КУРСОВАЯРАБОТА
по курсу«Правоохранительные органы»
по теме: «МВДи его структурные подразделения»
Содержание
Введение
Глава 1. Организация, полномочия изадачи МВД
Глава 2. Понятие, задачи, система иосновные функции органов внутренних дел
Глава 3. Внутренние войска
Заключение
Список литературы
Введение
В истории России такаягосударственная структура, как Министерство внутренних дел (МВД), всегдазанимала значимое место в системе государственной власти, оказывая заметноевлияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является исключениемв этом отношении и нынешний период исторического развития. МВД России находитсяпод пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различногоспектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередьхарактером функций и назначением МВД, его широкими возможностями по применениюкомплекса мер для конструирования системы общественной безопасности иобеспечения ее эффективного функционирования, а также тем, что в современныхреалиях МВД России является одной из ведущих структур кризисного иантикризисного управления. Повышение роли МВД России обусловлено, в первуюочередь, нарастанием негативных явлений в оперативной обстановке. Кризисныеситуации в экономике и политике не могли не сказаться на уровне общественногопорядка и общественной безопасности, вызвав резкое усиление криминальных угроз.Ошибки, допущенные при реформировании экономической, военной,правоохранительной и других сфер государственной деятельности, ослаблениесистемы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базыи отсутствие сильной государственной социальной политики, снижениедуховно-нравственного уровня общества являются на сегодняшний день объективнымифакторами, способствующими сохранению, расширенному воспроизводству инарастанию преступности и коррупции. Последствия названных просчетовпроявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращиванииисполнительной и законодательной власти с криминальными элементами и структурами,проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупнымипроизводствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступныймир бросил по существу вызов государству, вступив с ним в открытую конфронтациюи конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не толькоправовой, но и политический характер. Роль и место МВД в системе органовгосударственной власти. МВД России непосредственно реализуют основныенаправления деятельности органов внутренних дел (ОВД) и внутренних войск (ВВ).Такова достаточно сложная правовая конструкция, использованная для определенияназначения миссии МВД в системе органов власти.
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации 19 июля 2004 года, утверждено Положение о вопросахМинистерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с нимМинистерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своихполномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека игражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности инепосредственно реализующим основные направления деятельности органоввнутренних дел Российской Федерации.
Министерство подчиняетсяПрезиденту Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенцииКонституцией Российской Федерации и законодательными актами РоссийскойФедерации, а также Правительству Российской Федерации.
Министерство возглавляетсистему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних делреспублик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов, районов, городов, районов в городах, закрытыхадминистративно-территориальных образований, управления (линейные: управления,отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водномтранспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах,региональные управления по борьбе с организованной преступностью,Государственная противопожарная служба, территориальные органы управленияучреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, окружныеуправления материально-технического и военного снабжения, образовательные,научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия,учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных наорганы внутренних дел и внутренние войска.
В систему Министерстватакже входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск,соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учрежденийобеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутреннимивойсками.
Органы внутренних дел ивнутренние войска составляют систему Министерства. Министерство в своейдеятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральнымиконституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениямиПрезидента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями ПравительстваРоссийской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международногоправа, международными договорами Российской Федерации и Положением о МВД. МВД России является юридическим лицом,имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и сосвоим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца исчета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Основной задачей данной работы является изучениеструктурных подразделений и деятельности в целом такого органа исполнительнойвласти как Министерство внутренних дел.
Актуальность этой темы обусловлена тем, чтоизучение структуры и функций органов исполнительной власти дает возможностьвместе с тем изучить и его недостатки, а также выявить способы их устранения.
Целью предлагаемой работы являетсядетальное изучение двух основных структурных подразделений МВД – органоввнутренних дел и внутренних войск, а также обобщение выводов по даннойпроблеме.
По своей структурекурсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и спискаиспользуемой литературы.
Глава1. Организация, полномочия и задачи МВД
МВД России возглавляет Министрвнутренних дел Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемыйот должности Президентом Российской Федерации по представлению ПредседателяПравительства Российской Федерации.
Министр несетперсональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализациюгосударственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей,назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РоссийскойФедерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Количество заместителейМинистра устанавливается Президентом Российской Федерации.
Назначение лиц надолжности высшего начальствующего состава органов внутренних дел и освобождениеот этих должностей осуществляет Президент Российской Федерации по представлениюМинистра, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Министр:
1) информирует ПрезидентаРоссийской Федерации и Правительство Российской Федерации о реализациигосударственной политики в установленной сфере деятельности;
2) вносит на рассмотрениеПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерациипредложения по основным направлениям государственной политики в установленнойсфере деятельности;
3) организует работуцентрального аппарата МВД России, утверждает его внутренний распорядок;
4) распределяетобязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия должностныхлиц системы МВД Россиипо самостоятельному решению возложенных на органы внутренних дел и внутренниевойска задач;
5) образовывает впределах своей компетенции входящие в систему МВД России органы, воинские частивнутренних войск, организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию иликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяетпорядок образования и ликвидации временных структур; осуществляет руководствооперативно-территориальными объединениями внутренних войск;
6) издает нормативныеправовые акты МВД России,в том числе совместно с руководителями других федеральных органовисполнительной власти; заключает международные договоры Российской Федерациимежведомственного характера в установленной сфере деятельности;
7) вносит в установленномпорядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерациипроекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерациипо вопросам, входящим в компетенцию МВД России;
8) вносит Президенту РоссийскойФедерации:
представления оназначении на должности и освобождении от должностей, которые подлежатзамещению лицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел, атакже о назначении на воинские должности и освобождении от воинских должностей,которые подлежат замещению высшими офицерами;
предложения о включениивоинских должностей военнослужащих и должностей начальствующего состава органоввнутренних дел в соответствующие перечни должностей, подлежащих замещениюлицами высшего начальствующего состава органов внутренних дел и высшимиофицерами;
представления оприсвоении специальных званий высшего начальствующего состава органоввнутренних дел сотрудникам и воинских званий высших офицеров военнослужащим всистеме МВД России, а также в ФМС России;
предложения об учреждениизнаков отличия и знаков различия, других официальных символов в системе МВД России, а также в ФМС России;
представления онаграждении государственными наградами Российской Федерации сотрудников,военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, сотрудников, федеральных государственныхслужащих и работников ФМС России, других лиц, оказывающих содействие ввыполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач, а также об объявлении им благодарностиПрезидента Российской Федерации;
предложения о создании,реорганизации и ликвидации оперативно-территориальных объединений;
предложения обустановлении количества оперативно-территориальных объединений и их границ (посогласованию с Министерством обороны Российской Федерации);
9) вносит в ПравительствоРоссийской Федерации для последующего представления Президенту РоссийскойФедерации:
проект положения об МВД России;
предложения о назначениина должность и освобождении от должности заместителей Министра внутренних делРоссийской Федерации;
предложения о предельнойчисленности сотрудников и военнослужащих системы МВД России;
предложения о размереассигнований на содержание сотрудников и военнослужащих системы МВД России в пределах средств,предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
предложения о фондеоплаты труда и предельной численности федеральных государственных служащих иработников системы МВД России;
проект положения о ФМСРоссии по представлению директора ФМС России;
предложения по представлениюдиректора ФМС России о фонде оплаты труда и предельной численности сотрудников,федеральных государственных служащих, работников ФМС России и ее центральногоаппарата в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
10) вносит вПравительство Российской Федерации представления об объявлении благодарностиПравительства Российской Федерации сотрудникам, военнослужащим, федеральнымгосударственным служащим и работникам системы МВД России, сотрудникам, федеральнымгосударственным служащим и работникам ФМС России, а также другим лицам,оказывающим содействие в выполнении возложенных на МВД России и ФМС России задач;
11) утверждает:
положения о структурныхподразделениях центрального аппарата МВД России, положения (типовые положения,уставы) об органах, подразделениях и организациях системы МВД России в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;
структуру и штатноерасписание центрального аппарата МВД России в пределах установленных Президентом РоссийскойФедерации фонда оплаты труда и численности сотрудников, военнослужащих,федеральных государственных служащих и работников системы МВД России, типовые структуры и типовыештатные расписания органов, подразделений и организаций системы МВД России, нормативы их штатной численности;
положение о коллегии МВД России;
составы образуемых МВД России координационных исовещательных органов (советов, комиссий), в том числе межведомственных;
положения об образуемых вМВД России консультативных и экспертныхорганах и их составы;
состав коллегии ФМСРоссии;
временные нормы снабжениявещевым имуществом отдельных категорий сотрудников, выполняющих особые задания;
положения о ведомственныхнаградах, нагрудных знаках и почетных грамотах МВД России и ФМС России, а также ихописание;
знаки отличия в системе МВД России, а также в ФМС России и ихописание;
ежегодный пландеятельности ФМС России, отчет о его исполнении, а также показателидеятельности ФМС России;
12) назначает надолжность и освобождает от должности в пределах своей компетенции сотрудников ифедеральных государственных служащих системы МВД России;
13) решает в соответствиис законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождениемфедеральной государственной службы и осуществлением трудовой деятельности всистеме МВД России;
14) прикомандировываетсотрудников и военнослужащих к органам государственной власти РоссийскойФедерации, а также к организациям в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
15) устанавливает впределах своих полномочий порядок отбора на службу (работу) в органы внутреннихдел, а также порядок направления на обучение в образовательные учреждениясистемы МВД России;
16) представляет МВД России в отношениях с федеральнымиорганами государственной власти, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органами государственной власти иностранных государств;
17) отменяетпротиворечащие Конституции Российской Федерации, законодательным и инымнормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам МВД России решения должностных лиц МВД России, органов, подразделений иорганизаций системы МВД России, а также ФМС России, если иной порядок отмены таких решений неустановлен федеральным законом;
18) заключает отраслевоетарифное соглашение;
19) определяет порядокприменения действительных и условных наименований в органах внутренних дел ивнутренних войсках, присваивает в установленном порядке такие условныенаименования;
20) устанавливает иопределяет на основании решений Правительства Российской Федерации временныенормы положенности вооружения, боеприпасов и других материально-техническихсредств для органов внутренних дел и внутренних войск, принимающих участие впроведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий;
21) устанавливает временныенормы продовольственного пайка сотрудникам и военнослужащим системы МВД России при стихийных бедствиях идругих чрезвычайных ситуациях, а также при выполнении ими отдельных оперативно-служебныхи боевых заданий;
22) вносит в МинфинРоссии предложения по формированию федерального бюджета и финансированию ФМСРоссии;
23) награждаетсотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работниковсистемы МВД России, а также граждан, оказавшихсодействие в выполнении возложенных на МВД России задач, ведомственныминаградами и применяет в отношении их другие предусмотренные нормативнымиправовыми актами виды поощрений;
24) имеет наградной иподарочный фонды (в том числе фонды огнестрельного и холодного оружия) длянаграждения сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих иработников системы МВД России и ФМС России, а также других лиц, оказывающих содействие в выполнениивозложенных на МВД Россиии ФМС России задач;
25) назначает надолжность и освобождает от должности по представлению директора ФМС Россиируководителей ее территориальных органов, если иной порядок не установлензаконодательством Российской Федерации;
26) во исполнениепоручений Президента Российской Федерации, Председателя ПравительстваРоссийской Федерации дает поручения ФМС России и контролирует их исполнение;
27) осуществляет другиеполномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В МВД России образуется коллегия в составеМинистра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России,входящих в нее по должности, а также других лиц.
Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее подолжности) утверждается Президентом Российской Федерации.
МВД России осуществляет следующие полномочия:
1) формирует на основеанализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности имиграционных процессов основные направления государственной политики вустановленной сфере деятельности;
2) разрабатывает иосуществляет меры по реализации государственной политики в установленной сфередеятельности;
3) разрабатывает ипредставляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и вПравительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которымтребуется решение Президента Российской Федерации или Правительства РоссийскойФедерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности МВД России;
4) на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации иПравительства Российской Федерации самостоятельно принимает нормативныеправовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, заисключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии сКонституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации осуществляется федеральными конституционными законами,федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и ПравительстваРоссийской Федерации;
5) определяет основныенаправления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск и руководитих деятельностью;
6) обобщает практикуприменения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализациигосударственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает наэтой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел,внутренних войск и ФМС России;
7) участвует вформировании федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности;
8) подготавливает попоручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерациипроекты отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативныхправовых актов Российской Федерации;
9) организует иосуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации:
оперативно-розыскнуюдеятельность;
производство дознания ипредварительного следствия по уголовным делам;
экспертно-криминалистическуюдеятельность;
розыск лиц и похищенногоимущества;
контроль за оборотомгражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состояниембоевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании уюридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указаннымиюридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
выдачу гражданам иорганизациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений нахранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, атакже на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз стерритории Российской Федерации;
лицензирование отдельныхвидов деятельности;
выдачу разрешений наприобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортомвзрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случаеперевозки указанными видами транспорта;
контроль частнойдетективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а такжедеятельности ведомственной охраны;
10) участвует вформировании и реализации основных направлений обеспечения безопасностидорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждениюдорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организуети осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерацииспециальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в областиобеспечения безопасности дорожного движения;
11) обеспечивает охрануособо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальныхгрузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охранеорганами внутренних дел, а также охрану имущества физических и юридических лицпо договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатическихпредставительств и консульских учреждений на территории Российской Федерации;
12) организуетпроизводство по делам об административных правонарушениях, отнесенных ккомпетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
13) обеспечивает всоответствии с законодательством Российской Федерации государственную защитусудей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов,безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;
14) разрабатывает ипроводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка натерритории Российской Федерации;
15) обеспечивает всоответствии с законодательством Российской Федерации проведениегосударственной дактилоскопической регистрации;
16) участвует вобеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случаеих введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, атакже в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единойгосударственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
17) организует иобеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует икоординирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке имобилизации;
18) участвует ворганизации территориальной обороны Российской Федерации; организует совместныедействия с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками,воинскими формированиями и органами по осуществлению обороны РоссийскойФедерации;
19) обеспечиваетвыполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работыорганов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и привозникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участвует в выполнениимероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России вусловиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций вмирное время;
20) участвует вобеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует иосуществляет в установленном порядке учет военнообязанных сотрудников;
21) организуетспециальные и воинские перевозки в пределах Российской Федерации в интересахорганов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решенийПравительства Российской Федерации и межведомственных соглашений – в интересахсоответствующих федеральных органов исполнительной власти;
22) организует иосуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России;
23) участвует в работе постандартизации, метрологии и сертификации;
24) обеспечиваетпроведение федеральных государственных статистических наблюдений вустановленной сфере деятельности в соответствии с официальной статистическойметодологией;
25) организует кадровоеобеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировкукадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальнойзащиты сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих иработников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации программ кадровогообеспечения, а также в осуществлении подготовки, переподготовки, повышения квалификациии стажировки кадров ФМС России;
26) разрабатывает иосуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные иреабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровьясотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственныхслужащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц,соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РоссийскойФедерации возложено на МВД России;
27) обеспечивает в системеМВД России собственную безопасность и защитусведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а такжесобственную безопасность в ФМС России, участвует в защите сведений,составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;
28) организуетцентрализованное обеспечение органов внутренних дел и внутренних войск боевой,специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другимиматериально-техническими средствами, а также финансовыми средствами за счетфедерального бюджета; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитиюматериально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск;принимает участие в организации и развитии материально-технической базы ФМСРоссии;
29) обеспечивает проведениеконкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов напоставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МВД России;
30) обеспечиваетвнедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельностьорганов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи иавтоматизированного управления в системе МВД России;
31) осуществляетинформационно-правовое обеспечение органов внутренних дел, внутренних войск иФМС России, ведение баз данных правовой информации в установленной сфередеятельности;
32) представляет вустановленном порядке в Минфин России предложения по формированию федеральногобюджета и финансированию ФМС России;
33) обеспечиваетвзаимодействие органов внутренних дел и внутренних войск с территориальнымиорганами ФМС России;
34) организует приемграждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращенийграждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленныйзаконодательством Российской Федерации срок;
35) организует работу покомплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России;
36) осуществляет функцииглавного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных насодержание МВД России и реализацию возложенных нанего функций;
37) осуществляет иныефункции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотреныфедеральными конституционными законами, федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
МВД России в целях реализации своихполномочий имеет право:
1) запрашивать и получатьот федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также оторганизаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы,справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам,отнесенным к установленной сфере деятельности;
2) привлекать вустановленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным кустановленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых испециалистов, в том числе на договорной основе;
3) осуществлять функциигосударственного заказчика и организовывать капитальное строительство,реконструкцию и капитальный ремонт объектов системы МВД России, а также жилищноестроительство;
4) иметь служебныйжилищный фонд;
5) формировать и вестифедеральные учеты, базы данных оперативно-справочной, розыскной,криминалистической, статистической и иной информации, а также пользоваться вустановленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области другихфедеральных органов исполнительной власти;
6) взаимодействовать сорганами государственной власти иностранных государств и международнымиорганизациями в установленной сфере деятельности;
7) учреждать всоответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронныесредства массовой информации для опубликования нормативных правовых актов,официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, отнесенным кустановленной сфере деятельности;
8) учреждать всоответствии с законодательством Российской Федерации ведомственные награды,нагрудные знаки и почетные грамоты МВД России, а также ФМС России;
9) образовыватькоординационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы,комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности[1].
СогласноПоложению о вопросах МВД РФ, МВД России в своей деятельности руководствуется КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами, актами Президента Российской Федерации и Правительства РоссийскойФедерации, международными договорами Российской Федерации и настоящимПоложением.
МВД России осуществляет своюдеятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главныеуправления МВД России по федеральным округам, министерствавнутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектамРоссийской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном,водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях, на особо важных и режимныхобъектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения,органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутреннихвойск, представительства (представителей) МВД России зарубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органывнутренних дел и внутренние войска.
МВД России осуществляет своюдеятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительнойвласти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органамиместного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
МВД России имеет знамя, учреждаемоеПрезидентом Российской Федерации.
Глава 2. Понятие, задачи,система и основные функции органов внутренних дел
Органы внутренних дел представляют собой сложную,разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов(подсистем) милиция, пожарная охрана, внутренние войска, следственный аппарат идр. Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительнойвласти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительныхорганов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной спредупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.
Единого законодательства,регламентирующего организацию и деятельность органов внутренних дел, внастоящее время не существует. Основным законом, определяющим организациюмилиции, входящей в состав органов внутренних дел, ее права и обязанности,является Закон РСФСР «О милиции». Деятельность других подразделенийорганов внутренних дел осуществляется в соответствии с различными нормативнымиактами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ.
В соответствии с этимПоложением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:
— разработка и принятие впределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина,защите объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественногопорядка и общественной безопасности;
— организация иосуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованиюпреступлений.
Свою деятельность органывнутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения правчеловека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия сорганами государственной власти и управления, общественными организациями,гражданами, средствами массовой информации.
Органы внутренних делявляются многофункциональными правоохранительными органами. Основными видамиправоохранительной деятельности, осуществляемой органами внутренних дел,являются:
— административная,связанная с охраной общественного порядка, организацией безопасности дорожногодвижения, противопожарной безопасности;
— уголовно-процессуальная, включающая расследование преступлений, а такжесвязанное с ним рассмотрение заявлений и сообщений о преступлениях, подготовкаматериалов в протокольной форме;
— оперативно-розыскнаядеятельность по выявлению и раскрытию преступлений, розыску лиц, совершившихпреступления и скрывшихся от органов предварительного расследования и суда,бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших.
Большое место вдеятельности органов внутренних дел занимает выдача паспортов, разрешений наношение и хранение огнестрельного, газового оружия, выдача лицензий на занятиечастной охранной и детективной деятельностью. Органы внутренних делосуществляют обеспечение безопасности некоторых категорий должностных лицправоохранительных и контролирующих органов, охрану объектов собственности подоговорам.
До недавнего временизначительное место в правоохранительной деятельности органов внутренних делотводилось функции исполнения уголовных наказаний, связанных с лишением свободы,назначенных судом. Однако в связи с осуществляемой реформой по разграничениюправоохранительных функций органы, исполняющие наказание в виде лишениясвободы, переданы из ведения МВД РФ в распоряжение Министерства юстиции РФ.
Основной частью органоввнутренних дел является милиция, представляющая собой систему государственныхорганов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права исвободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных ииных противоправных посягательств.
Задачами милиции являются обеспечениебезопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений иадминистративных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охранаобщественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита частной,государственной муниципальной и иных форм собственности, оказание помощифизическим юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах,установленных Законом «О милиции».
Деятельность милицииосуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свободчеловека и гражданина, гуманизма, гласности, во взаимодействии с другимигосударственными органами, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями, гражданами, а также муниципальными органами охраны общественногопорядка.
В соответствии сКонституцией РФ, провозгласившей права и свободы человека высшей ценностью,приоритет в деятельности милиции занимает защита прав и свобод человека игражданина независимо от его гражданства, имущественного, социального,должностного положения, образования, пола, возраста, политических и иныхубеждений[2].
Милиции запрещаетсяприбегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинствочеловека обращению, она не имеет права собирать, хранить, использовать ираспространять сведения, относящиеся к личной жизни человека, без его согласия,за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Милиция в РоссийскойФедерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественнойбезопасности[3].
Криминальная милиция является органом дознания.
Основными задачамикриминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытиепреступлений, по делам о которых производство предварительного следствияобязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органовдознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания,без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.
Криминальная милицияоказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенныхна нее обязанностей.
Криминальная милицияосуществляет, в основном, оперативно-розыскную деятельность, направленную навыявление, предупреждение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений,розыск различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследованияразного рода материальных объектов в целях получения доказательств поуголовному делу, и уголовно-процессуальную деятельность: проверку заявлений исообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительногоследствия, производит дознание в виде неотложных следственных действий,исполняет поручения следователей о производстве следственных и розыскныхдействий, оказывает им помощь в проведении следственных действий.
Состав и численностькриминальной милиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации ееподразделений определяются Правительством Российской Федерации.
Милиция общественнойбезопасности являетсяорганом дознания. Состав милиции общественной безопасности, порядок создания,реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милицииобщественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета,определяются Правительством Российской Федерации.
К милиции общественнойбезопасности относятся подразделения милиции вневедомственной охраны приорганах внутренних дел, порядок создания, реорганизации и ликвидации которыхопределяется министром внутренних дел Российской Федерации. В том же порядкеутверждаются нормативы численности указанных подразделений.
Перечень объектов,подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраныпри органах внутренних дел, определяется Правительством Российской Федерации.
Основными задачамимилиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности,общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка,выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административныхправонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производствопредварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц,установление места нахождения которых отнесено к компетенции милицииобщественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказываетсодействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.
Деятельность милицииобщественной безопасности более многообразна, чем деятельность криминальноймилиции. Первое место в деятельности милиции общественной безопасности занимаетадминистративная деятельность по охране общественного порядка, организациибезопасности дорожного движения. Важная роль отводится и уголовно-процессуальной деятельности: милиция общественной безопасности ведет прием ипроверку заявлений и сообщений о преступлениях, отнесенных законом ккомпетенции органов дознания, осуществляет расследование уголовных дел о такихпреступлениях и подготовку материалов в протокольной форме, исполняет порученияследователя о производстве следственных действий, содержит в изоляторахвременного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц. Большоезначение имеет также деятельность милиции общественной безопасности по выдачелицензий на занятие частной детективной и охранной деятельностью, на ношение ихранение огнестрельного и газового оружия. Практически все подразделения милицииобщественной безопасности своей деятельностью осуществляют профилактикуправонарушений.
Деятельность милицииобщественной безопасности подконтрольна не только вышестоящему органувнутренних дел, но и местной администрации, т. е. имеет двойное подчинение. Этосвязано с тем, что милиция общественной безопасности решает большей частьювопросы местного значения. Основная часть милиции общественной безопасностисодержится за счет местных бюджетов. Местная администрация вправе создавать,реорганизовывать и ликвидировать по согласованию с Министерством внутренних делРФ подразделения милиции, содержащиеся за счет местного бюджета, увеличивать впределах имеющихся средств расходы на содержание милиции, устанавливать дополнительнуюштатную численность милиции общественной безопасности.
Дальнейшая реформа милициипредполагает полное выделение милиции общественной безопасности из веденияМинистерства внутренних дел РФ с передачей ее в исключительное ведение органовместного самоуправления.
Перечень прав иобязанностей, которые милиция выполняет в соответствии с Законом «О милиции»,достаточно обширен, но построен исключительно в соответствии с конституционнымипринципами и исключает какие-либо злоупотребления в сфере прав и свобод граждан[4].
Сотрудниками милиции вРоссийской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие надолжностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которымв установленном порядке присвоены специальные звания рядового илиначальствующего состава милиции.
На службу в милициюпринимаются граждане РФ в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие судимости,способные по состоянию здоровья, деловым и личным качествам исполнять служебныеобязанности. Им устанавливается испытательный срок от трех месяцев до полугодав зависимости от подготовки и занимаемой должности. Сотрудники милиции вподтверждение своих полномочий имеют служебное удостоверение установленного МВДРФ образца и жетон с личным номером. Они имеют право на постоянное хранение иношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи,ношения и хранения указанных оружия и специальных средств определяется министромвнутренних дел Российской Федерации. Принятые на службу в милицию принимаютприсягу сотрудников органов внутренних дел.
В составе органоввнутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственнымкомитетом МВД РФ. Следователи органов внутренних дел осуществляют расследованиебольшинства тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на территорииРоссийской Федерации.
Следственный комитет МВДРФ как структурное подразделение министерства внутренних дел обеспечиваеторганизационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственныхподразделений, осуществляет ведомственный контроль за производствомпредварительного следствия и расследование особо сложных в доказываниипреступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляетследственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министравнутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся. В составе Следственногокомитета действуют подразделения зонального контроля осуществляющиеведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящимиследственными подразделениями, и следственная часть, имеющая в своей структуреподразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорийдел.
Нижестоящие следственныеподразделения второго звена — следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) другихсубъектов Российской Федерации — имеют примерно такую же структуру. Начальник следственного управленияподчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министрувнутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления)внутренних дел, заместителем которого он является по должности.
Нижестоящимиследственными подразделениями являются следственные отделы районных, городскихорганов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. Они не имеютструктурных подразделений, но возможна специализация следователей поопределенным категориям уголовных дел. Начальник следственного отдела(отделения) подчиняется начальнику городского (районного) органа внутреннихдел, органа внутренних дел на транспорте, является его заместителем, а такженачальнику вышестоящего следственного подразделения.
Для обеспечения пожарнойбезопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраныобъектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарнаяслужба, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарнойслужбы МВД РФ, в составе которого имеются следующие структурные подразделения:координации и правового обеспечения пожарной безопасности; информационногообеспечения, науки и целевых программ; противопожарной пропаганды и связи с общественностью;организации государственного пожарного надзора; нормативно-техническое;организации службы и пожаротушения; пожарной охраны объектов; пожарной техникии вооружения. Главное управление государственной противопожарной службы МВД РФосуществляет ведомственное руководство нижестоящими подразделениями, организуетразработку государственных мер в области пожарной безопасности, организациюподготовки кадров для Государственной противопожарной службы, противопожарнуюпропаганду. Оно является государственным заказчиком на пожарную технику ипожарно-техническую продукцию.
Нижестоящими органамиГосударственной противопожарной службы являются управления (отделы)Государственной противопожарной службы, организованные в соответствии садминистративно-территориальным делением РФ, подразделения и иные органыуправления Государственной противопожарной службы, научно-исследовательскиеучреждения, учебные заведения пожарно-технического профиля, войсковые части,другие предприятия и учреждения, осуществляющие свою деятельность в сферепожарной безопасности. Государственная противопожарная служба имеет правовносить предложения о проведении неотложных противопожарных мероприятий, даватьдолжностным лицам и гражданам предписания об устранении нарушений требованийпожарной безопасности, в случае уклонения от исполнения этих предписаний применяетадминистративные взыскания. С целью проверки противопожарного состоянияработники службы могут беспрепятственно входить на территорию и во всепомещения предприятий. Государственная противопожарная служба осуществляет иуголовно-процессуальную деятельность. Законом она наделена правами органадознания и в соответствии с этим производит дознание по делам о пожарах инарушениях правил пожарной безопасности./>
Глава 3. Внутренние войска
В систему МВД РФ входят внутренниевойска, состоящие из округов, органов управления внутренними войсками, воинскихсоединений и частей оперативного назначения, по охране важных государственныхобъектов и специальных грузов, воинских частей по конвоированию, специальныхмоторизованных, авиационных и морских воинских частей, военных образовательныхучреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск. О важнойроли, которая отводится внутренним войскам, свидетельствует то, что они организованыи действуют в соответствии с Федеральным законом «О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации». Внутренние войскапредназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства,зашиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправныхпосягательств. В связи с этими целями на внутренние войска возложены задачи:участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка,обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, охранаважных государственных объектов и специальных грузов, конвоирование осужденныхи лиц, заключенных под стражу, участие в территориальной обороне РФ, оказаниесодействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охранегосударственной границы[5].
Руководство внутреннимивойсками осуществляет Президент РФ. Он утверждает их состав, численность,структуру, принимает решение о дислокации и передислокации частей, опривлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел вобеспечении режима чрезвычайного положения, назначает на должностьГлавнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности.Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министравнутренних дел РФ. Он несет ответственность за правомерность действий внутреннихвойск, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутреннихвойск и т. д. Главнокомандующий внутренними войсками является заместителемминистра внутренних дел РФ и прямым начальником всего личного состававнутренних войск. Он осуществляет управление внутренними войсками, несетперсональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность внутреннихвойск, успешное выполнение поставленных перед ними задач.
В качестве структурногоподразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главноекомандование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениямивнутренних войск являются округа, в которые включаются соединения и воинскиечасти. Возглавляют округа командующие войсками округа внутренних войск. Длякомандиров специальных моторизованных соединений и воинских частей внутреннихвойск старшими оперативными начальниками, кроме того, являются министрывнутренних дел, начальники главных управлений внутренних дел субъектовРоссийской Федерации, на территории которых дислоцированы эти соединения ичасти. Они вправе привлекать соединения и части внутренних войск к охранеобщественного порядка, для ликвидации совместно с органами внутренних делмассовых беспорядков. Однако соединения и части внутренних войск запрещено использоватьдля пресечения несанкционированных митингов и демонстраций мирного характера.
Заключение
В заключение, когда мырассмотрели роль и место всех основных структурных подразделений МВД,необходимо сказать несколько слов о методах надзора и контроля за ихдеятельностью. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органамивнутренних дел возложен на прокуратуру. Она осуществляет надзор за всеми видамиправоохранительной деятельности этих органов: административной, оперативно-розыскной,уголовно- процессуальной. Прокуратура также осуществляет надзор и заисполнением законов внутренними войсками, за законностью содержания задержанныхи арестованных в изоляторах временного содержания, помещения вприемник-распределитель. Полномочия прокурора при осуществлении надзораопределяются действующим законодательством.
Контроль за деятельностьюорганов внутренних дел осуществляется различными органами. Прежде всего, этоведомственный контроль, осуществляемый контрольно-методическими подразделениямивышестоящих органов внутренних дел. В органах внутренних дел создана службасобственной безопасности, осуществляющая выявление среди сотрудников лиц,совершающих должностные преступления. Деятельность милиции общественнойбезопасности подконтрольна и органам местного самоуправления. Государственныйконтроль за деятельностью Министерства внутренних дел РФ осуществляют Президенти Правительство РФ.
Судебный контрольосуществляется при рассмотрении судами уголовных дел и дел об административныхправонарушениях, поступивших из органов внутренних дел, жалоб на незаконноезадержание и применение меры пресечения – заключения под стражу, жалоб нанезаконные решения органов внутренних дел, ограничивающие права граждан.
Таким образом, в даннойработе были рассмотрены роль и место основных структурных подразделений МВД, и,обобщая изложенный материал, необходимо отметить, что все структурныеподразделения МВД обладают достаточно большими полномочиями, чтобы существенновлиять на жизнь общества. Именно поэтому, необходимо ни в коем случае недопустить расцвета коррупции и злоупотребления этими полномочиями. И хотя изсредств массовой информации известны подобные факты, важно, чтобы это непереросло в нечто глобальное, что позволит МВД монополизировать власть встране. Во-первых, это существенно отразится негативным образом наконституционных правах и свободах граждан, а во-вторых, нарушит систему сдержеки противовесов, что опять же может отразиться на политическом строегосударства, а также на жизни общества в целом. Именно поэтому необходимо,чтобы контроль за исполнением обязанностей должен возлагаться на нескольконезависимых друг от друга органов контроля и надзора. И хотя, согласноПоложению, МВД подчиняется непосредственно Президенту РФ, на деле это являетсябольшей частью формальностью, поскольку один человек не в состоянииконтролировать деятельность такого сложного механизма на всех его уровнях.Именно поэтому в самой системе МВД необходимо создать свою «локальную» системусдержек и противовесов, чтобы свести к минимуму риск злоупотребленияполномочиями и игнорирования своих обязанностей со стороны МВД.
Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации. — М.1993.
2. Уголовный КодексРФ.
3. Уголовно-процессуальныйКодекс РФ.
4. Положение овопросах министерства внутренних дел Российской Федерации. — Утв. Указом Президента РоссийскойФедерации от 19 июля 2004года с изменениями идополнениями от20.09.2006 № 1023.
5. Баглай М.В. Конституционноеправо Российской Федерации. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 20005.
6. Братко А.Г.Правоохранительная система (вопросы теории) — М., 2005.
7. Козлова И.Е., КутафинО. Е. Конституционное право России. Учебное пособие. — М. Юрист, 2000.
8. Комментарий к УПКРФ. Под ред. А.Я. Сухарева. – М. 2002.
9. Комментарий к УПКРФ. Под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной. – М. 2002.
10. Комментарий к УПКРФ. Под. Ред. И.Л. Петрухина. – М. 2002.
11. Лазарева В. Теория и практика судебной защиты вуголовном процессе. Самара, 2005.
12. Пикалов И.А.Осостязательности уголовного процесса // Закон и право. 2004. № 5.
13. Правоохранительныеорганы Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Семенова. — М.: Юрид. лит., 2006.
14. Скоков А.М.Современное ТГП России. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
15. Сухарев В.Ф.Комплексный подход к совершенствованию организации деятельности органоввнутренних дел: Лекция. — М., 2000.
16. Чувилев А.А.,Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция,2000.