Введение
Актуальность темыкурсовой работы заключается в том что, таможенная стоимость товаров играетзначительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономическойдеятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенныхплатежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходнойвеличиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.
Долгое время методы определения таможенной стоимостив разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странахввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB – (Свободно на борту), вдругих – с цены CIF – (Стоимость, страхование и фрахт), (в последнемслучае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины моглиисчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительныхдокументах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особоенеудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой методопределения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будетконечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективностьвнешнеторговой операции.
В это связи, еще в 1950году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенцияо создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров(Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимостьбыла определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан встране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельскойконвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию неподписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определениятаможенной стоимости оставался нерешенным.
Но, в начале 1970-хгодов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТзавершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было иСоглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможеннойстоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на которыйбыло сориентировано таможенное законодательство многих стран, в том числе ироссийского.
Заключительный акт,принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров(Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения поприменению статьи VII ГАТТ, но в принципиальных вопросах не отличающуюся отСоглашения 1979 года.
Объект исследования –таможенная стоимость ввозимых товаров.
Предмет исследования –методы определения таможенной стоимости.
Цель исследования –рассмотреть и проанализировать порядок применения методов определениятаможенной стоимости.
Структура работы:курсовая работа состоит из введения, восьми глав, заключения, спискалитературы.
1. Анализ новеллинститута таможенной стоимости в таможенном законодательстве Таможенного союза
В большинстве странмира в прошедшие десятилетия таможенно-тарифное регулирование было существеннопересмотрено и модернизировано в сторону создания более простых, ясных и четкоработающих правил и норм, а также в сторону их сближения с рекомендациями,нормами и положениями международных соглашений, конвенций и другихмежгосударственных договоренностей.
Интенсивное развитиемеждународной торговли во многом стало возможным в силу того, что национальныетаможенные системы подавляющего большинства стран мира формировались вокругблизких, во многом общих, правовых и организационных норм и правил. Вмеждународном плане эта правовая совместимость была достигнута благодарясозданию целой системы многосторонних межгосударственных соглашений идоговоренностей.
Проблемасовершенствования правовой базы таможенного регулирования особенно актуальнадля России. Анализ сложившейся ко второй половине 90-х годов законодательнойосновы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее на тотмомент времени законодательство содержало много правовых норм непрямогодействия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Этаособенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственногозаконотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешнейторговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов,инструкций, приказов. Их число перевалило за много сотен. В итоге сложиласьгромоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнениявсего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером вторговле и породила специфические методы его преодоления.
В настоящее время таможенноедело в России находится на пороге очередной перестройки, правовое регулированиекоторого будет осуществляться уже в рамках Таможенного союза. На наших глазахтаможенное регулирование, по сути, создаётся заново. Попытаемся разобраться вновеллах института определения таможенной стоимости товаров в рамкахТаможенного союза, который традиционно является одним из самых актуальных дляучастников внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на тот факт,что фактически активная фаза реализации создания Таможенного союза (далее также– ТС) началась только в конце 2009 года, уже сейчас можно увидеть принципы иосновы функционирования института таможенной стоимости на территорииТаможенного союза.
Обратимся к основамправового регулирования Таможенного союза, «флагманом» которого являетсяТаможенный кодекс таможенного союза. В соответствии с решениемМежгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 с 6 июля 2010 годавступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза для всехгосударств-членов ТС. Согласно ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза(далее также – ТК ТС) таможенное законодательство ТС состоит из:
1) Таможенного кодексатаможенного союза;
2) Международныхдоговоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношенияв таможенном союзе;
3) Решений КомиссииТаможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе,принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорамигосударств-членов таможенного союза.
Первый взгляд на ТК ТСсразу выявляет новшества – впервые таможенной стоимости посвящена целая главаТаможенного кодекса (Глава № 8).
Общие положения отаможенной стоимости (п. 1 ст. 64 ТК ТС) ориентируют нас в правовомпространстве – таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территориюТС, определяется в соответствии с международным соглашением государств-членовТС, регулирующем вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу.
Такое соглашениеподписано странами ещё два года назад и применяется со вступления в силуТаможенного Кодекса ТС, – это Соглашение от 25.01.2008 между ПравительствомРоссийской Федерации, Правительством Республики Беларусь и ПравительствомРеспублики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу таможенного союза» (далее — Соглашение).
Сразу можно сказать,что основы, базовые положения определения и контроля таможенной стоимости не претерпеликаких-либо серьезных изменений.
Положения Соглашениякорреспондируются с принципами Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, а именно:
1) Установлениеисчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров,установленных нормами международного права и общепринятой международнойпрактикой.
2) Закрепление вкачестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.
Таким образом,таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная заимпортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определеннаявнешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительныхрасходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполненииконкретной сделки купли-продажи.
3) Строгаяпоследовательность использования методов определения таможенной стоимости.
Методы определениятаможенной стоимости товаров применяются в строгой последовательности. Каждыйпоследующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может бытьрассчитана с использованием предыдущего метода. Методы определения таможеннойстоимости товаров являются взаимозаменяемыми, то есть переход от одного методак последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономическизначимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск методадля расчета заниженной или завышенной налогооблагаемой базы.
4) Объективностьопределения таможенной стоимости товаров.
В Соглашении оприменении ст. VII ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможеннаястоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта.Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчислениятаможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости,с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным с общей налоговойсистемой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отрасляминационального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствоватьмеждународным нормам.
Вместе с тем,существует перечень изменений, которые являются новыми.
Во-первых, Соглашениепредусматривает включение в таможенную стоимость товаров расходов по ихперевозке не до места их прибытия на таможенную территорию РоссийскойФедерации, а до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного Союза.Указанное обстоятельство представляется положительным с точки зрения экономиизатрат для участников ВЭД, так как территория Таможенного союза существенношире территории России, соответственно, экономия может быть достаточносущественной.
Во-вторых, Соглашениеустанавливает порядок производства дополнительных начислений в отношениитоваров, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Подпункт «б» пункта 5статьи 5 Соглашения предусматривает, что:
при осуществлениидобавлений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате в отношении представленныхпокупателем и указанных в подпункте 2 «г» пункта 1 настоящей статьиСоглашения товаров и услуг (проектирование, разработка, инженерная,конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи,выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимыедля производства ввозимых товаров), которые были приобретены или арендованыпокупателем, добавления производятся в части расходов на приобретение илиаренду таких товаров и услуг, если покупателем представлены товары и услуги,находящиеся в общественном владении, то есть в государственной илимуниципальной собственности, дополнительные начисления производятся в частистоимости (издержек) получения копии с них.
В-третьих, Соглашениетакже предполагает учёт помимо стоимости товаров и расходов, связанных с ихдоставкой продавцу.
При производстведополнительных начислений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5Соглашения помимо стоимости непосредственно товаров (предметов), а именно,прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или посниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывозаоцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенногосоюза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащуюуплате за ввозимые товары:
а) сырье, материалы,детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимыетовары;
б) инструменты, штампы,формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;
в) материалы,израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование,разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление,дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территориитаможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров учитываютсявсе расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавцу (включая ихвозврат, если таковой предусмотрен).
В-четвёртых, Соглашениевводит при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимостиидентичных и однородных товаров 90-дневное ограничение временного периода содня ввоза оцениваемых товаров, в течение которого, информация об указанныхтоварах может быть использована для определения таможенной стоимости ввозимыхтоваров (пункт 1 статьи 6 и пункт 1 статьи 7 Соглашения).
В-пятых, положенияСоглашения (пункт 1 статьи 2 и статья 11), затрагивающие вопросы по отсрочкепринятия решения по таможенной стоимости товаров, а также по проведениюконсультаций между таможенным органом и декларантом по выбору стоимостнойосновы, также отчасти являются новыми. Однако случаи определения таможеннойстоимости с использованием упомянутой процедуры, а также порядок декларированияи контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенныхпошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенногосоюза.
На следующем уровнеправового регулирования по вопросам связанным с таможенной стоимостью внастоящее время уже приняты следующие международные соглашения:
1) Протокол обобеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимоститоваров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря2008.
Данный Протокол по сутиявляется декларативным, фиксирующим взаимные намерения сторон единообразноприменять нормы ТС по таможенной стоимости. Государства-члены ТС, в частности,рассматривают конкретные проблемные вопросы, связанные с применениемСоглашения, вырабатывают единые подходы к толкованию положений Соглашения сучётом норм международного права, в том числе, содержащихся в документахТехнического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, атакже готовят рекомендации по единообразному применению правил, установленныхСоглашением.
2) Протокол об обменеинформацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимоститоваров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан иРоссийской Федерации от 12 декабря 2008.
Таможенные органыгосударств Сторон Протокола обмениваются информацией, в том числе посредствомнаправления запросов, исполнение которых осуществляется в срок, не превышающий30 календарных дней, представляют друг другу копии таможенных деклараций и иныхдокументов и будут стремиться к организации упомянутого обмена информацией врежиме реального времени.
3) Также на уровнемеждународных соглашений урегулированы вопросы декларирования таможеннойстоимости товаров, государства – члены ТС подписали Соглашение о порядкедекларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможеннуюграницу таможенного союза от 12 декабря 2008.
Сразу нужно отметить,что выделение порядка декларирования именно сведений о таможенной стоимости изобщей процедуры декларирования, свидетельствует о особом его статусе и значенияпри таможенном контроле товаров. Рассматриваемым Протоколом закрепленысоставляющие процесса декларирования таможенной стоимости, а именно, заявлениесведений о методе определения таможенной стоимости, ее величине, обобстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение копределению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающихих документов.
Нельзя не отметить, чтона законодательном уровне по-прежнему отсутствует понятие таможенной стоимоститоваров.
Заявляемая таможеннаястоимости ввозимых товаров и представляемые сведения, относящиеся к еёопределению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой идокументально подтверждённой информации. Декларация таможенной стоимости, еслиона заполняется при декларировании, является неотъемлемой частью таможеннойдекларации.
4) Соглашение о порядкеосуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров,перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Контроль таможеннойстоимости осуществляется таможенным органом государства каждой из сторон, какпри таможенном оформлении товаров, так и после выпуска товаров. По результатамосуществления контроля таможенной стоимости таможенный орган принимает решениео принятии таможенной стоимости или о необходимости корректировки заявленнойтаможенной стоимости.
Впервые взаконодательстве корректировка таможенной стоимости закреплена каксамостоятельный институт в сфере таможенного дела.
Таможенная стоимостьтоваров, вывозимых с таможенной территории ТС, определяется в соответствии сзаконодательством государства-члена ТС, таможенному органу которогопроизводится таможенное декларирование товаров.
Положениями Главы №8 ТКТС установлены общие принципы и положения осуществления определения и контролятаможенной стоимости при осуществлении таможенными органами таможенногоконтроля, которые не претерпели существенных изменений по сравнению исуществующим порядком.
2. Основные принципыопределения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территориюТаможенного союза
Определение таможеннойстоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза,основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров,установленных нормами международного права и общепринятой международнойпрактикой, и производится путем применения одного из следующих методовопределения таможенной стоимости товаров (ст. 4,6,7,8,9,10 Соглашения междуПравительством РФ, Правительством Республики Беларусь и ПравительствомРеспублики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимоститоваров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»):
1) Методапо стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 4);
2) Методапо стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 6);
3) Методапо стоимости сделки с однородными товарами (ст. 7);
4) Методавычитания (ст. 8);
5) Методасложения (ст. 9);
6) Резервногометода (ст. 10).
Перечисленные методыприменяются в следующем порядке:
а) первоосновой длятаможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении,установленном методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При этомуказанный метод применяется с учетом дополнительных начислений к цене,фактически уплаченной или подлежащей уплате;
б) если таможеннаястоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимымитоварами, таможенная стоимость товаров определяется применяемымипоследовательно методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом постоимости сделки с однородными товарами;
в) если таможеннаястоимость товаров не может быть определена вышеперечисленными методами, то онаопределяется применяемыми последовательно методом вычитания и методом сложения.При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбратьочередность применения метода вычитания и метода сложения;
г) если для определениятаможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных вышеметодов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.
Настоящее Соглашениеустанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целяхприменения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также примененияиных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся(могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза. Положениянастоящего Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересеклитаможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенногосоюза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границызаявляется таможенный режим. В иных случаях положения настоящего Соглашениямогут применяться, если это прямо установлено законодательством государствасоответствующей Стороны.
Таможенная стоимостьтоваров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться наколичественно определяемой и документально подтвержденной достовернойинформации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой,т.е. не должна различаться в зависимости от источников поставки товаров.
В целях обеспечениязаконности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров длятаможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивнойтаможенной стоимости товаров.
3. Метод по стоимостисделки с ввозимыми товарами
При использованииметода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью товаров,ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимостьсделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товарыпри их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союзаидополненная в соответствии с положениями (ст. 5 Соглашения), при любом изследующих условий:
1) Отсутствуютограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами,за исключением ограничений, которые: а) установлены совместным решением органовтаможенного союза; б) ограничивают географический регион, в котором товарымогут быть перепроданы; в) существенно не влияют на стоимость товаров.
2) Продажатоваров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияниекоторых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) Никакаячасть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом илииспользования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу,кроме случаев, когда в соответствии со (ст.5 Соглашения) могут быть произведеныдополнительные начисления;
4) Покупательи продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавецявляются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки сввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.
Факт взаимосвязи междупродавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признаниястоимости сделки неприемлемой. При продаже товаров между взаимосвязаннымилицами, стоимость сделки с ввозимыми товарами принимается и таможеннаястоимость товаров определяется в соответствии с методом по стоимости сделки сввозимыми товарами, только в том случае, если лицо, декларирующее товары,докажет, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующихпроверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему периодвремени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу таможенногосоюза:
1) Стоимостисделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаровпокупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза наединую таможенную территорию таможенного союза;
2) Таможенной стоимостиидентичных или однородных товаров, определяемой методом вычитания;
3) Таможенной стоимостиидентичных или однородных товаров, определяемой методом сложения.
При проведениисравнений с использованием указанных проверочных величин учитываютсяпредставленные лицом, декларирующим товары, сведения о различиях в коммерческихуровнях продажи, в количестве товаров, в дополнительных начислениях, а также оразличиях в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, когдапродавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению срасходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупательявляются взаимосвязанными лицами. Проверочные величины, используются поинициативе лица, декларирующего товары, исключительно в целях сравнения и немогут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимоститоваров.
Также для определениятаможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене,фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:
1) Расходы в размере, вкотором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включеныв цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:
а) вознаграждение посредникам(агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку,уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по егопредставлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров;
б) расходы на тару,если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимымитоварами;
в) расходы по упаковке,включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
2) Соответствующимобразом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвеннопредоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене дляиспользования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых(ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, вразмере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате заввозимые товары:
а) сырье, материалы,детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимыетовары;
б) инструменты, штампы,формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимыхтоваров;
в) материалы,израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование,разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление,дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территориитаможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров;
3) Часть полученного врезультате последующей продажи, распоряжения иным способом или использованияввозимых товаров дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу;
4) Расходы по перевозке(транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытиятоваров на единую таможенную территорию таможенного союза;
5) Расходы по погрузке,разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с ихперевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного местаприбытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;
6) Расходы на страхование;
7) Лицензионные и иныеподобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности(включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которыеотносятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвеннопроизвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажиоцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную илиподлежащую уплате за эти товары.
При определениитаможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактическиуплаченной или подлежащей уплате:
1) Платежи за правовоспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможеннойтерритории таможенного союза;
2) Платежи за правораспределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являютсяусловием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территориютаможенного союза.
Таможенная стоимостьоцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные ниже расходыпри условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащейуплате, заявлены лицом, декларирующим товары, и подтверждены им документально:
1) Расходы напроизводимые после прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенногосоюза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказаниетехнического содействия в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, какпромышленные установки, машины или оборудование;
2) Расходы по перевозке(транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на единуютаможенную территорию таможенного союза;
3) Пошлины, налоги исборы, уплачиваемые на единой таможенной территории таможенного союза в связи сввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров.
Добавления(дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплатеза ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественноопределяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такойинформации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимостисделки с ввозимыми товарами не применяется.
Так же необходимоотметить, что для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны базисныеусловия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя подоставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели илипорчи товара с продавца на покупателя. Условия называются базисными потому, чтоони устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы подоставке в цену товара или нет. Такие базисные условия, а их 13, ссоответствующими торговыми терминами и с их толкованием включены в сборникторговых терминов «Инкотермс-2000».
Таким образом, знаяправила «Инкотермс», легко сориентироваться по структуре транспортных расходов,которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной)цены ввозимого товара.
4. Метод по стоимостисделки с идентичными товарами
Если таможеннаястоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза,не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами,таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичнымитоварами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенногосоюза и ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же илив соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, ноне ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Для определениятаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, должна использоватьсястоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческомуровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары.В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки сидентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иныхколичествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимостьсделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в техже количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимостьсделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иныхколичествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведениемсоответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческомуровне продажи и (или) в количестве товаров.
Такая корректировкапроводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность иточность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению илиуменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии такихсведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определениятаможенной стоимости не используется.
При определениитаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по стоимости сделки сидентичными товарами при необходимости проводится корректировка стоимостисделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах междуоцениваемыми и идентичными товарами, обусловленной различиями в расстояниях, накоторые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.
В случае если выявленоналичие более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетомкорректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаровприменяется самая низкая из них.
5. Метод по стоимостисделки с однородными товарами
В случае еслитаможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территориютаможенного союза, не может быть определена методом по стоимости сделки сввозимыми товарами и методом по стоимости сделки с идентичными товарами, таможеннойстоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами,проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза иввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или всоответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее чем за90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Для определениятаможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с однородными товарамииспользуется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том жекоммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые)товары.
В случае если такихпродаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами,проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае еслитаких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами,проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае еслитаких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами,проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная внастоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующейкорректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и(или) в количестве товаров.
Такая корректировкапроводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность иточность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению илиуменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведенийметод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определениятаможенной стоимости не используется.
При определениитаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, методом по стоимостисделки с однородными товарами при необходимости проводится корректировкастоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы врасходах, в отношении оцениваемых и однородных товаров, обусловленнойразличиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), ивидах транспорта.
В случае если выявленоналичие более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетомсоответствующих корректировок), для определения таможенной стоимостиоцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
6. Метод вычитания.
В случае если таможеннаястоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки сввозимыми товарами, методом по стоимости сделки с идентичными товарами иметодом по стоимости сделки с однородными товарами, таможенная стоимостьтоваров определяется по методу вычитания, за исключением случаев, когда позаявлению лица, декларирующего товары, применяется обратный порядок примененияметода вычитания и метода сложения.
В случае еслиоцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им товары продаютсяна единой таможенной территории таможенного союза в том же состоянии, в которомони были ввезены на единую таможенную территорию таможенного союза, в качествеосновы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаровпринимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количествооцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам,не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу наединой таможенной территории таможенного союза в тот же или в соответствующийему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекалитаможенную границу таможенного союза, при условии вычета следующих сумм:
1) Вознаграждениепосреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавкак цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия коммерческих иуправленческих расходов в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей наединой таможенной территории таможенного союза товаров того же класса или вида;
2) Обычные расходы наосуществленные на единой таможенной территории таможенного союза перевозку(транспортировку) и страхование и иные связанные с такими операциями расходы;
3) Таможенные пошлины,налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государствасоответствующей Стороны иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или)продажей товаров на территории государства этой Стороны, включая налоги и сборысубъектов государства этой Стороны и местные налоги и сборы.
В случае если ни оцениваемые(ввозимые), ни идентичные, ни однородные товары не продаются на единойтаможенной территории таможенного союза в тот же или в соответствующий емупериод времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границутаможенного союза, таможенная стоимость таких товаров определяется на основецены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые (ввозимые), илиидентичные с оцениваемыми (ввозимыми), или однородные с оцениваемыми(ввозимыми) товары продаются на единой таможенной территории таможенного союзав количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в томже состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению кдате прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, но непозднее чем по истечении 90 дней после этой даты.
В случае если ниоцениваемые (ввозимые), ни идентичные, ни однородные товары не продаются наединой таможенной территории таможенного союза в том же состоянии, в каком онибыли ввезены на единую таможенную территорию таможенного союза, по заявлениюлица, декларирующего товары, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых)товаров определяется на основе цены единицы таких товаров, по которой ихнаибольшее совокупное количество продается после переработки (обработки) лицам,не являющимся взаимосвязанными с лицами, у которых они покупают эти товары наединой таможенной территории таможенного союза, при условии вычета стоимости,добавленной в результате переработки (обработки), и сумм, указанных выше в 1 — 3 пункта.
Вычеты стоимости,добавленной в результате переработки (обработки), производятся на основедостоверной, количественно определяемой и документально подтвержденнойинформации, относящейся к стоимости переработки (обработки).
Положения этого метода дляопределения таможенной стоимости не используется, если:
1) Врезультате дальнейшей переработки (обработки) оцениваемые (ввезенные) товарытеряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда несмотря напотерю товарами своих индивидуальных признаков величина стоимости, добавленнойв результате переработки (обработки), может быть точно определена;
2) Оцениваемые(ввезенные) товары не утрачивают свои индивидуальные признаки, но составляютстоль незначительную часть в товарах, продаваемых на единой таможеннойтерритории таможенного союза, что стоимость оцениваемых (ввезенных) товаров неоказывает существенного влияния на стоимость продаваемых товаров. Возможностьприменения данного метода определяется в каждом отдельном случае в зависимостиот конкретных обстоятельств.
При рассмотрении продажоцениваемых (ввезенных) либо идентичных или однородных товаров на единойтаможенной территории таможенного союза не должны приниматься в расчет продажилицу, которое в связи с производством и поставкой для вывоза на единуютаможенную территорию таможенного союза оцениваемых (ввезенных) товаров прямоили косвенно, бесплатно или по сниженной цене предоставляет для использованиятовары и услуги.
Для целей примененияметода вычитания прибыли и коммерческих и управленческих расходов (прямые икосвенные расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к ценетовара, покрывающая эти расходы, а также обеспечивающая получение прибыли всвязи с продажей оцениваемых (ввезенных) товаров того же класса или вида.Суммаприбыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом иопределяется на основе имеющейся у лица, декларирующего товары, информации, вслучае если предоставленные им данные сопоставимы с данными, имеющими место припродажах в соответствующем государстве Стороны товаров того же класса или вида.В случае если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжениитаможенного органа сведениям об обычных прибыли и коммерческих и управленческихрасходах при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на единуютаможенную территорию таможенного союза, таможенный орган может определитьсумму обычной прибыли и общих расходов на основе имеющихся у него сведений.
В случае еслитаможенный орган определяет сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходовна основе имеющихся у него данных, то он обязан в письменном виде указатьисточник таких данных, а также произведенные на их основе расчеты.
Для целей примененияметода вычитания используются сведения о товарах того же класса или вида,ввезенных из той же страны, что и оцениваемые (ввозимые) товары, а также отоварах из других стран. Вопрос о том, являются ли оцениваемые (ввозимые)товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида,должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующихобстоятельств. При этом рассматриваются продажи ввезенной на единую таможеннуютерриторию таможенного союза возможно более узкой группы или ряда товаров тогоже класса или вида, включая оцениваемые (ввозимые), в отношении которых можетбыть предоставлена информация.
7. Метод сложения
При определениитаможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимаетсярасчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения:
1) Расходов поизготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также наиные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров:
а) расходы на тару,если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимымитоварами;
б) расходы по упаковке,включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
Соответствующим образомраспределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвеннопредоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене дляиспользования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых(ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, вразмере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате заввозимые товары:
а) сырье, материалы,детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимыетовары;
б) инструменты, штампы,формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимыхтоваров;
в) материалы,израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование,разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление,дизайн, эскизы и чертежи. Стоимость этих предметов, произведенных на единойтаможенной территории таможенного союза, должны быть включены только в тойстепени, в которой эти товары и услуги оплачивались производителем. При этомрасходы не должны учитываться повторно при определении расчетной стоимости.
Все эти расходы определяютсяна основе сведений о производстве оцениваемых (ввозимых) товаров,представленных их производителем или от его имени, и подтвержденныхкоммерческими документами производителя, при условии, что такие документысоответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым встране, где произведены товары;
2) Суммы прибыли икоммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, котораяобычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что иоцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта длявывоза на единую таможенную территорию таможенного союза;
3) Расходовпо перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иногоместа прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;Расходов по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иныхопераций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морскогопорта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территориютаможенного союза; Расходов на страхование в связи с международной перевозкойтоваров.
В качестве коммерческихи управленческих расходов должны учитываться прямые и косвенные издержкипроизводства и продажи товаров для вывоза на единую таможенную территориютаможенного союза.
Сумма прибыли икоммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основесведений, представленных производителем или от его имени. В случае если этисведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениямоб обычных прибыли и коммерческих и управленческих расходах при продажахтоваров того же класса или вида для вывоза на единую таможенную территориютаможенного союза, таможенный орган может определить сумму обычной прибыли иобщих расходов на основе имеющихся у него сведений.
В случае еслитаможенный орган определяет сумму прибыли и коммерческих и управленческихрасходов на основе имеющихся у него данных, он обязан в письменном виде указатьисточник таких данных, а также произведенные на их основе расчеты.
Для определениястоимости товаров методом сложения, используются сведения о продажах товаров тогоже класса или вида, произведенных в том же государстве, что и оцениваемые(ввозимые) товары. Вопрос о том, являются ли оцениваемые (ввозимые) товары итовары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, долженрешаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующихобстоятельств. При этом рассматриваются продажи для вывоза на единую таможеннуютерриторию таможенного союза возможно более узкой группы или ряда товаров тогоже класса или вида, включая оцениваемые (ввозимые), в отношении которых можетбыть предоставлена информация.
Таможенные органы невправе требовать от какого-либо лица, не являющегося резидентом государствСторон, представления документов и содержащихся в его коммерческих документахсведений о производстве и продаже оцениваемых (ввозимых) товаров. Однакоинформация, представленная производителем товаров для целей определения их таможеннойстоимости, может быть проверена в другой стране уполномоченными органамигосударства Стороны с согласия производителя. Проверка документов и сведений,представленных иностранным производителем или от его имени, производитсятаможенными органами в соответствии с международными договорами, участникомкоторых является государство Стороны, и общепринятыми принципами и нормами международногоправа.
8. Резервный метод
В случае еслитаможенная стоимость товаров не может быть определена вышеперечисленнымиметодами определения стоимости товаров, то таможенная стоимость оцениваемых(ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единойтаможенной территории таможенного союза, путем использования методов,совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Методы определениятаможенной стоимости товаров, используемые в качестве резервного метода,являются теми же, что и вышерассмотренные методы. Однако при определениитаможенной стоимости товаров резервным методом допускается гибкость приприменении этих методов. В частности, допускается следующее:
1) Для определениятаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может бытьпринята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведеннымив иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые)товары;
2) При определениитаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделкис идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение отустановленных требований о том, что идентичные или однородные товары должныбыть проданы для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезенына единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или всоответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но неранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.
3) Для определениятаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может бытьпринята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определеннаяметодом вычитания и методом сложения;
4) При определениитаможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с методомвычитания, допускается отклонение от установленного срока в 90 дней.
Таможенная стоимостьоцениваемых (ввозимых) товаров, в максимально возможной степени должнаосновываться на ранее определенных таможенных стоимостях.
Таможенная стоимость товаровне должна определяться на основе:
1) Цены на товары навнутреннем рынке таможенного союза, произведенные на единой таможеннойтерритории таможенного союза;
2) Системы,предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двухальтернативных стоимостей;
3) Цены на товары навнутреннем рынке страны вывоза;
4) Иных расходов,нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена дляидентичных или однородных товаров в соответствии сметодомсложения;
5) Цены товаров, поставляемыхиз страны их вывоза в третьи страны;
6) Минимальнойтаможенной стоимости;
7) Произвольной илификтивной стоимости.
В случае если настоящийметод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменномвиде указать источник использованных данных, а также подробный расчет,произведенный на их основе.
таможенная стоимость ввозимый товар
Заключение
Рост международнойторговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определениятаможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенныеформальности.
Оценка стоимостиимпортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну изсложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способыопределения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размервзимаемой пошлины.
Таможенная стоимость товаровопределяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости,установленных Соглашением между ПравительствомРФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых черезтаможенную границу Таможенного союза», и заявляется в таможенный органпри декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товарови предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должныосновываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Хотелось бы выразитьнадежду, что проанализированные нормы, регламентирующие вопросы таможеннойстоимости, и в дальнейшем будут приниматься на основе простых и четковыраженных правил и принципов для участников ВЭД. Так как нельзя не видеть, чтострана, таможенное регулирование которой не учитывает в своем развитииназванных выше тенденций, не использует общепринятых в мире норм, правил ипрактики, не участвует активно в многостороннем процессе развития правовых,административных и организационно-технических основ регулирования, сама создаетпрепятствия для развития своих внешнеторговых связей и использованиявозможностей, которые дает внешняя торговля для развития экономики страны.
Список использованнойлитературы
1. Письмо ФТСРоссии № 01-11/31847 от 29 июня 2010 года О неприменении отдельныхнорм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.
2. РешениеМежгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне главгосударств № 18 от 27 ноября 2009 года. О единомтаможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь,Республики Казахстан и Российской Федерации.
3.Соглашениямежду Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и ПравительствомРеспублики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимоститоваров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
4. Таможенныйкодекс Таможенного союза с изменениями и дополнениями в Договор о Таможенном кодексетаможенного союза от 16.04.2010.
5. ИНКОТЕРМС – 2000.
6. Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, – 2010 – №4. 34С.
7.Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструментгосударственного регулирования экономики: монография / В.Е. Новиков и др. — М.:РИО РТА, 2006 –320 С.
8.Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулированиевнешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Экономисть, 2009– 376 С.
9. Таможенная стоимость. Учебник / Под общ. ред. Л.А.Бондарь и В.А. Шамахова. — М.: Софт Издат, 2007 –217 С.
10. Тимошенко И.В.Таможенное право России. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 512 С.
11. Шапошников Н.Н. Таможенная политикаРоссии //Таможенные ведомости, – 2010 – № 2. 57 С.
12.www.Таможня.ru
13.www.targo.ru