Реферат по предмету "Государство и право"


Налоговый статус физических лиц

Филиал Федерального государственногообразовательного учреждения среднего профессионального образования «СибирскийГосударственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства»
КУРСОВАЯРАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Налоговоеправо»
ТЕМА: «Налоговыйстатус физических лиц».

Выполнил:
ПозняковАлексей Валерьевич
Студент5 курса группы «Правоведение»
Шифр:Ю-83-08
г. Иркутск 2010год

Содержание
 
Введение
Глава 1. Правовое регулирование основных видовналогов
1.1     Налогна доходы физических лиц
1.2     Налогина имущество физических лиц
1.3     Уплатаналога с имущества переходящего в порядке наследования или дарения
Глава 2. Ответственность физических лиц за нарушениеналогового законодательства
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Реформированиеэкономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливаетвозрастание роли налогов и их воздействия на различные стороныжизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходовбюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектовФедерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовойбазы, необходимой для выполнения социально — экономических и других задачгосударства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны,материальной гарантированности прав человека и гражданина.
Налоги — необходимыйэлемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, безкоторого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.
В Российской Федерации,как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов,взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. Вроссийском законодательстве 90-х гг. эти три категории налогоплательщиковименуются обобщенным термином — физические лица. В 1992 г. системаналогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболеекрупного налога — подоходного были отменены некоторые ранее установленныеналоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан,существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог;налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новыхплатежей, поглотивших или преобразовавших прежние.
Налоги, взимаемыегосударством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Нопри этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, сгосударством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальнуюпричастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активнодействующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание дляконтроля гос. органов, а также ответственности государства (органов местногосамоуправления) перед налогоплательщиками. В действующую с 1992 г. системуналогов с физических лиц по законодательству РФ включены: подоходный налог;налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования илидарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительноечисло разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных вналоговую систему РФ.

Глава 1. Правовоерегулирование основных видов налогов
 
1.1.           Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лицзанимает центральное место в системе налогов, взимаемых с физических лиц, нотак было не всегда. Исторически первыми возникли имущественные налоги,например, поземельный, подомовой, которые представляли собой налоги наразличные виды имущества и не затрагивали социальный статус плательщика.
Значимость налога на доходыфизических лиц в налоговой политике определяется не только его удельным весом вдоходах бюджета, но и интересами почти половины населения страны или всей еготрудоспособной части, а также рядом других экономических условий и общественныхотношений. Он наиболее полно отвечает одному из классических принциповналогообложения — принципу справедливости: его уплачивает тот, кто имеет доход.Кроме того, источник уплаты налога и объект налогообложения совпадают, вотличие от имущественных налогов.
В настоящее время порядок егоисчисления и уплаты определяется главой 23 НК РФ.
Плательщики налога:
·         физические лица,являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
·         физические лица,не являющиеся резидентами Российской Федерации, но получающие доходы отисточников, расположенных на территории России (ст. 207 НК РФ).
Под физическими лицами понимаютсяграждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Принадлежность кгражданству подтверждается паспортом гражданина РФ или иностранным паспортом.Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству России ине имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Для правильностиисчисления налога на доходы физических лиц необходимо четко определить, ктопризнается резидентом Российской Федерации. К физическим лицам — налоговымрезидентам Российской Федерации относятся лица, фактически находящиеся натерритории страны не менее 183 дней в календарном году, независимо отгражданства. Законодательно определено, что течение срока фактическогонахождения на территории России начинается на следующий день после календарнойдаты, являющейся днем прибытия на территорию России. А дата отъезда за пределытерритории России включается в количество дней фактического нахождения натерритории страны.
С 1 января 2007 г.налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся натерритории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подрядмесяцев. При этом период не прерывается, если физическое лицо выехало запределы РФ на срок не более 6 месяцев для лечения или обучения. Российскиевоеннослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, командированные запределы РФ, должны признаваться резидентами независимо от фактического временинахождения на территории Российской Федерации. Таким образом, в отличие отопределения понятия «резидент», принятого в НК РФ до 1 января 2007 г., период в12 месяцев может относиться к различным календарным годам.
Объектомналогообложения согласно ст. 209 НК РФ являются:
·         длярезидентов — доход, полученный от источников на территории и за пределамиРоссии;
·         длялиц, не являющихся резидентами — доход, полученный только от источников натерритории России.
К доходам от источниковв России, в частности, относятся (п. 1 ст. 208 НК РФ):
·         дивидендыи проценты, выплачиваемые российскими или иностранными организациями в связи сдеятельностью их представительств в России;
·         страховыевыплаты при наступлении страхового случая;
·         доходы,полученные от использования авторских или иных смежных прав;
·         доходы,полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося вРоссийской Федерации;
·         пенсии,пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
·         доходы,полученные от использования любых транспортных средств;
·         доходыот реализации недвижимого имущества, ценных бумаг, прав требования к российскимили иностранным организациям (если ее деятельность осуществляется черезпостоянное представительство);
·         иныедоходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления имдеятельности в Российской Федерации.
Как сказано выше, кгруппе «доходы от источников в России» относятся дивиденды, выплачиваемыеналоговым агентом физическому лицу — резиденту Российской Федерации ифизическому лицу, которое не признается резидентом Российской Федерации. Еслиисточником дохода является российская организация, то она признается налоговымагентом и определяет сумму налога отдельно по каждому налогоплательщику сучетом законодательно установленных ставок.
Пример 1:Уставный фонд организации состоит из 1000 акций, из которых российскойорганизации принадлежит 700 акций, иностранной организации — 50 акций,физическому лицу — резиденту Российской Федерации — 200 акций, физическому лицу— нерезиденту Российской Федерации — 50 акций. Общим собранием акционеровпринято решение выплатить дивиденды в размере 1 рубль на 1 акцию. Общая суммадивидендов, подлежащих распределению налоговым агентом среди акционеров,составила 1000 руб. (1 руб. х 1000 акций).
1.        Определимсумму дивидендов, подлежащих распределению среди акционеров, не являющихсяналоговыми резидентами Российской Федерации и сумму налога, удерживаемогоналоговым агентом при их выплате.
Иностранной организациивыдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумма налога, удерживаемого налоговымагентом по ставке 15% составит 8 руб. (50 руб. *15%).
Физическому лицу —нерезиденту Российской Федерации выдано 50 руб. (1 руб. * 50 акций). Сумманалога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 30%, составит 15 руб. (50 руб.* 30%).
2.    Суммадивидендов, подлежащая распределению среди акционеров, являющихся налоговымирезидентами Российской Федерации, составляет 900 руб. [1 руб. * (700 акций +200 акций)].
Российской организациивыдано 700 руб. (1 руб. * 700 акций). Сумма налога, удерживаемого налоговымагентом по ставке 9% согласно положениям п. 3 ст. 284 НК РФ, составит 63 руб.(700 руб. * 9%).;
Физическому лицу —резиденту Российской Федерации выдано 200 руб. (1 руб. * 200 акций). Сумманалога, удерживаемая налоговым агентом по ставке 9%, составит 18 руб. (200 руб.* 9%).
Налогоплательщики,получающие дивиденды от источников за пределами России, вправе уменьшить налогна сумму, исчисленную и уплаченную по местонахождению источника, если с этиминостранным государством заключен международный договор об избежание двойногоналогообложения.
При определенииналоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как вденежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у неговозникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Порядок расчет налога надоходы физических лиц представлен на рис. 1.
Рассмотрим особенностиопределения налоговой базы при получениидоходов в натуральной форме. Коплате труда в натуральной форме относится оплата всего или части трудапродукцией собственного производства или приобретаемой организацией для этихцелей, а также в виде выполняемых в интересах налогоплательщика работ иоказываемых услуг. В случае оплаты труда в натуральной форме налоговая базаопределяется как стоимость выданной работнику продукции по рыночным ценам. Вданном случае сумма налога на доходы физических лиц удерживается налоговымагентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работникам. При этомудерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Остальная частьналога будет удерживаться в последующие месяцы (ст. 211 НК РФ).Совокупный доход (в денежном, натуральном выражении; материальная выгода)
(-)Доходы, не подлежащие налогообложению
(=)Налоговая база
(-)Вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные)
(=)Сумма, облагаемая налогом
(*)Ставка налога
(=)Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Рис. 1 Схема расчетаналога на доходы физических лиц

Пример 2:Работнику Васильеву А.П. начислено за январь 3000 руб. Ему же 20 января в счетоплаты труда выдано четыре изделия стоимостью по 800 руб. каждое. Налоговаябаза определяется в размере 3200 руб. (800 руб. * 4 шт.), т.е. вся сумма доходаполучена в натуральной форме. Работник имеет право на стандартный вычет вразмере 400 руб. Исчисленная сумма налога составляет 364 руб. [(3200 руб. — 400руб.) х 13%]. Из-за отсутствия выплаты работнику денежных средств удержаниеисчисленной суммы налога не производится. Задолженность по налогу заналогоплательщиком составляет 364 руб.
За февраль работникуначислено 3000 руб. Доход с начала года определяется в размере 6200 руб. (3200руб. + 3000 руб.). Сумма стандартного вычета равна 800 руб. (400 руб. * 2).Налоговая база с начала года составляет 5400 руб. (6200 руб. — 800 руб.).Исчисленная сумма налога с начала года определяется в размере 702 руб. (5400руб. *13%). Предприятие 7 марта получило в банке денежные средства на оплатутруда и одновременно перечислило в бюджет налог, удержанный за январь ифевраль, в сумме 702 руб. Работнику выплачено 2298 руб. (3000 руб. — — 702руб.). Удержанная сумма налога на доходы физических лиц не превысила 50% суммывыплат, т.е. 702 руб. меньше 1149 руб. (2298 руб. * 50%).
К доходамналогоплательщика, полученным в видематериальной выгоды относятся (ст.212 НК РФ):
·         материальнаявыгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц,организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми поотношению к налогоплательщику;
·         материальнаявыгода от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными(кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальныхпредпринимателей;
·         материальнаявыгода, полученная от приобретения ценных бумаг.
Определение размераматериальной выгоды, полученной налогоплательщиком от приобретения товаров,рассчитывается исходя из разницы цен по товарам, приобретенным взаимозависимымилицами и реализованным сторонним покупателям. Например, строительнаяорганизация продала своим работникам квартиры по цене ниже цен реализацииквартир с аналогичными характеристиками сторонним лицам. Организация ифизические лица, состоящие с этой организацией в трудовых отношениях иприобретшие квартиры по льготным ценам, признаны взаимозависимыми лицами. Вэтом случае организация производит исчисление материальной выгоды, подлежащейналогообложению как превышение цены реализации идентичных квартир лицам, неявляющимся взаимозависимыми, над ценами реализации квартир своим работникам.Расчет производится в отношении каждого из работников.
Расчет материальнойвыгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде проводитсяв следующем порядке.
1.        Определяетсясумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходяиз 3/4 ставки рефинансирования, установленной ЦентральнымБанком России, по рублевым средствам (9% по заемным средствам, выраженным виностранной валюте). Для этого используется формула
С1= Зс * Пц6 * Д: 365 или 366 дней,
где: С1 — суммапроцентной платы, исходя из 3/4 действующей ставки рефинансированияЦентрального Банка России на дату выдачи средств;
Зс — суммазаемных (кредитных) средств, находящихся в пользовании в течениесоответствующего количества дней в налоговом периоде;
Пц6 — сумма процентов в размере 3/4 действующей ставки рефинансированияна дату получения рублевых заемных средств;
Д — количество днейнахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи займа(кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).
2.        Изсуммы процентной платы С1 вычитается сумма процентной платы, внесенной согласноусловиям договора займа (кредита) — С2, причем сумма процентной платырассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующимдоговором. Налоговая база определяется в размере полученной положительнойразницы от произведенного вычитания (Мв):
C1- С2 = Мв
Пример 3:Работнику организации 8 июня был выдан заем в сумме 30 ООО руб. на 3 месяца.Заем погашается равными долями, процентная плата в размере 6% годовых вноситсяежемесячно одновременно с частичным погашением займа. Ставка рефинансированияна дату выдачи займа составляла 18%. Организация назначена в качестве уполномоченногопредставителя налогоплательщика, т.е. удерживает налог на доходы физических лицс материальной выгоды. В ином случае налогоплательщик был бы обязан поокончании налогового периода заполнить декларацию о доходах и на ее основанииуплатить налог.
Расчет проводится вследующей последовательности:
1. 1 июля в погашениезайма внесено 10 000 руб. и уплачены проценты в сумме 113 руб. [30 000 руб. *6% * (23 дн.: 365 дн.)].
Процентная плата исходяиз 3/ч ставки рефинансирования определяется в размере 255руб. [30 000 руб. * 13,5% * (23 дн.: 365 дн.)].
Сумма материальнойвыгоды исчисляется в размере 142 руб. (255 руб. — 113 руб.).
К данному виду доходаприменяется ставка налога 35%. Сумма налога на доходы составляет 50 руб. Сумманалога удерживается при выплате работнику заработной платы и перечисляется вбюджет.
2. 5 августа впогашение займа внесено 10 000 руб. и уплачены проценты в сумме 115 руб. [20000 руб. * 6% * (35 дн.: 365 дн.)].
Процентная плата исходяиз 3/4 ставки рефинансирования определяется в размере 256руб. [20 000 руб. * 13,5% * (35 дн.: 365 дн.)].
Сумма материальнойвыгоды исчисляется в размере 141 руб. (256 руб. — 115 руб.).
Сумма налога на доходысоставляет 49 руб. (141 руб. * 35%).
3. 10 сентября впогашение займа внесено 10 000 руб. и уплачены проценты в сумме 59 руб. [10 000руб. * 6% * (36 дн.: 365 дн.)].
Процентная плата исходяиз 3/4 ставки рефинансирования определяется в размере 133руб. [10 000 руб. * 13,5% * (36 дн.: 365 дн.)].
Сумма материальнойвыгоды исчисляется в размере 74 руб. (133 руб.-59 руб.).
Сумма налога на доходысоставляет 26 руб. (74 руб. х 35%).
При полученииналогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценныхбумаг налоговая база определяется как превышение рыночной стоимости ценныхбумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение.Исчисление и уплата налога происходит при покупке таких ценных бумаг. Еслиматериальная выгода получена от приобретения ценных бумаг у других физическихлиц в соответствии с гражданско-правовым договором, то исчисление и уплатаналога производятся на основании налоговой декларации, подаваемой по местужительства налогоплательщика в установленные законодательством сроки.
Налоговая базаисчисляется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установленыразличные налоговые ставки.
Для доходов, облагаемыхпо ставке 13%, налоговая база определяется как сумма доходов, подлежащихналогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов. Если сумма налоговыхвычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, то налоговая базапринимается равной нулю. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иныеналоговые ставки, при определении налоговой базы вычеты не применяются.
Не подлежатналогообложению следующие виды доходов физических лиц:
·         государственныепособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, а также иныевыплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующимзаконодательством (возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждениемздоровья, бесплатное предоставление жилых помещений и коммунальных услуг,оплата стоимости или выдача полагающегося натурального довольствия и т.д.);
·         государственныепенсии;
·         вознаграждениядонорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
·         суммыединовременной материальной помощи в связи со стихийными бедствиями или другамичрезвычайными обстоятельствами, гуманитарной и благотворительной помощи,оказываемой зарегистрированными в установленном порядке благотворительнымиорганизациями;
·         суммыполной или частичной компенсации стоимости путевок, кроме туристических,выплачиваемые работодателями за счет собственных средств, остающихся посленалогообложения, и средств фонда социального страхования, еслисанаторно-курортные и оздоровительные учреждения находятся на территорииРоссийской Федерации;
·         суммы,уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников ичленов их семей из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль;
·         стипендииучащихся, аспирантов, студентов;
·         доходы,полученные от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах, расположенныхна территории Российской Федерации, продукции животноводства, растениеводства ит.д.;
·         доходы,получаемые от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения,выплачиваемого наследникам авторов произведений науки, культуры и т.д.;
·         доходыв денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядкедарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортныхсредств, акций, долей и паев. Этот вид доходов освобождается от налогообложенияв случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкимиродственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Даннаянорма введена в действие с 1 января 2006 г. в связи с отменой налога симущества, переходящего в порядке наследства и дарения;
·         доходыот подарков, призов, материальной помощи в связи с выходом на пенсию, любыхвыигрышей, если их стоимость не превышает 2000 руб. по каждому основанию (с 1января 2007 г. — 4000 руб.);
·         иныедоходы в соответствии со статьей 217 НК РФ.
Также не подлежатналогообложению доходы следующих категорий иностранных граждан:
·         глави персонала представительств иностранного государства, имеющих дипломатическийи консульский ранг, членов их семей;
·         сотрудниковмеждународных организаций — в соответствии с уставами этих организаций.
Налоговаябаза уменьшается на стандартные, социальные, имущественные и профессиональныеналоговые вычеты.
Вычеты — это суммырасходов гражданина, уменьшающие базу обложения. Среди них особое местозанимает старейшая льгота в истории подоходного обложения, необходимостькоторой утверждали еще классики налоговой теории — необлагаемый минимум. Тотфакт, что не весь полученный доход должен составлять базу налогообложения, ужене оспаривается, трудности вызывает определение величины этого необлагаемогодохода. Параметры минимума, равно как и других вычетов, зависят от уровняэкономического развития страны и социальной политики, осуществляемой правительством.
Необлагаемый минимумбывает индивидуальным, т.е. характеризующим установленный государственныйнорматив расходов, предназначенный для удовлетворения необходимых текущихпотребностей самого гражданина, а также семейным — на детей, и можетпредоставляться двумя способами:
·         фиксированным- ежемесячный вычет из дохода гражданина, имеющего особый социальный статус,установленной государством нормативной величины (3000 руб. или 500 руб.)независимо от размера этого дохода;
·         регрессивно-накопительным- ежемесячный вычет установленного норматива в зависимости от величины доходагражданина (для всех работающих, для детей в зависимости от возраста).
Необлагаемый минимумпредоставляется гражданам по заявлениям по месту их работы. Еслиналогоплательщик работает в нескольких местах, то право выбора места примененияправа на уменьшение налоговой базы предоставляется ему. Все остальные вычетыпредоставляются только при подаче декларации о доходах.
Российскимзаконодательством предусмотрены следующие группы вычетов: стандартные,социальные, имущественные и профессиональные.
Стандартные налоговыевычетыраспространяются наследующие категории налогоплательщиков (ст. 218 НК РФ):
·         3000руб. за каждый месяц — для лиц, получивших и перенесших заболевания, связанныес радиационным воздействием, инвалидов Великой Отечественной войны и из числавоеннослужащих, получивших инвалидность вследствие заболеваний, полученных призащите Родины;
·         500руб. за каждый месяц — для Героев Советского Союза и Российской Федерации; лиц,награжденных орденом Славы трех степеней; лиц, входивших во время ВеликойОтечественной войны в состав действующих армий; лиц, находившихся в Ленинградев период его блокады; бывших узников концентрационных лагерей; инвалидов сдетства и инвалидов I и II групп, а также для других категорий плательщиковсогласно перечню ст. 218 п. 2 НК РФ;
·         400руб. за каждый месяц — для остальных плательщиков (налоговый вычет действует домесяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысит20 000 руб.);
·         600руб. за каждый месяц распространяется на каждого ребенка до 18 лет уналогоплательщиков, на обеспечении которых тот находится; на учащихся дневнойформы обучения до 24 лет (налоговый вычет действует до месяца, в котором доход,исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 40 000 руб.). Налоговыйвычет предоставляется обоим родителям и удваивается, если ребенок являетсяинвалидом. Вдовам (вдовцам) и одиноким родителям налоговый вычет такжепроизводится в двойном размере. В этом случае предоставление двукратного вычетапрекращается с месяца, следующего за вступлением в брак, заключенный в органахзагса.
Налогоплательщикам,имеющим право более чем на один стандартный вычет (кроме распространяющегося надетей), предоставляется максимальный из возможных. Этот вид вычетов применяетсятолько для уменьшения доходов, облагаемых по ставке 13%.
Пример 4:Работнику, являющемуся инвалидом с детства, работодатель ежемесячно выплачивает4500 руб. Работник имеет двоих детей: один ребенок в возрасте до 18 лет и один- студент вечерней формы обучения в возрасте 20 лет. Необходимо определить,какими вычетами имеет право пользоваться работник и в течение какого времени.
Стандартный вычет вразмере 500 руб. предоставляется работнику с января по декабрь независимо отсуммы дохода, как инвалиду с детства. Вычетом 400 руб. он не имеет правопользоваться, так как законодательством определено право пользования толькоодним из предоставляемых вычетов.
Стандартный вычет наребенка в возрасте до 18 лет производится с января по август (4500 руб. * 8мес. = 36 000 руб.), с сентября он не предоставляется, поскольку доходработника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, в сентябре превысил 40000 руб. (4500 руб. * 9 мес. = 40 500 руб.). Стандартным вычетом на ребенка,которому исполнилось 20 лет, налогоплательщик не имеет право пользоваться, таккак тот является студентом вечерней формы обучения, а законодательствомустановлено применение вычета только по отношению к студентам дневной формыобучения до достижения ими возраста 24 лет.
Социальные налоговыевычетыпредоставляются (ст. 219 НК РФ):
·         всумме доходов, перечисленных на благотворительные цели организациям науки,культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемымчастично или полностью из бюджета, в размере фактически произведенных расходов,но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
·         всумме, уплаченной за обучение налогоплательщика и его детей (дневная формаобучения), но не более 38 ООО руб. (с 1 января 2007 г. — 50 ООО руб.) закаждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
·         всумме, уплаченной за услуги по лечению налогоплательщика, еш детей и родителейв соответствии с перечнем медицинских услуг и медикаментов (общая сумма вычетане может превышать 38 ООО руб., с 1 января 2007 г. — 50 000 руб.). Указанныйналоговый вычет предоставляется налогоплательщику, если оплата лечения иприобретенных медикаментов не была произведена организацией за счет средствработодателей.
Пример5: В семье учатся отец и сын. Отец за свое заочное обучение заплатил заналоговый период 28 000 руб. Стоимость обучения 20-летнего сына в институте наочной основе составила за налогооблагаемый период 36 000 руб., оплатапроизведена обоими родителями в равных размерах по 18 000 руб. Образовательныеучреждения имеют лицензии, подтверждающие их право на ведение образовательнойдеятельности.
Доход, полученный вналоговом периоде родителями и облагаемый налогом по ставке 13%, составил уотца 48 000 руб. (4000 руб. ежемесячно), у матери — 36 000 руб. (3000 руб.ежемесячно).
Стандартные налоговыевычеты отцу и матери предоставлялись в размере 400 руб. и 600 руб. Отцу вычетыпредоставлялись в следующем порядке: 400 руб. в течение 5 месяцев (20 000 руб.:4000 руб. — 5), 600 руб. в течение 10 месяцев (40 000 руб.: 4000 руб. = 10).Сумма вычетов составила 8000 руб. (400 руб. * 5 мес. + 600 руб. * 10 мес.).Матери вычеты предоставлялись в следующем порядке: 400 руб. в течение 6 месяцев(20 000 руб.: 3000 руб. = 6,7), 600 руб. в течение всего года (40 000 руб.::3000 руб. = 13,3). Сумма вычетов составила 9600 руб. (400 руб. * 6 мес. + + 600руб. * 12 мес.).
На основании налоговыхдеклараций, заявлений и документов, подтверждающих произведенные расходы, отцупредставлен социальный налоговый вычет, налогооблагаемая база дополнительноуменьшена на 40 000 руб. (48 000 руб. — 8000 руб.), в том числе 28 000 руб.,уплаченные за свое обучение, и 12 000 руб. — за обучение сына. Возвратуподлежит вся сумма налога, уплаченная отцом в отчетном году по месту его работыв размере 5200 руб. [(48 000 руб. — 8000 руб.) * 13%]. Превышение суммырасходов установленного размера вычета в сумме 6000 руб. (40 000 руб. — 28 000руб. — 18 000 руб.) на следующий налоговый период не переходит.
Матери предоставленсоциальный вычет, и налоговая база дополнительно уменьшена на 18 000 руб. Онасоставит 8400 руб. (36 000 руб.- — 9600 руб. — 18 000 руб.). Возврату подлежитсумма налога в размере 2340 руб. (18 000 руб. * 13%).
Имущественные налоговыевычетыпредоставляются (ст. 220 НК РФ):
·         всуммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков илиземельных участков, находившихся в собственности менее трех лет и стоимостькоторых не превышает 1 000 000руб., а также иного имущества, находившегосяв собственности менее 3 лет, стоимость которого не превышает 125 000руб. (востальных случаях налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной отпродажи);
·         всумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либоприобретение на территории России жилого дома, квартиры или доли в них, вразмере фактических расходов, но не более 1 000 000руб. Расходы должныподтверждаться документально, и вычет предоставляется как с даты регистрацииправа собственности, так и на основании договора о приобретении квартиры встроящемся доме.
Имущественный вычет поприобретению жилья предоставляется налоговыми органами по окончании налоговогопериода на основании предъявленной декларации, письменного заявленияналогоплательщика и оформленных в установленном порядке платежных документов. С1 января 2005 г. вычет могут предоставлять работодатели в течение налоговогопериода при условии подтверждения налоговыми органами права налогоплательщикана имущественный вычет.
В случае полученияналогоплательщиками, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации,доходов от реализации (продажи) имущества, находившегося в их собственности,определение налоговой базы источником выплаты (покупателем) не производится.При выплате налоговыми агентами доходов от реализации имущества, находящегося всобственности налогоплательщиков-нерезидентов, производится удержание налога поставке 30% со всей суммы выплачиваемого дохода.
Профессиональныеналоговые вычеты предоставляются (ст. 221 НК РФ):
·         индивидуальнымпредпринимателям — в сумме фактически произведенных ими и документальноподтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов;
·         налогоплательщикам,получающим доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правовогохарактера — в сумме расходов, непосредственно связанных с выполнением этихработ;
·         налогоплательщикам,получающим авторские вознаграждения или вознаграждения за создание илиисполнение произведений науки и культуры — в сумме фактически произведенныхрасходов.
Если эти расходы не могутбыть документально подтверждены, они принимаются к вычету в следующих размерах(% к сумме начисленного дохода):
·         созданиелитературных произведений — 20;
·         созданиехудожественно-графических произведений, фоторабот, архитектуры и дизайна — 30;
·         созданиепроизведений скульптуры, оформительского, театрального искусства — 40;
·         созданиеаудиовизуальных произведений — 30;
·         созданиемузыкальных произведений — 40, 25 (согласно перечню);
·         исполнениепроизведений литературы и искусства — 20;
·         созданиенаучных трудов и разработок — 20; открытия,
·         изобретенияи создание промышленных образцов — 30.
Налоговые ставкиустанавливаются в ст. 24 НК РФ:
·         13%- в отношении всех видов доходов, кроме указанных ниже;
·         30%- в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговымирезидентами Российской Федерации;
·         35%- в отношении доходов, полученных от выигрышей, стоимости любых призов,полученных на рекламных мероприятиях, страховых выплат по договорамдобровольного страхования, суммы экономии на процентах при полученииналогоплательщиками заемных средств;
·         9%- в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций,полученных в виде дивидендов.
Порядок исчисленияналогаопределен положениями ст. 225 НК РФ. Сумма налога исчисляется как налоговаябаза, умноженная на соответствующую налоговую ставку. Исчисление сумм налогапроизводится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периодапо окончании каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которыхустановлена ставка 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущегоналогового периода суммы налога. Общая сумма налога исчисляется по итогамналогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, датаполучения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Механизмуплатыналога изложен в п. 4 ст. 226 НК РФ. Удержание у плательщика начисленной суммыпроизводится налоговыми агентами за счет любых денежных средств при ихфактической выплате, причем удерживаемая сумма налога не должна превышать 50%суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.Окончательный расчет производят по годовым налоговым декларациям.
Отдельно остановимся наособенностях исчисления налога индивидуальными предпринимателями и в отношениинекоторых видов дохода, что регламентировано в ст. 227 и 228 НК РФсоответственно.
Налогоплательщики,зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, уплачиваютрассчитанные налоговыми органами на основании сумм предполагаемого дохода авансовыеплатежи в следующие сроки:
·         запериод с января по июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половиныгодовой суммы авансовых платежей;
·         запериод с июля по сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/,годовой суммы авансовых платежей;
·         запериод с октября по декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере '/4годовой суммы авансовых платежей.
Общая сумма налогауплачивается в соответствии с налоговой декларацией по месту жительстваналогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за налоговымпериодом, с учетом ранее уплаченных авансовых платежей. Налогоплательщикиобязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующиедекларации, если имеют следующие виды доходов:
·         суммывознаграждений, полученные от физических лиц, не являющихся налоговымиагентами, на основании заключенных договоров гражданско-правового характера,включая договоры найма, аренды любого имущества;
·         суммы,полученные от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности;
·         доходыиз источников, находящихся за пределами России;
·         доходы,по которым не был удержан налог;
·         выигрыши,выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных нариске игр.
Общая сумма налогауплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июлягода, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, получившиедоходы, при выплате которых налоговым агентом- не была удержана сумма налога,уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 дней содня вручения налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30дней после первого срока уплаты.
 
1.2. Налоги на имущество физических лиц
Внастоящеевремя объем поступлений в бюджет от налогов на имущество физических лицнезначителен. Административное обслуживание налогов на имущество требуетдостаточно больших затрат, так что порою доходы от них не покрывают этихзатрат, связанных с учетом и оценкой облагаемого имущества, сбором налогов. Сразвитием частной собственности и повышением благосостояния граждан, а такжесовершенствованием процедуры регистрации объектов недвижимости доля этихналогов должна увеличиться.
Налогина имущество физических лиц базируются на территориальном принципе.
Данныйвид налога был установлен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах наимущество физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями, последниеиз которых были внесены Федеральным законом от 28 ноября 2009года.
/>/>Плательщикаминалогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
/>Еслиимущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевойсобственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этогоимущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этомимуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такоеимущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий(организаций).
/>Еслиимущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместнойсобственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность поисполнению налогового обязательства.
/>/>/>/>Объектаминалогообложения признаются следующие виды имущества:
/>/>1)        жилойдом; />
2)        квартира;/>
3)        комната;/>
4)        дача;/>
5)        гараж;/>
6)        иноестроение, помещение и сооружение; />/>
7)        доляв праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6.
/>/>Ставкиналога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органовместного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектовналогообложения. Представительные органы местного самоуправления(законодательные (представительные) органы государственной власти городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциациюставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационнойстоимости и типа использования объекта налогообложения.
Ставки налогаустанавливаются в следующих пределах: Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения Ставка налога до 300 000 рублей (включительно) до 0,1 процента (и) свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно) свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно) свыше 500 000 (включительно) свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)
/>/>
Льготы по налогам
/>Отуплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категорииграждан:
/>/>·         ГероиСоветского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденныеорденом Славы трех степеней;/>/>
·         инвалидыI и II групп, инвалиды с детства; />/>
·         участникигражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССРиз числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах иучреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;/>
·         лицавольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органоввнутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности ввоинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии впериод Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период вгородах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет дляназначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частейдействующей армии;/>/>
·         лица,имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с закономРоссийской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защитеграждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы наЧернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным Законом от 26 ноября 1998года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации,подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году напроизводственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов вреку Теча»; />/>
·         военнослужащие,а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возрастапребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военнойслужбы 20 лет и более; />/>
·         лица,принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска виспытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установокна средствах вооружения и военных объектах; />/>
·         членысемей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих,потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, вкотором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина»или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителяучреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. Вслучае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льготапредоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
/>/>Налогна строения, помещения и сооружения не уплачивается:
/>·         пенсионерами,получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионнымзаконодательством Российской Федерации;/>
·         гражданами,уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшимиинтернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевыедействия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы исправки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военнымучебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерствавнутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;/>
·         родителямии супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнениислужебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибеливоеннослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующимигосударственными органами. Супругам государственных служащих, погибших приисполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае,если они не вступили в повторный брак;/>
·         соспециально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье),принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на правесобственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских,ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытыхдля посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организацийкультуры, — на период такого их использования;/>
·         срасположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединенияхграждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственныхстроений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
/>/>Органыместного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам,установленным настоящим Законом, и основания для их использованияналогоплательщиками.
/>/>Порядокисчисления и уплаты налогов
/>1.        Исчислениеналогов производится налоговыми органами.
/>/>Лица,имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы вналоговые органы. />/>
2.        Налогисчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на1 января каждого года.
/>Заимущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевойсобственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым изсобственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Законаинвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности науказанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимостиимущества и соответствующей доли.
/>Вцелях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемогообъектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственностинескольких собственников без определения долей, определяется как частьинвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числусобственников данного имущества.
/>/>Органы,осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимостии государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а такжеорганы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять вналоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1января текущего года.
/>Формасведений, необходимых для исчисления налогов, утверждается федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов исборов.
/>Данные,необходимые для исчисления налогов, представляются налоговым органам бесплатно.
/>/>Поновым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года,следующего за их возведением или приобретением.
/>/>Застроение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается снаследников с момента открытия наследства.
/>Вслучае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взиманиеналога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены илиполностью разрушены. />/>При переходе правасобственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника кдругому в течение календарного года налог уплачивается первоначальнымсобственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратилправо собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная смесяца, в котором у последнего возникло право собственности. />/>При возникновении права на льготу в течение календарного годаперерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
/>Вслучае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налоговперерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменномузаявлению налогоплательщика.
 
1.3. Уплата налога симущества переходящего в порядке наследования или дарения
С наследуемогоимущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выданы до 1января 2006 года/>, налог с имущества,переходящего в порядке наследования или дарения, взимается в порядкеустановленном Законом Российской Федерации от 12 декабря 1991 года №2020-1 «Оналоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
С наследуемогоимущества, в отношении которого свидетельства о праве на наследство выдаютсяначиная с 1 января 2006 года, налог с имущества, переходящего в порядкенаследования или дарения, не взимается[1].

Глава 2.Ответственность физических лиц за нарушение налогового законодательства
 
Налоговыеправоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Онипредоставляют властные полномочия налоговому органу, а налогоплательщикувменяют обязанность повиновения. Как показывает история развития налоговыхотношений, вопрос неуплаты налогов является проблемой не только современнойРоссии, причем сложность налогового законодательства и постоянное его изменениеувеличивают масштабы этого явления. Кроме того, неуплате налогов способствуетнизкая налоговая культура. Зачастую граждане не воспринимаютсоциально-экономическое предназначение налогов для общества в целом, а считаютвозможным не уплачивать налог, так как не усматривают в деятельности публичныхсубъектов личной выгоды (встречного удовлетворения).
Учитывая, чтоналог — необходимое условие существования государства и уплата налога носитбезусловно обязательный характер, законодатель обязанность платить налогизакрепил в ст. 57 Конституции РФ в виде конституционной обязанности[2].
Как отметилКонституционный Суд РФ в Постановлении от 13 марта 2008 г. N 5-П, налоговыеобязательства граждан являются прямым следствием их деятельности вэкономической сфере и потому неразрывно с ней связаны[3].Возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступлениегражданина в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательствабазируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Налоговыеплатежи не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальнойбезвозмездностью, безвозвратностью, не персонифицируются при поступлении вбюджет.
Налог – одноиз проявлений суверенитета государства. Под суверенитетом государствапонимается верховенство государства на своей территории и независимость вмеждународных отношениях. Фискальный суверенитет государства применительно кналоговой системе реализуется в правах государства самостоятельно и в полномобъеме принимать решения по определению доходных источников государства, овзимании налогов, определять объекты налогообложения, круг налогоплательщиков,правовые механизмы мер государственного принуждения, обеспечивающиесвоевременное поступление налогов в казну государства и т.п. независимо от волиплательщиков или иных субъектов права.
Общественноеназначение налога — мобилизация денежных средств в распоряжение государства.
Такимобразом, неуплата налогов является общественно опасным проступком, так какпрепятствует проведению государством и (или) муниципальным образованиемэффективной экономической и социальной политики.
Всоответствие с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной вПостановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П[4] и вОпределении от 4 июля 2002 г. N 202-О[5],неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности поналоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством врезультате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно невнесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительныйплатеж — пеню, как компенсацию потерь государственной казны в результатенедополучения налоговых сумм в срок.
Иного родамеры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамкиналогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательныйхарактер и являются наказанием за налоговое правонарушение.
В качествекарательных мер государственного принуждения в действующем законодательстве, взависимости от степени общественной опасности содеянного, предусмотренопривлечение правонарушителя к ответственности в виде возложения дополнительныхвыплат (штрафов), а также лишения свободы.
Применяемыекарательные меры связаны со вторжением государства в право собственности,имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым всферу основных прав и свобод. Поэтому законодатель, предусматриваяответственность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях, долженисходить из конституционных принципов справедливости, юридического равенства,пропорциональности, соразмерности устанавливаемой ответственности (в том числеустановления процессуального порядка) конституционно значимым целям (ч. 1 ст.19, ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ). Только в этом случае будет обеспеченбаланс публичных и частных интересов как конституционно защищаемых ценностей.Из этого следует, что вопросы разграничения ответственности и порядкапривлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства имеютважное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.
К сожалению,в настоящее время изучению этих вопросов уделяется недостаточно внимания.
Как правило,все исследования ограничиваются рамками только одной ответственности (налоговой[6],административной или уголовной), без учета того, что ответственность занарушение налогового законодательства — это совокупность различных видовюридической ответственности, производство по которым порой ведется разнымигосударственными органами одновременно.
Необходимостьскорейшей теоретической проработки и осмысления ответственности за нарушениеналогового законодательства диктуется также тем, что налоговое законодательствоподвержено постоянным переменам, изменяются процессуальные права и обязанностигосударственных органов, изменяется и уголовное законодательство (например,уточнен состав ст. 199 УК РФ, введены новые составы ст. 199.1 и 199.2 УК РФ).
Согласнообщеправовому основополагающему принципу юридической ответственности (лат. nonbis idem — не дважды за одно), в Российской Федерации, за одно и то же деяниеодно лицо не может и не должно быть одновременно привлечено к уголовной иадминистративной (налоговой) ответственности.
Порядокустановления налогов, права и обязанности участников налоговых отношений, видыналогов, меры налогового контроля, ответственность за совершение налоговыхправонарушений, правовой механизм исполнения обязанности, закрепленной статьей57 Конституции РФ[7],установлены Налоговым кодексом РФ. Помимо НК РФ, виды ответственности заналоговые правонарушения прописаны УК РФ и Кодексом РФ об административныхправонарушениях.
Послевведения в действие НК РФ и установления в разделе IV положений обответственности за совершение налоговых правонарушений (гл. 15), а также видовналоговых правонарушений и ответственности за их совершение (гл. 16)потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, чтобы разграничитьсоставы налоговых правонарушений (составы, предусмотренные статьями 120 и 122НК РФ), а также исключить повторное привлечение индивидуальных предпринимателейк налоговой (в соответствии с НК РФ) и административной ответственности (всоответствии с КоАП РФ) за одно и то же правонарушение. Так, в Определении от18 января 2001 г. N 6-О Конституционный Суд РФ указал, что положения п. 1 и 3ст. 120 и п. 1 ст. 122, определяющие недостаточно разграниченные между собойсоставы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качествеоснования для привлечения к ответственности за совершение одних и тех женеправомерных действий[8].
В Определенииот 5 июня 2001 г. N 130-О Конституционный Суд РФ указал на недопустимостьповторного привлечения лица к ответственности за одно и то же правонарушение кадминистративной и налоговой ответственности[9]. Положениеп. 12 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. «О налоговых органах РоссийскойФедерации», согласно которому налоговым органам предоставляется правоналагать административные штрафы на граждан, виновных в непредставлении илинесвоевременном представлении деклараций о доходах, поскольку оно со днявступления в силу части первой НК РФ позволяет повторно привлекать лицо кответственности за одно и то же правонарушение, признано Конституционным Судомне соответствующим Конституции России, в частности ее ст. 19 (ч. 1), 34 (ч. 1),45 (ч. 1), 46 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57. Таким образом, это положениереализации не подлежит.
В силу п. 1ст. 10 НК РФ порядок привлечения к ответственности и производство по делам оналоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном главами 14 и15 НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенноефизическим лицом, наступает в том случае, если это деяние не содержит признаковсостава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РоссийскойФедерации (п. 3 ст. 108 НК РФ).
Производствопо делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признакиадминистративного правонарушения или преступления, ведется в порядке,установленном, соответственно, законодательством Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательствомРоссийской Федерации (п. 2 ст. 10 НК РФ).
Как указалПленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 34 Постановления от 28 февраля 2001 г.N 5, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственностифизических лиц следует исходить из того, что одно и то же правонарушение неможет одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, в связи с чемналогоплательщик — физическое лицо за совершенное им деяние не может бытьодновременно привлечен к налоговой и иной ответственности[10].
Дляреализации контрольной функции государства в сфере налоговых отношений созданасистема государственных органов. В результате чего вопрос ответственностирешается разными государственными органами (налоговыми и органами внутреннихдел), разными ветвями власти (исполнительной и судебной). Законодательустановил между этими органами двустороннюю связь (п. 3 ст. 32, п. 2 ст. 36, п.3 ст. 82 НК РФ).
Как правило,факт неуплаты (неполной уплаты) налога индивидуальным предпринимателем устанавливаетсяналоговым органом[11].
На основаниирешения о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение лицу, вотношении которого оно вынесено, направляется требование об уплате налога,соответствующих пеней, а также штрафа (п. 3 ст. 101.3, п. 10 ст. 101.4 НК РФ).
Всоответствии со ст. 45 НК РФ взыскание налога (пени и штрафа) с индивидуальногопредпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ(обращение взыскания на денежные средства на счетах в банках осуществляетсяпосле истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но непозднее двух месяцев после истечения указанного срока) и статьей 47 НК РФ(взыскание за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средствналогоплательщика, осуществляется в течение одного года после истечения срокаисполнения требования об уплате налога) либо в случаях, предусмотренных вподпункте 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, в судебном порядке.
Согласно п. 3ст. 32 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ), если втечение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплатеналога налогоплательщик полностью не погасил указанную в данном требованиинедоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушениязаконодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления,налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанныхобстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса овозбуждении уголовного дела.
Такимобразом, основанием для направления налоговой инспекцией в органы внутреннихдел материалов, содержащих признаки преступления, является не выявлениеобстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства оналогах и сборах, содержащего признаки преступления (как было до 1 января 2007г.), а неисполнение в добровольном порядке требования об уплате налога. Иныхоснований для направления материалов в органы внутренних дел для решениявопроса о возбуждении уголовного дела НК РФ не предусматривает. Представляется,что законодатель в данном случае посчитал возможным не решать вопрос опривлечении налогоплательщика к уголовной ответственности при добровольномисполнении им требования об уплате налога.
Следуетобратить внимание на то, что направление материалов в органы внутренних дел длярешения вопроса о возбуждении уголовного дела не приостанавливает течениепроцессуальных сроков, установленных статьями 46 и 47 НК РФ, на принудительноеприменение налоговых санкции. Налоговый орган, за исключения случаев,предусмотренных в подпункте 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, обязан принять меры,предусмотренные НК РФ, по взысканию штрафа с индивидуальных предпринимателей вказну во внесудебном порядке (взыскать штраф за счет денежных средств на счетахв банках или за счет иного имущества индивидуального предпринимателя).
В п. 2 ст.115 НК РФ содержится указание, что в случае отказа в возбуждении илипрекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срокподачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органомпостановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела. Однакоэто касается только судебного порядка взыскания. Судебный порядок взыскания штрафас индивидуального предпринимателя, как уже отмечалось, производится лишь вслучае, предусмотренном подпунктом 3 п. 2 ст. 45 НК РФ.
Определениемот 24 октября 2007 г. N 12764/07 Высший Арбитражный Суд РФ отказалпредпринимателю в передаче в Президиум дела N А26-8120/2006-213, в которомпредприниматель оспаривал вывод суда о правомерности привлечения к налоговойответственности до окончания следственными органами предварительногорасследования по уголовному делу в его отношении.
ПленумВысшего Арбитражного Суда РФ в п. 38 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5(принятого в рамках правового поля, когда НК РФ предписывал налоговым органамвзыскивать штрафы исключительно в судебном порядке) установил, что по смыслу п.3 ст. 108 НК РФ, если уполномоченным государственным органом в установленномпорядке поставлен вопрос о привлечении налогоплательщика — физического лица куголовной ответственности, налоговый орган вправе принимать меры к привлечениюданного лица к ответственности, предусмотренной НК РФ, только в случае отказа ввозбуждении или прекращения уголовного дела.
Такимобразом, возникает следующая ситуация. Государство, в лице налогового органа,учитывая требования гл. 15 НК РФ, оценивает совершенное предпринимателемдеяние, применяет налоговые санкции и одновременно, при наличии недоимки,размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушениязаконодательства о налогах, содержащего признаки преступления, направляетматериалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовногодела.
В то же времягосударство, уже в лице органа внутренних дел, при получении материалов отналогового органа обязано установить факт неуплаты налога, оценить деяние (засовершение которого индивидуальный предприниматель привлечен налоговым органомк ответственности в порядке, установленном главами 14 и 15 НК РФ), совершенноетем же лицом, на предмет установления противозаконности соответствующихдействий (бездействия) налогоплательщика и наличия умысла.
Анализсудебной практики свидетельствует о том, что вопрос об одновременномпривлечении индивидуальных предпринимателей к налоговой и уголовнойответственности имеет место. Например, Федеральный арбитражный судСеверо-Кавказского округа в Постановлении от 26 сентября 2007 г. NФ08-6356/2007-2352А по делу N А63-21856/2005-С4 указал: на основе анализаобвинительного приговора суда общей юрисдикции им установлено, чтопредпринимателю назначено наказание по ст. 198 УК РФ в виде шести месяцевлишения свободы условно, в связи с чем налоговый орган не вправе обращаться всуд за взысканием налоговой санкции с данного налогоплательщика. Аналогичныйвывод был сделан Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа вПостановлении от 20 сентября 2004 г. по делу N А13-9259/03-27.
Кроме того,суд посчитал, что привлечение предпринимателя к уголовной ответственности иприменение к нему судом общей юрисдикции уголовного наказания исключаетодновременное привлечение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом1 ст. 122, пунктом 2 ст. 119 и пунктом 1 ст. 126 НК РФ. Данный вывод был сделансудом по причине того, что способы совершения преступления, указанные в ст. 198УК РФ, полностью охватывают составы ст. 119, 122, 126 НК РФ.
ВПостановлении от 27 февраля 2006 г. N А78-7275/04-С2-27/651-Ф02-563/06-С1 поделу N А78-7275/04-С2-27/651 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирскогоокруга суд установил, что в отношении индивидуального предпринимателя уголовноедело прекращено по нереабилитирующему основанию — истечение срока давностипривлечения к уголовной ответственности, в связи с чем он посчитал обоснованнымпривлечение налогоплательщика к ответственности в соответствии с требованиямип. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119 НК РФ. Аналогичный вывод содержится в ПостановленииФедерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2005 г. по делуN А52/4553/2004/2. Хотелось бы обратить внимание, что в данном случаеправомерность привлечения индивидуального предпринимателя к ответственности поп. 1 ст. 122 НК РФ может быть поставлена под сомнение.
Фактвозбуждения уголовного дела не может служить достаточным доказательствомналичия вины в форме умысла без вынесения приговора в отношении виновных лиц.Однако представляется, что прекращение уголовного преследования понереабилитирующему основанию дает повод полагать, что вменяемое правонарушениеследует квалифицировать не по п. 1, а по п. 3 ст. 122 НК РФ (деяния совершенныеумышленно, иными словами — уклонение от уплаты налогов).
Субъективнойстороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 ст. 122 НК РФ, являетсянеосторожность, а пунктом 3 — умысел, который, как указал Президиум ВысшегоАрбитражного Суда РФ в Постановлении от 29 июля 2003 г. N 2916/03, может бытьустановлен с помощью различных доказательств.
В то же времярешение о привлечении к налоговой ответственности налоговым органом принято досовершения органами внутренних дел действий по установлению наличия илиотсутствия умысла и не может быть переквалифицировано.
Как отметилФедеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 10августа 2007 г. по делу N А42-5897/2006, факт отказа в возбуждении уголовногодела за отсутствием состава преступления повлиял на признание недействительнымрешения налогового органа о взыскании налоговых санкций за совершениеправонарушения, предусмотренного пунктом 3 ст. 122 НК РФ.
Согласно п.18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта2003 г. N 71, требование налогового органа о взыскании суммы налоговой санкциине может быть удовлетворено судом в случае неправильной квалификации заявителемсовершенного ответчиком правонарушения[12]. Притаких обстоятельствах суд вправе был сделать вывод, что налоговым органомнеправильно квалифицировано правонарушение и при отсутствии права напереквалификацию следует освободить индивидуального предпринимателя отответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ. Однако в этом случае был бы нарушенпринцип неотвратимости наказания (предприниматель не был бы привлечен ни куголовной, ни к налоговой ответственности). Тем не менее, привлечениепредпринимателя к ответственности с неправильной квалификацией совершенногодеяния также недопустимо.
Подводя итоганализа правоприменительной практики привлечения физических лиц (индивидуальныхпредпринимателей) к ответственности за нарушение налогового законодательства,приходится констатировать, что на сегодняшний день в действующемзаконодательстве недостаточно четко установлены и прописаны:
-          порядокпривлечения к ответственности, а также права и обязанности государственныхорганов;
-          разграничениясоставов правонарушений и видов ответственности;
-          совокупностьразличных видов юридической ответственности, предусмотренных нормаминалогового, административного и уголовного права в их взаимосвязи.
В конечномитоге это приводит к чрезмерному вторжению государства в право собственности,имущественные права и свободу предпринимательской деятельности, способствуетпривлечению одного и того же лица за одно и то же деяние одновременно куголовной и административной (налоговой) ответственности. В результате вопрос оразграничении вида ответственности, подлежащей применению к индивидуальномупредпринимателю за совершение налогового правонарушения, решается исключительнов судах и исключительно по инициативе самого индивидуального предпринимателя,если у него имеются силы и средства после всех примененных к нему мергосударственного принуждения.
Представляется,что следует на нормативном уровне создать такие условия, чтобы до минимумасократить возможность привлечения предпринимателя одновременно к несколькимвидам ответственности. Например, в НК РФ ввести норму, предусматривающуюприостановление разрешения вопроса налоговыми органами о налоговой санкции, вслучае установления недоимки у индивидуального предпринимателя, размеры которойпозволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах исборах, содержащего признаки преступления, с возможностью примененияобеспечительных мер, установленных статьей 101 НК РФ.

Заключение
Налоги представляютсобой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующихсубъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. В современном цивилизационном обществе налоги — основная формадоходов государства.
Налогна доходы физических лиц всегда был одним из наиболее значимых в налоговойсистеме Российской Федерации, поскольку он затрагивает интересы не толькоюридических лиц — организаций, но и каждого гражданина. Кроме того,наметившаяся в последние годы тенденция к стабилизации и подъему экономикиРоссии и рост оплаты труда способствуют дальнейшему росту поступлений налога надоходы физических лиц как в целом по России, так и по субъектам РоссийскойФедерации.
Организация работы сналогоплательщиками является прерогативой Государственной налоговой службыРоссийской Федерации. Построение справедливой и эффективной налоговой системы,обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условиемповышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса РоссийскойФедерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российскойэкономики в мировую.
Важным шагом вуказанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательстваРоссийской Федерации, предпринимаемая в настоящее время. Налоговое законодательствонеобходимо совершенствовать путем его модифицирования, поскольку этот способпозволяет устранить противоречия, неточности и так далее.

Список используемойлитературы
 
1.           КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993г.
2.           НалоговыйКодекс Российской Федерации часть1 от 31.07.1998г. № 146-ФЗ.
3.           Федеральныйзакон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имуществапереходящего в порядке наследования или дарения» от 1 июля 2005г. №78-ФЗ
4.           ЗаконРФ от 27.12.1991г. №2118-1 (ред. от 16.07.1992г.) «Об основах налоговой системыв Российской Федерации»
5.           ЗаконРФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 декабря 1991г. №2003-1 сдополнениями и изменениями от 28.11.2009г. №283-ФЗ
6.           Налоговоеправо России: Учебник для вузов/ Ю.А. Крохина — М.: Норма. 2004 – 693с.
7.           Налоговоеправо: Учебник/Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлеева, Э.Д. Соколова –М.: Юристъ. 2005. –223с.
8.           Налоговоеправо: Учебник/ А.И. Землин – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 – 304с.
9.        Налогина доходы с физических лиц: Комментарий (постатейный) г главе 23 НК РФ/ В.М.Акимова – 141с. С изменениями, действующими в 2007-2008 годах.
10.      Налогии налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие/ Ф.Н. Филина – М.:ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009 – 424с.
11.      Налоговое право:Учебник/ Н.В. Миляков – М.: ИНФРА-М. 2008 – 383с.
12.      Налогии налогообложение: Учебник/ В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина – М.:КНОРУС, 2007-320с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.