть привлеченок ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя быодного из следующих обстоятельств:
1)Отсутствие события налогового правонарушения;
2)Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
3)Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическимлицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4)Истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершениеналогового правонарушения.
Обстоятельствами,исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1)Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствиестихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств(указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов,публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися вспециальных средствах доказывания);
2)Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения,налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения всостоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действияхили руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельствадоказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу,содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершеноналоговое правонарушение);
3)Выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом)письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по инымвопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либонеопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченныморганом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа)в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются приналичии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержаниюотносящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговоеправонарушение, независимо от даты издания такого документа).
4)Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом,рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налоговогоправонарушения.
Нарядус обстоятельствами, исключающими привлечение лица к ответственности, налоговоезаконодательство устанавливает смягчающие ответственность обстоятельства иотносит к ним следующие:
1)Совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейныхобстоятельств;
2)Совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силуматериальной, служебной или иной зависимости;
3)Иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признанысмягчающими ответственность.
Нарядусо смягчающими ответственность обстоятельствами в налоговом законодательствепредусмотрено обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно — совершениеналогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности зааналогичное правонарушение. Причем лицо, с которого взыскана налоговая санкция,считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления всилу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Данныеобстоятельства, как смягчающие, так и отягчающие ответственность лица,устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговоеправонарушение.
Лицоне может быть привлечено к ответственности за совершение налоговогоправонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня послеокончания налогового периода, в течение которого было совершено этоправонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственностиистекли три года (срок давности).
Исчислениесрока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется вотношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и122 Налогового Кодекса РФ.
Исчислениесрока давности со следующего дня после окончания соответствующего налоговогопериода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренныхстатьями 120 и 122 Налогового Кодекса.
Течениесрока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо,привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активнопротиводействовало проведению выездной налоговой проверки, что сталонепреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органамисумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Течениесрока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со днясоставления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 Налогового Кодекса. Вэтом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляетсясо дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведениювыездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выезднойналоговой проверки.
Физическое лицо можетбыть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с16-летнего возраста

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Материальная(финансовая) ответственность
В соответствии со статьёй112 Налогового Кодекса РФ финансовые санкции являются мерой ответственности заналоговое правонарушение и применяются в виде денежного взыскания (штрафов ипени). Финансовую ответственность можно назвать ближайшимисторическим предшественником налоговой ответственности, котораяпредусматривалась прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Сам термин«финансовая ответственность» в этом законе не фигурирует. Однако онвстречается в ряде постановлений Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговымспорам, широко используется в письмах Государственной налоговой службы РФ. Вряде проектов Налогового кодекса также употребляется именно этот термин. Причинав том, что налоговое законодательство долгое время рассматривалось только вкачестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за егонарушение являлась также финансовой ответственностью. Недаром этот термин такжеиспользуется применительно к другим правонарушениям в финансовой сфере,регулируемой банковским законодательством, законодательством о валютномрегулировании и т.д. Утверждение понятия «налоговая ответственность»свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большуюсамостоятельность.
Финансоваяответственность несёт в себе элементы административной и уголовнойответственности. Поэтому, говоря об административной и уголовнойответственности в сфере налоговых правоотношений, следует иметь в виду, чтоданные нормы административной и уголовной ответственности, предусмотренные всоответствующих разделах законодательства, являются мерами финансовойответственности.
За сокрытие или занижениедохода (прибыли):
— Взыскание всей суммысокрытого или заниженного дохода (прибыли), либо суммы налога за иной сокрытыйили неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы.
— Штраф в двукратномразмере при повторном нарушении и взыскание соответствующей суммы.
— Штраф в 5-ти кратном размересокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли) при установлении судом фактаумышленного сокрытия или занижения дохода (прибыли) по иску налогового органаили прокурора.
Отсутствие учета объектовналогообложения:
— Штраф в размере 10процентов доначисленных сумм налога.
Задержка уплаты налога:
— Пеня в размере 0,3процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная сустановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если закономне предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщикаот других видов ответственности.
Непредставление или несвоевременноепредставление в налоговыйорган документов,необходимых для исчисления, а также для уплаты налога:
— Штраф в размере 10процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
В тех случаях, когданалогоплательщик в установленные сроки представил в налоговый орган расчеты поналогам и платежам, а затем в связи с самостоятельным выявлением ошибок, врезультате которых в бюджет не были или не полностью уплачены суммы налогов, внессоответствующие исправления до проверки налоговым органом в бухгалтерскуюотчетность и в расчеты по налогам, финансовые санкции, предусмотренныеподпунктом «б» статьи 13 Закона РФ №2119-1 «Об основах налоговойсистемы в РФ», не применяются.

2.2 Административнаяответственность
Так как некоторымифинансовыми правонарушениями могут быть также нарушения в сфере налоговогозаконодательства (в частности, «Нарушение сроков постановки на учет вналоговом органе» соответствует статье 118 Налогового Кодекса РФ и статье15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях; «Нарушение сроковпредоставления налоговой декларации» — статья 15.5 Кодекса обадминистративных правонарушениях и статья 119 Налогового Кодекса РФ и т.д.), тоодним из видов ответственности за налоговые правонарушения становится такжеадминистративная.
Административнаяответственность – один из видов юридической ответственности, которая выражаетсяв применении уполномоченным на то органом или должностным лицомадминистративного взыскания к лицу, совершившему административноеправонарушение.
Физическое лицо не можетбыть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности втом случае, если налоговая и административная ответственность наступают врезультате совершения одного и того же нарушения, то есть когда совпадаетсостав правонарушений, предусмотренных налоговым и административнымзаконодательством. Налоговые правонарушения, влекущие за собой административнуюответственность можно разделить на 4 группы, в зависимости от субъекта административнойответственности.
Первую группу в этойклассификации составляют налоговые правонарушения, за совершение которых кадминистративной ответственности привлекаются только должностные лицапредприятий, организаций, учреждений — виновные в сокрытии (занижении) прибыли (дохода);сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; отсутствии бухгалтерскогоучета или ведении его с нарушением установленного порядка; искажениибухгалтерских отчетов; непредставлении, несвоевременном представлении илипредставлении по неустановленной форме бухгалтерской отчетности и другихдокументов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.
В первой группеправонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения, повлекшие недоплатуналогов; правонарушения, связанные с ведением бухгалтерского учета;правонарушения, связанные с представлением документов, необходимых для исчисленияи уплаты налогов.
Вторую группуправонарушений образуют налоговые правонарушения, за совершение которых кадминистративной ответственности привлекаются только граждане — виновные внарушении законодательства о предпринимательской деятельности; осуществлениизапрещенной предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или веденииего с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременномпредставлении декларации о доходах; включении в нее искаженных данных.
Во второй группеправонарушений выделены 3 подгруппы: правонарушения в областипредпринимательской деятельности; правонарушения, связанные с нарушением учетадоходов; правонарушения, связанные с предоставлением декларации о доходах.
В третью группу входятналоговые правонарушения, за совершение которых к ответственности привлекаютсятолько руководители кредитных организаций — виновные в открытии банковскогосчета налогоплательщику без предъявления им документа о постановке на налоговыйучет; несообщении в установленный срок налоговому органу об открытии счетаналогоплательщику; задержке исполнения поручений налогоплательщиков по перечислениюналогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды и в использовании этих сумм вкачестве кредитных ресурсов.
Четвертую группуправонарушений составляют налоговые правонарушения, за совершение которых кадминистративной ответственности привлекаются как граждане, так и должностныелица предприятий, организаций, учреждений — виновные в нарушении порядкауправления в сфере налоговых отношений; нарушении предоставленным налоговойполиции и налоговым инспекциям прав, в частности права обследования (с соблюдениемсоответствующих правил) любых используемых для извлечения доходов либосвязанных с содержанием объектов налогообложения помещений предприятий,организаций, учреждений и граждан, на должностных лиц предприятий, учреждений иорганизаций.
Рассмотрение дел о данныхадминистративных правонарушениях производится органами Госналогслужбы России посведениям, предоставляемым коммерческими банками, осуществляющими проверкисоблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовыхопераций и условий работы с денежной наличностью.
2.3 Уголовнаяответственность
Уголовная ответственностьнаступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовнымзаконодательством. Уголовные правонарушения в сфере налоговых отношений иначеназываются налоговыми преступлениями. Данные правонарушения, а также санкции заих совершение, предусмотрены уголовным законодательством.
Основанием уголовнойответственности является совершение деяния, содержащего все признаки составапреступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ. Достаточное основание длянаступления уголовной ответственности — наличие в совершенном общественноопасном деянии состава преступления. Уголовно — правовая теория под составомпреступления понимает совокупность объективных и субъективных признаков,характеризующих в уголовном законе общественно опасное деяние как преступление.
Уголовной ответственностиподлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнеговозраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во времясовершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, тоесть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своихдействий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психическогозаболевания.
Основные виды наказаний,применяемых при налоговых правонарушениях, подпадающих под действие УголовногоКодекса РФ:
1) Лишение свободы наопределенный срок. Данная мера применяется исключительно к физическим лицам изаключается в заключении лица, совершившего налоговое правонарушение, висправительно-трудовое учреждение на определённый срок в соответствии с уголовно- исполнительным Кодексом РФ.
2) Арест – это видуголовного наказания, заключающийся в содержании совершившего правонарушение иосуждённого лица в условиях строгой изоляции от общества (в арестных домах).Военнослужащие, совершившие правонарушения, за которые им было назначенонаказание в виде ареста, отбывают его на гауптвахтах. Нормы ареста в отношениифизических лиц не применяются, в связи с тем, что, по состоянию на конец 2009года в Российской Федерации нет ни одного арестного дома, хотя первые из нихдолжны были появиться ещё в 2006 году.
3) Лишение правазаниматься определённой деятельностью и занимать определённые должности. Данныйвид наказаний применяется в отношении государственных служащих, сотрудниковзаконодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти РФ ипрочих физических лиц, которые в силу занятия своей деятельностью или заниманияими определённых постов могут осуществлять противозаконные действия вопределённых сферах, в которых не могут осуществлять противозаконные действиядругие граждане РФ, которые не занимают определённых постов или не занимаютсяопределённой деятельностью.
Всего существует четырестатьи Уголовного кодекса, непосредственно устанавливающие уголовнуюответственность за налоговые преступления:
1) Статья 198. Уклонениеот уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.
2) Статья 199. Уклонениеот уплаты налогов и (или) сборов с организации.
3) Статья 199.1.Неисполнение обязанностей налогового агента.
4) Статья 199.2. Сокрытиеденежных средств либо имущества организации или индивидуальногопредпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или)сборов.
С 01.01.2010 годапоявилась и иная возможность (долгое время, а точнее с 2003 года,отсутствовавшая в нашем уголовном и налоговом праве), которую следуетоднозначно отнести к мерам по декриминализации сферы неуплаты налогов.
Согласно поправкам,внесенным в Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы и Закон «Омилиции» Федеральным законом от 29 декабря 2009 года N 383-ФЗ добровольнаяуплата начисленных сумм, на определенных стадиях процесса, освобождает отуголовной ответственности.
С 11.12.2003 года по01.01.2010 года — добровольная уплата начисленных сумм налогов (сборов),штрафов и пени – не освобождала от уголовной ответственности.
До 11.12.2003 годаосвобождалось от уголовной ответственности лицо, способствовавшее раскрытиюналогового преступления и полностью возместившее причиненный ущерб.
С 01.01.2010 годаналоговые органы, проведя налоговую проверку правильности исчисления налогов(сборов) и обнаружив размер недоимки (задолженности) в размере которыйпозволяет предполагать совершение налогового преступления, должны, как и ранеенаправить плательщику Требование об уплате налогов (сборов).
Естественно, чтоТребование выставляется уже после вынесения решения по результатам проверки.
В отличие от порядкадействовавшего до 01 января 2010 года, Требование обязательно должно содержатьпредупреждение плательщика, об обязанности налогового органа направитьматериалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовногодела, в случае если сумма задолженности, а также штрафы и пени не будут уплаченыв полном объеме, в установленный срок.
Если в течение 2 месяцевсо дня истечения срока исполнения Требования об уплате налога (сбора),плательщик уплатит все начисленные суммы налогов, штрафов и пени, то налоговыйорган не будет направлять материалы в органы внутренних дел.
налоговыйправонарушение материальный уголовный ответственность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной курсовойработе я изучал тему «Нарушение налогового законодательства иответственность за его нарушение». Ответственность за нарушение налоговогозаконодательства разнообразна и зависит от состава правонарушения.
Таким образом, существуюттри типа ответственности за налоговое правонарушение: административная,материальная (её также называют финансовой) и уголовная. Все три вида ответственностиназначаются в соответствии с определенными нормативно-правовыми актами РФ, закаждое из правонарушений полагается определённая ответственность.
Также, за некоторыеправонарушения могут налагаться одновременно несколько видов ответственности. Кпримеру, некий чиновник вовремя не предоставил сведения, которые былинеобходимы для составления проекта бюджета области или АО. В таком случае, всоответствии со статьёй 292 Бюджетного кодекса РФ на него будет наложеноодновременно два вида ответственности: административный – в виде штрафа иналоговый – в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении Бюджетного кодекса.Такое правонарушение является административно — налоговым и называется сложнымправонарушением.
В данной курсовой работебыли изучены три типа ответственности за налоговые правонарушения. Также былизучен состав налогового правонарушения и условия наступления ответственностиза него. Таким образом, тему курсовой считаю раскрытой, поставленную задачу –выполненной.

ЛИТЕРАТУРА
Нормативные материалы
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. [Текст]: М.:Феникс, 2007. – 320 с.
2. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах,исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». [Текст]:Новосибирск.: Сибирское университетское издательство, 2007. – 32 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях [Текст]: М.: Омега-Л, 2010. – 352 с.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая ивторая. [Текст]: М.: Норма, 2009. – 389 с.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: М.:Омега-Л, 2009. – 153 с.
Основная литература
6. Брызгалин А.В. Виды налоговых правонарушений: теория ипрактика применения [Текст] / Под ред. А.В. Брызгалина. – М.: Налоги ифинансовое право, 2004. – 304 с.
7. Берник В.Р. Налоговый контроль и производство по делам оналоговых правонарушениях [Текст] / Под ред. Берник Р.В. – М.: Феникс, 2007 –354 с.
8. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теориии практики [Текст] / Под ред. Д.В. Винницкого. — СПб.: Юридический центр Пресс,2007. – 305 с.
9. Грачева Е.Ю. Финансовое право [Текст] / Под ред. Е.Ю.Грачева. — М.: Юрист, 2008. – 384 с.
10. Гуреев В.И. Российское налоговое право.[Текст] / Под ред.Гуреева В.И — М.: Экономист, 2004. – 384 с.
11. Крохина Ю.А. Налоговое право [Текст] / Под ред. Ю.А.Крохина. — М.: Юрайт-издат, 2008. – 429 с.
12. Поляк Г.Б. Налоговое право [Текст] / Под ред. Г.Б.Поляка.- М.: Юнити-дана, 2007. – 271 с.
13. Пепеляев С.Г. Налоговое право России [Текст] / Под ред.С.Г. Пепеляева. – М.: Высшее образование, 2004. – 304 с.
14. Петрова, Г.В. Финансовое право [Текст] / Под ред. Г.В.Петрова. — М.: ТК Велби, 2006. – 280 с.
15. Рябова П.В. Арест как вид уголовного наказания:уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты [Текст] / Под ред. РябовойП.В. — М.: Норма, 2009. – 177 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.