Курсовая работа
«Национальныеинтересы России в пограничной сфере»
Содержание
Введение
I. Незаконная миграция вРоссии: сущность и современное состояние
1.1 Незаконная миграция:причины и сущность явления
1.2 Современная ситуация снезаконной миграцией в России
II. Национальные интересыРоссии в пограничной сфере
2.1 Специфика пограничныхрегионов
2.2 Основные национальныеинтересы России в пограничной сфере
III. Пресечение незаконноймиграции, как средство обеспечения национальных интересов России в пограничнойсфере
3.1 Основные меры борьбы снезаконной миграцией в России
3.2 Специфика борьбы снезаконной миграцией в пограничных регионах России
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Настоящаякурсовая работа посвящена изучению современного состояния проблем, связанных спресечением незаконной миграцией в России в частности и с национальнымиинтересами Российской Федерации в пограничной сфере.
Остановимсяна актуальности темы исследования. Она связана с совокупностью целого рядафакторов, которые отражают основные тенденции национальных интересов РФ впограничной сфере. Рассмотрим их подробнее.
Актуальностьтемы связана, во-первых, с столкновением экономических, политических и военныхинтересов ряда государств в пограничных регионах Российской Федерации.
Во-вторых,взаимосвязью региональной безопасности пограничных регионов РФ с проблемаминезаконной миграции.
В-третьих,формированием в пограничных регионах, угроз безопасности России, а именно –активной незаконной миграции, которая ведет в ряде случаев к обострениюкриминогенной ситуации и социально-экономических проблем.
В-четвертых,наличием в пограничных регионах проблем внутреннего характера, которые поканаходятся в процессе разрешения.
Степеньизученности проблематики. Актуальность и значимость вопросов, касающихсяпресечения незаконной миграции и национальных интересов России в пограничнойсфере подтверждается целым рядом исследований, которые появляются по даннойпроблематике, в последние годы. Все источники по изучаемой проблематике,целесообразно свести в четыре группы:
К первойгруппе относятся нормативные акты Российской Федерации, которые регламентируют миграционнуюполитику страны.
Вторуюгруппу, составляют исследования миграции как значимого демографического исоциально-экономического фактора в жизни страны. Отметим здесь исследования С.Ягодина, Л. Ануфриевой и Л. Андриченко.
К третьейгруппе, следует отнести исследования связанные с непосредственным изучениемпроблематики незаконной миграции в современной России. Отметим здесь работы М.Андриановой, Ю. Звягина, С. Соболевой.
Цель изадачи работы.
Основнаяцель настоящей работы – изучить пресечение незаконной миграции, как средствообеспечения национальных интересов России в пограничной сфере.
Длядостижения поставленной цели в курсовой работе, решаются следующиеисследовательские задачи:
— изучитьосновные причины и сущность такого явления, как незаконная миграция;
— проанализировать современную ситуацию с незаконной миграцией в России;
— понятьспецифику пограничных регионов Российской федерации;
— определить основные национальные интересы России в пограничной сфере;
— описать идать оценку основным мерам борьбы с незаконной миграцией в России;
— определить и проанализировать специфику борьбы с незаконной миграцией впограничных регионах России.
Теоретико-методологическойосновой исследования явились фундаментальные положения современной политическойнауки, геополитической теории и теории национальной безопасности. При раскрытиипредмета исследования использовались такие общенаучные методы, как системныйподход и анализ. Структурно-функциональный метод, методы классификации исистематизации, интуитивно-логический методы анализа и прогнозирования.
Нормативно-правовуюоснову исследования составили законодательные акты Российской Федерации в областиобороны, внешней политики, национальной безопасности, среди которых: Концепциянационально безопасности РФ, другие нормативно-правовые акты, регламентирующиеполитику РФ по обеспечению безопасности в приграничных регионах ирегламентирующие российскую миграционную политику.
Методамиисследования послужили сравнительно-исторический, проблемно-хронологическийметоды.
Хронологическиерамки исследования охватывают период рубежа XX-XXI веков, — 1991-2010 годы,время, когда означенные проблемы проявились и набрали силу.
Структуракурсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, и списка литературы.
I.Незаконная миграция в России: сущность и современное состояние
1.1 Незаконная миграция: причины и сущность явления
Изучимосновные причины и сущность явления незаконной миграции. Согласно одному изопределений – незаконная (или нелегальная) миграция – это миграция (перемещениелюдей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимыйсрок), которая ведется с нарушением основных положений миграционногозаконодательства страны [5; 478].
Незаконныемигранты, прибывающие в какую-либо страну, как правило, руководствуютсясоциально-экономическими мотивами, то есть прибывают из более бедных стран илирегионов, стремясь улучшить свои жизненные условия. Нелегальная миграция, какправило, обуславливается такими факторами, как экономическоеотставание стран «поставщиков» нелегальных иммигрантов от стран «потребителей»и потребностью работодателей стран – «потребителей в дешёвой рабочей силе [5; 479].
Такжеследует отметить, беженцев, которые, с позиций международного права,незаконными мигрантами не являются, однако сообщества этих людей такжеподвержены основным тенденциям, о которых мы поговорим ниже.
Незаконнаямиграция, как правило, рассматривается как негативный фактор длясоциально-экономического развития страны. Это связано, в первую очередь, споследствиями незаконной миграции, которые обычно выражаются в следующем [6; 66-67]:
— ростпреступности, так как с нелегальными иммигрантами зачастую в страну проникаютэтнические организованные преступные группировки. Здесь следует, такжеотметить, что нелегальная миграция, в силу своей природы, вступает в тесныесвязи с незаконным предпринимательством и организованной преступностью,становясь одним из наиболее прибыльных направлений нелегального бизнеса (посвоей доходности противозаконная транспортировка мигрантов сопоставима снаркоторговлей);
— экономическое бремя для налогоплательщиков, так как иммигрантам приходитсяпользоваться медицинскими услугами в общественных мед. учреждениях, их детипосещают общественные школы, увеличиваются расходы муниципалитетов наподдержание правопорядка, и т. п. В это же время нелегальные мигранты и ихработодатели не платят налоги;
— перенаселение занимаемых жилых площадей, так как нелегалы стараются сэкономитьна аренде. Это в свою очередь ведет к недовольству коренного населения,вынужденного жить в непосредственной близости скопления иммигрантов;
— разрушение семей, так как мигранты-рабочие вынуждены очень долго находитьсядалеко от своих семей;
— возможность обострения конфликтов, на расовой, религиозной или культурнойпочве, между коренным населением и незаконными мигрантами. Как правило, этообуславливается тем, что мигранты из определенных стран и территорий, в рядеслучаев полностью переносят свои обычаи и привычки в новые условия, образуязамкнутые «кланы», которые противятся возможной ассимиляции с кореннымнаселениям с одной стороны. Также можно отметить факторы религиозного икультурного недопонимания между коренным населением и мигрантами.
Указанныепоследствия сильно разняться от непосредственной территории незаконноймиграции. В то же время, можно утверждать, что совокупность последствий итенденций незаконной миграции составляет серьезную проблему для любой развитойстраны мира (в которые и направлены основные потоки нелегальных мигрантов), втом числе и России. В дальнейшем изложении мы дадим краткий обзор современнойситуации с незаконной миграцией в России.
1.2 Современная ситуация с незаконной миграцией в России
Дадимкраткий обзор ситуации, связанной с незаконной миграцией, которая сложилась всовременной России. Можно сразу отметить, что любые цифры и факты здесьдовольно условны. Современную ситуацию с незаконной миграцией, регулярно изучаюттакие органы, как Федеральная миграционная служба, милиция и прокуратура,однако любые оценки здесь носят приблизительный характер.
Итак, поофициальным данным число незаконных мигрантов в России постоянно увеличивалось,начиная с 1992 года и вплоть до начала 2009 года [2;4].
В 2009году, в связи с началом глобального финансово-экономического кризиса потокнезаконных мигрантов несколько ослабел. В первую очередь это связано с тем, чтов России традиционные сегменты экономики, где трудились нелегальные мигранты –в первую очередь строительство и промышленность в большей мере оказалисьподвержены кризисным явлениям в экономике, а значит, перестали давать «заказ»на дешевую рабочую силу[10].
Количествонезаконных мигрантов в России варьируется (в зависимости от источника данных)от 1,5 до 10 миллионов человек. Процентное соотношение незаконных мигрантов кчислу коренного населения варьируется по регионам России от 0,5% до 10% [1;58]. Можно отметить, что указанныйпроцент, как правило, более высок в пограничных регионах России (Оренбургская,Белгородская, Калининградская области, Дальний восток, Краснодарский край,республики Северного Кавказа), где варьируется от 3 до 8%[1;53].
Наибольшеечисло мигрантов, однако, сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге (от 8 до 10%для столицы; примерно 7% в Санкт-Петербурге) [1;54].
Это связанов первую очередь с тем, то уровень жизни здесь довольно высок, активно ведетсястроительство, развивается производство, а значит, есть необходимость в дешевойрабочей силе, так как на места, занимаемые «нелегалами» жители столиц, какправило, не претендуют.
Какправило, незаконная миграция в России имеет трудовой характер (мигрантыиспользуются в качестве дешевой рабочей силы в строительстве (в отдельныхкомпаниях, до 90% всех работников), производстве, торговле). Определенныйпроцент среди незаконных мигрантов имеют, также беженцы (около 8 000 человек вгод) [4;37].
Согласноофициальным данным соответствующих органов власти Российской Федерации на 2008год «Экономический ущерб, причиненный России нелегальной миграцией в виденеуплаты налогов, составляет более 8 млрд долл. … ежегодно мигранты из странСНГ вывозят из России свыше 10 млрд долл.» [4;35].
Незаконнаямиграция в России, кроме негативной экономической составляющей (недополучениеналогов и пошлин в бюджеты разного уровня, вывоз капиталов из страны), несет,также, определенные социальные проблемы.
Наличие их,в первую очередь связано с тем, что незаконные мигранты несут в страну своюкультуру, живут замкнутыми общинами, что способствует росту межнациональныхпроблем. Кроме того, незаконные мигранты, в ряде случаев, «отбирают» рабочиеместа у коренного населения, что в условиях современного экономическогокризиса, также рассматривается как негативный момент, ведущий к повышениюсоциальной напряженности.
Такиепроблемы наиболее проявляются пограничных регионах России, добраться в которыедля нелегальных мигрантов не составляет особого труда. В первую очередь этосвязано с тем, что у России, особенно в ее азиатской части границы, какправило, очень велики по протяженности, а значит контроль за ними ослаблен.
Такимобразом, подведем основные промежуточные выводы по настоящей главе:
— незаконная (или нелегальная) миграция – это миграция (перемещениелюдей через границы с переменой места жительства на сколь-нибудь значимыйсрок), которая ведется с нарушением основных положений миграционногозаконодательства страны;
— незаконная миграция, как правило, рассматривается как негативныйфактор для социально-экономического развития страны. Это связано, в первуюочередь, с последствиями незаконной миграции, которые обычно выражаются в ростепреступности, повышением экономического бремени для налогоплательщиков, перенаселениезанимаемых жилых площадей, возможность обострения конфликтов, между кореннымнаселением и незаконными мигрантами;
— совокупность последствий и тенденций незаконной миграции составляет серьезнуюпроблему для любой развитой страны мира, в том числе и России;
— количество незаконных мигрантов в России варьируется (в зависимости отисточника данных) от 1,5 до 10 миллионов человек;
— какправило, незаконная миграция в России имеет трудовой характер (мигрантыиспользуются в качестве дешевой рабочей силы в строительстве, производстве,торговле). Определенный процент среди незаконных мигрантов имеют, такжебеженцы;
— незаконная миграция в России, кроме негативной экономической составляющей(недополучение налогов и пошлин в бюджеты разного уровня, вывоз капиталов изстраны), несет, также, определенные социальные проблемы, которые наиболеепроявляются пограничных регионах России.
II.Национальные интересы России в пограничной сфере
2.1Специфика пограничных регионов
Впредыдущем изложении мы выяснили, что незаконнаямиграция в России, кроме негативной экономической составляющей несет, также,определенные социальные проблемы, которые наиболее проявляются пограничныхрегионах России. В настоящем изложении, мы более подробно поговорим о спецификепограничных регионах Российской Федерации.
Итак, определенноечисло субъектов Российской Федерации имеют так называемый «пограничный статус»,то есть непосредственно граничат с другими государствами. В некоторых из этихрегионов сформирована так называемая пограничная зона, территория, гдеограничены свободное передвижение людей и их хозяйственная деятельность.
«Пограничный»статус для регионов России диктует определенную специфику их жизнедеятельности.Разберем это подробнее.
Итак, такиерегионы России как Приморский и Хабаровский край, Алтай непосредственнограничат с такими странами как Северная Корея, Монголия и Китай. Граница здесь,как правило, занимает очень обширные расстояния, контролировать которыепограничным войскам удается лишь частично. Как следствие – для потенциальныхнезаконных мигрантов, как правило, из Китая и Вьетнама, не составляет особойсложности перейти эту границу. Таким образом, в регионах Сибири и Дальнеговостока количество незаконных мигрантов довольно велико (от 5 до 8 % откоренного населения). Такие меры по пресечению незаконной миграции какдепортация, как правило, ощутимых результатов не приносят, так как на местовысланных мигрантов сразу же приходят другие. Число их здесь ограничивается, впервую очередь, потребностями недобросовестных работодателей. В указанныхрегионах расположены своего рода «колонии» выходцев из Китая, Вьетнама и Кореи,которые, как правило, живут довольно замкнуто, не контактируя (за исключениемработы) с коренным населением [1; 54].
Схожуюситуацию можно заметить в пограничных регионах Урала и Поволжья. Здесь такжеимеет место большая протяженность границы, которая слабо контролируется, асоседями здесь являются страны Средней Азии – крайне нестабильные вэкономическом, политическом, и социальном отношении. Основные потоки незаконныхмигрантов, здесь идут через Оренбургскую область, оттуда распространяясь подругим регионам. Основные представители незаконных мигрантов здесь – гражданеКиргизии, Казахстана, Туркмении и Таджикистана. Межнациональные отношения вэтих регионах, также представляют собой довольно взрывоопасный «коктейль» [1; 55].
Перейдем кСеверному Кавказу. Пограничные республики и края этого региона также, взначительной степени страдают от незаконной миграции, которая усилена здесьрядом факторов. В первую очередь мы имеем ввиду довольно напряженную ситуациюна Кавказе в целом. Этнические конфликты, в ряде случаев перерастающие вконфликты военные приводят к тому, что в регионы прибывает значительное числобеженцев. Трудовая миграция, здесь также характерна (особенно дляКраснодарского края) [1;55].
Пограничныеобласти Европейской части России служат, привлекательным местом для гражданбывших республик Советского Союза, в первую очередь Украины и Молдовы. Отметим,что межнациональных проблем этих регионах практически нет, однако в ряде случаеприсутствует социальная напряженность, связанная с тем, что эти области, какправило, сами не слишком развитые экономически, не в состоянии обеспечитьработой и заработком одновременно коренное население и мигрантов (тем болеенезаконных) [7;75].
Отдельноостановимся на Калининградской области. Этот регион, единственный в России,фактически представляет собой полуанклав, окруженный территорией Польши иЛитвы. Незаконная миграция здесь также имеет место быть. Область, фактически,является для незаконных мигрантов «перевалочным пунктом» для отбытия в страныЕвропейского Союза. Это влечет за собой ряд специфических проблем, связанных впервую очередь с межгосударственными отношениями России с Польшей, Литвой иЕвропейским Союзом в целом[7;74].
Как мывидим, в пограничных регионах России присутствует определенная спецификажизнедеятельности, которая формируется, в том числе и фактами незаконноймиграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем. Вдальнейшем изложении, мы остановимся на основныхнациональных интересах России в пограничной сфере, которые в том числе,призваны решать и проблемы незаконной миграции.
2.2Основные национальные интересы России в пограничной сфере
Россия внастоящее время имеет сухопутные границы с 18 государствами, а протяженностьгосударственной границы, составляет 60 тысяч километров (по этому показателюпервое место в мире).
Охрануграниц РФ осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а пограничных пунктовведает Федеральное агентство по обустройству государственной границы РоссийскойФедерации.
Нормативно-правовойбазой действий в Российской Федерации в пограничной сфере, в первую очередьявляется ФЗ «О государственной границе».
Выявимосновные интересы России в пограничной сфере. Перечень их довольно широк [6; 120].
В первуюочередь они связаны с обеспечением безопасности государственной границы,стремлением сделать ее более современной и контролируемой.
Во-вторых,они связаны с урегулированием территориальных претензий с соседями (в настоящеевремя имеет территориальные споры с Китаем, Эстонией, Украиной и Японией).
В-третьих, этиинтересы связаны с обеспечением безопасности Российской Федерации в целом – отпровокаций со стороны недружественных государств, экспансии мирового терроризмаи т.д. Важно значение здесь имеют факты пресечения незаконного оборота оружия инаркотических веществ.
Вчетвертых, связаны с обеспечением социальной защищенности сотрудниковпограничных служб.
Здесь женельзя не заметить, что одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ,является пресечение незаконной миграции.
Такимобразом, подведем основные выводы по настоящей главе:
— определенное число субъектов Российской Федерации имеют так называемый«пограничный статус», то есть непосредственно граничат с другими государствами.«Пограничный» статус для регионов России диктует определенную специфику ихжизнедеятельности;
— указаннаяспецифика жизнедеятельности, формируется, в том числе и фактами незаконноймиграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем заметныхв рассматриваемых регионах;
— основныеинтересы России в пограничной сфере связаны с обеспечением безопасностигосударственной границы в частности и обеспечением безопасности РоссийскойФедерации в целом. Одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ (органа,который несет ответственность за государственную границу России, являетсяпресечение незаконной миграции).
III.Пресечение незаконной миграции, как средство обеспечения национальных интересовРоссии в пограничной сфере
3.1Основные меры борьбы с незаконной миграцией в России
Итак,явление незаконной миграции несет угрозу экономической, демографической,национальной безопасности любого государства. Одна из наиболее сложных проблемзаключается в том, что нелегальные мигранты, уклоняясь от регистрации в органахвнутренних дел, активно внедряются в экономическую инфраструктуру страны,создают неконтролируемый рынок товаров и услуг.
Кроме того,нелегалы чаще всего становятся объектами внимания иностранных спецслужб,политических и религиозных экстремистских партий и движений, вовлекаются вдеятельность террористических организаций, активно пополняют криминогеннуюсреду, создают преступные вооруженные группировки, способствуетинтернационализации организованной преступности [7;74].
Ситуация вомногом обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всехгосударств — участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностьюнекоторых участков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской иукраинской.
Этисоображения являются основой для выработки определенных мер по пресечениюнезаконной миграции в России. В то же время отметим, что ограничивая миграциюнезаконную, российское государство, в определенном смысле приветствуетцивилизованную миграцию.
Любоегосударство, нуждающееся в привлечении рабочей силы, не может нерегламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью оно проводитопределенную миграционную политику. Государственная миграционная политика, посути, представляет собой политику, направленную на регулирование экспорта/импортарабочей силы из конкретной страны или в нее.
Основныетенденции российского миграционного законодательства, таким образом, можносвести к нескольким результирующим [2; 7]:
— в первуюочередь это законодательная регламентация условий и характера трудовоймиграции;
— во вторыхэто особенности политики по отношению к беженцам;
— в третьихмеры направленные на ограничение незаконной миграции.
Основныенормативные акты по ограничению незаконной миграции в Россию таковы:
— Федеральнаямиграционная программа (утверждена постановление Правительства РФ от 3 августа1996 года № 355) – основополагающий документ о реализации государственнойполитике в сфере миграции;
— Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению вРоссийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Указ ПрезидентаРФ, от 22.06.2006 № 637);
— Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ;
— О мерах по борьбе с незаконной миграцией и упорядочению миграционных процессов на территории Российской Федерации. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 24 октября 2001года № 2007-III ГД;
Указанныедокументы, в совокупности с другими законами, указами и постановлениями,носящими частный характер, формируют комплекс мер по пресечению незаконноймиграции в России, которые предусматривают:
— принудительноевыдворение незаконных мигрантов из России;
— депортация принудительная высылка лица или целой категории лиц в другоегосударство или другую местность, обычно под конвоем;
— уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию.
Кроме тогопредусмотрены штрафы и санкции как для нелегальных мигрантов, так и для лиц(физических и юридических) предоставляющих им работу.
Специалистыподчеркивают, что отечественное миграционное законодательство еще далеко несовершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконную миграцию, далеконеполон. В то же время отметим, что законодательная работа в этой областипродолжается, и в первую очередь это связно с несомненной практическойзначимостью проблем незаконной миграции в России.
3.2Специфика борьбы с незаконной миграцией в пограничных регионах России
В настоящейчасти нашего изложения мы рассмотрим, какие специфические меры по борьбе снезаконной миграцией проводятся на «местах» — в пограничных регионах России,где проблемы незаконной миграции носят более острый характер, чем в другихрегионах страны.
Впредыдущем изложении мы, в целом, ознакомились с тем комплексом мер, которыйзаконодатель предлагает для борьбы с незаконной миграцией. Отметим, что особуюактуальность эти меры имеют для Пограничной службы ФСБ и Федеральноймиграционной службы России именно на местах – в пограничных регионах.
В первуюочередь отметим меры по укреплению и материальному оснащению государственнойграницы России, особенно в «проблемных» местах – в районе русско-казахской,русско-украинской и русско-китайской границ. Эти меры получили особенно широкоераспространение в последние несколько лет. За этот период было обустроеномножество пограничных пунктов, работа которых направлена, в том числе и напресечение незаконной миграции [2;9].
Немаловажноезначение здесь также имеет работа Федеральной миграционной службы России. Всвязи с реорганизацией принципов работы этого учреждения в обиход российскогозаконодательства вошло такое понятие как «миграционная карта».
Миграционнаякарта представляет собой документ, содержащийсведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранномгражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания вРоссийской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица безгражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получениявизы, на временное пребывание в Российской Федерации [9;109].
Отметим,что отделения ФМС в регионах активно проверяют наличие «миграционной карты» умигрантов, а при их отсутствии выдворяет или депортирует нарушителя.
За2008-2009 годы в пограничных регионах России было выявлено около 140 тысяч нарушителеймиграционного законодательства, из которых около 45 тысяч было выслано илидепортировано[4;37].
В контекстенашего изложения отметим, что в последние годы в пограничных регионахРоссийской Федерации активно пропагандируются и внедряются и иные методы борьбыс незаконной миграцией.
В первуюочередь они связаны с «истреблением» самой базы для незаконной трудовоймиграции – в настоящее время штрафы для недобросовестных работодателей резкоповышены.
Также онисвязаны с налаживанием диалогов с эмигрантскими общинами, широкиминформированием их о необходимости предотвращения такой незаконной миграции.Особенно заметна такая работа в Краснодарском Крае и Оренбургской области.Можно отметить, что такие действия, в ряде случаев дают определенные плоды [7;79].
В рядеслучаев незаконные мигранты «легализуются» получают «миграционную карту» иработают в России уже на законных основаниях.
Подведемтеперь последние промежуточные выводы нашей работы:
— сложная ситуация с незаконной миграцией в России обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всехгосударств — участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностьюнекоторых участков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской иукраинской;
— в Россиидействует определенное миграционное законодательство, одной из целей которогоявляется пресечение незаконной миграции. Нормативными актами предусмотренытакие меры по ее пресечению как: принудительное выдворение незаконных мигрантовиз России, депортация; уголовно-правовая ответственность;
— специалисты подчеркивают, что отечественное миграционное законодательство ещедалеко не совершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконнуюмиграцию, далеко неполон. В то же время отметим, что законодательная работа вэтой области продолжается, и в первую очередь это связно с несомненнойпрактической значимостью проблем незаконной миграции в России;
— вроссийской практике борьбы с незаконной миграции предусмотрены специфические меры по борьбе с незаконной миграцией проводятся на«местах» — в пограничных регионах России, где проблемы незаконной миграцииносят более острый характер, чем в других регионах страны;
— связаныони со спецификой работы Федеральной миграционной службы. Ею, за 2008-2009 годы в пограничных регионах России было выявлено около140 тысяч нарушителей миграционного законодательства, из которых около 45 тысячбыло выслано или депортировано;
— отметим,что в последние годы в пограничных регионах Российской Федерации активнопропагандируются и внедряются и иные методы борьбы с незаконной миграцией. Впервую очередь они связаны с «истреблением» самой базы для незаконной трудовоймиграции – в настоящее время штрафы для недобросовестных работодателей резкоповышены. Также они связаны с налаживанием диалогов с эмигрантскими общинами,широким информированием их о необходимости предотвращения такой незаконноймиграции.
Заключение
Теперь, всоответствии с поставленными целями и задачами сформулируем основные выводынашей работы:
Незаконная(или нелегальная) миграция – это миграция (перемещение людей через границы спеременой места жительства на сколь-нибудь значимый срок), которая ведется снарушением основных положений миграционного законодательства страны.
Незаконнаямиграция, как правило, рассматривается как негативный фактор длясоциально-экономического развития страны. Это связано, в первую очередь, споследствиями незаконной миграции, которые обычно выражаются в ростепреступности, повышением экономического бремени для налогоплательщиков, перенаселениезанимаемых жилых площадей, возможность обострения конфликтов, между кореннымнаселением и незаконными мигрантами.
Совокупностьпоследствий и тенденций незаконной миграции составляет серьезную проблему длялюбой развитой страны мира, в том числе и России.
В настоящеевремя количество незаконных мигрантов в России варьируется (в зависимости отисточника данных) от 1,5 до 10 миллионов человек. Незаконная миграция в России,как правило, имеет трудовой характер (мигранты используются в качестве дешевойрабочей силы в строительстве, производстве, торговле). Определенный процентсреди незаконных мигрантов имеют, также беженцы.
Незаконнаямиграция в России, кроме негативной экономической составляющей (недополучениеналогов и пошлин в бюджеты разного уровня, вывоз капиталов из страны), несет,также, определенные социальные проблемы, которые наиболее проявляются пограничныхрегионах России.
Определенноечисло субъектов Российской Федерации имеют так называемый «пограничный статус»,то есть непосредственно граничат с другими государствами. «Пограничный» статусдля регионов России диктует определенную специфику их жизнедеятельности.
Указаннаяспецифика жизнедеятельности, формируется, в том числе и фактами незаконноймиграции. Это ведет за собой множество социально-экономических проблем заметныхв рассматриваемых регионах.
Основныеинтересы России в пограничной сфере связаны с обеспечением безопасностигосударственной границы в частности и обеспечением безопасности РоссийскойФедерации в целом. Одним из приоритетов работы Пограничной службы ФСБ (органа,который несет ответственность за государственную границу России, являетсяпресечение незаконной миграции).
Сложнаяситуация с незаконной миграцией в России обусловлена безвизовым порядком въезда в Россию граждан практически всех государств- участников СНГ, а также недостаточной технической обустроенностью некоторыхучастков государственной границы, и в первую очередь, казахстанской иукраинской.
Всовременной России действует определенное миграционное законодательство, однойиз целей которого является пресечение незаконной миграции. Нормативными актамипредусмотрены такие меры по ее пресечению как: принудительное выдворениенезаконных мигрантов из России, депортация; уголовно-правовая ответственность;
Специалистыподчеркивают, что отечественное миграционное законодательство еще далеко несовершенно, а комплекс мер, призванных ограничить незаконную миграцию, далеконеполон. В то же время отметим, что законодательная работа в этой областипродолжается, и в первую очередь это связно с несомненной практическойзначимостью проблем незаконной миграции в России;
Вроссийской практике борьбы с незаконной миграции предусмотрены специфические меры по борьбе с незаконной миграцией проводятся на«местах» — в пограничных регионах России, где проблемы незаконной миграцииносят более острый характер, чем в других регионах страны.
Такимобразом, можно сделать общий вывод, о том, что пресечение незаконной миграцииявляется одним из приоритетных направлений действий России в пограничной сфере.
Списокиспользованной литературы
1. Андрианова М.А. О некоторых возможностях упорядочениярегулирования нелегальной трудовой миграции в Россию // Юрист. – 2006. — №7. –С. 52-58.
2. Андриченко Л.В. О концепции развития миграционногозаконодательства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2005. — №4. – С. 3-10.
3. Ануфриева Л.П. Международное частное право. – М.: АСТ, 2007. – 269с.
4. Громов В.Г. Факторы, влияющие на миграцию в России // Современноеправо. – 2009.- №12. – С. 35-38.
5. Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И.Валентей. – М.: Советская Энциклопедия, 1985. – 608 с.
6. Звягин Ю.Г. Становление миграционной политики России // Журналроссийского права. — 2005.- №4. — С. 117-121.
7. Орешкин В.А. Россия и международная миграция трудовых ресурсов //Мировая экономика и международные отношения. – 2008. — №3. — С. 74-80.
8. Соболева С.В. Иностранные мигранты на российском рынке труда //Эко. – 2007. — №1. – С. 60-78.
9. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. –2008. — № 7. — С. 107-110.