Реферат по предмету "Государство и право"


Методологические рекомендации по структуризации раздела "Введение" курсовой работы по дисциплинам общеправового профиля

Методические рекомендации по структуризации раздела«Введение» курсовой работы (курсового исследования) по дисциплинамобщеправового профиля («теория государства и права», «правоведение», «международноеправо», «государственное (КОНСТИТУЦИОННОЕ) право зарубежных стран», «Государственное(КОНСТИТУЦИОННОЕ) право Российской ФЕДЕРАЦИИ»)

1. «Введение» — важнейший раздел всякой научной работы, в т.ч.курсовой работы, ибо курсовая работа – первый опыт написания работы именнонаучного характера. В этом отношении – курсовая работа – это первый опытнаучного (курсового) исследования. Следовательно, уже с самого первого курсастудент, во-первых, приобщается непосредственно к научно-исследовательскойдеятельности, во-вторых, приобретает, тем самым, начальные навыки выполнениятребований, предъявляемых ко всякому научному исследованию.
2. «Введение» содержит в кратком виде основные сведения осодержании всей работы. Иначе, читатель (научный руководитель  (но это особаястатья, поскольку именно научный руководитель направляет всю работу студента), рецензент,эксперт, член комиссии, просто коллега-студент и т.д.), прочитав данный вводныйраздел, должен сделать для себя выводы о следующем: о чем именно собираетсяписать автор, насколько актуальна избранная им (вместе с научным руководителем)тема исследования (ведь тема научного исследования должна быть интересна нетолько лишь самому студенту; ведь есть образовательная и учебная программыизучаемой дисциплины), каковы объект и предмет исследования (особеннопоследний), какие исследовательские цели поставил автор курсовой работы и какиесобирается решать конкретные исследовательские задачи, какими источниками пользовалсяавтор и какие научные методы применялись и т.д. Короче говоря: «Введение» естьёмкое, сжатое изложение, как основного содержания предстоящей работы, так истратегии и тактики его выполнения. Или, как говорили древние латиняне, «Multum in parvo» –«Многое в малом».
3. Итак, основные рубрики (разделы)«Введения» таковы (эти рубрикипринято выделять жирным шрифтом). При этом следует четко придерживатьсяпредлагаемой последовательности этих разделов.
Актуальностьтемы курсового исследования. В данном разделепоказывается научная (теоретико-правовая, юридико-отраслевая или прикладнаязначимость избранной темы исследования, её злободневность. Приводятсясоответствующие аргументы, ссылаясь при этом на примеры из политической,правовой, международно-правовой и т.п. практики, на статистические данные, намнения авторитетных лиц, государственных, неправительственных, международныхорганов, организаций и т.д. При этом ссылки могут быть на различные источники –научные исследования (монографии, журналы), печатные и электронные средствамассовой информации и др. Иными словами, надо показать, что Ваш интерес кданной теме обусловлен тем-то и вот почему.
Начало данного раздела может быть, например, таким:
«В научной литературе тема относится к одним изнаиболее дискуссионных. Это обусловлено многими причинами, к числу которыхможно отнести такие, как……  Между тем, разрешение этой проблематики в научно-теоретическомплане может иметь немалое значение и для юридической (политической) практики.Так, как свидетельствуют данные о состоянии (преступности, судебной илиправоохранительной практики, функционирования системы разделения властей и т.д.и т.п.). Сказанное в достаточной мере свидетельствует об актуальности(исключительной актуальности, злободневности, большой важности и т.п.) темынастоящего исследования, как в научно-теоретическом, так и практическом отношениях...»
Объем данного раздела обычно: 0,7-1,2 стр.
введение содержание методический рекомендация
Объект ипредмет исследования. Этот раздел чаще всеговызывает трудности у студента в том плане, что, во-первых, он часто не знает,что это такое – объект и предмет научного (в данном случае – курсового)исследования.
Объект исследования – это часть (сегмент) реального мира, действительности,социальной системы, которая выступает объектом той или иной науки и, темсамым, представляет общий научный интерес для исследования. Это, скажем,государственно-правовая действительность в целом или какая-то часть этойдействительности (например, государство как социальный институт, генезисгосударственности (права). Таким сегментом может быть международный порядок,международное право, международные организации.
Пример:
Объектом настоящего исследования является системамеждународных организаций, выступающих универсальными механизмами защиты правчеловека».
Или:
«Объектом проводимого исследования выступаетгосударство как ведущий социальный институт, обеспечивающий эффективнуюорганизацию властных отношений в посттрадиционном обществе».
Предмет исследования – ужеконкретный компонент (элемент) объектаисследования, который представляет непосредственный интерес для исследователя.Так, например, если государство как социальный институт является объектомизучения, то конкретные его компоненты (элементы, части) – предметом. Это могутбыть такие элементы, как закономерности и теории происхождения государства,особенности свойств государственности, специфика системы разделения властей втом или иной государстве и т.п.
Примеры, соответствующие приведенным выше образцам объекта:
 
«Предмет настоящего исследования – ОрганизацияОбъединенных Наций как универсальный механизм защиты прав человека, генезис,структура, место и роль этой международной организации в современном правозащитномдвижении».
«Предметом исследования выступает сущностьгосударства, методологические подходы к её познанию, грани её проявления».

Иными словами, объект и предмет исследованиясоотносятся между собой как общее и особенное (или особенное и единичное). Носледует иметь в виду, что в каждом конкретном случае (при избрании конкретнойтемы) определение объекта и предмета исследования представляет действительно немалуюсложность. Поэтому к этому разделу «Введения»всегда нужно подходить весьма ответственно и тщательно. Здесь без консультациинаучного руководителя не обойтись.
Объем данного раздела, как правило, невелик. Обычноопределения объекта и предмета укладываются в одно-два предложения. Носначала определяется объект, затем – предмет.
Цель (цели)курсового исследования.  После того, какопределены объект и предмет исследования (т.е. то, чтоименно будетизучаться), следующим логическим шагом становится определение цели работы. Вопределенном смысле, в цели работы отражаются сама тема исследования и еёпредмет (схожесть наименования темы и определения предмета и формулировки целиисследования должна быть очевидной, но всё же они должны совпадать полностью).
Цель в данном случае – это прогнозируемый,предполагаемый (мысленно моделируемый) будущий результат курсового анализа.Цель отвечает на вопрос: ЧТОжелает автор достичь своим исследованием:проанализировать, охарактеризовать, доказать, обосновать, выявить особенности,впервые рассмотреть, расширить область знания о предмете исследования, подтвердитьту или иную гипотезу и т.д. Другими словами, цель исследования – это выражение СТРАТЕГИИи модель КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА работы. Имейте в виду, что в разделеработы «Заключение» Вы должны будете констатировать, достигнута ли, по Вашемумнению, поставленная цель, или же не достигнута. Об этом же, но уже в болеетвердой форме, будет говорить и рецензент Вашей курсовой работы в своем отзыве(рецензии): достигнута автором поставленная им цель или нет. Такая констатация– важнейший (если не определяющий) критерий успешности Вашего исследования.
Пример:
«Цель настоящего исследования состоит в обоснованииточки зрения, в соответствии с которой ООН выступает наиболее эффективнымуниверсальным инструментом в международной системе защиты прав человека» (или наоборот:«…, что ООН в современную эпоху неможет рассматриваться в числе эффективных средств защиты прав человека в международноммасштабе»)
Или:
«Цель исследования – проведение комплексного анализагосударства как социального института, обеспечивающего наиболее эффективнуюорганизацию властеоотношений на современном уровне развития человеческойцивилизации» (или наоборот:«…что государство в эпоху глобализации начинает утрачивать свои сущностные институциональныехарактеристики в пользу негосударственных институтов…»)
Объем данного раздела («Цели исследования»), так же,как и в предыдущем случае, обычно составляет одно-два предложения. Когдаже речь идет о нескольких целях (а такое бывает в серьезных, фундаментальныхнаучных исследованиях (монографиях, докторских диссертациях), хотя порою этоможет встретиться в некоторых бакалаврских и дипломных работах, магистерских,кандидатских диссертациях), то здесь объем уже значительно больше.
Задачиисследования. Сразу замечу, что если цель –это стратегия исследования, то задачи – тактика исследования (конечно,такое сравнение страдает известной условностью, но, по сути, эта так и есть).Есть и более удачное сравнение: задачи – это ступеньки, которые надо преодолетьна пути к достижению цели. При этом надо понимать, что каждая следующая ступеньесть логическое продолжение предшествующей ступени. Или: не решив одной задачи,не следует переходить к следующей, ибо образуется логический и содержательныйразрыв. Вот почему определение содержания задач, решаемых (раскрываемых)автором и соответствующих цели исследования, и обусловленное эти содержанием установлениелогической последовательности решения этих задач, есть исключительно важный элементвсей работы. И именно здесь у студента возникает множество трудностей.
Если цель работы отражается в названии темы иопределении предмета исследования, то задачи отражают собой структуруисследования (эта структура отражена в разделе курсовой работы «СОДЕРЖАНИЕ»(или «ПЛАН»). По сути дела, наименование глав и, особенно, параграфов работы,выстроенные логически последовательно в соответствии с целью исследования, иесть формулировка исследовательских задач.
Пример:
«В соответствии с поставленной целью, в работерешаются следующие исследовательские задачи:
— определениесодержания понятия «законодательство»;
— проведение анализа и соотнесение категории«качество нормативного правового акта», «эффективность законодательства»,«нормотворческая ошибка»;
— рассмотрение видов инструментов оценкиэффективности законодательства, определение места правовой экспертизы в системеуказанных инструментов;
— характеристика видов экспертной деятельности, осуществляемойв отношении нормативных правовых актов;
— рассмотрение специфических черт правовойэкспертизы (предназначение, методы осуществления, специальные субъекты,осуществляющие данный вид экспертного исследования, особый характер экспертногозаключения, содержащего результат проведенного экспертами-юристами анализа);
 
— выявление и характеристика элементов содержанияправовой экспертизы как средства преодоления нормотворческих ошибок и повышенияэффективности законодательства и т.д.
 
По своему объему перечень задач составляет неболее одной трети — половины страницы текста.
Методологическиеоснования курсового исследования. Данный раздел«Введения» — один из наиболеесложных для студента и в то же время — важнейший с точки зрения установлениянаучно-исследовательской грамотности и в целом научной подготовленности автораработы. Применительно к формату курсовой работы данный раздел состоит из двухподразделов, каждый из которых имеет вполне автономный характер.
А. Степеньизученности темы исследования (или: «Источниковаябаза исследования»). В данном подразделеприводится характеристика основных научных работ (исследований), какотечественных, так и зарубежных, в которых тема (или отдельные ей стороны,аспекты, грани), вопросы соответствующей проблематики получили свое освещение.Подчеркиваю, что речь в данном случае идет именно об основных работах, поскольку, во-первых, весь перечень источниковбудет указан в соответствующем (последнем -  после раздела «ЗАКЛЮЧЕНИЕ»)разделе  курсовой работы «СПИСОК ИСПОЛЬЗОЛВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» (или:«БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК»), и, во-вторых, именно в этих основных работах (у ихавторов) освещены наиболее значимые вопросы исследуемой студентом проблемы(темы). Без знания таких работ, без обращения к ним студент не может начинатьсвое исследование избранной темы.
При этом также нужно иметь в виду, что речь идет нео простом перечислении таких основных источников (а эти источники нужноназывать в тексте правильно, т.е. со всеми главными выходными данными). Следуеточень кратко, но всё же максимально точно, показать основные положения этихисследований (и очень желательно – в хронологическом порядке). В сущности, здесьречь идет в данном подразделе об историографической характеристике своейтемы (проблемы). Без этого приступать к основной работе и нельзя, и просто невозможно.
Пример (пусть студента не «страшит» приведенныйобъем):
«Степеньтеоретической изученности темы исследования.В последние годы интерес к проблемам юридического мышления значительновозрос. Этой проблеме посвящены работы А.И. Овчинникова, рассматривающегоправовое мышление как интеллектуальную форму правосознания и сформулировавшеготеоретико-методологическую базу его изучения. Автором исследовались такжеэпистемологические, парадигмальные, технико-юридические, ментально-правовыехарактеристики правового мышления. В работах В.М. Розина изложены вопросыформирования юридического мышления, учитываются его философские исоциокультурные аспекты. П.П. Барановым рассматривалось правовое мышление какодин из элементов правовой сферы духовного мира человека. Философско-правовые,логические и ценностно-мировоззренческие стороны интеллектуальной деятельностиправосознания стали объектом изучения В.П. Малахова и А.А. Матюхина. Вопросыборьбы с преступностью в контексте профессионального юридического мышленияосвещались А.Э. Жалинским.
Среди трудовклассиков отечественной юридической науки можно выделить исследования Н.А.Гредескула, анализировавшего процесс реализации нормы в контекстемыследеятельности человека. Психологические составляющие юридического мышлениязатронуты в одной из работ Л.И. Петражицкого. Ряд вопросов, связанных ссудебной процедурой применения гражданско-правовых предписаний, раскрывается впубликациях И.Ф. Покровского, уделявшего значительное внимание интуиции исудебному усмотрению.
Профессиональноеюридическое мышление в логическом измерении является объектом научного интересамногих авторов. При этом следует отметить работы В.М. Сырых, С.И. Вильнянского,А.Ф. Черданцева, В.Е. Жеребкина, А.А. Старченко, рассматривавших процесстолкования и применения правовых норм в контексте логических операцийюридического мышления. К социально-психологическим проблемам юридическогопрофессионального мышления обращался в своих исследованиях В.В. Лазарев.
Среди зарубежныхисточников особого внимания заслуживают труды чешских авторов В. Кнаппа и А.Герлоха, согласно которым, мышление юриста – это, прежде всего, определенныйвид рациональной деятельности, подчиняющийся законам логики. В работе Э. Леви«Введение в правовое мышление», переведенной на русский язык спустя полвекапосле издания в США, изучаются проблемы употребления правовых понятий,конкретизации норм и судейского правотворчества применительно к американскойдуалистической правовой системе. В издании А. Тамаша «Судья и общество»юридическое мышление исследуется в плоскости операций судебного правоприменения.Вопросы судейского усмотрения, судебного принятия решений всестороннерассматривались А. Бараком, Дж. Франком, Б. Кардозо, Р. Дворкиным, Г. Хартом,Р. Паундом, К. Ллевелином, Р. Кроссом.
Анализ различныхвопросов юридического познания, которое составляет важнейшую часть теорииюридического мышления, осуществлялся отечественными авторами А.Ф.Закомлистовым, А.В. Авериным, Л.А. Ванеевой, Ю.П. Боруленковым, а также И.Н.Сенякиным, К.И. Комиссаровым, В.Н. Дубовицким, А.П. Кореневым, А.И. Рарогом, Ю.В.Грачевым, А.Т. Боннер, О.А. Панковой, В.Г. Антроповым, В.Б. Гончаровым, В.В.Кожевниковым и другими авторами, занимавшимися проблемами правоприменительногоусмотрения.
В качестве базовых оснований диссертационногоисследования необходимо выделить труды российских и зарубежных ученых, вкоторых содержатся фундаментальные разработки центральных правовых понятий и категорий.В их числе – работы С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.М. Баранова, А.Б.Венгерова, В.И. Гоймана, В.П. Казимирчука, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, В.Н.Кудрявцева, Ю.В. Кудрявцева, Э.В. Кузнецова, В.В. Лазарева, В.В. Лапаевой, Р.Лукича, Н.И. Матузова, А.В. Малько, А. Нашиц, П.Е. Недбайло, В.С. Нерсесянца,Г.С. Остроумова, А.С. Пиголкина, П.М. Рабиновича, С.В. Полениной, А.Р.Ратинова, Ю.С. Решетова, Н. Рулана, И. Сабо, И.Н. Сенякина, В.М. Сырых, А.Ф.Черданцева и др. Юридическое мышление и правовой менталитет, их роль вправоприменительном процессе исследовались Ю.М. Грошевым, Е.А. Лукашевой, Е.В.Назаренко, Г.С. Остроумовым, В.П. Сальниковым, А.П. Семитко и пр. Различныевопросы правоприменения стали объектом изучения М.А. Гурвича, С.В. Курылева,А.Б. Лисюткина и А.А. Эйсмана. Проблемы правовой коммуникации и ценностей вправе анализировались А.М. Величко, В.Г. Графским, И. Грязиным, И.Ю.Козлихиным, В.В. Кулыгиным, Г.В. Мальцевым, А.Ю. Мордовцевым, Н. Неновски, Ю.Н.Оборотовым, А.И. Овчинниковым, А.В. Поляковым, В.Н. Синюковым и др.
Несмотря на большое количество разработокразнообразных аспектов правоприменительного процесса, участие в немпрофессионального юридического мышления не выделялось в качестве предметаотдельного монографического исследования».
Кроме литературных источников в данном подразделе вобязательном порядке следует обозначить основные российские и международныенормативно-правовые акты, документы, а также документы международно-правовой и российскойюридической практики, практики международных политико-правовых отношений и процессови т.п. Особо следует заметить, что во всякой работе политико-правового профиляв обязательном порядке указывается Конституция Российской Федерации.
Пример:
«Нормативно-правовуюбазу исследованиясоставляютдействующие международно-правовые акты и документы, нормативные правовые актыРоссийской Федерации, содержащие нормы материального и процессуального права,проекты законов, исторические источники права, материалы судебной практикисудов общей юрисдикции и арбитражных судов. В частности, особое значении е вработе имеют принципы и нормы, отраженные в Уставе ООН, принципы и положенияВсеобщей декларации прав человека (1948, Конституции Российской Федерации(1993), Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ ребенка в Российской Федерации»ю…».
 
Объем данного раздела для формата курсовой обычносоставляет до 1-1,5 страницы текста.
Б. Методыисследования. В данном подразделе называются икратко освещаются основные научные методы, применяемые автором при проведениисвоего исследования.
Эти методы обычно дифференцируются по таким группам(но все эти методы, как правило, не называются, речь идет лишь о главных):
— фундаментальные (мировоззренческие,философские) методы, образующиеметодологическую основу исследования. В современных научных исследованиях речьидет традиционно о диалектико-материалистическом методе (или просто –диалектическом материализме (сокращ. «ДМ»), суть которого кратко может бытьвыражена в следующих основных положениях.
Основными системообразующими принципами и функциями ДМявляются:
принцип единства и целостности бытия какразвивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, всеформы действительности от объективной действительности (материя) досубъективной действительности (мышление);
принцип материальности мира, утверждающий, чтоматерия первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет егосодержание;
принцип познаваемости мира, исходящий из того, чтоокружающий нас мир — познаваем и что мерой его познанности, определяющейстепень соответствия наших знаний объективной реальности, являетсяобщественно-производственная практика;
принцип развития, обобщающий исторический опытчеловечества, достижения естественных, общественных и технических наук и наэтой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся внепрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого –возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию однихсостояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
принцип преобразования мира, согласно которомуисторическая цель развития общества состоит в достижении свободы,обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытиивсех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества идостижения социальной справедливости и равноправия членов общества.
ДМ стремится к творческому соединению в единомцелостном учении всех достижений философского материализма и диалектики какметода познания и преобразования действительности. Это выражается в том, что ДМ выполняет ряд важных научныхфункций:
 - мировоззренческая функция состоит в теоретическомобосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картинымира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответна вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни,перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой;
— методологическая функция, состоящая в том, что наоснове целостного миропонимания ДМ разрабатывает и обосновывает систему норм,стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современныхусловиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира;
— интегративная функция, которая играет важнуюметодологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знанийв условиях научно-технической революции и информатизации общества.
Разумеется, всё это в соответствующем разделекурсовой работы не следует отражать.  Здесь просто представлены основныеположения диалектического материализма, которыми обязан владеть студент,приступая к своему исследованию. Иное дело, какие из представленных положений(принципов и функций) он кладет в основу своей работы, исходя из предмета и целиисследования. Причем, это надо делать в предельно сжатом виде. Чуть ниже примертакого рода будет приведен.
 
Логические иобщенаучные методы. К основным такимметодам относятся:
— логическиеметоды:
анализ,
синтез,
обобщение,
абстрагирование,
моделирование,
сравнение,
аналогия.
 
— общенаучные методы:
исторический метод,
системный метод (и его  элементы:системно-структурный и структурно-функциональный),
метод конкретно-социологических исследований,
математический метод,
статистический метод,
сравнительный метод (метод сравнительныхисследований) ,
формально-логический метод,
синергетический метод (или: «синергетическаяметодология»).
Специальные(или: частнонаучные) методы. Это методы,которые свойственны той или иной отдельно взятой научной дисциплине или группенаук, имеющих одинаковый или схожий объекты познания. Применительно к научнымдисциплинам общеправового профиля к таким методам относятся:
— метод толкования права (и договора),
— технико-юридический метод (метод юридическойтехники),
— сравнительно-правовой метод (метод юридическойкомпаративистики) и сравнительно-политический(сравнительно-государствоведческий) (метод политической (государствоведческой)компаративистики).
Студенту надо проявить немало воли и усидчивости,чтобы ознакомиться с содержанием и особенностями применения названных методов всоответствующей учебной и специальной научной  литературе. Это – органичнаячасть его работы в процессе выполнения своего курсового исследования. Конкретнуюлитературу может подсказать научный руководитель, но и сам студент долженпроявить активность в поиске и освоении соответствующих источников.
Пример краткого изложения данного подраздела во«ВВЕДЕНИИ»:
«Методологическую базу исследованиясоставляют методы познания, выявленные юридическойнаукой и апробированные практикой. Базовым является диалектический подход,позволяющий рассматривать любые процессы в их развитии, многообразии связей,выявлять их устойчивые и изменчивые свойства.
В работе такжеприменялись формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовойи иные методы научного исследования. Для выявления особенностейфункционирования юридических фактов в качестве оснований возникновения,изменения и прекращения правоотношений был использован методсистемно-структурного анализа, позволяющий отразить сложность структурно-функциональныхсвязей между отдельными видами правовых последствий и представить ихструктурными блоками механизма возникновения правоотношений.
 
В заключение«ВВЕДЕНИЯ» указывается на структуру своего исследования примерно в таком виде:
«По своей структурекурсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов,заключения и списка использованных источников».
Если в работеимеются различного рода приложения (об этом надо проконсультироваться унаучного руководителя), то на наличие этих приложений (включая их количество) такжеуказываются.
Общий объем«ВВЕДЕНИЯ», таким образом, составляет обычно в среднем – 3-4 страницы. Но,повторяю, что этот раздел — исключительно ответственный для студента и столь жеважный для будущей курсовой работы.
Что ж, студент, за работу!
К.ю.н., доцент
Д.А. Ягофаров
Декабрь 2010 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стереотип кормового поведения птиц: эколого-эволюционные аспекты
Реферат Сберегательные банки и их функции 2
Реферат Здоров'язберігаючі технології у школі
Реферат Современные направления огранки
Реферат Николай Гумилев и Поль Гоген: жизнетворческий и эстетический синтез
Реферат Общее представление о вирусах и бактериофагах
Реферат Методика расследования поджогов и преступных нарушений правил пожарной безопасности
Реферат Sir Lancelot Essay Research Paper Sir Lancelot
Реферат Лекции - Социальная медицина (Заболеваемость населения, Виды и методы)
Реферат Модель освоения цифровых учебно-методических материалов в условиях школы
Реферат Тема коллекционирования в повести Г. Джеймса «Адина»
Реферат Мифический народ "чудь"
Реферат Народность, как онтологическая основа нравственности.
Реферат Уголовная ответственность за разбой
Реферат Условия формирования партий в современном обществе