Министерство образования и науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет
Филиал СПбГИЭУ в г. Апатиты
Кафедра: Государственного и муниципального управления
Дисциплина: Региональная экономика и управление
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Факультет: экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Миграционная политика государства (на примере Мурманской области)
Преподаватель: БашмаковаЕ.П.,
Ярчевская Е. С.
Студент: Мацей А. Д.
Группа: 51/651 Курс: 3
Апатиты 2009
Содержание
Введение
1. Теоретические основы миграционнойполитики
1.1 Сущность миграционной политики
1.2 Законодательство
1.3 Зарубежныйопыт
2. Миграционная политика Мурманской области
2.1 Краткая характеристика Мурманской области
2.2 История образования миграционной службы в МО и ееструктура
2.3 Законы регулирующие миграционнуюполитику в МО
2.4.Проблемы и их решение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Миграция населения — перемещения населения, связанные с переменойместа жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения ирассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложныйобщественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни.Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессызаселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образованияи смешения рас, языков и народов
Современное рассмотрение проблемы миграции актуально по следующимобстоятельствам. Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменилиполитическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людейстали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционныйбум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционнымипотоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.В течение XX века наблюдалось интенсивное расширение миграционных потоков, а к концувека феномен миграции стал составляющим фактором всех глобальных проблем. И этопотребовало новых подходов к миграционной политике, способствующей достижению иподдержанию баланса интересов международных факторов, участвующих в регулированиимиграционных процессов.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической,социальной, экономической, культурно-психологической и других.
Цель данной курсовой работы — разработка путей совершенствованиямиграционной политики. Исходя из цели мы ставим следующие задачи: выявить сущностьмиграционной политики, ознакомиться с историей становления, проанализировать зарубежныйопыт, ознакомиться с нормативно-правовой базой.
1. Теоретические основы миграционнойполитики1.1 Сущность миграционной политики
Основными целями Государственной миграционной политики РоссийскойФедерации является преодоление негативных последствий миграционных процессов, регулированиемиграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов,обеспечение баланса прав и законных интересов коренного населения, мигрантов и лиц,ищущих убежища на территории России.
При реализации миграционной политики перед федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, федеральнымиорганами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации,общественными объединениями стоят следующие задачи:
1) в политической и государственно-правовой сфере:
выработка государственных мер раннего предупреждения конфликтовв регионах, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией в местнуюсреду;
достижение согласия между федеральными органами государственнойвласти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении полномочийпо вопросам регулирования миграционных процессов и допустимых инструментах реализациимиграционной политики;
принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации для ликвидации имеющихся пробелов в сфере регламентированиямиграционных процессов, свободы передвижения, выбора места жительства и пребыванияграждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, использованияиностранной рабочей силы;
разрешение противоречий между федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Федерации и законами, нормативными правовыми актами субъектов Федерации,регулирующими миграционные процессы и смежные вопросы;
согласование интересов Российского государства и субъектов Федерациипри разработке и реализации миграционных программ и принятии оперативных мер, затрагивающихинтересы мигрантов;
защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов;
снятие противоречий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Федерации в области миграционнойполитики путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации,конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договорови соглашений между субъектами Российской Федерации;
2) в социально-экономической сфере:
регулирование миграционных процессов с учетом социально-экономическойситуации в регионах, уделяя особое внимание ситуации на рынках труда, жилья, развитиюсоциальной, культурно-бытовой и инженерной инфраструктуры;
создание условий для приема и размещения мигрантов, их обустройства;
учет миграционной нагрузки отдельные регионы при формированиифедерального бюджета и бюджетов субъектов;
учет традиций хозяйствования и природопользования, экологическойобстановки при регулировании миграционных потоков в регионах;
рациональное использование трудового потенциала, опыта хозяйственнойдеятельности и квалификации мигрантов;
разработка и реализация региональных и межрегиональных программсоциально-экономического развития;
развитие государственных систем коммуникации и информации в целяхинформирования потенциальных мигрантов о ситуации в регионах;
содействие общественным организациям мигрантов;
3) в области внешней политики:
выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмоврешения проблем беженцев, лиц, ищущих убежище, и вынужденных переселенцев;
сотрудничество государств — бывших республик СССР в предотвращениии мирном разрешении этнополитических и региональных конфликтов;
заключение межгосударственных договоров и соглашений РоссийскойФедерации по регулированию межгосударственных миграций и обмене соответствующейинформации с заинтересованными странами происхождения мигрантов, прибывающих в Россию;
присоединение России к межгосударственным соглашениям о правахтрудящихся — мигрантов;
достижение межгосударственных и межправительственных договоренностейРоссийской Федерации (в первую очередь с сопредельными государствами) по упрощениюприграничной торговли, облегчению культурных, бытовых и иных контактов;
содействие реализации прав зарубежных российских соотечественниковна полноправное социально-политическое, экономическое и культурное развитие в странахпроживания и обеспечение духовных и иных связей с Россией;
реализация международных и двухсторонних соглашений о защитенациональных меньшинств;
4) в духовной сфере:
объективное информирование населения Российской Федерации о спецификепсихологии мигрантов (особенно вынужденных), мотивации и проблемах мигрантов, сложностяхих адаптации;
формирование и распространение идей духовного единства, дружбынародов, общественного и межнационального согласия, культивирование чувства российскогои национального патриотизма;
распространение знаний об истории и культуре народов России истран нового зарубежья;
учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов, принадлежащихк национальным меньшинствам.
Миграционная политика, которую с начала 2000-х годов последовательнопроводит действующее руководство страны, опирается на ряд тезисов, которым правящейэлитой присвоен статус «прописных истин». Перечислим эти тезисы:
1. Миграционные процессы в России имеют ту же природу, что вЕвропе, США и других развитых странах.
2. Низкий уровень рождаемости в России остро ставит вопрос одефиците «рабочих рук», главный (если не единственный) источник которых- население стран СНГ.
3. Иммигранты не занимают чужие рабочие места, а делают ту работу,от которой отказываются избалованные местные жители.
4. Россия — многонациональная страна, следовательно, проблемыэрозии сложившихся этнических пропорций для нее не существует.
5. Выходцы из стран СНГ являются для коренного населения России«соотечественниками»: родились с ними в одном государстве (СССР), владеютрусским языком, имеют сходный менталитет, бытовые привычки и т.д.
К сожалению, в нашей стране сегодня отсутствует политическаяи экспертная дискуссия по вопросу о миграции, в ходе которой эти положения проходилибы проверку на соответствие действительности. В лучшем случае обсуждаются последствиямиграционной политики российского руководства. В числе таковых последствий обычноназывают:
1. Огромное (в разы и десятки раз) преобладание нелегальной иммиграциинад легальной. Неуклонный рост нелегальной иммиграции свидетельствует о потере государствомконтроля над положением в миграционной сфере, что является прямой угрозой национальнойбезопасности России.
2. Формирование крупного сегмента теневой экономики, контролируемогомигрантами, что наносит значительный ущерб экономическим интересам России и её граждан.
3. Рост миграции, особенно нелегальной, из зарубежных стран,является важнейшим фактором постоянного ухудшения криминогенной обстановки во многихрегионах России, что создаёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, правамчеловека и гражданина, авторитету государства. Некоторые этнические диаспоры, черпаяресурсы в контролируемых ими теневых секторах экономики, претендуют на положениецентров силы, альтернативных официальным государственным структурам, или же сращиваютсяс последними, усугубляя их коррумпированность.
4. Неуправляемые миграционные процессы в ряде регионов Россииформируют атмосферу социальной напряжённости, часто приобретающей этническую окраскуи перерастающей в острые конфликты.
С недавних пор, руководство страны охотно признает наличие негативныхпоследствий проводимой в настоящее время миграционной политики. Более того, декларируетсяготовность предпринять меры по их устранению («наведение порядка на рынках»,«борьба с игорным бизнесом», «приоритет интересов коренного населенияна рынке труда» и т.д.). Однако целостная концепция государственной миграционнойполитики в современной России отсутствует.
За 2008 г. число мигрантов внутри России сократилось на 63,7тыс.человек, или на 3,2% по сравнению с предыдущим годом. Миграционный прирост населенияРоссии увеличился на 2,2 тыс.человек, или на 0,9%, что произошло в результате сокращениячисла снявшихся с регистрационного учета выбывших за пределы Российской Федерации(на 7,5 тыс.человек, или на 16,0%), в том числе за счет эмигрантов в государства-участникиСНГ — на 5,3 тыс.человек, или на 16,9%, в страны дальнего зарубежья — на 2,2 тыс.человек,или на 14,1%.
/>
В 2008 г. в обмене населением с государствами-участниками СНГв целом было отмечено увеличение миграционного прироста. Уменьшение прироста наблюдалосьв миграционном обмене с Украиной, Грузией, Киргизией, Туркменией и Узбекистаном.1.2 Законодательство
В 1996г. был принят Федеральный закон «О порядке выездаиз Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В феврале 2001г.были утверждены «Основные направления миграционной политики». В 2002г.вступили в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации».
Обновление законодательства в этот период было направлено наусиление паспортно-визового режима, упорядочение системы регистрации иностранныхграждан и лиц без гражданства, находящихся на приграничных территориях. Предусматривалсяцентрализованный учет — создание центрального банка данных иностранных граждан,проживающих или временно находящихся в стране.
Позиция государства по вопросам регулирования миграции на среднесрочнуюперспективу изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в РоссийскойФедерации, одобренной распоряжением Правительства РФ N 256-р от 1 марта 2003г. СогласноКонцепции, целями регулирования миграционных процессов являются «обеспечениеустойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальнойбезопасности Российской Федерации, удовлетворение потребностей растущей российскойэкономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны,использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достиженияблагополучия и процветания Российской Федерации».
В 2006г. миграционное законодательство было дополнено рядом правовыхактов, направленных на упрощение порядка въезда, регистрации и пребывания в странетрудовых мигрантов на законном основании, что должно было стать основой для противодействиянезаконной миграции.
Был принят Федеральный закон N 121-ФЗ от 18 июля 2006г.«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерациипо вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»,который разграничил компетенцию органов внутренних дел и территориальных органовФедеральной миграционной службы России при осуществлении правоприменительных функцийв сфере миграции. Согласно ему, функции по контролю, надзору и оказанию государственныхуслуг в сфере миграции от органов внутренних дел передаются Федеральной миграционнойслужбе.
Федеральный закон N 109-ФЗ от 18 июля 2006г. «О миграционномучете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступилв силу 15 января 2007г. Им предусмотрены новые модели миграционного учета для различныхкатегорий иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от их иммиграционногостатуса.
Федеральный закон N 110-ФЗ от 18 июля 2006г. «О внесенииизменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации“ и о признании утратившими силу отдельных положений Федеральногозакона „О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные актыРоссийской Федерации“ направлен на упрощение миграционных процедур, связанныхс получением статуса временно проживающего, на совершенствование государственногорегулирования рынка иностранной рабочей силы.
Концепция демографической политики Российской Федерации [13]на период до 2025 года утверждена Указом Президента РФ № 1351 от 9 октября 2007г.В ней признается необходимость привлечения мигрантов в соответствии с потребностямидемографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости ихсоциальной адаптации и интеграции. Для этого предполагается: содействие добровольномупереселению соотечественников, проживающих за рубежом; стимулирование возвращенияв страну эмигрантов; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в томчисле выпускников российских ВУЗов, на постоянное место жительства; привлечениемолодежи из иностранных государств для обучения и стажировки с возможным предоставлениемпреимуществ в получении гражданства по окончанию учебы.
Признается необходимым совершенствование миграционного законодательстваРоссийской Федерации; разработка социально-экономических мер по повышению миграционнойпривлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеютприоритетное значение для национальных интересов, разработка и внедрение программ,направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новымусловиям и интеграции их в российское общество.
После распада Советского Союза за границами России осталось множестволюдей, которые считают родным языком русский, а себя воспитанными в русской культуре.Не всегда эти люди русские по национальности.
Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ от 24 мая 1999г. „Огосударственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом“соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либопроживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия,традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Подпонятием „соотечественники за рубежом“ подразумеваются: граждане России,постоянно проживающие за пределами страны; лица, состоявшие в гражданстве СССР,проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этихгосударств или ставшие лицами без гражданства; выходцы из Российского государства,Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующуюгражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющиевид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащихк вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранныхгосударств.
Государственная программа по оказанию содействия добровольномупереселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [14],утверждена Указом Президента Российской Федерации N 637 от 22 июня 2006г.»О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерациюсоотечественников, проживающих за рубежом". Целями программы являются стимулированиеи организация процесса добровольного переселения в Россию соотечественников на основеповышения привлекательности ее регионов; компенсация естественной убыли населенияв стране и в отдельных регионах.
Государственная программа будет реализовываться поэтапно в 2006- 2012гг. Первый этап (2006г.) предполагал принятие необходимых нормативных правовыхактов; создание системы управления программой; оценку регионами потребности в трудовыхресурсах, готовность имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев; разработку,согласование, утверждение проектов региональных программ переселения; мероприятияпо информационной поддержке программы; постоянный мониторинг миграционного потенциала,анализ состава участников программы, мотивов участия. На втором этапе (2007 — 2008гг.)должно начаться добровольное переселение участников программы и членов их семейв Россию в рамках региональных программ. Будет проводиться анализ результатов реализациипрограмм. На третьем этапе (2009 — 2012 годы) предполагается реализация региональныхпрограмм переселения и оценка их результативности, а при необходимости — дополнительныемероприятия.
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Государственнойпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектовФедерации и местных бюджетов, а также за счет финансового участия юридических ифизических лиц.
Для переселенцев Программой предусматриваются компенсационныевыплаты: компенсация расходов на переезд, на уплату госпошлины за оформление документов,выплату единовременного пособия на обустройство («подъемных»), ежемесячногопособия при отсутствии дохода от трудовой или предпринимательской деятельности впериод до приобретения гражданства, но не более чем в течение шести месяцев. Размерпособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующемрегионе.
Переселенцы имеют право на получение компенсационного пакетаучастника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных имуниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования,социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости.
Участник Государственной программы имеет право выбирать территориювселения среди субъектов Российской Федерации. По прибытии в регион, определенныйучастником Программы в качестве своего постоянного места жительства, он и членыего семьи получают соответствующие документы, подтверждающие законность их пребыванияна территории России. В случае если участник или член его семьи покинут регион ранеечем через два года, они должны будут возместить затраты, связанные с выплатой им«подъемных».
Участие в Программе дает соотечественникам и членам их семейв приоритетном порядке право на получение разрешения на временное проживание, видана жительство и на приобретение гражданства Российской Федерации.
Самыми актуальными для современной миграционной политики можноназвать вопросы трудовой миграции из-за рубежа и проблемы нелегальных мигрантов.Трудовая миграция в настоящее время стала необходимостью для многих европейскихгосударств, нелегальные мигранты тоже не являются только российской проблемой. Снелегальной миграцией на протяжении многих лет пытаются справиться, например, вСША, но результаты не устраивают местное население, недовольство нарастает.
Особую нишу в современной миграции занимает добровольная трудоваямиграция — перемещение с целью найма на работу.
Базовым законом, определяющим порядок въезда, пребывания и работыиностранных граждан на территории России, является Федеральный закон N 115-ФЗот 25 июля 2002г. «О правовом положении иностранных граждан в РоссийскойФедерации» [15]. Позже в него были внесены многочисленные изменения, связанныес новшествами в миграционной политике государства и смягчением условий пребыванияиностранцев в России.
Так, в 2006г. были внесены изменения в пункт о миграционной карте.Новая миграционная карта — отныне документ, не только содержащий данные об иностранномгражданине, въезжающем в Россию, но и документ, служащий для контроля за его временнымпребыванием в стране. Теперь миграционная карта содержит сведения о сроке пребыванияиностранца в России и подтверждает право на временное пребывание иностранного гражданинаили лица без гражданства, въехавшего в страну в порядке, не требующем получениявизы.
С 2006г. увеличено число причин, по которым временно пребывающийиностранный гражданин может не выезжать из страны по истечении срока действия визыили иного срока временного пребывания. Такими причинами могут стать случаи, когдана день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временногопребывания, либо выданы новая виза или разрешение на временное проживание, или видна жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для полученияим разрешения на временное проживание.
Согласно действующему законодательству, временно пребывающийв России иностранец может осуществлять трудовую деятельность только на территориитого субъекта, который выдал ему разрешение на работу, а временно проживающий — на территории субъекта, где ему разрешено временное проживание. Порядок полученияразрешительных документов для осуществления иностранцами трудовой деятельности регулируетсятем же Законом N 115-ФЗ от 25 июля2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»и постановлением Правительства РФ N 681от 15 ноября 2006г.
Основная нагрузка по оформлению иностранной рабочей силы ложитсяна работодателя, а не на самих рабочих. Работодателю для трудоустройства иностранцевнужно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников,для чего необходимо иметь заключение органа государственной службы занятости населениярегиона о целесообразности привлечения и использования иностранных работников. Органгосударственной службы занятости населения выдает заключение, основываясь на имеющихсясведениях о положении на рынке труда в регионе, городе, районе, где предполагаетсяпривлечение и использование иностранных работников. С 1 января 2007г. данное заключениевыдается сроком на один год. Работодатель не может передать полученное разрешениена привлечение и использование иностранных работников другому работодателю. Привлекаемыена основе этого разрешения иностранные работники не могут перейти на работу к другомуработодателю. Кроме того, использовать иностранных работников можно только по профессиями в регионах, которые указаны в разрешении.
Работодатели имеют право привлекать и использовать иностранныхработников только при наличии соответствующего разрешения. Оформление остальныхдокументов зависит от статуса иностранного работника. Работодателям, которые принимаютна работу временно пребывающего иностранного работника, необходимо не только разрешениена привлечение и использование иностранной рабочей силы, но и именные разрешенияна работу, а также приглашения на въезд.
Разрешение на работу выдается только в том случае, если работодательвнесет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранца из России. Послевыезда иностранного работника из Российской Федерации эти средства возвращаютсяработодателю по истечении срока договора. Кроме того, при получении разрешения наработу работодатель обязан представить медицинские справки, которые подтверждают,что работник не болен наркоманией, ВИЧ, инфекционными заболеваниями.
/>Трудоустройство иностранных граждан, прибывающихв Россию в порядке, не требующем получения визы, проще. Им не нужно оформлять приглашениена въезд в страну. Для того чтобы принять их на работу, не требуется разрешенияна привлечение и использование иностранных работников. Работодатель должен уведомитьоб их привлечении к работе территориальный орган миграционной службы и региональноеведомство, которое занимается вопросами занятости населения, в течение десяти днейс даты заключения трудового договора. Они могут получить разрешение на работу, минуяработодателя, но наличие разрешения является обязательным. Кроме того, если разрешениена работу иностранному гражданину выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение30 суток со дня, когда получено это разрешение, представить в орган миграционнойслужбы документы, подтверждающие, что он не болен наркоманией, инфекционными заболеваниями,ВИЧ.
Ужесточилась ответственность для работодателей, которые не оформилииностранных работников надлежащим образом. С ноября 2006г. (за исключением отдельныхположений, которые вступили в силу 15 января 2007г.) действует новая редакция КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, которая существенно усилилаответственность за несоблюдение правил трудоустройства иностранных граждан, увеличивсумму штрафов. Ответственность наступает за нарушение правил в отношении каждогоиностранного работника в отдельности./>
Особое значение в миграционной политике государства имеет правовоерегулирование вопросов гражданства, условий его приобретения или прекращения.
Федеральный закон N 62-ФЗ от 31 мая 2002г. «О гражданствеРоссийской Федерации» в редакциях от 11 ноября 2003г., от 18 июля 2006г. и1 декабря 2007г. содержит ряд новшеств.
Максимально упрощены условия принятия гражданства России дляветеранов Великой Отечественной войны, имевших гражданство СССР и проживающих натерритории России.
Возможность получения гражданства в упрощенном порядке появилась:
у тех, кто не получил гражданство государства бывшей республикиСССР и остается лицом без гражданства. При условии, что они зарегистрированы поместу жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г., либо получили разрешениена временное проживание или вид на жительство. Кроме того, они должны заявить освоем желании приобрести гражданство до 1 января 2009г.;
у граждан государств, входивших в состав СССР, получивших среднеепрофессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учрежденияхРоссии после 1 июля 2002г.;
у нетрудоспособных иностранных граждан и лиц без гражданства,прибывших в Россию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированныхпо месту жительства в России по состоянию на 1 июля 2002г.;
Упрощенный порядок приобретения гражданства, в соответствии состатьей 13 Договора между Россией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстани Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарнойобластях от 29 марта 1996г., гарантируется гражданам указанных государств, постояннопроживающим на территории России.
В последнее время широко обсуждалась тематика миграционных преимуществи получения гражданства в зависимости от уровня образования мигрантов, востребованностив России их специальности, возраста, степени знания русского языка.1.3 Зарубежный опыт
Рассмотрим несколько примеров миграционной политики в Европе.
Основная масса мигрантов во Франции и других развитых европейскихстранах была сознательно ввезена (главным образом, из Северной Африки и БлижнегоВостока) в 1960-е, 70-е, 80-е годы. Возрождающаяся после Второй мировой войны индустриальнаяЕвропа остро нуждалась в «рабочих руках». Считалось, что приезжие как-тосами собой ассимилируются и уже в следующем поколении сольются с коренным населением.Между тем, уже в 1980-е годы промышленный бум завершился. Неквалифицированный трудоказался невостребованным, и ввезенные в свое время иммигранты вместо того, чтобыслиться с коренным населениемобразовали целые кварталы, заселенные социально неблагополучнымии озлобленными чужаками с французскими, германскими, британскими, бельгийскими иголландскими паспортами. Популярная в политико-экспертных кругах Европы доктрина«мультикультурализма» — лишь одна из попыток примирить коренное населениесо своими же «инокультурными» согражданами, которые стали трудноразрешимойпроблемой. Как показывает опыт Франции и ряда других стран, наиболее активно практикующих«мультикультурализм», попытка эта может быть признана неудачной.
Таким образом, мы можем констатировать следующее:
Фундамент нынешней «миграционной проблемы» в Европезакладывался несколько десятилетий назад.
Мигранты были втянуты в Европу реальным дефицитом рабочих рукв условиях промышленного бума.
Основной «поставщик проблем» в европейских странах- неассимилировавшиеся потомки трудовых мигрантов прошлых поколений, как правило,уже имеющие гражданство стран своего пребывания.
«Мультикультурализм» — концепция, адресованная собственныминокультурным гражданам, а не новым мигрантам.
В отношении новых мигрантов практически во всех европейских странахсейчас действуют крайне жесткие меры. В США при нынешнем президенте принято решениео возведении стены на границе с Мексикой. В Австралии рассматривается возможностьвыдворения за пределы страны этнических арабов. Жесткие меры в отношении незаконныхпереселенцев установлены Великобританией и Данией.
В конце сентября 2006 года премьер-министр Австралии Джон Говардзаявил, что намерен ввести тесты на знание английского языка, истории и культурыАвстралии для иммигрантов. Аналогичные меры уже введены в ФРГ. В США принято решениео возведении трехрядной стены протяженностью 1125 километров на границе с Мексикой.Правительство Нидерландов существенно усложнило процедуру получения гражданствастраны. С планом усиления контроля над границами в прошлом году выступил глава правительстваФранции он, в частности, предполагает создание специальной «иммиграционнойполиции», к работе которой будут подключены воздушная и пограничная жандармерия.
Сегодня развитые страны готовы привлекать только высококвалифицированнуюрабочую силу, притом в крайне ограниченном количестве. Политику упрощения въездаиммигрантов проводят только некоторые «азиатские тигры», у которых промышленныйбум сопровождается реальной нехваткой рабочих рук (например, Сингапур).
Очевидно, что исходное положение Российской Федерации — на моментее образования — кардинально отличается от европейской ситуации. Промышленный бумв СССР подпитывался, главным образом, кадрами из русской глубинки. В других союзныхреспубликах реализовывались собственные индустриальные и инфраструктурные проекты,зачастую более масштабные, чем в РСФСР. Это обстоятельство не только лишало смыслатрудовую миграцию на территорию России, но и обеспечивало постоянный отток высококвалифицированныхкадров из РСФСР в другие союзные республики. Во многом, именно этому мы обязаныфеноменом русских как «разделенного народа» и упадком регионов ЦентральнойРоссии. В Россию из национальных окраин Империи въезжали, главным образом, наиболееобразованные и русифицированные представители этих окраин, которые легко и беспроблемноассимилировались.
Таким образом, мы можем констатировать, что нынешняя миграционнаяпроблема в РФ не имеет ничего общего с процессами, имеющими место в развитых странахЗапада:
эта проблема в РФ не имеет европейской «биографии»(потому что возникла в 1990-е, а обострилась в 2000-е);
в РФ основным источником проблем до сих остаются нелегалы, ане «инокультурные сограждане», как в Европе;
ссылки на «мультикультуризм» в России лишены смысла,так по определению не могут относиться к нелегалам;
сверхлиберальная миграционная политика, проводимая действующимруководством РФ, не коррелирует ни на концептуальном, ни на технологическом уровнес миграционной политикой многих (фактически, большинства) развитых стран.
Российская Федерация, открывая свои границы, поступает как иммиграционнаястрана, а не социальное государство европейского типа, приоритетно ориентирующеесяна поддержание материального благополучия своего собственного коренного населения.
2. Миграционная политика Мурманской области
2.1 Краткая характеристика Мурманской области
Мурманская область образована 28 мая 1938 года Указом ПрезидиумаВерховного Совета СССР. Общая площадь территории области — 1144.9 тыс.км2,население составляет чуть более 1 млн человек.В состав области входит пять административныхрайонов, 9 городов,20 поселков городского типа. Два административных района (Ловозерскийи Кольский) являются районами компактного проживания малочисленных народов Севера,численность которых не превышает 0.2 % всего населения области. Мурманская область,по сравнению с другими областями Баренцева региона, наиболее урбанизирована: 93%жителей проживает в городах. Около 40% жителей области проживает в Мурманске. ВМурманской области более ста тысяч озер, самое крупное из них — озеро Имандра, общейплощадью 812 км2 и максимальной глубиной 67 метров. Озера связаны с морскимбассейном несколькими тысячами ручьев и рек, самая длинная из которых — река Поной(426 км). Обеспеченность водными ресурсами в 2.5 раза выше средне республиканскогопоказателя. Климат наиболее умеренный в Российской части заполярного Севера, с низкимилетними и относительно высокими зимними температурами воздуха. Уникальное географическоеположение в относительной близости к промышленно-развитым регионам России, приморскоеположение, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международныеморские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевойи рыбопромысловой базы и важным геополитическим положением обусловило формированиена территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса. Минерально-сырьевыересурсы представлены крупными, часто общероссийского значения, запасы горнохимического,медно-никелевого, железорудного, редкометалльного и алюминиевого сырья. Значительнызапасы неметаллорудного и нерудного сырья — вермикулита, флогопита, мусковита, пегматита,граната, амазонита и других нерудных минералов. По большинству из этих полезныхископаемых запасы их не Кольском полуострове имеют общероссийское, а часто и мировоезначение (кианитовые руды, вермикулит, флогопит и др.). Характерной особенностьюминерального сырья Кольского полуострова является их комплексный состав. Как правило,в руде каждого месторождения содержится несколько полезных минералов, а в рудныхминералах — несколько полезных химических элементов.
Природные ресурсы Мурманской области — основа созданного промышленно-производственногопотенциала, позволяющего относить ее к числу стратегически важных районов РоссийскойФедерации. Место Мурманской области в хозяйственном комплексе России определяетсябогатейшими природными ресурсами, крупным комплексом промышленных предприятий иорганизаций по добыче и переработке полезных ископаемых, рыбных и лесных ресурсов.2.2 История образования миграционной службы в МО и ееструктура
В Мурманской области миграционная служба создана 31 марта 1994года приказом председателя Комитета по труду и занятости населения администрацииМурманской области. Подразделения создавались по всем субъектам Российской Федерациив связи с изданием 3 марта 1994 года Постановления Президента Российской Федерации(№ 53 «Об увеличении численности работников территориальных органов Федеральноймиграционной службы России»). На тот период миграционная служба Мурманскойобласти, согласно положению, являлась территориальным органом Федеральной миграционнойслужбы, подчинялась ФМС России и администрации области. Функционально служба решалавопросы, связанные с вынужденными переселенцами и беженцами, трудовой миграцией,выполняла другие функции, связанные с реализацией политики государства в областимиграции населения на территории Мурманской области.
Работа областной службы в 1994-1997гг. строилась в соответствиис Федеральной миграционной программой на 1994-1995 гг., одобренной Указом ПрезидентаРФ от 09.08.94 № 1668 и Федеральной миграционной программой на 1998-2000 гг., утвержденнойпостановлением Правительства РФ от 10.11.97 № 1414.
Постановлением Главы Администрации (губернатора) Мурманской областиот 14.10.97 № 440 и приказом Федеральной миграционной службы от 15.01.98 № 7 областнаямиграционная служба выведена из подчинения администрации области и приобрела статустерриториального органа ФМС России.
Во исполнение Указа Президента РФ от 17.05.2000 № 867, распоряженияПравительства РФ от 26.05.2000, приказом Федеральной миграционной службы Россииот 09.06.2000 № 54 «О проведении ликвидационных процедур в территориальныхорганах, загранпредставительствах в связи с упразднением ФМС России», миграционнаяслужба Мурманской области была ликвидирована. Ее функции перешли территориальномуоргану (ТО) Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политикиРФ.
Министерство по делам миграции, национальной и миграционной политикиРФ (Минфедерация России) создано постановлением Правительства РФ от 26.07.2000 №561. Несмотря на то, что ликвидация миграционной службы Мурманской области произошла09.06.2000, а ТО Минфедерации России в Мурманской области был создан 01.08.2000,деятельность данной организации не прекращалась.
Положение о территориальном органе Минфедерации России в субъектахРФ утверждено приказом Минфедерации России от 22.08.2000 № 4. Основной задачей ТОявлялась реализация государственной политики в Мурманской области, федеративныхи национальных отношений, местного самоуправления и миграции населения на территориисубъекта РФ.
Указом Президента РФ от 23.02.2002 года № 232 «О совершенствованиигосударственного управления в области миграционной политики» Министерство внутреннихдел РФ наряду с функциями, возложенными на него законодательством Российской Федерации,выполняет также функции федерального органа исполнительной власти по миграционнойслужбе.
Во исполнение приказа МВД РФ от 14 июня 2002 года № 570«Вопросы подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов РоссийскойФедерации» приказом УВД Мурманской области от 25 июня 2002 года № 496 территориальныйорган Минфедерации России по Мурманской области переименован в Управление по деламмиграции УВД Мурманской области, этим же приказом утверждено положение об Управлении.
В соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 года №928 «Вопросы Федеральной миграционной службы», в рамках проведения административнойреформы органов власти и управления Российской Федерации в составе ФМС России образованытерриториальные органы. Данным органам переданы функции паспортно-визовых подразделенийорганов внутренних дел и подразделений по делам миграции. Объединение этих подразделенийорганизационно завершено после издания приказа Директора Федеральной миграционнойслужбы России от 30 ноября 2005 года № 128.
В нашей области с 30 ноября 2005 года образовано Управление Федеральноймиграционной службы по Мурманской области. В перечень задач, решаемых сотрудникамиУправления, входят регистрационный учет населения, выдача документов, удостоверяющихличность гражданина России, прием в гражданство России, разрешение вопросов, связанныхс пребыванием иностранных граждан, оформление и выдача заграничных паспортов гражданамРоссии, решение вопросов трудовой деятельности иностранцев и многие другие вопросысферы миграционных отношений. Структурные подразделения Управление созданы во всехгородах и районах Мурманской области. На Государственной границе функционируют трипоста иммиграционного контроля. С 2007 года Управление приступит к введению новогомиграционного законодательства, единого миграционного учета иностранных граждан,выдаче заграничных документов с биометрическими данными.2.3 Законы регулирующие миграционную политику в МО
Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказаниюсодействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающихза рубежом», постановление Правительства Российской Федерации 22.12.2006 №783 «О порядке определения потребности в привлечении иностранных работникови формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельностив Российской Федерации» и иные федеральные законы, указы, распоряжения ПрезидентаРоссийской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,международные договоры Российской Федерации, Устав и законы Мурманской области,постановления и распоряжения Губернатора и Правительства Мурманской области, а такжеположение о межведомственной комиссии по реализации государственной миграционнойполитики на территории Мурманской области.
2.4.Проблемы и их решение
Современные проблемы миграции населения включают в себя как традиционные,существовавшие в России многие десятки и даже сотни лет, так и возникшие в результатедействия новых факторов. К числу факторов, инициировавших возникновение новых проблем,относится распад СССР, замена планового размещения производительных сил рыночнымимеханизмами распределения труда и капитала, возникновение межнациональных конфликтов,принятие законов о миграции населения, в целом соответствующих цивилизованным обществам.В этот набор входят и такие факторы как снижение уровня доходов населения в первыегоды реформирования страны, сокращение потребностей экономики в трудовых ресурсах,вследствие падения объемов производства, удорожание транспортных услуг. Хоть к настоящемувремени острота многих миграционных проблем спала, но все равно миграция продолжаетоставаться важнейшим фактором, влияющим на изменения в социально-экономической идемографической сферах.
На сегодняшний день назрела проблема законности осуществлениятрудовой деятельности иностранными гражданами в Мурманской области, как в привлекательном,для этой категории граждан, регионе страны. Зачастую, иностранцы нелегально реализуютсвое право на труд будучи не осведомленными о порядке оформления разрешений на осуществлениетрудовой деятельности, установленном российским законодательством. Так, в 2006 годуна работу в Мурманской области получили разрешение 754 иностранца, в 2007-м — ужеболее 3 тысяч. Однако уведомление о том, что они приступили к работе, поступилов миграционную службу только от 1856 человек. Работодатели нанимают на работу гражданиз других государств, не зная, что для этого необходимо иметь соответствующее разрешениена привлечение иностранной рабочей силы. Но, как известно: «Незнание законане освобождает от ответственности». Решением этой проблемы является ужесточениезаконодательства в отношении нарушителей. Применение не только административной,но и уголовной ответственности.
Для серьезной и целенаправленной борьбы с данным явлением представляетсяцелесообразным создание в системе исполнительной власти органа — аналога иммиграционнойинспекции. Такую инспекцию можно было бы наделить правом заниматься оперативно-розыскнойдеятельностью, без которой невозможно выявить мигрантов, незаконно находящихся натерритории РФ и занимающихся незаконной трудовой деятельностью. Кроме того, следовалобы создать специальные учреждения для содержания (по решению судов) иностранныхграждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Вопросы миграционной политики находятся в зоне приоритетногообщественного внимания, и это связано не столько с информационной конъюнктурой,сколько с их объективной значимостью для нашей страны и ее граждан.
2. Для сегодняшней России эти вопросы являются не техническими- требующими лишь управленческой оптимизации, — а политическими вопросами, требующимипринципиального исторического выбора. Речь идет о выборе между моделью России какиммигрантского общества, растущего за счет избыточного населения сопредельныхазиатских регионов (в первую очередь, стран бывшего СССР и Китая) и образом Россиикак исторической нации на русской этнокультурной основе.
3. Этот выбор касается не только этнического баланса, но и экономическогоуклада будущей России. Иммиграционная открытость означает ставку на повышение конкурентоспособностиотдельных корпоративных субъектов или сегментов бизнеса за счет снижения затратна оплату труда и на местное население в целом. Альтернативой этой модели являетсявыбор в пользу развития экономики на основе внутреннего рынка. Он, в числе многихдругих условий, предполагает качественный рост долгосрочных государственных инвестицийв воспроизводство человеческого капитала (демографическое и профессиональное) иселективную закрытость в миграционной политике.
4. На данный момент на государственном уровне проводится политикаиммиграционной открытости и, соответственно делается выбор в пользу иммигрантскогообщества.
5. Наметившийся поворот власти к антииммиграционному запросуместного населения носит пока характер риторической анестезии, не меняет общеговектора миграционной политики.
6. В силу этого растущие в политически активной части обществаантииммиграционные настроения носят по преимуществу оппозиционный характер. На данныймомент, назрел переход этих, пока достаточно размытых, настроений на качественноновый уровень. Как в смысле систематизации антииммиграционных требований, так ив смысле выработки максимально широкой общественной коалиции в их поддержку.
7. Мы убеждены, что социальные слои и группы, заинтересованныев изменении вектора миграционной политики, весьма многочисленны и потенциально влиятельны.Однако для того, чтобы объединить их, необходима выработка не только негативного(собственно, антииммиграционного), но и позитивного политического консенсуса основанногона соединении национальных (сохранение этнокультурной основы государства) и социальных(политика занятости, защита труда, инвестиции в человеческий капитал, развитие сопорой на внутренний рынок) требований.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.
2. www.Хибины.ru
3. www.gov-murman.ru
4. Белевских Т.В. Рынок труда северных территорий как особый рынок трудаРоссии / Т.В. Белявских // Проблемы социально-экономического развития Севера: сб.ст. преподавателей и аспирантов экономического факультета. В2 — Апатиты: изд-воКольский филиал Петрозаводского государственного университета, 2006
5. Постановление Правительства Мурманской области 27.07.2007 № 353-ПП/13
6. УФМС по Мурманской области
7. Аналитический вестник № 22 (339) Национальная и миграционнаяполитика: зарубежный и отечественный опыт, Москва 2007
8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации
9. www.AllNW.ru
10. www.Полит.ru
11. www.Колокол.ru
12. www.ИНТЕРЭТНИК.ru
13. Концепция демографической политики Российской Федерации
14. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселениюв Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
15. Федеральный закон N 115-ФЗот 25 июля 2002г. «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации»
16. Постановление Правительства Российской Федерации 22.12.2006 № 783«О порядке определения потребности в привлечении иностранных работников и формированияквот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РоссийскойФедерации»
17. Устав Мурманской области
18. Федеральная служба государственной статистики