Контрольная работа
по уголовному праву
на тему
«Налоговые преступленияв сфере экономической деятельности»
2009
Содержание
Введение
1. Понятие и классификация преступлений в сфереэкономической деятельности
2. Налоговые преступления:понятие, предмет, основные аспекты
2. Виды налоговых преступлений
2.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов сфизического лица (ст. 198 УК РФ)
2.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов сорганизации (ст. 199 УК РФ)
2.2.1 Неисполнение обязанностейналогового агента (статья 1991 УК РФ)
2.2.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организацииили индивидуального предпринимателя, за счет которыхдолжно производиться взыскание налогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)
Заключение
Библиография
/>Введение
В современных условиях налоговые и связанныес ними иные экономические преступления приобретают все более массовый характер.Для экономической сферы в целом и системы налогообложения в частности в настоящеевремя характерны такие негативные явления как: низкая правовая дисциплина; непрекращающеесяумножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственныхопераций и других форм уклонения от уплаты налогов; значительная латентность преступленийи других правонарушений. В настоящее время проблема налогов в России переросла вкрупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Масштабыналоговой преступности в России выходят за тот критический уровень, когда угрозаэкономической безопасности государства становится суровой реалией.
Налоговая преступность органически взаимосвязанас рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательской деятельностью.Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности определяетсяи тем, что подобные преступления препятствуют плановому поступлению налогов и другихобязательных платежей в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование государственнойэкономики.
Это обусловливается не столько количествомсовершенных преступлений, сколько все возрастающим проникновением в сферу налогообложенияорганизованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементовна деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учрежденийи других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также глобальнымохватом и изощренным характером совершаемых преступлений.
Уклонение от уплаты налогов — такоеже старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило болееширокий размах и претерпело существенные качественные изменения, связанные с усложнениемналогового законодательства, усилением роли и влияния крупного бизнеса, углублениемпроцесса экономической интеграции и расширением хозяйственных связей различных секторов.
Не вызывает сомнения то, что четко выстроенноезаконодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия разноуровневыхнорм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению собираемости налогов,снижению числа налоговых правонарушений, более эффективной работе налоговых и судебныхорганов.[1]
/>1. Понятие и классификацияпреступлений в сфере экономической деятельности
Социальная опасность преступлений всфере экономической деятельности определяется негативными тенденциями, присущимиэкономической преступности на современном этапе. К их числу необходимо отнести:
1) степень ее распространенности: большинствосовершаемых в стране преступлений являются экономическими;
2) степень ее вредоносности: ущерб отэкономической преступности часто не поддается исчислению;
3) степень ее латентности, едва ли несамую высокую по сравнению с другими видами преступности;
4) значительные уровень рецидива и профессиональнойпреступности, а также высокий процент женской преступности и преступности высокообразованныхсубъектов;
5) высокую степень пораженности последнейпреступностью организованной;
6) отчетливо прослеживаемый коррупционныйхарактер экономической преступности;
7) транснациональную, международнуюокраску наиболее опасных разновидностей анализируемой преступности.
Глава 22 УК РФ[2]включает в настоящее время 35 статей, объединяющих гораздо большее количество составовпреступлений, учитывая простые и квалифицированные составы, а также то, что в некоторыхстатьях одновременно предусмотрено несколько самостоятельных составов преступлений(например, в статье 176 УК РФ). Исходя из названия главы, все включенные в нее преступныепосягательства совершаются в сфере экономической деятельности. [3]Очевидно,что последняя — это деятельность в экономике, которая может носить различный характер:быть деятельностью по созданию материальных благ или оказанию услуг, координацииразличных отраслей экономики, обеспечению нормального функционирования экономическихсубъектов и т.д.
Сознательно упрощая, можно определитьпреступление в сфере экономической деятельности как преступление, при совершениикоторого его субъект преследует незаконные экономические интересы, в том числе интересыкорыстные, либо стремится причинить вред законным экономическим интересам государства,общества, хозяйствующим субъектам или частным лицам.
Вопрос об объекте преступлений в сфереэкономической деятельности в уголовно-правовой науке решается неоднозначно. Хотявсе исследователи солидаризируются в том, что им выступают экономические отношения,содержание последних, а также подвергающийся негативным изменениям аспект этих отношенийопределяются по-разному. Превалирующей является точка зрения, согласно которой родовымобъектом преступлений в сфере экономической деятельности выступают общественныеотношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потреблениятоваров, работ и услуг.[4]Непосредственными объектами преступлений в сфере экономической деятельности служатконкретные экономические отношения, подвергающиеся изменениям от воздействия преступногопосягательства, предусмотренного одной из статей главы 22 УК РФ. Абсолютное большинстводиспозиций норм анализируемых преступлений законодатель отнес к числу бланкетных;для уяснения их сути в правоприменительной деятельности необходимо обращение к рядузаконодательных и иных нормативных актов других отраслей права — например, предпринимательского,банковского, таможенного, налогового, Преступления подразделяются в сфере экономическойдеятельности в зависимости от видового объекта на следующие группы:
посягательства на общественные отношения,основанные на Принципе свободы экономической деятельности (ст.169 УК РФ);
посягательства на общественные отношения,основанные на принципе осуществления экономической деятельности на законных основаниях(ст.171-172, 189, 191, 193 УК РФ);
посягательства на общественные отношения,на принципе добросовестной конкуренции (ст.178 УК РФ);
посягательства на общественные отношения,основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности (ст.176,177, 185, 1851, 190, 192, 194, 195, 197-1992 УК РФ);
посягательства на общественные отношения,основанные на принципе запрета заведомо криминальных форм поведения в экономическойдеятельности (ст.170, 173-175, 179, 181, 186-188 196 УК РФ).
В учебном процессе используются болеепростые виды классификации преступлений в сфере экономической деятельности. Ониносят условный характер. В таких классификациях чаще других выделяются следующиегруппы преступлений:
должностные экономические преступления(ст.169 170 УК РФ);
преступления в сфере предпринимательскойи банковской деятельности (ст.171-175, 178-180, 183, 184, 195-197 УК РФ);
преступления, посягающие на финансово-кредитныеотношения (ст.176, 177, 181, 185-187, 191-193 УК РФ);
таможенные и внешнеэкономические преступления(ст.188-190 194 УК РФ);
налоговые преступления (ст. 198-1992УК РФ).
/>2. Налоговыепреступления: понятие, предмет, основные аспекты
Налоговое преступление — это виновносовершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозойнаказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.Налоговую преступность как общественно-опасное явление нельзя назвать принципиальноновым для России, хотя существовавшее долгое время господство государственной собственностив экономике позволяло осуществлять перераспределение доходов вне налоговой системы.В период с начала 30-х до конца 80-х годов налоговые преступления носили эпизодическийхарактер и сводились главным образом к нарушению порядка уплаты налогов гражданами.Начавшиеся позже социально-экономические преобразования потребовали кардинальногоизменения налоговой системы. Поэтому в конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющиепорядок и условия уплаты налогов. Становление налоговой системы в России сопровождаетсязначительным ростом числа налоговых преступлений.
Подавляющее число налоговых правонарушенийсовершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличнымиденьгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличностьво вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществлениеналогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения.В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст.106 даноопределение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговоепреступление” и “налоговое правонарушение”.[5]
Любое преступление представляет собойправонарушение, поскольку первое относится ко второму, как частное к общему. В связис этим преступление должно обладать всеми основными признаками правонарушения. Этоотносится и к налоговым преступлениям. Налоговым правонарушением признается виновносовершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние(действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей.Из приведенного определения видно, что основные признаки налогового преступленияи налогового правонарушения совпадают (виновность, противоправность, ответственностьи т.д.). Однако, существенным отличием налогового преступления является его общественнаяопасность. Такого свойства лишено налоговое правонарушение. Имеется отличие и вформе реализации ответственности. Налоговое преступление влечет наказание, налоговоеправонарушение — “налоговую санкцию" (ст.114 Налогового кодекса). Важной особенностьюналогового преступления является то, что ответственность за его совершение можетбыть возложена только на физических лиц. Напротив, за совершение налогового правонарушенияответственность могут нести как физические лица, так и организации (ст.107 Налоговогокодекса). Согласно Налоговому кодексу привлечение организации к ответственностиза налоговое правонарушение не препятствует привлечению к ответственности должностныхлиц при наличии к тому оснований (п.4 ст.108). Что касается вины организации, тоона определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей,действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения(п.4 ст.110 Налогового кодекса)
Проблема предмета преступления в отечественнойнауке уголовного права до настоящего времени изучена недостаточно. Между тем егороль как самостоятельного признака состава преступления имеет важное самостоятельноетеоретическое и практическое значение.
Прежде всего, правильное установлениепредмета преступления необходимо для выяснения сущности объекта посягательства иего конкретизации. Именно из-за того, что вопрос о предмете налоговых преступленийне подвергался достаточно глубокому исследованию, в отечественном уголовном правебыли высказаны различные точки зрения относительно того, какие общественные отношенияявляются объектом налоговых преступлений. Например, по мнению Б.В. Яцеленко, объектомналоговых преступлений «являются общественные отношения, складывающиеся в сферефинансовой деятельности государства по поводу формирования бюджета»[6].
Н.Н. Полянский отмечал, что налоговымипреступлениями «нарушается деятельность различных органов управления, и вносятсязатруднения в различные отрасли их деятельности, а именно: налоговые деликты касаютсяфинансового ведомства и вносят затруднения в его деятельность по обложению граждани взиманию с них налогов»[7].
Такой разброс мнений возник потому,что не был своевременно решен вопрос о предмете налогового преступления. В отечественнойлитературе нет единства мнений о том, к какому признаку составов налоговых преступленийимеют отношение крупные и особо крупные размеры неуплаченных налогов и страховыхвзносов в государственные внебюджетные фонды. Некоторые авторы отождествляют размерынеуплаченных налогов и страховых взносов с размерами имущественного ущерба, причиняемогоналоговыми преступлениями, как последствия этих преступлений. Сторонники даннойточки зрения считают составы налоговых преступлений материальными. Другая группаавторов относит составы налоговых преступлений к числу формальных, что, на наш взгляд,совершенно верно. Вместе с тем они либо замалчивают вопрос о предмете налоговыхпреступлений вообще, либо признают размер неуплаченного налога составной частьюимущественного ущерба, причиняемого названными деяниями. Последнюю точки зренияразделил Пленум Верховного Суда РФ, который в известном постановлении 1998 годаразъяснил, что виновный в совершении налогового преступления признается возместившимущерб от преступления в том случае, если он заплатит государству сумму неуплаченныхналогов и страховых взносов, а также причитающиеся с них пени и штрафы. По нашемумнению, подобная позиция является, по меньшей мере, спорной. Пени и штрафы, налагаемыена лицо, уклоняющееся от уплаты налогов, не могут быть признаны составной частьюимущественного ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями, поскольку между ними деянием, совершаемым виновным, нет причинной связи.
Наиболее близкой нам представляетсяпозиция Н.А. Лопашенко, который к предметам налоговых преступлений относит налогии страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Вместе с тем нам представляетсясомнительной его позиция, касающаяся выделения предметов у различных форм налоговыхпреступлений. В частности, предметом уклонения от уплаты налога, совершенного путемвключения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, он считаетискаженные данные о доходах и расходах. А предметом уклонения от уплаты налога,совершенного путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данныхо доходах и расходах — бухгалтерские документы. По нашему мнению, декларации и бухгалтерскиедокументы являются средствами совершения налоговых преступлений.
Недостаточная активность научной общественностипо вопросу исследования предмета налоговых преступлений объясняется недостаточнымии противоречивыми результатами, полученными в ходе теоретического изучения данногопризнака состава преступления.
Один из наиболее известных специалистовподанной проблеме Н.И. Коржанский считал, что значительная часть преступлений можетбыть признана беспредметными, потому что их совершение не связано с непосредственнымвоздействием на материальные объекты. По мнению этого уважаемого автора, к числубеспредметных преступлений можно отнести лишь те, «которые содержат формальныесоставы и совершаются путем бездействия (невыполнение лежащей на субъекте отношениясоциальной обязанности), а также некоторые виды нарушения правил. Те преступления,которые имеют предмет посягательства (предметные), могут быть совершены только путемвоздействия на этот предмет. Нельзя совершить предметное преступление, ни на чтоили ни на кого не воздействуя». Нам представляется более убедительной позициятех авторов, которые считают, что беспредметных преступлений не существует, посколькуобщественные отношения всегда возникают по поводу каких-либо материальных явлений.
Утверждение Н.И. Коржанского о том,что предметное преступление не может быть совершено без воздействия на что-либоили кого-либо, тоже спорно. Его вывод основывается на предложенном им же определениипреступного воздействия. По его мнению, под преступным воздействием следует пониматьпредусмотренные уголовным законом действия, направленные на изменение общественныхотношений путем физического уничтожения или повреждения вещей (материальных объектов)либо путем определенного влияния на волю участников общественных отношений. Он считаетпреступное воздействие антиподом бездействия. Преступным воздействием может бытьпризнано не всякое действие, а лишь то, при котором субъект воздействует на кого-тоили что-то.
Общеизвестно, что в теории уголовногоправа существует две формы совершения преступного деяния — действие и бездействие.Понятие воздействия является относительно новым. В связи с этим возникает необходимостьвыяснения соотношения указанных понятий.
Воздействие определяется как «действие,направленное на кого-нибудь, что-нибудь с целью добиться чего-нибудь, внушить что-нибудь».Действие в данном словаре определено как проявление какой-либо деятельности, влияние,воздействие, поступки, поведение. С учетом предложенных определений понятие воздействияи действия можно соотнести как частное и общее. Всякое воздействие является действием,но не всякое действие является воздействием. «Деяние — действие, поступок».Таким образом, автор словаря не считает бездействие формой совершения деяния, таккак оно определяется им как «отсутствие деятельности». Следовательно,в данном случае использовать определения понятий, сформулированных в словаре русскогоязыка, для аргументации вывода о невозможности существования предметных преступлений,совершаемых путем бездействия, по нашему мнению, не совсем корректно. С учетом определенияпонятия деяние в науке уголовного права преступным воздействием следовало бы считатькак действие, так и бездействие, направленное на что-нибудь, кого-нибудь с цельюдобиться чего-нибудь, внушить что-нибудь.
Кроме того, необходимо отметить ещеи то, что в аргументах Н.И. Коржанского усматриваются и другие противоречия.
В частности, в классификации предметовпреступления он выделяет предметы у тех преступлений, которые имеют формальный состави могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Например, поего мнению, предметом вредительства (ст.69 УК РСФСР) является имущество.
Противоречие, имеющее место в данномслучае, состоит в том, что признание у вредительства предмета преступления в видеимущества не согласуется с утверждением названного автора о том, что у преступлений,имеющих формальный состав и совершаемых путем бездействия, не может быть предмета.[8]
Налоговые преступления имеют тоже свойпредмет. Прежде чем определять предмет налогового преступления, следует отметить,что в научной литературе существуют различные точки зрения по вопросу о предметепреступления.
А.А. Пионтковский практически отождествлялобъект и предмет преступления. В свое время он даже обращал внимание на излишнееувлечение авторами вопросами разграничения объекта и предмета преступления. В.Н.Кудрявцев считал, что предметом преступлений могут быть:
1) субъекты общественных отношений;
2) вещи как предпосылки общественныхотношений или форма закрепления общественных отношений;
3) действия участников общественныхотношений.
Н.И. Коржанский разделил позицию В.Н.Кудрявцева относительно первых двух возможных форм предмета преступления. Вместес тем он достаточно аргументировано, с нашей точки зрения, выразил свое несогласиеотносительно выделения в качестве самостоятельной формы предмета преступления действияучастников общественных отношений. Он совершенно справедливо указал на то, что присовершении преступления «виновный воздействует не на поведение, а на конкретноелицо, на его волю и сознание».
Таким образом, в качестве предмета преступлениямогут выступать участники общественных отношений и вещи как предпосылки общественныхотношений или как форма закрепления общественных отношений. С учетом вышеизложенного,для определения предмета налоговых преступлений следует решить вопрос об объектеналоговых преступлений.
Налоговые преступления являются многообъектнымипреступлениями. В качестве основного непосредственного объекта этих преступленийвыступают общественные отношения, существующие по поводу обеспечения уплаты и сбораналогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. В качестве дополнительногонепосредственного объекта названных преступлений выступают общественные отношенияпо поводу охраны прав собственности государства и государственных внебюджетных фондов.При посягательстве на основной непосредственный объект налоговых преступлений виновныйвоздействует на должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетныхфондов, которые представляют интересы государства. Следовательно, в этом случаеродовым предметом налоговых преступлений следует считать государство в лице должностныхлиц налоговых органов и (или) государственных внебюджетных фондов. В результатесовершения налогового преступления виновные, обманывая представителей государстваили злоупотребляя доверием, вводят в заблуждение их относительно имеющихся у нихправ и своих обязанностей. Значит, видовым объектом налоговых преступлений следуетпризнавать психику должностных лиц налогового органа и (или) государственных внебюджетныхфондов.[9]
При посягательстве на дополнительныйобъект налогового преступления виновный, опять же, используя обман и (или) злоупотребляядоверием, не передает имущество в виде налогов и страховых взносов в бюджеты и государственныевнебюджетные фонды, причиняя ущерб собственнику — государству. В этом случае в качестверодового предмета выступают вещи, а видовым предметом — деньги как форма выраженияналогов и страховых взносов.
Исходя из всего вышеизложенного, следует,что налоговые преступления являются многообъектными и многопредметными преступлениями.С учетом основного непосредственного объекта и соответствующего ему предмета преступлениярассматриваемый вид общественно опасных деяний следует отнести, по нашему мнению,к преступлениям против порядка управления.
В качестве предметов налоговых преступленийследует признать психику должностных лиц налогового органа и (или) государственныхвнебюджетных фондов, а также деньги как форма выражения налогов и страховых взносов.[10]
/>2. Виды налоговых преступлений 2.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физическоголица (ст. 198 УК РФ)
Предметом преступления выступают:
1) налоги;
2) сборы. И те, и другие подлежат уплатефизическими лицами.
Под налогом понимают обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативногоуправления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государстваи (или) муниципальных образований. В статье 198 УК РФ имеются в виду федеральныеи региональные налоги, которые уплачиваются физическими лицами, — акцизы, налогна доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых,налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.
Согласно статье 207 части второй НКРФ физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а такжеполучающие доходы от источников, расположенных в России, не являющиеся налоговымирезидентами последней, признаются налогоплательщиками налога на доходы физическихлиц. Объектом налогообложения по этому налогу выступает доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерациии (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихсяналоговыми резидентами России;
2) от источников в Российской Федерации- для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России.
При определении налоговой базы учитываютсявсе доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральнойформах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в видематериальной выгоды, определяемой в соответствии с налоговым законодательством.Налогоплательщиками единого социального налога согласно статье 235 НК РФ являютсяв том числе индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые таковыми,адвокаты.
Индивидуальные предприниматели, признаваемыепользователями недр, являются налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых(ст.334 НК РФ[11]).
Под сбором понимается обязательный взнос,взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условийсовершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местногосамоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическизначимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений(лицензий). Физические лица обязаны уплачивать, например, сборы за пользование объектамиживотного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, если ониполучают соответствующие лицензии (ст.333 НК РФ).
Объективная сторона заключается в уклоненииот уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, совершенном в крупном размере.
Под уклонением понимают невыполнениевиновным определенных норм налогового и иного законодательства, действия и бездействиелица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующиебюджеты и внебюджетные фонды.
Уголовно наказуемыми способами уклоненияот уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:
1) непредставление налоговой декларацииили иных документов, представление которых в соответствии с российским законодательствомо налогах и сборах является обязательным;
2) включение в налоговую декларациюили такие документы заведомо ложных сведений.
Налоговая декларация — это письменноезаявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источникахдоходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанныес исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщикомпо каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотреноналоговым законодательством.
Налоговая декларация представляетсяв налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажномносителе или в электронном виде не позднее 30 апреля года, следующего за истекшимналоговым периодом. В случае прекращения существования источников доходов до концаналогового периода налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию офактически полученных доходах в текущем налоговом периоде в пятидневный срок содня прекращения их существования. При прекращении в течение календарного года иностраннымфизическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению, и выездеего за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактическиполученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории России,должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территорииРоссийской Федерации (ст.229 НК РФ).
В налоговых декларациях физические лицауказывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговыевычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченныхв течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате(доплате) или возврату по итогам налогового периода. При этом налоговым периодомпризнается календарный год (ст.216 НК РФ).
Налоговая декларация подается такжепо налогу на добычу полезных ископаемых (ст.345 НК РФ).
Понятие иных документов, представлениекоторых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборахявляется обязательным, в законе не определено. Перечень этих документов зависитот вида налога или сбора. Так, в соответствии со статьей ЗЗЗ7 НК РФ индивидуальныепредприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии,не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговые органыпо месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользованиеобъектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченныхсборов.
Уклонение от уплаты налогов и (или)сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которыхв соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах являетсяобязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов)по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документыв соответствующий орган.
Включение в налоговую декларацию илииные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любыхне соответствующих действительности сведений, например о размерах доходов и налоговыхвычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д. В отличие от прежнейредакции статьи, закон ныне прямо устанавливает, что сведения должны быть заведомоложными, а не искаженными. Такая терминология является более привычной и понятнойв уголовном праве и подчеркивает наличие достаточных для криминализации деяния(криминалообразующих) признаков.[12]
Обязательным условием привлечения лицак уголовной ответственности является крупный размер уклонения. Его понятие данов примечании к статье. Признание уклонения крупным зависит от наличия несколькихфакторов:
временного — ее составляет сумма налогови (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд;
количественного — сумма должна бытьбольше ста или трехсот тысяч рублей;
долевого — доля неуплаченных налогови (или) сборов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Сочетание этих факторов позволяет выделитьдве разновидности крупного размера налогов и (или) сборов:
1) превышающая 300 тыс. рублей. Границав 300 тыс. рублей безусловно свидетельствует о совершении лицом налогового преступления,вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение (оно можетбыть и менее трех финансовых лет), и той доли, которую реально составляют эти 300тыс. от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате;
2) превышающая 100 тыс. рублей. В этомслучае, однако, необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовыхлет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате суммналогов и (или) сборов.
Преступление окончено с момента фактическойнеуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый периодв срок, Установленный налоговым законодательством.
Субъективная сторона характеризуетсяпрямым умыслом. Неумышленное совершение ошибок при расчете ставки налога или Залоговойбазы может быть наказано как налоговое правонарушение.
Субъектом выступает физическое лицо(гражданин России, лицо без гражданства, иностранный гражданин), имеющее облагаемыйналогом доход и обязанное уплачивать с него налоги и (или) сборы.
В части 2 ст. 198 УК РФ предусмотреноужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.
Уклонение лица от уплаты налога признаетсясовершенным в особо крупном размере, если:
сумма неуплаченных налогов и (или) сборовпревышает 1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходилоуклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогови (или) сборов, подлежащих уплате; или
сумма неуплаченных налогов и (или) сборовпревышает 500 тысяч рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалосьподряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборовпревышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Действия должностных лиц органов государственнойвласти и органов местного самоуправления, которые умышленно содействовали уклонениюот уплаты налогов и (или) сборов, квалифицируются как соучастие в этом преступлении,т.е. по статье 33 и соответствующей части статьи 198 УК РФ. Если при этом они действовалииз корыстной или иной личной заинтересованности, они привлекаются еще и за совершениедолжностных преступлений (ст.285, 290, 292 УК РФ).
/>2.2 Уклонение от уплатыналогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)
Нормативной базой к статье служат документы,указанные при анализе статьи 198 УК РФ.
Предметом преступления выступают:
1) налоги;
2) сборы. И те, и другие подлежат уплатеорганизациями. Налоговое законодательство таким образом определяет понятие организации:юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством, атакже иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования,обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательствоминостранных государств, международные организации, их филиалы и представительства,созданные на территории России (ст.11 НК РФ).
Общее понятие налога дано в комментариик статье 198 УК РФ-Предметом преступления по статье 199 УК РФ могут выступать, например:
федеральные налоги — на добавленнуюстоимость, на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезныхископаемых и др.;
региональные налоги — на имущество организаций,на недвижимость, налог с продаж и др.;
местные налоги — земельный налог и др.Понятие сборов разъяснялось в статье 198 УК РФ.
Объективную сторону преступления составляетуклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупномразмере.
Уголовно наказуемыми способами уклоненияот уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:
непредставление налоговой декларацииили иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах является обязательным;
включение в налоговую декларацию илитакие документы заведомо ложных сведений.
Ложные сведения могут содержаться вналоговых декларациях, которые подаются организациями, например, по налогу на прибыль,налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, бухгалтерскихи иных документах.
Уклонение от уплаты налогов с организациинаказуемо, если совершено в крупном размере и сумма неуплаченных налогов и (или)сборов превышает:
1,5 млн рублей, вне зависимости от времени,в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляетэта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
500 тыс. рублей. В этом случае необходимо,чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченныхналогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
По смыслу закона, уклонение от уплатыналогов и (или) сборов с организации может быть признано совершенным в крупном размерекак в случаях, когда сумма неуплаченного налога является крупной по какому-либоодному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма — результат неуплаты несколькихразличных налогов и (или) сборов.
Момент окончания преступления связываетсяс фактической неуплатой налогов и (или) сборов в определенный срок, установленныйНалоговым законодательством. Для разных видов налогов он разный.
Субъективная сторона характеризуетсяпрямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов. Субъектпреступления — специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены руководительорганизации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющиеих обязанности.
Лица, организовавшие преступление, предусмотренноестатьей 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершениюруководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иныхслужащих этой организации, либо содействовавшие совершенному преступлению советами,указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособникипо статье 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.
В части 2 ст. 199 УК РФ предусмотренодва квалифицирующих признака совершения деяния: а) группой лиц по предварительномусговору;
6) в особо крупном размере.
Специфика группы лиц, действовавшихпо предварительному сговору, здесь связана с тем, что в группу должно входить какминимум два лица, наделенных признаками специального субъекта.
Уклонение от уплаты налогов с организациипризнается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогови (или) сборов превышает:
7,5 млн рублей, вне зависимости от времени,в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляетэта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
2,5 млн рублей. В этом случае необходимо,чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченныхналогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. 2.2.1 Неисполнение обязанностей налогового агента (статья1991 УК РФ)
Объективную сторону преступления составляетнеисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере. Деяниесовершается путем бездействия.
Обязанности налогового агента закрепленыв статье 24 НК РФ-В уголовном порядке наказуемо неисполнение не всех обязанностей,а только обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или)сборов. Порядок перечисления удержанных налогов установлен налоговым законодательством;для налоговых агентов он 307 такой же, как и для налогоплательщика.
Обязательным признаком состава являетсякрупный размер неперечисленных налогов и (или) сборов. Его понятие определено впримечании к статье 199 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента совершенов крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
1,5 млн рублей, вне зависимости от времени,в течение которого происходило неисполнение обязанностей налогового агента, и тойдоли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов,подлежащих уплате; или
500 тыс. рублей. В этом случае необходимо,чтобы неисполнение обязанностей налогового агента продолжалось подряд в течениетрех финансовых лет и доля неуплаченных в результате этого налогов и (или) сборовпревышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Преступление окончено с момента неисполненияконкретной обязанности налогового агента — по исчислению, удержанию или перечислениюналогов и (или) сборов.
Субъективная сторона преступления характеризуетсяпрямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является личный интересвиновного в совершении преступления. В законе не раскрывается это понятие; оно можетвыражаться, например, в стремлении получить взаимную услугу, в корысти, в неприязни,в мести и т.д.
Субъект преступления — налоговый агент,под которым понимают лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложеныобязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующийбюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов (ст.24 НК РФ).
В части 2 ст. 1991 УК РФпредусмотрен квалифицирующий признак — совершение деяния в особо крупном размере.Он имеет место, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:
7,5 млн рублей, вне зависимости от времени,в течение которого происходило неисполнение, и той доли, которую реально составляетэта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или
2,5 млн рублей. В этом случае необходимо,чтобы неисполнение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля He-Уплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащихуплате сумм налогов и (или) сборов.[13] 2.2.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организацииили индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взысканиеналогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)
Предметом преступления выступают:
1) денежные средства;
2) имущество организации или индивидуальногопредпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РоссийскойФедерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогами (или) сборам.
Под недоимкой налоговое законодательствопонимает сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательствомо налогах и сборах срок.
Объективную сторону преступления составляетсокрытие указанных денежных средств или имущества, совершенное в крупном размере.
Под сокрытием предмета преступленияследует понимать его утаивание различными способами с целью избежать выплат по недоимкам,по налогам и (или) сборам. Виновный может, например, подделывать с этой целью бухгалтерскиеили иные документы (что в ряде случаев требует дополнительной квалификации); илипередавать имущество во временное пользование другим лицам (организациям), спрятатьего вне пределов офиса или места жительства и т.д.
Сокрытие наказуемо, если совершено вкрупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к статье 169 УК РФ;он должен превышать 250 тыс. рублей.
Преступление окончено, если денежныесредства или имущества сокрыто в крупном размере.
Субъективная сторона преступления характеризуетсяпрямым умыслом.
Субъект преступления — собственник илируководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции этойорганизации, или индивидуальный предприниматель.[14]
/>Заключение
Российская Федерация в настоящее времяпереживает сложный исторический период становления новых социально-экономическихотношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условияхпостоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономическиеотношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.
Анализ судебной практики по делам оналоговых и связанных с ними иных экономических преступлениях свидетельствует оналичии множества проблемных вопросов, вызванных, в первую очередь, несовершенствомдействующего законодательства. Отсутствие достаточно эффективной законодательнойбазы для выполнения возложенных обязанностей по борьбе с налоговыми преступлениямии правонарушениями негативно влияет на результативность работы Правоохранительныхи контролирующих.
Комплексный подход в борьбе с налоговойпреступностью должен включать ряд неотложных организационно-правовых мероприятий,поскольку, как показывает анализ правоприменительной практики, недобросовестныеналогоплательщики с низким правосознанием, из чисто корыстных побуждений с цельюнаживы умышленно используют «пробелы» в законодательстве, уходя от налогообложенияи формируя «теневую» экономику, создают почву для организованной преступностии коррупции.
Совершенствование нормативно-правовогозаконодательства в области борьбы с организованной экономической преступностью позволитправоохранительным, налоговым органам, органам валютного и экспортного контроляцеленаправленно и эффективно проводить мероприятия по пополнению доходной частифедерального бюджета, укрепить Казну РФ и стабилизировать экономическую и национальнуюбезопасность Российской Федерации.
Отмеченные сложности и потребность правоприменительнойпрактики в обобщенной методологии по выявлению, раскрытию и расследованию налоговыхпреступлений и правонарушений требует, соответственно, новых конструктивных идейи подходов в разработке уголовно-правовой, криминологической и криминалистическойхарактеристики налоговых и связанных с ними иных экономических преступлений.
В целях повышения эффективности раскрытияналоговых и иных экономических преступлений необходимо на федеральном уровне осуществитьряд организационных мероприятий, предусматривающих разработку частных методик расследованияпо новым составам экономических преступлений в УК РФ, которые бы унифицировали специальныепознания в борьбе с экономической преступностью.
/>Библиография
Нормативные акты:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФСРФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009)// СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст.2954.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. — 1998. — № 31. -Ст.3824.
Литература общего содержания:
3. Бобырев В.В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. — 2007. — №10. — С.90-94.
4. Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. — 2004.- №1. — С.18-19.
5. Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления// Закон и право. — 2007. — № 12. — С.102.
6. Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российскогоправа. — 2008. — №8. — С.84-90.
7. Клепицкий И.А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М,2004.
8. Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. — М.: Издательство «Щит-М», 2005.
9. Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьбас ними / Под ред. А.Й. Долговой. — М., 2005.
10. Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право. — 1998. — № 1. — С.157.
11. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. — М., 2004.
12. Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. — 2006.- № 2. — С.45-47.
13. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. — М.: Эксмо,2007.
14. Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовноеправо. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. — М.: Институт международногоправа и экономики. Издательство «Триада. Лтд», 1996.