Реферат по предмету "Государство и право"


Механизм государства: понятие и структура

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
Теория государства и права
на тему: «Механизм государства: понятие и структура»
Иркутск – 2009/>/>

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯМЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
1.1    Узкий (аппаратный) подход
1.2    Широкий подход
1.3    Функциональный подход
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА ВШИРОКОМ СМЫСЛЕ
2.1    Понятие и признаки государственного механизма
2.2    Структура государственного механизма
2.3    Место и роль государственного аппарата в системегосударственного механизма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

/> 
ВВЕДЕНИЕ
Природагосударства, его организация и функционирование всегда занимали и продолжаютзанимать одно из ведущих мест среди проблем, изучаемых с позиции различныхподходов отечественной и зарубежной наукой, как прошлого, так и современности.
Нельзяне согласиться с мнением российского государствоведа начала ХХ в. А. Паршина отом, что без глубокого и всестороннего понимания природы и сущностигосударства, без представления о том, как оно функционирует и каков егомеханизм, практически невозможно грамотное и квалифицированное управление им, азначит – руководство обществом, так как именно современное правовое государствовыступает как механизм согласования неизбежно различных потребностей иинтересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага, выражаетмировоззрение и представляет всех членов общества.[1]
Любоегосударство представляет собой целостный организм, существование которогоневозможно без четко налаженной структуры, своеобразного функционирующегомеханизма. Таким механизмом (или аппаратом) государства являются органыгосударственной власти, каждый из которых обладает своими специфическиминаправлениями деятельности.
Основугосударственного механизма составляет особая система органов, непосредственносвязанных с осуществлением тех или иных государственных функций. «Орган»происходит от греческого «organon», что значит «орудие, инструмент».Государственные органы — это относительно обособленные формализованныеструктуры, в совокупности образующие механизм государства и предназначенныеприсущими им методами осуществлять те или иные функции государства, используя внеобходимых случаях меры государственного принуждения. Все органы государствавзаимосвязаны и в той или иной степени взаимодействуют между собой.
Механизмгосударства — это взятые в единстве и взаимодействии система государственныхорганов, учреждений и материальных средств, с помощью которых осуществляютсязадачи и функции государства.
Механизмгосударства отождествляют с государством (зачастую) — это неверно. Механизм — одно из проявлений государства. Слово «механизм» выбрано для того, чтобыпоказать, что государство проявляется во множестве государственных органов,учреждений, связанных иерархической подчиненностью, которые правомочнысовершать действия от имени государства. Механизм — взаимосвязанное целое, этота реальная организующая материальная сила, опираясь на которую, государстводействует, властвует, проявляет себя во вне. Механизм олицетворяет государство,в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует.
Такимобразом, под механизмом государства понимают систему специальных органов иучреждений, посредством которых осуществляются государственное управлениеобществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составнымэлементом любого государства. Актуальность данной работы заключается в том, чтолюбой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которымиявляются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации,должностные лица.
Государственнаядеятельность не должна носить стихийный характер. Только функционированиеспециальной системы органов и учреждений, входящих в государственный механизм,позволяет организованно и эффективно реализовывать задачи и функциигосударства, его предназначение в обществе. Государственный механизм являетсяважным и необходимым атрибутом любого государства, его «материальнойсубстанцией» и физическим воплощением государственной власти»[2]
Цельюнастоящей работы и является его познание, познание сущности государственногоаппарата как деятельного, постоянно функционирующего выражения государства,определение понятия, описание его важнейших признаков, выведение структуры и еефункционально разнообразных основных частей – таковы основные задачи, решаемыена пути достижение цели работы.
Структураработы: работа состоит из введения, двух глав, одна из которых определяетосновные подходы по определению понятия механизма государства, а втораянепосредственно его понятие, признаки, структуру в широком смысле, заключения исписка использованной литературы.
Объектомисследования является государственный механизм в настоящее время.
Предметомисследования являются характеристики и особенности функционированиягосударственного аппарата, проблемы его функционирования в России.
Впроцессе изучения и обработки материалов применялись следующие методыисследований: монографический, абстрактно-логический, аналитический.
Теоретическуюоснову исследования составила специальная литература по исследуемой темеразличных авторов. В данной курсовой работе используется как учебнаялитература, так и материал периодической печати.

 
1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОПРОСУ СООТНОШЕНИЯ МЕХАНИЗМАГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Преждечем рассмотреть понятие «механизм государства» и выявить основные подходы поего определению, следует определить, что же собой представляет само понятие«государство». Следует отметить, что в научной литературе существуют различныеточки зрения по вопросу определения государства, но эта дискуссия не ставит подсомнение тот факт, что современное правовое государство призвано быть гарантомстабильности, безопасности для своих граждан, обеспечивать упорядоченность иорганизованность общественных отношений, признание и полное понятие в качествевысшей ценности человеческой личности, ее прав и свобод, что должнореализовываться в деятельности всего механизма государства в целом.
Государствореально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупностьспециальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление деламиобщества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективыдействуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет ихиз общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иноеучастие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы,должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своейработы.
Подобнаясистема государственных органов, профессиональных коллективов и называетсямеханизмом государства. Следовательно, механизм государства — это системагосударственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачии функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная иматериальная сила, располагая которой государство проводит ту или инуюполитику.
Вюридической науке понятие «механизм государства» и«государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотясуществует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратомпонимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческуюдеятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие«механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратомеще и государственные учреждения и организации, а также «материальныепридатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция,уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственныйаппарат действует.
Существуетнаучная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаютсявсе органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы,но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении,порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, аизучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственныхорганов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иныхфункций государства.[3]
/> 
1.1 Узкий (аппаратный) подход
Внаучной литературе уже обращалось внимание на многообразие понимания механизмагосударства, анализировались его организация и функционирование, структура,принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработкиединого определения данного института в отечественной юридической науки донастоящего времени не решена. Дискуссия о точности формулировок этого понятия вРоссии берет свое начало в середине прошлого века. К началу 50-х годов ХХстолетия в СССР механизм государства понимался широком и узком смыслах. Кначалу 50-х годов ХХ столетия в СССР механизм государства понимался в широком иузком смыслах. В узком смысле он считался тождественным и исчерпывался понятиемаппарата государственной власти, а в широком – политической системы общества.Такая концепция являлась естественным продуктом сталинизма и служиласвоеобразным теоретическим обоснованием огосударствления всех сфер общественнойжизни. В настоящее время подобная широкая трактовка государственного механизмакак политической системы общества в современной юридической науке полностьюутрачена, и большинство ученых, правоведов, политологов оправдано отказались отнее. В частности, С.А.Комаров считает, что государство не может выступать дажев качестве основы или главного структурного элемента политической системы, таккак это привело бы к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какэкономические, социальные, идеологические основы политической системы общества.[4] Такжеследует полагать, что государство нельзя отождествлять со всей политическойсистемой общества, а его следует рассматривать в качестве важной составнойчасти этой системы, входящей в нее как целостный институт наряду с политическимипартиями, общественными организациями. Во второй половине 50-х годов ХХ века,после смерти И.В.Сталина были пересмотрены некоторые положения советской теориигосударства и права, в том числе и понятие механизма государства. Сложиласьточка зрения, согласно которой его стали рассматривать исключительно каксовокупность государственных органов, то есть данные категории были признанытождественными и подчеркивался их классовый характер. До настоящего времениодними из самых распространенных концепций понимания механизма государства вюридической науке являются узкий и широкий подход в аспекте соотношениятерминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Узкий подходбазируется на взглядах советских правоведов 60-х-80-х гг. ХХ в. о тождественностигосударственного механизма и аппарата, но без классового их обоснования. Вчастности, по мнению Л.И.Спиридонова механизм государства – это система егоорганов, «посредством которых оно осуществляет государственную власть иреализует свои функции».[5] Данную точку зрения обидентичности понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»разделяют Н.И.Матузов, В.И.Новоселов, В.Н.Хропонюк и ряд других. В частности,многие считают, что в теории государства и права понятие государственногоаппарата в широком смысле адекватно понятию государственного механизма. Приэтом широкая трактовка государственного аппарата означает, что в неговключаются все, а не только исполнительные органы власти, узкая — основываетсяна утверждении В.И.Ленина, что под государственным аппаратом «разумеется,прежде всего, постоянная армия, полиция и чиновничество». Таким образом, узкаятрактовка понятия государственного аппарата не охватывает законодательные исудебные органы государства.[6]
/> 
1.2 Широкий подход
Сторонникивторого подхода – широкого – включают в механизм государства помимогосударственного аппарата другие составляющие, диапазон которых достаточномногообразен. Общим в этих взглядах является то, что проводится различие междугосударственным механизмом и аппаратом, причем первый предстает как болееширокое по объему понятие. Например, М.Н.Марченко отмечает, что в научной иучебной литературе зачастую «государственный механизм рассматривается каксовокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил,материальных средств государственной власти, а государственный аппаратограничивается лишь системой государственных органов».[7] Так, вчастности, М.И.Абдулаев и С.А Комаров полагают, что механизм государствапредставляет собой систему государственных организаций, посредством которыхреализуется государственная власть, и включает в себя государственный аппарат,государственные учреждения и государственные предприятия.[8]В.В.Лазарев и В.С.Афанасьев утверждают, что государственный механизм — этозаконодательные, исполнительные, судебные и иные органы, а также силовыеструктуры, осуществляющие в случае необходимости меры принуждения (армия, внутренниевойска, тюрьмы и т.п.).[9] Так как в РФправоохранительные органы и вооруженные силы относятся к органам исполнительнойвласти, то по многочисленному мнению, они входят в структуру механизмасовременного Российского государства, но являются лишь отдельными егоэлементами. В демократическом правовом государстве, в отличие от тоталитарногои авторитарного, их роль в государственном механизме должна подчиняться общейтенденции по охране и защите личности, реализации ее прав и свобод, обеспечениюее безопасности. В данных условиях эти структуры не являются какими-либоосновными, базовыми, что предопределяло бы необходимость особого выделения их вопределении и структуре механизма современного государства РФ.
/> 
1.3 Функциональный подход
Впоследние годы в правовой литературе обращают на себя внимание представляющиенаучный интерес исследования, критикующие «узкую» и«широкую» концепции определения государственного механизма. В ихоснове лежит попытка рассматривать механизм государства в динамике, вовзаимоотношении между собой его составных частей. Одним из первых даннуюпозицию выразил Г.А.Мурашин, который еще в 1972 году писал: «Механизмгосударства употребляется наряду с термином «государственныйаппарат», однако, лучше определяется суть этого явления… не в статике,а в движении».[10] Наиболее последовательно этапозиция была аргументирована Э.П.Григонисом, который обращался к лексическомузначению слов «аппарат» как совокупности учреждений, обслуживающихкакую-либо отрасль управления, и «механизм» как системы, где движениеодного вызывает движение другого, и пришел к следующему выводу: понятия«государственный аппарат» и «государственный механизм»лежат в разных плоскостях и соотносятся между собой как вещь, находящаяся впокое, статике (государственный аппарат), и та же вещь, находящаяся в движении,в динамике (механизм государства). Само понятие механизма государстваЭ.П.Григонис определяет как «функционирование, действие органовгосударства», что выражается в определенных способах, принципахфункционирования системы государственных органов (государственного аппарата),во взаимосвязи и взаимодействии между собой его отдельных частей.[11]
Приведенныйобзор различных подходов к решению проблемы определения понятия механизмагосударства РФ позволяет сделать некоторые выводы: во-первых, единое пониманиемеханизма государства в современной отечественной юридической науке на сегодняшнийдень не выработано; во-вторых, по данному вопросу существуют три наиболеераспространенные точки зрения: механизм государства — это системагосударственных органов (понятия «механизм государства» и «государственныйаппарат» тождественны);
2)механизм государства — это совокупность не только органов государственнойвласти (законодательных, исполнительных, судебных), но и государственныхорганизаций, предприятий, учреждений (учебных, научных, лечебных и иных), атакже так называемых «материальных придатков» (армии, правоохранительныхорганов, исправительно-трудовых учреждений и др.)
3)механизм государства – это функционирование, действие органов государства, ихдинамика.
Нельзяне учитывать тот факт, что в настоящее время в России утвердился и продолжаетформироваться новый тип государственного механизма. В связи с этим некоторыеточки зрения, предложенные в период существования механизма Советскогогосударства, построенного на основе руководящей роли партии и огосударствлениимногих сфер жизни общества, вовсе не применимы к определению механизмасовременного Российского государства, его структуры, принципов формирования ифункционирования. Наука теории государства и права уже отошла от понимания узкоклассовой сущности самого государства, многих его категорий, что диктуетнеобходимость нахождения новых подходов, в частности, к решению проблемыопределения данного института. Все три концепции, несомненно, имеют право насуществование. Можно согласиться с указанными ранее исследователями, которыесчитают, что под аппаратом государства понимаются все органы государства встатике, а под механизмом государства – те же органы, но взятые в динамике.Рассматривая аппарат государства, нужно говорить, прежде всего, о порядкеобразования, структуре, компетенции того или иного государственного органа, обих видах, о статусе государственных служащих и о других подобных аспектах, а,исследуя механизм государства, необходимо анализировать непосредственно вопросыдеятельности государственных органов, их место и роль в государственноммеханизме, направления взаимодействия между собой, проблемы функционирования ипути их преодоления.
Самтермин «механизм» в прямом смысле применяется в техническом значении, еготолкование связывается с внутренним устройством машины. Любой механизм – этосовокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, элементов при наличии,с одной стороны, внутренней упорядоченности и согласованности между ними, а сдругой — дифференциации и относительной автономности. Применительно к структуресовременного государственного механизма РФ важнейшими такими элементамиявляются государственные органы, организованные и функционирующие с учетом рядапринципов, наиболее значимым структурообразующим из которых являетсязакрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей. От уровня развитиязаконодательных, исполнительных и судебных органов, четкости целей и задач ихдеятельности, компетенции, взаимодействия между собой и ряда других факторов взначительной мере зависит эффективность всего механизма государства. Такимобразом, структурно можно выделить в механизме современного Российскогогосударства совокупность государственныхорганов (государственныйаппарат) в его широком значении (а не только как совокупность органовисполнительной власти), однако, вслед за сторонниками третьего подхода следуетрассматривать их в динамике. Действительно, любой механизм подразумеваетдинамичную систему элементов. Однако, важно подчеркнуть, что механизм естьсистема вдействии, а не «действие системы». В связи с этим, можнопредположить, что более точным было бы определять механизм государства не как действиеорганов государства, а как систему государственных органов (государственныйаппарат) в динамике, то есть в действии, в процессе осуществлениягосударственной власти, функционировании и во взаимодействии.
Каксправедливо отмечают М.И.Абдулаев и С.А.Комаров, каждый государственный органвыполняет определенные задачи, является «приводным ремнем» общегогосударственного механизма, в котором все органы действуют согласовано.[12] Витоге этот особый «живой организм» непрерывно находится в движении, в развитии.Однако, механизм современного Российского государства – это не простоемеханическое соединение, суммирование его отдельных элементов, а их четкоорганизованная и упорядоченная система, где изменение одного элемента ведет кизменению системы в целом, так как все части находятся во взаимодействии междусобой.
Структурамеханизма государства – это его внутреннее строение, порядок расположениясоставляющих его элементов, их соотношение между собой. Она указывает, из чегоскладывается государственный механизм, какова субординация его составных частейи т.п. Исходя из того, что по своей структуре механизм государства – это целостнаяобщая система, которая состоит из ряда частных подсистем, находящихся вдинамике. Термин «система» греческого происхождения и означает в переводе«целое, составленное из частей; соединение» и определяется как множествоэлементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определеннуюцелостность, единство. На данных положениях базируется системный подход какнаправление в методологии научного познания, в основе которого лежитрассмотрение объектов как систем, что требует раскрытия их целостности,выявления их элементов, а также взаимодействия системы со средой. С даннымподходом тесно связан функциональный метод, который используется в науке длявыделения в системах составляющих структурных частей, элементов с точки зренияих назначения, роли, функций, многочисленных типов связей между ними,взаимовлияния. Алехина О.М. в своей статье считает, что на основе сочетаниявышеуказанных методов допустимо использовать системно-функциональный подход кизучению структуры механизма государства РФ. В рамках взгляда на понятиегосударственного механизма как динамичной, функционирующей системыгосударственных органов его структура должна рассматриваться в неразрывнойсвязи с деятельностью его элементов, с учетом взаимодействия между ними.[13]
Системно-функциональныйанализ механизма современного Российскогогосударства означает неразрывное сочетание, единство следующих аспектов:
определениеместа и роли в нем образующих его элементов — государственных органов — системный аспект;
изучениеих назначения, анализ выполняемых функций и направлений взаимодействия междусобой — функциональный аспект.
Притаком подходе механизм государства предстает не просто как функционирующаясистема государственных органов, а как совокупность взаимодействующихподсистем, осуществляющих государственную власть и функционирующих в рамкахцелостной системы аппарата государства.
Государственныйаппарат представляет собой взятые в единстве все государственные органы — законодательные, исполнительные, судебные, создаваемые в установленном закономпорядке, обладающие определенной структурой, наделенные компетенцией, которые вотдельности выполняют собственные функции в определенной сфере, но в целом –обладая властными полномочиями, обеспечивают реализацию функций и задач всегогосударства, действуя при этом от имени государства. Механизм государства РФвнутренне един. Каждый государственный орган как часть целого являетсяносителем государственной власти РФ, имеющей единый источник — народ. Любойгосударственный орган представляет собой единичное в рамках общегогосударственного механизма и, имея собственную природу и определенноеназначение, содержит тем самым в себе потенциальную возможность для выделенияего в структуре механизма государства в целом. С учетом важнейшегоструктурообразующего принципа организации государственного механизма РФ — принципа разделения властей — и федеративного устройства России, закрепленных вКонституции РФ, а также с использованием системно-функционального подхода вструктуре механизма современного Российского государства можно выделитьследующие основные частные элементы, в том числе и подсистемы государственныхорганов: Президент РФ; органы законодательной власти РФ (Федеральное СобраниеРФ) и субъектов РФ; органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ (общей испециальной компетенции); органы судебной власти и прокуратуры.
Такимобразом, решению проблемы выработки единого подхода понимания механизмасовременного Российского государства способствует определение его каксовокупности государственных органов в динамике, в процессе функционирования иво взаимодействии между собой. С учетом системно-функционального подхода вструктуре механизма государства РФ можно выделить совокупностьвзаимодействующих подсистем государственных органов, осуществляющихгосударственную власть и образующих государственный аппарат. Исследованиевопросов сущности, понятия, структуры, назначения государственного механизмаРФ, анализ направлений взаимодействия между государственными органами имеютсущественное значение для юридической науки и практики, так как содействуютповышению уровня эффективности функционирования механизма государства РФ вцелом и отдельных его составляющих.

/> 
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВАВ ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
/> 
2.1 Понятие и признаки государственного механизма
Следуетотметить, что понятие государственного механизма в широком смысле выделяютдалеко не все авторы. Большинство как раз таки отождествляют его с понятием«государственный аппарат». В учебнойлитературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаютсясовпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишьподчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.
Итак, механизм государства – это система властныхгосударственных органов, вооруженных сил и других силовых структур,государственных учреждений и предприятий во взаимодействии, осуществляющихфункции государства.[14]
Характерныепризнаки механизма государства:
а)он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственныхорганов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательныеорганы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы(правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторыи т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженныесилы и т.д. Все вместе они составляют единую систему властвования;
б)его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачиобъединяют столь разные государственные подразделения в единый организм,ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенноепозитивное русло;
в)его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властнымиполномочиями;
г)он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощьюкоторой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.[15]
Механизмсовременного государства отличается высокой степенью сложности, многообразиемсоставляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизмагосударства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев,элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
/> 
2.2 Структура государственного механизма
Единыйи целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составныечасти — органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различныеорганы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме,находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структурамеханизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в неговходят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следуетпонимать так, что одна часть государственного механизма занимается толькоуправлением, а другая — только принуждением. В реальной жизни управление ипринуждение переплетаются между собой.[16]
Многиевека и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не былидифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, даи на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизмасоставляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранныхдел.
Механизмсовременного государства отличается высокой степенью сложности, многообразиеморганов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну егоподсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, главагосударства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности,средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другаяподсистема — это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовыеструктуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высшихорганов государства, в том числе методами государственного принуждения (военноеподавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принужденияосуществляют вооруженные отряды людей — войско, полиция.
Корганам государства примыкают государственные учреждения, которые властнымиполномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики,образования, здравоохранения, науки и др.
Первичными важнейшим структурным элементом механизма государства является органгосударства.
Государственныйорган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлениифункций государства и наделенное для этого властными полномочиями.
Раскрытиепонятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государствав целом.
1.Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией,он служит частью единого Механизма государства, занимает в государственноймашине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2.Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся вособых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных,гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой,являются официальными.
Положение,права и обязанности государственных служащих определяются законом иобеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властныхправомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностныхинструкциях, штатных расписаниях и др.
Кчислу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладаютвластными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их вжизнь.
Служащиегосударства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержаниеих возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственноморгане согласно занимаемой должности.
3.Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят изподразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы,и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4.Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции —властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержанияи объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачамии функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенцияобычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве).Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, нои обязанность.
5.Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями,которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнениюправовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными(акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органовгосударства путем применения различных методов, в том числе методовпринуждения.
6.Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимойматериальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источникфинансирования (из бюджета).
7.Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства,используя для этого соответствующие формы и методы.
Такимобразом, структуру механизма государства можно представить следующей схемой:[17]
/> 
2.3 Место и роль государственного аппарата в системегосударственного механизма
Государствовыполняет свои функции при помощи специального механизма, представляющего собойматериальную силу, посредством которой оно может успешно решать поставленныезадачи и добиваться определенных целей. Органы государства учреждаются вустановленном законом порядке. Они наделяются государственно-властнымиполномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручениюгосударства. В своей совокупности они образуют государственный аппарат,позволяющий осуществлять управляющее воздействие на общество, которое имеетдвоякий характер: непосредственная реализация государственной власти,допускающая возможность принуждения; берет на себя финансовые обязательства пообеспечению общества набором обязательных услуг — медицина, образование,культура, местное самоуправление, правоохранительная деятельность и т.д.
Внаучной и учебной литературе решается вопрос о соотношении понятийгосударственного аппарата и государственного механизма. Государственныймеханизм рассматривается как совокупность различных государственных органов,организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, агосударственный аппарат – лишь как система государственных органов.[18]
Механизмгосударства — это «набор» и структура функционально определенныхорганов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лици представителей власти). Механизм государства воплощается в государственномаппарате и процессе его функционирования — выполнении этим аппаратом функцийгосударства.
Государственныйаппарат — сложное системное образование, дифференцированное «повертикали» и «по горизонтали». В первом случае это высшиефедеральные органы государственной власти, органы государственной властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором — это органы власти национально-государственных; национально-административных иадминистративно-территориальных образований.[19]
КонституцияРоссийской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные«ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной властина законодательную, исполнительную и судебную.
Нарядус органами государственной власти, относящимися к одной из трех ветвей власти,Конституция Российской Федерации предусматривает создание и функционированиееще нескольких конституционных органов государственной власти с особымстатусом. К ним относятся: Счетная палата Российской Федерации (ч. 5 ст. 101,п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «г» ч. 1 ст. 103); Уполномоченныйпо правам человека в Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 103);Центральный банк Российской Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 103);прокуратура Российской Федерации (п. «з» ч. 1 ст. 102, ст. 129); ЦентризбиркомРоссийской Федерации. Подобные органы государственной власти имеются и в другихстранах.
Особыйстатус этих органов государственной власти определяется не только тем, что онине относятся ни к одной из трех ветвей власти и имеют обособленные важныевластные полномочия. Следует подчеркнуть, что их руководители наряду снемногими другими (Председатель Правительства России, состав КонституционногоСуда России, председатели Верховного и Высшего арбитражного судов России) насвои должности назначаются Федеральным Собранием Российской Федерации собязательным соблюдением определенной процедуры (по представлению кандидатурПрезидентом России).
Применительнок Российской Федерации следует отметить еще одну особенность в характере ихполномочий в законодательной сфере. В отличие от полномочий«классических» органов государственной власти, входящих в состав трехветвей власти, они не обладают правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104Конституции России).
Важноезначение для эффективного действия механизма государства имеет не толькострогое распределение полномочий между ветвями власти, но и четкое определениепредметов ведения между органами государственной власти общей компетенцииразличных управленческих уровней. Особенно остро эта проблема стоит в государствахс федеративным устройством, находящихся на стадии формирования.
Помнению специалистов, в договорах между федеральными органами власти и органамивласти субъектов Российской Федерации (1994 — 1995 гг.) осуществлялось неразграничение, а перераспределение предметов ведения между ними.
Неоднозначностьтолкования взаимосвязи ст. 71, 72 Конституции России, регулирующих предметыисключительного ведения России и предметы совместного ведения России и входящихв ее состав субъектов Федерации, привела к тому, что в большинстве заключенныхсовместных договоров перечень предметов совместного ведения вышел за рамки,обозначенные Конституцией страны.
Наразличных ступенях развития человеческого общества механизм государства имелсвои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими,социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами еготерриторий, географическим положением и другими факторами.

/> 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, механизм государства, охватывающий все государственные органы,непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальноематериализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и бытьне может государства.
Наосновании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Понятие механизмагосударства рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. Вузком смысле механизм государства отождествляется с понятием государственногоаппарата, в узком смысле механизм государства понимается как системаисполнительно-распорядительных органов государства.
Государстводля выполнения своих функций создает систему государственных органов, которые всовокупности образуют механизм государства. Он представляет собой надлежащеорганизованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включаетв свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеетопределенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которыхнаправлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широкомсмысле механизм государства охватывает все органы государства, включаяпредставительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле подмеханизмом государства понимаются только органы государства, наделенныеадминистративной властью, т.е. управленческие, исполнительные органы.
Решающуюроль в механизме государства играют государственные органы. Именно ониспециально образуются для осуществления государственной власти. Особенностьюгосударственных органов является то, что они обладают такими средствами ивозможностями, которых не имеет никакая другая организация, а именногосударственно-властными полномочиями.
Единыйи целостный механизм государства дифференцируется на составные части – органы.Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимаютнеодинаковое место в государственном механизме, находясь в сложных отношенияхсубординации и координации.
Вмеханизм государства входят все органы управления и органы принуждения.
Выяснениепонятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт илипризнаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур вполитической системе общества, так и от отдельно взятых государственныхорганов. Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, чтомеханизм современного Российского государства — это пронизанная едиными,законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей,располагающая необходимыми материальными придатками система государственныхорганов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.
Такимобразом, механизм современного государства представляет собой ту материальнуюсилу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественнойжизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступатьгарантом стабильной, разумной политики на международной арене.

/> 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.    Абдулаев М. И., Комаров С.А. Проблемы теориигосударства и права. СПБ.,2003. 312 с.
2.    Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государства иправа: учеб. – М., 2005. – 496 с.
3.    Алехина О. М. Теоретико-методологические аспектыпроблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория ипрактика. – 2003. — №15. – С. 42 – 45.
4.    Борисов Г. А. Теория государства и права: учеб. БелГУ,2007. – 292 с.
5.    Иванов А. А., Иванов В. П. Теория государства и права:учеб. М.: 2007. – 303 с.
6.    Комаров С. А. Государство в политической системеобщества. // Общая теория государства и права. Академический курс в 2х томах./Отв. Ред проф. М. Н. Марченко. Том 1 Теория государства. М., 1998. 450 с.
7.    Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. –2-е изд. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 343 с.
8.    Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства иправа: учеб. М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
9.    Мелехин А. В. Теория государства и права. М.: МаркетДС, 2007. — 640с.
10.  Морозова Л. А. Теория государства и права: учеб. М.,2002. – 414 с.
11.  Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520 с.
12.  Общая теория государства и права. Академический курс в2-х томах. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Том 1.Теория государства. М., 1998. 460с.
13.  Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 2005.– 388 с.
14.  Теория государства и права: Учеб. / Под ред.В. М.Корельского и В. Д. Перевалова. — 2-е изд. — М.: Издательство НОРМА, 2002. —612 с.
15.  Хропанюк В. Н… Теория государства и права. учеб./ Подред. В. Г. Стрекозова – М.: Интерстиль, Омега-Л. 2008. – 384 с.
16.  Цыганов В. И. Теория государства и права: тезисылекций. Нижний Новгород, 2007. – 142 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.