Реферат по предмету "Государство и право"


Негосударственные организации в системе правоохранительной деятельности

Министерство внутренних делРоссийской ФедерацииБелгородскийюридический институтКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы  в РФ»РЕФЕРАТ
по теме: «Оказание юридической помощи и защита поуголовным делам» Автор: Адъюнкт кафедры
рядовоймилиции
ЛовинВ.А.
Белгород
2008
План:
Вступление
1.Негосударственные организации: понятие, система и их роль в системеправоохранительных органов.
2.Характеристика негосударственных организаций
Заключение.
Вступление
Участиеобщественных организаций, объединений, граждан в деятельностиправоохранительных органов РФ реализуется в различных формах. Целесообразнымпредставляется выделить две группы форм участия в указанной деятельности:непосредственная и опосредованная. Исходной правовой базой длянепосредственного и опосредованного участия в правоохранительной деятельностиявляются ч.5 ст. 32 Конституции РФ, а также соответствующие статьи законов,регламентирующие деятельность правоохранительных органов. Рассмотрениюразличных форм участия общественных организаций, объединений, граждан вдеятельности правоохранительных органов РФ и будет посвящена данная лекция.

1. Негосударственные организации:понятие, система и их роль в системе правоохранительных органов.
КонституцияРоссийской Федерации (ч.3 ст. 13, ст.30) закрепила право граждан наобъединения, которое в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. “Обобщественных объединениях” может быть реализовано путем создания различныхобщественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественнойсамодеятельности и активного участия в их деятельности.
Подобщественными объединениями понимаются добровольные, самоуправляемые,некоммерческие формирования, создаваемые по инициативе граждан, объединившихсяна основе общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5Закона).
Созданиеобщественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав изаконных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в этиобъединения. Реализуя свое право на объединение, граждане могут создаватьполитические партии и общественные движения, профессиональные союзы, женские имолодежные организации, творческие союзы и т.д., преследующие социальные,политические и иные общественно полезные цели, ставящие своей целью совместноерешение различных социальных проблем, которые могут возникнуть у граждан поместу жительства, работы или учебы, направленные на удовлетворение потребностейнеограниченного круга лиц.
Неоценимароль общественных объединений и организаций в решении общегосударственнойзадачи по охране права в стране, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Традиционнымиформами участия населения в правоохранительной деятельности были ДНД,товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления,адвокатура. Создаваемые на основе коллективного членства, эти организации иобъединения главное свое предназначение видели в оказании помощигосударственным правоохранительным органам в их работе по охране правопорядка.
Однакопроисходящие в стране политические, социальные, экономические преобразования немогли не сказаться на формах привлечения граждан к охране правопорядка. Однитрадиционные формы (например, ДНД) претерпевают организационные изменения,другие (товарищеские суды, наблюдательные комиссии) стоят на перепутье итребуют правового обновления, роль третьих (адвокатура) неизмеримо выросла итакже ждет своего законодательного закрепления. Более того, в последнее времяпоявились новые формы участия граждан в правоохранительной деятельности, воснове создания которых лежат не столько коллективные, сколько индивидуальныеинтересы (частные нотариальные палаты, частные детективные и частные охранныепредприятия). Они, как правило, создаются по инициативе отдельных граждан либопо заявлению группы учредителей и выполняют функции охраны не правовыхинтересов вообще, а отдельных лиц, конкретных предприятий, учреждений иорганизаций.

2. Характеристика негосударственных организаций.
Вначале лекционного курса мы рассмотрели с Вами основы (принципы) построения идеятельности правоохранительных органов, где кратко коснулись вопросов участияграждан в деятельности ряда правоохранительных органов. Далее в теме«Судебная власть и правосудие» мы более подробно рассмотрели принципучастия граждан в отправлении правосудия. Данный принцип закреплен в ч.5 ст.32Конституции РФ, которая гласит «Граждане Российской Федерации имеют правоучаствовать в отправлении правосудия». В таком понимании принцип участияобщественности в деятельности правоохранительных органов заключается в том, чтограждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве народных заседателей,присяжных заседателей, общественных обвинителей, общественных защитников идругих участников судебного разбирательства.
Принципучастия общественности, граждан в деятельности правоохранительных органовконечно же не ограничивается только участием граждан в судебномразбирательстве. Представители общественности содействуют органамосуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Далеев лекции мы рассмотрим детализируемые положения, сформулированные в ч. 5 ст. 6;п. 4 ч. 2 ст. 7; п. 2 ст. 15 Федерального закона об ОРД, а также нормызаконодательных актов, определяющих статус оперативно-розыскных ведомств,предоставляющие последним право привлекать граждан к сотрудничеству. В своюочередь, положения этих законов в ряде случаев дополняют Федеральный закон обОРД в части регламентации вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятийс опорой на всенародную поддержку.
Анализвсех этих норм позволяет воссоздать полную картину законодательногорегулирования в РФ содействия граждан органам, осуществляющим ОРД.
а).Содействие граждан оперативно-розыскным ведомствам возможно в гласной инегласной форме. В Федеральном законе об ОРД первый аспект не детализируется.Однако он четко определен в ст. 19 Федерального закона об органах ФСБ в РФ, гдев ч. 1 указано, что это ведомство может привлекать отдельных лиц с их согласияк содействию в решении возложенных на органы ФСБ обязанностей в качествевнештатных сотрудников.
ВЗаконе РСФСР “О милиции” упоминания о внештатных сотрудниках милиции нет, хотяв ч. 4 ст. 8 Закона СССР “О советской милиции” указывалось, что граждане СССРна добровольных началах могут работать в качестве внештатных сотрудниковмилиции (о внештатных сотрудниках КГБ СССР речь шла в п. 2 ст. 14 Закона СССР“Об органах государственной безопасности в СССР”).
Гласноорганам, осуществляющим ОРД, традиционно содействовали и народные дружинники. Вдеятельности этих общественных формирований прослеживалась определеннаяспециализация, адекватная профилю различных оперативных аппаратов органоввнутренних дел. В современных условиях народные дружины также функционируют(См. Постановление Правительства Москвы № 323 от 19 апреля 1994 г. “Одальнейшем развитии деятельности Московской городской народной дружины”.),поэтому подобного рода практика может сохраниться.
 Темболее, что правовые предпосылки для этого есть. В статье 5 Временного положения“О Московской городской народной дружине” указывается, что данная структураосуществляет свою деятельность путем выявления и информированияправоохранительных органов об обстоятельствах, способствующих совершениюправонарушений, о правонарушениях и событиях угрожающих личной и общественнойбезопасности, а также путем проведения профилактической работы с лицами,допускающими правонарушения и т. п.
ВФедеральном законе об ОРД зафиксирована и негласная форма содействия гражданорганам, осуществляющим ОРД. Впервые на законодательном уровне она была обозначенав п. 2 ст. 14 Закона СССР “Об органах государственной безопасности в СССР”,предусматривающей использование помощи граждан (как советских, так ииностранных) на гласной и негласной основе. Такое сотрудничество моглоосуществляться только с их согласия. Негласная помощь органам государственнойбезопасности со стороны граждан могла выражаться в осуществлении скрытогонаблюдения, в получении информации о разведывательно-подрывной деятельности засчет применения иных методов, в том числе проникновения в спецслужбыиностранных государств и иностранные организации, в преступные сообщества.Помощь граждан могла осуществляться также в форме консультирования органовгосударственной безопасности по вопросам обеспечения государственнойбезопасности, борьбы с преступностью, внесения предложений по совершенствованиюсистемы обеспечения госбезопасности и т п.
Гражданемогли привлекаться с их согласия к розыску и задержанию преступников, ксовершенствованию режимных мероприятий. Обязательными требованиями к использованиюграждан в оказании помощи органам государственной безопасности являлись строгоесоблюдение законности, прав и законных интересов других граждан, недопущениепровокации и искажения информации.
Завнесение существенного вклада в обеспечение госбезопасности при выполнениипоручений органов государственной безопасности, проявленные при этом героизм имужество граждане могли представляться к государственным наградам, отмечатьсяразличными поощрениями органов государственной безопасности.
Российскийзаконодатель урегулировал весь спектр вопросов, касающихся данной формысодействия в Законе РФ «Об ОРД» (1992 г.). Эта его позиция практически осталасьнеизменной и в Федеральном законе об ОРД (1995г.). Разрешая подобным образомданный вопрос, он исходил из международных стандартов, предъявляемых правовомурегулированию данного аспекта ОРД.
Так,обратившись к зарубежному опыту, можно увидеть, что не делают секрета из фактаиспользования конфидентов нормативные акты, регламентирующие ОРД ФБР. ВИнструктивном письме Генерального атторнея от 15 декабря 1976г. подтверждаетсязаконность использования осведомителей при проведении любыхоперативно-розыскных мероприятий, однако указывается на допустимость этоготолько в тех случаях, когда ФБР официально уполномочено провести расследование,а такое использование не приведет к нарушениям закона и конституционных правграждан. При этом осведомители не могут быть уполномочены на такие действия,выполнение которых согласно закону или ведомственным инструкциям могло бы бытьвозложено на самих оперативных сотрудников ФБР.
Указанныйнормативный акт детально определяет подлежащие анализу факторы, какоправдывающие, так и препятствующие использованию именно осведомителя,детализирует содержание инструктажа последнего относительно недопустимостиучастия в противоправных деяниях, регулирует действия ФБР при обнаружении фактасовершения осведомителем преступления.
Вцелом же Инструктивное письмо Генерального атторнея ориентирует ФБР напривлечение “добросовестных” осведомителей и недопустимость их участия впротивозаконной деятельности в процессе выполнения оперативного задания. Однакоиспользуемые в Инструктивном письме формулировки позволяют заключить, что дажев тех случаях, когда осведомитель нарушает закон (использует официально не санкционированныеметоды получения информации, действует в качестве провокатора и т. п.),руководство ФБР и Министерства юстиции США сохраняет за собой право пособственному усмотрению решать вопрос о привлечении осведомителя к уголовнойответственности и прекращении с ним сотрудничества. Более того, в интересахуспешного проведения запланированной операции и сохранения ее в тайне ФБР можетпродолжить сотрудничество с осведомителем, нарушившим требования закона, ивоздержаться от раскрытия его личности органам расследования и обвинения,которым подследственно совершенное преступление.
Несколькоиной, в частности лаконичный, подход к правовой регламентации конфиденциальнойпомощи граждан специализированным оперативным подразделениям криминальнойполиции прослеживается в Законе о полиции земли Северный Рейн-Вестфалия от 25марта 1980 г., дополненном законом от 26 июня 1984 г. Здесь в § 19,обозначенном как сбор данных с помощью введения в разработку лиц, чьесотрудничество с полицией третьим лицам неизвестно, во-первых, подтверждаетсяправо полиции на сбор данных о личности с помощью введения в разработкуконфидентов. Во-вторых, отмечается, что это допустимо для предотвращениясуществующей опасности для жизни, здоровья и свободы граждан, то есть делаетсяакцент на сборе информации подобным путем в профилактических целях. В-третьих,устанавливается, что санкцию на введение в разработку лиц, чье сотрудничество сполицией третьим лицам неизвестно, имеет право давать только руководительведомства или лицо, уполномоченное им. В-четвертых, гарантируется сохранение втайне сведений о личности частных лиц, сотрудничающих с полицией.
Особоследует отметить, что правовые акты США и ФРГ, регламентирующиеоперативно-розыскную деятельность ФБР и полиции ФРГ, не абсолютизируют рольтайной помощи частных лиц в разрешении криминальных задач. Здесь эта категориярассматривается как альтернатива кадровым секретным сотрудникам, а такжесредствам электронной разведки.
Сказанноепозволяет прийти к выводу о том, что возможны два варианта правовойрегламентации в законе об оперативно-розыскной деятельности участия граждан вподготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий конфидентов:лаконичный и детальный.
Первыйиз них и адаптировал Закон РФ об ОРД (1992 г.). Он также сохранен и в новой егоредакции, которая представлена в ст. 17, 18 Федерального закона об ОРД.
Анализтекста этих норм, а также ст. 19 Федерального закона об органах ФСБ в РФ, ст.19 Федерального закона “О внешней разведке” позволяет сделать вывод о том, чтоони определяют круг обязанностей и прав граждан содействующих органам,осуществляющим ОРД. Аналогичный подход наблюдается и в оперативно-розыскныхзаконах стран СНГ и Балтии.
 Частныелица, привлеченные к подготовке и проведению ОРМ, обязаны сохранять в тайне, сведения,ставшие им известными в процессе участия в ОРД (ч. 1 ст. 17). Кроме того, онидолжны добросовестно сотрудничать с органами, осуществляющими ОРД, и непредоставлять им заведомо ложную информацию (ч. 1 ст. 17), а также соблюдатьусловия контракта, заключенного с ними (ч. 2 ст. 17) или же устнойдоговоренности о сотрудничестве (ч. 1 ст. 17).
 ГлаваIV Федерального закона «Об ОРД», ст. 19 Федерального закона «Об органах ФСБ вРФ», ст. 19 Федерального закона «О внешней разведке» закрепляют право граждан вподготовке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий на добровольныхначалах (ч. 1 ст. 17). Законодатель также гарантирует указанной категории лицконфиденциальность их сотрудничества с оперативно-розыскными ведомствами (ч. 1ст. 17). Далее законодатель определил, что свои взаимоотношения с органом,осуществляющим ОРД, частное лицо вправе оформить контрактом. Далее в лекции вкачестве синонима к словосочетанию “частные лица (граждане) содействующиеорганам, осуществляющим ОРД”, используется термин — “частные лица”.
Крометого, законодатель предоставляет частному лицу право получать от сотрудниковоргана, осуществляющего ОРД, разъяснения о своих задачах, обязанностях (п. “б”ч. 2 ст. 19 Федерального закона об органах ФСБ в РФ).
Нарядус этим законодатель определяет, что частные лица имеют право на получениевознаграждения и возмещение вреда, причиненного их здоровью, либо ущерба,нанесенного их имуществу.
Обязанностьне разглашать охраняемые законом сведения, ставшие известными частному лицу впроцессе оказания содействия соответствующему оперативно-розыскному ведомству.Это законодательное положение, предусмотренное в ч. 1 ст. 17 Федеральногозакона об ОРД, обусловлено тем, что перед частным лицом раскрываются конкретныеобъекты ОРД, оперативные устремления, т. е. им доверяются сведения,составляющие государственную или служебную тайну. Если же подобного родаинформацию сохранять перед частным лицом в тайне, то становится бессмысленнымего участие в ОРД вообще. Ведь не определяя конфиденту оперативную цель,невозможно ни изучить с его помощью конкретное лицо, подозреваемое в той илииной противоправной деятельности, ни внедриться в преступное сообщество и т. п.
Крометого, частные лица проходят определенную профессиональную подготовку, получаютспециальные знания и навыки прежде всего о формах и методах деятельностиорганов, осуществляющих ОРД. Без этого конфидент не сможет эффективно выполнитьпринятые на себя обязательства, так как профессионалом в сфере ОРД не является.В свою очередь, разведывательные возможности данной категории лиц обусловливаютих неизбежное использование в сфере борьбы с преступностью.
Такимобразом, частному лицу доверяется информация, составляющая как государственную,так и служебную тайну, в связи с чем законодатель предусмотрел в Федеральномзаконе об ОРД и иных правовых актах, образующих оперативно-розыскноезаконодательство, данную норму.
Добросовестностьсотрудничества с органом, осуществляющим ОРД — обязанность, принимаемая на себялицом, конфиденциально содействующим органу, осуществляющему ОРД.
Всоответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона об ОРД и аналогичными нормамииных законодательных актов, образующими оперативно-розыскное законодательство,в круг действий, возложенных на частных лиц и безусловных для выполнения ими,входит и добросовестность сотрудничества с оперативно-розыскным ведомством. Всвязи с этим они прямо предостерегаются насчет недопустимости передачи органам,осуществляющим ОРД, заведомо ложной информации. В качестве последней следуетпонимать, например, сведения, содержащие оговор и клевету на объект ОРД.
Безусловно,что в подразделения оперативных служб поступает различная по качествуинформация. При этом не следует исключать и умышленные действия частных лиц подезинформации и дезориентированию органов, осуществляющих ОРД, тем более всовременных условиях, когда различного рода организованные преступныесообщества стали интенсивно осуществлять контр оперативную работу. Традиционнов классификации негласных сотрудников — частных лиц с учетом вероятности“преступной контрразведки” выделяют и такие их категории, как двурушники,дезинформаторы, двойники, т. е. ненадежные ренегаты, вульгарные осведомители,пригодные главным образом для распространения ложных сведений противостоящейоперативно-розыскному ведомству стороне.
Всвязи с этим исключается альянс оперативных подразделений ипреступников-осведомителей, предполагающий оплату услуг последних молчаливымразрешением совершать менее значительные преступления. Нередко это приводит кполучению правоохранительным ведомством ложной информации и росту преступности.При этом опасность подобного рода компромиссов с преступниками в дискредитацииправо применяющих органов, в формировании неправильного представления обистинном состоянии преступности и эффективности борьбы с ней, возникновениипривилегированной группы мелких преступников и распространении практикивынесения неправосудных приговоров.
Такимобразом, ложная информация от частных лиц может поступать в силу того, что онистремятся завуалировать свое участие в преступлении. Кроме того, причинойдезинформирования может быть и попытка скрыть факт использования противоправныхспособов в процессе добывания информации.
Длятого чтобы исключить негативные последствия использования поступившей в органы,осуществляющие ОРД, ложной информации, оперативно-розыскное законодательство,прежде всего, предусматривает предварительное определение степени порядочности,честности и объективности лица, привлекаемого к подготовке и проведениюоперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального закона об ОРД).Кроме того, решению вопроса об использовании помощи частных лиц в процессеосуществления оперативно-розыскных мероприятий должно предшествовать изучениефакторов, указывающих на наличие средств проверки конфиденциальной информации,и возможности оперативного подразделения контролировать и направлятьдеятельность частного лица по выполнению заданий, связанных с проверяемымкриминальным эпизодом. Здесь принципиально важно то, что ни одно сообщениечастного лица не должно приниматься на веру и тем более использоваться всоответствующей правовой форме без тщательной проверки. В связи с этим высокиетребования предъявляются и к добросовестности, объективности и профессиональнойкомпетенции оперативных работников. Их роль весьма ответственна, так как любойчеловек, сообщивший о каком-либо событии или происшествии, даже самый честный,может добросовестно заблуждаться, неправильно оценить тот или иной факт илипоступок конкретного человека в силу своей недостаточной осведомленности,неправильной оценки фактов и событий. Однако, в отличие от частных лицоперативный работник ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права. Он обязанвсесторонне проверить полученную информацию, используя для этого все имеющиесявозможности, и только после принять решение об использовании результатов ОРД.Вместе с тем, деятельность оперативных подразделений по составлению прогнозапоследствий использования частного лица, контроля за его поведением привыполнении заданий, осуществление мероприятий по профилактике предательства сего стороны, оперативной проверке поступающей от него информации вовсе неозначает, что это лицо не должно соблюдать закон, а также условия заключенногоим договора с органом, осуществляющим ОРД. Речь идет о том, что положениеконфидента не является привилегированным и не исключает ответственности засовершенные противоправные деяния.
 Выполнениепоручений органов федеральной службы безопасности, направленных наосуществление возложенных на них обязанностей, — обязанность лиц, оказывающихсодействие органам ФСБ, предусмотренная п. “б” ч. 3 Федерального закона оборганах ФСБ в РФ.
Следуетотметить, что обязанность выполнять поручения оперативных подразделений — неотъемлемый элемент правового статуса частных лиц, содействующих не толькоФСБ, но и иным органам, осуществляющим ОРД.
Например,внештатным сотрудникам уголовного розыска поручается:
— выявление лиц, подлежащих постановке на профилактический учет;
— проведение совместно с работниками милиции или по их поручению индивидуальнойвоспитательной работы с отдельными лица- ми, состоящими на профилактическомучете;
— проверка поведения по месту жительства и работы лиц, находящихся под надзороммилиции;
— выявление очевидцев, свидетелей, потерпевших, участие в розыске скрывшихся преступникови лиц, без вести пропавших;
— установление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, занятиепопрошайничеством, проституцией, азартными играми, склоняющих их к употреблениюнаркотических веществ либо подстрекающих к совершению правонарушений; выявлениегрупп, состоящих из подростков-правонарушителей;
— установление родителей и лиц, их заменяющих, не умеющих или не желающихвоспитывать детей, а также отрицательно влияющих
наних своим антиобщественным поведением, и оказание на таких родителей и лиц, ихзаменяющих, воспитательного воздействия;
— выявление несовершеннолетних, подлежащих взятию на профилактический учет;
— работа с несовершеннолетними и их родителями в инспекциях по деламнесовершеннолетних,
Всвою очередь, внештатным сотрудникам аппарата БЭП может поручатьсяосуществление:
-общейи индивидуальной профилактики правонарушений в сфере экономики;
— проверочных закупок товаров;
— изучения бухгалтерских и иных документов, истребованных в связи с проверкойзаявлений или сообщений о преступлениях;
— инвентаризаций товарно-материальных ценностей на различных объектах, проводимыхпо предложениям органов внутренних дел (милиции).
Нарядус этим внештатные сотрудники оперативных подразделений ФСИН могут выполнятьпоручения, касающиеся:
— осуществления мероприятий по общей и индивидуальной профилактике преступлений вИТУ;
— участия в проверках сохранности государственного имуществаисправительно-трудового учреждения;
— участия в осуществлении мероприятий по розыску и задержанию бежавших их исправительно-трудовогоучреждения осужденных.
Часть1 ст.17 Федерального закона об ОРД в РФ предоставляет возможность заключенияорганами, осуществляющими ОРД, с отдельными лицами, привлекаемыми к подготовкеи проведению оперативно-розыскных мероприятий, максимальноиндивидуализированного соглашения о труде, обозначаемого термином “контракт”.Подобного рода документ позволяет максимально оговорить условияконфиденциального сотрудничества с учетом личностной специфики каждогочеловека, а также особенностей той сферы правоохранительной деятельности, вкоторой действует оперативно-розыскное ведомство. Этим законодатель такжевыделил из числа частных лиц тех, которые, не будучи кадровыми сотрудникамиоперативных подразделений, в материальном отношении полностью или частичнонаходятся на обеспечении этих служб.
Вконтракте могут предусматриваться такие реквизиты, как: основа сотрудничествалица с государственным органом, осуществляющим оперативную деятельность;задачи, для решения которых привлекается лицо; права и обязанности сторон впроцессе сотрудничества; срок сотрудничества; форма и размер материальноговознаграждения лица; обязанность для лица сохранения в тайне факта заключениядоговора и его условий, а также ставших известными ему в процессесотрудничества сведений; форма и характер ответственности сторон за нарушениеусловий договора Кроме того, в нем может быть указано, что заключение договорамежду осуществляющим оперативную деятельность государственным органом и лицомвлечет для обеих сторон юридические последствия в соответствии сзаконодательством .
Вконтракте можно отразить и порядок разглашения сведений о конфиденциальномсотрудничестве, продлении срока контракта, а также особые условия, связанные свыполнением частным лицом отдельных обязанностей.
Особоследует отметить, что контракт должен предусматривать обязанности контрактантапрежде всего по сохранению тайны факта сотрудничества, его условий, а такжеставших ему известными в процессе сотрудничества сведений. Наряду с этимконтракт должен гарантировать социальную и правовую защиту конфидента, вчастности выплату ему пособий, связанных с возмещением ущерба, в том числе издоровью.
Письменнаяформа заключения контракта является гарантией взаимных обязательств сторон присоблюдении вышеуказанных реквизитов.
Основаниемдля прекращения сотрудничества с частным лицом, работающим по контракту,является нарушение его условий, окончание срока контракта, если стороны невысказывают намерений продлить контракт, например, за 30 суток до егоистечения; уведомление одной из сторон о намерениях досрочно прекратитьконтракт.
Контрактможет считаться прекращенным, например, через 30 суток после уведомления однойиз сторон другой о его прекращении. Данное трудовое соглашение теряет свою силуи в случае смерти контрактанта.
Можетдопускаться приостановление работы по контракту на срок до шести месяцев вслучае временной невозможности со стороны частного лица исполнить своиобязанности .
Добровольностьсотрудничества частного лица с органом, осуществляющим ОРД, — охраняемаягосударством, узаконенная возможность частных лиц по собственному желаниюсодействовать оперативно-розыскной работе различных правоохранительных органови спецслужб.
Законодательпредусмотрел, что от частного лица, помощь которого требуется для подготовкиили проведения оперативно-розыскного мероприятия, орган, осуществляющий ОРД,должен получить утвердительный ответ на просьбу оказать ему содействие врешении задач, предусмотренных ст. 2 Федерального закона об ОРД.
Изэтого следует, что упомянутый выше выбор указанный гражданин должен сделать пособственному желанию. В данной норме сделан акцент, что при установленииотношений сотрудничества с частными лицами исключается использованиепротивоправных способов склонения их к сотрудничеству. Здесь должны учитыватьсязакономерности оперативно-розыскной практики. Последние указывают, что важноопираться на мотив, который сам по себе в естественной форме может побуждатьотдельных граждан в той или иной форме содействовать органам, осуществляющимОРД. Вместе с тем уловить этот мотив и опереться на него может толькопрофессионально пригодный для работы с частными лицами. В связи с этим ворганах, осуществляющих ОРД, устанавливается специальная процедура допускаоперативного персонала к данной сфере ОРД. Кроме того, оперативно-розыскнаяпрактика выработала ряд требований, которым должен соответствовать сотрудник,работающий с внештатными сотрудниками и иными частными лицами.
Этодолжны быть разносторонние и сдержанные люди, способные установить хорошиевзаимоотношения с окружающими. Одновременно они безусловно обязаны выполнятьобещания, данные частным лицам. Опыт разведывательной работы свидетельствует отом, что оперативные работники, успешно устанавливающие отношениясотрудничества с частными лицами, обычно обладают следующими качествами:
— хорошая репутация благодаря этичному поведению при раскрытии различного родапротивоправных деяний, осуществлении оперативно-розыскных мероприятий пооперативным делам;
— умелое ведение беседы;
— способность распознавать личную мотивацию и личные качества частного лица;
— знание данных и особенности поведения лиц, живущих и работающих наобслуживаемой территории и объектах в рамках определенной юрисдикции.
Мырассмотрели с Вами некоторые формы участия граждан в деятельности правоохранительныхорганов по поддержанию правопорядка и деле борьбы с преступностью. 
б)Место и роль в системе правоохранительных органов предприятий частнойдетективные и охранной службы. Понятие и общая характеристика частнойдетективной и охранной деятельности.
ЗаконРоссийской Федерации от 11 марта 1992 г. “О частной детектив- ной и охраннойдеятельности в Российской Федерации” предусмотрел новый вид деятельности всфере право охраны, получившей название “частная детективная и охраннаядеятельность”. Ее сущность согласно Закону заключается в оказании на возмезднойдоговорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющимиспециальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защитызаконных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельностиявляются услуги частных детективных и охранных предприятий, направленные назащиту жизни и здоровья граждан, охрану имущества собственников, обеспечениепорядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле она переплетаетсяс деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами.Более того, в ряде случаев частная правоохранительная" деятельностьпроникает в такие сферы отношений, которых государственные правоохранительныеорганы до сих пор не касались. Например, частные детективные и охранныепредприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для веденияделовых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществлениефункций телохранителя и т. д.
Частнаядетективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков,позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности, осуществляемойгосударственными органами.
Во-первых,эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитаннойна поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны.Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получениеприбыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
Во-вторых,эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуальноопределенным клиентам- физическим и юридическим лицам. Клиентами частныхдетективных и охранных предприятий могут быть отдельные граждане, а такжепредприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы(государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательнымусловием осуществления частной детективной и охранной деятельности являетсяпредварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием иклиентом письменного договора. В договоре не только указывается содержаниеоказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежныхрасходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения.Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия являетсяпредставление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.
В-третьих,осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия,которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дели прошли государственную регистрацию.
В-четвертых,на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовойстатус работников государственных правоохранительных органов нераспространяется.
Всоответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охраннаядеятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскнаядеятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение еюклиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представлениеследующих видов услуг:
а)сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б)сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);
в)сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г)поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.
Содержаниемпервого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам,имеющей значение для правильного их раз- решения. Клиентами в сфере данноговида услуг могут быть не только участники процесса (истец, ответчик, потерпевший,обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники, знакомые участниковпроцесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных сосбором сведений по уголовным делам, является обязательное, в течение суток смомента заключения контракта с клиентом, письменное уведомление об этом частнымдетективом органа дознания, следователя, прокурора или суда, в чьемпроизводстве находится уголовное дело.
Деятельностьчастных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации осостоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (егокредитоспособность, состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности ит. д.), о фактах недобросовестной конкуренции (распространение ложных сведенийо деловой репутации клиента, попытки сбора сведений, составляющих коммерческуютайну, и т. д.).
Сборинформации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иныххарактеризующих личность данных при заключении трудового и иного контракта(например, брачного контракта). Такая информация о частной жизни лица можетбыть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции РФ ип. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).
Содержаниемдеятельности, связанной с поиском (пропавших граждан, утраченного имущества),является сбор информации об истинных причинах их исчезновения или утраты, оместе их нахождения.
Охраннаядеятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраныразрешается предоставление следующих видов услуг:
1.Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер поактивной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступныхпосягательств. Цель ее — не допустить причинения телесных поврежденийохраняемым лицам, лишения их жизни.
2.Охранаимущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает какфизическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье,продукция, транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться вгосударственной, федеральной или муниципальной собственности, в коллективной иличной. Оно может принадлежать как российской стороне, так и зарубежным деловымпартнерам либо находиться в совместной собственности. Охранная деятельностьчастных охранных предприятий не распространяется только на объекты, подлежащиегосударственной охране.
Переченьтаких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г.№ 587 (САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 506; 1993 № 39 Ст. 3690).
3.Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарнойсигнализации.
4.Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомернойзащиты от противоправных посягательств.
5.Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основедоговора с устроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий идр.).
Приведенныйперечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частнойдетективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельностьне должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересовклиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры навыполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересовтретьих лиц.
Частныедетективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовесдеятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. Ите и другие решают ряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. Внекоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельныхвидов правоохранительной деятельности. Все это объективно выдвигает задачуорганизации четкого взаимодействия между государственными и негосударственнымисубъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такоговзаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности,допускает возможность сбора частными детективами сведений по уголовным делам,но с определенными ограничительными условиями: на договорной основе сучастником процесса, с обязательным уведомлением о заключении контрактагосударственных должностных лиц и органов, в производстве которых находитсядело.
Ещеодной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективными охранным предприятиям права на оказание содействия государственнымправоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Содержанием этого видавзаимодействия является практическое выполнение совместных сыскных и охранныхдействий, направленных на поддержание правопорядка. Взаимодействие междуохранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органами осуществляетсятакже в форме информационного обмена, оказания друг другу различного родауслуг, личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д.Особенностью взаимодействия частных детективных и охранных предприятий справоохранительными органами в рамках обеспечения правопорядка является то, чтооно может осуществляться на договорной основе

Частные детективные и охранные предприятия
Всоответствии с Законом от 11 марта 1992г. частная детективная и охраннаядеятельность осуществляется предприятиями, имеющими специальное разрешение(лицензию) органов внутренних дел (ст. 1). В ст. 11 этого же Законаподчеркнуто, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям,специально учрежденным для их выполнения. Поэтому отдельные граждане, имеющиеиндивидуальную лицензию на занятие частной охранной деятельностью, таковоймогут заниматься только в составе частного охранного предприятия послезаключения с ним трудового соглашения (контракта).
Несколькоиное положение складывается в сфере сыска. Отдельные граждане, имеющиеиндивидуальную лицензию на занятие частной сыскной деятельностью, могут, как ичастные охранники, работать в составе объединения частных детективов наконтрактной основе. Вместе с тем они могут осуществлять сыскную деятельностьиндивидуально. Для этого они должны зарегистрировать индивидуальное частноедетективное предприятие (ч. 5 ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г.).
Учредителямидетективных и охранных предприятий, как правило, вы- ступают физические лица — граждане Российской Федерации. Особый правовой статус занимают службыбезопасности. Они создаются на предприятиях, которые являются их учредителями.Создание и деятельность частных детективных и охранных предприятий возможнытолько при наличии на то лицензии, которая выдается органом внутренних дел поместу учреждения сроком на три года. В дальнейшем срок действия лицензиипродлевается на пять лет. В предусмотренных законом случаях органы внутреннихдел могут аннулировать выданную предприятию лицензию (ч.2 ст.10 Закона от 11марта 1992 г.).
Лицензияявляется лишь разрешением на открытие частного детективного или охранногопредприятия и юридическим основанием для государственной регистрациисоответствующего предприятия местным органом исполнительной власти. Предприятиесчитается учрежденным и приобретает статус юридического лица со дня егогосударственной регистрации. Деятельность незарегистрированных предприятийзапрещена.
Внастоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видовдетективных и охранных предприятий:
1.Индивидуальные частные детективные предприятия.
2.Объединения частных детективных предприятий.
3.Филиалы объединений частных детективных предприятий.
4.Частные охранные предприятия.
5.Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частныхдетективов.
6.Службы безопасности на предприятиях.
7.Негосударственные образовательные учреждения и организации специальнойподготовки частных детективов и охранников.
Индивидуальноечастное детективное предприятие образуется в порядке, предусмотренном ст. 8Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” от 25 декабря1990 г, частным лицом, имеющим персональную лицензию на право занятия частнойдетективной деятельностью. Имущество данного предприятия образуется изимущества учредителя (его семьи), полученных доходов и других законныхисточников.
Частныйсыщик- собственник индивидуального предприятия- несет ответственность пообязательствам предприятия в пределах, определенных уставом предприятия.
Объединениечастных детективных предприятий создается в соответствии со ст. 13 Закона “Опредприятиях и предпринимательской деятельности”, как правило, по инициативегруппы лиц, уже зарегистрировавших индивидуальные частные детективныепредприятия. Оно создается на договорной основе в целях расширения возможностейиндивидуальных предприятий, связанных с оказанием сыскных услуг, координациейдеятельности, улучшением их прибыльности. При этом частные детективныепредприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность иправа юридического лица.
Объединениеимеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы,действует на основании своего устава.
Возможностьсоздания филиалов объединений частных детективных предприятий предусмотрена вст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. в соответствии со ст. 14 Закона “Опредприятиях и предпринимательской деятельности”. Филиалы открываются в другихрегионах Российской Федерации в качестве обособленных подразделений с правомоткрытия текущих и расчетных счетов. При этом каждый филиал должен получитьлицензию в соответствующих органах внутренних дел по месту своего расположения.
Частноеохранное предприятие создается в порядке, установленном Законом “О предприятияхи предпринимательской деятельности” (ст. 4, 5) с соблюдением требований,предусмотренных Законом от 11 марта 1992г. (ст. 11). Оно образуется дляоказания охранных услуг, направленных на защиту жизни и здоровья граждан,охрану имущества собственников, в том числе в виде вооруженной охраны, а такжеиных услуг, предусмотренных ст. 3 Закона от 11 марта 1992г. Эти виды услугдолжны быть отражены в уставе предприятия. Закон не оговариваеторганизационно-правовые формы охранных предприятий. Это могут быть товарищества,акционерные общества и т. д.
Закономот 11 марта 1992 г. последовательно проводится принцип недопустимости смешениядетективной и охранной деятельности, в силу которого одно и то же предприятиене может одновременно заниматься сыскной и охранной деятельностью. Исключениемиз этого правила являются два вида предприятий, в которых допускаетсяосуществление смешанных форм детективной и охранной деятельности. Законом от 11марта 1992 г. предусмотрена возможность создания охранными предприятиями иобъединениями частных детективов совместных ассоциаций (ст. 13), а такжеучреждение на предприятиях охранно-сыскных подразделений (служббезопасности)-ст. 14.
Ассоциациичастных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективовобразуются на договорной основе с сохранением своей самостоятельности и правюридических лиц. Цель создания таких смешанных предприятий — расширитьвозможности каждого соучредителя в производственном (профессиональном),научно-техническом и социальном развитии. Получение лицензии на создание такойассоциации не требуется.
Службыбезопасности на предприятиях (охранно-сыскные подразделения) создаются всоответствии со ст. 14 Закона от 11 марта 1992 г. на предприятиях независимо отих организационно-правовых форм (в коммерческих фирмах, банках, акционерныхобществах, торговых домах и т. д.).
Службабезопасности — самостоятельное структурное подразделение в составепредприятия-учредителя и создается для осуществления охранно-сыскнойдеятельности в интересах собственной безопасности предприятия. Она решаетзадачи непосредственной защиты жизненных интересов конкретного предприятия вусловиях коммерческого и производственного риска, конкурентной борьбы. Службамбезопасности запрещается оказывать услуги, которые не связаны с обеспечениембезопасности своего предприятия.
Правовоеположение частного детектива и частного охранника
Частныйдетектив и частный охранник — это физические лица, отвечающие определеннымтребованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги, составляющиесодержание частной сыскной или частной охранной деятельности.
Имимогут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года ипригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью,имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку,отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением.Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажапрактической работы не менее трех лет в оперативных или следственных подразделенияхправоохранительных органов (для лица, претендующего на работу в качествечастного сыщика) или в органах внутренних дел либо органах Федеральной службыбезопасности (для лица, претендующего на работу в качестве частного охранника).
Недопускаются к частной детективной и охранной деятельности граждане: состоящиена учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявленообвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности вустановленном законом порядке); уволенные с государственной службы, изсудебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим ихобстоятельствам.
Обязательнымусловием для работы в качестве сыщика или охранника является получение на торазрешения (лицензии) органа внутренних дел. Для этого гражданин долженпредставить в орган внутренних дел по месту жительства: заявление и анкетуустановленного образца, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, атакже другие документы, указанные в ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г.Одновременно претендент на лицензию должен представить сведения о потребности вспециальных средствах, средствах связи и иных технических средствах в своейбудущей работе и намерении их использовать. Претендент на должность охранникадолжен, кроме того, представить сведения о намерении использовать огнестрельноеоружие.
Лицензиявыдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления на тригода. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверениеличности охранника (детектива). За один месяц до истечения срока действиелицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет.
Получениегражданином лицензии еще не делает его частным детективом или охранником.Таковым он становится после заключения трудового договора (контракта) ссоответствующим предприятием. Лицензия на работу в качестве детектива даетвозможность ее обладателю зарегистрировать “индивидуальное частное детективноепредприятие”. Работа в качестве частного детектива или частного охранникадолжна быть основным видом занятости. Совмещение ее с государственной службойлибо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях неразрешается. На указанных лиц статус работников правоохранительных органов нераспространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскныхмероприятий. Частный сыщик и частный охранник не вправе вызывать граждан итребовать от них дачи объяснений, проверять у них документы, производить личныйдосмотр, досмотр личного транспорта, входить беспрепятственно в жилые и иныепомещения и т. п.
Закономот 11 марта 1992г. определены средства и методы работы частных сыщиков иохранников. Особенно широкими полномочиями наделен частный детектив, которыйможет проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия ихвладельцев); проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, атакже наблюдение.
Содержаниемдеятельности частного охранника является предупреждение и пресечениепротивоправных посягательств на жизнь и здоровье граждан, на имуществособственников. И если такое посягательство будет совершено, охранник обязанприменить к правонарушителю принуждение в соответствии с правилами необходимойобороны и крайней необходимости, установленными Уголовным кодексом. Охранниктакже вправе задержать лицо, застигнутое на месте совершения преступногопосягательства, с незамедлительной передачей задержанного в орган внутреннихдел (в милицию).
Приосуществлении частной детективной и охранной деятельности до- пускаетсяиспользование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, оперативнойрадио- и телефонной связи. Могут использоваться иные технические средства приусловии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающейсреде.
Вслучае необходимости оказания услуг, сопряженных с опасностью для жизни издоровья частных детективов и охранников, им разрешается использоватьспециальные средства: жилет защитный, шлем защитный, спец- средство“Черемуха-10” и его аналоги, газовый пистолет, наручники, палку резиновую илипластмассовую. Специальные средства они вправе применять и в случаях, когдаиспользованы и не дали желаемых результатов не- насильственные способыпредупредительного воздействия на правонарушителей.
Переченьи виды специальных средств, которые разрешается использовать детективам иохранникам, определены постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г №587 (САППРФ 1992 №8 ст. 506, 1993 №39 ст. 3690)
Охранники,кроме того, имеют право применять огнестрельное оружие. Охранные предприятиявооружаются пистолетами ПМ и ружьями охотничьими гладкоствольными.
Специальныесредства могут применяться:
а)для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самогочастного сыщика или охранника:
б)для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в)для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когдаправонарушитель оказывает физическое сопротивление.
 Огнестрельноеоружие охранники вправе применять:
а)для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергаетсянепосредственной опасности;
б)для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемуюсобственность;
в)для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г)для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Закономустановлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применятьспециальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок ихприменения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо ихприменение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимостивлечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера и последствийнарушения.
Деятельностьчастных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонномсоблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личнойжизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запретвытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания,политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Собранную для клиентаин- формацию они не вправе разглашать, использовать ее вопреки интересамклиента или в интересах третьих лиц.
Онине должны прибегать к действиям, посягающим на иные права и свободы граждан,ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество иных лиц.Нарушение естественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнениепринятых на себя обязательств влечет гражданско-правовую,административно-правовую, уголовно-правовую ответственность.
Вопределенных случаях закон допускает возможность аннулирования органамивнутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам(охранникам, детективам).
Частныеохранники и сыщики являются гражданами Российской Феде- рации. Поэтому на них вполном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные вКонституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере право охраны,работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем.Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защитыэтих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных ииных прав.
Вдельнейшем, по мере совершенствования правовых институтов в России,соответственно получат дельнейшее развитие формы участия общественныйорганизаций, объединений, граждан в многообразной и сложной деятельностиправоохранительных органов РФ.

Заключение.
Итак,подведем итог всему, о чем вы сегодня услышали.
Вч.3 ст.13 и в ст.30 Конституции РФ закреплено право граждан на объединения. Этоправо в соответствии с ФЗ РФ “Об общественных объединениях” 1995 г. может бытьреализовано путем создания различных общественных организаций, движений,фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и активного участия вих деятельности.
Выдолжны были уяснить, что общественные объединения – это добровольные,самоуправляемые, некоммерческие формирования, создаваемые по инициативеграждан, объединившихся на основе общих целей, указанных в уставе общественногообъединения.
Созданиеобщественных организаций и объединений должно способствовать реализации прав изаконных интересов как физических, так и юридических лиц, входящих в этиобъединения.
Традиционными формами участиянаселения в правоохранительной деятельности в настоящее время являются ДНД,товарищеские суды, наблюдательные комиссии при региональных органах управления,адвокатура и др.
Кроме того, граждане могутучаствовать в правоохранительной деятельности в качестве присяжных заседателей(при отправлении правосудия), оказывать содействие органам, осуществляющимоперативно-розыскную деятельность (гласно или негласно, безвозмездно или наконтрактной основе). В любом случае, в какой бы форме это содействие  неосуществлялось, граждане обязаны добросовестно выполнять взятые на себяобязательства, а правоохранительные органы, которым оказывается содействие,обязаны обеспечить безопасность этих граждан.
Такжемы с вами рассмотрели и такой вид оказания содействия правоохранительныморганам как частная охранная и детективная деятельность. Ее сущностьзаключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим июридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию)органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своихклиентов. Содержанием этой деятельности являются услуги частных детективных иохранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрануимущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц ит. д. И в этом смысле она переплетается с деятельностью, осуществляемойгосударственными правоохранительными органами.
Ноне смотря на такое сходство, частная детективная и охранная деятельность имеетряд признаков, позволяющих отличать ее от правоохранительной деятельности,осуществляемой государственными органами.
Во-первых,эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитаннойна поддержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере право охраны.Она осуществляется на возмездной, коммерческой основе и рассчитана на получениеприбыли теми лицами и предприятиями, которые ее осуществляют.
Во-вторых,эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуальноопределенным клиентам — физическим и юридическим лицам. Обязательным условиемосуществления частной детективной и охранной деятельности являетсяпредварительное заключение между частным детективно-охранным предприятием иклиентом письменного договора. В договоре указывается не только содержаниеоказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежныхрасходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения.Обязанностью частного детективного (охранного) предприятия являетсяпредставление клиенту письменного отчета о результатах проделанной работы.
В-третьих,осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия,которые получили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дели прошли государственную регистрацию.
В-четвертых,на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовойстатус работников государственных правоохранительных органов нераспространяется.
Частнаядетективная и охранная деятельность может осуществляться для сыска и охраны.
Сыскнаядеятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение еюклиента в обусловленной форме. В целях сыска разрешается представлениеследующих видов услуг:
а)сбор сведений по гражданским и уголовным делам;
б) сбор информации в сферепредпринимательской деятельности (бизнеса);
в)сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;
г)поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.
Охраннаядеятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраныразрешается предоставление следующих видов услуг:
1.Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер поактивной физической защите охраняемых лиц от различного рода преступныхпосягательств. Цель ее — не допустить причинения телесных поврежденийохраняемым лицам, лишения их жизни.
2.Охрана имущества собственников,в том числе при его транспортировке, предполагает как физическую, так итехническую охрану имущества.
3.Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарнойсигнализации.
4.Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомернойзащиты от противоправных посягательств.
5. Обеспечение порядка в местах проведениямассовых мероприятий (на основе договора с устроителями съездов, симпозиумов,спортивно-массовых мероприятий и др.).
Приведенныйперечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частнойдетективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельностьне должна служить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересовклиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры навыполнение услуг, которые направлены на ограничение законных прав и интересовтретьих лиц.
Внастоящее время предусмотрены создание и деятельность следующих видовдетективных и охранных предприятий:
1.Индивидуальные частные детективные предприятия.
2.Объединения частных детективных предприятий.
3.Филиалы объединений частных детективных предприятий.
4.Частные охранные предприятия.
5.Ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частныхдетективов.
6.Службы безопасности на предприятиях.
7.Негосударственные образовательные учреждения и организации специальнойподготовки частных детективов и охранников.
Частныйдетектив и частный охранник — это физические лица, отвечающие определеннымтребованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги,составляющие содержание частной сыскной или частной охранной деятельности.
Имимогут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года ипригодные по состоянию здоровья для занятия соответствующей деятельностью,имеющие юридическое образование (стаж практической работы не менее 3 лет) либопрошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальнойрепутацией и законопослушным поведением.
Обязательнымусловием для работы в качестве сыщика или охранника является получение на торазрешения (лицензии) органа внутренних дел. Что для этого необходимо я вамговорила в ходе лекции.
Дляосуществления своей профессиональной деятельности частные детективы либо сыщикимогут применять специальные средства или огнестрельное оружие.
Специальныесредства могут применяться:
а)для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью самогочастного сыщика или охранника:
б)для отражения нападения при защите жизни и здоровья охраняемых граждан;
в)для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушительоказывает физическое сопротивление.
 Огнестрельноеоружие применяется:
а)для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергаетсянепосредственной опасности;
б)для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность;
в)для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие;
г)для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Закономустановлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применятьспециальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок ихприменения. Незаконное применение специальных средств и оружия либо ихприменение с превышением пределов необходимой обороны или крайней необходимостивлечет уголовную или иную ответственность в зависимости от характера ипоследствий нарушения.
Деятельностьчастных детективов и частных охранников должна осуществляться при неуклонномсоблюдении законности. Им запрещается собирать сведения, связанные с личнойжизнью граждан, с их политическими и религиозными убеждениями. Настоящий запретвытекает из установленных Конституцией РФ гарантий свободы вероисповедания,политических убеждений, права на личную и семейную тайну. Нарушениеестественных, конституционных прав и свобод граждан, невыполнение принятых насебя обязательств влечет гражданско-правовую, административно-правовую,уголовно-правовую ответственность.
Вопределенных случаях закон допускает возможность аннулирования органамивнутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам(охранникам, детективам).
Частныеохранники и сыщики являются гражданами Российской Феде- рации. Поэтому на них вполном объеме распространяются все гражданские права и свободы, закрепленные вКонституции России. Осуществляя свою деятельность в сфере право охраны,работники охранно-сыскных предприятий нередко рискуют своей жизнью, здоровьем.Поэтому государством установлен целый ряд гарантий социальной и правовой защитыэтих лиц, направленных на обеспечение их трудовых, материальных, пенсионных ииных прав.
Литератураосновная:
1.     *Гуценко К.Ф. Правоохранительныеорганы: учебник для юридических вузов и факультетов / К.Ф. Гуценко, М.А.Ковалев. М.: Издательство ЗЕРЦАЛО – М., 2001.
2.    *Правоохранительные органыРоссийской Федерации: Учебник под ред. В.П. Божьева.М.: СПАРК, 2004.
3.    *Правоохранительные органы:учебник / под общ. ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Дополнительная:
1.“Об общественных объединениях”. Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995г. // СЗ.2005. №21.Ст.1930.
2.“О частной детективной и охранной деятельности в РФ”. Закон РФ от 11 марта 1992г. // СЗ. 2004. №17. Ст.888.
3.“Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних”. Федеральный Закон РФ от 21 мая 1999 г.//СЗ. 2005. №26. Ст.3177.
4.*Судоустройство и правоохранительные органы  в РФ: Учебник, под ред. В.И.Швецова.  – М., 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Мое отношение к приметам
Реферат Роль и место физических методов исследования при изучении некоторых разделов химии высокомолекулярных
Реферат Система осморегуляции и интегральная оценка функционального состояния
Реферат Организация производства в агрофирме Мир АНК Башнефть
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины методы разделения и концентрирования место дисциплины в структуре ооп
Реферат Проектирование учебно-воспитательного процесса в контексте современной казахстанской модели образования
Реферат Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков
Реферат Мудрость в деньгах и в отношениях с людьми
Реферат Анализ и повышение эффективности производственной деятельности Богородского почтамта УФПС Нижегородской
Реферат История развития международных фондовых бирж
Реферат Анализ финансовых результатов предприятия ООО Автомобильный центр АВГ
Реферат Адаптивность как средство гуманизации профессиональной экономической подготовки в учреждении среднего профессионального образования (на примере Ижевского государственного торгово-финансового колледжа) 13.
Реферат Князь Владимир Святой
Реферат Преступления против порядка управления
Реферат Билеты по русскому языку