Реферат по предмету "Государство и право"


Методы и принципы профессионального воспитания и обучения социального работника

Оглавление
Введение
1. Профессиональное воспитание иобучение специалистов социальной работы
2. Коммуникативная профессиограмма ипрофессионализм социального работника
3. Профессионально – этические идуховно – нравственные качества социального работника
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение
Актуальность курсовойработы заключается в том, что профессия специалиста по социальной работепользуется все большим уважением в России. Ее престиж возрастает по мереразвития территориальных служб, становления новых социальных учреждений.Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем планеборьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работеиграют большую роль в системе социальной защиты населения, созданиигосударственно-общественного института возрождения человеческого достоинства вРоссии. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Социальная работа как видпрофессиональной деятельности была введена в Российской Федерации в 1991 году.Спектр социальной работы, социальной помощи населению исключительномногообразен. В широком смысле социальная работа касается каждого человека,всего населения. В настоящее время выполнение этой многообразной деятельностиосуществляют как специально подготовленные квалифицированные работники, имеющиевысшее или среднее специальное образование, так и те, кто получил определенныезнания на курсах, а также люди, участвующие в этой работе по зову своего сердцаи души.
В 1995 году десятьроссийских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальныхработников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы.
В Белгородскомуниверситете потребительской кооперации специальность «Социальная работа»открыта в 2002 году. Формирование системы социального обслуживания населениявостребовано не только новой концепцией социальной работы, но и подготовкойквалифицированных специалистов по социальной работе [2, с.10].
Прежде чем рассматриватьпоставленные ниже задачи, необходимо определиться, что такое социальная работа,и кто такие социальные работники.
Социальная работа — профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальнымгруппам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки,защиты, коррекции и реабилитации [15].
В нашей стране наиболееактуальной проблемой в области социальной работы является признание ее какважнейшей деятельности, подтверждающей степень социальной защищенностиличности, соблюдение первейших прав человека, уровень гуманизации общества.
Социальный работник –человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей,оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком,семьей или группой возникших у них проблем [7, с.264].
Разноплановостьсоциальной работы предполагает, что социальный работник может выступать каксоциальный управленец, организатор, социальный педагог, социальный медицинскийработник, психолог, юрист, социолог. Объектами деятельности социальногоработника являются: конкретный человек, семья, микрорайон, производственныйколлектив, специализированные службы, профсоюзы, общества, благотворительныеорганизации, сфера образования, здравоохранения, армия, правоохранительныеучреждения.
Цель данной курсовойработы — изучить методы, принципы профессионального воспитания и обучениясоциального работника, а так же сформировать для себя определенные знания инавыки, необходимые для начинающего специалиста социальной работы.
Исходя из поставленнойцели в курсовой работе поставлены и раскрыты следующие задачи:
—  рассмотреть процессподготовки социальных работников;
— познакомиться спрофессиональными особенностями социальной работы;
— выяснить какимикачествами должен обладать социальный работник
Объектом исследованияданной курсовой работы выступает система социального образования,профессионального обучения социального работника.
Предметом исследованияявляется процесс формирования и развития личности социального работника какпрофессионала в системе многоуровневой подготовки.
Одним из основополагающихметодологических принципов в постановке цели и задач выступаетантропологический подход. В современных условиях существует практическаянеобходимость интеграции наук о человеке в единую комплексную дисциплину –человековедение или антропологию.
Для написания курсовойработы были использованы: учебные пособия и научные статьи следующих авторов: Е.И.Холостовой, Е.Г.Студеновой, И.М. Невлевой, Л.В.Соловьевой, М.В.Фирсов, П.Д.Павленка, С.А. Коваль.
Структура курсовой работысостоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка иприложения.

1. Профессиональноевоспитание и обучение специалистов социальной
работы
Как известно, в настоящеевремя специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странахмира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, ноособенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половинедвадцатого века.
Специалист по социальнойработе – специалист в области социальной работы, обладающим высокимобщекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональнойподготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективновыполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических исоциально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи иотдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты,поддержки реабилитации и других видов социальной работы, применения различныхсоциальных технологий [7, с.265].
Остановимся на значениивопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадийсамодвижения личности к вершинам профессионализма:
— оптация (желание) – этоосознанный выбор профессии;
— профессиональнаяподготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности;
— профессиональнаяадаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельноосуществлять профессиональную деятельность;
— профессионализация –квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
— профессиональноемастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональнойдеятельности.
Профессионализм всоциальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств.Для этого необходимо решение следующих условий:
— развитие личностногоинтереса к выбранной профессии;
— формированиепрофессионально-мотивационной установки на деятельность;
— формирование профессионально-личностной«Я – концепции»; [2, с.248].
Таким образом,профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессиональногосамоопределения и профессиональной адаптации. На социального работникавозлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условииформирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретаетобщественную значимость, становится условием развития как производственных, таки социальных отношений [14].
Для решения профессионального выбора необходимо сформироватьвектор личностно-профессиональной цели:
— чего человек ожидает отсвоей профессии;
— что следуетпредпринять, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности;
— что необходимо сделать, чтобыреализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностныекачества.
Социальный работникпомогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений.Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальноеи общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознаниеличности.
В процессе формированияличности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональномувоспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой иобщественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание такжеявляется результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальныхработников.
Подготовка социальныхработников включает определенные требования:
— возможность освоенияпринципов гуманизма и способов проявления человеколюбия.
— творческаянаправленность процесса обучения;
— вхождение в системупрофессиональной деятельности «человек – человек»;
— обучение методамсамоорганизации;
— создание условий дляпоощрения уникальности личности будущего социального работника, способногопроявлять индивидуальный стиль работы;
— создание условий для формированияпозитивной «Я – концепции» личности;
— организация учебногопроцесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности,воспитание души [2, с.249].
В процессе формированияличности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.
Профессиональноесоциальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией,начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышениеквалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебногозаведения состоит в создании условий, при которых процесс образования(включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесссамообучения, самовоспитания, саморазвития [14].
Цели и мотивыпрофессионального воспитания способствуют стремлению занять в обществе активнуюжизненную позицию. Профессиональное воспитание – это понимание труда какценности, отношение к профессии социального работника как особому виду духовнойкультуры и духовно-практической деятельности. Профессиональное воспитание – этоприобщение обучающихся социальной работой к профессиональному труду в качествесубъекта этой деятельности.
Личностно-ориентированнаянаправленность профессионального обучения и воспитания включает:
— профессиональноестановление будущего социального работника формирует его внешний и внутренниймир;
— через профессиональноевоспитание происходит профессиональное самоопределение как осознание целей,жизненных смыслов, выработку философско-мировоззренческой позиции.
— признание приоритетаобщечеловеческих ценностей и ориентации на культурные традиции России;
— практическое освоениепрофессии социального работника следует начинать с учебной группы, с отношенийс другими людьми;
Принципыпрофессионального воспитания:
— принцип творческого саморазвитияличности, включающий:
а) сочетание логическогои эвристического, рационального и эмоционального;
б) саморазвитие черезнепрерывное самосовершенствование;
в) распространениесобственного опыта и знаний.
— принцип самопознания:
а) ориентация нарефлексивное мышление;
б) осознание своихсильных и слабых качеств;
в) использование сильныхкачеств личности;
г) анализ причины своихуспехов и неудач.
— принцип приоритета практики:
а) пониманиенеобходимости изучения теории и признание принципа, что критерием истиныявляется практика;
б) практическаяреализация своих идей;
в) изучение теории сцелью последующего применения.
— принцип сотворчества преподавателейи обучающихся как творческих и саморазвивающихся личностей:
а) проявление доверия,терпимости;
б) решение общих задач.
— принцип историзма:
а) изучение историисоциальной работы;
б) использование опыта прошлого сцелью его применения.
Профессиональнойособенностью социальной работы является её пограничный характер, или знаниесмежных профессий: психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и др.
Посреднический характер социальнойработы раскрывается в следующих направлениях:
— между клиентом иразличными социальными институтами;
— между клиентом идругими специалистами;
— между другимиспециалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;
— между клиентами [2, с.251].
Профессиональная рольсоциального работника обусловлена местом индивида в системе объективныхсоциальных отношений и осуществляемыми им функциями.
Уровни профессиональнойдеятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическуюсоциальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управлениесоциальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе;исследование в социальной работе.
Выделяют группыпрофессиональных ролей социального работника: практический социальный работник,организатор, управленец, преподаватель, исследователь.
Каждая профессиональнаяроль имеет свои специфические особенности и включает определенные функции.Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником междуклиентом и социумом.
Осуществление функцийсоциального работника предполагает определенные условия:
— понимание социальнымработником проблем клиента;
— способность социальногоработника адекватно воспринимать жизненные проблемы клиента;
— знание социальныхресурсов, которыми располагают учреждения и организации;
— знание возможностейсмежных профессий, для привлечения их представителей;
— взаимопониманиеразличных специалистов при посредничестве социального работника;
— передача клиентом своихполномочий социальному работнику;
— доверие сторонпосреднику.
Профессиональные ролисоциального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняяопределяет 13 профессиональных ролей.
— «Определитель клиента»– находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы;
— брокер – социальныйработник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы;
— посредник (буфер) –социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия;
— адвокат (защитник) –социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи;
— оцениватель – социальныйработник собирает информацию, оценивает проблемы людей;
— мобилизатор –социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решенияпроблем;
— учитель – социальныйработник передает информацию, знания.
— корректор поведения –социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы;
— консультант – помогаетрешить клиенту проблемы;
— проектант сообществ –социальный работник, планирующий развитие программ деятельности;
— менеджер информации –социальный работник собирает информацию об окружающей среде;
— администратор –социальный работник, управляющий социальной службой;
— практик – конкретнаяпомощь социального работника на местах.
Знание и использованиефункций способствует повышению эффективной деятельности социального работника[2, с.253].
Основополагающими длябудущего специалиста социальной работы являются такие гуманистические ценности,как человеческое достоинство и толерантность, социальная справедливость игуманизм, социальная активность, зафиксированные в кодексе этики, принятыхпрофессиональными объединениями социальных работников. Социальное действиеспециалиста при этом является ценностным, заключающимся в поддержании,реабилитации, развитии клиента.
При формированиипрофессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы впроцессе профессиональной подготовки необходимо ориентировать его нагуманистические ценности, значимые для общества, и акцентировать внимание наформирование личностных качеств специалиста социальной работы (гуманизм, тактичность,эмпатия и др.) как профессионально ценностных (приложение) [1, с.76].
Эмпатия – (от греч.empatheia — сопереживание) – качество личности, ее способность проникать спомощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделятьих переживания. Как показывают психологические исследования, эмпатию трудновоспитать, но также трудно и разрушить. Эмпатия сближает людей в общении,доводя его до уровня доверительного, интимного [15].
Таким образом,определяющим условием развитие личности специалиста как профессионала –специалиста социальной сферы – выступает тенденция взаимообусловленностиформирования профессиональной деятельности и личности социального работника.Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается ипроявляет себя, свою сущность в деятельности. Формируясь в деятельности,приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональнойгруппы свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на самудеятельность.

2. Коммуникативнаяпрофессиограмма и профессионализм
социального работника
Процесс человеческогообщения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальныйдиалог, деловое и профессиональное общение и др.
Общение – это взаимодействие, или коммуникация,взаимоотношение, сторонами которого являются люди [2, с.253].
Общение характерно длявсех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношенийобщества и самого человека. Специфика социальной работы состоит в том, что прирешении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формыи виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества.Выявление и решение этих проблем осуществляется, прежде всего, посредствомустановления и поддержания контактов с представителями государственных служб,общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами,нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокогоразвития у социальных работников коммуникативных способностей.
ПрофессорВ.И. Курбатов включает в процесс общения следующие условия:
— формирование и развитиеличности (социализацию индивида);
— развитие общества иобщественных отношений;
— обмен результатамидеятельности;
— создание и развитиеобщественных механизмов взаимодействия людей;
— социально-психологическую адаптацию людей;
— обмен эмоциями;
— обучение, передачуумений и навыков;
— обмен информацией;
— обмен деятельностью;
— формирование отношенияк себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается вовзаимоотношениях типа:
— «Я – Я»(индивидуально-личностный тип общения);
— «Я – Мы»(индивидуально-коллективный тип);
— «Мы – Мы»(коллективно-общественный тип).
Каждый тип общения имеетсвои черты, цели, задачи.
Социальный работник использует индивидуально-личностный типобщения, умение выслушать, понять, объяснить, доказать, спросить и ответить,убедить и переубедить, создать атмосферу доверия, найти индивидуальныйпсихологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
Коммуникативная программа социального работника – это умениесоциального работника владеть коммуникативной техникой. Для этого социальныйработник должен:
— знать речевой этикет и уметь его использовать;
— уметь формировать цели и задачи делового общения;
— организовать общение и управлять им;
— анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу,заявление и конкретно ответить;
— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикойи стратегией;
— уметь вести беседу, деловой разговор, спор, полемику,дискуссию, диалог, прения, диспут, деловое совещание, деловые переговоры;
— уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать,делать оценки и предложения;
— владеть техникой речи, риторическими приемами, правильностроить речь;
— с помощью слова проводить психотерапию, корректироватьповедение клиента; [2, с.255].
Таким образом, задача социального работника – помочь клиентуобрести себя, найти свое место в жизни, сориентироваться в социальныхотношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.
При рассмотрении личностных качеств социального работника,важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм» [2,с.255].
Под профессиональной компетентностью подразумеваетсясформированная в процессе обучения и самообразования системанаучно-практических знаний и умений, влияющих на качество решенияпрофессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества,проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненныхпроблем (К.М. Оганян) [10, с.263].
Профессиональная компетентность содержит:
— управленческую компетентность, включающую теоретические ипрактические знания или социальный опыт;
— психолого-педагогическую компетентность, котораяскладывается на основе знаний психологии и педагогики [2, с.255].
Профессионализм – это высокий, устойчивый уровень знаний,умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности впрофессиональной деятельности.
Анализ исследований по этой проблеме позволил выделитьследующие группы показателей профессионализма личности и деятельностисоциального работника [14].
Объективные показатели – это насколько человек соответствуеттребованиям профессии, его вклад в социальную практику. Это решение проблемклиента, оказание помощи, профессиональные знания и умения, осуществлениепосреднической миссии между клиентом и государственными структурами, умение бытьорганизатором, координатором.
Субъективные показатели – это насколько профессиясоответствует требованиям личности, насколько человек удовлетворенпрофессиональной деятельностью.
Таким образом, профессионального социального работникахарактеризует высокая эффективность труда в сочетании с внутренним желаниемоставаться в профессии.
Субъективным показателем профессионализма является егоустойчивая профессионально-гуманистическая направленность;
— процессуально-результативные показатели – это достижениеличностно желаемых результатов в труде. Критериями эффективности деятельностисоциального работника может быть: анализ состояния проблем клиента ирезультатов их решения, оценка социально-психологической обстановки илимикроклимата в социуме;
— процессуальные показатели – использование современныхсоциальных методов, приемов, технологий;
— нормативно-этические показатели – насколько усвоилсоциальный работник принципы профессии, умеет соблюдать честь и достоинствопрофессии;
— показатели наличного базиса – это уровень профессионализмаличности, знания, умения, качества личности;
— прогностические показатели – умение видеть перспективыроста, профессионального развития;
— показатели профессиональной обучаемости – стремление кповышению уровня профессиональной квалификации;
— показатели социальной активности и конкурентоспособностипрофессии в обществе – умение заинтересовать общество результатами своеготруда;
— технологические показатели – это личностно-технологическийпоказатель специалиста по социальной работе, контроль и самоконтроль результатовдеятельности;
— показатели инновационного характера – это новаторство,творчество в применении различных технологий.
Нововведения или инновационные показатели делятся на:
— модифицирующие (обновление технологии социальной работы);
— комбинаторные – личностный подход социального работника,различные методы, приемы;
— радикальные – изменения подхода в связи с требованиямивремени и конкретной ситуацией.
Показателями профессионализма социального работника являются:
— профессиональная объективность и нейтралитет, чтобы непотерять объективность в отношениях, заинтересованность в решении проблемыклиента;
— предвидение, активизация и использование возможностейсамого клиента – научить клиента использовать собственные жизненные ресурсы;
— качественно-оптимальный уровень взаимоотношений с клиентом– т.е. между социальным работником и клиентом складывается качественноэффективный уровень взаимоотношений, где социальный работник умеет отстоятьактивную линию своего поведения.
Профессор Шмелев считает, что профессионалом являетсясоциальный работник, который:
— соответствует требованиям профессии, т.е. своейдеятельностью вносит определенный вклад в социальную политику и социальнуюпрактику;
— имеет личностно мотивационную готовность, профессиональнонеобходимые качества, стремится к результативности своего труда;
— достигает желаемых обществом результатов по социальнойпомощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;
— использует эффективные методы, приемы, технологии в целяхсоциальной защиты населения;
— осознает значимость профессии в обществе;
— использует в своей деятельности творческий, новаторскийкомпонент;
— повышает квалификацию, самообразование, изучаетотечественный и зарубежный опыт;
— имеет необходимый уровень профессиональных и личностныхкачеств, знаний, умений;
— социально активен в обществе, ищет пути решенияпрофессиональных, социальных проблем.
Профессор Лавриненко предлагает классификацию принциповсоциальной работы:
— социальный работник должен сознательно применять конкретныезнания и навыки в конкретной ситуации;
— социальныйработник должен заниматься клиентом как целостной личностью, учитывая егобиологическое, психологическое, социальное и духовное состояние;
— социальныйработник должен вести деловые отношения с клиентом, соблюдая его достоинство,т.е. проявлять человеколюбие;
— социальныйработник должен видеть в клиенте индивидуальность, уважать его как личность;
— социальныйработник должен предоставлять клиенту современное видение его проблемы, внушатьчувство оптимизма и готовность к сотрудничеству;
— социальныйработник должен основываться на знании возможностей клиента, его физических,психологических, социальных потребностей;
— социальныйработник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению егопроблем, оказывать содействие и уверенность.
Задачи, поставленные социальным работником перед клиентом:
— клиент воспринимает социального работника как помощника врешении проблем;
— клиент видит в социальном работнике специалиста, знаниякоторого может использовать в своих интересах;
— клиент видит в социальном работнике равного соучастника врешении проблемных ситуаций.
Социальныйработник должен способствовать максимальному самоопределению клиента, этоозначает, что:
— клиент имеет право свободно выбирать пути решения проблем;
— право свободы соотносится с законом и властью, правилами иинструкциями;
— это право распространяется на людей, имеющих психические,физические отношения. Ответственность социальный работник берет на себя.
Социальный работник должен помочь клиенту приобрести навыкисамоуправления с возникающими ситуациями, использовать необходимые средства ипомощников.
  Социальныйработник должен работать с клиентом конфиденциально.
Отмечают две формы конфиденциальности:
— абсолютная – информация, данная клиентом, не может бытьникому передана социальным работником. Социальный работник находится подзащитой определенных государственных органов, которые дают ему юридическоеправо самостоятельно принимать решение в связи с полученной информацией;
— относительная – социальный работник действует в рамкахпрофессионально-этического кодекса существующих законов.
Социальныйработник должен оставаться верным философии нормализации, т.е. приведение внорму, сведения к минимуму, изоляцию в общественной среде умственно и физическинеполноценных людей.
Социальныйработник должен постоянно оценивать прогресс в деле изменения людей,контролировать и оценивать процесс изменения [2, с.259].
Таким образом, профессиюсоциального работника можно назвать коммуникативной, поскольку ее практическаядеятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности значительнозависит от ее коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации,межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Профессиональные знанияи умения социального работника формируются при изучении соответствующихдисциплин, цель которых состоит в формировании умений выслушать своего подопечного,адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы) исоставить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительнопровести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальныхправ.

3.Профессионально – этические и духовно – нравственные качества
социальногоработника
В личности социального работника сочетаются: гуманноеотношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивацияк деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимаетсяпопытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что рядысоциальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критическимыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социальногоработника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии,Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессиии современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работниковнормы профессиональной компетентности и моральной ответственности былипредставлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Вэтом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая частьпрофессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социальногообслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровоеобеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальныхслужб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование,соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы вобласти социального обслуживания и склонные по своим личным качествам коказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социальногоработника определяются:
— уровнем культуры современного общества и его отношением ксоциальной работе, этическими представлениями социального работника,национальным менталитетом и социальными традициями;
— международными требованиями к квалификации социальногоработника, реализованные в странах Европы;
— объективными потребностями становления и развитиясоциальных служб.
— многовариантностью решения социальных проблем во имячеловечества.
Этический кодекс социальногоработника включает:
— требования к специалиступо нормативно-правовой базе РФ;
— принципы и стандартыэтического поведения специалиста;
— личностные качества, присущие социальному работнику какпрофессионалу.
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
— иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономическихнаук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активноиспользовать эти знания в различных видах профессиональной и социальнойдеятельности;
— знатьнравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей вобществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработкеэкологических и социальных проектов;
— иметь целостноепредставление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе,понимать возможности современных научных методов познания природы;
— быть способнымпродолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде(требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
— владеть умениями инавыками самосовершенствования;
— владеть культуроймышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речиправильно (логично) излагать свои мысли;
— уметь организовать свойтруд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки(редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;
— владеть знаниями основпроизводственных отношений и принципами управления с учетом технических,финансовых и человеческого факторов;
— понимать сущность исоциальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин,определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь вцелостной системе знаний [2, с.260].
Социальная работаявляется универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний вразличных областях и умений их применять на практике. В квалификационномсправочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностныхобязанностей.
Социальный работникобязан:
– выявлять семьи иотдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической,психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного,физического и психического здоровья;
– устанавливать причинывозникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, всемье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей исоциальную защиту;
– участвовать всовместной деятельности различных общественных и государственных организаций иучреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимсягруппам населения;
– оказывать помощьв семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам,имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
– проводитьпсихолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;
– выявлять иоказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве,устройстве в лечебные учебно-воспитательные учреждения, получении материальной,социально-бытовой и иной помощи;
– организоватьобщественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (внеобходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;
– участвовать вработе по созданию центров социальной помощи семье;
– организовывать икоординировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихсяиз мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений [4,с.471].
Основные функции вдеятельности социального работника:
– реализациядиагностической функции предполагает изучение социальным работникомособенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на нихмикросреды и постановку «социального диагноза»;
– прогностическаяфункция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объектысоциальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенноймодели социального поведения этих субъектов;
– предупредительно-профилактическаяфункция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые,юридические, психологические и другие механизмы предупреждения и преодолениянегативных явлений, организовать оказание социотерапевтической,социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и инойпомощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей,молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направленане только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабозащищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий вположении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей;
– правозащитнаяфункция в социальной работе предусматривает использование всего комплексазаконов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защитунаселения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той части,которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;
– в соответствии ссоциально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересыи потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой,спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма)и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные,творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторовкультурно-досуговой деятельности и т.д.
– психологическаяфункция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностныхотношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призванаспособствовать социальной адаптации личности;
– при реализациисоциально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу попрофилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинскойпомощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организоватьработу по планированию семьи, формировать ответственное отношение ксексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни,развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни;
– в деятельностисоциального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно:социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи иподдержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилоговозраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организациинормального быта;
– коммуникативнаяфункция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи иподдержке, организовывать обмен информацией;
– рекламно-пропагандистскаяфункция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, впропаганде идей социальной защиты человека;
– нравственно-гумманистическаяфункция придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условиядля достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;
– реализацияорганизационной функции состоит в том, чтобы способствовать организациисоциальных служб на предприятиях и учреждениях, а также по месту жительства,привлекать к их работе общественность [2, с.368].
Согласно Государственномустандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальнойработы) специалист должен:
– знать спецификуработы в различной социальной среде;
– знать и уметьиспользовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурнойдеятельности;
– уметьобеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а сдругой – между различными общественными и государственными структурами;
– уметьобеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей иобществом;
– уметь оказыватьвлияние на отношение между людьми и ситуацию в малой группе, стимулироватьклиента к выполнению социально-значимой деятельности;
– уметь работать вусловиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы и активнойжизненной позиции клиента;
– знать основныепсихические функции и их физиологические механизмы;
– уметь датьпсихологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.),интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемамипсиходиагностики и психической саморегуляции;
– иметь научноепредставление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ееформирования в процессе социализации, основных закономерностей и формахрегуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах,видах социальных процессов;
– знать типологию,основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, типыи структуры социальных организаций и институтов;
– владеть основамисоциологического анализа;
– знать основыобщей педагогики и ее специальных разделов;
– знать формы,средства и методы педагогической деятельности;
– знать и уметьиспользовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;
– знатьнациональные особенности быта и семейного воспитания, народные традициирегионов и уметь использовать их в социальной работе;
– знать нормысемейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрануматеринства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов иобеспечивающие их социальную защиту;
– знать основыуголовного и гражданского права;
– знать порядок иорганизацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направленияв специальные учебно-воспитательные учреждения;
– знать организациюмедико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образажизни;
– уметь вестиорганизационно-управленческую деятельность на различных объектах профессиональнойдеятельности;
– уметь оказыватьпервую медицинскую помощь.
По циклу специальныхдисциплин направления (социальной работы) специалист должен:
– владеть методикойи технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использоватьполученные знания в реальных проектах;
– владетьпроцедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации впрактике социальной работы;
– знать особенностисоциальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владетьэкологической культурой;
– знать и уметьразрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организоватьмедико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знатьспецифику социальной работы с этим контингентом;
– применятьполученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметьвести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную иматериальную поддержку, помощь в трудоустройстве;
– уметьиспользовать знания специальных разделов психологии и педагогики социальнойработы;
– знать и уметьприменять методы социальной статистики, использовать статистические измерения всоциальной работе;
– уметь вестисоциальную работу с учетом современной этнографической и демографическойситуации;
– знать конкретныйопыт деятельности территориальных органов и центров солильной защиты населенияи уметь использовать его в практической деятельности;
– владеть методикойисследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов всоциальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результатыисследований;
– знать ииспользовать в практической деятельности особенности специализированнойподготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовыхколлективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью,семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работыс пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения,экономики и менеджмента в социальной сфере [4, с.474].
Социальным работникамнеобходимо не только соответствующее профессиональное образование, но иличностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы ипринципы.
Влиять на своих клиентов,решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытомсоциального работника, его полномочиями (должностью), статусом (правами) ирепутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическимиданными (исключительно качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такиеличностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурныйи нравственный потенциал [7, с.201].
Социальный работникдолжен быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, ихдоверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимныхвопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью,добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность ивнимательность к клиентам.
Все это требуетдействительно неординарных личностных качеств соционома. В специальнойлитературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическаянаправленность личности, личная и социальная ответственность, обостренноечувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважениедостоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность,эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь[2, с.374].
Личностные качествасоциальных работников подразделяются на три группы.
К первой группеличностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональнойдеятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению,мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности,депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность)и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группеличностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своихпоступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлятьсвоими эмоциями.
К третьей группеличностных качеств социального работника относят коммуникативность (умениебыстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроениялюдей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам);визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умениевнушать и убеждать словом) и т.д.
Реализация указанныхкачеств определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социальногоработника [4, с.478].
Зарубежные и отечественныеспециалисты руководствуются в понимании профессиональной этики социальногоработника «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников(НАСР)», принятым в США в 1979 г.
Этические принципы в немпредставлены в шести основных разделах, которые определяют поведениесоциального работника и исполнение им своих обязанностей, моральныеобязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями,работодателями, профессией, перед обществом.
Первый раздел «Поведениеи облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии сними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своегоперсонального поведения, быть компетентным и совершенствовать своепрофессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать каксвои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным.
Во втором разделеизлагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». Внем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитанияу него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности исохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных,соизмеримых с оказанной помощью гонораров.
Третий раздел «Этическиеобязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает дваположения. Согласно одному из них социальный работник должен обращаться сколлегами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу вежливы исправедливы.
В четвертом разделе«Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям иорганизациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнятьобязательства, взятые на себя социальным работником.
Пятый раздел «Этическиеобязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает триположения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развиватьзначимость профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальныеслужбы доступными широким слоям населения, и, в-третьих, нести ответственность заразвитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.
Согласно шестому разделу «Этические обязательства социальногоработника по отношению к обществу» социальный работник должен способствоватьвсеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные собязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию,стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели доступ ксредствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан такжеспособствовать политическим и законодательным изменениям, направленным наулучшение жизни людей.
Ясно, что этисформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают толькоосновные требования к деятельности социального работника, они должны учитыватьтрадиции российского общества, а также накопленный теоретический и практическийопыт социальной работы в нашей стране [2, с.375].
Эти и другие этическиепроблемы социальной работы требуют выработки способов их преодоления. Этическиекодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены вобщих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержатпринципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму [13,].
Таким образом, России ещепредстоит фундаментально разработать стандарты и нормыпрофессионально-этического поведения специалистов по социальной работе.Общепринятое понимание деятельности социального работника, которое определяетнаправления подготовки специалистов для различных учреждений социальных служб,сегодня переосмысливается с учетом специфических особенностей России и ееотдельных территорий. Традиционные нормы, ценности и профессиональные стандартысоциального работника, выработанные в Европе и Америке, оцениваются в новомсвете. Новая парадигма социальной работы выдвигает систему требований кквалификации и морально-этическому поведению специалиста по социальной работе.
Для выполненияпредписанных социальным работникам функций им необходимо не толькосоответствующее профессиональное образование, но и личностная готовностьсоблюдать определенные профессионально-этические нормы.

Заключение
Таким образом, делаявывод следует отметить, что особенности развития современной социальнойситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке,в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы,ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма,справедливости толерантности.
Социальная работа нетолько профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают еекак призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, безкоторого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, слюдьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
Русскийфилософ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленныезнания ещё не создают богатый духовный мир личности.
Флоренский писал, чтосамое страшное для человека – бездуховность. В центре спасения мира отбездуховности, по его мнению, стоит человек. [2, с.101].
В соответствии сосновными функциями профессии социальный работник должен быть профессиональноподготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического исоциального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий,твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативногообщения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами,пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональнуютайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизниклиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическимнагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряясамообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решениев трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать своимысли.
Сегодня актуальны вопросысоциального обслуживания населения в современном его понимании. Однаконедостатки социального обслуживания очевидны.
Особое внимание надоуделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных иновых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов вобласти социальной работы.
Также необходимо развитиенормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социальногообслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учрежденийсоциального обслуживания; государственная поддержка развитияматериально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработкапроектной документации для строительства учреждений нового типа, развитиемежрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечениедеятельности учреждений социального обслуживания населения.

Библиографический список
1. Коваль С.А.Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалистасоциальной работы в процессе его профессиональной подготовки // Отечественныйжурнал социальной работы. – 2008. — №3. – С. 75-84.
2. Невлева И.М.,Соловьева Л.В. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Белгород:Кооперативное образование, 2005. – 431 с.
3. Невлева И.М.,Соловьева Л.В. – Роль психологической культуры в духовном воспитании работниковпотребительской кооперации // Вестник БУПК. – 2004. — №1. – С.59 – 73.
4. Основы социальнойработы: Учеб. для вузов / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 3-е, испр., доп. – М.:ИНФРА-М, 2006 – 600 с.
5. Павленок П.Д.Непрофессиональные формы социальной работы как стадии формированияпрофессиональных видов деятельности // Отечественный журнал социальной работы.– 2008. — №3. – С. 4-15.
6. Павленок П.Д.Теория социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. – 2002. — №2. – С. 3-6.
7. Павленок П.Д.Теория, история и методика социальной работы: Учеб. пособие. – Изд. 6-е, доп. –М.: Дашков и К°, 2007. – 474 с.
8. Словарь-справочникпо социальной работе./ Под ред. Холостовой Е.И.-М.: ИНФРА, 2000. с.503.
9. Социальная работа/ Под ред. В.Н.Курбатова. — Ростов-на-Дону, 1999.
10. Фирсов М.В.,Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС,2001.-432 с.
11. http: // www.ref.by/refs/62/13306/1.htm
12. http://bank.orenipk.ru/Text/t10_20.htm
13. http: www.bestreferat.ru/referat-20959.html
14. http: www.sutd/ru/publish/dobroshtan2/doc
15. http://www.shkolniky.ru/node/12

Приложение Компоненты ценностных ориентаций Типы направленности
На себя
(эгоцентрическая) На профессиональную деятельность (предметная)
На клиента
(гуманистическая)
Ценности-
цели Ориентация на реализацию в профессиональной деятельности своих потребностей, способностей, на достижение авторитета у коллег, руководителей, клиентов. Ориентация на служебную карьеру, профессиональный рост. Ориентация на профессиональную деятельность как личностно значимую. Стремление к повышению уровня профессиональных знаний, овладению адекватных профессии технологиями. Стремление оказать помощь людям, защитить уязвимые слои населения, оказать профессиональную и личностную поддержку.
Ценности-
средства В качестве приоритетных выступают унифицированные, более доступные и комфортные средства, обеспечивающие достижение средства и цели. В большинстве случаев ориентация на репродуктивные методы в профессиональной деятельности. В качестве приоритетных выступают методы и средства, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. В большинстве случаев ориентация на прогрессивные технологии, сложившийся в практике опыт. Ориентация на использование гуманистических технологий, позволяющих не только оказывать помощь, поддержку клиенту, но и воспитательное воздействие, направленное на личностное развитие клиента.
Ценности-
отношения Ориентация на функционально-ролевой тип взаимоотношение с коллегами, руководителями, клиентами (формальный тип отношений) Ориентация на партнерские отношения, сотворчество, совместную деятельность (творческий тип отношений). Ориентация на субъект-субъективное взаимодействие, в котором формальные и межличностные отношения взаимосвязаны и характеризуются сопричастностью с другими (гуманистический тип). Компоненты ценностных ориентаций Типы направленности
На себя
(эгоцентрическая) На профессиональную деятельность (предметная)
На клиента
(гуманистическая)
Ценности-
качества Специалист социальной работы организован, обладает настойчивостью, выдержкой, чувством такта; авторитарен. Специалист социальной работы активен, обладает организаторскими способностями, инициативностью, ответственностью; профессионально грамотен обладает хорошими коммуникативными способностями. Специалист социальной работы – гуманист, обладает высокой духовной культурой, толерантен, доброжелателен; ему присущи отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, желание помочь клиенту; умение стимулировать в человеке его внутренний резерв.
Ценности-
знания Ориентация на знания, позволяющие обеспечивать служебную карьеру, профессиональный рост, поддерживать авторитет; ориентация на нормативные требования, основы трудового законодательства. Дифференцированное применение навыков общения в профессиональной деятельности. Ориентация на пополнение, углубление профессионального знания, отражающего специфику формирования отношений в социуме, раскрывающего формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения. Стремление к овладению знаниями психологии, педагогики, юриспруденции и других наук, обеспечивающих профессиональную компетентность Умение использовать опыт.
Ориентация не только на пополнение и углубление профессионального знания но и на:
— знания об обществе, о его социальной политике и программах, структуре, влиянии особенностей социальной стрктуры на характер проблем;
— знания о человеке и понимание его самоценности;
— умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, при этом процесс накопления опыта приобретает творческий характер.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.