1. Теоретическаячасть 1.1 Современное состояние института налогового права
Отношения и социальныесвязи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении ивзимании налогов, регулируются правовыми нормами, образующими в совокупностиподотрасль (правовой институт) финансового права – налоговое право.
Система этих нормнаходит свое закрепление в нормативно-правовых актах органов государственнойвласти различного уровня и органов местного самоуправления.
Налогово-правовая норма– это общеобязательное правило поведения в сфере налоговых правоотношений,установленное в определенном порядке и санкционированное компетентнымгосударственным органом, соблюдение которого обеспечивается в необходимыхслучаях силой принуждения государства.
Налоговая нормапредусматривает основания возникновения, изменения и прекращения налоговыхправоотношений. Без налоговой нормы обязанность уплаты налога не можетсчитаться законно установленной и не влечет для участников налоговыхправоотношений никаких юридических последствий.
Таким образом,предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихсямежду государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления,введения и взимания налогов.
Основной чертой методарегулирования налоговых отношений выступают государственно-властные(централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговыхотношений со стороны других, выступающих от имени государства (методсубординации).
Однако применение вналоговом праве преимущественно императивного способа не исключаетиспользования рекомендаций, согласований и права выбора в поведенииподчиненного субъекта-налогоплательщика (метод координации). Так, налоговыеорганы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательствомРоссии, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения.Кроме того, частичная диспозитивность поведения подчиненной стороны –налогоплательщика -проявляется и в его возможности формировать свою налоговуюполитику.
С учетомвышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налоговогоправа.
Налоговое право –система финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения поустановлению, введению и взиманию налогов путем императивного метода воздействияна соответствующие субъекты с элементами диспозитивности.
По словам К. Вельского,нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в областиуправления государственными финансами (К. Вельский. Финансовое право. – М.:Юристъ. 1994. С.7). Это свидетельствует о том, что налоговое право являетсясоставной, хотя и относительно обособленной, частью финансового права.
По мнению специалистовв области отечественного налогового права (К. Вельского, В. Гуреева, А.Козырина, И. Кучерова, С. Пепеляева, Н. Химичевой, Д. Черника и других), внастоящее время институт налогового права является развивающимся правовымобразованием, которое формируется в самостоятельную подотрасль финансовогоправа.
От налогового права какправового института необходимо отличать налоговое право как научную и учебнуюдисциплину.
Наука налогового правав настоящее время только формируется, ее становление – вопрос ближайшегобудущего, это закономерный процесс получения новых знаний об изучаемомпредмете, систематизации существующих категорий, выводов и суждений о налоговыхявлениях.
Вопрос о месте налогового права вотечественной системе права в настоящее время является дискуссионным.Определение места налогового права в системе российского права - это нетолько теоретическая проблема. Она имеет большое практическое значение, так какот правильного ее разрешения зависит полнота правового регулированияналогообложения, его законность и справедливость, защита прав и законныхинтересов налогоплательщиков, а это фактически все трудоспособное населениестраны.
Некоторые авторы выделяют налоговоеправо в самостоятельную отрасль права, основываясь на обособленности предмета иметода правового регулирования. Такой точки зрения придерживаются такие авторы,как Петрова Г., Пепеляев С.Г., Юткина Т.Ф., Черник Д.Г.Свою позицию указанные авторы аргументируют следующим образом.
Отрасль права - это совокупностьоднородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу)общественных отношений. Отрасль права - это явление объективное, толькообъективная необходимость предрешает выделение отрасли права, а законодательлишь осознает и оформляет эту потребность. Для образования самостоятельнойотрасли права имеют значение следующие условия:
1) степень своеобразия тех илииных отношений;
2) их удельный вес;
3) невозможность урегулироватьвозникшие отношения с помощью норм других отраслей;
4) необходимость примененияособого метода регулирования.
Налоговые отношения своеобразны, ихудельный вес в системе финансового права достаточно велик. В настоящий моментналоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы ипринципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговыхорганов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актовво главе с НК РФ.
Кроме того, налоговое право имеетсвой метод правового регулирования. Как видим, налоговое право отвечает всемуказанным выше требованиям, поэтому оно является самостоятельной отрасльюотечественного права.
Таким образом, продолжают указанныеавторы, можно дать определение налогового права.
Налоговое право - этосовокупность правовых норм, которая регулирует общественные отношения в сференалогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбораналогов и иных общественных обязательных платежей, организацией ифункционированием системы органов налогового регулирования и налоговогоконтроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Противоположной точки зрения поповоду места налогового права в российской правовой системе придерживаютсятакие авторы, как Воронова Л., Химичева Н., Бельский К.,которые, рассматривая налоговое право в качестве финансово-правого института,включают его в раздел финансового права, посвященный регулированию государственныхдоходов.
К. Бельский отмечает, что нормыналогового права в основном определяют поведение субъектов в области управлениягосударственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговоеправо является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленнойчастью финансового права.
Конечно, утверждают эти авторы,налоговое право на сегодняшний день имеет довольно высокий уровеньобособленности, что дает основание говорить о формировании самостоятельнойотрасли российской правовой системы. Институт налогового права стал насовременном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось всамостоятельную подотрасль финансового права.
Однако говорить о том, что налоговоеправо - это самостоятельная отрасль права, еще рано, так как отношения всфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельностигосударства по поводу планомерного формирования централизованных идецентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В товремя как перераспределительная деятельность государства охватывает болееширокий сектор и включает в себя также отношения по распределению ииспользованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей жесовокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений,которая традиционно является предметом регулирования права финансового. Можнозаключить, что отношения в сфере налогообложения - это совокупностьотношений, являющихся частью финансово-правовых отношений.
Из всего вышесказанного, продолжаютсвое размышление указанные авторы, можно сделать вывод, что налоговоеправо - подотрасль финансового права со своей системой правовых норм(институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению ивзиманию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществленияналогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершениеналогового правонарушения.
Налоговое право как отрасль прававходит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляетсобой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм,объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования,принципов и методов такого регулирования.
Нормы налогового права группируются вдве части - Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включаетв себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогови сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений,регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращенияобязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительногоисполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, атакже способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Общая часть налоговогоправа представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта1991 г. N 943-I «О налоговых органах РоссийскойФедерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актамизаконодательства о налогах и сборах. В части первой НК РФсистематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросыналогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерациии совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Часть первая НК РФ являетсяосновополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важныеположения об организации и осуществлении налогообложения в России, состоит из 7разделов, 20 глав и 142 статей.
Раздел I. Общие положения(состоит из 2 глав и 18 статей).
Раздел II. Налогоплательщики иплательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговыхправоотношениях (состоит из 2 глав и 11 статей).
Раздел III. Налоговые органы.Органы налоговой полиции. Ответственность налоговых органов, таможенныхорганов, органов налоговой полиции и их должностных лиц (состоит из 2 глав и8 статей).
Раздел VI. Общие правилаисполнения обязанности по уплате налогов и сборов (состоит из 6 глав и 42статей).
Раздел V. Налоговая отчетность иналоговый контроль (состоит из 2 глав и 26 статей).
Раздел VI. Налоговыеправонарушения и ответственность за их совершение (состоит из 4 глав и 31статьи).
Раздел VII. Обжалование актовналоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц (состоит из 2глав и 6 статей).
Особенная часть налогового прававключает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. Внастоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую(Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляетсобой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов иподзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режимналогообложения конкретными видами налогов.
1.2 Правовая характеристика налоговыхпроверок
Налоговаяпроверка является основной формой налогового контроля.
Налоговуюпроверку можно определить как совокупность контрольныхдействий налогового органа по документальной и фактической проверке законностиисчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками иналоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организациинезависимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формысобственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результатыналоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения,взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.
НКРФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только трикалендарных года деятельности налогоплательщика, непосредственнопредшествовавшие году проведения проверки. Таким образом устанавливаютсядавностные ограничения при определении периода деятельности налогоплательщика,который может быть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещаетсяпроводить проверки налоговых периодов текущего календарного года. Судысвязывают отсчет трехлетнего срока с годом начала проведения проверки, а не сгодом принятия решения о ее проведении или же с годом окончания проверки. Приэтом началом проведения проверки является момент вручения налогоплательщикурешения на проведение выездной налоговой проверки.
Трехлетнийсрок для проведения налоговых проверок выбран не случайно; он корреспондируеттрехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности. Стрехлетним сроком налоговой проверки связан и подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ,предусматривающий обязанность налогоплательщика в течение четырех летобеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов,необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающихполученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) иуплаченные (удержанные) налоги.
Поместу проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные.Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в товремя как выездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на еготерритории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвестиконтрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуетсяназначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамкахкамеральной проверки недопустимо НК РФ выделяет также встречные налоговыепроверки – истребование и проверку у третьих лиц документов, относящихся кдеятельности проверяемого налогоплательщика. Она проводится в случаях, когданалоговому органу необходимо получить информацию о налогоплательщике, имеющуюсяу третьих лиц. Кроме того, в ходе встречных проверок сличается налоговая и инаядокументация проверяемого налогоплательщика и его контрагентов. В рамкахвстречной проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентовналогоплательщика только те документы, которые относятся непосредственно кналогоплательщику, но не к финансово-хозяйственной деятельности самогоконтрагента. К сожалению, налоговое законодательство не устанавливает формудокумента, оформляемого по результатам встречных проверок. Должностное лицоналогового органа вправе оформить результаты проведенной встречной проверки впроизвольной форме, в противном случае проведение встречной проверки было быбеспредметным.
Следуетподдержать позицию Ю.А. Крохиной о том, что не следует считать встречнуюпроверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ее назначениевозможно исключительно в рамках осуществления камеральной или выезднойналоговой проверки; таким образом, встречную проверку можно рассматривать как«один из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки».Точнее сказать, встречная проверка является составной частью выездной иликамеральной проверки. Именно поэтому сведения, полученные в результатевстречной проверки, включаются в акты соответствующих камеральных и выездныхпроверок.
Выездныеналоговые проверки могут быть первичными и повторными. По общему правилупроведение повторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате илиуплаченным за уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФназывает два исключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверкапроводится в связи с реорганизацией или ликвидациейорганизации-налогоплательщика. Во-вторых, когда повторная проверка проводитсявышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налоговогооргана, проводившего проверку первоначально.
Постановлениео проведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностьюнижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержатьссылки на обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки.Отсутствие таких указаний в решении должно повлечь признание его незаконным.При назначении повторной проверки руководитель вышестоящего налогового органавправе включать в число проверяющих и должностных лиц подведомственных ему (тоесть нижестоящих) налоговых органов. Главное, чтобы в числе таких лиц неоказались работники налоговой инспекции, участвовавшие в первоначальнойналоговой проверке.
Налоговаяпроверка, проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собойпроверку, проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить за нимнадлежащий контроль. Суды неоднократно указывали на недопустимость ставитьцелью повторной проверки не контроль за нижестоящим налоговым органом, апорядок исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком, то есть егофинансово-хозяйственную деятельность.
Выезднаяналоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Еслипроверка охватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов исборов, она именуется комплексной. Если речь идет о проверке правильностиисчисления и уплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.
Влитературе выделяют сплошные и выборочные налоговые проверки. В ходе сплошнойпроверки налоговым органом исследуется вся документация налогоплательщика завсе налоговые периоды, охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагаетанализ отдельных налоговых (отчетных) периодов или части документовналогоплательщика.
Взависимости от метода проведения налоговые проверки могут быть документальными ифактическими. В первом случае непосредственным предметом проверки и источникомполучения сведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором– имущество налогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемоепутем обследования, инвентаризации, экспертизы. На практике фактическийналоговый контроль, как правило, является вспомогательным (дополняющим) поотношению к документальному.
Традиционноналоговые проверки классифицируют на плановые и внеплановые. Как правило,налоговые органы составляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговыхпроверок. Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации илиреорганизации организации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, впроцессе банкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и подругим основаниям.
Камеральнаяналоговая проверка проводится по месту нахожденияналогового органа на основе представленных налогоплательщиком налоговыхдеклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, атакже других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся уналогового органа. Камеральная проверка осуществляется уполномоченнымидолжностными лицами налогового органа в соответствии с их служебнымиобязанностями без какого-либо специального решения руководителя налоговогооргана.
НКРФ ограничивает проведение камеральной проверки трехмесячным сроком, продлениекоторого не допускается. Исчисление срока начинается со дня представленияналоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплатыналога. Проведение камеральной налоговой проверки за пределами трехмесячногосрока само по себе не служит основанием для освобождения налогоплательщика отуплаты недоимки и пеней, то есть этот срок не является пресекательным.
Главнымобъектом камеральной проверки выступает налоговая декларация – письменноезаявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах,источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другиеданные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларацияпредставляется в установленные сроки каждым налогоплательщиком по каждомуналогу, подлежащему уплате. При этом налогоплательщик обязан представитьналоговую декларацию вне зависимости от начисления налога по такой декларации,то есть обязанность по представлению налоговой декларации прямо не связана с наличиемобъекта налогообложения. Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретногоналогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его отобязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду,если иное не установлено налоговым законодательством.
Выездныеналоговые проверки – наиболее сложная и эффективная форма налогового контроля.Большое значение здесь придается соблюдению установленных законом ограничений,призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможного произволасо стороны государства. В качестве правовых гарантий для проверяемого лицаустановлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки,трехлетний давностный срок для проверки коммерческой деятельностиналогоплательщика, запрет на проведение повторных проверок, право наобжалование, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну ивозместить налогоплательщику ущерб, причиненный незаконными действиями.
Какуказал КС РФ, основное содержание выездной налоговой проверки – проверкаправильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления)одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основеизучения как документальных источников информации, так и фактического состоянияобъектов налогообложения (Постановление КС РФ от 16.07.2004 № 14-П).
Выезднаяналоговая проверка проводится на основании решения руководителя (егозаместителя) налогового органа. В решении указываются наименование налоговогооргана, номер решения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика, егоидентификационный номер; период финансово-хозяйственной деятельности, закоторый проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым онапроводится); Ф.И.О. и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в составпроверяющей группы; подпись должностного лица, вынесшего решение с указанием егоФ.И.О., должности и классного чина.
2. Ситуационная(практическая) часть
Задача 1. Налоговая инспекциявынесла решение о взыскании недоимки по единому социальному налогу и пеней наденежный средства налогоплательщика. Основанием к вынесению указанного решенияпослужило то обстоятельство, что филиал ОАО имеет недоимку по указанномуналогу, а требование об уплате налога в добровольном порядке не исполнено.Требование было направлено в адрес филиала. Филиал не исполнил требование обуплате налога, в связи с этим было принято решение об обращении взыскания наего денежные средства.
Определитеправомерность действий налоговой инспекции.
Ответ на задачу 1.
Статьями 45-48 Налогового кодексаРоссийской Федерации установлен порядок принудительного взыскания задолженностипо налогам, сборам и пеням, который применяется в случае неисполнения илиненадлежащего исполнения плательщиками налогов и сборов, а также налоговымиагентами обязанностей по уплате налогов (сборов) в бюджет.
Принудительное взыскание такойзадолженности с организаций производится в бесспорном порядке либо в судебномпорядке (в частности, при наличии условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 45и пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации). Взысканиенедоимки и пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Принудительное взысканиезадолженности по налогам, сборам и пеням обязательно предваряет направлениеналоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту) требования одобровольной уплате задолженности. Процедура бесспорного взыскания налоговыморганом задолженности с организаций предусматривает принятие решения обобращении взыскания на денежные средства, направление инкассового поручения кбанковским счетам организации на списание и перечисление в соответствующиебюджеты необходимых денежных средств, принятие решения об обращении взысканияна иное имущество организации.
Задача 2. Инспекция в связи собразовавшейся у общества задолженностью по налогам направила истцу требованияоб уплате недоимок, пени и штрафа. Поскольку общество не исполнило требованияналогового органа в установленные сроки, налоговая инспекция приняла решения овзыскании путем выставления инкассовых поручений в обслуживающие обществобанки. Также постановлением налоговой инспекции была взыскана задолженность засчет его имущества со ссылкой на недостаточность денежных средств на расчетныхсчетах. Общество обратилось в Арбитражный суд. Исковые требования обществомбыли обоснованы тем, что на момент вынесения постановления о взысканиизадолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам за счет его имуществаинкассовые поручения Инспекции не были отозваны. Таким образом, по мнению общества,был нарушен порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, предусмотренныйстатьями 46 и 47 НК РФ.
Укажите кто прав вуказанном споре.
Ответ на задачу 2.
В случае неуплаты илинеполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налогаисполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежныесредства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя в банках.
/>/>Взысканиеналога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счетаналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление вбюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетовналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя.
/>Решение овзыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании обуплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считаетсянедействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган можетобратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммыналога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев послеистечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенныйпо уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
/>/>Решениео взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней послевынесения указанного решения.
/>Вслучае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговомуагенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате егополучения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом исчитается полученным по истечении шести дней со дня направления заказногописьма.
/>Поручение налоговогооргана на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерациинаправляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, втечение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежитбезусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РоссийскойФедерации.
/>Поручениеналогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счетаналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, исумму, подлежащую перечислению.
/>Взысканиеналога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов,а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетовналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя.
/>Взысканиеналога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной суммеплатежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации,установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся навалютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органаодновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляетпоручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налоговогоагента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные спродажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика(налогового агента).
/>Непроизводится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налоговогоагента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличииуказанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечислениепо истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитногосчета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если кэтому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налоговогооргана на перечисление налога.
/>Поручениеналогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднееодного операционного дня, следующего за днем получения им указанногопоручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднеедвух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов,если это не нарушает порядок очередности платежей, установленныйгражданским законодательством Российской Федерации.
/>Принедостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в деньполучения банком поручения налогового органа на перечисление налога такоепоручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднееодного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления нарублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждоготакого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередностиплатежей, установленный гражданским законодательством РоссийскойФедерации.
/>Принедостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя или приотсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскатьналог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей47 настоящего Кодекса.
/>Привзыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и наусловиях, которые установлены статьей 76 настоящегоКодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налоговогоагента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках.
/>Положениянастоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременнуюуплату налога.
/>Положениянастоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом.
/>/>Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней иштрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации, индивидуального предпринимателя
/>Вслучае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса,налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счетналичных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании обуплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание всоответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
/>Взысканиеналога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя(заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трехдней с момента вынесения такого решения соответствующего постановлениясудебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Обисполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренныхнастоящей статьей.
/>/>Решение овзыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одногогода после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
/>/>Постановление овзыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:
/>1)фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа,выдавшего указанное постановление;
/>2)дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя)налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика илиналогового агента;
/>/>3)наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянногоместа жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя илиналогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращаетсявзыскание;
/>4)резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налоговогооргана о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налоговогоагента) — организации или индивидуального предпринимателя;
/>/>5)дату вступления в силу решения руководителя (заместителя руководителя)налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя;
/>/>/>6)дату выдачи указанного постановления.
/>Постановлениео взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя)налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
/>/>Исполнительныедействия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении,исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дняпоступления к нему указанного постановления.
/>Взысканиеналога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организацииили индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
/>1)наличных денежных средств и денежных средств в банках, на которые не былообращено взыскание в соответствии со статьей 46настоящегоКодекса;
/>/>2)имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров),в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений,легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
/>3)готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, неучаствующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия впроизводстве;
/>4)сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия впроизводстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и другихосновных средств;
/>5)имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжениедругим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если дляобеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты илипризнаны недействительными в установленном порядке;
/>6)другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личногопользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи,определяемого в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
/>Вслучае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами,налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с моментареализации имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика(налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя за счетвырученных сумм.
/>Должностныелица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имуществоналогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуальногопредпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога засчет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации илииндивидуального предпринимателя.
/>Положения,предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней занесвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренныхнастоящим Кодексом.
/>Положениянастоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имуществаплательщика сбора — организации или индивидуального предпринимателя.
/>Положения,предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налоговтаможенными органами с учетом положений, установленных Таможенным кодексом РоссийскойФедерации.
При взысканиинедоимки за счет имущества налогоплательщика существует угроза повторноговзыскания налога.
Так, отзыввыставленных к счету должника инкассовых поручений (ст. 46 НК РФ) не являетсянеобходимым условием для начала процедуры взыскания недоимки за счет иногоимущества налогоплательщика. Следовательно, акты налогового органа о взысканиинедоимки за счет иного имущества налогоплательщика, вынесенные до отзыва инкассовыхпоручений, не могут быть признаны недействительными (постановления ПрезидиумаВАС РФ от 19.07.05 № 853/05, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.02.07 №Ф08-158/2007-79А).
Выносяподобные решения, судьи считают налогоплательщиков застрахованными от двойноговзыскания налога. При этом они ссылаются на принципы взаимодействия налоговыхорганов и судебных приставов2. Так, получив от службы судебныхприставов копию постановления о возбуждении исполнительного производства,инспекция должна принять решение о приостановлении действия инкассовыхпоручений (бесспорное списание средств со счетов должника) и в тот же деньнаправить его в банк.
Не вызываетсомнения, что любые методические рекомендации налогового ведомства обязательныдля его сотрудников (см. письмо Минфина России от 16.06.06 № 03-06-04-04/24).Но вопрос, является ли этот факт абсолютной гарантией защиты интересовналогоплательщиков, остается открытым.
Задача 3. АО «Аргос» не смогловыполнить обязательств перед предприятием «Волговаз» по перевозке комплектующихдеталей для автомобилей и оказалось не в состоянии возместить убытки,понесенные предприятием «Волговаз» в связи со срывом поставок. Налоговаяинспекция, убедившись в невозможности АО «Аргос» внести соответствующий налог,подажа иск в суд с целью признания АО «Аргос» банкротом. Предприятие «Волговаз»также подало иск в суд с просьбой взыскать понесенные им убытки с АО «Аргос» впринудительном порядке. Дирекция АО «Аргос» подала в налоговую инспекциюзаявление с просьбой в качестве обеспечения уплаты налога принять в залогимеющиеся у АО товарно-материальные ценности.
Дайте юридическуюоценку действиям всех субъектов налоговых правоотношений в данной ситуации.Интересы какой организации будут удовлетворены в первую очередь?
Ответна задачу 3.
Юридическое лицо считаетсянеспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, еслисоответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течениетрех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Статья 12 ГК относит взысканиеубытков к способам защиты гражданских прав. Такой способ является наиболееуниверсальным видом ответственности в гражданском обороте, поскольку может бытьиспользован как при нарушении обязательств, возникающих из договора, так и привозмещении внедоговорного вреда. Он должен обеспечитьполучение именно той денежной суммы, на которую фактически был причинен ущерб, и,соответственно, поставить потерпевшую сторону в такое положение, как если быправо нарушено не было.
Как в случае со спорами в связис неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств, так и в случаепричинения вреда, истец должендоказать следующие обстоятельства:
1) противоправностьдействий (бездействия) ответчика;
2) факт иразмер понесенного ущерба;
3) причиннуюсвязь между действиями ответчика и возникшими убытками.
В случае, если истцомзаявлены убытки, связанные с ненадлежащим исполнением договора,необходимо установить, какие обязательства имелись у ответчика по данномудоговору и имело ли место их ненадлежащее исполнение. Однако, устанавливая этиобстоятельства, суд также должен оценить договор на его действительность изаключенность, поскольку только при наличии действительного и заключенногодоговора к ответчику может быть применена ответственность за неисполнениеобязательства в виде возмещения бытков.
Исходя из норм пункта 1 статьи 64Налогового кодекса РФ, отсрочка (рассрочка) – это перенос срока уплаты налогана срок, не превышающий одного года, с единовременной или поэтапной уплатойналогоплательщиком суммы задолженности.
При этом отсрочку (рассрочку) могутпредоставить как по одному, так и по нескольким налогам. Причем как в отношениивсей суммы налога, так и ее части (п. 3 ст. 64, п. 2 ст. 61 Налогового кодексаРФ).
Для того чтобы получить отсрочку(рассрочку), у АО «Аргос» должно иметься одно из оснований, перечисленных впункте 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ, а именно:
– причинен ущерб в результатестихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельствнепреодолимой силы;
– грозит банкротство в случаеединовременной выплаты ей налога либо в случае утверждения арбитражным судоммирового соглашения или графика погашения задолженности в ходе процедуры финансовогооздоровления.
Изменение срока уплаты налогов исборов может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства(п. 5 ст. 61 Налогового кодекса РФ).
налоговая проверка право
Список литературы
1. ДеминА.В. Налоговое право России: учебное пособие. — Красноярск: Юридическийинститут, 2006. — 462 стр.
2. ЕналееваИ.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. — М.: Юстицинформ, 2006. — 164стр.
3. Ялбулганова А.А. Налоговое право России в вопросах иответах. — Юстицинформ, 2007. — 183 стр.
4. Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ/>(принят ГД ФС РФ 16.07.1998)/> (ред. от 09.03.2010)