КУРСОВАЯ РАБОТАНалоговый контроль:понятие, задачи, формы, виды и методы
подисциплине:
НАЛОГОВОЕПРАВО
Санкт-Петербург2007
Оглавление
Введение
§ 1. Понятие налогового контроля
§ 2. Элементы налогового контроля
§ 3. Контрольно налоговыеправоотношения
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из основополагающихкатегорий налогового права является категория “налогового контроля”,определяющая основу государственного управления в сфере налогообложения.
При современном уровнеправового регулирования налоговый контроль является сформировавшимсясамостоятельным правовым институтом.
В данное время вРоссийской Федерации основным органом занимающимся непосредственно налоговымконтролем является Министерство по налогам и сборам. Согласно статье 3Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации» Налоговые органыв своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами,настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации,нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации, а также нормативными правовыми актами органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налоговсборов.
Налоговый контроль входитв те сферы, которые охватываются финансовым контролем.
Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом –это система институтов, инструментов и методов по проверке законности ицелесообразности действий в сфере образования, распределения и использованияденежных фондов государства и органов местного самоуправления, одна из формгосударственного контроля, способствующая обеспечению законности, охранесобственности, правильному, эффективному и экономному использованию бюджетных,заемных и собственных средств, помогающая вскрыть нарушения финансовойдисциплины. Финансовым контролем охватываются как сфера образования денежныхфондов государства, так и сфера распределения и использования государственныхденежных средств.
Налоговый контрольосуществляется в сфере отношений, складывающихся в процессе уплаты налогов исборов, вплоть до момента зачисления налоговых доходов на счета бюджетов, т.е.охватывать все действия банков по исполнению ими платежных порученийналогоплательщиков (налоговых агентов или плательщиков сборов).
Налоговый контроль,осуществляемый налоговыми органами, представляет собой фактически первый,начальный этап налогового расследования во всей системе выявления ирасследования налоговых преступлений.
В данной курсовой работея ставлю задачу раскрыть определение налогового контроля, охарактеризоватьналоговый контроль и контрольно налоговые правоотношения, а также показатьактуальность выбранной мной темы.
§1. Понятие налоговогоконтроля
Принципы налоговогоконтроля
Принцип есть научное илинравственное начало, основание, правило, основа, от которой не отступают.
Правовой принципконцентрирует в себе общеобязательное для всех требование, оформляющее базовуюидею какого-либо явления. При этом свойство общеобязательности он приобретаетлишь тогда, когда происходит его юридическое закрепление в нормативных актах,т. е. когда принцип приобретает правовой характер.
Принципы налоговогоконтроля можно определить как базовые правовые положения, определяющиеорганизацию и эффективное осуществление налогового контроля, которыми должныруководствоваться субъекты налогового контроля при осуществлении имиконтрольных мероприятий в сфере налогообложения.
Одной из групп принциповпроведения налоговых проверок являются общеправовые, конституционные принципы,которые пронизывают всю правовую систему России, и, естественно, присущинормативному регулированию налоговых проверок. К группе общеправовых принципов,характерных для регулирования налоговых проверок, можно отнести следующиепринципы:
1) законность.
2) юридическое равенство.
3) приоритет защиты прави интересов налогоплательщиков.
4) гласность.
5) ответственность.
1. Принцип законности.В общем плане принцип законности фиксирует необходимость строгого соблюдениятребований законов и основанных на них предписаний иных правовых актов всемисубъектами права. Прежде всего, требования этого принципа вытекают изсодержания ст.1 Конституции Российской Федерации, определившей РоссийскуюФедерацию в качестве правового государства, закрепившей, что «Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации изаконы» [1].
В отношениях, возникающихпри проведении налогового контроля, принцип законности проявляется в том, чтоправа и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и иных участниковналоговых правоотношений, а также формы и методы налогового контроля устанавливаютсяисключительно нормами Налогового кодекса РФ[2]. Так женалогоплательщикам предоставляют право не выполнять неправомерные акты итребования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующиеНалоговому кодексу или иным федеральным законам, и требовать от должностных лицналоговых органов соблюдения предписаний законодательства о налогах и сборах[3].Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдениеми за соблюдением принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов [4].Именно принцип законности требует обязательного указания в акте проверки на теконкретные нормы законодательства о налогах и сборах, нарушение которыхвменяется налогоплательщику.
2. Принципюридического равенства. Статья 19 Конституции Российской Федерацииустанавливает равенство всех перед законом и судом. Государство такжегарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любыеформы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой или религиозной принадлежности.
Следовательно, всоответствии с конституционно-правовым принципом юридического равенства, припринятии нормативных актов, регулирующих порядок осуществления компетентнымиспециализированными службами контроля в области налогообложения, (к их числуотносятся только налоговые и таможенные органы, органы государственныхвнебюджетных фондов и налоговой полиции[5]), не могутустанавливаться какие-либо особые условия осуществления контрольныхмероприятий.
3. Принцип приоритетазащиты прав и интересов налогоплательщиков. Согласно Конституции РоссийскойФедерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Взаконодательной и правоприменительной деятельности любых органов и должностныхлиц их приоритетность должна признаваться, соблюдаться и защищаться – этоконституционная обязанность государства. Поскольку права и свободы человека игражданина являются непосредственно действующими[6], именно они в первуюочередь должны определять смысл, содержание и применение законов всеми агентамигосударства, а органы правосудия обязаны гарантировать приоритетностьреализации и защиты законных интересов, прав и свобод человека в деятельностиорганов всех ветвей власти[7]. Таково юридическоесодержание конституционно-правового принципа приоритетности защиты законныхправ и интересов человека и гражданина.
В области налоговыхпроверок требования данного принципа проявляются в том, что при их проведениидоступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или противволи проживающих в них физических лиц допускается только на основании судебногорешения или в случаях, прямо оговоренных нормами федеральных законов[8].Кроме того, на должностных лиц налоговых органов возлагается обязанностькорректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, неунижать их честь и достоинство[9].
4. Принцип гласности.Принцип гласности требует обеспечения открытости и доступности деятельностигосударственных органов для всех заинтересованных организаций и граждан, атакже возможности получения ими информации в установленном законом порядке.
Данный принципскладывается из нескольких составляющих правомочий. Прежде всего, речь идет оправе свободно искать, получать, передавать, производить и распространятьинформацию любым законным способом. Исключение составляют лишь сведения,составляющие государственную тайну, перечень которых определяется федеральнымзаконом[10]. Во-вторых, это –свобода массовой информации[11]. И, в-третьих,обязанность государства официально публиковать законы.
В сфере налогообложенияпринцип гласности реализуется, в частности, в двух основных требованиях: 1)Официальной публикации актов законодательства о налогах и сборах[12]и сведений о действующих на территории Российской Федерации региональных иместных налогах и сборах[13]. 2) Исполненияналоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков одействующих налогах и сборах и даче разъяснений о порядке исчисления и уплатыналогов и сборов[14]www.advocat.irk.ru/aum/arhive/info.aspx?nodeid=0432ea0d-6c76-40ea-88fe-e4f1f66e9f33
— 21#21.
В ходе налоговых проверокналоговые органы также имеют целый ряд обязанностей по информированиюналогоплательщиков о проведении мероприятий налогового контроля, в частностипри проведении экспертизы[15].
5. Принципответственности. Принцип ответственности заключается в том, что к лицу,совершившему правонарушение, применяются меры правовой ответственности. Данныйпринцип является основополагающим для института ответственности за совершениеналоговых правонарушений.
В области налоговогоконтроля требования рассматриваемого принципа находят отражение в двух видахответственности: 1) ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов, ииных лиц, участвующих в налоговой проверке; 2) ответственности проводящегопроверку налогового органа и его должностных лиц.[16]
Налоговым кодексомустанавливается ответственность налогоплательщиков и налоговых агентов занепредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществленияналогового контроля[17]. Свидетелей – за неявкуили уклонение от явки без уважительных причин[18]. Экспертов, переводчикови специалистов – за отказ от участия в проведении налоговой проверки, дачузаведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода[19].
Виды налоговогоконтроля
Классификации видовналогового контроля полностью определяться характеристикой того элементаналогового контроля, который будет являться основой для классификации.
1. По времени проведения:
1.1 Предварительный налоговый контроль – предшествует совершениюпроверяемых финансово-хозяйственных операций.
1.2 Текущий илиоперативный контроль– осуществляется налоговыми органами в процессе осуществленияналогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собойпроверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.
1.3 Последующийконтроль – сводитсяк проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.
2. По объекту:
2.1 Комплексныйконтроль –охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечислениявсех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеютсясоответствующие обязанности.
2.2 Тематический контроль – ограничивается проверкойправильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видовналогов, применения льгот.
3. По характеру контрольных мероприятий:
3.1 Плановый контроль – подчинен определённомупланированию.
3.2 Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапновозникшей необходимости.
4. По методу проверкидокументов:
4.1 Сплошнойконтроль –основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерскогоучета за продолжительный период времени.
4.2 Выборочный контроль – предусматривает проверку первичныхдокументов за один или несколько месяцев.
5 По месту проведения:
5.1 Камеральный контроль – проводится по месту нахожденияналогового органа.
5.2 Выездной контроль – осуществляется по месту нахожденияналогоплательщика.
6 По источнику данных:
6.1 Документальный контроль – основан на изучении данных опроверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.
6.2 Фактический контроль – учитывает все источники информациии доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования,заключения экспертов и т.д.
7 По периодичности проведения:
7.1 Первоначальными следует признатьконтрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщикавпервые в течение календарного года.
7.2 Повторность же возникает в томслучае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговыхпроверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченнымналогоплательщиком за один и тот же период.
Рассмотрим подробнееклассификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.
1. Камеральнаяналоговая проверка.Форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговыхинспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органена основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком,а так же других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводитсяуполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебнымиобязанностями без какого-либо специального решения руководителя налоговогооргана.
Срок проведениякамеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представленияналоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплатыналога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать уналогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающиеправильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
С 1 января 2007 года кругдокументов, которые может истребовать налоговая служба у организации в рамкахпроверки её отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должныбыть представлены только в установленных Налоговым кодексом РоссийскойФедерации.
В ходе камеральнойпроверки о выявленных ошибках сообщают налогоплательщику с требованиемпредставить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления вустановленный срок. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерскойотчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому, может бытьвыявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.
2. Выездная налоговая проверка.Форма налоговой проверки, осуществляемая уполномоченными должностными лицаминалоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основаниемдля ее проведения является решение руководителя налогового органа. Предметпроверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Данный вид проверки,производимый в отношении одного налогоплательщика, может осуществляться поодному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним итем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка охватываетпериод, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в которомвынесено решение о ее проведении. Установлена продолжительность проверки неболее двух месяцев. Законодательством предусмотрена повторная налоговаяпроверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки потем же налогам и за тот же год. Она может проводится:
1) вышестоящим налоговыморганом – в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа
2) тем же налоговыморганом на основании решения его руководителя – в случае представленияналогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумманалога в размере, меньшем ранее заявленного. Срок выездной налоговой проверкиисчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составлениясправки проведенной проверки. В последний день проведения проверки проверяющийобязан составить справку и вручить её налогоплательщику[20].
В зависимости отвремени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля- предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в теснойвзаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.
1. Предварительный контроль предшествует совершениюпроверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования,нарушения налогового законодательства. Они осуществляются непосредственно винспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверкивсех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.
2. Одной из основных формналогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущийконтроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневноосуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушенийналоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.
3. Последующийконтроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится кпроверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц заистекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременностипоступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и другихобязательных платежей. Последующий контроль отмечается углубленным изучениемвсех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрытьнедостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроляосуществляется путем проведения документальных проверок с использованием такихметодов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте — напредприятиях, в учреждениях и организациях.
Задачи налоговогоконтроля
В задачи налоговогоконтроля входит:
1. Наказание нарушителей налоговогозаконодательства.
2. Обеспечение правильного внесенияналогов в бюджет.
3. Предупреждение нарушителей налоговогозаконодательства.
4. Возмещение ущерба, причиненногогосударству налогоплательщиками в результате неисполнения своих обязательств.
Для выполнения задач,возложенных на налоговые инспекции, они наделены широкими полномочиями, которыеможно разделить на четыре группы:
1. Полномочия, обеспечивающиенеобходимые условия для осуществления контроля, т.е. право производить уналогоплательщиков проверки документов, связанных с исчислением и уплатойналогов, право получать необходимые пояснения при проверках, право получатьдокументы, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика, и копии сних, право обследовать производственные, складские, торговые и иные помещенияпредприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для извлечениядоходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения т.д..
2. Полномочия по пресечению нарушений вналоговом законодательстве, т.е. право требовать от руководителей и других должностных лицпроверяемых предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранениявыявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежахв бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности и контролироватьих выполнение, право приостанавливать операции предприятий, учреждений,организаций и граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитныхучреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) государственнымналоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов,расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатойналогов и иных обязательных платежей в бюджет.
3. Полномочия по применениювосстановительных мер,выражающихся во взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам вбюджет, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренных налоговымзаконодательством;
4. Полномочия по применению мерответственности за нарушение налогового законодательства.
§ 2. Элементыналогового контроля
Субъекты налоговогоконтроля
Государство, какобязательный субъект налоговых правоотношений, опосредует свое участие в данныхправоотношениях через осуществление полномочий специальными государственнымиорганами.
Налоговый кодекс в числеучастников налоговых отношений[21] упоминает различныегосударственные органы: финансовые, налоговые, таможенные органы, органыналоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов.
Однако только налоговым итаможенным органам предоставляются полномочия по осуществлению контрольнойдеятельности в сфере налогообложения, которые и являются в настоящее времясубъектами налогового контроля. Должностные лица таможенных органов и органовгосударственных внебюджетных фондов наделены контрольными полномочиями в сференалогообложения в пределах своей компетенции.
Основным субъектомналогового контроля являются налоговые органы, которые имеют всеобъемлющиеконтрольные полномочия в сфере налогообложения на территории РоссийскойФедерации. Важное значение для характеристики субъектов налогового контроляимеет организация их деятельности и предоставленные им властные полномочия.
Налоговые органы РоссийскойФедерации – этоорганизованная государством единая система контрольных органов за соблюдениемправильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в соответствующийбюджет или внебюджетный фонд налогов и других обязательных платежей, а также засоблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов идругими лицами надлежащего исполнения своих обязанностей, установленныхналоговым законодательством.
Единая централизованнаясистема налоговых органов включает в себя:
1. Федеральный органисполнительной власти – Министерство РФ по налогам и сборам.
2. Территориальные органыМНС РФ:
— межрегиональныеинспекции МНС РФ;
— управления МНС РФ посубъектам РФ;
— инспекции МНС РФмежрайонного уровня;
— инспекции МНС РФ порайонам, районам в городах, городам без районного деления (ИМНС);
3. Подведомственныеорганизации.
Налоговые органыдействуют в пределах своей компетенции и осуществляют свои функции посредствомреализации своих полномочий, прав и обязанностей.
Права и обязанности налоговыхорганов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органахРоссийской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации поналогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Таможенные органыРоссийской Федерациивправе осуществлять налоговый контроль полноты и своевременности уплатыналогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РоссийскойФедерации.
Кроме того, к контрольныммероприятиям привлекаются органы налоговых расследований, которые по запросу налоговыхорганов участвуют в проведении налоговых проверок, обеспечивая безопасностьдолжностных лиц налоговых органов, проводящих указанные проверки, и оказываютоперативное содействие в получении информации, необходимой для проведенияпроверок.
Формы налоговогоконтроля
Форма проведенияналогового контроля представляет собой внешнее выражение практическойреализации контрольной деятельности налоговых органов.
Целями деятельностиналоговых органов являются:
1. Выявление налоговых правонарушений иналоговых преступлений.
2. Предупреждение их совершения вбудущем.
3. Обеспечения неотвратимостинаступления налоговой ответственности.
Для достижения указанныхцелей налоговые и иные контролирующие органы используют следующие основныеформы (способы) налогового контроля, которые установлены налоговым кодексомРоссийской Федерации[22]:
1. Налоговая проверка– это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекспроцессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налоговогозаконодательства посредством сопоставления реального состоянияфинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным.
2. Получениеобъяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов –право налоговых органов на вызов налогоплательщиков (налоговых агентов иплательщиков сборов) для дачи пояснений закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ.Вызов осуществляется на основании письменного уведомления о вызове в налоговыеорганы налогоплательщиков, налоговых агентов или плательщиков сборов для дачипояснений в связи с уплатой (удержанием или перечислением) ими налогов, либо всвязи с налоговой поверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением имизаконодательства о налогах и сборах.
3. Истребованиедокументов от налогоплательщика или налогового агента
Во время проведениялюбого вида налоговой проверки сотрудники налогового орана нередко сталкиваютсяс необходимостью получения документальных подтверждений тех или иных операций,совершаемых налогоплательщиком. Для выяснения истинного характераосуществляемых налогоплательщиком действий необходимо истребовать у негонеобходимую информацию, которая смогла бы стать доказательством правомерностиего действий.
4. Выемка (изъятие)документов
В случаях, когда дляпроведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документовналогоплательщика и у налоговых органов есть достаточные основания полагать,что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или изменены,должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов. Подвыемкой документов понимается принудительное обеспечение доступа должностныхлиц к документации налогоплательщика и изъятие копий необходимых документов, апод изъятием документов – изъятие их подлинников.
5. Осмотр и обследованиепомещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)
Должностное лицоналогового органа, выполняющее выездную налоговую проверку, в целях выясненияобстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотртерриторий и помещений налогоплательщика, в отношении которого производитсяналоговая проверка, а также документов и предметов. Осмотру могут подвергатьсялюбые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанные ссодержанием объекта налогообложения производственные, складские, торговые ииные помещения и территории независимо от места их нахождения.
4. Другие формы[23].
Методы налогового контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различныхприемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупностьприемов, способов и процедур применяемых сотрудниками контролирующих органовпри осуществлении налогового контроля образует методы налогового контроля.
Классификацию методов налогового контроля можно представить ввиде следующей схемы[24]:Методы налогового контроля Документальные Фактические
-юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах.
— формальная (арифметическая и логическая) проверка документов.
— встречная проверка документов организации-контрагента и др.
— учет налогоплательщиков.
— получение объяснений.
— осмотр помещений.
— инвентаризация.
— привлечение специалистов.
Основным же методом налогового контроля являетсядокументальная проверка налогоплательщиков.
Документальная проверка юридических лиц осуществляется в соответствии сгодовыми планами работы инспекции и квартальными графиками проверок,составляемых по каждому участку работы. В них включают в первую очередьпредприятия, имеющие прибыль в значительных размерах или допускающие грубыенарушения в ведении бухгалтерского учета и налогового законодательства, а такжевсе убыточные предприятия для выяснения причин убытков и объявления ихбанкротами.
Документальная проверка может длиться, как правило, не более30 дней. Этот срок может быть увеличен в исключительных случаях с разрешенияруководителя Государственной налоговой инспекции или его заместителя.
Налоговые органы при проверке первичных документов и учетныхрегистров применяют сплошной или выборочный метод.
Сплошной метод характеризуется проверкой всех документов, в том числезаписей в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются, какправило, кассовые и банковские операции.
Выборочный метод – это метод, при котором проверяют часть первичныхдокументов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. В техслучаях, когда выборочной проверкой будут установлены серьезные нарушенияналогового законодательства или его злоупотребления, то проверка на данномучастке деятельности предприятия проводиться сплошным методом с обязательнымизъятием документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (доходов)или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений,организаций и граждан.
Деятельность налоговых и других уполномоченных органоввводится в соответствии с Налоговым кодексом в рамках правовой процессуальнойформы. Осуществление налогового контроля на практике происходит в рамкахконтрольно-процессуальной деятельности соответствующих органов, которыеиспользуют конкретные правовые формы и методы налогового контроля. Закреплениеформ и методов осуществления контрольной деятельности на должномзаконодательном уровне имеет важное значение для регулирования отношений междуорганами и налогоплательщиками[25].
§ 3. Контрольныеналоговые правоотношения
Субъекты контрольныхналоговых правоотношений
Как и любое другоеправоотношение, контрольное налоговое правоотношение содержит в своем составеследующие элементы:
1) Субъект.
2) Содержание.
3) Объект.
Рассмотрим первый элементконтрольных налоговых правоотношений.
Субъектов контрольного налогового правоотношенияможно разделить на две основные группы:
1. Контролирующиесубъекты, т.е. налоговые и другие органы, олицетворяющие государство иреализующие его интересы. Основными контролирующими субъектами в РоссийскойФедерации являются налоговые и таможенные органы. Налоговыми органами в РоссийскойФедерации являются Государственная налоговая служба Российской Федерации и еетерриториальные подразделения в РФ. В соответствии с Конституцией РФ общееруководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ[26].Непосредственное руководство осуществляется Государственным таможеннымкомитетом России, являющимся центральным органом федеральной исполнительнойвласти.
Таможенные органыпользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов приперемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации всоответствии с таможенным законодательством РФ и Налоговым кодексом. Прававышеуказанных органов устанавливаются Налоговым и Таможенными кодексами РФ,Законом «О Государственной налоговой службе»[27].
2. Контролируемыесубъекты, т.е. субъекты, подверженные контролю. Защищающие в ходеконтрольных налоговых правоотношений свои частные интересы. Контролируемымисубъектами являются налогоплательщики и плательщики сборов, а также налоговыеагенты и банки. Особенно важно подчеркнуть, что обязанная сторона –контролируемый субъект находится лишь в функциональной зависимости от властногосубъекта – контролирующего орган и организационно ему не подчинена.
Поскольку контрольныеналоговые правоотношения затрагивают интересы контролируемых субъектов,являющихся не только организациями, но и физическими лицами, осуществлениеналогового контроля приобретает особую социальную значимость.
Согласно ст. 19Налогового кодекса РФ «Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаютсяорганизации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексомвозложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».
Филиалы и иныеобособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этихорганизаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой этифилиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.
Взаимозависимыми лицамидля целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации,отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условияили экономические результаты их деятельности или деятельности представляемыхими лиц.
Налоговыми агентами признаются лица, на которых всоответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению,удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет(внебюджетный фонд) налогов.
Налоговые агенты имеют теже права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НалоговымКодексом.
Объекты налоговыхправоотношений
В соответствии с ГК РФ(ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимоеимущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественныеправа; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, втом числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность;нематериальные блага. Под объектом права понимается то, на что направлены праваи обязанности субъектов правоотношений.
Наличие объектаналогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взиманияналога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль ит. п.
В понятие “объектналогообложения” следует вложить экономико-правовую сущность природы этогообъекта. С экономической точки зрения существующий в реальном мире объект имеетстоимостное выражение.
На основе этого можносказать, что объектом налогообложения становится результат каких-либо действий— юридических фактов, например, передача имущества (мена, дарение) порождаюттакие объекты как налог с оборота, таможенная пошлина, пошлина при принятиинаследства и т.п.
В соответствии сдействующим законодательством объекты налогообложения следует рассматривать спозиции материальных и нематериальных объектов.
Материальные объекты — это часть объектов материального мира, имеющая стоимость иявляющаяся предметом права собственности. К материальным объектамналогообложения относятся: обработанная земля (земельные участки), здания,сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование,квартиры, доходы в денежной форме, промышленные и продовольственные товары,украшения из драгоценных камней и благородных металлов (платина, золото и др.),мебель, автомобили и другие объекты.
Материальные объектыхарактеризуются экономическим содержанием и правовой формой. С точки зрениярыночных отношений, материальные объекты представляют собой товар, имеющийопределенную стоимость в денежной форме. Такая характеристика материальногообъекта является следствием его создания в процессе производства.
На этапе производства иреализации продукции материальные объекты не являются предметаминалогообложения. Объектами налогообложения они становятся тогда, когда импридадут правовую форму.
Правовая форма — это законодательное закреплениеповедения участников налоговых правоотношений по поводу материальных объектов.Налоговые правоотношения (налогоплательщиков и государства) становятсявозможными, лишь в случае закрепления собственности между участниками на данныйобъект.
В зависимости от назначенияматериального объекта определенная их часть не облагается налогом. К их числуможно отнести: пенсии, стипендии, взносы на благотворительные цели имуществогосбюджетных учреждений и организаций.
В зависимости от страныпроисхождения (т. е. где они были произведены) материальные объекты могутоблагаться или не облагаться таможенными пошлинами.
Прибыль (или доходы)получают юридические и физические лица от предпринимательской или иной законнойдеятельности. Сюда в первую очередь следует отнести: производство и реализациюпродукции, оказание гражданам услуг различного характера, в том числе,например, изготовление и распространение рекламы, сдача в аренду имущества и т.д.
Наряду с материальнымисуществуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.
Нематериальные объекты— это объекты, используемые в течениедолгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
Согласнозаконодательству, в том числе и налоговому, к нематериальным объектамотносятся: право пользования земельными участками и природными ресурсами,патенты, авторские права (а также аналогичные им), программные продукты,монопольные права и привилегии (в том числе и лицензии на определенные виды деятельности),организационные расходы, включая плату за государственную (регистрациюпредприятия) брокерские места, торговые марки, товарные знаки и т.п.
На основе перечнянематериальных объектов легко установить их отличие от материальных объектовналогообложения. Основная их характеристика — это предоставление права накакой-либо материальный объект, в результате которого субъект можетиспользовать его в своих интересах для получения прибыли (дохода). Этообстоятельство и делает его объектом Налогообложения.
Следовательно,нематериальные объекты налогообложения представляют собой право наиспользование результатов различной деятельности (научно-технической,инженерной, организационной), которые защищены патентами и другими правовымидокументами.
Право авторства является неотчуждаемым личным правоми охраняется бессрочно. Собственник изобретения (патентообладатель) имеет правоуступить имеющийся у него патент любому физическому или юридическому лицу. Этооформляется договором об уступке патента, который регистрируется в Патентномведомстве. При заключении договора о передаче права на патент и прав,вытекающих из патента, взимается патентная пошлина.
Патентная пошлина — это эквивалент стоимостипередаваемых прав. Она является базой для определения договорной цены напередаваемые права. Расчетная цена должна учитывать издержки на оформлениезаявки на изобретение, гонорар патентного поверенного и расчетные поправки (вчастности, технические и инфляционные поправки) и, самое главное, коммерческуюценность изобретениякоторая в условиях рыночных отношенийопределяется на основе закона спроса и предложения.
Содержание контрольныхналоговых правоотношений
Содержание контрольногоналогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностейсубъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговомправоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороныпроверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов исборов, и выполнения установленных налоговых обязанностей корреспондируетобязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этогонеобходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В своюочередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобыпоследний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательноустановленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольныеполномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанностиконтролируемых субъектов.
Контролирующиесубъекты.Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.
К числу основныхобязанностей налоговых органов относятся:
1) Соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах.
2) Осуществлять контрольза соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых всоответствии с ними нормативных правовых актов.
3) Вести в установленномпорядке учет налогоплательщиков.
4) Проводитьразъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, атакже принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, бесплатно информироватьналогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формыустановленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъясненияо порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
5) Осуществлять возвратили зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней иштрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
6) Соблюдать налоговуютайну.
7) Направлятьналогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки ирешения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора[28].
Налоговые органы несуттакже другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральнымизаконами Российской Федерации [29].
Налоговые органы привыявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушениязаконодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаныв трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалыв органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Федеральные органыналоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению ирасследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихсяпреступлениями или административными правонарушениями.
Контролируемыесубъекты.Налогоплательщики имеют право:
1) получать от налоговыхорганов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах,законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормызаконодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностяхналогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
2) получать от налоговыхорганов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства оналогах и сборах;
3) использовать налоговыельготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством оналогах и сборах;
4) получать отсрочку,рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и наусловиях, установленных настоящим Кодексом;
5) на своевременный зачетили возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
6) представлять своиинтересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
7) представлять налоговыморганам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, атакже по актам проведенных налоговых проверок;
8) присутствовать припроведении выездной налоговой проверки;
9) получать копии актаналоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплатеналога;
10) требовать отдолжностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах исборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
11) не выполнятьнеправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, несоответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
12) обжаловать вустановленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) ихдолжностных лиц;
13) требовать соблюденияналоговой тайны;
14) требовать вустановленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненныхнезаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями(бездействием) их должностных лиц.
Налогоплательщики имеюттакже иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актамизаконодательства о налогах и сборах.
В Статье 22 Налоговогокодекса РФ, говорится об обеспечение и защите прав налогоплательщиков(плательщиков сборов).
1. Налогоплательщикам(плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прави законных интересов.
Порядок защиты прав изаконных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяетсянастоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. Праваналогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностныхлиц налоговых органов.
Заключение
Подводя итоги даннойкурсовой работы, можно сказать, что поставленные задачи были успешно раскрыты.
Налоговый контроль какособый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и вузком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферыдеятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета,налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемыхсубъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения,соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представленияналоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимаетсятолько проведение налоговых проверок уполномоченными органами.
Создание прочнойфинансовой основы существования государства и общества, успешное осуществлениереформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное иполное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системыэффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересыгосударства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.
Таким образом, можносделать вывод, что существование эффективной системы налогового контролянеобходимо для современного государства.
В данной курсовой работебыли показаны основные виды, принципы, методы налогового контроля, также былираскрыты элементы налогового контроля, и элементы контрольно налоговыхправоотношений.
Список использованнойлитературы:
1. Конституция Российской Федерации от12 декабря 1993 года.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерацииот 25 января 2006 года.
3. Гражданский кодекс РФ от 21 октября1994 года.
4. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей припроведении государственного контроля» от 08.08.2001 № 134-ФЗ // Российскаягазета. 2001. 11 августа.
5. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового КодексаРоссийской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»от 27.07.2006 № 137-ФЗ // Российская газета. 2006. 1 августа.
6. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РоссийскойФедерации» от 18.07.2005 № 90-ФЗ // Российская газета. 2005. 22 июля.
7. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового КодексаРоссийской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»от 30.12.2006 № 268-ФЗ // Российская газета. 2007. 3 января.
8. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О государственнойналоговой службе РСФСР» от 08.07.1999 № 151-ФЗ // Российская газета. 1999. 16июля.
9. Федеральный Закон РоссийскойФедерации «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктахпропуска через государственную границу Российской Федерации» от 30.12.2006 №266-ФЗ // Российская газета. 2007. 4 января.
10. Закон Российской Федерации «Обобжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от27.04.1993 № 4866-1 // Российская газета. 1993. 2 мая.
11. Миллер А.Е. Налоги и налогообложение: Учебноепособие,