Реферат по предмету "Государство и право"


Международное гуманитарное право и пределы его применимости

1. Международноегуманитарное право: понятие, источники, принципы и предмет регулирования
 
Понятие и особенностимеждународного гуманитарного права. Международное право запрещает применение силы или угрозы ееприменения в межгосударственных отношениях. Однако реалии современноймеждународной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а тои в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты. Международноеправо не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правилаведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм,которые направлены на регулирование поведения государств и иных субъектовмеждународного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данныхправил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норммеждународного права составляет его отдельную отрасль – международноегуманитарное право.
Таким образом,международное гуманитарное право – отрасль международного права, представляющаясобой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в периодвооруженных конфликтов.
Становление и развитиемеждународного гуманитарного права. Отдельные обычные нормы международного гуманитарного правапоявились в глубокой древности. Затем они были закреплены в международныхдоговорах. В этих правилах поведения воюющим сторонам предписывалось, как имследует вести себя по отношению друг к другу. Например, почти повсеместносуществовало, согласно которому нельзя было начинать войну, не объявив об этомпредварительно своему противнику. Международное гуманитарное право как отрасльначало формироваться в XIX в.Специалисты считают, что начало международного гуманитарному праву былоположено принятием в 1864 г. Конвенции об улучшении участи раненных и больных вдействующих армиях. Полностью международное гуманитарное право сформировалосьлишь в XX в. Причем на смену обычным нормампришли договорные писанные нормы.
Нормы международногоправа, регламентирующие ведение военных действий, были в значительной степеникодифицированы в результате работы двух Гаагских конференций мира в 1899 и 1907гг. Эти нормы в международном праве получили название «право Гааги».
В 1949 г. в Женеве былиприняты четыре конвенции о защите жертв войны. Нормы этих конвенций, а такжедвух дополнительных протоколов к ним 1977 г. в международном праве получилиназвание «право Женевы».
Существенный вклад встановление и развитие международного гуманитарного права внес и продолжаетвносить Международный комитет Красного Креста (МККК) – неправительственнаямеждународная организация. Во многом по инициативе МККК совершенствуетсямеждународное гуманитарное право. Члены организации проводят большуюпрактическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в различных регионахмира. В России есть представительство МККК.
Источники и принципымеждународного гуманитарного права. Существует большое число международных договоров,составляющих международно-правовую базу отрасли международного гуманитарногоправа.
В их числе:
1) Петербургскаядекларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;
2) Гаагская декларация озапрещении применять пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся вчеловеческом теле 1899 г.;
3) Гаагская конвенция озаконах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
4) Конвенция о положениинеприятельских торговых судов начале военных действий 1907 г.;
5) Конвенция об обращенииторговых судов в суда военные 1907 г.;
6) Конвенция о постановкеподводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г.;
7) Конвенция обомбардировании морскими силами во время войны 1907 г.;
8) Конвенция о некоторыхограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г.;
9) Женевский протокол озапрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов ибактериологических средств 1925 г.;
10) Правила о действияхподводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г.;
11) Нионское соглашение омерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок 1937 г.;
12) Женевские конвенции озащите жертв войны 1949.: а) об улучшении участи раненых и больных вдействующих армиях; б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевшихкораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении своеннопленными;
г) о защите гражданскогонаселения во время войны;
13) ДополнительныеПротоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.;
14) Гаагская конвенция озащите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;
15) Конвенция озапрещении производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсического оружия и об их уничтожении 1972 г.;
16) Конвенция озапрещении военного или любого иного враждебного использования средстввоздействия на природную среду 1977 г.;
17) Конвенция озапрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которыемогут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательноедействие 1980 г. с протоколами: а) Протокол I – о необнаруживаемых осколках; б) Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996г., — о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и другихустройств; в) Протокол III — озапрещении или ограничении применения зажигательного оружия; г) Протокол IV 1995 г. – об ослепляющем лазерноморужии; д) Протокол V 2003 г. – повзрывоопасным пережиткам войны;
18) Конвенция озапрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружияи о его уничтожении 1993 г.;
19) Конвенция озапрещении применения, накопления запасов, производства и передачипротивопехотных мин и об их уничтожении 1997 г.
Среди региональныхмеждународных договоров следует назвать Соглашение государств – участников СНГо первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.
Принципы международногогуманитарного права. Обобщающимпринципом данной отрасли является принцип гуманизации вооруженных конфликтов,т.е. во время вооруженных конфликтов воюющим нужно в обязательном порядке соблюдатьзаконы и обычаи войны.
Другими принципамимеждународного гуманитарного права, вытекающими из обобщающего принципа–гуманизации вооруженных конфликтов, можно считать следующие:
1)        в периодвооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;
2)        воюющиеограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;
3)        гражданскиеобъекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;
4)        воюющим надлежитзащищать интересы нейтральных государств.
Названные принципывытекают из содержания международно-правовых актов, регулирующих ведениевооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международныеорганизации, все воюющие.
Предмет регулированиямеждународного гуманитарного права – международные вооруженные конфликты, атакже частично вооруженные конфликты немеждународного характера.
Международные вооруженныеконфликты – это конфликты с применением оружия, в которых участвуют два илиболее государств.
Вооруженный конфликтнемеждународного характера обладает следующими признаками:
1)        наличиеорганизованных военных действий между противоборствующими силами;
2)        в военныхдействиях участвуют вооруженные силы;
3)        достаточномассовый и устойчивый характер вооруженных выступлений;
4)        противоборствующиесилы должны иметь органы, ответственные за их поведение;
5)        каждая из сторондолжна иметь контролируемую ею часть территории государства.
2.        Пределыприменимости международного гуманитарного права: военные действия, защита жертввойны, охрана культурных ценностей
Начало военныхдействий и его правовые последствия. В соответствии со ст. 1 Конвенции об открытии военныхдействий 1907 г. военные действий между государствами не должны начинаться безпредварительного и недвусмысленного предупреждения, которое должно иметь формуили мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условнымобъявлением войны.
Одновременно о состояниивойны должны быть оповещены нейтральные страны. Каких-то сроков междуобъявлением войны и началом военных действий международное право неустанавливает.
С момента объявлениясостояния войны между враждующими государствами для них наступают следующиеправовые последствия:
1) прекращаютсядипломатические и, как правило, консульские отношения;
2) конфискуетсобственность враждебного государства;
3) вводится специальныйрежим для граждан воюющего государства;
4) прекращают действоватьмеждународные договоры мирного времени;
5) вступают в силу нормымеждународного гуманитарного права.
Как только начинаетсявооруженный конфликт международного характера, применяется системадержав-покровительниц. Ими могут стать не участвующие в конфликте государства,которые должны быть назначены и призваны воюющими. Державы-покровительницыобязаны охранять интересы воюющих стран. Если стороны не назначат таких держав,то их роль будет выполнять МККК или другая беспристрастная организация(субститут).
Участники вооруженныхконфликтов делятся на комбатантов (сражающихся и некомбатантов (несражающихся).Комбатантам относится весь строевой состав: 1) вооруженных сил; 2) ополчений,добровольческих и партизанских отрядов, движений сопротивления.
Методы и средстваведения военных действий. Международное гуманитарное право ограничивает воюющих в выборе методов исредств ведения военных действий. К запрещенным методам относятся:
1)        предательскоеубийство или ранение лиц войск неприятеля;
2)        нападение на лиц,вышедших из строя;
3)        взятиезаложников;
4)        отдача приказа –никого не оставлять в живых;
5)        принуждение лицслужить в вооруженных силах неприятеля;
6)        бомбардировканезащищенных городов и др.
К запрещенным средствамведения военных действий относятся:
1) взрывчатые,зажигательные, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом телепули;
2) снаряды, назначениемкоторых является распространение удушающих или вредоносных газов;
3) удушливые, ядовитыеили другие подобные газы;
4) бактериологическиесредства;
5) химическое оружие;
6) средства воздействияна природную среду, имеющие широкие, долгосрочные или серьезные последствия, вкачестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
7) оружие, основноедействие которого заключается в нанесении повреждений осколками, необнаруживаемыми в человеческом теле рентгеном;
8) кассетные, шариковыебомбы, мини-ловушки;
9) нападение награжданское население или гражданские объекты с применением зажигательногооружия, а также на военный объект, расположенный в районе сосредоточениягражданского населения;
10) превращение лесов илидругих видов растительного покрова в объект нападения с применением зажигательногооружия;
11) лазерное оружие,специально предназначенное для использования в боевых действиях в целяхпричинения постоянной слепоты организма зрения человека, не использующегооптические приборы;
12) противопехотные мины,не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами;
13) дистанционноустанавливаемые мины, не соответствующие положениям о самоуничтожении исамодезактивации;
14) дистанционноустанавливаемые мины, не являющиеся противопехотными минами, если они оснащеныэффективным механизмом самоуничтожения или самонейтрализации послеиспользования их в военных целях.
Прекращение состояниявойны и его правовые последствия. В период вооруженного конфликта государства находятся всостоянии войны. После прекращения военных действий между воюющими странамивозобновляются мирные отношения.
Военные действия всегопрекращаются двумя путями: перемирием и капитуляцией.
Перемирие – этопрактическая реализация договоренности между воюющими сторонами о прекращениивоенных действий. Перемирие бывает общим и местным.
Другой формой прекращениявоенных действий является капитуляция. Под ней понимается прекращениесопротивления вооруженных сил или их части одной из воюющих сторон. Одной изразновидностей капитуляции является безоговорочная капитуляция. Именно так капитулировалиГермания и Япония в 1945 г.
Защита жертв войны. К жертвам войны международноегуманитарное право относят: 1) раненых; 2) больных; 3) потерпевшихкораблекрушение из состава вооруженных сил на море; 4) военнопленных; 5)гражданское население.
Правовой статус раненых ибольных определен соответствующими конвенциями 1949 г. Понятие «раненые» и«больные» распространяется как на комбатантов, так и на некомбатантов. Вотношении указанных лиц нельзя:
1)        посягать на жизньи физическую неприкосновенность;
2)        брать взаложники;
3)        посягать начеловеческое достоинство;
4)        без судебногорешения осуждать и применять наказание.
Медицинские учреждения имедицинский персонал пользуются уважением и защитой, на них нельзя совершатьнападение.
Попавшие во власть неприятеляраненые и больные воюющей армии считаются военнопленными, и к ним долженприменяться режим военного плена.
Правовой статусвоеннопленныхопределен соответствующей Конвенцией 1949 г. К этой категории лиц относятсяпопавшие в плен воюющие, т.е. комбатанты. Они находятся во властинеприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей.
К военнопленным нельзяприменять акты насилия, запугивания и оскорбления. Необходимо уважать ихличность и честь. Нельзя совершать действия, которые могут привести к смертивоеннопленного или угрожать его здоровью. Запрещается дискриминациявоеннопленного вследствие его расы, национальности, вероисповедания,политических убеждений. Эти требования относятся и к участникам вооруженногоконфликта немеждународного характера.
Как только прекращаютсявоенные действия, военнопленные должны быть освобождены, если они непривлекаются к уголовной ответственности за военные преступления.
Правовой статусгражданского населения, т.е. лиц, не принадлежащих к комбатантам и неучаствующих в военных действиях. Правовой статус гражданского населениярегулируется соответствующей Конвенцией 1949 г. ПРИ этом защита гражданскогонаселения осуществляется в обоих видах вооруженных конфликтов – международногои немеждународного характера.
Гражданскому населениюнеобходимо представлять права и свободы без дискриминации по признакам расы,национальности, религии и политических убеждений. Нормы гуманитарного праванаправлены на смягчение страданий гражданского населения, вызванных войной.Дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны,не должны быть предоставлены самим себе. При всех обстоятельствах необходимообеспечить их содержание и воспитание.
Нельзя применять кгражданскому населению любые меры физического или морального воздействия вцелях получения от них каких-либо сведений.
Проблема защитыгражданского населения в вооруженных конфликтах продолжает оставаться в центревнимания международного сообщества. Примером тому является заседание СоветаБезопасности ООН, которое состоялось 10 декабря 2002 г. В выступлениипредставителя России было указано, что в ходе конфликтов по-прежнему страдаютни в чем не повинные гражданские лица, в том числе дети, женщины, людипреклонного возраста, беженцы, а также оказывающий им помощь гуманитарныйперсонал.
Неудовлетворительнаяситуация с обеспечением защиты гражданского населения требует постоянныхскоординированных мер на глобальном, региональном и национальном уровнях. Вподготовленном Генеральным секретарем ООН докладе по данной проблематикепредпринята попытка комплексно проанализировать причины нарушений норммеждународного гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов и датьрекомендации по усилению защиты гражданского населения.
Защита культурныхценностей. Международноегуманитарное право направлено на защиту культурных ценностей. 14 мая 1954 г.принята Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженногоконфликта, Протокол к этой Конвенции, а 26 марта 1999 г. – Второй протокол кней. В целях защиты культурных ценностей воюющие должны:
1)        запрещатьиспользовать культурные ценности, сооружения для их защиты, а такженепосредственно прилегающие к ним участки таким образом, чтобы это моглопривести к разрушению или повреждению культурных ценностей;
2)        Запрещать,предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоениякультурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;
3)        Запрещаетсяреквизиция и принятие любых репрессивных мер, направленных против культурныхценностей.
Государство обязаны еще вмирное время ввести в уставы или инструкции, которыми пользуются войска,положения относительно соблюдения норм защиты культурных ценностей, воспитыватьличный состав вооруженных сил в духе уважения культурны всех народов,подготовить и создавать в вооруженных силах службы или специальный персонал,который должен следить за тем, чтобы культурные ценности уважались иосуществлялось сотрудничество с гражданскими властями, ответственными за охранукультурных ценностей.

Список использованнойлитературы
1. Тиунов В.И. Международноегуманитарное право. Учебник. – М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2009 г.
2. Пикте Ж. Развитие и принципымеждународного гуманитарного права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 г.
3. Давид Э. Принципы права вооруженныхконфликтов. МККК, 2001 г.
4. Аби-Сааб Р. Гуманитарное право ивнутренние конфликты. МККК, 2000.
5. Защита лиц и объектов вмеждународном гуманитарном праве. Сборник статей и документов. МККК, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.