Реферат по предмету "Государство и право"


Надзорные функции Банка России. Компетенция Счетной палаты РФ

Задача 1
 
В ходе проверкикоммерческого банка «Восток» представителем Центрального Банка РФ быловыявлено, что администрация банка неоднократно нарушала предписания БанкаРоссии, а также предоставляла недостоверную информацию. По результатам проверкиБанк России принял решение о замене администрации коммерческого банка и егореорганизации.
1. Опишитенадзорные функции Банка России.
2. Оценитеправомерность действий Банка России. Какие санкции вправе применять Банк Россиик нарушителям финансовой дисциплины?
 
Решение
Прежде чемхарактеризовать надзорные функции Центрального Банка РФ, кратко опишем егосущность.
Правовое положение Центрального Банка РФ регулируется Федеральнымзаконом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)» // СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2790 (далее ФЗ «ОЦентральном Банке»)
Центральный Банк Российской Федерации относится к федеральнойгосударственной собственности и является главным банком страны. Банк Россииявляется юридическим лицом, но цель его деятельности состоит не в извлеченииприбыли, что не умаляет его качеств, как экономически самостоятельногоучреждения, расходы, включая отчисление половины прибыла в федеральный бюджет,Банк России несет самостоятельно, исходя из принципов обособленности имуществаюридического лица и величины собственных доходов.
Взаимная ответственность Банка России и Российской Федерации подолгам и иным обязательствам исключается, кроме случаев, которыенепосредственно предусмотрены федеральным законодательством.
Однако нельзя отрицать двоякую сущность Центрального Банка РФ, таккак закон наделяет его значительным комплексом властных полномочий вденежно-кредитной сфере. На правах органа государства Центральный Банк РФвзаимодействует с другими органами, он, в порядке предусмотренном ОсновнымЗаконом РФ, отчитывается перед Государственной Думой Федерального Собрания РФ.Именно Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должностиПредседателя Центрального Банка. Кандидатура Председателя предлагаетсяПрезидентом РФ. Освобождение Председателя Центрального Банка РФ от должностипроисходит в аналогичном порядке.
Банк России участвует в разработке экономической политикиПравительства РФ, а Председатель Банка участвует в его заседаниях, Банк иПравительство взаимно информируют друг друга, координируют свою политику ипроводят взаимные консультации. Банк России взаимодействует также сМинистерством финансов РФ. В целях совершенствования денежно-кредитной системыРФ при Банке России создается Национальный банковский совет, в состав котороговходят представители палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ,Правительства РФ, а также Председатель Банка России.[1]
Основными сферами Банка России являются: защита и обеспечениеустойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса поотношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системыРоссийской федерации; обеспечение эффективного и бесперебойногофункционирования платежной системы. Соответственно этим целям Банк выполняетфункции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единуюгосударственную денежно-кредитную политику; устанавливает правила проведениярасчетов и банковских операций и осуществляет валютный контроль и др.[2]
Исключительное право осуществления эмиссии (выпуска в обращение)наличных денег и организация их обращения принадлежит Банку России.
Структурно в состав Банка России входят управления: экономическогоанализа деятельности банков, регламентации банковского надзора, лицензированиядеятельности банков и др.
Согласностатье 56 Федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России)»[3]Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора.Банк России выполняет неизменный надзор за тем, чтобы кредитные организации ибанковские группы, надлежащим образам исполняли банковское законодательство,нормативные акты Банка России, установленные ими обязательных нормативов.
Главнымицелями банковского надзора являются:
во-первых,сопровождение устойчивости банковской системы Российской Федерации;
во-вторых,охрана интересов вкладчиков и кредиторов.
Дляреализации этих направлений в организационной структуре Банка Россииорганизовывается постоянно действующий Комитет банковского надзора,объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнениеего надзорных функций.
В компетенции Совета директоров находится утверждение структурыКомитета банковского надзора. Из числа членов Совета директоров ПредседательБанка России назначает руководителя этого Комитета.
К надзорным функциям Центрального Банка РФ относятся:
Приосуществлении функции надзора и контроля за деятельностью коммерческих банковБанк России:
– устанавливает обязательные для кредитныхорганизаций нормативы осуществления банковских операций, ведения бухгалтерскогоучета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
– осуществляет регистрацию илицензирование деятельности кредитных организаций на территории РФ.
Для обеспечения интересов вкладчиковкредитных организаций таковые организации должны обладать известной степеньюорганизационной и функциональной стабильности. Чтобы обеспечить такоепостоянство, Банк России устанавливает:
1) наименьшийразмер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций,наименьшее количество собственных средств (капитала) для действующих кредитныхорганизаций;
2)максимальный размер неденежной части уставного капитала;
3)максимальный возможный размер риска на одного заемщика или группу связанныхзаемщиков;
4) максимальныйразмер значительных кредитных рисков;
5)максимальный размер риска, ложащийся на одного кредитора или вкладчика;
6) критерииликвидности кредитной организации;
7) критериидостаточности капитала;
8)максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
9) размерывалютного, процентного и иных рисков;
10)наименьшее количество резервов, создаваемых под высокорисковые активы;
11) нормативыиспользования своих средств банков для покупки долей (акций) других юридическихлиц;
12) максимальныйразмер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своимучастникам (акционерам).
Осуществлениенадзорных функций фактически выражается в проведении проверок и дачеобязательных для исполнения предписаний, наложении санкций на лиц, которые неисполняют такие предписания.
В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов,издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России,непредставления информации, представления неполной или недостоверной информацииБанк России имеет право требовать от кредитной организации устранениявыявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимальногоразмера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организациейотдельных операций на срок до шести месяцев. (статья 74 Федерального закона «ОЦентральном Банке»)
В случае, если администрация кредитного учреждения игнорируетпредписания, изданные Банком России и в установленный срок не предпринимаетникаких действий, а также в случае, если выявленные нарушения или совершаемыекредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозуинтересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) наложить на кредитную организацию штраф вразмере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1процента минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
реализации действий по финансовому оздоровлению кредитнойорганизации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены администрации кредитной организации;
реорганизации (изменения организационно-правовой формы) кредитнойорганизации;
3) поменять на срок до шести месяцевустановленные для кредитной организации обязательные нормативы;
4) установить запрет на исполнение кредитнойорганизацией некоторых банковских операций, предусмотренных выданной ейлицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а такжена открытие ею филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию поуправлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Необходимо особоподчеркнуть, что постоянную администрацию Банк России не вправе. Также он невправе назначить отдельных должностных лиц. Порядок назначения и деятельностивременной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми всоответствии с ними нормативными актами Банка России;
6) ввести запрет на реорганизацию кредитнойорганизации, если в результате ее проведения возникнут основания для применениямер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренныеФедеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) предложить учредителям (участникам) кредитнойорганизации, которые по собственной инициативе или в силу существующего междуними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямогоили косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения,принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия,направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организациидо размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.
8) ограничить размер процентной ставки, которую кредитнаяорганизация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых(пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значенияпроцентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка Россиипо банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам виностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года. Вцелях рассмотренного положения в расчет процентной ставки суммируются любыенепроцентные платежи, которые кредитная организация выплачивает вкладчикам –клиентам из числа физических лиц.
Вопрос 2.
Действия Центрального Банка в данном случае являютсянеправомерными. Во-первых, согласно статье 74 Федерального Закона «ОЦентральном Банке РФ» в случае выявления нарушений предписаний Банка России ипредоставления недостоверной информации, Банк вправе требовать устранениянарушений, взыскивать штраф, либо ограничивать проведение кредитных операций насрок до шести месяцев.
И только в случае, если предписания Банка России не будутисполнены в установленный им срок возможно наложение таких санкций, как:
1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процентаразмера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимальногоразмера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитнойорганизации, в том числе изменения структуры ее активов;
замены руководителей кредитной организации;
осуществления реорганизации кредитной организации;
3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитнойорганизации обязательные нормативы;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельныхбанковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществлениебанковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов насрок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитнойорганизацией на срок до шести месяцев. Фактически процедура аналогична внешнемууправлению при банкротстве;
6) запретить реорганизацию кредитной организации, если врезультате ее проведения возникнут основания для применения мер попредупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральнымзаконом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
7) внести предложение учредителям (участникам) кредитнойорганизации, которые самостоятельно влияют на решения, принимаемые органамиуправления кредитной организации, действовать с целью увеличения собственныхсредств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдениеею обязательных нормативов.
8) ввести ограничения на величину процентной ставки, которуюкредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых(пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значенияпроцентной ставки (но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка Россиипо банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам виностранной валюте на дату введения ограничения), на срок до одного года.Процентная ставка рассчитывается из суммы процентов и непроцентных платежейвкладчикам-физическим лицам. По условию задачи, Банк России самостоятельнопринял решение о смене администрации Кб «Восток» и его реорганизации, а всоответствии с положениями статьи 74 о санкциях мог только лишь потребоватьсмены и реорганизации.

Задача 2
Опишитепорядок формирования, компетенцию Счетной палаты РФ. В каком порядке Счетнаяпалата осуществляет свои проверки.
 
Решение
Согласностатье 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палатеРоссийской Федерации»[4] счетнаяпалата Российской Федерации является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и подотчетным ему.
СчетнаяПалата РФ формируется следующим образом.
Согласностатье 4 Федерального закона «О Счетной Палате РФ» счетная палата состоит изПредседателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудиторовСчетной палаты, аппарата Счетной палаты.
Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетнойпалаты в пределах средств на содержание Счетной палаты утверждает структуру иштатное расписание аппарата Счетной палаты.
Государственной Думой по представлению Президента РоссийскойФедерации сроком на шесть лет назначается на должность Председатель Счетнойпалаты. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимаетсяГосударственной Думой большинством голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Предложения о кандидатах на должность ПредседателяСчетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскимиобъединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а такжене менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты ПрезидентРоссийской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истеченияполномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочногоосвобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент РоссийскойФедерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дняуказанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должностьПредседателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации втечение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент РоссийскойФедерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту жекандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Председателем Счетной палаты может быть исключительно гражданин(национальный режим в отношении иностранцев и лиц без гражданства не играет вданном случае роли) Российской Федерации, имеющий высшее образование и опытпрофессиональной деятельности в области государственного управления,государственного контроля, экономики, финансов.
Председатель Счетной палаты не должен быть родственником ПрезидентаРоссийской Федерации, Председателя Совета Федерации и ПредседателяГосударственной Думы, Председателя Правительства Российской Федерации,Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, Генеральногопрокурора Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации и ПредседателяВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель Счетной палаты:
осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организуетее работу в соответствии с Регламентом Счетной палаты;
представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно сзаместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты;
представляет Счетную палату в органах государственной властиРоссийской Федерации и за рубежом.
Во исполнение возложенных на него полномочий Председатель Счетнойпалаты издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнениесотрудников аппарата Счетной палаты, заключает хозяйственные и иные договоры.
Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие взаседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий,Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства РоссийскойФедерации.
Председатель Счетной палаты не вправе иметь статус депутатаГосударственной Думы, члена Правительства Российской Федерации, заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности.
Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должностьСоветом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком нашесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палатыпринимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) СоветаФедерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя ПредседателяСчетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами икомиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числачленов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителяПредседателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет непозднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителяПредседателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должностизаместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерациипредставляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дняуказанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должностьзаместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент РоссийскойФедерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом ПрезидентРоссийской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерацииту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.
Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданинРоссийской Федерации, имеющий высшее образование и опыт профессиональнойдеятельности в области государственного управления, государственного контроля,экономики, финансов.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять вродственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем СоветаФедерации и Председателем Государственной Думы, Председателем ПравительстваРоссийской Федерации, Руководителем Администрации Президента РоссийскойФедерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, ПредседателемКонституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного СудаРоссийской Федерации и Председателем Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты выполняет должностныеобязанности в соответствии с Регламентом Счетной палаты, исполняет в отсутствиеПредседателя Счетной палаты его функции по поручению Председателя Счетнойпалаты представляет Счетную палату в органах государственной власти РоссийскойФедерации и за рубежом.
Заместитель Председателя Счетной палаты имеет право приниматьучастие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов икомиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума ПравительстваРоссийской Федерации.
Заместитель Председателя Счетной палаты не может быть депутатомГосударственной Думы, членом Правительства Российской Федерации, заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности. (статья 5 указанного закона)
Статья 6Федерального Закона «О Счетной Палате РФ» регламентирует порядок назначения иосновные положения о деятельности аудиторов Счетной Палаты. Аудиторами Счетнойпалаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшееобразование и опыт профессиональной деятельности в области государственногоконтроля, экономики, финансов.
Длярассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты,методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационныхсообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе, образуетсяКоллегия Счетной палаты. В состав Коллегии Счетной палаты входят ПредседательСчетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетнойпалаты.
В пределах одной четверти от общего числа аудиторов Счетной палатыдопускается назначение на должности аудиторов лиц, имеющих высшее образование иопыт профессиональной деятельности иного профиля.
Каждая из палат Федерального Собрания РФ назначает на должность по6 аудиторов на шестилетний срок. Постановление Государственной Думы оназначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общегочисла депутатов Государственной Думы. Постановление Совета Федерации оназначении аудитора Счетной палаты принимается большинством голосов от общегочисла депутатов (членов) Совета Федерации. При появлении вакантной должностиаудитора Счетной палаты она должна быть замещена в течение двух месяцев.
Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции,устанавливаемой Регламентом Счетной палаты, самостоятельно решают все вопросыорганизации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственностьза ее результаты.
Аудиторы Счетной палаты имеют право присутствовать на заседанияхСовета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, коллегийфедеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Аудиторы Счетной палаты не могут заниматься другой оплачиваемойдеятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
В аппарат Счетной палаты входят инспекторы Счетной палаты и инештатные сотрудники.
В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входитнепосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенцииСчетной палаты. Штат инспекторов Счетной Палаты формируется в соответствии сзаконодательством РФ о государственной службе.
Согласностатье 15 Федерального закона «О Счетной палате РФ» комплексные ревизии итематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов.Сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой.
В ходе проведения ревизий и проверок определяется своевременностьи полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета наоснове документального подтверждения:
А) законности производственно-хозяйственной деятельности, Б) достоверностибухгалтерского учета и финансовой отчетности.
По итогам проведения ревизии или проверки обязательно составляетсяписьменный отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лицаСчетной палаты несут персональную ответственность.
О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палатаинформирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит их до сведенияруководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти,предприятий, учреждений, организаций.
Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушенияхзакона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а привыявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность,передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палатыне должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а такжепредавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформленияее результатов в виде акта (заключения).
Должностные лица Счетной палаты и привлеченные к ее работеспециалисты могут использовать данные, полученные в ходе ревизий и проверок,только при выполнении работ, поручаемых Счетной палатой.
В ходе проведения проверок инспектора Счетной Палаты РФуправомочены:
беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия,учреждения и организации, банки и иные кредитно-финансовые учреждениянезависимо от форм собственности, воинские части и подразделения, входить влюбые производственные, складские, торговые и канцелярские помещения, если иноене предусмотрено законодательством Российской Федерации;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады иархивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений – изыматьнеобходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятыхдокументов.
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальныеусловия для работы инспекторов Счетной палаты, проводящих проверку или ревизию,предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечиватьтехническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.
К компетенцииСчетной Палаты РФ относится проведение контрольно-аналитических мер в отношениинамечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.[5]К ее задачам относятся:
– учреждение и реализация контроля за надлежащим и вовремяисполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;определение эффективности и Целесообразности расходов государственных средств ииспользования федеральной собственности;
– оценка действительности и обоснованности доходных и расходныхстатей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетныхфондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также иныхнормативных правовых актов органов государственной власти, предусматривающихрасходы, покрываемые за счет
– анализ выявленных отклонений от установленных показателейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовкапредложений, направленных на их устранение, а также на совершенствованиебюджетного процесса в целом;
– контроль за легальностью и своевременностью движения средствфедерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральномбанке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России;
– регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думеинформации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимыхконтрольных мероприятий.
Таким образом, объектом контроля со стороны Счетной палаты РФвыступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов,федеральная собственность.
Особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состояниемгосударственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и заиспользованием кредитных ресурсов, а именно за: управлением и обслуживаниемгосударственного долга; законностью, рациональностью и эффективностьюиспользования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ отиностранных государств и финансовых организаций; эффективностью размещенияцентрализованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе; предоставлениемгосударственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмезднойоснове иностранным государствам и международным организациям.
В области функционирования банковской системы Счетная палатаосуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка РФ, его структурныхподразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в частиобслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ пообслуживанию государственного долга Российской Федерации.[6]
В отношении государственной собственности Счетная палатаконтролирует поступление в федеральный бюджет средств, полученных отраспоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи;от управления объектами федеральной собственности).
Закон определяет круг субъектов, на которых распространяютсяконтрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:
а) все государственные органы (в том числе их аппарат) иучреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами;
б) органы местного самоуправления, предприятия, организации,банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы,ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности,если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета илииспользуют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеютпредоставленные федеральным законодательством или федеральными органамигосударственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
в) общественные объединения, негосударственные фонды и иныенегосударственные некоммерческие организации, на деятельность которыхконтрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной сполучением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета,использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в частипредоставленных федеральным законодательством или федеральными органамигосударственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12Закона).
Таким образом, область действия контрольных полномочий Счетнойпалаты в отношении указанных субъектов связана с федеральными бюджетом,внебюджетными фондами и федеральной собственностью.
Все органы государственной власти в Российской Федерации, органыместного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения,организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлятьпо запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения еедеятельности.
Осуществляя контрольную деятельность, Счетная палата вправе проводитьревизии и тематические проверки, о результатах которых она информирует СоветФедерации и Государственную Думу; при выявлении нарушения законов, влекущего засобой уголовную ответственность, – передает соответствующие материалы вправоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лицаСчетной палаты не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемыхорганизаций, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии(проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещениюпричиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностныхлиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации ибесхозяйственности, Счетная палата направляет представление органамгосударственной власти РФ, руководителям проверяемых предприятий, учреждений иорганизаций. Это представление должно быть рассмотрено в указанный внем срок, а если он не указан, то в течение 20 дней со для полученияпредписания.
Счетная палата имеет право давать администрации проверяемыхпредприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания вслучаях выявления нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и инойдеятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих всвязи с этим безотлагательного пресечения, а также Умышленного илисистематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представленийСчетной палаты, создания препятствий для проведения ее контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнениипредписаний коллегия Счетной палаты может по согласованию с ГосударственнойДумой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных ирасчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций.Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.
Инспекторы Счетной палаты при проведении проверок и ревизий наделенынеобходимыми правами: беспрепятственно посещать государственные органы,предприятия, учреждения, организации, банки; опечатывать кассы, кассовые ислужебные помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов,хищений, злоупотреблений – изымать необходимые документы, оставляя в делах актизъятия или опись изъятых документов.
В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует сдругими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 Закона).Контрольные органы Президента и Правительства РФ, Федеральная службаконтрразведки, контрольные органы субъектов Федерации, правоохранительныеорганы, Центральный банк, налоговые и иные органы, а также органыведомственного контроля обязаны оказывать содействие деятельности Счетнойпалаты.

Литература
1. ФЗ 10 июля2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» //СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2790.
2. ФЗ 11января 1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации // СЗ РФ от 16 января 1995 г.№3 ст. 167.
3. Финансовоеправо России // Учебник отв. ред Н.И. Химичева, М.: ЮРИСТЪ, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Демократия 2
Реферат Нормативно правовые акты федеральных органов государственной власти как основные источники регулирования муниципальной службы в РФ
Реферат Характеристика работы Витебской районной лаборатории
Реферат Столыпин и Дума.
Реферат Договор найма жилого помещения 3
Реферат Проблемы формирования и функционирования фондовых бирж в России
Реферат Международные дорожные перевозки
Реферат Характеристика современной системы кадровой документации 2
Реферат Толкование норм права 2
Реферат Обособленные подразделения: как вести бухгалтерский и налоговый учет
Реферат О происхождении Энкиду в аккадском эпосе
Реферат Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
Реферат Constructive Relations Essay Research Paper Constructive Relations
Реферат Визуализация инженерных и научных расчетов
Реферат Хамас (Харакат аль-мукавама аль-исламийя). Исламское движение сопротивления