Кафедра конституционного имеждународного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Конституционному правуРоссии
Тема:
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина
в Российской Федерации
Выполнил:
Научный руководитель: ___________________________________________
(степень, звание) ___________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Домашний адрес слушателя:
САРАТОВ
Содержание
Введение. 3
1. Понятие, сущность, личных прав и свобод человека игражданина. 6
2. Общая характеристика личных прав и свобод человека. 9
2.1 Право на жизнь. 9
2.2 Право на охрану достоинства личности. 10
2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность. 11
2.4 Право на неприкосновенность частной жизни. 14
2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени. 18
2.6 Право на неприкосновенность жилища. 20
2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребыванияи места жительства 23
2.8 Свобода совести и вероисповедания. 24
2.9 Свобода мысли и слова. 26
2.10 Право на информацию… 28
2.11 Право на защиту своих прав и свобод. 29
Заключение. 32
Список использованных источников. 33
Введение
ВпервыеРоссия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свободчеловека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. [1]В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции РоссийскойФедерации, которая весьма органично вписала в Российскую правовую систему международно-правовыестандарты.
Однакоглавное условие действенности Конституции — соответствие её норм объективнымзаконам развития регулируемых отношений[2]. Конституцияесть закон, «который принимает народ, для того чтобы определить условияпередачи и осуществления власти и отношения между управляющими иуправляемыми»[3]. Вместес тем, по мнению судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, КонституцияРоссии, закрепившая волю ее создателей, а не большинства народа, несет в себевнутренние противоречия. «Она не обеспечивает единства интересов и целейосновных участников конституционного процесса, а многие конституционныеценности остаются недоступными для значительной части граждан России»[4].С мнением авторитетного профессионала трудно не согласиться. Реальностьпредполагает соответствие юридической конституции фактической, т.е. темобщественным отношениям, которые в действительности сложились между классами,нациями, народом и государством по поводу власти, суверенитета и свободыличности[5]. Сраспадом Союза ССР Россия вступила в новую фазу своего исторического развития,а переживаемый страной общий глубокий кризис породил массу до сих пор не разрешенныхпроблем, связанных с реальным осуществлением прав и свобод, о чемсвидетельствует колоссальный рост преступности, прогрессирующие нарушения норм административного,земельного, гражданского, трудового, экологического и других отраслейроссийского законодательства.
Всоответствии со ст.2 Конституции РФ 1993 г. человек, его права и свободыявляются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства.
Поюридической природе и системе гарантий права и свободы в принципе идентичны. Вместес тем анализ положений Конституции показывает: термин «свобода»призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, неочерчивая конкретного его результата:
«каждомугарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (ст.28);
«каждомугарантируется свобода мысли и слова» (ст.29);
«каждыйимеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роддеятельности и профессию» (ст.37).
Термин«право» определяет конкретные действия человека, например, участие вуправлении делами государства или в выборах, сбор и распространение информациии т.д. Разграничение между понятиями право и свобода весьма условно, посколькузачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями такжеименуют «свободами». Нужно отметить, что различие в терминологии — скореедань традиции, сложившейся ещё вХУШ-Х1Хвв[6].
Целью своейработы мы ставим рассмотрение личных прав и свобод человека и гражданина.
Для рассмотренияуказанной цели мы планируем рассмотреть следующие задачи:
понятие,сущность, личных прав и свобод человека и гражданина;
общаяхарактеристика личных прав и свобод человека;
право нажизнь;
право наохрану достоинства личности;
право насвободу и личную неприкосновенность;
право нанеприкосновенность частной жизни;
право назащиту своей чести и доброго имени;
право нанеприкосновенность жилища;
право насвободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства;
свободасовести и вероисповедания;
свободамысли и слова;
право наинформацию;
1. Понятие, сущность, личных прав и свобод человекаи гражданина
В действующейКонституции личные права и свободы (ст.20 — 29) не только открывают главу оправах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно болееширокой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Личные праваи свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, правона личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право насвободу передвижения и выбор места жительства, право на неприкосновенностьжилища, право на свободу слова, право на свободу совести, религии и т.д. Личныеправа и свободы человека иногда именуют гражданскими[7];
Специфическиеособенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
эти права и свободыявляются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязанынапрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
эти права исвободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такиеправа и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинствачеловека как личности, и другие естественные права, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.
Основнымличным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервыебыло закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав исвобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции нераскрывается. Это — естественное право человека, защита которого охватываетширокий комплекс активных действий всех государственных и общественныхструктур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасныхсоциальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторамотносятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны,военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов,целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранениеми распространением оружия и проч.
Важноезначение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинскоеобслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечениеправа на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природнойсреды обитания человека.
Подход кчеловеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевоезаконодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: обответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилахиспользования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатациисмерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии(удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиямиили средствами) и многие другие.
Однако донастоящего времени государство сохраняло за собой право при определенныхусловиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни,хотя 'такое право противоречило международным обязательствам России.
В силучрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваютсянепосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казнь сохраняетсявременно. Впредь до её отмены она может устанавливаться федеральным закономлишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкиепреступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права нарассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
В Уголовномкодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составампреступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практикапомилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнениетребуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе впомиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачиходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторийна приведение в исполнение смертной казни.
К личнымправам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21Конституции).
Уважениедостоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто неможет быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерноеповедение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституцияустанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другомужестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никтоне может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным илииным опытам.
Уважениеличности, её достоинства должно включать в себя не только внимательноеотношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этикуповедения работников государственных органов при общении с людьми, уважительноек ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях,особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникамВеликой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека вКонституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностьюдолжностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизньпоказывает, что эта конституционная норма ещё очень слабо реализуетсяпрактически. 2. Общая характеристика личных прав и свободчеловека2.1 Право на жизнь
Основнымличным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервыебыло закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав исвобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции нераскрывается. Это — естественное право человека, защита которого охватываетширокий комплекс активных действий всех государственных и общественныхструктур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасныхсоциальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторамотносятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны,военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов,целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранениеми распространением оружия и проч[8].
Важноезначение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинскоеобслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечениеправа на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природнойсреды обитания человека.
Подход кчеловеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевоезаконодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: обответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилахиспользования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатациисмерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии(удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиямиили средствами) и многие другие.
Однако донастоящего времени государство сохраняло за собой право при определенныхусловиях принудительно лишить человека жизни, подвергнув его смертной казни,хотя такое право противоречило международным обязательствам России.
В силучрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваютсянепосредственно в Конституции. В соответствии с ч.2 ст.20 смертная казньсохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральнымзаконом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкиепреступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права нарассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
В Уголовномкодексе эта мера предусмотрена только применительно к единичным составампреступления (вместо 28 в прежнем УК). Значительно расширена практикапомилования осужденных к смертной казни. Для приведения приговора в исполнениетребуется целый ряд условий, в том числе Указ Президента об отказе впомиловании осужденного (включая и тех лиц, которые отказались от подачиходатайства о помиловании). В настоящее время фактически установлен мораторийна приведение в исполнение смертной казни. 2.2 Право на охрану достоинства личности
К личнымправам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21Конституции).
Уважениедостоинства личности — неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто неможет быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерноеповедение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.
Конституция устанавливает,что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающемучеловеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть бездобровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Уважениеличности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательноеотношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этикуповедения работников государственных органов при общении с людьми, уважительноек ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненныхситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам иучастникам Великой Отечественной войны.
Включениенормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, чтооно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работниковгосударственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционнаянорма еще очень слабо реализуется практически.
Отсутствиеуважения к достоинству человека является преградой на пути его самоутверждениякак личности, выявления его творческих, интеллектуальных способностей. 2.3 Право на свободу и личную неприкосновенность
Закрепленноев Конституции РФ право на свободу и личную неприкосновенность относится к числуосновных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения, аконституционно установленные особые уголовно-процессуальные гарантии судебнойзащиты данного права в силу статьи 18 Конституции РФ являются непосредственнодействующими и потому определяют смысл, содержание и применение соответствующихположений уголовно-процессуального законодательства, равно как и деятельностьзаконодательной власти по его принятию, изменению и дополнению.
КонституцияРФ обязала законодателя предпринять необходимые изменения УПК, с тем чтобыконституционные нормы о допустимости ареста (заключения под стражу) исодержания под стражей только на основании судебного решения были воплощены вуголовно-процессуальном регулировании механизма применения мер процессуальногопринуждения. И только до этого момента — согласно абзацу второму пункта 6раздела второго «Заключительные и переходные положения» КонституцииРФ — допускалось сохранение прежнего порядка ареста, содержания под стражей изадержания подозреваемых, обжалованного в данном деле.
Федеральныйзакон 30.03. 1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека иосновных свобод и Протоколов к ней» также исходил из того, что этавременная мера ограничена по сроку тем периодом, который необходим для внесенияв законодательство соответствующих изменений. При этом в случаях, когда самоправо, для защиты которого необходимо принятие закона, непосредственнозакреплено в Конституции РФ, исполнение подобной обязанности должноосуществляться скорейшим образом.
Однако припринятии 18 декабря 2001 года нового УПК РФ его нормы, согласно которым толькосуд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключенияпод стражу, вводятся в действие лишь с 1 января 2004 года; до этого моментарешения по таким вопросам по-прежнему принимает прокурор. Следовательно, донаступления указанного срока порядок внесудебного ограничения свободы и личнойнеприкосновенности по-прежнему сохраняется в качестве составной части правовойсистемы РФ, то есть применительно к этому периоду фактически рассматриваетсязаконодателем как соответствующий Конституции РФ. Тем самым предписание абзацавторого пункта 6 раздела второго Конституции РФ реализовано им сугубоформально, чем нарушается действительный смысл данного предписания. Сохранениепрежнего порядка задержания и ареста представляет собой, по сути., отказ отреализации гарантированною главой 2 Конституции РФ механизма судебной защитыправа на свободу и личную неприкосновенность и одновременно от закрепленных встатьях 17 и 18 Конституции РФ положений о непосредственном действии прав исвобод человека и гражданина, об их признании и обеспечении в РФ в соответствиис общепризнанными принципами и нормами международного права. Иное несогласуется, кроме того, с сохраняющими свою силу правовыми позициямиКонституционного Суда РФ по данному вопросу, а также несовместимо собязательствами, принятыми на себя Россией в связи с ратификацией ею Конвенциио защите прав человека и основных свобод.
Конвенция озащите прав человека и основных свобод (пункты 3 и 4 статьи 5), Международныйпакт о гражданских и политических правах (пункт 3 статьи 9), согласно которымкаждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицонезамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, которомупринадлежит по закону полномочие осуществлять судебную власть, и ему должнобыть обеспечено право на судебное разбирательство в течение разумного срока илиправо на освобождение.
Конституционноеправо на свободу и личную неприкосновенность означает, что человек не можетбыть лишен свободы и заключен под стражу по произволу власти. Вынесениепостановления об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражувсегда ущемляет право на свободу и личную неприкосновенность независимо оттого, исполнено или не исполнено это решение. Не только реальные ограничения,но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, нарушаютнеприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывают давление насознание и поступки человека. Любой опасности ограничения свободы и личнойнеприкосновенности должно противостоять право на
судебноеобжалование, которое гарантирует проверку, в том числе законных оснований длявынесения решений о заключении под стражу, и защиту от произвольных ограниченийэтих прав[9].
КонституцияРФ, закрепляя в статье 22 право каждого на свободу и личную неприкосновенность,устанавливает единые гарантии этого права при аресте, заключении под стражу исодержании под стражей. Аналогичный подход получил отражение в УК РФ, которыйиспользует единый временной масштаб при исчислении срока лишения свободы,независимо от того, применяется оно в качестве меры пресечения или наказания: времясодержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срокилишения свободы из расчета один день за один день (часть третья статьи 72). Приэтом федеральный законодатель не проводит дифференциацию порядка зачетов сроков,содержания под стражей в зависимости от видов исправительных учреждений,определяемых судом при назначении наказания в виде лишения свободы. 2.4 Право на неприкосновенность частной жизни
В единойсистеме конституционных прав и свобод человека и гражданина в РоссийскойФедерации праву на неприкосновенность частной жизни, закрепляемому ст.23Конституции Российской Федерации, принадлежит особая роль в обеспечениииндивидуальности отдельных людей в их взаимоотношениях с обществом игосударством. Указанное право неразрывно связано с такими понятиями, как жизнь,равенство, свобода, неприкосновенность личности. Его ценность состоит в том,что степень реального осуществления права на неприкосновенность частной жизниопределяет положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развитиясамого общества, поэтому поиск оптимальных моделей взаимоотношений государстваи личности, а также личностей между собой представляет сложнейшую проблему напротяжении длительного времени.
Общеизвестно,что современная концепция прав и свобод, составной частью которой являетсяправо на неприкосновенность частной жизни, — это следствие длительногоисторического развития. История возникновения и развития права человека нанеприкосновенность частной жизни, на уважение частной жизни свидетельствует отом, что сформировавшиеся в русле естественно-правовых идей представления оприрожденных и неотчуждаемых индивидуальных правах лежат в основе и современныхконцепций правового статуса личности.
Современнымиисследователями справедливо отмечается, что право на неприкосновенность частнойжизни «законодательное закрепление… нашло лишь в середине XX века»[10]. Однаконе следует забывать, что неприкосновенность частной жизни — сложноуровневое и ёмкоепонятие, включающее в себя целый комплекс общественных отношений. Процессстановления теоретических концепций права и прав человека явился первоосновойзарождения представлений о частной жизни индивидуума, принципах ее свободы инеприкосновенности.
Так,размышления о сфере частной жизни, ее дихотомии с государственной, общественнойсферой содержатся в трудах Аристотеля, который, как и Платон, рассматривалгосударство через призму единства его составляющих элементов. Однако чрезмерноестремление к единству, проявляемое в общности жен и детей, предлагаемойПлатоном, по мнению Аристотеля, ведет к деградации и уничтожению государства. Такимобразом, Аристотелем предприняты первые попытки обоснования необходимости невмешательствасо стороны государства в такие сферы частной жизни, как брачно-семейные отношения,вопросы воспитания детей, неприкосновенности жилища и частной собственности. В своихтрудах Аристотель последовательно исключал из сферы действия политической (государственной)власти отношения отцов и детей, мужей и жен, господ и рабов.
Одной изпервых философско-правовых концепций либерализма и правового индивидуализмаявляется, по сути, договорная трактовка государства и права, предложеннаяЭпикуром. Основные ценности эпикурейской этики: свобода, удовольствие,безмятежное спокойствие духа (атараксия) — носят индивидуалистический характер.В трудах Эпикура мы видим размышления о неприкосновенности сферы частной жизни,которую он рассматривал через призму индивидуальной свободы: он считал, чтосвобода человека — это его ответственность за разумный выбор своего образажизни. Сфера человеческой свободы — это сфера его ответственности за себя; онавне необходимости, поскольку «необходимость не подлежит ответственности»[11].
Провозглашениев Конституции Российской Федерации 1993 г. права на неприкосновенность частнойжизни обусловило значимость проблемы определения понятия «частнаяжизнь» и его соотношения с понятием «личная жизнь». Некоторыеавторы считают, что с учетом реально сложившейся ситуации оба термина имеютидентичное смысловое значение и имеет смысл оперировать термином«неприкосновенность частной (личной) жизни». «Понятие частнойжизни и личной жизни в русском языке, — считает Т.Н. Москалькова, — являются посуществу синонимами»[12]. Данныйдвойной термин используется и в трудах М.Н. Малеиной[13]и И.Л. Петрухина[14].
Существует идругая точка зрения, высказанная группой российских независимых экспертов посопоставлению национального законодательства и практики со стандартами СоветаЕвропы, суть которой можно выразить следующим образом: в российскомзаконодательстве понятие «личная» и «семейная» жизньохватывается общим понятием «частная жизнь».
Данная точказрения представляется более обоснованной, из неё следует, что понятие«частная жизнь» родственно, но не тождественно понятию «личнаяжизнь» в силу своего более глубокого содержания.
Такимобразом, на сегодняшний день в нормативных правовых актах достаточно широкоиспользуется понятие «частная жизнь», но его содержание нигде нераскрывается, отсутствует его легальная дефиниция. Путем анализа существующих внауке точек зрения можно выделить два основных подхода к определению понятиячастной жизни.
Первыйзаключается в перечислении элементов его содержания. «Частная жизнь (внекоторых правовых и литературных источниках это личная жизнь), — пишет И.Л. Петрухин,- представляет собой жизнедеятельность человека в особой сфере семейных,бытовых, личных, интимных отношений; свободу уединения, размышления, вступленияв контакты с другими людьми или воздержание от таких контактов; свободувысказываний и правомерных поступков вне служебных отношений; тайну жилища,дневников, других личных записей, переписки, других почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений, содержания телефонных и иных переговоров; тайнуусыновления; гарантированную возможность доверить свои личные и семейные тайнысвященнику, врачу, адвокату, нотариусу без опасения их разглашения. Домашнийуклад, интимные привязанности, личные симпатии и антипатии охватываютсяпонятием частной жизни. Всё, что происходит в жилище, не может прослушиваться ипредаваться гласности. Семейный бюджет, распоряжение личной собственностью иденежными вкладами, само их наличие — все это также сфера частной жизни»[15].
Развернутоепонятие данной сферы общественных отношений содержится в работе Л.О. Красавчиковой,выделяющей десять сторон проявления личной жизни[16].
Между темопределение частной жизни через перечисление содержательных элементов вряд липозволит с абсолютной точностью выяснить само понятие, поскольку оно зависит отисторического периода развития общества, государственной идеологии, религии,уровня развития культуры и множества других факторов. 2.5 Право на защиту своей чести и доброго имени
Защита честии достоинства граждан наряду с защитой жизни и здоровья является одной изосновных задач демократического государства. Достоинство личности охраняетсягосударством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.21Конституции РФ). Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1ст.23 Конституции РФ).
Указанныеположения Конституции РФ реализуются в уголовном законе, в частности, ст.130 УКРФ предусматривает уголовную ответственность за оскорбление, то есть унижениечести и достоинства, другого лица. Уголовно-правовая защита чести и достоинстваосуществляется также и некоторыми другими статьями УК.
Теорииуголовного права известно немало теоретических определений понятий чести идостоинства.
А.Л. Анисимовсчитает, что честь — это нравственная категория, которая связывается с оценкойличности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положениечеловека, род его деятельности и признание его моральных заслуг, определеннаямера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благомчеловека, как его жизнь, здоровье и свобода.
Достоинство- самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своегоповедения, общественного значения[17]. Г.Н.Борзенков утверждает, что честь и достоинство — тесно связанные между собойнравственные категории. При этом понятие чести обычно связывается сположительной оценкой личности, признанием ее моральных и социальных качеств другимилицами. Под достоинством личности он понимает осознание самим человекомсобственных нравственных и интеллектуальных качеств, своего положения вобществе, репутации[18].
Л.Л. Кругликовуказывает, что честь — это внутреннее нравственное достоинство, состояние. Достоинство- осознанный лицом и окружающими факт обладания человеком некой совокупностьюнравственных и интеллектуальных качеств.
Ю.А. Красиковполагает, что честь — это общественная оценка личности, мера социальных,духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит отсамого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу,государству. Достоинство — это внутренняя самооценка собственных качеств,способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Репутация — этооценка личности родственниками, друзьями, сослуживцами общественного значениягражданина, его компетентности, способностей, коммуникабельности. Честь,достоинство и репутация взаимно связаны, характеризуют личность, неотделимы отнеё и составляют важнейшее духовное богатство. Вместе с этим честь, достоинствои репутация отражают определенные социальные отношения между гражданином иобществом, а потому имеют большое общественное значение[19].
Резюмируявышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что честь и достоинство — понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические посвоей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (какчувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемыезаконом социальные блага). 2.6 Право на неприкосновенность жилища
Право нанеприкосновенность жилища является также одним из важнейших в международномправе и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.12Всеобщей декларации прав человека 1948 г. «никто не может подвергатьсяпроизвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольнымпосягательствам на неприкосновенность его жилища»[20].
КонвенцияСодружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26мая 1995 г. предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства состороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключениемслучаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо вдемократическом обществе в интересах государственной и общественнойбезопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населенияили защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ст.17Международного пакта о гражданских и политических правах никто не может подвергатьсяпроизвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища[21].В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основныхсвобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища иего корреспонденции[22].
Конституционныйпринцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающихв нём лиц. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественнымправом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ).Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) безсогласия на то заинтересованных лиц[23].
Законодательствомпредусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенностижилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ«Об оперативно-розыскной деятельности[24]»органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдениеправ человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Согласно ст.11Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (с посл. изм) сотрудникимилиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, напринадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать,что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, атакже для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасностипри стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовыхбеспорядках[25].
Согласно п. «з»ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органахфедеральной службы безопасности в Российской Федерации» органамфедеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить вжилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеютсядостаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, атакже в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, еслипромедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Федеральныеорганы государственной охраны в целях осуществления государственной охраныимеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданампомещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещенияорганизаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений,создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также припреследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, еслипромедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственнойохраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против волипроживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляютпрокурора в течение 24 часов (п.9 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N57-ФЗ «О государственной охране»).
Всоответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласияпроживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключениемслучаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ. В исключительных случаях, когдапроизводство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыскане терпит отлагательства, указанные следственные действия могут бытьпроизведены на основании постановления следователя без получения судебногорешения.
Обыск ивыемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться наосновании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165УПК РФ[26]. 2.7 Право на свободу передвижения и выбора местапребывания и места жительства
Правогражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих правчеловека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ,принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г., и в ст.12 «Международного пакта о гражданских иполитических правах», подписанного СССР 18 марта 1968 г.,ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ ивступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г.
Свободапередвижения в конституционном праве понимается как совокупность несколькихправ, а именно: право на свободу передвижения в пределах территориигосударства, право на выбор места жительства на территории государства, а такжеправо покидать территорию государства и возвращаться обратно.
Право насвободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своемуусмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либоособых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом.
Право навыбор места жительства и места пребывания является отражением естественногосостояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на переменуместа жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство неустанавливает ограничений и препятствий в его реализации. Право на выбор местажительства и пребывания тесно связано с понятием «место жительства ипребывания», что является предметом подробного рассмотрения в комментариик ст.2 Закона. 2.8 Свобода совести и вероисповедания
Действующаяроссийская Конституция 1993 г. в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»также регламентировала, что «каждому гарантируется свобода совести,свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместнос другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь ираспространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии сними» (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержанииконституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можнозаметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах правона атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральноеи неопределенное «иные убеждения». Данный термин не подлежитрасширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими,научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственногосодержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека игражданина к религии. Поэтому под «иными убеждениями» следуетпонимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся отрелигиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего«иными убеждениями» в контексте данной нормы считаются убеждения,прямо противоположные религиозным, — материалистические, атеистические,антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметьатеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или инуюатеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д.,но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможностьдействовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своимиубеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, чтосвобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могутиметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушенияправ и свобод других лиц.
26 сентября1997 г. принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозныхобъединениях»[27],который был призван заменить собой несколько устаревший морально и юридическиЗакон РСФСР 1990 г. «О свободе вероисповеданий». Федеральный закон,конечно, более современен, использует терминологию действующей российскойКонституции, но сказать, что он внес что-то новое, дополнительноконкретизирующее в содержание понятия свободы совести и свободывероисповедания, было бы преувеличением. Несмотря на то, что термин«свобода совести» занимает в названии Федерального закона первоеместо, самой свободе совести в нем посвящено лишь несколько статей из главыпервой «Общие положения». Куда как более подробно освещается в Законеправовой механизм создания и деятельности религиозных объединений. Да и тестатьи, что посвящены свободе совести и свободе вероисповедания, в основноммеханически воспроизводят текст соответствующих статей Конституции РФ, что ужесамо по себе является свидетельством низкой юридической техники.
Так, часть 1ст.3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозныхобъединениях» почти дословно дублирует норму ст.28 Конституции, гарантируяправо на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе правоисповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или неисповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этомупускается важная формулировка о том, что это право гарантируется«каждому», что в соответствии с конституционной терминологиейозначает: всем лицам вне зависимости от гражданства — гражданам России,иностранным гражданам и лицам без гражданства. В норме Закона, как и в самойКонституции РФ, термин «иные убеждения» остается без расшифровки; посмыслу Закона также нельзя сделать однозначного вывода о содержании «иныхубеждений», так как в Законе ни атеистические, ни антирелигиозные убежденияили соответствующая деятельность в какой бы то ни было форме ни разу неупоминаются. 2.9 Свобода мысли и слова
Мысль как результати продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире,что воплощается в определенных представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свободамысли характеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, который сампо себе не может быть предметом правового регулирования. Вместе с тем мышление,мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальнуюактивность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е. выражаютсявовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение (устное илиписьменное), другие знаковые системы общения, например художественные формы. ГарантированиеКонституцией РФ каждому свободы мысли означает, с точки зрения правовыхтребований, невмешательство государства в процесс формирования и выражениясобственных мнений и убеждений человека, защиту его от любого иноговмешательства, недопустимость какого-либо идеологического диктата, насилия иликонтроля над личностью.
Свободаслова — это гарантированная государством возможность беспрепятственно выражатьсвоё мнение и убеждения по самым различным вопросам общественного,государственного, иного характера посредством устного или печатного слова, насобраниях, митингах, другими средствами. Право свободно выражать свое мнение,как это формулируется в международно-правовых актах, включает свободупридерживаться своего мнения и свободу искать, получать и распространятьинформацию и идеи любыми средствами без какого-либо вмешательства со стороныпубличных властей и независимо от государственных границ (ст. 19 Всеобщейдекларации прав человека, ст. 19 Международного пакта о гражданских иполитических правах, ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод). Свобода выражения мнения лежит в основе многих других прав исвобод, прежде всего таких, как права на участие в выборах, на петицию, наобразование; свободы совести, творчества, и др.
Конституциисоветского периода гарантировали свободу слова, печати в соответствии синтересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя иничего не упоминали об интересах самой личности (например, ст.50 КонституцииСССР 1977 г). Действующая Конституция РФ не обусловливает свободу мысли и словакакими-либо идеологическими или социально-общественными рамками. Напротив,конституционные нормы о свободе мысли и слова сформулированы в единстве с конституционнымиположениями о признании идеологического и политического многообразия,недопустимости установления какой бы то ни было идеологии в качествегосударственной или обязательной (ст.13 Конституции РФ).
ПоложенияКонституции РФ о свободе мысли и слова соответствуют международно-правовымстандартам в этой сфере, установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст.18,19), Международным пактом о гражданских и политических правах (ст.18, 19),Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст.9, 10).
Свободамысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для реальногопроявления свободы человека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной.Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействиена сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать ксоциальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человекаи унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимостьопределенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлениемсвободы слова.
Всовременный период ограничения в этой области установлены как намеждународно-правовом, так и на национальном уровнях. 2.10 Право на информацию
В Россииконституционное право человека и гражданина на информацию впервые былозакреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 года (далее — Декларация).Согласно ч.2 ст.13 Декларации каждый имеет право искать, получать и свободнораспространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливатьсязаконом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческойи государственной тайны, а также нравственности. Перечень сведений,составляющих государственную тайну, устанавливается законом.
В ч.4 ст.29Конституции РФ список правомочий, составляющих право на информацию, дополненправом передавать и производить информацию. Общие основания законодательныхограничений права на информацию, в отличие от Декларации, в ныне действующейКонституции РФ не приводятся, поскольку они следуют из общих принципов ч.3 ст.55Конституции РФ. Но положение о том, что перечень сведений, составляющихгосударственную тайну, определяется федеральным законом, сохранено в качествеважного предела вводимым ограничениям права на информацию. 2.11 Право на защиту своих прав и свобод
Исполнениезаконодательных положений, направленных на защиту прав граждан и юридическихлиц, и создание условий для реализации ими своих прав и законных интересов ужев течение многих лет является самой существенной задачей публичной власти вРоссии. «Центр тяжести» правовой защиты в количественном икачественном отношении лежит на исполнительной власти, органы которой обязаныобеспечивать безупречность своих действий и решений, избегать ошибок вправоприменительной деятельности.
Отношениямежду гражданами и их объединениями с органами публичной власти носятразносторонний характер. По своему функциональному назначению органыисполнительной власти тесно связаны с управлением процессами в экономике, онираспоряжаются огромными государственными и муниципальными материальными ифинансовыми ресурсами. Предметом отношений между органами публичной власти игражданином могут стать как обязательная государственная регистрация сделки,получение гражданином паспорта, организация митинга, осуществлениепредпринимательской деятельности, так и совершение гражданином (или юридическимлицом) правонарушения. Несмотря на общее количество органов государственнойвласти и различные сферы их регулирования, в основе всех отношений междупубличной властью и гражданами (их объединениями) лежит принцип власть — подчинение.В данных отношениях нет свободы воли сторон, что обусловливает необходимостьопределения гарантий соблюдения прав и свобод граждан и их объединений каксубъекта, не обладающего государственно-властными полномочиями. Эти гарантиизакреплены в законодательстве и применяются в процессе последующей практическойреализации процессуальных правовых механизмов защиты[28].
Можнообозначить несколько оснований возникновения конфликта между органами публичнойвласти и гражданами (их объединениями): принятие неправомерного решенияпредставителем органа публичной власти (действия должностного лица, несоответствующие предписаниям закона) или совершение гражданином (объединением,юридическим лицом) административного правонарушения.
Гражданинупредоставляется право самостоятельно выбирать порядок обжалования действий ирешений, нарушающих его права и свободы. В соответствии со ст.4 Закона РФ от 27апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан»[29]гражданин вправе обратиться с жалобой на подобные действия (решения) либонепосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненностигосударственному органу, приобретая в равной степени как право наадминистративную жалобу, так и право на жалобу-иск или административный иск всудебном органе. Специалисты неоднозначно оценивают данное положение. По мнениюодних, необходимо закрепление исключений из указанного правила выбораинстанции, которая будет рассматривать соответствующее заявление гражданина,например, при обжаловании нормативного акта. Другие призывают обжалованиедействий и решений вышестоящими инстанциями считать составной частью их контрольныхполномочий. Закрепить судебный порядок обжалования как единственно возможный — значитпринести значительный ущерб экономичности; административное дело должноначинаться в органе исполнительной власти. В соответствии с Законом СССР от 2ноября 1989 г. N 719-1 «О порядке обжалования в суд неправомерных действийорганов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих праваграждан»[30]подача жалобы в вышестоящий орган власти признавалась обязательной стадиейадминистративного процесса. Думается, что изменение такого порядка наальтернативный — по выбору гражданина — предоставляет последнему наибольшуюоперативность при решении конфликта, сочетая судебную и внесудебную формызащиты прав.
Определениепорядка защиты прав зависит от сущности и особенностей конфликтов. Отправильного определения сущности спорных отношений, относимых кадминистративно-правовым, зависит и форма их регламентации. Выявление предметаадминистративно-правового спора и его особенностей необходимо для построениячеткой системы взаимоотношений между его сторонами (участниками спора).
Институтнесудебной защиты субъективных прав, свобод и законных интересов граждан путемобжалования неправомерных действий (бездействия) должностных лиц в РоссийскойФедерации имеет глубокие исторические корни.
Заключение
Специфическиеособенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
эти права и свободыявляются но своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязанынапрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
эти права исвободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
это такиеправа и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинствачеловека как личности, и другие естественные нрава, связанные с егоиндивидуальной, частной жизнью.
Список использованных источников
Нормативный материал
1. Конституция РФ 1993г.
2. Декларация прав и свобод человека и гражданина/ Принята ВерховнымСоветом РСФСР 22.11 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР иВерховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст.1865.
3. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. иПротоколы к ней // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст.163.
6. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от12.08. 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст.3349.
7. Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»от 26.09. 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 39.
8. Уголовный кодекс РФ (Федеральный закон от 13.06. 1996 г) // Российскаягазета. № 113-115.18-20.06. 1996.
9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 18.12. 2001 г)// Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст.4921.
10. Закон РФ «О милиции» от 18.04. 1991 г. // ВСНД РФ и ВерховногоСовета РФ. 1991. № 16. Ст.503.
11. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих праваи свободы граждан» от 27.04. 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатовРФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст.685.
Литература
1. Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М.,2004.
2. Беркович Е.Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов. М., 1998.
3. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития //«Адвокат». Июнь 2006. № 6.
4. Жаке Ж.П. Конституционное право и политические институты, учеб. пособие.4-еизд. / пер. с франц. проф. В. В. Маклакова. М., Юристъ, 2002.
5. 5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России». Учебник/М., Юристъ, 2004.
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004.
7. Красавчикова Л.О. Личная жизнь под охраной закона. М., 1983.
8. Лазарев Л.В., Морщакова Т.Г., Страшун Б.А. и другие. «КонституцияРФ в решениях Конституционного суда России» // Институт права и публичной политики,2005.
9. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
10. Малеина М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление,защита. М., 2001.
11. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. М., 1996.
12. Ноздрачев А.Ф., Сухарева Н.В., Мельникова В.И. Процессуальные правовыемеханизмы защиты граждан и их объединений во взаимоотношениях с публичнойвластью // Законодательство и экономика. 2005 г. N5.
13. Петрухин И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989.
14. Права человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003.
15. Романовский Г.Б. Право на неприкосновенность частной жизни. М., 2001.
16. Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционногоправа. Выпуск 1. Саратов, 1967.