Реферат по предмету "Государство и право"


Наука уголовно-исполнительного права и история ее развития

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1.История развития уголовно-исполнительного права в дореволюционной России
1.1Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVIIвв.)
12 Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра Iи Екатерины II
1.3Пенитенциарное законодательство в XIX– нач. XX вв.
2.Создание уголовного и исправительно-трудового законодательства в СССР
3.Уголовно-исполнительное право на современном этапе
4.Наука уголовно-исполнительного права, ее связь с другими науками, практикойдеятельности учреждений и органов государства, исполняющих уголовные наказания.
Заключение
Списокнормативных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Задачи уголовно-исполнительногоправа как науки базируются на целях и задачах уголовного и вытекающего из негоуголовно-исполнительного законодательства. В соответствии со ст. 1 УИК РФуголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своимицелями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступленийкак осужденными, так и иными лицами.
Для достижения этих целей определяютсяследующие задачи: регулирование порядка и условий исполнения и отбываниянаказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод изаконных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч. 2 ст.1 УИК РФ).
Содержащиеся в приведенномопределении общие задачи направлены на достижение целей наказания путемнадлежащего его исполнения. Общие задачи уголовно-исполнительного праваопосредуются в более конкретных, которые реализуются учреждениями и органами,исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важныхгосударственных функций — исполнение приговора суда.
Таким образом, задачиуголовно-исполнительного права образуют определенную систему, состоящую изобщих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органовпутем применения комплексных мер карательно-исправительного воздействия косужденным.
Цель работы – рассмотреть понятиенауки уголовно-исполнительного права, ее цели и задачи, а также определитьосновные этапы ее возникновения и развития.

1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
 
Исследование прошлого может идолжно служить средством познания настоящего, предвидения будущего и осмысленияна этой основе развития любой науки как отражения целенаправленногоисторического процесса.
Во все времена одним из показателейуровня культуры, духовного здоровья общества было отношение его членов кисторическому наследию своей страны.
Характерный для социально-правовыхнаук принцип историзма означает необходимость изучения заявленных проблем вразвитии, с учетом правил конкретности, взаимозависимости с иными родственнымипроблемами, в связи с практическим опытом. Историзм включает и прогнозирование,т.е. определение основных тенденций развития явления в будущем, предсказаниеего исторических перспектив. «Предвидение и история неотделимы, посколькудолжны быть основаны на знании законов, которые увязывают прошлое, настоящее ибудущее»[1].
Изучение историиуголовно-исполнительного права призвано способствовать более плодотворномуопределению перспектив дальнейшего движения теоретической мысли, а такжеэффективных путей совершенствования законодательства об исполнении наказаний исоциальной практики его применения.
Вопросам становления и развитияпенитенциарного законодательства и практики посвящен целый ряд фундаментальныхи современных работ. В настоящее время имеются все благоприятные условия дляобъективной оценки истории.
Эволюция отечественных отраслейправа в области борьбы с преступностью, как и всего законодательства в целом,по общему признанию отражает основные особенности развития Российскогогосударства, экономические, социальные, политические изменения, происходившие внем. Поэтому для Российской Федерации известное изречение о том, что осостоянии государства и общества можно судить по его тюрьмам, всегда являлось ипродолжает оставаться, безусловно, актуальным.
Рассмотрение истории вопросасвязано с определенной периодизаций, отражающей коренные вехи развитияРоссийского государства и его права.
1.1Пенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVIIвв.)
В качестве первого этапа выделяетсяпенитенциарное законодательство и право России допетровского периода (X — XVIIвв.)
Формированиеуголовно-исполнительного законодательства началось при становлениигосударственности Древней Руси. Самый известный памятник древнерусского права,содержащий нормы об уголовных наказаниях и их исполнении, — «Русская Правда» —комплексно рассматривается в курсе истории государства и права России.
Предписания Русской Правды и ееранней редакции — Краткой Правды основывались на обычаях и сложившейся практикенаказания за опасные деяния.
Так, в качестве наказания засовершение убийства опускалась кровная месть, т.е. разновидность смертнойказни, приводимой в исполнение родственниками убитого. Вместе с тем кровнаяместь могла быть заменена значительным штрафом (в 40 гривен). Кровная местьлибо альтернативная мера в виде штрафа в 3 гривны предусматривались также зананесение телесных повреждений. Сурово относился законодатель и к воровству.Так, любому предоставлялось право убить застигнутого на месте преступленияночного вора или вора, убившего собственника около его дома или во время кражиего имущества. В большинстве статей Правды предусматривался денежный штраф,размер которого зависел от тяжести преступления, сословного положенияпотерпевшего и преступника.
Правоустановления об уголовныхнаказаниях и их исполнении носили в то время единый характер и получилидальнейшее развитие в период образования и укрепления Русского централизованногогосударства, в комплексных законодательных источниках: Судебниках 1497 и 1550гг., в которых были объединены видоизмененные предписания Русской Правды,обычного права и судебно-прецедентной практики.
Источник 1550 г. именовалсяСудебником Царя и Великого Князя Иоанна IV (Грозного), («Царским судебником») идействовал длительное время с учетом последующих изменений и дополнений[2].
Система наказаний и процесс ихисполнения по Судебникам приобретают все более суровый характер, направленныйна устрашение населения.
Значительная часть применявшихсяранее штрафов вытесняется разновидными по жестокой процедуре исполнения смертнымиказнями, телесными наказаниями, лишением свободы путем помещения в тюрьму.Широкое распространение получило телесное наказание в виде торговой казни —публичного битья кнутом на торговой площади.
Как видно, существеннойособенностью процесса исполнения наказаний, призванной усилить их превентивноевоздействие, был его публично-позорящий характер, «чтобы на то смотря иным неповадно было так делать»[3].
Новым этапом в формированиипредписаний об уголовных наказаниях и их исполнении было состоявшее из 25 глави 967 статей Соборное Уложение Царя и Великого Князя Алексея Михайловича 1649г., включающее в частности, такие положения: гл. 7 «О службе всяких ратныхлюдей Московского государства»; гл. 10 «О суде»; гл. 21 «О разбойных и шашиныхделах»; гл. 22 «За какие вины казниши»; гл. 23 «О стрельцах». Тюрьма становитсянеотъемлемой принадлежностью русских городов[4].
Соборное Уложение пошло по путидальнейшего заращивания устрашающего, превентивного и сословного началнаказания и его исполнения. Более пятидесяти разновидностей преступных деяниймогли быть наказаны по Уложению смертной казнью: простой либо квалифицированной.Широкое распространение получили различные виды телесных наказаний:болезненных, членовредительских, позорящих и др. Наметилась тенденция красширению применения тюремного заключения: на определенный либо неопределенныйсок. Новым видом наказания была ссылка преступников в окраинные города,остроги, крепости, имения. При применении уголовно-правовых мер широко девствовалипринципы талиона и неопределенности наказаний.
 
1.2Становление уголовно-исполнительного законодательства в царствование Петра Iи Екатерины II
Важным историческим этапомстановления уголовно-исполнительного законодательства на базе предшествовавшегоотечественного и зарубежного опыта являлся период правления Петра I (1699 —1725 гг.)
Во время его царствования былопринято более 100 специальных актов уголовно-исполнительного, в том числе военно-пенитенциарногохарактера и создан прообраз основ цивилизованной регламентацииуголовно-исполнительных отношений. Об этом свидетельствует тот факт, чтонаиболее важные из них действовали без значительных изменений около 100 лет.
Основным комплексным источникомпредписаний о системе наказаний и их исполнении стали Артикул воинский иКраткое изображение процессов или судебных тяжб 1716 г., в котором при непосредственномучастии Петра, наряду с другими вопросами, была произведена перваясистематизация уголовно-правовых и уголовно-исполнительных норм. Творец русскойармии и ее военного могущества оказался также соавтором важнейших источниковобщего, военного и пенитенциарного права. По своей юридической природе изаконодательной технике они стояли значительно выше аналогичных зарубежныхпамятников права того времени.
Артикул и приложение к нему какчасть Воинского устава предназначались вначале для военнослужащих, однаковскоре после их принятия были распространены на все население страны.
Этот акт с учетом экономических иполитических реалий того времени предусматривал усиление суровости наказаний,их разнообразие и построение в определенной последовательности, т.е. системе(лестнице).
Более ста видов преступлений могливлечь обычную или квалифицированную смертную казнь. Справедливости ради следуетзаметить, что в то же время в Западной Европе смертная казнь имела несравненнобольший размах, а неопределенность и альтернативность российских санкций позволялаприговоры о лишении жизни заменять различными каторжными работами, исходя изпотребностей строящегося государства в рабочих руках.
Широко применялись известные иновые разновидности членовредительных и болезненных наказаний. Расширилось применениепубличных позорящих мер по типу лишения чести, достоинства, шельмования и т.п.Значительное распространение получила ссылка на каторжные, крепостные работыили на галеры на определенный срок либо бессрочно. Сохранялись лишение свободыв виде заключений в тюрьму (крепость), под караул, высылка в окраинные города,в Сибирь: на время или пожизненно.
На основе проведенных реформактивизировалось дальнейшее развитие и правовая корректировка уголовно-исполнительныхотношений в послепетровский период отечественной истории (в XVIII — XIX вв.)
Большое внимание к решению этойгосударственной задачи проявила Екатерина II, ко времени правления которойотносится создание системы уголовно-исполнительных учреждений, организацияприказов общественного призрения, учреждение работных и смирительных домов.Существенный вклад в развитие пенитенциарного права внесли ее проект обустройстве тюрем (Наказ Екатерины II 1782 г.), а также другие просветительскиеидеи и взгляды, многие из которых реально были востребованы к жизни, но позднее[5].
1.3 Пенитенциарноезаконодательство в XIX–нач. XXвв.
В 1819 г. под покровительствомАлександра I в Петербурге было образовано Попечительское общество о тюрьмах, ак 30-м годам XIX в. в России уже действовала целая система новых общих испециальных военных пенитенциарных актов: Устав о ссыльных 1822 г., Положениедля крепостных арестантов 1823 г., Устав об этапах в Сибирских губерниях 1824г., Положения об арестантских ротах 1834 г. и об исправлении порочных людей1835 г., тюремная инструкция 1831 г. Последняя по объему и существусодержащихся в ней предписаний являлась важным шлагом к созданию общетюремногокодекса России.
Первым систематизированнымзаконодательным актом об исполнении лишения свободы стал Свод учреждений иуставов о содержании под стражей и ссыльных 1832 г., за которым последовали:Положение об исправительном заведении в Петербурге 1839 г., Военно-уголовныйУстав 1839 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. сприложениями (дополнительными постановлениями о распределении и употребленииосужденных в каторжные работы; дополнительными правилами к Уставу осодержащихся под стражей)[6].
В соответствии с принятым приНиколае I Уложением 1845 г. все наказания делились на два разряда: уголовные и исправительные.
К наказаниям уголовным, например,были отнесены (ст. 19): лишение всех прав состояния и смертная казнь; лишениевсех прав состояния и ссылка в каторжные работы, на поселение в Сибирь или наКавказ; для людей, не изъятых от наказаний телексных — публичное наказание от10 до 100 ударов плетьми через палачей с наложением или без наложения клейма. Применениекаторжных работ и плетей разделялось по своей тяжести на семь степеней (ст. 21)[7].
К исправительным мерам относились:временное заключение в крепости, в смирительном доме, в тюрьме с лишением некоторыхособенных прав и преимуществ либо без оного; краткосрочный арест; денежныевзыскания; выговоры, замечания, внушения в присутствии суда.
Кроме того, за преступления послужбе могли последовать: исключение из службы (с лишением права вновьпоступать на государственную службу); отрешение от должности; вычет из временислужбы (дающего право на пенсию, награду) до одного года; перемещение на низшуюдолжность; вычет из жалованья (до 1/3 годового оклада).
В целом сложившаяся системанаказаний и их исполнения в сравнении с Соборным Уложением и Артикулом воинскимстала менее жесткой, однако назвать ее гуманной также нет достаточныхоснований.
Формирование уголовной ипенитенциарной политики России XIX столетия происходило под влияниемпрогрессивных взглядов и идей отечественных и зарубежных ученых и писателей,активной позиции передовой российской общественности, что сказалось в ходепроведения прогрессивных судебной и тюремной реформ 1863-1864 гг.
В 1864 году в контексте буржуазныхреформ принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. К этомувремени были отменены клеймение, телесные наказания для женщин, шпицрутены вармии, ограничивалось (а с 1885 г. — отменялось вовсе) применение розог. Уставполучил высокую оценку современников за гуманность, демократизм и простотуприменения. Он знаменовал собой качественно новый этап в формировании отечественнойуголовной и пенитенциарной политики: этап окончательного оформленияуголовно-исполнительного права в конце ХIХ — начале ХХ в.
В Вооруженных Cилах с учетомизвестной преемственности в это время также появились новыевоенно-пенитенциарные акты, собранные в Своде военных постановлений: Положениео военно-исправительных ротах и Военно-судебный устав 1867 г., Указ «Заведениявоенно-тюремные», Воинский устав о наказаниях 1869 г., Дисциплинарный устав — 1869 г.
Дальнейшим развитием идейдемократизма и гуманизма стало Уголовное Уложение 1903 г., предусматривающееследующую новую систему наказаний: смертная казнь, каторга, ссылка напоселение, заключение в исправительном доме, заключение в крепости, заключениев тюрьме, арест, денежный штраф.
Смертная казнь приводилась висполнение путем непубличного повешения. Такая процедура свидетельствовала об исключениицели публичного устрашения процессом казни.
Каторга могла быть примененабессрочно либо на срок от четырех до пятнадцати лет. Приговоренные содержалисьв каторжных тюрьмах или за ее пределами и подвергались тяжелым принудительнымработам.
Заключение в исправительный домприменялось на срок от полутора до шести лет, заключение в крепости — на срокот двух до шести лет, а в тюрьме — от двух недель до одного года. Арестназначался на срок от одного до шести месяцев.
Исполнение денежного штрафа моглобыть отсрочено или рассрочено на срок до одного года.
Развитие уголовно-исполнительногозаконодательства Российской империи продолжало осуществляться путем внесенияизменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, втюремные инструкции и иные источники.
Ко времени свержения монархии иОктябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили дальнейшееразвитие и впитали целый ряд прогрессивных демократических идей.
Таким образом, к началу советскогопериода истории была создана законченная отечественная теория и законодательнаяоснова уголовно-исполнительного права.

2.СОЗДАНИЕ УГОЛОВНОГО И ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СССР
Советский периодуголовно-исполнительного права продолжался с 1917 по 1993 гг. и, безусловно,базировался на рассмотренных исторических корнях и преемственности.
Основными положениями, исходя изкоторых началась трансформация пенитенциарного права в исправительно-трудовое,были благородные идеи об исправлении осужденных — главной цели наказания иобщественно полезном труде как ведущем средстве исправления.
Основные руководящие идеи советскойуголовной и исправительно-трудовой политики того времени были отражены в разделе«О наказаниях» судебного пункта программы РКП(б), принятой VII съездом правящейкоммунистической партии в 1919 г[8].
В этом документе, а также в рядеработ В.И. Ленина и его соратников предусматривались отказ от наказаний, несовместимых с достоинством человека; усиление воспитательной стороны наказания;введение общественного порицания; замена лишения свободы принудительным трудомс проживанием на дому; замена тюрем воспитательными учреждениями; введениетоварищеских судов для некоторых категорий рабочих и в армии[9].
Эти и другие принципы, программныеустановки ускорили нормотворческую деятельность нового государства, в частностисоздание уголовного и исправительно-трудового законодательства. Такаядеятельность отнюдь не находилась в стороне от развития пенитенциарного дела вмире, а вполне соответствовала международным тенденциям. Первые нормыСоветского государства в области определения и исполнения уголовных наказанийпоявились уже в конце 1917 — начале 1918 гг. Они содержались в ряде общих и специальныхуголовно-правовых декретов и обращений Совета Народных Комиссаров, съездовСоветов народных депутатов, ВЦИК РСФСР, Совета рабочей и крестьянской обороны (например,Временная инструкция о лишении свободы как о мере наказания и о порядкеотбывания такового 1918 г., Декрет Совнаркома РСФСР «Об учреждениираспределительных комиссий» 1919 г., «Положение об общих местах заключения»1921 г. и др.)[10].
Система мест лишения свободысостояла из общих мест заключения (тюрем), воспитательно-карательныхреформаториев и земледельческих колоний (в основном для несовершеннолетних имолодежи), испытательных заведений для лиц, в отношении которых имеютсяоснования для послабления режима или досрочного освобождения,карательно-лечебных заведений и тюремных больниц. В условиях развернувшейся вРоссии гражданской войны и интервенции правительством определяласьнеобходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолированияих в концентрационных лагерях принудительных работ.
В 1922 г. был введен в действиеУголовный кодекс РСФСР, исходя из которого впоследствии был разработан и в 1924г. принят первый в истории России единый кодифицированный акт уголовно-исполнительногохарактера — Исправительно-трудовой кодекс. В соответствии с его положениямиместа заключения трансформировались в направлении от тюрем кисправительно-трудовым учреждениям и подразделялись на три группы:
а) учреждения для применения мерсоциальной защиты исправительного характера (дома заключения,исправительно-трудовые дома, трудовые колонии — сельскохозяйственные, ремесленныеи фабричные, изоляторы специального назначения, переходныеисправительно-трудовые дома);
б) учреждения для применения мерсоциальной защиты медико-педагогического характера: трудовые дома длянесовершеннолетних и трудовые дома для несовершеннолетних право нарушителей израбоче-крестьянской молодежи;
в) учреждения для применения мерсоциальной защиты медицинского характера: колонии для психически неуравновешенных,туберкулезных и других больных заключенных, институты психиатрическойэкспертизы, больницы и т.п.
Подготовка и принятие открытыхсистематизированных документов, доступных для каждого гражданина, являлось величайшейзаслугой отечественных юристов. Их мысль была на уровне передовых идей своеговремени. Правовые акты такого уровня проработанности и цивилизованности имелисьтогда далеко не в каждой из стран Европы.
Первые уголовно-исполнительные актыобщего и военно-специального характера сформулировали идеи и принципы политикигосударства в области исполнения наказаний, которые не утратили своего значениядо настоящего времени, дошли до нас и составляют методологическую основусовременного пенитенциарного законодательства Российской Федерации.
Последующий этап охватывает времяпринятия и действия Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзныхреспублик 1924 г., исправительно-трудовых кодексов союзных республик, в томчисле нового ИТК РСФСР 1933 г. В нем были закреплены новые прогрессивные идеиисполнения уголовных наказаний, к сожалению в силу политических причин тоговремени оставшиеся лишь декларациями.
Тридцатые годы характеризуютсяначалом все более превалирующей тенденции к возрастанию уголовной репрессии и отступлениюот основанного на законе судебного порядка их применения на основеполитического тезиса об усилении классовой борьбы[11].
Период с конца 30-х по начало 50-хгодов отмечен детерминируемыми культом личности нарушениями законности:испра-вительно-трудовое право фактически перестает действовать, в особенности впериод Великой Отечественной войны, законодательная регламентация исполнениянаказаний оказалась заменена закрытыми для общественности ведомственныминормативными актами административного характера, а преподавание этого предметабыло надолго исключено из учебных программ юридических учебных заведений.
Следующий исторический этапхарактеризуется восстановлением правовых начал регулирования отечественныхуголовно-исполнительных отношений, возрождением исправительно-трудового правана базе мер по укреплению законности в деятельности правоохранительных органовстраны.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XXвека принимается целый блок Основ законодательства Союза ССР и союзныхреспублик в сфере борьбы с преступностью, вводятся в действие новые Уголовный иУголовно-процессуальный кодексы РСФСР.
На их основе принимаются меры поулучшению деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, разрабатываютсяи утверждаются новые законодательные акты пенитенциарного характера:общесоюзные, республиканские, военные: Основы исправительно-трудовогозаконодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Исправительно-трудовойкодекс РСФСР 1970 г., Положение о дисциплинарном батальоне 1957, 1961, 1966,1983 гг.[12].
К середине 80-х годов в СССРобразовались фактически две ветви законодательства, регулирующего исполнениеуголовных наказаний: исправительно-трудовое законодательство и законодательствооб исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудовоговоздействия на осужденных[13].
Объективно встал вопрос о созданииединой, кодифицированной, обоснованной на общей теоретической базе отраслизаконодательства, — уголовно-исполнительного. Началась работа по созданиюсоответствующих законопроектов, завершившаяся уже после распада Союза ССР иобразования СНГ принятием и введением в действие с 1997 г. принципиально новыхУголовного и Уголовно-исполнительного кодексов России, дальнейшей разработкойсоответствующих модельных кодексов в рамках межпарламентской ассамблеиСодружества Независимых Государств.
С ликвидацией СССР и принятиемКонституции Российской Федерации 1993 г. советский период историиотечественного права завершается.
 

3.УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дальнейшее, современное намразвитие уголовно-исполнительного права продолжает осуществляться в рамкахновой российской государственности.
С 1 июля 1997 г. вступил в действиеновый Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее — УИК РФ), иза это время в процессе применения выявились не только положительные его свойства,но и весьма существенные недостатки и проблемы при реализации отдельныхправовых норм. Это потребовало за короткие сроки внести в него значительноечисло изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостьюразвития социально-экономической ситуации в стране (как, например, августовскийкризис 1998 г., который свел к минимуму возможности дифференциации многихусловий отбывания наказания и поставил УИС на грань выживания); с другой — изменениямифункционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей УИСиз МВД России в ведение Министерства юстиции РФ. Конечно, выявились и отдельныепросчеты, недостатки и пробелы в правовом регулировании исполнения уголовныхнаказаний.
В связи с вступлением в СоветЕвропы Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе: передатьуголовно-исполнительную систему из ведения Министерства внутренних дел введение Министерства юстиции; ввести мораторий на исполнение наказания в видесмертной казни, а в течение трех лет вообще отменить ее.
Выполняя эти обязательства,Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних дел Российской Федерации», согласнокоторому предписывалось передать УИС в ведение Министерства юстиции[14].
В развитие этих положенийГосударственная Дума РФ приняла Федеральный закон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ«О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерациив связи с реформированием уголовно-исполнительной системы»[15],который касался более двадцати различных законов. Указом Президента РФ от 28июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системыМинистерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстицииРоссийской Федерации» УИС к 1 сентября 1998 г. была передана из одного ведомствав другое[16]. УказомПрезидента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах пореформированию внутренних войск Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации» функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу,была передана из внутренних войск в ведение Министерства юстиции РФ[17].
В связи с критической ситуацией,сложившейся в УИС в сентябре—ноябре 1998 г. (когда система в связи сэкономическим кризисом в августе из госбюджета фактически не финансировалась), даннаяситуация стала предметом специального рассмотрения в Государственной Думе иСовете Федерации Федерального Собрания РФ (Государственная Дума принялапостановление от 21 октября 1998 г. № 3134 «О критической ситуации вфинансовом обеспечении деятельности уголовно-исполнительной системы в условияхее реформирования»), а также в Правительстве РФ. Совет Федерации в порядкезаконодательной инициативы в июле 1999 г. вошел в Государственную Думу сзаконопроектом, предусматривающим существенную корректировку карательнойполитики в сторону гуманизации в отношении лиц, совершающих преступлениянебольшой и средней тяжести, а также в отношении лиц, отбывающих наказание ввиде лишения свободы.
Государственная Дума принялаФедеральный закон от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополненийв Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР,Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательныеакты Российской Федерации». Этим Законом внесены изменения и дополнения в 56норм уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иногозаконодательства, реализация которых не только позволила облегчить условиясодержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, но и существенносократила их численность.
Проводимые в последнее время почтиежегодные амнистии не решают проблемы переполнения мест лишения свободы, в лучшемслучае они дают лишь временную передышку. Самая крупная амнистия, проведенная в2000 г. (только из УИС было освобождено около 206 тыс. человек), не обеспечиласущественной разгрузки мест лишения свободы на длительное время, так как же к концуее проведения (ноябрь 2000 г.) численность контингента в следственныхизоляторах не только не стабилизировалась, но и вновь приобрела тенденцию кросту.
Поэтому и необходима существеннаякорректировка карательной политики, с тем чтобы ее тяжесть, суровость быласконцентрирована на лицах, совершающих тяжкие и особо тяжкие преступления, т.е. на ядре преступного мира. Сейчас же в следственных изоляторах среди лиц, числящихсяза органами расследования, 56,8% привлечены за совершение преступленийнебольшой и средней тяжести, т. е. для общества они не представляют особойобщественной опасности[18].
Практика применения ряда норм УМКРФ показала необходимость их переработки, особенно в связи с изменившимися социально-экономическимиусловиями в стране и потребностью более полного их соответствия международнымстандартам обращения с осужденными и арестованными.
В связи с указанными вышеизменениями уголовно-исполнительная система с 1998 г. стала самостоятельнойфедеральной служкой, выведенной из подчинения органов законодательной и исполнительнойвласти субъектов РФ. УИС были переданы многие функции, которые она ранее вообщене исполняла либо исполняла лишь частично (таких функций оказалось болеедесяти).
Деятельность России пореформированию своей уголовно-исполнительной системы была одобрена в мае 2000г. в Берлине на заседании руководителей пенитенциарных систем стран — членовСовета Европы по вопросам расширения альтернатив тюремному заключению ипредотвращению пыток. А в 2003 г. опыт России по реформированию УИС былрекомендован странам — членам Совета Европы для изучения и внедрения.
Прошедшее со дня принятия Федеральногозакона от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ время показало своевременность иполезность гуманизации условий и порядка исполнения и отбывания наказания,особенно в виде лишения свободы.
В марте 2004 г. в рамках проводимойв России административной реформы произошли существенные изменения в структуреисполнительной власти. Президент РФ Указом от 9 марта 2004 г. № 314 «Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти»[19]установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входятфедеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В связи сэтим Минюсту России стали подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний,Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов.
В развитие названного УказаГосударственной Думой 11 июня 2004 г. был принят Федеральный закон № 58-ФЗ,который уточнил нормы ряда законов (включая УИК, УК и УПК) в сфере исполненияуголовных наказаний, в том числе параметры взаимоотношений ФСИН и МинюстаРоссии. Эти взаимоотношения определены в указах Президента РФ от 13 октября2004 г. № 1313, 1314 и 1315, утвердивших соответствующие положения оМинистерстве юстиции РФ, Положение о Федеральной службе исполнения наказаний иПоложение о Федеральной службе судебных приставов. Эти новеллы существенным образомизменили систему и структуру управления УИС России.

4.НАУКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ, ПРАКТИКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ
Важнейшим проявлениемуголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право.
Реализуя уголовно-исполнительнуюполитику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовыхинститутах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общимположениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнениюотдельных наказаний. Кроме того, следуя в русле требований уголовной политики иуголовного права, уголовно-исполнительное право в сферу своего воздействиявключает и исполнение иных мер уголовно-правового характера, не являющихся всобственном смысле наказанием (принудительные меры воспитательного воздействия,принудительные меры медицинского характера и др.) Совокупность всех этих отношений,нашедших закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве, и составляетпредмет данной отрасли российского права.
Определение путей реформированияполитики, законодательства и самой системы учреждений и органов, исполняющих наказания,невозможно без активной роли науки уголовно-исполнительного права.
В настоящее время образованадостаточно широкая сеть учебных заведений, которые ведут подготовку специалистовдля уголовно-исполнительной системы и разрабатывают различные научные проблемыданной отрасли знаний; создан и функционирует Научно-исследовательский институтуголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Особенно важно значение науки вразработке концептуальных основ и перспектив развития деятельности государствав сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными. Всоответствии с данными программами разрабатывается нормативная база, обобщаетсяопыт функционирования системы органов и учреждений, исполняющих наказания, идетподготовка кадров для практической и научной деятельности, создается учебная инаучная литература.
Сферу уголовно-исполнительнойдеятельности обслуживают различные отрасли научных знаний: право, экономика, управление,психология, педагогика, военное дело и др. Она носит комплексный характер,особенно при исполнении таких наказаний, как лишение свободы, арест,направление в дисциплинарную воинскую часть.
Это особенно важно иметь в виду приподготовке специалистов для работы в учреждениях и органах, исполняющихнаказания. Они должны обладать комплексными знаниями для обеспеченияжизнедеятельности осужденных. Названные отрасли науки детально изучают«свои» аспекты сферы исполнения уголовных наказаний, разрабатывая, например,проблемы охраны осужденных и осуществления за ними надзора, организациипроизводства и трудового использования осужденных, их медицинского обслуживанияи т. п.
Среди обширного комплексауголовно-исполнительных (пенитенциарных) отраслей научных знаний(исправительная педагогика, исправительная психология, организация трудаосужденных и экономика производства исправительных учреждений и др.) ведущееместо принадлежит науке уголовно-исполнительного права, котораяв России в свое время зарождалась как пенитенциарное право, затемтрансформированное в исправительно-трудовое право, а ныне — вуголовно-исполнительное.
Наука уголовно-исполнительногоправа обслуживает самостоятельную отрасль законодательства —уголовно-исполнительное, изучает практику его применения и соотносит смеждународными стандартами обращения с осужденными и зарубежным опытом исполнениянаказаний и работы по исправлению осужденных, анализирует историю развитияисправительного законодательства, пенитенциарного дела и научных исследований вРоссии, формулирует принципы и научные основы этой деятельности, обеспечивая приэтом подготовку необходимых кадров.
Наука уголовно-исполнительного праваиспользует все оправдавшие себя на практике методы научных исследований (ипрежде всего исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный,социологические); это обеспечивает достаточно высокую степень достоверности иэффективности предлагаемых ею рекомендаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголовно-исполнительное правоявляется преемником исправительно-трудового, а еще ранее — пенитенциарногоправа, которое стало активно развиваться в России еще в XIX в. Несмотря наразличные наименования, объектами их внимания были порядок и условия отбыванияи исполнения наказаний, и прежде всего наказаний в виде лишения свободы.
Смещение акцента в деятельностиисправительной системы в первые десятилетия советской власти на трудовоевоспитание осужденных не отразилось на названии данной отрасли права, оно по-прежнемуоставалось пенитенциарным правом, а политика в этой сфере государственнойдеятельности продолжала именоваться пенитенциарной политикой. Лишь со второйполовины 30-х гг. XX в. такая терминология вышла из употребления, прочнозакрепив на длительное время за данной сферой деятельности государства названиеисправительно-трудовой, просуществовав в таком виде до 1993 г. — до принятия КонституцииРФ, где эта отрасль была названа уголовно-исполнительным законодательством.
Таким образом,уголовно-исполнительное право России зиждется на фундаменте своих предшественников,впитав все лучшее и достойное из отечественного нормотворчества и практики. Уголовно-исполнительноеправо РФ его применения, а также зарубежный опыт, воплощенный, прежде всего вмеждународных стандартах обращения с осужденными.
Нужно отметить, чтоуголовно-исполнительная система России сейчас функционирует в болееблагоприятных условиях, имея поддержку, по существу, всех государственныхструктур, гражданского общества, включая общественные формирования, а также мировогосообщества. Это обеспечивает стабильное и устойчивое функционирование УИС,несмотря на имеющиеся материальные затруднения.
 

СПИСОКНОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Уголовныйкодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (споследующими изменениями и дополнениями).
2.   Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации. от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с последующимиизменениями и дополнениями).
3.   Уголовно-исполнительныйкодекс Российской Федерации с постатейными материалами/ Сост. А.С. Михлин, В.А.Казакова, Н.Д. Михлина. М., 1998;
4.   Федеральныйзакон от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (принятГД ФС РФ 04.06.1997)
5.    Федеральныйзакон от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений взаконодательные акты Российской Федерации в связи с реформированиемуголовно-исполнительной системы»
6.   УказПрезидента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральныхорганов исполнительной власти» (с изменениями от 20 мая 2004 г., Указ № 649.)//СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; 2004. № 21. Ст. 2023.
7.    УказПрезидента РФ от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительнойсистемы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерстваюстиции Российской Федерации»
8.    УказПрезидента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах пореформированию внутренних войск Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации
9.   Положениео Федеральной службе исполнения наказаний от 13 октября 2004 г.// Российскаягазета. 2004. 19 окт.
10. ГернетМ.Н. Историяцарской тюрьмы. 2-е изд., Т .1—5. М., 1951—1963.
11. ДетковМ.Г. Исполнениенаказания в дореволюционной России. М., 1990.
12.  ЗубковА. И., Калинин Ю. И., Сысоев В. Д. Пенитенциарныеучреждения в системе Министерства юстиции России: История и современность. М.,1998.
13. Криминология.Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Под ред.В.Н.Кудрявцева. М., 1977;
14. Комментарийк УИК РФ/ Под общ. ред. С.В.Степашина. 2-е изд. М.: Юристъ, 1999.
15. Криминология.Исправительно-трудовое право. История юридической науки / Под ред.В.Н.Кудрявцева. М., 1977.
16. КудрявцевВ.Н., Трусов А.И. Политическая юстиция в СССР. М., 2000.
17. РентЮ.А. Историяправоохранительных органов: полицейские и тюремные структуры России.Монография. Рязань, 2002.
18.  РябининА.А. Исправительно-трудовое(уголовно-исполнительное) право Российской Федерации. М., 1995.
19. ТолкаченкоА.А. Становлениеи развитие системы исполнения уголовных наказаний в России. М., 1997.
20. Уголовно-исполнительноеправо России. Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественнаяпрактика XX века. Учебник/ Под ред. А.И. Зубкова. М., 1997.
21. Уголовно-исполнительноеправо России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественнаяпрактика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Подред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. —3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006.
22. Уголовно-исполнительноеправо: Курс лекций / Отв. ред. А.А. Толкаченко. СПб., 2004.
23. ФукоМ. Надзиратьи наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.