Реферат по предмету "Государство и право"


Муниципальные правовые акты

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫ АКТОВ
1.1 Свойства, классификация муниципальныхправовых актов
1.2 Юридический свойства муниципальных правовыхактов
1.3 Правовые акты представительных органов
1.4 Правовые акты Главы муниципальногообразования
1.5 Правовые акты председателя, представительныхорганов и должностных лиц
1.6 Устав Муниципального образования
1.6.1 Устав Муниципального образования документвысшей юридической силы
1.6.2 Способ принятия Устава
1.6.3 Изменения и дополнения в Устав
1.6.4 Государственная регистрация Устава
1.6.5 Вступление в силу Устава
РАЗДЕЛ 2ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
2.1 Правотворчество
2.2 Вступление в силу правового акта
РАЗДЕЛ 3ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным Законом «Обобщих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» каждоемуниципальное образование самостоятельно и под свою ответственность решаютвопросы местного значения, осуществляет собственное правовое регулирования ипринимая собственные муниципальные правовые акты.
Деятельностьорганов местного самоуправления осуществляется в правовых и организационныхформах. Основными формами правовой деятельности является правотворчество иправоприменение. Одним из проявлений правовой формы деятельности органовместного самоуправления является разработка и принятие правовых актов, которыеиграют «исключительно важную роль в реализации функций местногосамоуправления». Правовые акты органов и должностных лиц органов местногосамоуправления — одно из средств осуществления власти народа: они издаются впроцессе практического осуществления задач и функций местного самоуправления. Большаячасть муниципальных правовых актов носит правоприменительный характер, онивыполняют функции реализации законодательства и обеспечения существующихсущественных правоотношений.
Муниципальныеправовые акты охватывают не только акты, издаваемые органами и должностнымилицами, на так же и иные решения по вопросам местного значения, имеющиеразличные способы применения (например, решения, принимаемые на местномреферендуме, сходе граждан).
Иззаконодательного определения понятия, приводимого в ст. 2 Федерального закона оместном самоуправлении, можно выделить следующие существенные признаки муниципальногоправового акта.
Во –первых, это документально оформленное решение, т. е. выраженное в обязательной письменнойформе, принятое в установленном порядке и процедуре, содержащее необходимые реквизитыправовое предписание.
Во –вторых, принятое по вопроса местного значения, т. е. для непосредственногообеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования или решениязадач межпоселеннческого характера, либо по вопросам осуществления отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В –третьих, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила, т. е.нормативные предписания, или имеющий индивидуальный правоприменительныйхарактер регулирования.
В –четвертых, обязательное исполнение на территории муниципального образования, т.е. имеющие властный характер, подлежащее применению гражданами,государственными и муниципальными органами, организациями, и должностнымилицами.
Такимобразом, Федеральный закон о местном самоуправлении под термином «муниципальныйправовой акт» признает решения по вопросам местного значения или по вопросамосуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местногосамоуправления Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,принятое населением муниципального образования непосредственно, органамиместного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления,документально оформленное, обязательное для исполнения на территориимуниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательныеправила или имеющие индивидуальных характер.
В ст. 7Федерального закона о местном самоуправлении уточняются способы изданиямуниципальных правовых актах – они могут приниматься как непосредственнонаселением муниципальным образования (на местном референдуме, собрании илисходе граждан), так и органами местного самоуправления и должностными лицамиместного самоуправления.
Муниципальныеправовые акты являются подзаконными актами, их положение в системе системеправовых актов, определяется в ст. 7 Федерального закона о местномсамоуправлении.

РАЗДЕЛ 1 СИСТЕМАМУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
В своейсистеме муниципальные правовые акты образуют систему муниципальных правовыхактов муниципального образования, характеризуется такими признаками, как единствои ограниченная целостность, внутренняя дифференцированность и иерархическоепостроение.
Единствосистемы муниципальных правовых актов является важным свойствам, обеспечивающихвнутреннюю согласованность и непротиворечивость в муниципальном образованииправовых актов. Оно обеспечивается и зависит от ряда факторов, и прежде всегоот единой конституционной и законодательной основы регулирования вопросовместного самоуправления, видовых особенностей муниципального образования иизбираемой модели организации местного самоуправления.
Ограниченнаяцелостность образующих единую систему муниципальных правовых актов проявляетсяи в таких свойствах, как взаимообусловленность и дополняемость, а так жеобнаруживается в таких чертах муниципального правового регулирования, какполнота и комплексность.
1.1 Свойства,классификация муниципальных правовых актов
Муниципальныеправовые акты можно классифицировать по различным основаниям на виды:
Взависимости от предмета регулирования, от сферы действия, от формы и способа ихпринятия, от органа или должностного лицах издавшего, по юридическим свойствами юридической силе и т. д.
В зависимостиот сферы действия муниципальные правовые акты можно классифицировать попредметному действию: действию во времени, действию в пространстве, действию покругу лиц. По характеру содержащихся в правовом акте предписаний муниципальныеправовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Муниципальныйправовой акт – официальный письменный документ, принятый в порядке,предусмотренном в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования,иными муниципальными правовыми актами, содержащий нормы права, обязательных длянеопределенного круга лиц, рассчитанное на неоднократное применение. Крометого, они обладают рядом определенных особенностей: содержат корпоративныенормы, исходящие из местного сообщества и регламентирующие деятельность этогосообщества, охватывают вопросы местного значения, а так же отдельныхгосударственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;являются юридическизначимым волеизъявлением.
Муниципальныйиндивидуальный правовой акт, напротив, имеет неноримотивный, исполнительно – распорядительныйхарактер и устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретныхлиц либо лица. Они персонифицированы, т. е. их адресатом является отдельные лица.
Видовоеразнообразие муниципальных правовых актов обуславливает внутреннюю дифференцированностьобразуемой ими системы и ее иерархическое построение в зависимости отсоотношения правовых актов по юридической силе.
Федеральныйзаконодатель воспроизводит следующую классификацию муниципальных правовыхактов, определяя её как систему муниципальных правовых актов:
1. Уставов муниципального образования и правовые акты, принятые наместном референдуме (сходе граждан)
2. Нормативные и иные правовые акты представительного органамуниципального образования;
3. Правовые акты главы муниципального образования, постановления ираспоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправленияи должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставоммуниципального образования.
1.2 Юридические свойства муниципальных правовыхактов
 
Так жевыделяются важнейшие юридические свойства муниципальных правовых актов иустанавливаются общие правила их соотношения по юридической силе.
Муниципальныеправовые акты имеют властный характер и, наряду с правовыми актамигосударственной власти, являются актами публичной власти. Основы муниципальныхправовых актов составляет воля населения, выраженная им непосредственно черезформы непосредственной демократии либо посредственно через органы местногосамоуправления и иные муниципальные органы.
Терминологическоеобозначение «юридическая сила» признается в двух значениях:
Во –первых, когда речь идет о действии правового акта: правовой акт обладаетюридической силой, т. е. он действует, либо юридическая сила акта отсутствует –он бездействует.
Во – вторых,термин «юридическая сила» используется тогда, когда определяется местоправового акта в системе правовых актов, но верховенство подчиненность поотношению к другим правовым актам. Юридическая сила акта определяется местом,которое занимает орган власти, издающий правовой акт, в общей системе властныхорганов. Действие муниципального правового акта возможно лишь при наличии унего юридической силы, которая показывает возможность и способность данногоакта вступить в роль нормативного регулятора муниципальных отношений, решать теили иные задачи, стоящие перед муниципальным образованием. Наличие юридическойсилы означает, что правовой акт должен применятся и исполнятся всеми, кому онадресован.
В рассматриваемыхположениях закона определяется, что устав муниципального образования иоформление в виде правовых актов решений, принятых на местном референдуме(сходе граждан), является актом высшей юридической силы системе муниципальныхправовых актов муниципального образования, имеет прямое действие на всей территориимуниципального образования.
Наделениеустава муниципального образования и правовых актов, принятых на местномреферендуме (сходе граждан), высшей юридической силой следует понимать как ихобщеобязательность и приоритет перед другими правовыми актами (подчиненность иминых муниципальных правовых актов).
Прямоедействие и применение на всей территории муниципального образования устава иправовых актов, принятых на местном референдуме (сходе граждан), предполагает,что их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, вовремени и пространстве.
Принятое наместном референдуме решение, как результат прямого волеизъявления граждан,обладает рядом юридических свойств – подлежит обязательному исполнению; ненуждается в утверждении какими – либо органами и должностными лицами; действуетна территории всего местного образования; может быть отменено или изменено вособом порядке при обязательном соблюдении процедуры прямого волеизъявленияграждан либо отменено в судебном порядке по установленным законодательствомоснованиях (ст. 22, 45, Федерального закона о местном самоуправлении).
Оформленныев виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, и правовыеакты, принятые непосредственно на местном референдуме, входят в качествесоставных элементов в единую иерархическую систему муниципальных правовых актовмуниципального образования. При этом они приоритетны по юридической силеотносительно иных муниципальных правовых актов, но не обладают таким свойством вотношении устава муниципального образования.
Приоритетностьустава муниципального образования по юридической силе перед правовыми актами,принятыми на местном референдуме (сходе граждан), также следует из особовыделяемого федеральным законодателем положения устава в системе муниципальныхправовых актов (ч.1 ст. 43 Федерального закона о местном самоуправлении).
1.3 Правовые акты представительных органов
 
Представительныйорган муниципального образования осуществляет правовое регулированиепосредством принятия муниципальных правовых актов по вопросам исключительнойкомпетенции представительного органа (ч. 10 ст. 35 Федерального закона оместном самоуправлении), а также по всем иным вопросам местного значения,отнесенным к его ведению федеральными законами, законами субъекта РоссийскойФедерации и уставом муниципального образования.
Прерогативупредставительных органов составляет принятие нормативных правовых актов понаиболее важным вопросам. Это вытекает из природы представительных учреждений,которые по своему социальному назначению, способу формирования, составу иорганизационно – правовым формам работы в наибольшей степени приспособлены дляорганизации демократического нормотворческого процесса и способны наиболееполно выразить в этом процессе интересы населения соответствующей территории.
Федеральныйзаконодатель определяет, что представительный орган муниципального образования вправепринимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения натерритории муниципального образования.
Изданиетаких правовых актов главой муниципального образования, иными должностнымилицами и (или) органами местного самоуправления не являются препятствием дляосуществления правового регулирования этих вопросов представительным органомпосредством принятия муниципальных правовых актов.
Представительныйорган местного образования также вправе принимать решения по вопросаморганизации своей деятельности. К таким правовым актам можно отнести:
Регламентпредставительного органа;
Решения остатусе и об организации деятельности комитетов, комиссий, иных постоянных ивременных органов, формируемых в представительном органе;
Решения,связанные с деятельностью депутатов в представительном органе (о порядкеоповещения о времени, дате и месте проведения заседаний и вопросах, выносимыхна рассмотрение представительного органа, депутатской этике и т.д.);
Решения,связанные с организацией работы аппарата представительного органа и инымивопросами по обеспечению деятельности представительного органа.
Несмотря нато, что в федеральном законе непосредственно не указывается, чтопредставительный орган муниципального образования, принимает правовые акты исключительнов форме решений, такой вывод можно предположить. В частности, это следует изтого, что все правовые акты, принимаемые представительным органоммуниципального образования, федеральным законодателем обозначаются однимтерминологическим определением – «решения», а в последующих положенияхрассматриваемой статьи вполне однозначно именуются формы правовых актов,издаваемых главой муниципального образования и председателем представительногооргана (ч. 4 ст. 43 Федерального закона о местном самоуправлении).
Тем самымфедеральный законодатель предопределяет только одну форму для правовых актовпредставительного органа – решение, которая должна объединять акты, имеющие какнормативный характер, так характер индивидуального правового регулирования.
Решенияпредставительного органа муниципального образования, устанавливающие правила,обязательные для исполнения на территории муниципального образования (т.е.имеющие нормативный характер регулирования), принимаются большинством голосов отустановленной численности депутатов представительного органа муниципальногообразования, если иное не установлено Федеральным законом о местномсамоуправлении.
Порядокпринятия, подписания и обнародования решений, принимаемых представительныморганом муниципального образования, определен в двух частях закона (ст.35, 36,47 Федерального закона о местном самоуправлении).
Всоответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 и ч.3 ст. 35 Федерального закона о местномсамоуправлении в муниципальном образовании, являющемся поселением счисленностью жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек,представительный орган не формируется, а все его полномочия, в том числе попринятию правовых актов, осуществляется сходом граждан.
Устанавливаясистему муниципальных правовых актов в ч.1 ст. 43 федеральный законодательуказал правовые акты представительного органа сразу после устава муниципальногообразования и правовых актов, принятых на местном референдуме (сходе граждан). Всоответствии с ч. 2 устав муниципального образования и правовые акты, принятыена местном референдуме (сходе граждан), обладают высшей юридической силой посравнению с иными муниципальными правовыми актами, в том числе и актами представительногооргана. В то же время, исходя из предположения иерархического построения названногоперечня муниципальных правовых актов в зависимости от их юридической силы,можно сделать вывод, что решения представительного органа обладают приоритетностьюпо сравнению с другими муниципальными правовыми актами.
Муниципальныеправовые акты, принимаемые представительным органом в соответствии с уставоммуниципального образования и в пределах его полномочий, обладают приоритетом поюридической силе перед иными муниципальными правовыми актами, принимаемымиглавой муниципального образования, иными муниципальными органами и должностнымилицами муниципального образования. Акты исполнительных органов муниципальныхобразований должны соответствовать не только закону, но и актампредставительных органов, поскольку последние устанавливают общие правила насоответствующей территории.
1.4 Правовые акты Главы муниципальногообразования
 
Законодательопределяет, что глава муниципального образования вправе осуществлять правовоерегулирование посредством принятия муниципальных правовых актов исключительно впределах его полномочий, определенных уставом муниципального образования ирешениями представительного органа (ст. 36, 44 Федерального закона о местномсамоуправлении). Данное требование Федерального закона предполагает, что главамуниципального образования вправе издавать правовые акты только на основании и(или) во исполнение норм устава муниципального образования и решенийпредставительного органа.
Правовыеакты главы муниципального образования не могут противоречить уставумуниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме(сходе граждан), а также решениям представительного органа.
Законодательопределяет различную юридическую природу правовых актов, принимаемых главоймуниципального образования в зависимости от его статуса (объема полномочий),которым он наделяется в соответствии с уставом муниципального образования.
В случае,если глава муниципального образования возглавляет представительный орган, тоего полномочия по самостоятельному изданию правовых актов ограничиваются тольковопросами организации деятельности представительного органа. При этомфедеральным законом, хотя и определяются формы таких актов – постановления ираспоряжения, тем не менее, содержательное различие между ними неустанавливается. Таким образом, данные вопросы должны быть конкретизированы вуставе муниципального образования и решениях представительного органа.Представляется оправданным определить, что форма правовых актов должна зависетьот характера осуществляемого правового регулирования. Если правовой актсодержит нормативные предписания (рассчитанные на неоднократное применение,распространяющиеся на неограниченный круг лиц, имеющих неограниченный срокприменения), то он должен приниматься в форме постановления. Актиндивидуального регулирования, имеющий правоприменительный характер, можетприниматься в виде распоряжения.
Закрепляетсяправовая основа их принятия: правовые акты глава администрации вправеосуществлять правовое регулирование исключительно в пределах своих полномочий,установленных законодательными актами, — федеральными законами и законамисубъекта Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами –уставом муниципального образования и нормативными правовыми актамипредставительного органа.
Если всоответствии с уставом муниципального образования глава муниципальногообразования является главой местной администрации, он также вправе издаватьправовые акты в форме постановлений и распоряжений, но по значительному болееширокому кругу вопросов. В этом случае вопросы, связанные с организациейдеятельности представительного органа, в полномочия главы муниципальногообразования не могут включаться.
1.5 Правовые акты председателя,представительных органов и иных должностных лиц
 
Так жезакрепляются полномочия по изданию правовых актов председателемпредставительного органа, если в соответствии с уставом муниципальногообразования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.Эти полномочия ограничиваются исключительно вопросами организации деятельностипредставительного органа. При этом также остается неразграниченнойправотворческая компетенция между представительным органом и его председателем(ч. 4 ст. 43 Федерального закона о местном самоуправлении).
Устанавливаетсятакже форма правовых актов, издаваемых главой местной администрации. Взависимости от предмета регулирования законодатель предопределяет, что повопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельныхгосударственных полномочий, законодательно переданных органам местногосамоуправления, должны приниматься постановления, а по вопросам организации местнойадминистрации – распоряжения. Такую законодательную конструкцию следуетпризнать крайне неудачной, поскольку она не исключает различные толкования. Вчастности, из такой формулировки нельзя сделать однозначный вывод, различаютсяли перечисленные в законе формы правовых актов главы местной администрации взависимости от характера содержащихся в них предписаний; должны липостановления главы администрации признаваться нормативными правовыми актами, аего распоряжения – индивидуальными (правоприменительными) актами; означает липримененная законодательная конструкция, что по вопросам местного значения иреализации переданных государственных полномочий глава местной администрациивправе издавать исключительно акты, носящие характер нормативногорегулирования, а по вопросам организации местной администрации – только актыненормативного характера.
Наряду сглавой муниципального образования, главой местной администрации, председателемпредставительного органа, перечисленными в других частях данной статьи,правовое регулирование могут осуществлять иные должные лица местногосамоуправления. Они вправе принимать правовые акты по вопросам, отнесеннымуставом муниципального образования к их полномочиям, в виде распоряжений иприказов. И в этом случае законодатель допускает неточности в формулировках. Во– первых, без какой либо законодательной регламентации остаются предметрегулирования и формы правовых актов, издаваемых иными органами (не толькодолжными лицами) местного самоуправления, несмотря на то, что эти акты упоминаютсяпри определении в ч. 1 ст. 43 системы муниципальных правовых актов. Такимобразом, вне сферы внимания законодателя остались правовые акты органов местнойадминистрации, контрольного органа – контрольно – счетной палаты или ревизионнойкомиссии, иных органов муниципального образования. Во-вторых, закрепляютсяформы правовых актов (как и в ч. 3 – решения для представительного органа, в ч.4-6 — постановления и распоряжения для главы муниципального образования, председателяпредставительного органа, главы местной администрации) вне зависимости от ихсоотношения по характеру осуществляемого правового регулирования.
1.6 УставМуниципального образования
 
Уставмуниципального образования – необходимый элемент правовой основы местногосамоуправления. Каждое муниципальное образование действует на основе устава –базового документа в системе муниципальных правовых актов. Устав муниципальногообразования выполняет учредительную, системообразующую, юридическую функции.
Уставмуниципального образования, как и конституция для государства, является посвоей сути учредительным актом, придающим правовой статусобразующий характеротношениям, фактически сложившимся или складывающимся в муниципальномобразовании в связи с решением местным сообществом вопросов местного значения.Устав — муниципальный правовой акт, в котором закрепляется правовой статусмуниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Ифедеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РоссийскойФедерации.
Уставмуниципального образования выступает в качестве системообразующего документа.Подобно конституционному акту, устав муниципального образования имеетуниверсальный, всеохватывающий характер правового регулирования, затрагивающийвсе стороны жизнедеятельности муниципального образования и местного сообщества.Уставом определяются наименование муниципального образования, перечень вопросовместного значения и формы, порядок и гарантии участия населения в их решении,структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления, видыи порядок принятия, официального опубликования (обнародования), вступления всилу муниципальных правовых актов и иные вопросы. Безусловно, уставмуниципального образования не может всеобъемлюще и исчерпывающе, подробно идетально регламентировать вопросы местного значения, но он является основой длямуниципального правового регулирования и построения системы муниципальныхправовых актов.

1.6.1 Уставмуниципального образования – документ высшей юридической силы
Уставумуниципального образования как правовому документу характерны специфические июридические свойства: он обладает высшей юридической силой, имеет прямоедействие и подлежит применению по всей территории муниципального образования(ч. 2, ст. 43 Федерального закона о местном самоуправлении), принимается вособом порядке.
Исходя изотводимых уставу муниципального образования месту и предназначению в системемуниципальных правовых актов, законодатель в комментируемой части определяетперечень вопросов организации местного самоуправления, подлежащих уставномурегулированию. В обязательном порядке в уставе муниципального образования:
отражаетсянаименование муниципального образования, которое самостоятельно определяетсямуниципальным образованием.
Закрепляетсяперечень вопросов местного значения — вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельностинаселения муниципального образования, решение которых в соответствии сКонституцией Российской Федерации и Федеральным законом о местномсамоуправлении осуществляется населением и (или) органами местногосамоуправления самостоятельно.
Устанавливаютсяформы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местногозначения.
Определяетсяструктура и порядок формирования органов местного самоуправления. Всоответствии с нормами Федерального закона о местном самоуправлении муниципальноеобразование самостоятельно закрепляет в своем уставе структуру органов местногосамоуправления, т.е. определяет перечень органов местного самоуправления,обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Указываютсянаименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления,должностных лиц местного самоуправления.
Предусматриваютсявиды, порядок применения и вступления в силу муниципальных правовых актов.
Устанавливаютсясрок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов,членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лицместного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочийуказанных органов и лиц.
Регламентируютсявиды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Регулируетсяпорядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а такжепорядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексомРоссийской Федерации.
Определяетсяпорядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Поусмотрению самих муниципалитетов в их состав могут дополнительно включатьсяиные вопросы местного значения. В частности, в соответствии с уставамимуниципальных образований органы местного самоуправления поселений и городскихокругов могут наделяться правами принимать решения о привлечении граждан квыполнению на добровольной основе социально значимых для муниципалитета работ вцелях решения вопросов местного значения (ч. 2 ст. 17 Федерального закона оместном самоуправлении). В предмет уставного регулирования муниципальныхобразований могут также включаться вопросы организации муниципальной службы(ст. 42 Федерального закона о местном самоуправлении). Уставом муниципальногообразования также может закрепляться порядок определения органами местногосамоуправления целей и условий деятельности муниципальных предприятий иучреждений, порядок принятия решений об утверждении их уставом, о назначении надолжность и об освобождении от должности их руководителей, порядок заслушиванияих отчетов (ч. 4 ст. 51 Федерального закона о местном самоуправлении). Всоответствии с законодательством и уставом муниципального образования могутвключаться нормы, регламентирующие порядок формирования, обеспеченияразмещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа (ч. 3ст. 54 Федерального закона о местном самоуправлении).
1.6.2Способ принятия Устава
Федеральныйзаконодатель определяет способы принятия устава муниципальных образований.Общим правилом устанавливается, что основной документ муниципалитета – уставмуниципального образования принимается представительным органом. Только впоселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100человек, устав муниципального образования принимается населениемнепосредственно на сходе граждан.
Федеральныйзаконодатель исключает местный референдум в качестве способа принятия уставамуниципального образования. Такой подход представляется оправданным, посколькупринятие по средствам прямого волеизъявления на референдуме сложных по своемусодержанию, универсальных по предмету правового регулирования, объемныхправовых актов, каковым является устав муниципального образования,нецелесообразно. Устав муниципального образования – «живой» документ, динамичноразвивающийся правовой акт прямого действия, служащий основой для принятия ииздания иных муниципальных правовых актов. При этом устав муниципалитета долженсоответствовать имеющемуся (особенно часто в период проведения муниципальнойреформы) федеральному законодательству и законодательству субъекта РоссийскойФедерации, а потому требующий постоянного и оперативного изменения и внесениядополнений в его текст.
Предусмотреннаязаконом процедура рассмотрения и принятия представительным органом уставамуниципального образования предполагает проведение публичных слушаний, предварительноеобсуждение гражданами проекта этого документа и учет общественного мнения приего принятии. Законодатель устанавливает обязательность опубликования проектаустава и поправок к нему до его рассмотрения и принятия, а также предписываетпредставительному органу обеспечить участие граждан в его обсуждении.
Закрепляютсягарантии, обеспечивающие участие граждан в обсуждении проекта уставамуниципального образования и проектов муниципальных правовых актов о внесенииизменений и дополнений в устав муниципального образования.
Законодательустанавливает обязательное требование о предварительном официальномопубликовании (обнародовании) проекта устава муниципалитета или поправок к немуне позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения соответствующего вопроса.
Одновременнос опубликованием устава или поправок к нему, законодатель предписываетобнародовать порядок учета предложений и порядок участия граждан в обсуждениипроекта, обязанность утвердить которые возлагается на представительный орган муниципальногообразования.
1.6.3Изменения и дополнения в Устав муниципального образования
Федеральныйзаконодатель определяет, что устав муниципального образования и муниципальный правовойакт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования долженприниматься в усложненном по сравнению с иными муниципальными правовыми актамипорядке – большинством в две тритии голосов от установленной численностидепутатов представительного органа. Эти особые условия к порядку принятия уставамуниципального образования и поправок к нему продиктованы особой ролью данногодокумента в системе муниципальных правовых актов (ч.2 ст. 43 Федеральногозакона о местном самоуправлении). Требования о необходимости принятия устава квалифицированным(в две тритии голосов) большинством от закрепленной численности депутатскогокорпуса повышают ответственность представительного органа в принятии такихрешений и предполагают максимальную согласованность позиций депутатов при голосовании.
Подустановленной численностью депутатов следует понимать общую численностьдепутатов представительного органа муниципального образования, определяемуюуставом муниципалитета в соответствии с требованиями ч. 6-8 ст. 35 Федеральногозакона о местном самоуправлении. Поскольку в Федеральном законе не содержатьсятребования к процедуре голосования по принятию решений, связанных с принятиемустава связанных с принятием устава муниципального образования или внесением внего изменений либо дополнений, то такие условия вправе определитьпредставительный орган муниципального образования или сход граждан в случаях,установленных федеральным законом.
1.6.4Государственная регистрация устава муниципального образования
Определяетсяобязательность государственной регистрации уставов муниципальных образований, атакже муниципальных правовых актов, вносящих в них изменения и дополнения.
Государственнаярегистрация представляет собой обязательную законодательно установленнуюпроцедуру проверки со стороны государственных органов законности принимаемых вмуниципалитетах актов уставного регулирования с целью определения их соответствиятребованиям законодательства и государственному санкционированию(государственному признанию, возможностью применения на территории муниципалитетаи гарантированности государственной защиты).
Государственнаярегистрация уставов муниципальных образований – это акты уполномоченногофедерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесенияв государственные реестры сведений о прошедших государственную регистрациюуставах муниципальных образований, о правовых актах, вносящих изменения вуставы муниципальных образований, иных сведений в соответствии с федеральнымзаконом.
Регистрациюуставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесенииизменений в уставы муниципальных образований осуществляют территориальныеорганы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сферерегистрации уставов муниципальных образований. На эти органы федеральныйзаконодатель возлагает обязанности по осуществлению проверки на соответствиеустава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральнымзаконам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации исоблюдению установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятияустава муниципального образования. Осуществляя государственную регистрацию,территориальный орган присваивает уставу муниципального образованиягосударственный регистрационный номер, выдает свидетельство о государственнойрегистрации устава муниципального образования, включает сведения об уставемуниципального образования в государственный реестр уставов муниципальныхобразований субъекта Российской Федерации.
Федеральныйзаконодатель детально регулирует порядок представления устава муниципальногообразования для государственной регистрации. Представлять документымуниципального образования для государственной регистрации устава вправе лишьуполномоченные лица. В ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрацииуставов муниципальных образований» определяется, что устав муниципальногообразования направляется главой муниципального образования в регистрирующийорган в течении 15 дней со дня его принятия. Таким образом, дата представлениядокументов в регистрирующий орган имеет существенное правовое значение как дляоргана, осуществляющего государственную регистрацию, так и для главымуниципального образования. С этой даты исчисляется срок в 30 дней, отведенныхрегистрирующему органу для осуществления государственной регистрации уставамуниципального образования. Для главы муниципалитета юридически зафиксированноеопределение даты – это официально зафиксированный факт исполнения имвозложенных на него обязанностей по соблюдению порядка утверждения устава,предусмотренного федеральным законодательством, и сроком подачи документов нагосударственную регистрацию. С учетом этого действия главы муниципальногообразования по представлению документов для регистрации имеют важноеюридическое значение, и они должны быть надлежащим образом документированы(юридически зафиксированы).
1.6.5Вступлениев силу Устава
Подофициальным опубликованием (обнародованием) правового акта понимается доведениедо всеобщего сведения информации о его принятии (издании) и предоставлениевозможности для ознакомления с его содержанием. Вступление в силу правовогоакта означает придание содержащимся в правовом акте предписаниям юридическогосвойства обязательности для применения и порождает юридические последствия,связанные с действием закрепляемых в нем норм в правовой системе инеобходимостью их исполнения.
Конституционноетребование об обязательности опубликования правовых актов относится ко всемзаконодательным и иным, в том числе муниципальным правовым актам, принимаемым вРоссийской Федерации и затрагивающим права, свободы и обязанности человека игражданина.
Всоответствии с конституционными положениями устанавливается требованиеобязательного опубликования устава муниципального образования, муниципальногоправового акта о внесении в него изменений и дополнений.
Порядокофициального опубликования (обнародования) устава муниципального образования имуниципальных правовых актов о внесении в него изменений и дополненийопределяется органами местного самоуправления и должен предполагать не толькоинформирование о принятии муниципальных правовых актов уставного регулирования,но и предоставлять возможность для всеобщего ознакомления с их содержанием(текстом). Этот вывод следует из конституционных положений, закрепляющихобязательность опубликования правовых актов, затрагивающих права, свободы иобязанности человека и гражданина.
Подофициальным опубликованием устава муниципального образования, муниципальногоправового акта о внесении в него изменений и дополнений в устав муниципальногообразования следует понимать помещение его аутентичного (полностью совпадающегос официально принятым) текста в виде официальной публикации с указанием всехего реквизитов (наименование правового акта; наименование органа, егоиздавшего; указание должностного лица, его подписавшего; указание места и даты изданияправового акта; регистрационный номер; реквизиты акта государственнойрегистрации) в специальных периодических изданиях, признанных органами местногосамоуправления источниками официального опубликования муниципальных правовыхактов. Перечень таких специальных изданий для официального опубликованиямуниципальных правовых актов, а также порядок и сроки опубликованияопределяются органами местного самоуправления в уставе муниципальногообразования.

РАЗДЕЛ 2ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
 
Федеральныйзаконодатель в гл. 7 Федерального закона о местном самоуправлении включает нетолько положения, определяющие систему муниципальных правовых актов иособенности отдельных видов таких актов, но и закрепляет особенностимуниципального правотворчества и правотворческого процесса, регламентируетотдельные его этапы и стадии.
Муниципальныйправотворческий процесс представляет собой публично – властную деятельностьорганов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их полномочий и всоответствии с требованиями законодательства, по принятию (изданию)муниципальных правовых актов, содержащих правовые предписания, обязательные дляисполнения на территории муниципального образования, устанавливающие, изменяющиелибо отменяющие общеобязательные требования или имеющие индивидуальный характеррегулирования в целях решения вопросов местного значения и (или) по вопросам осуществленияотдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными и региональными законами.
2.1 Правотворчество
Муниципальныйправотворческий процесс основывается на принципах координации, согласова6ния ипланирования действий субъектов правотворческой инициативы. Как изаконодательный процесс, процесс подготовки и принятия муниципальных правовыхактов базируется на таких принципах как комплексность и системность,объективность, научность и поэтапность.
Муниципальныйправотворческий процесс состоит из взаимосвязанных этапов и стадий, включающих:
Подготовкупроекта муниципального правового акта;
Внесениепроекта муниципального правового акта на рассмотрение в правотворческий орган впорядке правотворческой инициативы;
Проведениеправовой и иной экспертизы, составление экономико-финансового обоснования проектамуниципального правового акта;
Рассмотрениеи принятие проекта муниципального правового акта правотворческим органом;
Подписаниеи обнародование принятого муниципального правового акта;
Официальноеопубликование и вступление в силу муниципального правового акта.
Подготовкапроекта муниципального правового акта – начальная стадия муниципальногоправотворческого процесса, включающая в себя ряд составных элементов (этапов):
Обнаружениепробелов в правовой регламентации и выявление необходимости регулирования общественныхотношений посредством принятия (издания) муниципального правового акта.
Определениевозможности осуществления правового регулирования по соответствующим вопросам ивыявление правовой основы принятия (издания) правового акта соответствующимправотворческим органом (органом местного самоуправления).
Установлениепредполагаемого предмета регулирования правового акта, исходя из закрепленнойзаконодательными и иными правовыми актами нормотворческой компетенции органаместного самоуправления и поставленными целями и задачами будущегоразрабатываемого правового акта.
Подготовкаконцепции проекта правового акта.
Раскрытиеструктуры проекта муниципального правового акта, выделение его структурныхединиц и составных частей и определение их наименований.
Наполнениепроекта правовым содержанием посредством включения в его текст правовыхпредписаний.
Комплекснаядоработка проекта муниципального правового акта с учетом установленногопредмета и пределов регулирования, нормотворческой компетенции правотворческогооргана, оптимизация наименования и структуры предполагаемого правового акта,исключения повторов и внутренних противоречий, выявления и устранения иныхнарушений правил юридической техники и иных неточностей.
Внесениемуниципальных правовых актов на рассмотрение правотворческого органаосуществляется специальным составом субъектов, наделенных таким правом всоответствии с законодательством, уставом и иными правовыми актамимуниципального образования.
Федеральныйзаконодатель установил перечень субъектов правотворческой инициативы, которые вобязательном порядке уставом муниципального образования должны наделятьсяправом внесения на рассмотрение правотворческих органов местного самоуправленияпроектов муниципальных правовых актов. Это депутаты, глава местнойадминистрации, органы территориального общественного самоуправления.
Органыместного самоуправления вправе дополнить перечень субъектов правотворческойинициативы, закрепив в уставе муниципального образования дополнительный круглиц и органов, наделенных правом внесения проектов муниципальных правовых актовна рассмотрение правотворческих органов.
Субъектуправотворческой инициативы или его представителю должна быть обеспеченавозможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного им проектаорганом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которыхотносится принятие соответствующего акта.
Экспертизапроектов муниципальных правовых актов может осуществляться научнымиучреждениями и учебными заведениями соответствующего профиля, экспертами илигруппами экспертов, создаваемыми из числа ученых и специалистов в зависимостиот содержания рассматриваемых проектов.
В оценкепроектов муниципальных правовых актов эксперты независимы и не связанны спозицией органа местного самоуправления или должностного лица местногосамоуправления, по поручению которого проводится экспертиза.
Дляобсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значенияс участием жителей муниципального образования могут проводиться публичные слушания,депутатские слушания, общественные обсуждения.
Рассмотрениепроекта муниципального правового акта может производиться в несколько этапов,предусматривающих утверждение концепции проекта, принятие проекта за основу (впервом чтении), рассмотрение поправок и принятие проекта с учетом одобренныхпоправок (в окончательном чтении).
Органыместного самоуправления при определении порядка рассмотрения и принятиямуниципальных правовых актов вправе закрепить требования к порядку ихоформления и устанавливать обязательные их реквизиты. В частности можетпредусматриваться, что муниципальные правовые акты должны содержать следующиереквизиты: герб муниципального образования; наименование формы муниципальногоправового акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования муниципальногоправового акта; дату и место принятия муниципального правового акта;удостоверительная подпись соответствующего должностного лица, уполномоченногоподписывать муниципальный правовой акт.

2.2 Вступление в силу муниципальных правовыхактов
 
Подвступлением в силу правового акта принято понимать придания содержащихся в немправовым предписаниям юридического свойства обязательности для исполнения иприменения, признание включенных в него норм действующими и служащимиоснованиями для регулирования (возникновения, изменения, прекращения)общественных отношений.
Официальноеопубликование (обнародование) правового акта означает доведение до всеобщегосведения информации о его принятии (издании) и предоставление возможности дляознакомления с его содержанием.
Федеральныйзаконодатель установил, что порядок вступления в силу муниципальных правовыхактов определяется уставом муниципального образования. Рассматриваемыеположения корреспондируются с нормами ч. 1 ст. 44, предусматривающими обязательностьвключения в предмет уставного регулирования муниципалитетов вопросов регламентациипорядка принятия (издания), официального опубликования (обнародования) ивступления в силу муниципальных правовых актов.
Органыместного самоуправления в уставе муниципального образования вправе определитьобщие правила вступления в силу муниципальных правовых актов. Обычно в уставемуниципалитета указывается, что муниципальные правовые акты вступают в силуодновременно на всей территории муниципального образования по истеченииопределенного срока (например, десяти дней) после их официального опубликования(обнародования), если иной порядок не определен в самих правовых актах.
Особенностивступления в силу правовых актов о налогах и сборах, в том числе принимаемых органамиместного самоуправления, определяются ст. 5 Налогового кодекса РоссийскойФедерации.
Вступлениев силу правовых актов в зависимости от непременного условия доведения их довсеобщего сведения является необходимым и неотъемлемым признаком правового демократическогогосударства. Официальное оглашение нормативных актов имеет особое значение дляпрезумпции их значения, поскольку обязательность оглашения порождает требованиеих знания и исполнения гражданами и должностными лицами.
Органыместного самоуправления в уставе муниципального образования вправе определитьпонятия «опубликование» и «обнародование» муниципальных правовых актовследующим образом.
Официальноеопубликование муниципального правового акта – помещение его аутентичного(полностью совпадающего с официально принятым) текста в виде официальнойпубликации с указанием всех его реквизитов в специальных периодических изданиях,признанных органами местного самоуправления источниками официальногоопубликования муниципальных правовых актов.
Обнародованиемуниципального правового акта – удостоверение должностным лицом местногосамоуправления посредством его подписания и доведения до всеобщего сведения информациио принятии муниципального правового акта и его содержании. Обнародованиемуниципальных правовых актов может производиться посредством как неофициальногоопубликования, так и иными способами и средствами информации и оповещения.
Федеральныйзаконодатель детально не регламентировал требования к опубликованию(обнародованию) муниципальных правовых актов, установил только обязательностьсоблюдения одного условия – такой порядок должен обеспечивать возможностьознакомления с ними граждан. Это означает, что принимаемые в муниципалитетеправовые акты подлежат доведению до всеобщего сведения, информация об ихиздании и включенные в них правовые предписания должны быть доступныправоприменителям для ознакомления.
Припринятии органами местного самоуправления решений о признании печатных изданийисточниками официального опубликования (обнародования) необходимо учитыватьследующие факторы:
1) периодичность выхода в свет печатного издания (его оптимальноесоответствие потребностям в опубликовании муниципальных правовых актов,периодичности созыва заседаний представительного органа);
2) территория распространения печатного издания (она должнамаксимально охватывать всю территорию муниципального образования);
3) тираж печатного издания (должен соответствовать потребностям ибыть достаточен для обеспечения доступности и предоставления гражданамвозможности ознакомиться с правовыми актами, помещаемыми в издании);
4) способ распространения печатного издания (должен обеспечивать правоприменителямразличные доступные формы получения возможности для ознакомления с публикуемымиматериалами – посредством подписки на периодическое печатное издание, обязательностьрассылки, бесплатного распространения и иные).
Опубликованиемуниципальных правовых актов является не только условием вступления их в силу, нои правовой гарантией для граждан и иных лиц на своевременное ознакомление с ихсодержанием.

ГЛАВА 3ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
 
Отменаправового акта — принятие уполномоченным органом или должностным лицом решенияо признании соответствующего акта действующим и не подлежащим применению,влекущие прекращение действия содержащихся в нем предписаний. Приостановлениедействия правового акта означает временное прекращение юридического свойстваобязательности для исполнения и применения включенных в него норм, их временноеисключение из оснований для регулирования (возникновения, изменения,прекращения) общественных отношений.
Федеральныйзаконодатель предусмотрел, что муниципальный правовой акт может быть отмененлибо его действие может быть приостановлено ограниченным кругом субъектов:
1) самим правотворческим органом – органом или должностным лицомместного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальныйправовой акт;
2) судом;
3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерацииили субъектом Российской Федерации, если соответствующий муниципальный правовойакт принят (издан) в части, регулирующей осуществление органами местногосамоуправления государственных полномочий, переданных им федеральными илирегиональными законами.
Отменамуниципального правового акта или приостановление его действия принявшим егоорганом или должностным лицом местного самоуправления может производиться поразным причинам – ввиду утраты актуальности правового акта; в связи спрекращением обстоятельств и предпосылок, служивших основанием для соответствующегоправового регулирования; обновлением законодательства и осуществлением новойрегламентации; по иным обстоятельствам. Правотворческий орган можетосуществлять отмену или приостановление действия принятого им акта как пособственной инициативе, так и в связи с признанием его судом не соответствующимзаконодательным актам.
Отменаправового акта является не только правом, но и в некоторых случаях выступает вкачестве обязанности органа, его принявшего. В соответствии с положениями ч. 4ст. 7 Федерального закона о местном самоуправлении муниципальные правовые актыне должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также конституциям(уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РоссийскойФедерации.
Муниципальныеправовые акты могут быть оспорены в судебном порядке. Гражданско –процессуальным законодательством определяется порядок рассмотрения судами дел опризнании недействующими нормативных правовых актов и об оспаривании иныхрешений органов и должностных лиц местного самоуправления (гл. 24 и 25Гражданско – процессуального кодекса Российской Федерации).
Уполномоченныеорганы государственной власти вправе отменять или приостанавливать действиелишь определенной категории муниципальных правовых актов – только тех из них,которые касаются вопросов осуществления органами местного самоуправленияотдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами изаконами субъектов Российской Федерации (гл. 4 Федерального закона о местномсамоуправлении).
Определениетаких уполномоченных органов государственной власти может производиться какнепосредственно в самих федеральных или региональных законах, предусматривающихнаделение органов местного самоуправления государственными полномочиями (ч. 6ст. 19 Федерального закона о местном самоуправлении), так и иными федеральнымиили региональными актами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В процессереформирования местного самоуправления сформированы и приступили к выполнениюсвоих полномочий выборные органы местного самоуправления. Именно на нихвозложено Федеральным законодательством важная, сложная чрезвычайноответственная задача – сформировать собственную систему муниципальных правовыхактов.
Муниципальныеобразования принимая муниципальные правовые акты осуществляют собственное праворегулирования и применения правовых актов.
Муниципальныеправовые акты являются подзаконными актами. Понятие «подзаконные акты» означает,что они, во – первых, основываются на законе, во – вторых, не противоречатзакону.
В своейсовокупности муниципальные правовые акты образуют систему муниципальныхправовых актов муниципального образования, характеризующуюся как единство иорганическая целостность, внутренняя дифференцированность и иерархическоепостарение.
В соответствиис Конституцией Российской Федерации, 131 – ФЗ «Об общих принципах местногосамоуправления в Российской Федерации», Уставом субъекта Российской Федерации,Уставом муниципального образования, муниципальное образование может определятьсвой общий порядок подготовки муниципальный порядок подготовки правовых актов,их применение, вступление в силу, действие, толкования, учета и систематизации.
В даннойкурсовой работе дана оценка правовых актов, закрепленных в 131 – ФЗ «Об общих принципахместного самоуправления в Российской Федерации».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Муниципальные правовые акты. Институт законодательства и правовойинформации Иркутской области. Школа муниципального права. /А.Е. Штурнев, М.В.Штурнева / — Иркутск 2007 г.
2.  Муниципальное правотворчество. Институт законодательства иправовой информации Иркутской области. Школа муниципального права. /А.Е.Штурнев, М.В. Штурнева / — Иркутск 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Jaqcueline Lee Bouvier Kennedy Onasis Essay Research
Реферат Сан-Уотч
Реферат Уголовная ответственность несовершеннолетних 2 Историко-правовой аспект
Реферат Український Рух Опору. Його основні течії
Реферат Стихия Большого времени в поэзии С. Есенина
Реферат Определение местного и транзитного грузооборота новой железной дороги с обоснованием категории норм ее проектирования
Реферат Аналіз фінансових показників та зовнішньоекономічної діяльності ВАТ "Алчевський металургійний комбінат"
Реферат Модели процесса перевода
Реферат Вопросы культуры в современном школьном курсе истории: теоретический аспект
Реферат Масштабы, динамика, темпы капитальных вложений в РФ. Оценка ситуации,проблемы
Реферат Инфляция в Украине
Реферат Развіццё феадальнай гаспадаркі на Беларусі ў ХІІІ–ХVІІ стагоддзяў
Реферат Atlantis Blasts Off Essay Research Paper Atlantis
Реферат Fort Henry And Donelson Essay Research Paper
Реферат Отчёт о прохождении производственной практики в ООО