Федеральное агентствоморского и речного транспорта
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
«Волжская государственнаяакадемия водного транспорта»
Отделение заочногообучения
КафедраГражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Налоговоеправо»
на тему: «Международное налоговоезаконодательство»
г. Н.Новгород
2010 г.
Содержание
Введение
1 Понятие и предмет международного налоговогоправа
2 Источники международного налогового права
3 Международные налоговые соглашения в правовойсистеме Российской Федерации
3.1 Соглашения о развитии интеграции вэкономической деятельности и унификации налогообложения
3.2 Соглашения о принципах взимания косвенныхналогов во взаимной торговле
3.3 Договоры об избежание двойногоналогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов
3.4 Соглашения, касающиеся налогообложениятранспортных средств и доходов от международных перевозок
3.5 Соглашения о сотрудничестве в борьбе снарушениями налогового законодательства
3.6 Иные соглашения, в которых имеются налоговыенормы
Заключение
Список литературы
Введение
Налоговоезаконодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а нарезидентов данной страны (т.е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих вданной стране). Поэтому уже любые внутренние налоговые нормы имеют ужемеждународный характер, поскольку охватывают и граждан, и организации другихстран, которые находятся на территории данной страны или осуществляют тамопределенные виды деятельности.
Международныеналоговое право — особая ветвь налогового права, занимающаяся международнымиаспектами налогообложения. Международное налоговое право – это совокупностьмеждународно-правовых (а в широком смысле — и национальных) норм, регулирующихналогообложение с иностранным элементом. Основная цель международногосотрудничества в налоговой сфере — устранить двойное налогообложение идискриминацию налогоплательщиков, предотвратить уклонение от налогов, а такжегармонизировать налоговые системы, чтобы создать единый рынок.
1 Понятие и предмет международного налогового права
Словосочетание «международное налоговое право» стало достаточношироко употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения сучастием иностранных организаций и граждан[1].
Известно, что налоговое право является важнейшим разделом(подотраслью) финансового права, поэтому вполне позволительно определитьпризнаки международного налогового права через признаки международногофинансового права. Развитие международных финансовых отношений привело кзаключению государствами многочисленных финансовых договоров и соглашений, т.е. к возникновению международного финансового права. К этому праву полностьюотносятся характерные особенности международного права (как публичного, так ичастного), с которым оно тесно связано. В частности, международное финансовоеправо есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (нормконвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения.Международное финансовое право имеет координационный, а не субординационныйхарактер, поскольку субъектами международного финансового права являютсягосударства, отношения между которыми должны строиться не на принципахсоподчинения, а на принципах равенства и взаимного согласования своихинтересов. Пространственной сферой действия (применения) международногофинансового права является вся международная арена[2].Представляется, что все перечисленные выше признаки международного финансовогоправа полностью относятся и на счет международного налогового права как егосоставной части.
Предмет международного налогового права составляют межгосударственныеотношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов. Эти отношениячаще всего возникают в тех случаях, когда осуществляется взимание налогов исборов с иностранных юридических и физических лиц. К ним, в частностиотносятся: отношения между государствами по поводу заключения международныхналоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств;налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицамидругих государств (субъектами иностранного права), т. е. налоговые отношения,затрагивающие суверенитет других государств; отношения публичного характерамежду юридическими и (или) физическими лицами различных государств,возникающие, например, при удержании налоговым агентом налога с иностранноголица у источника выплаты[3]. Следовательно,предмет международного налогового права составляют отношения по поводу взиманияналогов и сборов с участием субъектов, которые подпадают под налоговуююрисдикцию двух и более государств. Типичным примером могут служить отношения,возникающие в связи с возникновением двойного налогообложения, котороепредставляет собой юридическую ситуацию, при которой у налогоплательщикавозникает обязанность по уплате налогов с одного и того же объекта одновременнов двух государствах — по месту его постоянного местопребывания (регистрации) ипо месту получения им дохода.
Однако следует учитывать, что указанные отношения могутрегулироваться как нормами международного, так и национального налоговогоправа. На это обращает внимание В. А. Кашин в одной из своих работ. По егомнению, в системе налогового права России условно выделяется две части. Кпервой относятся нормы, регулирующие отношения по уплате налогов, полностьюподпадающие под национальную юрисдикцию, а ко второй — нормы, регулирующиеотношения, в которых участвует иностранный элемент. Вторая «международная»часть налогового права именуется международным налоговым правом. Однако онаотличается от собственно международного налогового права, которое состоит изнорм, устанавливаемых двусторонними и многосторонними налоговыми соглашениями.Охватываемые этой второй частью правовые нормы примыкают непосредственно кмеждународному праву, но все же не входят в него, поскольку устанавливаются иизменяются странами в одностороннем порядке и не обязательно с соблюдениемкаких-либо международных норм[4]. Принимая этообоснованное суждение во внимание, можно сделать вывод о том, что кмеждународному налоговому праву относятся только те нормы, которые установленына межгосударственном уровне.
Этот же признак позволяет разграничить нормы международногоналогового права и нормы, составляющие налоговое право того или иногоиностранного государства. К последним относятся правовые нормы, регулирующиеналогообложение, но устанавливаемые в одностороннем порядке тем или инымгосударством. Субъектный же состав и содержание регулируемых отношений являютсяважными, но не единственно определяющими признаками международного налоговогоправа.
2 Источникимеждународного налогового права
Источниками международного налогового права являются:международные договоры; международный обычай; судебные прецеденты какмеждународных судов и арбитражей, так и национальных судов, если решенияпоследних относятся к вопросам международного общения, признаются вмеждународном общении и соответствуют общепризнанным нормам международногоправа; внутренние законы, если они относятся или затрагивают вопросымеждународного общения и не противоречат его принципам, становятся нормамимеждународного права в случае признания их таковыми со стороны другихгосударств; решения и постановления международных организаций, принятые впределах их компетенции и не противоречащие основным принципам международногоправа[5]. Однако состависточников международного налогового права несколько уже, регулированиемеждународных налоговых отношений осуществляется преимущественно на основемеждународных договоров (соглашений, конвенций). Такие договоры заключаютсямежду государствами в целях создания правовой основы для регулированияналоговых отношений, носящих межгосударственный характер.
Зачастую источники международного налогового права содержат общиенормы, составляющие своего рода основу для формирования системы национальногоналогового права. Так, в Германии одним из важнейших источников налоговогоправа в части, касающейся уплаты специальных сборов, взимаемых странамиЗападной Европы в рамках проводимой ими единой аграрной политики, являетсяДоговор о создании Европейского экономического сообщества. В развитие егоположений в 1972 г. в стране принят Закон о соблюдении налогового равноправияво внешних сношениях и улучшении налоговой конкурентоспособности при зарубежныхинвестициях. В ст. 9 Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15октября 1985 г.) определено, что по меньшей мере часть финансовых средстворганов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов иналогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать впределах, определенных законом. Это положение является во многом определяющимдля стран Европы при организации налогообложения на местном уровне. О налоговыхльготах как одном из средств обеспечения необходимых условий для полногоразвития семьи говорится в ст. 16 Европейской социальной хартии (Страсбург, 3мая 1996 г.).
Собственно «налоговые» договоры заключаются между государствами вцелях создания правовой основы для регулирования налоговых отношений, носящихмежгосударственный характер. В данном случае прежде всего имеются в видусоглашения об устранении двойного налогообложения. Например, Австралиейзаключено 35 соглашений об избежании двойного налогообложения с участием рядастран, включая такие, как Австрия, Бельгия, Республика Корея, Сингапур, США,Япония и др. В большинстве своем тексты этих договоров воспроизводят типовуюмодель (The Model Double Taxation Convention), разработаннуюОрганизацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) длястран-участников.
Межгосударственное сотрудничество ряда стран (Бельгия, Дания,Нидерланды, Норвегия, Швеция, Финляндия, США) в вопросах налоговогоадминистрирования основывается на положениях Конвенции о взаимнойадминистративной помощи в налоговых вопросах (Страсбург, Париж, 25 января 1988г.). В ее преамбуле провозглашено, что государства — члены Совета Европы истраны — члены Организации экономического сотрудничества и развития,подписавшие настоящую Конвенцию, считают, что развитие международногоперемещения физических лиц, капитала, товаров и услуг, являющееся само по себевесьма полезным, увеличило возможности для уклонения от налогов и тем самымтребует активизации сотрудничества их налоговых органов. Согласно ст. 1Конвенции стороны обязуются оказывать административное содействие друг другу вналоговых вопросах. Такое содействие может повлечь, в случае необходимости,меры, принимаемые юридическими органами. Непосредственно административноесодействие предполагает: обмен информацией, включая совместные расследования поналоговым вопросам и участие в таких расследованиях в других странах;содействие во взыскании, включая меры по аресту имущества; предоставлениедокументации.
Судебный прецедент также может быть источником международногоналогового права, но только в том случае, когда он создан межгосударственнымсудом. Довольно много решений, связанных с разъяснением порядка применения«налоговых» положений Договора о Европейском Союзе 1992 г. и других актовинтеграционного права, принято Европейским судом. Этот суд является высшейсудебной инстанцией по трансграничным налоговым спорам в ЕС. РешенияЕвропейского суда являются обязательными, а в части толкования нормевропейского права имеют значение прецедента, которому должны следовать в своейпрактике судебные органы государств — членов ЕС[6]. Например,Европейским судом 22 марта 1990 г. принято решение по делу Питера Джона КрайераТитера против комиссаров Службы внутренних доходов (Case С-333/88 Peter John Krier Tither v. Commissioners of Inland Revenue ECR 1990) по вопросуиспользования льгот. Это дело было передано на рассмотрение Трибуналом(специальными комиссарами Соединенного Королевства) в целях вынесенияпреюдициального решения[7].
В системе источников международного налогового права, регулирующихотношения по взиманию налогов с участием субъектов, подпадающих под юрисдикциюРоссийской Федерации, выделяется три группы международных договоров по вопросамналогообложения:
— налоговые соглашения об избежании двойного налогообложениядоходов;
— специальные (ограниченные) соглашения по вопросам избежаниядвойного налогообложения;
— соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросамсоблюдения налогового законодательства.
Заключение налоговых соглашений об избежании двойногоналогообложения в первую очередь имеет своей целью урегулирование такихюридических ситуаций, когда у налогоплательщика возникает обязанность по уплатеналогов одновременно в двух государствах, например по месту его постоянногопроживания (регистрации) и по месту получения им дохода. В устранении двойногоналогообложения заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремякоторых многократно возрастает при последовательном налогообложении одного итого же объекта в разных странах, но и сами государства[8].
Международная практика подготовки и заключения таких соглашений вбольшинстве своем основывается на Типовой конвенции Организации экономическогосотрудничества и развития о налогообложении доходов и капитала 1977 г. В этомдокументе приводится рекомендуемая ОЭСР модель международного договора обизбежании двойного налогообложения. При заключении договоров с участиемРоссийской Федерации за основу принимается типовое соглашение, предусмотренноепостановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. «О заключениимежправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов иимущества»[9].
Выделяются двух- и многосторонние соглашения. На 1 января 2000 г.с участием Российской Федерации (СССР) заключено около 50 двусторонних имногосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов. Вкачестве примера двусторонних соглашений можно привести Конвенцию междуПравительством СССР и Правительством Японии об устранении двойногоналогообложения в отношении налогов на доходы от 18 января 1986 г. и Соглашениемежду Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойногоналогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г., амногосторонних — Соглашение между правительствами государств — членовСодружества Независимых Государств «О согласованных принципах налоговойполитики» от 13 марта 1992 г.
Специальные или ограниченные соглашения заключаются для избежаниядвойного налогообложения в отдельных сферах. В настоящее время сохранили своедействие 31 соглашение об устранении двойного налогообложения в областиморского судоходства, 44 — в области воздушного транспорта, 26 — в областиавтомобильного транспорта, и некоторые другие соглашения. Так, например, кчислу двусторонних соглашений относится Соглашение между Правительством СССР иПравительством Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложенияна доходы от морских и воздушных перевозок от 27 января 1976 г., амногосторонних — Многосторонняя Конвенция об избежании двойного налогообложениявыплат авторского вознаграждения от 13 декабря 1979 г.
Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросамсоблюдения налогового законодательства позволяют добиться взаимодействия междуналоговыми администрациями различных стран в деле предотвращения уклонения отуплаты налогов. В постановлении Правительства РФ от 2 декабря 1994 г. «Озаключении соглашений между Правительством Российской Федерации иправительствами иностранных государств о сотрудничестве и обмене информацией вобласти борьбы с нарушениями налогового законодательства» одобрен проекттипового соглашения между Правительством РФ и правительством иностранногогосударства о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы снарушениями налогового законодательства. В соответствии с названнымпостановлением ФСЭНП России проводит с участием МИД России переговоры озаключении межправительственных соглашений о сотрудничестве и обменеинформацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства. Порезультатам переговоров в правительство должны представляться согласованныепроекты соглашений и предложения об их подписании.
Впервые межправительственное соглашение о сотрудничестве в областиборьбы с нарушениями налогового законодательства было заключено 25 апреля 1995г. с Узбекистаном, в настоящее время аналогичные соглашения подписаны (проектысоглашений подготовлены) с Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном,Киргизией, Молдовой, Таджикистаном, Украиной, Румынией и Швецией.
Несколько аналогичных соглашений по вопросам соблюдения налоговогозаконодательства заключено с участием МНС России со странами СНГ, напримерСоглашение между Правительством Российской Федерации и ПравительствомРеспублики Молдова о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюденияналогового законодательства (Москва, 8 октября 1996 г.). В этих соглашенияхтакже предусмотрен обмен информацией о нарушениях налогового законодательства,в частности предоставление сведений относительно: регистрацииналогоплательщиков; открытия налогоплательщиками счетов в государственных икоммерческих банках, а также наличия на них и движения по ним денежных средствв соответствии с требованиями законодательства государств о банках и банковскойдеятельности, если есть основания полагать, что на них находятся скрываемые отналогообложения суммы; доходов налогоплательщиков, полученных на территорииодного из государств, уплаченных сумм налогов; иной информации, связанной сналогообложением, в пределах компетенции сторон.
3 Международные налоговыесоглашения в правовой системе Российской Федерации
Международные налоговые соглашения играют важную роль врегулировании финансовой деятельности Российского государства и занимают важноеместо в иерархии источников налогового права. Значение международных налоговыхсоглашений для правового развития государства трудно переоценить.Налогоплательщикам они дают гарантию, что их доходы и имущество не будутоблагаться двойными налогами, и предоставляют защиту от дискриминационногоналогообложения за рубежом; для государства в лице налоговых органов ониобеспечивают возможность взаимных прямых консультаций и контрактов для решениямногих спорных вопросов, а также для контроля за внешнеэкономическойдеятельностью своих резидентов. Несомненную важность международные налоговыесоглашения имеют для государства как носителя суверенных экономических прав,поскольку являются средством закрепления на договорной основе своих прав наполучение справедливой доли от налогообложения доходов и имущества, получаемыхрезидентами от международной экономической и финансовой деятельности.
Российская Федерация является участником большого числамеждународных налоговых соглашений. Их можно классифицировать следующимобразом:
3.1 Соглашения о развитии интеграции в экономической деятельностии унификации налогообложения
Соглашения о развитии интеграции
Соглашение о создании зоны свободной торговли 1994 г.[10]содержит обязательства не облагать происходящие с таможенной территории другихгосударств-участников товары налогами и сборами в размере, превышающем ихуровень для национальных товаров.
Государства-участники договорились не применять таможенныепошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественныеограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с их таможеннойтерритории и предназначенных для таможенной территории других стран-участниц.
По Соглашению о товарообороте и производственной кооперации вобласти машиностроения на взаимоувязанной основе 1994 г.[11]исключается налогообложение поставки сырья, материалов, комплектующих изделий иготовой машиностроительной продукции на взаимоувязанной основе.
На основании Соглашения об общих условиях и механизме поддержкиразвития государственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников СНГ 1993 г.[12] не применяются ввозныеи вывозные пошлины, налоги, акцизы и количественные ограничения в отношениитоваров, поставляемых по кооперации, в рамках таможенных режимов переработки.
Соглашения об унификации налогообложения.
Соглашение между Государственным налоговым комитетом РеспубликиБеларусь, Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан,государственной налоговой инспекцией Министерства финансов КыргызскойРеспублики и ГНС России об унификации методологии налогообложения 1998 г.закрепляет принципы такой унификации.
По Соглашению 2000 г. между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Беларусь о создании унифицированного налогового законодательства ипроведении единой налоговой политики Союзного государства основополагающимиэлементами унифицированного законодательства объявлены: единые принципы иправила налогообложения; единый перечень основных налогов; единые права иобязанности налогоплательщиков на территории Союзного государства; единыетермины и понятия. При этом конечной целью унификации налоговогозаконодательства и проведения единой налоговой политики считается принятиеНалогового кодекса Союзного государства. С российской стороны исполнениеСоглашения возложено на Министерство финансов Российской Федерации.
3.2 Соглашения о принципах взимания косвенных налогов во взаимнойторговле
Под косвенными налогами в указанных договорах понимаются НДС иакцизы. Нулевая ставка — ставка косвенных налогов на товары (услуги), равнаянулю процентов. Это равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению НДСи акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве иреализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право назачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или их возмещение (см.,например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством РеспубликиАрмения о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле 2000 г.).Страна назначения — государство, на таможенную территорию которого товарыввозятся для потребления, а хозяйствующие субъекты — налогоплательщикигосударств — участников соответствующего договора.
Договорами устанавливаются следующие принципы взимания косвенныхналогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующимисубъектами государств-участников.
Товары, вывозимые с таможенной территории одного государства иввозимые на территорию другого государства-участника, облагаются косвенныминалогами по нулевой ставке (Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомКыргызской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимнойторговле 2000 г.).
Товары, ввозимые на таможенную территорию государства и вывозимыес таможенной территории государства, облагаются косвенными налогами в страненазначения в соответствии с ее национальным законодательством.
По Соглашению 2000 г. между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимнойторговле услуги облагаются косвенными налогами в соответствии сзаконодательством государств, за исключением услуг:
а) по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых стаможенной территории государства на таможенную территорию другого государства,включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке;
б) по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров приусловии, что пункты отправления или назначения товаров расположены натерритории государств-участников, включая услуги по экспедированию, погрузке,разгрузке и перегрузке;
в) по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории одногогосударства на таможенную территорию другого государства в прямом и обратномнаправлении.
Указанные услуги облагаются НДС по нулевой ставке в государстве,налогоплательщики которого оказывают такие услуги при подтверждении факта ихоказания в соответствующем порядке.
В целях осуществления контроля за перемещением товаров, веденияучета и обмена информацией ТН ВЭД СНГ (Соглашение между Правительством РФ иПравительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенныхналогов по взаимной торговле 2000 г.).
Косвенные налоги на товары, ввозимые на таможенные территориигосударств-участников, взимают таможенные органы страны назначения или ееналоговые органы.
Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан заключили в2002 г. Соглашение о таможенном налоговом контроле за производством и оборотомэтилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции натерритории стран — членов ЕВРАЗЭС.
В соответствии с Соглашением был произведен обмен реестрамипредприятий, производящих этиловый спирт, алкогольную, спиртосодержащую итабачную продукцию, а также участников внешнеэкономической деятельности,осуществляющих их ввоз-вывоз и транзитное перемещение. Государства-участникиопределили перечень пограничных пунктов пропуска, через которые осуществляетсяввоз-вывоз указанных товаров. Налоговые и таможенные органы определили переченьи объемы необходимой информации по их производству и обороту.
3.3.Договоры об избежание двойного налогообложения ипредотвращении уклонения от уплаты налогов.
В настоящее время Российская Федерация является участникомнескольких десятков такого рода соглашений. Их положения в принципе похожи и вРоссийской Федерации применяются к следующим налогам:
— налог на прибыль предприятий и организаций;
— налог на имущество предприятий;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на имущество физических лиц.
В частности, Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомДемократической Республики Шри-Ланка об избежание двойного налогообложения ипредотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы[13],об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения отналогообложения в отношении налогов на доходы; Соглашение между ПравительствомМексиканских Соединенных Штатов[14] об избежаниидвойного налогообложения в отношении налогов на доходы; Конвенция междуПравительством РФ и Правительством Греческой Республики[15]об избежании двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов в отношенииналогов на доходы и капитал от 26 июня 2000 г. Указанные соглашения применяютсяк налогам на доходы и имущество, взимаемым на всех уровнях в договаривающихсягосударствах, независимо от способа их взимания. Налогами на доходы и имуществосчитаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, общей стоимостиимущества или с отдельных элементов доходов или имущества, включая налоги надоходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на общую суммузаработной платы, выплачиваемой предприятиями, а также налоги на приростстоимости имущества.
3.4 Соглашения, касающиеся налогообложения транспортных средств идоходов от международных перевозок
Российская Федерация является участником двух видов такого родадоговоров.
Первый. На основании Конвенции о налоговом режиме иностранных автомашин1931 г. автомобили, зарегистрированные на территории государств-участников,освобождаются, при определенных условиях, от налогов или пошлин, которымиоблагаются передвижение или владение автомобилями. Это освобождение нераспространяется на потребительские налоги и пошлины. Конвенция нераспространяется на средства передвижения, служащие для перевозки за платупассажиров, а также средства передвижения, предназначенные для перевозкитоваров.
По Соглашению между Правительством СССР и Правительством ФРГ о взаимномосвобождении от налогообложения дорожных транспортных средств, участвующих вмеждународном сообщении 1980 г., транспортные средства, зарегистрированные водном из государств-участников и ввозимые для временного нахождения натерриторию, освобождаются при определенных условиях от налогов на транспортныесредства.
Второй. К числу договоров такого рода относятся соглашения об устранениидвойного налогообложения в области воздушного и морского транспорта.
По Соглашению между Правительством СССР и ПравительствомФинляндской Республики о взаимном освобождении авиапредприятий и их персоналаот налогообложения и взносов на социальное страхование 1972 г. финляндскиеавиапредприятия освобождаются в России:
— от всех налогов на доходы и прибыли от воздушных перевозок иосуществления эксплуатации воздушных линий;
— от всех налогов на имущество, находящееся в РФ.
Соглашением между Правительством СССР и Правительством ИтальянскойРеспублики об освобождении от двойного налогообложения в области морскогосудоходства 1975 г. осуществление морского судоходства распространяется напрофессиональную деятельность по перевозке морским путем людей, животных, грузаи почты, осуществляемую собственниками, арендаторами, фрахтователями исудовладельцами, включая продажу транспортных документов, и предоставлениеуслуг, связанных с такой же перевозкой. Итальянские предприятия в РФосвобождаются:
— от налогов на доходы, которые будут ими получены в результатеосуществления морского судоходства между РФ, Италией и другими странами подитальянским флагом, а также от всех других налогов на вышеуказанные доходы,взимаемые в РФ;
— от всех налогов на имущество, относящееся к проведению указаннойдеятельности.
3.5 Соглашения о сотрудничестве в борьбе с нарушениями налоговогозаконодательства
Указанные соглашения делятся на две большие группы:
Соглашения, по которым компетентным органом является МНС России(согласно административной реформе 2004 г. — Федеральная налоговая служба).
В указанных соглашениях нарушение налогового законодательстватрактуется как «противоправное действие или бездействие, котороевыражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогоплательщикомобязательств перед бюджетом, за которое установлена юридическаяответственность» (Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомУкраины о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налоговогозаконодательства 1997 г.).
Сфера применения соглашений достаточно широка, предусматриваетсяоказание содействия:
— в предотвращении и пресечении нарушений налоговогозаконодательства;
— в предоставлении информации о соблюдении налоговогозаконодательства юридическими и физическими лицами;
— в предоставлении информации о национальных налоговых системах итекущих изменениях налогового законодательства;
— в создании и функционировании компьютерных систем,обеспечивающих работу налоговых органов;
— в организации работы с налогоплательщиками и налоговымиорганами, включая разработку методических рекомендаций по обеспечению контроляза соблюдением налогового законодательства;
— в области обучения кадров и обмена специалистами;
— в иных вопросах, которые требуют совместных действий.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством РеспубликиТаджикистан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налоговогозаконодательства 1996 г., Соглашение между Правительством РФ и ПравительствомРеспублики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюденияналогового законодательства 1998 г. и др.
Предусматриваются достаточно строгие меры по соблюдениюконфиденциальности. Полученная в соответствии с договорами информация,касающаяся конкретных налогоплательщиков, является конфиденциальной иобеспечивается режимом защиты в соответствии с национальным законодательством итребованиями запрашиваемого налогового органа. Эта информация может бытьиспользована только в целях, предусмотренных договором, в том числе дляадминистративного или судебного разбирательства. Для иных целей информацияможет быть использована только с согласия запрашиваемого органа.
Соглашения, по которым компетентным органом является МВД России(ранее — ФСНП РФ).
Предметом указанных договоров являются сотрудничество и взаимнаяпомощь с целью организации эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов идругими связанными с ними экономическими преступлениями. По данным договорамтермин «информация» включает любые сведения, документы, записи илиотчеты, а также их заверенные или аутентичные копии.
Помощь в рамках соглашений осуществляется в соответствии сзаконодательством запрашиваемого государства и в пределах компетенции ивозможностей соответствующего его органа.
Незначительный перечень форм сотрудничества зафиксирован в ст. 3Соглашения с Грецией:
— обмен информацией;
— обмен представителями и экспертами; создание рабочих групп иорганизация семинаров;
— обучение кадров.
Договоры с Казахстаном, Румынией, Киргизией расширяют объемвзаимодействия, включая в него:
— обмен информацией о нарушениях налогового законодательстваюридическими и физическими лицами;
— взаимодействие по вопросам проведения мероприятий, направленныхна предупреждение, выявление и пресечение нарушений налоговогозаконодательства;
— представление копий документов, связанных с налогообложениемюридических и физических лиц;
— обмен информацией о национальных налоговых системах, обизменениях и дополнениях налогового законодательства, а также методическимирекомендациями по организации борьбы с нарушениями налогового законодательства;
— обмен опытом по созданию и обеспечению функционированияинформационных систем, используемых в борьбе с нарушениями налоговогозаконодательства;
— осуществление координации деятельности по вопросам, возникающимв процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп и обменпредставителями;
— оказание содействия в обучении и переподготовке кадров;
— проведение научно-практических конференций и семинаров попроблемам борьбы с нарушениями налогового законодательства.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством КоролевстваШвеция о взаимной помощи в области борьбы с нарушениями налоговогозаконодательства 1997 г. (ст. 7) предусматривает такую форму сотрудничества,как расследования. По получении запроса проводятся «официальныерасследования в отношении действий, которые противоречат или могутпротиворечить законодательству. Результаты такого расследования передаютсязапрашиваемому органу. Такие расследования проводятся в соответствии сзаконодательством государства запрашиваемой Договаривающейся Стороны.Запрашиваемый орган проводит расследование так, как если бы он действовал отсвоего собственного имени. Запрашиваемый орган может разрешить официальнымлицам запрашивающей Стороны присутствовать при таких расследованиях».
На основании ст. 8 Соглашения со Швецией по запросу компетентныйорган может уполномочить своих сотрудников выступить в качестве экспертов исвидетелей в судах или иных органах другой стороны.
3.6 Иные соглашения, в которых имеются налоговые нормы
В числе этих договоров соглашения о гарантиях инвестиций,соглашения о поощрении и защите авторских и смежных прав, конвенции о правовомположении дипломатических, консульских и иных представительств, пользующихсяналоговым иммунитетом. Указанные соглашения содержат отдельные нормы поналоговым вопросам.
Заключение
Такимобразом, международное налоговое право может быть определено как особая ветвьналогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения.
Международные налоговые соглашения не создают новых законов, ониобеспечивают унификацию налоговых юрисдикции различных государств,«состыковывают» национальные налоговые законодательства.Следовательно, основным принципом применения международных налоговых соглашенийвыступает запрет на предоставление каждой стране больше прав и преимуществ, чемэто предусмотрено ее национальным законодательством.
Особенность ив то же время исключительная важность международного налогового праваобусловливается тем, что оно позволяет изучить разнокачественные правовыеявления с точки зрения их взаимосвязей, результативности воздействия намеждународные налоговые отношения, а также возможностей их кумулятивногоэффекта.
Списоклитературы
1. Налоговое правоРоссии: Учебник для вузов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю.А.Крохина. – 3-е изд.,перераб. – М.: Норма, 2006. – 270 с.
2. Статья: Зарубежныйопыт взаимодействия правоохранительных органов и фискальных служб: анализинформационных ресурсов как способ борьбы с налоговыми правонарушениями ипреступлениями, «Налоги и налогообложение», 2009, N 11
3. Статья: Международныеналоговые соглашения в правовой системе Российской Федерации, «Финансовоеправо», 2010, N 4
4. Статья: Проблемыразвития налогового законодательства в соответствии с принципами налоговогофедерализма, Авдеенкова М.П., «Налоги» (журнал), 2009, N 1
5. Тимофеева И.Ю.Налоговая безопасность государства и бизнеса: теория и практика. М.: Глобус,2009. С. 300.