ПЛАН
Введение
1. Налоговыепроверки: понятие и виды
2. Участие понятых
Литература
Введение
Деятельностьгосударственных органов в сфере налогообложения представляет собойразновидность государственного управления – процесса, имеющего цикличныйхарактер и включающего в качестве обязательной стадии контроль и коррекциюуправленческого воздействия.
Налоговый контрольявляется разновидностью государственного финансового контроля, включающеготакже бюджетный, валютный, банковский и некоторые иные виды контроля.
Особое внимание кналоговому контролю со стороны государства обусловлено тем, что налогивыступают основным источником бюджетных доходов. Налоговые правоотношенияизначально конфликтны. Фискальным задачам государства сформироватьцентрализованные денежные фонды противостоит здесь естественное стремление налогоплательщикамаксимально уменьшить размер своих налоговых платежей. Налоговое правообъективно становится ареной острого столкновения публичных и частныхинтересов. Поэтому контрольной деятельности в сфере налогообложения государствопридает важнейшее значение. Вместе с тем правовой институт налогового контроляеще только начинает складываться. До введения в действие части первой НК РФ егонормативный механизм практически отсутствовал. Отдельные вопросы проведения налоговыхпроверок и оформления их результатов регулировались инструкциями иинформационными письмами Госналогслужбы РФ. Все это приводило к многочисленнымспорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Налоговый контрольосуществляется на всех этапах и стадиях налогообложения, затрагивает всеаспекты налоговых правоотношений. При этом различается налоговый контроль вшироком и узком смысле.
Налоговый контроль вшироком смысле представляет собой контроль государства за соблюдениемналогового законодательства всеми участниками налоговых правоотношений на всехэтапах налогового процесса – от установления налогов и сборов вплоть допрекращения налоговой обязанности. В частности, отдельные законотворческиепроцедуры представительных органов по рассмотрению налоговых законопроектов,подготовленные органами исполнительной власти, можно отнести к предварительномуналоговому контролю. Налоговым в широком смысле является и ведомственныйконтроль за соблюдением должностными лицами государственных органов налогового законодательства.Можно упомянуть также контрольные функции Счетной палаты РФ за использованиембюджетополучателями налоговых льгот, финансовых органов – за надлежащим исполнениемкредитными организациями обязанностей по своевременному и полному перечислениюналоговых платежей в бюджет. Контроль за соблюдением налогового законодательствав свойственных им формах осуществляют также органы прокуратуры и внутреннихдел, таможенные органы.
Налоговый контроль вузком смысле – это властные действия уполномоченных органов государства по проверкезаконности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками иналоговыми агентами. Именно в таком значении термин «налоговый контроль»употребляется в НК РФ. Целью налогового контроля является обеспечение режимазаконности в сфере налогообложения. Государство должно регулярно проверять,насколько правомерно действуют участники налоговых правоотношений, и принеобходимости обеспечивать соблюдение налогового законодательства путемприменения государственно-правовых мер убеждения и принуждения. Важной задачейналогового контроля является не только пресечение правонарушений, но и принятиемер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению.В конечном счете, речь идет об укреплении налоговой дисциплиныналогоплательщиков и совершенствовании налогово-правовой культуры общества вцелом. Контрольные мероприятия жестко затрагивают права и свободы человека.Поэтому все аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет,формы и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно дажесказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятийпридается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения,возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными посвоей природе.
Налоговый контроль как видгосударственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъектыналогового контроля вправе входить и обследовать любые производственные,торговые, складские и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки,инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводитьоперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам,проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требоватьустранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности,осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции.Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляетсявне системы служебной или организационной подчиненности.
К принципам налоговогоконтроля относят законность; превентивность; всеобщность, полноту и единствоналогового контроля; планомерность (регулярность, систематичность);объективность, обоснованность и достоверность результатов; приоритет защитыправ и интересов налогоплательщика; соблюдение налоговой тайны; недопустимостьпричинения неправомерного вреда; документальную фиксацию результатов налоговогоконтроля и др.
В процессе налоговогоконтроля большое внимание придается различного рода гарантиям прав и законных интересовлиц, финансово-хозяйственная деятельность которых проверяется. Одной из такихгарантий выступает институт налоговой тайны, включающей любые полученныеналоговым органом сведения, за исключением разглашенных налогоплательщикомсамостоятельно или с его согласия; об идентификационном номереналогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале) организации; онарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за этинарушения; сведений, предоставляемых правоохранительным органам другихгосударств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
1. Налоговыепроверки: понятие и виды
Налоговая проверкаявляется основной формой налогового контроля.
Налоговая проверка – этоосновная форма налогового контроля, представляющая собой комплекспроцессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдениемзаконодательства о налогах и сборах и осуществляется посредством сопоставленияотчётных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием егофинансово-хозяйственной деятельности.
Другими словами, налоговуюпроверку можно определить как совокупность контрольных действий налоговогооргана по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержанияи перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами.Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовойформы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности идругих характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием дляприменения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения кответственности.
Осуществление проверокфинансово-хозяйственных операций налогоплательщиков является главной задачейдеятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставленост. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации».Реализация налоговыми органами предоставленных контрольных полномочий возможнатолько в порядке, установленном НК РФ. Детальная правовая регламентацияконтрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерствафинансов РФ.
Налоговые проверкизанимают ведущее место среди иных форм налогового контроля.
Посредством проведенияналоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленныхналогоплательщиком в налоговый орган и тех фактов, которые выявлены налоговыморганом. Основной целью налоговых проверок является контроль за соблюдениемфискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах,своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.
В соответствии с НК РФсубъектами, уполномоченными проводить налоговые проверки, выступают налоговые итаможенные органы. Таможенные органы полномочны проводить налоговые проверкитолько в отношении налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров черезтаможенную границу Российской Федерации. Таким образом, полноправнымисубъектами, обладающими всеми правами на проведение налоговых проверокотносительно всех фискально обязанных лиц и по уплате всех видов налогов,выступают исключительно налоговые органы.
Налоговымзаконодательством предусмотрены следующие общие правила проведения налоговыхпроверок.
Срок давности проведенияналоговой проверки составляет три календарных года деятельностиналогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный сроксоотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушениязаконодательства о налогах и сборах, который также равен трём годам.
Поэтому, НКустанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только трикалендарных года деятельности налогоплательщика, непосредственнопредшествовавшие году проведения проверки. Таким образом устанавливаются давностныеограничения при определении периода деятельности налогоплательщика, который можетбыть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещается проводить проверкиналоговых периодов текущего календарного года.
Суды связывают отсчеттрехлетнего срока с годом начала проведения проверки, а не с годом принятиярешения о ее проведении или же с годом окончания проверки. При этом началомпроведения проверки является момент вручения налогоплательщику решения напроведение выездной налоговой проверки.
Например: решение опроведении проверки принято налоговой инспекцией в 2003 г., а фактически проверка началась в 2004 г. – проверке могут быть подвергнуты 2001, 2002 и 2003годы деятельности налогоплательщика, независимо от того, что решение опроведении проверки было принято в 2003 г. Другой пример: решение о проведении проверки было принято в 2003 г., фактически проверка началась также в 2003 г., а закончилась уже в 2004 г. – проверке могут быть подвергнуты три года, предшествующие году,в котором проверка фактически начала осуществляться, то есть 2000, 2001 и 2002годы. Трехлетний срок для проведения налоговых проверок выбран не случайно; онкорреспондирует трехлетнему сроку давности привлечения к налоговой ответственности.С трехлетним сроком налоговой проверки связан и подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ,предусматривающий обязанность налогоплательщика в течение четырех лет обеспечиватьсохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых дляисчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученныедоходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные(удержанные) налоги.
По месту проведенияналоговые проверки разграничиваются на: камеральные и выездные. Камеральнаяпроверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время каквыездная – по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории.Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольныемероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выезднуюналоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверкинедопустимо.
НК РФ выделяет такжевстречные налоговые проверки – истребование и проверку у третьих лицдокументов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Онапроводится в случаях, когда налоговому органу необходимо получить информацию оналогоплательщике, имеющуюся у третьих лиц. Кроме того, в ходе встречныхпроверок сличается налоговая и иная документация проверяемого налогоплательщикаи его контрагентов. В рамках встречной проверки налоговый орган вправе истребоватьу контрагентов налогоплательщика только те документы, которые относятсянепосредственно к налогоплательщику, но не к финансово-хозяйственнойдеятельности самого контрагента. К сожалению, налоговое законодательство не устанавливаетформу документа, оформляемого по результатам встречных проверок.
Должностное лицо налоговогооргана вправе оформить результаты проведенной встречной проверки в произвольнойформе, в противном случае проведение встречной проверки было бы беспредметным.
Не следует считатьвстречную проверку самостоятельным видом налоговых проверок, поскольку ееназначение возможно исключительно в рамках осуществления камеральной или выезднойналоговой проверки; таким образом, встречную проверку можно рассматривать как«один из методов проведения камеральной или выездной налоговой проверки».
Точнее сказать, встречнаяпроверка является составной частью выездной или камеральной проверки. Именнопоэтому сведения, полученные в результате встречной проверки, включаются в актысоответствующих камеральных и выездных проверок.
Выездные налоговыепроверки могут быть первичными и повторными. По общему правилу проведениеповторных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченнымза уже проверенный налоговый период, запрещается. Однако НК РФ называет дваисключения из этого правила. Во-первых, когда повторная проверка проводится всвязи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика. Во-вторых,когда повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядкеконтроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверкупервоначально.
Постановление опроведении повторной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностьюнижестоящего налогового органа должно быть мотивированным, то есть содержать ссылкина обстоятельства, явившиеся основаниями для повторной проверки. Отсутствиетаких указаний в решении должно повлечь признание его незаконным. При назначенииповторной проверки руководитель вышестоящего налогового органа вправе включатьв число проверяющих и должностных лиц подведомственных ему (то есть нижестоящих)налоговых органов. Главное, чтобы в числе таких лиц не оказались работникиналоговой инспекции, участвовавшие в первоначальной налоговой проверке.
Налоговая проверка,проводимая вышестоящим налоговым органом, призвана не подменять собой проверку,проведенную нижестоящим налоговым органом, а обеспечить за ним надлежащийконтроль. Суды неоднократно указывали на недопустимость ставить целью повторнойпроверке не контроль за нижестоящим налоговым органом, а порядок исчисления иуплаты налогов налогоплательщиком, то есть его финансово-хозяйственнуюдеятельность.
Выездная налоговаяпроверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Если проверкаохватывает исчисление и уплату налогоплательщиком всех налогов и сборов, онаименуется комплексной. Если речь идет о проверке правильности исчисления иуплаты какого-то одного налога, такую проверку называют тематической.
Также выделяют сплошные ивыборочные налоговые проверки. В ходе сплошной проверки налоговым органомисследуется вся документация налогоплательщика за все налоговые периоды,охваченные проверкой. Выборочная проверка предполагает анализ отдельныхналоговых (отчетных) периодов или части документов налогоплательщика.
В зависимости от методапроведения налоговые проверки могут быть документальными и фактическими. Впервом случае непосредственным предметом проверки и источником получениясведений выступает бухгалтерская и налоговая документация, во втором – имуществоналогоплательщика (включая наличные денежные средства), исследуемое путем обследования,инвентаризации, экспертизы. На практике фактический налоговый контроль, какправило, является вспомогательным (дополняющим) по отношению к документальному.
Традиционно налоговые проверкиклассифицируют на: плановые и внеплановые. Как правило, налоговые органысоставляют ежеквартальные планы проведения выездных налоговых проверок.Внеплановые проверки могут проводиться в случаях ликвидации или реорганизацииорганизации, в ходе расследования возбужденных уголовных дел, в процессебанкротства предприятий, по заданию вышестоящих налоговых органов и по другим основаниям.
2. Участиепонятых
При проведении действийпо осуществлению налогового контроля в случаях, прямо предусмотренных НК РФ,вызываются понятые в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могутвызываться любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, заисключением должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить впротоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в ихприсутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания,подлежащие внесению в протокол (ст. 98 НК РФ).
Участие понятыхобязательно при осмотре и выемке документов и предметов, используемыхналогоплательщиком для извлечения доходов.
Так, например, согласно ст.89 НК РФ должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговуюпроверку, могут осматривать (обследовать) документы и предметы, а такжепроизводственные, складские, торговые и иные помещения и территории,используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные ссодержанием объектов налогообложения. Осмотр документов и предметов вне рамоквыездной налоговой проверки допускается, если они получены в результате ранеепроизведенных действий по осуществлению налогового контроля (например, в ходекамеральной проверки) или при согласии владельца этих предметов.
Осмотр производится в присутствиипонятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо черезсвоего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка,видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.
Порядок выемки документови предметов регулируется ст. 94 НК РФ. Выемка проводится в случае отказаналогоплательщика предоставить истребуемые документы или предметы, а также приналичии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы (предметы),свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты,изменены или заменены. Выемка назначается мотивированным постановлениемдолжностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговуюпроверку. Таким образом, произвести выемку можно только в рамках выезднойналоговой проверки.
Присутствие понятых илиц, у которых непосредственно производится выемка, является обязательным. Недопускается производство выемки в ночное время, то есть с 22 часов вечера до 6часов утра по местному времени. До начала выемки должностное лицо обязанопредъявить постановление о производстве выемки и разъяснить присутствующим ихправа и обязанности, а также предложить лицу, у которого производится выемкадокументов и предметов, добровольно их выдать. В случае отказа выемкапроизводится принудительно.
При отказе лица, укоторого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могутнаходиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо вправесделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостьюповреждений запоров, дверей и других предметов. Не подлежат изъятию документы ипредметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.
О производстве выемкисоставляется мотивированный акт, в котором необходимость выемки должна быть обоснована.Налогоплательщик вправе делать замечания, которые по его требованию вносятся вуказанный акт. Кроме того, вся процедура выемки должна фиксироваться впротоколе. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколевыемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количестваи индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.
В тех случаях, когда дляпроведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документовналогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать,что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены,должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы. Приизъятии таких документов с них изготавливают копии, которые надлежащезаверяются и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможностиизготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документовналоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течениепяти дней после изъятия. Все изымаемые документы и предметы предъявляютсяпонятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ от12 декабря 1993. (в ред. 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. — № 237. –25 декабря.
2. Белых В.С.Налоговое право России. – М., 2004. – 320 с.
3. Гуев, А.Н.Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая/ А.Н. Гуев. – М., 2005. – 560 с.
4. Демин А.В.Налоговое право России: Учебное пособие/ А.В. Демин; Федер. Агенство пообразов.; Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. – 329 с.
5. Комментарий кНалоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / под ред.А.Н. Козырина. – М., 2005. – 648 с.
6. Комментарий кНалоговому кодексу Российской Федерации (части первой и второй) / под. ред.Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. – М., 2001. – 720 с.
7. Кустова М.В.Налоговое право России: Учебник. – М., 2001. – 490 с.
8. Кучеров, И.И.Налоговое право России: Курс лекций / И.И. Кучеров. – М., 2001. – 360 с.
9. Мясников, О.А.Налоговые проверки: законодательство и судебная практика / О.А. Мясников. – М.,2004. – 112 с.
10. Налоги иналоговое право: Учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. – М., 1997. – 600с.
11. Налоговое право:Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2004.– 591 с.
12. Налоговое правоРоссии: Учебник для вузов / отв. ред. проф. Ю.А. Крохина – М., 2003. – 656 с.
13. Парыгина, В.А. Российскоеналоговое право. Проблемы теории и практики / В.А. Парыгина. – М., 2005. – 336с.
14. Парыгина, В.А.Налоговое право Российской Федерации / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – Ростовн/Д, 2002. – 480 с.