СОДЕРЖАНИЕ
1.Наука хозяйственного права. Развитие связи с другими юридическими дисциплинами. 2
2.ЦБ РФ. Функции и правовое положение. 10
3.Понятие и признаки доминирующего положения на товарном рынке 14
Литература… 19
1. Наука хозяйственного права. Развитие связи сдругими юридическими дисциплинами.
Наукой хозяйственного права можно считать совокупностьзнаний, полученных с соблюдением соответствующих методик, одобренных профессионаламии обладающих признаками проверяемости, единства и способности к созданиюнового. Эта система знаний направлена на изучение, объяснение и развитиехозяйственного законодательства и хозяйственного права.
Признание факта существования науки хозяйственного правазависит от признания двух обстоятельств:
а) действительного существования объекта изучения, то естьхозяйственного законодательства и хозяйственного права (хотя в принципе достаточнои хозяйственного законодательства);
б) наличия как потребности в понимании и применениихозяйственного законодательства, развитии хозяйственного права, так и некоторойсовокупности знаний, отвечающих этой потребности и признакам научности.
Задачей науки хозяйственного права является (с использованиемданных других наук) уяснение природы предпринимательской деятельности, еереального состояния, возможности обеспечения стабильности отношений в этойсфере и анализ других содержательных вопросов с тем, чтобы доскональноисследовать механизм правового регулирования, то есть само право, объяснить егои высказать суждения о том, каким само право и механизм его реализации должныбыть.
Вопрос о содержании науки хозяйственного права являетсяболее сложным и постоянно вызывает острые споры. Для выявления того, что следуетсчитать содержанием науки хозяйственного права, следует привлечь понятие«теоретические основы хозяйственного права». Раскрывать его преждевсего нужно на основе понятий общей теории права, различных отраслей правовойнауки и с обязательным использованием потенциала науки как частного, преждевсего гражданского, так и публичного, в том числе государственного,административного, финансового права, а также общих положений, сформулированныхв теории и социологии права. Это значит, что наука хозяйственного праваразвивается и обогащается содержательно как часть правовой науки и как ееспецифическое направление, имеющее собственное поле деятельности, задачи иответственность перед практикой. До выявления специфики науки хозяйственногоправа исследуется его общность, наличие черт и свойств, присущих правоведению вцелом.
Многочисленные исследования, в частности, касающиесяпотребностей юристов в правовых знаниях (эмпирическое знание, рекомендации,выводы), и анализ судебно-арбитражной практики, обсуждение ряда спорныхпроблем, возникающих в ходе предпринимательской деятельности, позволяютопределить необходимые теоретические основы хозяйственного права, асоответственно, элементы науки хозяйственного права. Ими являются:
а) выявление и анализ нормативно-правовых актов исодержащихся в них правовых норм, которые регулируют предпринимательскуюдеятельность и применяются при возникновении споров в этой сфере; здесьприходится считаться с трудностями отнесения правового материала кпредпринимательской деятельности, которая прежде всего должна получитьтеоретическую и эмпирическую характеристики;
б) научное познание механизма действия выделенной группынорм; причем с научных позиций выявляется наличие в этой группе определеннойсубординации и взаимосвязей, характер методов регулирования, соотношениеимперативности и диспозитивности; достаточность и наличие пробелов, этой группенорм; их связи с иными ведущими отраслями права.
Таким образом, первый элемент изучения следует обозначитькак преимущественно эмпирический. Здесь наука хозяйственного права особенноблизка к общей теории права и одновременно к социологии права; наряду с этимона ориентируется на систематизацию нормативных правовых актов и правовых норм,что предполагает выявление связей, между ними, уяснение логическойпоследовательности размещения правовых предписаний.
Второй элемент содержания науки хозяйственного праваопределяет, опираясь на анализ потребностей в правовом регулированиипредпринимательской деятельности, правовые средства функционированияхозяйственного права. На основе уяснения конкретных задач хозяйственное праворазрабатывает правовые средства соответствующие собственно экономическим иправовым целям предпринимательской деятельности, условиям ее осуществления.Выявление, объяснение, систематизация правовых средств определяет эффективностьи обоснованность, самостоятельность хозяйственного права. При этом выявляется,какие нормы нужно развивать в структуре этой отрасли, каковы ее предпосылки,как строится система принципов хозяйственного права, каково соотношение нормобщих и частных, императивных и диспозитивных, абстрактных и казуистических.
Наука хозяйственного права должна обеспечить воплощение внормах, соотносимых с предпринимательской деятельностью, именно правовогоначала, природы права и одновременно их технологичность и соответствиеправильно понятым нуждам экономики в целом и субъектов предпринимательскойдеятельности в особенности.
Третий элемент содержания науки хозяйственного праваобразуют способы совершенствования хозяйственно-правовой практики, он являетсяпоисковым по своему характеру. Его развитие должно реализовывать потенциалправа в этой сфере, что находит выражение, например, в специальных правовыхсредствах, облегчающих создание предприятий, их защиту от различных рисков, вновых формах договоров и проч. Именно для этого разрабатываются, как и в иныхотраслях правовых наук, специфические правовые понятия (дефиниции, конструкции,виды ответственности, способы реализации прав), которые облекаются в форму научнопроверенных и упорядоченных утверждений.
Данный элемент науки хозяйственного права еще недостаточнопроработан. Именно правовая наука должна содержать в себе рациональные способыреализации как собственных утверждений, так и уже существующих правовых предписаний.
Выделение этих направлений отражает логическую структурунауки. Методика и система исследования, последовательность изложения материаладолжны определяться собственно предпринимательской деятельностью, ее целями исодержанием.
Содержание науки хозяйственного права — это системаутверждений, опирающихся на фактические данные о состоянии, тенденциях развитияи практике осуществления предпринимательской деятельности, выработанных наоснове принятых научных методов и объясняющих состояние, пути и возможностиразвития, изменения, совершенствования хозяйственного законодательства, средствхозяйственного права и путей их практической реализации при осуществлениипредпринимательской деятельности.
При этом содержание науки хозяйственного права отражается вее общей и особенной частях, выступая в качестве отдельных теорий, гипотез,суждений, имеющих различную степень надежности данных. Общая часть отражаетсквозные хозяйственно-правовые элементы, правовые идеи, начала, принципы общегохарактера, которые в своей совокупности определяют единство инепротиворечивость хозяйственного права, обеспечивают возможность отсылки отодной нормы к другой и от них к системно более разработанным либо смежнымотраслям права.
Теоретические основы хозяйственного права в таком пониманиианалогичны теоретическим основам любой отрасли права. В этом смысле вроссийском праве достаточно обоснованно говорят о теории уголовного права,теории гражданского права, теории гражданского процесса и проч. При этом,разумеется, нужно учитывать неодинаковую разработанность и соответственноправовую выраженность теоретических основ различных правовых дисциплин иотраслей права.
Задачи науки хозяйственного права отличаются от задач ицелей самого права. Если хозяйственное право напрямую регулируетпредпринимательскую деятельность и связанные с ней общественные отношения, тонаука хозяйственного права делает это косвенно, через влияние на хозяйственноезаконодательство. Поэтому наука хозяйственного права может решать наряду сактуальными, текущими задачами, определяемыми действующим правом, также изадачи стратегические.
Теория хозяйственного права:
а) обеспечивает обоснованность и эффективностьнормотворческого процесса; именно на основе теоретических основ нормотворческийпроцесс может развиваться непротиворечиво, без резких поворотов в дозволениях изапретах, с осознанием остающихся пробелов, пониманием возможностей реализацииправовых норм и ее последствий;
б) позволяет разработать механизм реализации нормхозяйственного права, учитывающий интересы самых различных субъектов права;
в) дает возможность выработать критерии оценки соответствияхозяйственного права принципам и закономерностям правового регулирования;
г) позволяет создать единый понятийный аппарат, в известнойстепени единое правовое мышление, дающее возможность обеспечить единствоправового регулирования, несомненно присущее праву как социальному институту;
д) дает возможность объяснять нормотворческие иправореализационные решения и предвидеть последствия нарушения закономерностейправового регулирования.
Наука хозяйственного права и ее развитие крайне необходимыдля разработки целей правового регулирования предпринимательской деятельности,учета внешних аргументов, то есть факторов, находящихся за пределами права, новлияющих на него, и внутренних аргументов, то есть факторов, присущихсобственно хозяйственному праву. Как нельзя понять гражданско-правовыепредписания, не опираясь на теорию обязательств или научное понимание сделки,так, на наш взгляд, нельзя принять грамотное решение в сфере хозяйственногоправа, не опираясь на научное понимание и научное объяснениепредпринимательской деятельности, хозяйственного риска, предпринимательскогодоговора и т.д.
Структура науки хозяйственного права организует еесодержание и является предпосылкой построения научной дисциплины. Содержаниенауки хозяйственного права — это то, что она сообщает; структура — это то, каксоотносятся между собой сообщаемые сведения. В этом смысле наука включает всебя теорию или методологию познания, описательно-объяснительные теории,которые традиционно образуют общую часть отраслевой дисциплины, и общиеположения различных институтов особенной части.
Структура науки хозяйственного права, может бытьпредставлена следующим образом:
· предпосылки и метаоснования данной системы знаний и даннойправовой отрасли;
· собственно приемы собирания, обработки и оценки информации,соотносимой с правовым материалом, например статистические данные и самивозможности собирания информации, как они поняты и отражены в структуредисциплины, несомненно образуют ее гносеологический структурный элемент;
· понятийный аппарат, которому правоведы обычно уделяют оченьбольшое внимание, исходя из того, что понятие, термин должен содержать в себенекий принятый и научно одобренный набор значений и смыслов;
· принятая система оценки значимости используемой аргументации ипроверки ее корректности;
· отдельные правовые институты и правовые средства, представленныекак система сбалансированных суждений и оценок, то есть как используемыеисходные и объяснительные модели.
Такая структура науки хозяйственного права может оказатьсяболее эффективной, интенсивнее влиять на практику, обладать большейобозримостью и лучше поддаваться осознанию. Она удобна для использования какоткрытая, но внутренне согласованная и авторитетная система знаний.
Вместе с тем теоретические основы любой правовой дисциплины,в том числе хозяйственного права, могут содержать в себе и неверные суждения.Это ставит вопрос о том, как обеспечить на основе коллективных усилийистинность и корректность теоретических основ правовой дисциплины.Применительно к хозяйственному праву необходимо указать на следующие приемы:
а) выход в экономическую метатеорию, то есть согласованиетеоретических правовых суждений с выводами экономистов, которые принимаются вкачестве исходных; трудности состоят в том, что и эти выводы могут бытьнеправильными, однако уклоняться от их освоения нельзя;
б) многомерный анализ практики, связанный с выявлениемпотребностей, интересов и результатов деятельности предпринимателей, состоянияинфраструктуры рынка, балансирование интересов клиентов, зачастую имеющихпротивоположную направленность, например, — у экспортерови импортеров;
в) конструирование правоотношений с учетом необходимостираспределения прав и обязанностей, ответственности и рисков между всеми ихучастниками, а также с учетом требования о свободе воле субъектов, вступающих вчастно-правовые и публично-правовые отношения;
г) глубокий анализ тенденций развития предпринимательскойдеятельности и хозяйственного права, позволяющий проследить их развитие напротяжении длительного временного интервала в различных условиях.
Существенным фактором, обеспечивающим корректностьразработки теоретических основ хозяйственного права является создание иразвитие рынка правовых идей, ведение научной полемики, обмен результатаминаучных исследований с целью критического анализа, хотя и в этом случаетеоретические основы хозяйственного права могут оказаться результатомколлективного заблуждения.
Что касается соотношения науки хозяйственного права с иныминаучными дисциплинами, то здесь можно выделить следующие виды отношений. Первый- использование исходных положений, разработанных в системно более абстрактныхотраслях науки, а именно в экономической теории, социологии. Второй — обменданными с рядом социальных наук (маркетинг, логистика, банковское дело,менеджмент и проч.). Третий — использование положенийправовых наук — в частности общей теории государства и права, конституционного,административного, гражданского, трудового права.
Наука хозяйственного права рассматривается как открытаяотрасль знания, способная воспринимать положения иных наук и использовать их.Вместе с тем ряд положений науки хозяйственного права, несомненно, значимы дляиных отраслей правовой науки.
2. ЦБ РФ. Функции и правовое положение
Правовое положение о Центральном банке РФ (Банке России)определено ФЗ РФ от 10.07. 2002 г. № 86-ФЗ в ред. от 12.06. 2006 г. «ОЦентральном банке РФ».
Все банки в совокупности представляют собой систему, внекоторой их деятельность невозможна. Руководящая роль в этой системе принадлежитБанку России. Он определяет основы банковской деятельности, которая не можетбыть реализована вне системы, вне подчинения единым правилам ведения операций,вне опоры на центр с его функциями, объединяющими деятельность системы.
Центр системы — Банк России выполняет уникальные функции, несвойственные никакой иной организации. Только Банк России осуществляетизготовление и эмиссию денежных знаков в соответствии с решениями высшегопредставительного органа Российской Федерации. Лишь ему принадлежат функциирезервной системы. Только он руководит всеми банками, начиная от регистрацииуставов, выдачи лицензий на совершение банковских операций и кончая надзорнымии регулирующими функциями.
Центральный банк РФ (Банк России) является главным БанкомРоссийской Федерации и находится в ее собственности. Банк России — юридическоелицо. Он экономически самостоятелен, осуществляет расходы за счет собственныхдоходов. Эти доходы Банк России получает за счет предоставления кредитовбанкам, ведения расчетно-кассового обслуживания банков со взиманиемкомиссионного сбора, за счет операций в отношении государственных ценных бумаг,чеков, векселей, драгоценных металлов, за счет иных операций, соответствующихего уставу.
Основу имущественной базы Банка России составляет егоуставный капитал. В ходе деятельности имущественная база Банка Россиипополняется за счет полученных доходов. Он может создавать фонды различногоназначения. Имущество принадлежит Банку России на праве хозяйственного ведения.
Хозяйственная компетенция распределяется по несколькимнаправлениям. В области организации денежного обращения Банк Россииосуществляет эмиссию денег, организует обращение денежных знаков, осуществляетрегулирование денежной массы в обращении. В области денежно-кредитногорегулирования Банк России определяет нормы депонируемых в нем обязательныхрезервов коммерческих банков, учетные ставки по кредитам, экономическиенормативы для банков, рефинансирует банки путем предоставления им срочныхкредитов по процентной (учетной ставке) Банка России, определяет условияпредоставления кредитов под залог различных активов, кредитует банки и иныекредитные учреждения в качестве кредитора последней инстанции.
Банк России является законным агентом государства пореализации его финансов и в этом качестве проводит операции по осуществлениюкассового исполнения бюджетов, использует временно свободные средства бюджетовРФ, республик, входящих в Федерацию, местных бюджетов, средстваобщереспубликанского фонда стабилизации, а также других фондов в установленномпорядке. Банк России учитывает на своем балансе государственный долг РоссийскойФедерации в размере купленных у Министерства финансов РФ государственных ценныхбумаг.
Банк России принимает на баланс облигации государственногозайма РФ, реализует их размещение, погашение и выплату процентов по ним.Министерство финансов РФ уплачивает Банку России проценты по этим облигациям.
Как центр банковской системы Банк России осуществляет надзорза деятельностью банков и ее регулирование. Он устанавливает для всех банковобъемы и сроки предоставления бухгалтерской и статистической отчетности,необходимой для надзора; устанавливает единые правила бухгалтерского учета,статистической отчетности и совершения банковских операций в банках.
Банк России вправе давать другим банкам обязательныепредписания об устранении нарушений законодательства о банках и установленииэкономических нормативов. В связи с выявленными нарушениями Банк России вправеприменить предусмотренные законом санкции.
В порядке регулирования деятельности банков Банк Россииустанавливает для банков экономические нормативы (минимальный размер уставногокапитала, предельное соотношение между размером уставного капитала банка исуммой его активов с учетом оценки риска, показатели ликвидности банка,минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, и др.);выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрируетуставы банков и ведет книгу регистрации банков, определяет порядок формированияобязательных страховых фондов для возмещения убытков клиентов.
Банк России реализует внешнеэкономические функции. Он вправеосуществлять любые операции в иностранной валюте в Российской Федерации и заграницей на базе действующего законодательства и в соответствии с международнойбанковской практикой. Банк России представляет интересы Российской Федерации вцентральных банках других стран, международных банках и иныхфинансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничествоосуществляется на уровне центральных банков. Он выдает лицензии (разрешения) наоткрытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитныхорганизаций на территории РФ, осуществляет регулирование курса рубля поотношению к денежным единицам иностранных государств, управляет золотовалютнымирезервами РФ, находящимися на балансе Банка России, выдает лицензии наосуществление банками операций в иностранной валюте в Российской Федерации и заграницей. При необходимости он может вводить ограничения для банков на объемыпривлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в рамкахединой федеральной денежно-кредитной политики.
Управление Банком России осуществляется советом директоровБанка и Председателем Банка России. Последний назначается и освобождается отдолжности Государственной Думой по представлению Президента РФ.
Компетенция совета директоров в ведении дел Банка Россииявляется решающей. К его полномочиям относятся:
а) разработка основных направлений денежно-кредитнойполитики РФ;
б) определение объемов и видов операций Банка России сбанками и бюджетами, а также на рынке ценных бумаг, на валютном рынке;
в) определение размеров кредитов Банка России,предоставляемых другим банкам, и процентных ставок (учетных ставок) по этимкредитам;
г) создание и изменение фондов, образуемых в соответствии сУставом Банка России;
д) установление экономических нормативов для банков;
е) рассмотрение отчета о работе, баланса, счета прибыли иубытков Банка России;
ж) другие вопросы, предусмотренные уставом Банка России ирегламентом работы совета директоров.
Структура системы Банка России состоит из главныхуправлений, действующих от имени Банка России в пределах предоставленных имполномочий. В их составе действуют на правах структурных подразделенийрасчетно-кассовые центры.
Банк России и его территориальные главные управлениясоставляют единую централизованную систему. Главные управления Банка Россииобеспечивают проведение единой федеральной политики в области денежногообращения, кредитования, расчетов, кассовых операций и осуществляют надзор задеятельностью банков. В пределах своей компетенции они распоряжаютсязакрепленным за ним имуществом и заключают от имени Банка России договоры сюридическими и физическими лицами. 3. Понятие и признаки доминирующего положения натоварном рынке
Среди всех хозяйствующих субъектов действующеезаконодательство особо выделяет правовое положение лиц, занимающих доминирующееположение на рынке. В юридической литературе такие субъекты именуются иногдамонополистами. Доминирующее положение — это исключительное положениехозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара,не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее возможностьоказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующемтоварном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта,доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, заисключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря напревышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, доля которогона рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установленоантимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта нарынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам,возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев,характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положениехозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара непревышает 35%.
Кроме того, доминирующее положение может возникать в силусоглашений между конкурентами, а также монополистом и его покупателем илипотребителем.
Согласно Методическим рекомендациям по определениюдоминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденнымприказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 г., доминирующее положение хозяйствующегосубъекта может явиться результатом как внешних, так и внутренних факторов, втом числе:
· государственной политики, включая дифференцированную системуналогов, предоставление субсидий и других льгот;
· слияний, присоединений, а также ликвидации хозяйствующихсубъектов;
· производственной или научно-технической стратегии, в том числевнедрения нововведений;
· деятельности хозяйствующего субъекта по устранению конкурентов срынка неконкурентными методами;
· соглашений между хозяйствующими субъектами (явных, тайных);
· других факторов.
Удерживание доминирующего положения само по себе не являетсяправонарушением.
Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. в ред.от 01.02. 2005 г. утвержден Порядок формирования и ведения Реестрахозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.
Включение в Реестр и исключение из него хозяйствующихсубъектов (независимо от места их государственной регистрации) осуществляютсяна основании решения федерального антимонопольного органа, если хозяйствующийсубъект имеет долю более 35% на соответствующем товарном рынке РоссийскойФедерации в целом.
Реестр является открытым. Содержащиеся в нем сведенияпредоставляются по запросам заинтересованных юридических и физических лиц.
При несогласии организации с признанием ее положениядоминирующим на товарном рынке арбитражный суд оценивает соблюдение антимонопольныморганом правил установления данного факта. Так, антимонопольный органустановил, что организация доминирует на областном рынке эмалированной посуды сдолей 77,7%. При этом антимонопольный орган исходил из того, что эмалированнаяпосуда взаимозаменяемых товаров не имеет, ее рынок совпадает с границамиобласти, на территории которой расположен заявитель. Доля последнего на рынке сучетом перечисленных обстоятельств должна определяться исходя из показателейорганов статистики об объемах эмалированной посуды, поставленной в эту область.Организация обратилась в суд с требованием о признании недействительным решенияантимонопольного органа, ссылаясь на неправильное определение географических итоварных границ рынка, повлекшее завышение ее доли. Суд заявленное требованиеудовлетворил, правомерно руководствуясь следующим. Определение границ рынка ирасчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, должны производитьсяантимонопольным органом по правилам, изложенным в Методических рекомендациях поопределению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке,утвержденных приказом ГКАП России от 3 июня 1994 г. № 67, и Порядке проведенияанализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденномприказом ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. № 169. В данном случае такие правила небыли соблюдены. Устанавливая факт доминирующего положенияорганизации-заявителя, антимонопольный орган не определил ни вид рынка (оптовыйили розничный), ни состав участвующих в нем продавцов и покупателей (п.2.2. и 3Порядка). Не была исследована структура рынка и его открытость длямеждународной и межрегиональной торговли (п.6 и 7 Порядка). Так, вместопроведения анализа возможностей и выявления объемов поставки в областьаналогичных товаров из других регионов эти объемы были признаны равнымипоказателям статистических органов. Наличие или отсутствие барьеров входа наобластной рынок для иных производителей антимонопольным органом не изучалось(п.7.3 Порядка). Вывод о том, что эмалированная посуда представляет собойотдельный товарный рынок и не имеет заменителей, сделан в результате проверкивозможностей только областных производителей металлической посуды и не учитывалтого, что товары организации-заявителя имеют многофункциональное назначение (сахарницы,хлебницы, чайники, кастрюли и т.д.) и некоторые из них могут быть замененыизделиями из дерева, стекла, фарфора, фаянса, пластика и т.д. , выпускаемымикак в самом регионе, так и за его пределами. Поскольку оценка границ товарногорынка и доли на нем хозяйствующего субъекта была проведена антимонопольныморганом с нарушением установленных требований, основанное на такой оценкерешение о доминировании организации-заявителя на этом рынке правомерно признаносудом недействительным.
Как видим, споры о признании недействительными решений овключении организаций в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынкеопределенного товара долю более 35%, подлежат рассмотрению арбитражными судамипо искам заинтересованных организаций.
Включение в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих какгруппа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке. Например,акционерное общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признаниинедействительным решения о включении в Реестр, поскольку его доля на рынкеопределенного товара не превышает 35%. При рассмотрении дела суд установил, чтоистец владеет долей от 50 до 100% голосов в дочерних акционерных обществаханалогичного профиля. На основании ст.4 Закона о конкуренции истец и егодочерние общества составляют группу лиц, которая рассматривается как единыйхозяйствующий субъект. Следовательно, для включения в Реестр лиц, действующихкак группа, достаточно, чтобы их совокупная доля на рынке определенного товарапревышала 35%. При таких условиях суд констатировал, что антимонопольный органправильно определил долю акционерного общества на рынке и включил его в Реестрв составе группы лиц.
При нарушении антимонопольного законодательства одним изчленов доминирующей группы лиц соответствующее предписание может быть дано идругим членам группы, способным обеспечить устранение нарушения.
В то же время следует иметь в виду, что решениеантимонопольного органа о включении хозяйствующего субъекта в Реестр неявляется необходимым условием для признания его субъектом, доминирующим нарынке. Организация обратилась с требованием о признании недействительнымрешения антимонопольного органа о понуждении ее заключить договор спотребителем. Суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил, так какорганизация не была включена в Реестр. При этом суд считал, что доминирующееположение может устанавливаться только в отношении организаций, включенных вРеестр. Поскольку ст.5 Закона о конкуренции устанавливает запреты исключительнодля субъектов, доминирующих на рынке, у антимонопольного органа отсутствовалиоснования для вынесения предписания. Кассационная инстанция решение отменила ив удовлетворении требования отказала. При этом она исходила из того, чтоправомочия устанавливать доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарынке в соответствии со ст.12 Закона о конкуренции предоставленыантимонопольным органам. Факт доминирования определяется на основаниикритериев, предусмотренных ст.4 Закона о конкуренции. Указанная статья нетребует включения хозяйствующего субъекта в Реестр в качестве условия признанияего положения доминирующим. При наличии доказательств доминирования субъекта нарынке антимонопольный орган вправе применить к нему меры, предусмотренные ст.12Закона о конкуренции. Представление доказательств, подтверждающих долюхозяйствующего субъекта на рынке, является обязанностью антимонопольногооргана.
Литература
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1.М., 2005.
2. О Центральном банке РФ: ФЗ РФ от 10.07. 2002 № 86-ФЗ в ред. от12.06.2006. // СПС «Консультант-плюс».
3. Ершова И.В. Предпринимательское право. М., 2004.
4. Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2004.
5. Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. Олейник О.М., М., 2005.
6. Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.