Реферат по предмету "Государство и право"


Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Министерствообразования и науки Украины
Харьковскийгосударственный экономический университет
Кафедраправового регулирования экономики
Курсоваяработа
По курсу:«Трудовое право»
На тему:
«Надзор иконтроль за соблюдением законодательства о труде»
Харьков 2004

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность надзора и контроля за соблюдением законодательствао труде
2.Органы, осуществляющиенадзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
2.1Государственная инспекция труда Министерства труда исоциальной политики Украины.
2.2 Прокуратура и суд
2.3 Местные госадминистрации и Советы
2.4Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по соблюдениюзаконодательства о труде
2.5Общественный контроль
3.Ответственность за невыполнение законодательства о труде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬИСТОЧНИКОВ
/>ВВЕДЕНИЕ
«Каждый имеет право натруд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который онсвободно избирает или на который свободно соглашается.
Государство создаетусловия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равныевозможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализуетпрограммы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовкикадров в соответствии с общественными потребностями.
Использованиепринудительного труда запрещается….
Каждый имеет право нанадлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той,которая определена законом.
Использование трудаженщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается.
Гражданам гарантируетсязащита от незаконного увольнения.
Право на своевременноеполучение вознаграждения за труд защищается законом»  (Конституция Украины, ст.43).
Такие права гарантируетКонституция Украины всем гражданам, проживающим на территории Украины, вобласти охраны труда.
Так же граждане имеют инекоторые другие права, указанные в Кодексе законов о труде Украины (КЗоТ).
«Условия договоров отруде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украиныо труде, являются недействительными» (КЗоТ, ст. 9).
Надзор за соблюдениемвсех вышеперечисленных прав и соответствием договоров о труде законодательствуУкраины является основной задачей некоторых органов центральной и местнойвласти, цель которых – не допустить нарушения Конституции, законов Украины, ииных нормативных актов в области охраны труда.
В связи с тем, что оченьчасто во всем мире нарушаются условия труда, вследствие чего очень часто бываютнесчастные случаи на производствах, и даже со смертельным исходом, день 28апреля Международной Организацией Труда (МОТ) провозглашен Всемирным днемохраны труда и Днем памяти по погибшим на производстве.
1.      СУЩНОСТЬ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Надзор и контроль пособлюдению законодательства о труде является особой правоприменительнойдеятельностью специально уполномоченных органов, целью которых являетсяобеспечение защиты трудовых прав человека. Правовые отношения по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде на производстве выступают, как административно-правовые иотносительно трудовых правоотношений выступают как внешние, связанныеорганизацией работы на предприятии и применением работы наемных работников. Об административно-правовом характере правоотношений по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде свидетельствует содержание этих правоотношений, которое состоит в том, что контролирующий орган может давать собственнику предприятия или уполномоченному ним органу от лица государства властные распоряжения, которые тот должен безусловно выполнить, а в случае нарушения законодательства о труде – применить мероприятия административного взыскания и принуждения.
Надзор и контроль – эторазные формы проверочной деятельности уполномоченных на то государственных,ведомственных и общественных органов.
Надзор – это осуществление специальными государственными структурамицелевого наблюдения за соблюдением исполнительно-распорядительными органами,предприятиями и гражданами правил, предусмотренных действующимзаконодательством и другими нормативными актами.
Контроль – это проверка иучет контролирующим органом того, как контролируемый объект (предприятие,организация, учреждение или физическое лицо) выполняет возложенные на негозадачи и реализует свои функции.
Разница между надзором иконтролем, на первый взгляд невидная, чувствуется, в первую очередь, вфункциях, компетенции соответствующих различных органов.
Субъектами контроляявляются, с одной стороны собственники и руководители предприятий, а с другой –контролирующие органы.
Согласно ст. 259 КЗоТ, высшийнадзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляетсяГенеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Центральныеорганы исполнительной государственной власти осуществляют контроль пособлюдению законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях иорганизациях, находящихся в их функциональном подчинении. Общественный контрольпо соблюдению законодательства о труде осуществляют профессиональные союзы и ихобъединения.
2. ОРГАНЫ,ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ2.1Государственная инспекция труда Министерства труда и социальной политикиУкраины
 
Наиболее широкиеполномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде натерритории Украины имеет Государственная инспекция труда Министерства труда исоциальной политики Украины (далее Государственная инспекция), котораяосуществляет контроль законодательства о труде на всех предприятиях,учреждениях, организациях независимо от форм собственности.
Государственная инспекцияосуществляет контроль выполнения трудового законодательства по таким основнымвопросам:
— о трудовом договоре иведении трудовых книжек;
— об оплате труда, гарантиии компенсации;
— о рабочем времени ивремени отдыха;
— о заключении ивыполнении отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров;
— о трудовых отношениях вслучае банкротства и приватизации предприятий;
— о возмещении вреда,причиненного работнику увечьем или другим повреждением здоровья, связанным свыполнением им трудовых обязанностей;
— о работе женщин,молодежи, инвалидов и других категорий граждан, которые требуют социальнойзащиты;
— о выплате работникампомощи государственного социального страхования;
— о трудовой дисциплине иматериальной ответственности работников.
Свою деятельность государственнаяинспекция осуществляет при взаимодействии с другими органами государственногоуправления охраны труда, налоговой инспекцией, правоохранительными органами,местными органами государственной власти и органами местного самоуправления,профсоюзными объединениями, представителями сторон, которые подписалиотраслевые или региональные соглашения и коллективные договоры.
В соответствии свозложенными на нее задачами Государственная инспекция выполняет следующиедействия:
— контролирует соблюдениезаконодательства об охране труда на предприятиях, требует устранения выявленныхнарушений;
— вносит на рассмотрениесобственника или руководителя предприятия,  а также органов государственнойисполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждениенарушений законодательства о труде;
— составляет в случаях,предусмотренных законодательством, протоколы об административных нарушенияхтребований законодательства о труде на предприятиях, организациях, учреждениях;
— оказывает содействие ворганизации правового обучения собственников (руководителей) предприятий ипроведения разъяснительной работы относительно законодательства о труде;
— ведет прием граждан,рассматривает письма, жалобы граждан, предприятий по вопросам соблюдениязаконодательства о труде.
При этом должностные лицагосударственной инспекции не выступают как посредники и арбитры во времярассмотрения индивидуальных трудовых споров, сохраняют конфиденциальностьисточников информации о нарушении законодательства о труде. Их задача толькособрать и обработать информацию о нарушениях в области соблюдениязаконодательства о труде и давать при необходимости предписания  собственниками руководителям предприятий, организаций, учреждений.
Должностным лицамгосударственной инспекции предоставляется право:
— беспрепятственнопосещать предприятие с целью контроля за соблюдением законодательства о труде;
— ознакомляться сдокументами и беспрепятственно получать от министерств, других центральных иместных органов государственной исполнительной власти и местногосамоуправления, предприятий, копии приказов, распоряжений, протоколов, данныхучета и отчетности и информацию по вопросам соблюдения законодательства отруде, другие документы и сведения, необходимые для выполнения инспекцией своихзадач;
— в случае выявлениянарушений законодательства о труде, давать собственнику (руководителю)предприятия предписания по их устранению. Предписания должностных лиц инспекцииподлежат обязательному выполнению с сообщением в месячный срок о принятых мерах;
— ставить передсобственниками (руководителями) предприятий вопрос о наложении взыскания надолжностных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятостинаселения.
Распоряжения инспекции обязательны для выполнения напредприятиях, организациях и учреждениях любой формы собственности, но действияработников государственной инспекции могут быть обжалованы высшим должностнымслужебным лицом или вышестоящим органом государственной инспекции и в суде впорядке, установленном законодательством.2.2Прокуратура и суд
Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами. Проверка выполнениязаконов проводится по заявлениям и сообщениям о нарушении законов, которые требуютвмешательства прокурора, а при наличиидругих оснований – также по собственной инициативе прокурора. При этом  прокуратура не заменяеторганы надзора и контроля и не вмешивается в хозяйственную деятельность предприятия, еслиона не противоречит действующему законодательству.
Предметом надзора является соответствие актов,выдаваемых предприятиями, организациями, учреждениями Конституции и законам,соблюдение законов о социально-экономических правах и свободах граждан и ихзащита в случае, если законом не предусмотрен другой порядок защиты этих прав.
При осуществлении прокурорского надзора за соблюдениемзаконов прокурор имеет право:
— беспрепятственно входить на территорию предприятий,организаций, учреждений всех форм собственности;
— иметь доступ ко всем материалам и документам,необходимым для проведения проверки;
— требовать от руководителей предприятия проведениепроверок, ревизий деятельности подконтрольных предприятий и выделениеспециалистов для проведения проверок и ведомственных экспертиз;
— вызывать должностных лиц и других работников,требовать от них устных или письменных объяснений касаемо нарушения закона.
В случае выявления нарушения закона прокурор имеетправо опротестовать акты органов государственной исполнительной власти, акты работодателя,вносить протест на решения местных советов, а так же решения должностных лиц,возбудить уголовное дело, следить за выполнением приказов об устранении нарушенийзаконов, обращаться в суд с целью защиты прав и законных интересов работников иработодателей.
Важную роль в обеспечении законности в трудовыхотношениях играют судебные органы. Суды общей юрисдикции решают вопросы озаконности приказов и распоряжений собственника, рассматривают индивидуальные иколлективные трудовые споры, принимают меры относительно выявления и устраненияпричин и условий, которые приводят к нарушению законодательства о труде.2.3Местные госадминистрации и Советы
Местные государственные администрации и Советы народныхдепутатов также осуществляют надзор и контроль по соблюдению законодательства отруде на соответствующих территориях в соответствии с КЗоТом:
— обеспечивают реализацию государственной политики вобласти охраны труда;
— формируют при участии профсоюзов программымероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды,имеющих межотраслевое значение;
— осуществляют контроль по соблюдению нормативныхактов об охране труда посредством создания местных инспекций, комитетов икомиссий;
— организовывают при необходимостирегиональные аварийно-спасательные формирования для ликвидации последствийаварии на предприятии.
Местные госадминистрации имеют право проводитьпроверки состояния соблюдения Конституции и законов Украины, других нормативныхактов органами местного самоуправления и их должностными лицами, руководителямипредприятий, организаций, учреждений, их филиалов и отделений независимо отформ собственности.
Исполнительные органы местных Советов могутосуществлять контроль по обеспечению социальной защиты работников, занятых наработах с вредными условиями труда на предприятиях, организациях, учреждениях,за качеством проведения аттестации рабочих мест, за условиями труда и предоставлениемработникам льгот в соответствии с законодательством за работу с вреднымиусловиями труда. Так же они могут принимать участие в ведении коллективныхпереговоров и заключении территориальных тарифных соглашений, решенииколлективных трудовых споров, регистрировать коллективные договора исоглашения, следить за их выполнением, осуществлять контроль по наличиюсвободных рабочих мест (должностей).2.4Другие органы, осуществляющие надзор и контроль по  соблюдению законодательствао труде
К другим специальнымгосударственным органам, которые осуществляют надзор и контроль по соблюдениюзаконодательства о труде и охране здоровья на производстве относятся:
— Комитет по надзору заохраной труда Украины;
— Государственная инспекцияпо охране труда;
— Министерство охраныокружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины;
— органы государственногопожарного надзора управления пожарной безопасности Министерства внутренних делУкраины;
— органы и учреждениясанитарно-эпидемиологической службы Министерства охраны здоровья Украины;
— органы государственногоэнергетического надзора Министерства энергетики и электрификации Украины.
Центральным органомисполнительной власти, подчиненным Министерству труда и социальной политикиУкраины, который непосредственно осуществляет государственную политику в сфереохраны труда и надзор за соблюдением требований законодательства и другихнормативно-правовых актов по охране труда, является  Комитет по надзору заохраной труда Украины. Так же он осуществляет профилактику травматизмапроизводственного и непроизводственного характера Для выполнения своих функцийКомитет по надзору за охраной труда для более глобального изучения ситуации вотдельных отраслях или регионах создает территориальные управления игосударственные инспекции.
Государственная инспекцияпо охране труда является  структурным подразделением Комитета по надзору заохраной труда,  осуществляющим функции государственного органа относительноорганизации управления охраной труда и осуществления надзора за соблюдениемзаконодательных и других нормативных актов об охране труда на предприятияхнезависимо от форм собственности. А также Государственная инспекция по охранетруда следит за производственной деятельностью предпринимателей на территориирегиона. Эта инспекция является независимой от любых хозяйственных органов,объединений граждан, политических формирований, местных органов исполнительнойгосударственной  власти.
Государственноерегулирование безопасности использования ядерной энергии осуществляютМинистерство охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасностиУкраины, Министерство здравоохранения и прочие органы исполнительной государственнойвласти. К их компетенции входит осуществление государственного надзора засоблюдением норм, правил и стандартов ядерной и радиационной безопасности(перевозка и переработка отходов, использование ядерной энергии и т. д.).
Эти органы могутсоздавать государственные инспекции, которые имеют право беспрепятственнопосещать предприятия, учреждения и организации, применять финансовые санкции кнарушителям, прекращать или останавливать деятельность предприятий в случаенарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности, притягивать кответственности виновных лиц.
Специфика деятельностиэтой инспекции отражается уже в самом названии, которое свидетельствует о том,что властные полномочия этой инспекции распространяются на все организации илица, использующие ядерные установки, независимо от их ведомственнойпринадлежности и формы собственности.
Государственный надзор засостоянием пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах, независимоот форм собственности, осуществляет Управление государственной пожарной охраныМинистерства внутренних дел в Украине (постановление Кабинета Министров от26.07.1994). Органы государственного пожарного контроля осуществляют контрольпо соблюдению законодательства по вопросам пожарной безопасности руководителямиорганов исполнительной государственной власти, руководителями и другимидолжностными лицами предприятий, гражданами.
Государственные инспекторыпо пожарному надзору имеют право:
— в любое время проводитьв присутствии хозяина или его представителя пожарно-технические осмотры ипроверки предприятий, организаций, зданий, сооружений и т. д.;
— посылать руководителямцентральных и местных органов исполнительной власти, руководителям предприятий,организаций, учреждений всех форм собственности и гражданам обязательные дляисполнения распоряжения по устранению нарушений и недостатков в вопросахпожарной безопасности;
— осуществлять контрольза исполнением этих приказов;
— притягивать кадминистративной ответственности всех лиц, виновных в нарушении правил пожарнойбезопасности; 
— применять штрафныесанкции к предприятиям, учреждениям, организациям за нарушение правил пожарнойбезопасности, установленных законом.
Министерствоздравоохранения Украины является  уполномоченным центральным органом исполнительнойгосударственной власти,  осуществляющим надзор и контроль по соблюдениюсанитарного законодательства. Основные задачи министерства:
— надзор за организациейи проведением предприятиями, учреждениями, организациями санитарных ипротивоэпидемических мероприятий;
— надзор за соблюдениемработодателями санитарного законодательства;
— проведениегосударственной санитарно-гигиенической экспертизы условий труда, гигиеническойрегламентации опасных факторов и выдача разрешений на их использование.
Министерствуздравоохранения Украины подчиняется Государственнаясанитарно-эпидемиологическая служба, которую возглавляет главный государственныйврач Украины – первый заместитель министра охраны здоровья Украины. Ее основныенаправления деятельности следующие:
— осуществлениегосударственного санитарно-эпидемиологического надзора на предприятиях,организациях, учреждениях;
— определениеприоритетных мероприятий в профилактике профессиональных заболеваний;
— подготовка предложенийпо обеспечению санитарного и эпидемиологического благополучия работников;
— изучение, оценка ипрогнозирование показателей здоровья работников в зависимости от состояниясреды труда, установление факторов окружающей среды, которые вредно влияют наздоровье работников;
Государственныйсанитарно-эпидемиологический надзор осуществляется с помощью выборочныхпроверок соблюдения санитарного законодательства по планам органов, учрежденийи организаций Государственной санитарно-эпидемиологической службы, а так жевнепланово в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации и позаявлениям граждан.
Государственный надзор запотреблением электрической и тепловой энергии осуществляется Государственнойинспекцией по надзору за режимами потребления электрической и тепловой энергии.Государственным инспекторам по электрическому надзору, в частности,предоставляется право прекращать работы, пломбировать электрические итеплоиспользующие установки, если их состояние угрожает аварией, пожарной опасностьюдля жизни обслуживающего персонала или может привести к значительным убыткам, ипередавать соответствующие материалы правоохранительным органам.
Целью государственногонадзора за режимами потребления энергии является:
— проведение единойгосударственной политики в сфере энергопоставки;
— обеспечениебезаварийной поставки энергии;
— организация контроля поэксплуатации и техническом состоянии электро- и теплоиспользующего оборудованияи тепловых сетей потребителей;
— обеспечение выполнениямероприятий по управлению режимами потребления электрической и тепловойэнергии;
— осуществление контроляпо соблюдению потребителями и производителями условий качества энергии,договорных условий энергоиспользования.
Все вышеперечисленныеорганы государственного надзора и контроля по соблюдению законодательства отруде имеют право привлекать нарушителей законодательства к административнойответственности.2.5Общественный контроль
В соответствии с ЗакономУкраины “О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности” от 15сентября 1999 года, профсоюзы осуществляют общественный контроль: а) по выплатезаработной платы; б) соблюдению законодательства о работе и об охране труда; в)по созданию безопасных и безвредных условий труда; г) созданию надлежащих производственныхи санитарных условий; д) обеспечению работников спецодеждой, спецобувью,другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Профсоюзы имеют право напроведение независимой экспертизы условий труда, а также объектовпроизводственного назначения, которые строятся, проектируются или находятся вэксплуатации с целью определить их соответствие нормативно-правовым актам повопросам охраны труда, принимать участие в расследовании причин несчастныхслучаев на производстве и давать выводы о них.
В случае угрозы жизни илиздоровью работников, профсоюзы имеют право требовать от работодателейнемедленного прекращения работы на отдельных рабочих местах, производственныхучастках или предприятии в целом на время, необходимое для устранения угрозыжизни или здоровью работников. Таким же правом они обладают в случаенесчастного случая с целью определения причин происшествия и недопущения такихЧП в будущем.
Профсоюзные комитеты предприятий,учреждений и организаций имеют право создавать комиссии по вопросам охранытруда и избирать общественных инспекторов по охране труда. Характернойособенностью перечисленных полномочий профсоюзов является то, что они носятрекомендательный характер, а принятые решения не являются обязательными длясобственника (руководителя) предприятия. Но  государственная инспекция трудаможет привлекать представителей общественности, профсоюзов путем их оформления,с их согласия, общественными инспекторами труда. Такие общественные инспекторыработают во взаимодействии с государственными инспекторами труда и под ихруководством. И распоряжения этих общественных инспекторов труда подлежатобязательному выполнению с сообщением инспекции в месячный срок о принятыхмерах.
Функции общественногоинспектора:
— проверка состояниябезопасности труда и производственной санитарии на рабочих местах;
— проверка соблюденияработниками инструкций по технике безопасности и др. нормативных актов;
— контроль наличия иполноты инструкций по технике безопасности;
— информированиеруководителя участка (цеха и т. д.) о каждом несчастном случае на производстве;
— принятие участия врасследовании обстоятельств и причин несчастного случая, профессиональногозаболевания.  
Для осуществлениягражданского контроля по соблюдению законодательства о труде на предприятиях,организациях, учреждениях создается институт уполномоченных трудовыхколлективов по вопросам охраны труда.
Уполномоченные трудовыхколлективов выбираются простым большинством на общих собраниях коллективапредприятия или отдельного цеха открытым голосованием.
Уполномоченные лицаосуществляют контроль над соответствием законодательству условий труда,безопасности технологических процессов, машин и оборудования, состояния средствколлективной и индивидуальной защиты, которые используются работниками,санитарно-бытовых условий и т. д.
Уполномоченные трудовыхколлективов имеют право беспрепятственно проверять состояние безопасности игигиены труда, вносить предложения работодателю по улучшению условий труда.
Решением трудовогоколлектива предприятия с количеством работников более 50 может создаватьсяКомиссия по вопросам охраны труда предприятия. Эта комиссия является постояннодействующим консультативным органом работодателя и трудового коллектива,формируется на принципах равного представительства от коллектива иработодателя. Она имеет право осуществлять контроль над соблюдениемзаконодательства об охране труда непосредственно на рабочих местах обеспечениемработников средствами защиты, обеззараживающими и др. средствами, необходимымидля большей безопасности работы на данном предприятии.
Гражданский контроль надсоблюдением актов по вопросам пожарной безопасности осуществляетсядобровольными пожарными дружинами в пределах их компетенции.
Комитет по надзору заохраной труда Украины может привлекать на гражданских началах внештатныхгосударственных инспекторов по надзору за охраной труда.
Основными заданиямивнештатного инспектора является проведение профилактической работы по предупреждениюаварий, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, краживзрывоопасных материалов, обеспечения рационального использования минеральныхресурсов во время их переработки и т. д.
Внештатный инспекторможет:
— предварительно предупредивруководителя, беспрепятственно в любое время проводить плановые и внеплановыепроверки объектов по вопросам, входящим в его компетенцию;
— давать руководителямобязательные для исполнения распоряжения установленной формы для ликвидациинарушений охраны труда;
— предлагатьруководителям предприятий останавливать эксплуатацию объектов, отдельныхпроизводств, цехов и т. д. до устранения нарушений в области охраны труда, еслиэти нарушения создают угрозу для жизни и здоровья работников (о такихнарушениях он обязан сообщать государственному инспектору по охране труда);
— вносить предложения опривлечении виновных в нарушении законодательства о труде лиц  кадминистративной ответственности.  
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
«Лица, виновные внарушении законодательства о труде, несут ответственность согласно действующемузаконодательству» (ст. 265 КЗоТ)
Действительно, всоответствии с Кодексом Украины об административных правонарушениях (КоАП), занарушение законодательства о труде предусмотрены различные мерыадминистративного взыскания. (Гл. 5 и 8 КоАП):
— за нарушениеустановленных сроков выплаты заработной платы, оплату ее в неполном объеме нанарушителей (должностных лиц предприятий, организаций, учреждений всех формсобственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности)налагается штраф от 15 до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; нарушениетребований законодательства и любых других нормативных актов, касающихся охранытруда, ведет к наложению штрафа от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан на работника и от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан на должностных лиц предприятий, организаций, учреждений всехформ собственности (ст. 41);
— уклонение лиц,представляющих владельцев или уполномоченные ими органы, а так же профсоюзы илидругие объединения трудового коллектива или отдельных работников от участия впереговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора,соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока заключениятаких договоров или  не обеспечение работы комиссий сторон или примирительной комиссиив определенный сторонами переговоров срок влекут наложение штрафа от 3 до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 41-1);
— в случае нарушения илинеисполнения обязательств по коллективному договору одной из сторон (владельцем(уполномоченным органом) или трудовым коллективом (профсоюзом)) на нарушителейналагается штраф от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан(ст. 41-2);
— непредоставлениелицами, представляющими владельцев или уполномоченные ими органы либо профсоюзамиили другими уполномоченными трудовым коллективом органами, либо представителямитрудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективныхпереговоров и заключения и соблюдения коллективного договора влечет за собойштраф от 1 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 41-3);
— нарушение напредприятии санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм ведетк наложению штрафа на работника от 1 до 12 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан, а на должностных лиц и владельцев предприятий – от 6 до 25необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 42);
— Нарушение требованийзаконодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ наобъектах, подконтрольных органам исполнительной власти в области охраны труда,влечет за собой наложение штрафа на работников от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан, а на должностных лиц предприятий, организаций и учреждений ина граждан – владельцев предприятий от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан (ст. 93);
— нарушение требованийзаконодательных и других нормативных актов о хранении и использованиивзрывчатых веществ на предприятии, подконтрольном органам исполнительной властив области охраны труда, влечет штраф для работников от 2 до 5 не облагаемыхналогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц и владельцев предприятий– от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 94);
— нарушение должностнымилицами предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности игражданами – собственниками предприятий правил и норм ядерной и радиационной безопасностипри использовании источников ионизирующего излучения влечет наложение штрафа от10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 95). С 7.06.2004вступает в силу новая редакция этой статьи, согласно которой, нарушениедолжностными лицами предприятий, учреждений и организаций всех формсобственности правил и норм ядерной и радиационной безопасности прииспользовании источников ионизирующего излучения влечет наложение штрафа от 10до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия,совершенные повторно в течение года после наложения штрафа влекут наложениештрафа о 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;
— эксплуатация топливо- иэнергоиспользующего оборудования без средств автоматического регулирования и т.д. или в случае их неисправности влечет предупреждение или наложение штрафа наруководителей, их заместителей, главных энергетиков (главных механиков),начальников цехов и служб предприятий, учреждений и организаций от 5 до 8необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 102).
Так же предусмотреныштрафы за невыполнение указаний комиссий, прокуратуры, судов и других органов,осуществляющих надзор и контроль по соблюдению законодательства о труде,основные из которых написаны далее (Гл. 15):
— непринятие мердолжностным лицом к устранению указанных в постановлениях и определениях судовнарушений закона влечет наложение штрафа от 5 до 8 необлагаемых налогомминимумов доходов граждан (ст. 185-6);
— невыполнениедолжностным лицом законных требований прокурора о проведении проверки илиревизии деятельности подконтрольных предприятий, организаций и учреждений илине предоставление материалов, необходимых для проверки, или не выделение длянее специалистов, влечет штраф от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумовдоходов граждан (ст. 185-8);
— невыполнениедолжностным лицом, пользующимся правом приема на работу и увольнения, распоряженияисполнительного органа местного совета или государственной администрации либорешения иного органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которыхвозложено на эти органы, влечет наложение штрафа от 5 до 8 не облагаемыхналогом минимумов доходов граждан (ст. 188-1);
— невыполнение законныхтребований должностных лиц органов исполнительной власти в области охраны трудапо устранению нарушений законодательства об охране труда или созданиепрепятствий для деятельности этих органов влекут наложение штрафа на работниковот 3 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лицот 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 188-4);
— не выполнение законныхраспоряжений или предписаний, других законных требований должностных лицорганов, осуществляющих государственный контроль в области радиационной иядерной безопасности, не предоставление им необходимой информации или предоставлениенеправдивой информации, создание других препятствий для выполнения возложенныхна них обязанностей влекут наложение штрафа на граждан от 3 до 5 не облагаемыхналогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц от 5 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст. 188-5);
— невыполнение законныхтребований должностных лиц Государственной инспекции труда Министерства труда исоциальной политики Украины об устранении нарушений законодательства о трудевлечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 9 необлагаемых налогомминимумов доходов граждан (ст. 188-6);
— невыполнениепредписаний и постановлений должностных лиц органов государственного пожарногонадзора или создание препятствий для их деятельности влекут предупреждение илиналожение штрафа от 0,5 до 7 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан наработников и от 2 до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан надолжностных лиц (ст. 188-8);
— невыполнениепостановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц органовгосударственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушенийсанитарного законодательства, не предоставление им необходимой информации или предоставлениенеправдивой информации, создание иных препятствий для исполнения возложенных наних обязанностей влекут за собой наложение штрафа на работников от 1 до 12 не облагаемыхналогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц от 6 до 25 не облагаемыхналогом минимумов доходов граждан (ст. 188-11);
— невыполнение законныхтребований должностных лиц органов государственного регулирования ядерной ирадиационной безопасности в отношении устранения нарушений законодательства оядерной безопасности, непредставления им необходимой информации илипредставления неправдивой информации влечет наложение штрафа на должностных лицот 10 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Те же действия,совершенные повторно в течение года после наложения штрафа влекут наложениештрафа о 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ст.188-18);
Конечно же, существуют идругие виды административных взысканий, и даже уголовная ответственность идругие причины для них в области охраны труда и соблюдения законодательства отруде. В данной курсовой работе были рассмотрены только основные, наиболеечасто применяемые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На Украине, где далеко невсегда соблюдается законодательство о труде, очень важным является надзор иконтроль за его соблюдением. Выполняют этот надзор и контроль различные органы:прокуратура, суды, местные советы и администрации, Государственная инспекциятруда Министерства труда и социальной политики Украины, Комитет по надзору заохраной труда Украины, Государственная инспекция по охране труда, Министерствоохраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, органыгосударственного пожарного надзора управления пожарной безопасности Министерствавнутренних дел Украины, органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службыМинистерства охраны здоровья Украины, органы государственного энергетическогонадзора Министерства энергетики и электрификации Украины, профсоюзы, общественныеинспектора и др.
В данной курсовой работея попытался рассмотреть сущность надзора и контроля по соблюдениюзаконодательства о труде, права и обязанности всех этих органов в сфереобеспечения соблюдения законодательства о труде, меры административногопринуждения при невыполнении законодательства и при неподчинении этимспециальным органам.
ПЕРЕЧЕНЬИСТОЧНИКОВ
1.           КонституцияУкраины;
2.           Кодекс законов отруде Украины;
3.           Кодекс Украины обадминистративных правонарушениях;
4.           Закон Украины «Опрофессиональных союзах, их права и гарантии деятельности» от 15 сентября 1999 года;
5.           Венедиктов В.С.«Теоретические проблемы юридической ответственности в трудовом праве». – Х:«Консум», 1995 г. – 136 с.;
6.           Понікаров В.Д. «Трудове право. Конспект лекцій». – Х: ХДЕУ, 2002 р. – 108 с.;
7.           ПонікаровВ.Д. «Ревізія підприємств. Навч. посібник». – Х: ХДЕУ, 2000 р. – 116 с.;
8.           ПрокопенкоВ.І. «Трудове право України». – Х: «Консум», 1998 г. – 360с.;
9.           «Трудове право України: Навч.Посібник для студентів юрид. спец. ВНЗ»/ Пилипенко П.Д. та ін. – К: ВД «Ін Юре», 2003 р. – 536 с.;
10.         «Трудове право України: Підручник»/ за ред. Н.Б. Болотіної, Т.І. Чанишевої– К: «Знання», КОО, 2001 р. – 564 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование чиновничества
Реферат Судьба человека в тоталитарном государстве (по рассказу А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича»)
Реферат Воспитание у младших школьников культуры здорового образа жизни
Реферат Государственный бюджет как экономическая категория и основной финансовый план Украины
Реферат Экология и экономика, их взаимосвязь
Реферат Ринок і державне регулювання економіки
Реферат Устав муниципального образования - необходимый элемент правовой основы местного самоуправления
Реферат Адаптация отчетности предприятия ОАО Пивоваренная компания Балтика к зарубежным станда
Реферат "Горе от ума" - политическая комедия
Реферат Экологическое состояние Черноморского региона
Реферат Битва за Окинаву
Реферат Военное воспитание в Спарте
Реферат Атмосферный воздух Ростова и Ростовской области
Реферат Структурирование системы управления маркетингом предприятия сферы услуг
Реферат Трудовая миграция рабочей силы проблемы и пути решения эмиграции в Украине