ОГЛАВЛЕНИЕ1. ПОРЯДОКЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА… 32. ОТЛИЧИЕДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОТ ДРУГИХ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ… 63. ЗАДАЧА… 10
4. ПРОЕКТ ДОГОВОРА РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ… 14СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ… 17
1. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Порядок ликвидацииюридических лиц регламентируется Гражданским Кодексом Р.Ф., Федеральным законом«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,а также специальными Федеральными законами: «Об акционерных обществах», «О некоммерческихорганизациях», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственныхи муниципальных унитарных предприятиях».
Основные этапыликвидации:
— Учредители (участники) юридическоголица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны письменносообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственныйреестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процесселиквидации.
— Учредители (участники) юридическоголица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационнуюкомиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствиис Гражданским Кодексом Р.Ф., другими законами. С момента назначения ликвидационнойкомиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационнаякомиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
— Ликвидационная комиссияпомещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрацииюридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требованийего кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикациио ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получениюдебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидацииюридического лица.
— После окончания срока дляпредъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточныйликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемогоюридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатахих рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками)юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждаетсяпо согласованию с уполномоченным государственным органом.
— Если имеющиеся у ликвидируемогоюридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворениятребований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридическоголица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
— Выплата денежных сумм кредиторамликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядкеочередности, установленной статьей 64 Гражданского Кодекса, в соответствии с промежуточнымликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторовпятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утвержденияпромежуточного ликвидационного баланса.
— После завершения расчетовс кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, которыйутверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшимирешение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационныйбаланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
— При недостаточности у ликвидируемогоказенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средствдля удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с искомоб удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этогопредприятия или учреждения.
— Оставшееся после удовлетворениятребований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам),имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этогоюридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами илиучредительными документами юридического лица.
— Ликвидация юридическоголица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование послевнесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц.
2. ОТЛИЧИЕДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ОТ ДРУГИХ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ
Поставка товаров для государственныхнужд выделена в ГК в качестве отдельного вида договора купли-продажи (§ 4 гл. 30).Такие поставки осуществляются на основе двух самостоятельных договоров: а) государственногоконтракта; б) заключенного в соответствии с ним договора поставки. Договору поставкитоваров для государственных нужд предшествует государственный контракт.
Согласно ст. 526 ГК по государственномуконтракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуетсяпередать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственныйзаказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Из этого определения государственногоконтракта следует, что контракт — это гражданско-правовой договор о возмездной передачетоваров поставщиком государственному заказчику (покупателю). Он по своему содержаниюявляется таким видом купли-продажи, как договор поставки, так как товары покупаютсягосударственным заказчиком не для личного, семейного, домашнего потребления.
Термин «государственныйконтракт», с одной стороны, подчеркивает особую значимость поставок для государственныхнужд, с другой — участие в договоре государства в лице соответствующих органов — государственных заказчиков. При этом государственный заказчик, как правило, участвуетв размещении заказов на товары для государственных нужд и может указывать получателятоваров и плательщика. Однако государственный заказчик во всех случаях принимаетна себя обязанность обеспечить оплату поставленных товаров, т.е. гарантирует оплату.
В законах о поставках товаровдля государственных нужд определены цели и задачи организации таких поставок дляфедеральных и региональных государственных нужд. К ним отнесены: а) создание и поддержаниегосударственного резерва; б) поддержание необходимого уровня обороноспособностистраны; в) обеспечение экспортных поставок для выполнения международных обязательств;г) реализация федеральных и региональных целевых программ.
Эти цели и задачи позволяютопределить широкую сферу применения государственного контракта (договора поставкитоваров для государственных нужд) и отношения, подпадающие под регламентацию нормативныхактов о поставках товаров для государственных нужд.
Под государственными нуждамипонимаются потребности Российской Федерации и ее субъектов в товарах, обеспечивающихвыполнение функций государства и удовлетворение этих нужд за счет федерального бюджетаи внебюджетных источников. Все законы об обеспечении государственных нужд товарамивозлагают обязанность формировать государственные заказы на соответствующие органыисполнительной власти.
В судебной практике встречаютсярешения, в которых отношения между государственным заказчиком и его контрагентамитрактуются как административно-правовые. Однако органы исполнительной власти, выступающиев качестве государственного заказчика, заключая государственные контракты (договоры)с поставщиками (исполнителями), вступают в отношения, регулируемые гражданским законодательством.В соответствии со ст. 124 ГК такие отношения государственных органов с иными участникамиэтих отношений — юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями строятсяна равных началах. Следовательно, заключаемые государственные контракты и договорыпоставки товаров для государственных нужд являются гражданско-правовыми договорами.
Для трактовки заключенногодоговора поставки в качестве государственного контракта (договора поставки товаровдля государственных нужд) требуется наличие одновременно следующих признаков: 1)цель — обеспечение государственных нужд; 2) формирование государственного заказаи заключение договора органом исполнительной власти или уполномоченными им лицами;3) оплата за счет бюджетных средств, как правило, предусмотренных в расходах соответствующегобюджета, и внебюджетных источников финансирования.
Государственному контракту(договору поставки товаров для государственных нужд) присущи черты, свойственныеобычным договорам поставки. Его предметом, как правило, являются действия по передачевещей, определяемых родовыми признаками; срок исполнения договора отдален от моментаего заключения; передача товаров осуществляется в определенные договором сроки ипериоды.
Вместе с тем можно отметитьсущественные отличия порядка заключения и содержания государственного контрактаот заключения и содержания иных видов договора купли-продажи:
1) покупателем является государственныйзаказчик — орган государственной власти или уполномоченные им лица;
2) государственные контрактызаключаются на основе государственного заказа, формируемого в установленном закономпорядке;
3) основным способом размещениязаказов на покупку товаров для государственных нужд является проведение конкурсов,позволяющих выявить поставщиков, предлагающих лучшие условия выполнения государственногозаказа;
4) государственный заказчикобеспечивает не только своевременную оплату товаров, но и возмещение убытков, которыемогут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением им государственногозаказа;
5) порядок и сроки заключениягосударственного контракта (договора поставки) на основе заказов установлены нормамиГК;
6) законы о поставках товаровдля государственных нужд определяют организации, для которых заключение государственногоконтракта в качестве поставщика является обязательным;
7) интересам государственногозаказчика предоставляется особая защита, в частности, законы о поставках товаровдля государственных нужд предусматривают неустойку за нарушение обязательств. Вряде случаев неустойке придан штрафной характер;
8) споры, возникающие призаключении государственного контракта или заключаемого на его основе договора, рассматриваютсяарбитражным судом независимо от того, имеется ли у одной из сторон обязанность заключитьдоговор.
Таким образом, как уже отмечалось,государственный контракт и договор поставки товаров для государственных нужд отличаютсяот иных договоров поставки товаров, во-первых, целью продажи и приобретения товаров;во-вторых, участием в поставках государственных заказчиков, в качестве которых выступаюторганы исполнительной власти или уполномоченные ими лица; в-третьих, оплатой товаровза счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Продажа и приобретениегосударственным заказчиком товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источниковфинансирования обусловили особый порядок заключения договоров и рассмотрения возникающихпри этом разногласий, гарантированность государственным заказчиком платежей за поставленныетовары и тем самым стимулирование принятия заказов исполнителями.
3. ЗАДАЧА
ДАНО:
Решением местной администрациисемнадцатилетней Васильевой было разрешено вступить в брак с Федоровым до достижениявосемнадцатилетнего возраста. После регистрации брака, намереваясь переехать к мужу,проживающему в другом поселке, Васильева решила продать дом, перешедший к ней позавещанию. Поскольку никто из ее односельчан не изъявил желания приобрести дом дляпостоянного проживании, она договорилась с Никитиным о продаже ему дома на сносза 500 долларов США.
Родители Васильевой возражалипротив этой сделки. По их мнению, дом вообще не следовало продавать на снос, посколькуон находится в хорошем состоянии и им удалось найти покупателя, желающего приобрестидом для постоянного проживания за большую сумму.
Васильева ответила, что договорс Никитиным уже заключен, и изменять или расторгать его она не намерена. Родителиобратились с иском в суд о признании заключенного договора недействительным, каксовершенного их несовершеннолетней дочерью без их согласия.
Решите дело.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
В соответствии с п. 2 ст.175 и п. 2 ст. 21 ГК РФ, несовершеннолетняя Васильева является дееспособной и вправесовершать сделки, в том числе и сделку купли-продажи дома, перешедшего к ней позавещанию.
Статья 175. Недействительностьсделки, совершенной несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцатилет
1. Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцатилет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, в случаях, когда такоесогласие требуется в соответствии со статьей 26 настоящего Кодекса, может быть признанасудом недействительной по иску родителей, усыновителей или попечителя.
/>Если такая сделка признана недействительной,соответственно применяются правила, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта1 статьи 171 настоящего Кодекса.
/>2. Правила настоящей статьи не распространяютсяна сделки несовершеннолетних, ставших полностью дееспособными.
Комментарий к статье
Под сделками несовершеннолетних,ставших полностью дееспособными, на которые правила не распространяются, понимаютсясделки эмансипированных несовершеннолетних (ст. 27 ГК) и несовершеннолетних, вступившихв брак до достижения 18-летнего возраста (п. 2 ст. 21 ГК).
Статья 21. Дееспособность гражданина
/>1. Способность гражданина своими действиямиприобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанностии исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлениемсовершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
/>2. В случае, когда законом допускаетсявступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнеговозраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
/>Приобретенная в результате заключениябрака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака додостижения восемнадцати лет.
/>При признании брака недействительным судможет принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособностис момента, определяемого судом.
Комментарий к статье
1. Дееспособность, означающаяспособность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданскиеправа, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, характеризуетактивные возможности физических лиц. Это юридическое свойство человек приобретаетлишь по достижении определенного уровня умственной и психической зрелости, когдастановится способным принимать осмысленные решения. Поскольку все люди достигаютэтого уровня в разном возрасте, законодатель был вынужден остановиться на какой-тооптимальной для большинства индивидов возрастной границе. По законодательству РФполная гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, т. е.по достижении 18-летнего возраста.
2. Приобретение полной гражданскойдееспособности означает, во-первых, что с этого момента лицо вправе самостоятельноучаствовать в гражданском обороте без посредничества законных представителей либокаких-либо органов, а во-вторых, способно нести самостоятельную гражданско-правовуюответственность. Сделкоспособность (способность совершать сделки) и деликтоспособность(способность самостоятельно отвечать за вред, причиненный противоправными действиями)являются основными элементами дееспособности.
3. Гражданин, не достигший18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступленияв брак. Эта норма направлена в первую очередь на обеспечение равенства имущественныхправ супругов (в противном случае совершеннолетний супруг имел бы возможность совершатьсделки, в том числе и с общесупружеским имуществом, самостоятельно, а несовершеннолетний- только с согласия законных представителей).
4. ПРОЕКТ ДОГОВОРАРОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
ДОГОВОР
розничной купли-продажи
г._________________ "___"_______200__г.
_______________________________________________________ в лице
(наименование предприятия, учреждения, организации, Ф.И.О. физического лица),
__________________________________________________именуемое в
дальнейшем Продавец, с одной стороны, и ________________________
(наименование предприятия, учреждения,
________________________, в лице _____________________________
организации, Ф.И.О. физического лица),
___________________, именуемое в дальнейшем Покупатель, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Предмет договора, в дальнейшем товар, принадлежит продавцу на праве собственности, не заложен, не арестован, не является предметом исков третьих лиц.
Продавец обязуется передать ____________________________________
(наименование товара и характеристики)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
и относящиеся к нему документы в собственность Покупателя, а Покупатель обязуется осмотреть товар, принять и оплатить на условиях настоящего договора.
1.2. Принадлежность товара документально подтверждается _________
_____________________________________________________________
2. Обязанности сторон
Продавец обязуется:
2.1. Передать товар и относящиеся к нему сопроводительные документы Покупателю на условиях настоящего договора.
2.2. Обеспечить перевозку товара.
2.3. Передать товар по описанию и качеству, соответствующим требованиям договора, в таре и упаковке, исключающей возможность его порчи (уничтожения) при перевозке.
Покупатель обязуется:
2.4. Уплатить за товар цену в соответствии с условиями договора.
3. Сумма договора. Порядок расчетов
3.1.Сумма настоящего договора составляет __________________ рублей.
(___________________________________________________________).
(сумма прописью)
3.2. Расчеты по данному договору производятся после подписания настоящего договора (всей суммы, части суммы п. 3.3) в размере __________________ руб. путем (наличного, безналичного) расчета.
3.3. Выплата оставшейся части суммы будет осуществляться «____» числа каждого месяца, включительно, с момента заключения настоящего договора, в размере ____________ руб.
3.4. Покупатель вправе воздержаться от уплаты цены (суммы) договора в случае, если у него отсутствовала возможность осмотра по вине Продавца.
4. Срок исполнения договора
4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания.
4.Передача (товара) осуществляется "____"_____________200__г.
4.3. Срок исполнения договора может быть продлен лишь в случае, если одна из сторон приостановит исполнение своих обязательств.
4.4. Приостановление исполнения обязательств возможно лишь в выявившихся после заключения настоящего договора случаях серьезного недостатка в способности другой стороны осуществить исполнение или ее поведение по подготовке исполнения договора.
4.5. Сторона, приостанавливающая исполнение, независимо от того, делается это до или после отправки ______________________________ (товара), должна незамедлительно известить другую сторону в письменной форме и должна продолжить осуществление исполнения, если другая сторона предоставит достаточные гарантии исполнения своих обязательств.
5. Ответственность сторон
5.1. Ответственность сторон, не предусмотренная в настоящем договоре, определяется в соответствии с положениями ГК РФ.
5.2. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами (форс-мажор). К таким событиям чрезвычайного характера относятся: наводнение, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, эпидемии и иные явления природы, а также война или военные действия, забастовка в отрасли или регионе, принятие органом государственной власти или управления решения, повлекшего невозможность исполнения настоящего договора.
5.3. При наступлении и прекращении указанных в п.5.2 обстоятельств сторона по настоящему договору, для которой создалась невозможность исполнения ее обязательств по настоящему договору, должна немедленно известить другую сторону, приложив соответствующую справку.
5.4. При отсутствии своевременного извещения, предусмотренного в п.5.3., сторона обязана возместить другой стороне убытки, причиненные неизвещением или несвоевременным извещением.
5.5. Наступление форс-мажорных обстоятельств влечет увеличение срока исполнения договора на период их действия.
6. Рассмотрение споров
6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего договора будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.
6.2. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны передают их на рассмотрение в арбитражный суд.
7. Иные положения
7.1. Договор, может быть, расторгнут по взаимному соглашению сторон или одной из них в случае нарушения условий договора другой стороной, выразившихся в явном нарушении условий настоящего договора. Одностороннее расторжение договора осуществляется путем письменного уведомления. При неполучении ответа на уведомление в семидневный срок с момента обычного срока получения уведомления, договор считается расторгнутым.
7.2. Стороны обязаны сообщать друг другу об изменении своего юридического адреса, номеров телефонов, телефакса в двухдневный срок.
7.3. С момента подписания настоящего договора вся предшествующая переписка, документы и переговоры между сторонами по вопросам, являющимся предметом настоящего договора, теряют силу.
7.4. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь если, они совершены в письменной форме и подписаны надлежаще уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.
Адреса и подписи сторон:
Продавец Покупатель
__________________________ ________________________________
__________________________ ________________________________
тел._______________________ тел._____________________________
__________________________ ________________________________
___________________________ _________ _______________________
(подпись) (подпись)
М.П. М.П.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯЛИТЕРАТУРА
А. Нормативные акты
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 30 декабря 2008 г.
2. О некоторыхвопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки:Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. №18.
4. О закупкахи поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственныхнужд: Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. №53-ФЗ с изменениями и дополнениямина 2 декабря 2006 г.
5. О конкурсахна размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных нужд: Федеральный закон от 6 мая 1999 г. №97-ФЗ.
6. О поставкахпродукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон от 13 декабря1994 г. № 60-ФЗ.
8. О размещениизаказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд: Федеральныйзакон от 31.12.2005 №207-ФЗ.
Б. Литература
1. Комментарийк Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй/Под ред. проф. Т.Е. Абовойи А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН. — М.: Юрайт-Издат; Право и закон,2003.
2. Комментарий к части второйГражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. Под ред. М.И. Брагинского,В.И. Витрянского. – М.: Фонд Правовая культура, 2001.
3. Гражданскоеправо. Учебник. Часть вторая. Под общей редакцией А.Г. Калпина. – М.: Юрист, 2002.
4. Гражданскоеправо России. Учебник. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций / Отв.Ред. О.Н. Садиков. М., 1997.
5. Сергеев А.П., Толстой Ю.К.Учебник по гражданскому праву. Часть 2. — М.: Проспект. — 2001.
6. БрагинскийМ.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997.
7. ВитрянскийВ.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статус, 2001.
8. ЗавидовБ.Д. Договор: подготовка, заключение, изменение. М.: Инфра-М, 1997.