На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкоеразграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банкишироко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала.По мере развития кредитной систе ЦБ РФ его функции и роль.Правовая основа деятельности ЦБ РФ.СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . 3 ЦЕНТРАЛЬНЫЙБАНК
РФ . . . . . . . 1.Организационная структура ЦБР . . . 2. Цели и задачи деятельности ЦБР . . . 3. Функции Центрального Банка . . . . . 4. Отчетность и аудит ЦБР . . . . . . . . . 16 СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . 17 ВВЕДЕНИЕ На ранних стадиях развития кредитной системыотсутствовало четкое разграничение между центральными
и коммерческими банками.Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источниковмобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процессцентрализации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, врезультате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком,пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты моглиуспешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначальнотакой банк назывался эмиссионным или национальным,
а в дальнейшем - центральнымбанком, что соответствовало его главенствующему положению, центральный банкслужит осью, центром кредитной системы.С точки зрения собственности на капитал центральныебанки подразделяются на - государственные, капитал которых принадлежитгосударству например, ЦБ РФ - акционерные - смешанные - акционерные общества, часть капиталакоторых принадлежит государству.Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБгосударству, исторически между банком и правительством
сложились тесные связи.Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего впроведении экономической политики правительства.Однако тесные связи с государством не означают, чтооно может безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежностикапитала ЦБ является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либозаконодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованнойпарламентом.
Существенная степень независимости ЦБ является необходимымусловием эффективности его деятельности, которая нередко вступает впротиворечие с краткосрочными целями правительства. В тоже время независимостьЦБ от правительства имеет относительныйхарактер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной безчеткого согласования и тесной увязки ееосновных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В конечном счетелюбой
ЦБ в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ В банковскойсистеме России ЦБ РФ ЦБР определ н как главный банк страны и кредиторпоследней инстанции. Он находится в государственной собственности и на неговозложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банкав рамках единой денежно - кредитной системы страны.
Центральный банк призванприводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией, ивыступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этомсо стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления итолько в отдельных случаях административные. Принципы организации и деятельности Центральногобанка РФ Банка России , его статус,задачи, функции, полномочия определяютсяКонституцией
Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. 1. Организационная структура Банка России Банк Россииобразует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входятцентральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и
Российское объединение инкассации,необходимые для осуществления деятельности банка. Органы управления Банком РоссииВысшим органомБанка России является Совет директоров - коллегиальный орган,определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющийруководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующиефункции 1 во взаимодействии с
Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единойгосударственной денежно-кредитной политики 2 утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе 3 рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, непредусмотренные в смете 4 определяет структуру БанкаРоссии 5 принимает решения о создании и ликвидацииучреждений и организаций
Банка России об установлении обязательныхнормативов для кредитных организаций о величине резервных требований об изменении процентных ставокБанка России об определении лимитов операцийна открытом рынке об участии в международныхорганизациях об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений,организаций и служащих о купле и продаже недвижимостидля обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих о применении прямыхколичественных ограничений о
выпуске и изъятии банкнот имонеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег о порядке формирования резервовкредитными организациями 6 утверждает внутреннюю структуру Банка России 7 определяет условия допускаиностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральнымизаконами 2. Цели и задачидеятельности ЦБР Основными целями деятельности
Банка Россииявляются - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса поотношению к иностранным валютам - развитие и укрепление банковской системыРоссийской Федерации - обеспечение эффективного ибесперебойного функционирования системы расчетов. Основными задачами ЦБР являютсярегулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитнойполитики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностьюкоммерческих банков и других кредитных
учреждений, осуществление операций повнешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является цельюдеятельности Банка России. Банк России выполняет следующие функции 1 во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную назащиту и обеспечение устойчивости рубля 2 монопольно осуществляетэмиссию наличных
денег и организует их обращение 3 является кредитором последней инстанции для кредитных организаций,организует систему рефинансирования 4 устанавливает правила осуществления расчетов в РФ 5 устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетностидля банковской системы 6 осуществляет государственнуюрегистрацию кредитных организаций выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом 7 осуществляет надзор задеятельностью кредитных организаций 8
регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами 9 осуществляет самостоятельно или по поручению ПравительстваРоссийской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполненияосновных задач Банка России 10 осуществляет валютноерегулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами 11 организует и осуществляетвалютный
контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации 12 принимает участие в разработке прогноза платежного балансаРоссийской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации 13 в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономикиРоссийской Федерации в целом и по регионам, прежде всегоденежно-кредитных, валютно-финансовых
и ценовых отношений публикует соответствующие материалы и статистическиеданные Для реализациивозложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства РоссийскойФедерации. Банк России и ПравительствоРоссийской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику,проводят регулярные консультации. Банк
России консультирует Министерствофинансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственногодолга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитнойполитики. 3. Функции Центрального Банка Рассмотрим функции, которые традиционно выполняетлюбой ЦБ осуществление монопольной эмиссии банкнот проведение денежно-кредитного регулирования,валютной политики
рефинансирование кредитно-банковских институтов регулирование деятельности кредитныхинститутов, т.е. осуществление банковского надзора функция финансового агентаправительства. Эмиссия банкнот.За Банком Россиикак представителем государства законодательно закреплено осуществлениеэмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.Совет директоровпринимает решение о выпуске в обращениеновых банкнот и монеты и
об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новыхденежных знаков. В целях организации наличного денежного обращения на территорииРоссийской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции прогнозирование иорганизация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты,создание их резервных фондов установление правил хранения,перевозки и инкассации наличных денегдля кредитных организаций установление признаковплатежеспособности денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения определение порядка ведениякассовых операций. Проведение денежно-кредитной политики.Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собойсовокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении,объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежногообращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономикипосредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота,
он включаетв себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся насчетах в банках.Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо настимулирование денежно-кредитной эмиссии - кредитная экспансия оживлениеконъюнктуры в условиях падения производства , либо на ограничениеденежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов - кредитнаярестрикция.ЦБ использует при проведении денежно-кредитнойполитики комплекс инструментов, которые различаются по
форме их воздействия прямые и косвенные по объектам воздействия предложение денег и спросна деньги по характеру параметров, устанавливаемых в ходерегулирования количественные и качественные .Все эти методы используются в единой системе.Основными инструментами денежно-кредитной политикиЦБ являются - изменение норм обязательных резервов, размещаемыхкоммерческими банками в ЦБР - регулирование официальной учетной ставки - проведение операций с ценными бумагами ииностранной
валютой.Определение приоритетности инструментовденежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том илиином этапе развития страны. Изменение норм обязательных резервов. В соответствиис инструкцией 1 О порядке регулирования деятельности коммерческих банков иУказания о порядке формирования централизованных фондов банковской системыРоссии за счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фондкредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования
внем определенной доли привлеченныхкоммерческими банками средств сторонних организаций, которые используются вкачестве кредитных ресурсов.Фонд обязательных резервов - это обязательная нормавкладов коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке иопределяемая как процент от общей суммывкладов коммерческих банков. Он создан для того, чтобы при необходимостиобеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить передклиентами свои обязательства по возвратуранее привлеченных денежных
средств за счет того, что часть этих средствдепонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов.ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказываетвлияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы вобращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращаетсуммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческихбанков и используемых для расширенияактивных операций уменьшение нормы резервов позволяет коммерческим банкам вболее полной
мере использовать сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличитькредитные вложения в народное хозяйство. Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.Учетная ставка используется ЦБ в операциях скоммерческими банками по учету краткосрочных государственных облигаций,коммерческих векселей и других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным инструментомгосударственного влияния на рынок ссудных капиталов в зависимости
от егосостояния может меняться в течение года .Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок е изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая илисокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на них. Исходя из учетной ставки определяются ставки,взимаемые коммерческими банками по своим ссудам, и размеры процентов,выплачеваемых вкладчим по депозитам и другим счетам.
Широкое применениеизменения учетной ставки обусловлено простотой применения. Повышение вантиинфляционных целях учетного процента , т.е. политика дорогих денег ограничивает для коммерческих банков возможность получитьссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых вкредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономикусокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс жена понижение учетной ставки, политика дешевых денег
, наоборот, выступаетфактором разв ртывания кредитных операций и ускорения темпов экономическогоразвития.Поскольку практически все банки в той или инойстепени прибегают к кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставокраспостраняется на всю экономику. Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному курсу ценных бумаг, втом числе государственных, формирующих долг страны. Это считается наиболеегибким методом регулирования кредитных
вложений и ликвидности коммерческихбанков.Операции центробанка на открытом рынке оказываютпрямое воздействие на объ м свободных ресурсов, имеющихся у коммерческихбанков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение кредитных вложений вэкономику, одновременно влияя на ликвидность банков соответственно уменьшаяили увеличивая е . Это воздействие осуществляется посредством измененияцентробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.При жесткой рестрикционной политике, направленной наотток кредитных ресурсов
с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки,тем самым увеличивая или уменьшая е отклонение от рыночного курса.Операции на открытом рынке различаются в зависимостиот условий сделки купля-продажа за наличные или купляна срок с обязательной обратной продажей - обратные операции объектов сделок операции с государственными иличастными бумагами срочности сделки краткосрочные до 3 мес. ,долгосрочные до 1 года и более операции с ценными бумагами сферы проведения операций только на банковском секторе рынка
ценных бумаг или и нанебанковском секторе рынка способа установления ставок определяемых илицентральным банком или рынком. При проведенииденежно-кредитной политики Банк России имеет право осуществлять следующиеоперации с российскими и иностранными кредитными организациями 1 предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценнымибумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом офедеральном бюджете 2 покупать и продавать чеки,простые
и переводные векселя, имеющие, как правило, товарное происхождение, сосроками погашения не более шестимесяцев 3 покупать и продаватьгосударственные ценные бумаги на открытом рынке 4 покупать и продаватьоблигации, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги со срокамипогашения не более одного года 5 покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства виностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями 6 покупать, хранить,продавать драгоценные металлы и иные виды
валютных ценностей 7 проводить расчетные, кассовыеи депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги ииные ценности 8 выдавать гарантии ипоручительства 9 осуществлять операции сфинансовыми инструментами, используемымидля управления финансовыми рисками 10 открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территорииРоссийской Федерации и иностранных государств 11 осуществлятьдругие банковские операции от своего имени, если это не запрещено законом.
Обеспечением длякредитов Банка России могут выступать золото и другие драгоценныеметаллы в различной форме иностранная валюта векселя в российской ииностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев государственные ценные бумаги. Проведение валютной политики.Банк России представляет интересы Российской Федерации вовзаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также вмеждународных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.
ЦБ является проводником государственной валютнойполитики, включающей в себя комплекс мероприятий, нацеленных на укреплениевнешнеэкономических позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом Российской Федерации О валютном регулировании и валютном контроле и федеральными законами.От имени правительства ЦБ регулирует резервыиностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственныхзолотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов,платежных
балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов изолота. ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных ирегиональных валютно-кредитных организациях.Для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства виностранных государствах. Рефинансирование коммерческих банков.Рефинансирование коммерческих банков, т.е.предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временныефинансовые трудности.
Цель рефинансирования - воздействие на состояниеденежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает вкачестве банка банков.Кредиты рефинансирования предоставляются толькоустойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются взависимости от формы обеспечения учетные и ломбардные кредиты методов предоставления прямые кредиты и кредиты,предоставляемые на основе проведения аукционов сроков предоставления среднесрочные
- на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день илинесколько дней целевого характера корректирующие кредиты ипродленные сезонные кредиты . Регулирование деятельности кредитныхинститутов.Банк России является органом банковскогорегулирования и надзора за деятельностьюкредитных организаций.Регулирование кредитных организаций - это системамер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное ибезопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы
вбанковском секторе.Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков ипредусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своейдеятельности в соответствии с действующим законодательством.Главнаяцель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев,
предусмотренных федеральными законами.При осуществлении функции надзора и контроля задеятельностью коммерческих банков Банк России - устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций иотзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк Россииможет устанавливать им обязательные нормативы 1 минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитныхорганизаций, минимальный размер собственных средств капитала для действующих кредитныхорганизаций 2 предельный размер не денежной частиуставного капитала 3 максимальный размер риска наодного заемщика или группу связанных заемщиков 4 максимальный размер крупныхкредитных рисков 5 максимальный
размер риска наодного кредитора вкладчика 6 нормативы ликвидностикредитной организации 7 нормативы достаточностикапитала 8 максимальный размерпривлеченных денежных вкладов депозитов населения 9 размеры валютного,процентного и иных рисков 10 минимальный размер резервов,создаваемых под высокорисковые активы 11 нормативы использования собственныхсредств банков для приобретениядолей акций других юридических лиц 12 максимальный размеркредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам акционерам .
Дляосуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций иих филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные законом санкции по отношению кнарушителям.В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов ипредписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации
ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранениявыявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведениеотдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения вустановленный ч срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов вкладчиков , Банк
России вправе 1 взыскать с кредитнойорганизации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но неболее 1 процента от минимального размера уставного капитала 2 потребовать от кредитнойорганизации а осуществления мероприятий пофинансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе измененияструктуры активов б замены руководителейкредитной организации в реорганизации кредитной организации 3 изменить для кредитнойорганизации обязательные нормативы на срок до шести месяцев 4 ввести запрет наосуществление
кредитной организацией отдельных банковскихопераций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года 5 назначить временную администрацию по управлению кредитнойорганизацией на срок до 18 месяцев 6 отозвать лицензию наосуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральнымизаконами. Функция финансового агентаправительства.Являясь по своему статусу финансовым агентомправительства,
ЦБ осуществляет операции по размещению и погашениюгосударственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетовправительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет иказначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлениирасчетов правительства с другими странами.Важная роль ЦБ в решении таких проблем, какпредоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицитагосударственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства.
Основная форма государственных заимствований, используемых на целифинансирования государственных расходов и государственного бюджета -государственные займы.Государственные займы используются для покрытиябюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридическихлиц, предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода иоформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной илибезбумажной форме.Выполняя функцию финансового агента правительства,
ЦБ осуществляет кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачугосударственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основукассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. всемобилизованные государственные доходы направляются на единый счет министерствафинансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществлениягосударственных расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.Единство кассы предоставляет министерству финансоввозможность осуществлять
постоянный контроль за поступлением средств на егосчет и за движением кассовой наличности обеспечивает централизациюгосударственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждогоиз бюджетов федерального, местного , образующих в совокупности бюджетнуюсистему страны позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществлениекассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения
бюджетными средствамии распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функцииприема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. Врезультате создаются необходимые условия для контроля за целевым использованиембюджетных средств. 4. Отчетность и аудит Банка России Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет Государственной Думе годовойотчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка Россиивключает 1 отчет о деятельностиБанка России, анализ состояния экономики РФ, в томчисле анализ денежного обращения и кредита, банковской системы, валютногоположения и платежного баланса РФ, а также перечень мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике, проведенных Банком России 2 годовойбаланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли 3 порядок формирования и направления использования резервов и фондов
Банка России 4 аудиторское заключение погодовому отчету Банка России. Решение обаудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей лицензию на осуществление банковского аудита Государственная Дума принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять отчетность и информацию, необходимые для проведенияаудиторской проверки.
По итогамрассмотрения годового отчета Банка России Государственная Дума принимает решение. Банк России перечисляет в федеральный бюджет50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года послеутверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыльБанка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Банковское дело под ред. Колесникова В.И Кроливецкой Л.П М Финансы и статистика , 19972. В.П.Поляков, Л.А.Московкина Основы денежного обращения и кредита М ИНФРА - М , 19963. Общая теория денег и кредита под ред. Жукова Е.Ф М Банки ибиржа , 19954. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г.
N 394-1 О Центральном банкеРоссийской Федерации Банке России с изменениями от 27 декабря 1995 г 20 июня 1996 г 27 февраля, 28 апреля 1997 г.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |