Реферат по предмету "Государство и право"


Комплексный правовой анализ конституционных основ государственности РФ

/>/>/>/>/>Федеральноегосударственное образовательное бюджетное учреждение
высшегопрофессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙУНИВЕРСИТЕТ
ПРИПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА «ТЕОРИЯИ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
КУРСОВАЯРАБОТА:
«Комплексныйправовой анализ конституционных основ государственности РФ»
 
Выполнила
Студентка юридического факультета группы Ю1-3
Хачатурова К.И.
Научный руководитель: к. ф. н., к.ю.н., доцент Попова АннаВладиславовна
МОСКВА 2011

Оглавление
Введение
1. Политическиеосновы Российской Федерации
1.1 Демократическоегосударство
1.2 Федеративноегосударство
1.3 Правовоегосударство
1.4 Республиканскаяформа правления
2. Экономическиеосновы
3. Социальные идуховные основы
3.1 Социальноегосударство
3.2 Светскоегосударство
4. Пробелы идефекты в конституционном праве
Заключение
Библиография

Введение
 
Актуальность выбранной темы заключается в том, что КонституцияРФ закрепляет базовые принципы, такие как правовой статус человека, равенствоправ и свобод, очерчивает круг этих прав. Это важно, потому что Конституцияозначает верховенство закона и должна отражать реальные общественные отношения.При изменении общественного правосознания изменяться и основы конституционногостроя. На данный момент, закрепленные положения, отражают настроения, царящие вроссийском обществе, регулярно происходят демонстрации, несанкционированныемитинги, ущемляются права людей, гражданское общество не функционируетполноценно, а Конституция призвана разрешить противоречия, она нужна для того,чтобы положить начало несуществующим идеалам, задается вектор действия. Не зряотмечается день Конституции 12 декабря. Изменение в основах конституционногостроя, ведет к изменению всей правовой системы.
Задачами работы проанализировать конституционные основы является,выявить и подробно рассмотреть основы конституционного строя в статьях с 1 по16 Конституции РФ, выявление их актуальности, определение пробелов и путей ихпреодоления,
Целью курсовой работы – исследование и анализ особенностейоснов конституционного строя, определение направлений совершенствованияправовых аспектов Конституции РФ
Статья 1 Конституции РФ 1993 гласит о том, «РоссийскаяФедерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство среспубликанской формой правления». Последовательность и подбор словнеслучайны. Они расположены по степени важности и на сегодняшний моментявляются признанными нашей страной и народом. В данной работе рассмотрим каждоеиз этих понятий.
/>1. Политические основы Российской Федерации1.1 Демократическое государство
Существование демократии признается главным структурнымэлементом основ конституционного строя. При демократии народ являетсяисточником власти, то есть оказывает влияние на процессы протекающие вгосударстве. Раскрывая понятие необходимо отметить, что функционированиегосударств на демократических принципах означает, Россия провозглашаетсягосударством народовластия. «Традиционно демократия рассматривается какполитический режим, предоставляющий гражданам возможность беспрепятственнореализовывать свои политические и личные права». Составляющимидемократического государства являются:
1. народныйи государственный суверенитеты (ст.3 ч 1)
2. осуществлениявласти народом (народовластие) (ст. 3 ч 2)
3. выборность(ст. 3)
4. праваи свободы человека — высшая ценность (ст.2)
5. разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10)
6. политическийплюрализм (ст. 13)
7. учетмнений меньшинства
8. местноесамоуправление (ст. 12)
«На верхней ступени находятся народный и государственныйсуверенитеты, территориальная целостность. Именно народ принимает ОсновнойЗакон, конституирует сложившуюся на данной земле определенную системуценностей. Без наличия его как единой социальной силы невозможно самоустановление конституционного строя». Сущность народного суверенитета заключаетсяв том, что народ применяет власть исключительно в своих интересах, независимоот каких бы то ни было социальных сил. Без государственного суверенитетаневозможно существование страны в целом. Никто не может вмешиваться во внутренниедела государства. Народный суверенитет находится в тесном взаимодействии с государственным,так как первый невозможен без второго. Государство должно иметь обеспечитьвозможность народу реализовывать свои права.
Народный суверенитет осуществляется через народовластие, заключающиесяв принадлежности власти гражданам страны и осуществлении ее через выборы вгосударственные органы и органы местного самоуправления. «В условияхнародовластия осуществление власти конструируется, легитимируется иконтролируется народом, то есть гражданами государства, поскольку она выступаетв формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могутна равных правах все граждане». Следовательно, народовластие заключается вправе народа избрание и на выборность в органы власти и местного самоуправления.
Ст. 3 Конституции РФ:
«1. Носителем суверенитета и единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а такжечерез органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являютсяреферендум и свободные выборы».
В уставах и конституция субъектов РФ можно также найтиперечень форм народовластия. Высшие формы народовластия присутствуют в ст.2Конституции Адыгеи, ст.6 Устава (Основного закона) Алтайского края, ст.9 УставаАмурской области, ст.3 Устава Липецкой области, ст. 3 Устава Магаданскойобласти, ст.2 Конституции Мордовии, ст.10.1 Устава Мурманской области, ст. 3Конституции Мари Эл, ст.3 Устава Новгородской области, ст.4 Устава Новосибирскойобласти: «1. Вся власть принадлежит проживающему на территории областинароду и исходит от него.  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, атакже через органы государственной власти и органы местного самоуправления».С помощью народовластия народ использует право на участие в выборах.
Различают демократию по форме волеизъявления:
ü Представительная(выбирается представители для осуществления интересов и воли народа ). Чертыпредставительной демократии- «выборность, решение важных вопросов в жизниобщества, функции законодательной (правотворческой ) власти, принятие бюджета».
ü Непосредственная(решения принимаются непосредственно гражданами) касается референдума и свободныхвыборов
В России имеет место последняя. Выборность в органы власти-способ реализации прав граждан, их прав, являющихся «высшей ценностью».Выборность также присуща республиканской форме правления, к которой Россия иотносится. Выборность- отражение действия прав и воли народа и наличие ее, способпретворения их в жизнь.(ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. от 08.03.2011) «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации», ФЗ от 26.11.1996 №138-ФЗ (ред. от 09.11.2009) «Обобеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления»). В выборах имеют праваучаствовать все граждане, кроме людей, не достигших 18 лет, иностранцев (ФКЗ от28 июня 2004 №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» ст. 13),недееспособных, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Появлениеоткрепительных талонов, позволяет голосовать избирателю не на своем участке. Предоставлениедополнительных возможностей государством участия в выборах, как например,голосование по телефону, дает возможность избирателям всегда реализовывать своиправа. Прямые выборы означают прямое волеизъявление граждан, наделенныхвластью, таким образом, они участвуют в управлении государством. На сегодняшниймомент в ст. 81 Конституции РФ закрепляются всеобщие, равные, прямые, тайныевыборы. Система таких выборов направлена на признание человека высшей ценностью(ст.2) со стороны государства и общества, а следовательно, и необходимостьюсоблюдать его права и свободы и обеспечивать их. Права и свободы, а такжедействия, связанные с их претворением в жизнь, являются фундаментом дляфункционирования всей системы права. С их помощью происходит формирование ГосударственнойДумы, избрание президента, формирование и функционирование гражданскогообщества. Существование отраслевых кодексов (УК РФ, ГК РФ, КоАП и т.д.),направленных на охрану общественных отношений, защиту прав (гражданских,политических, экономических, социальных, культурных и коллективных) и регулированиеповедения и их соблюдение подтверждает то, что они признаются государством,выступающего гарантом. «Следование законным интересам и учёт мнений всехграждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических ииных убеждений, – это обязанность государства, это обязанность демократическогогосударства. Способность эту обязанность выполнять является главным критериемэффективности такого государства». Данные положение были освящены и президентомРФ Дмитрием Медведевым в Посланиях Федеральному Собранию в 2009-2011. «Политическиесвободы граждан и их частная собственность неприкосновенны. Они играют решающуюроль в становлении российской демократии. Гарантируемый Конституции уровеньсвободы личности, зрелость демократических институтов и процедур – это источникнашего дальнейшего подъёма. Мы должны обеспечить широкое участие граждан,политических партий и других общественных институтов в их решении. Конституцияутверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защитусемьи и Отечества, единство многонационального народа – не только какобщепризнанные ценности, но и как юридические понятия. То есть придаёт им практическуюсилу и поддерживает всеми ресурсами государства». С другой стороны, отменаграфы «против всех» в избирательных бюллетенях ущемляет праваграждан. Они не могут в полной мере осуществить права.
Установление прав и свобод как «высшей ценности» вКонституции показывает то, уважение личности и ее приоритетное значение-неотъемлемая часть конституционного государства, обязанность. ЗакрепленныйКонституцией положения невозможны без предоставления прав и свобод гражданам.Государство не в праве превышать пределы своей власти и действовать в ущерблюдям. «Человек, его права и свободы должны защищаться государством спомощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимоповысить эффективность судебной защиты». Для осуществления в полной мереправ и свобод необходимы соответствующие условия, социальные, экономические,политические. Необходимо доверие к государству, правовая настройка общества, акак следствие этого признание прав и свобод гражданами, тогда «принциппризнания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере навсех членов общества». Гражданские права могут быть ограничены федеральнымзаконом в том случае, если они противоречат нравственности, наносят вредздоровью, основам конституционного строя.
Разделение властей способствует разграничению компетенцийорганов. Каждая ветвь занимается своей подконтрольной только ей юрисдикцией и областью.Они не могут выходить за пределы своих полномочий установленных Конституций в ст.10. Это обеспечивает «рассредоточение, распределение, демонополизациювласти», эти ветви власти не могут подчинить или подчиняться друг другу,ущемлять полномочия друг друга. Разделение властей не может позволитьпревалировать одной власти над другой, это предотвращает возвышение,утверждение авторитаризма. «Принцип разделения властей предусматриваетсистему „сдержек и противовесов“, направленную на то, чтобы свести кминимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемымвопросам». Разделение властей способствует единству государства. В РФсуществует разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную.Законодательную власть осуществляет Парламент, нижнюю палату (ГосударственнаяДума) избирают граждане, Совет Федерации формируется путем отбора кандидатов стакими условиями: «гражданинРоссийской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатомпредставительного органа муниципального образования, расположенного натерритории субъекта Российской Федерации, органом государственной властикоторого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации».Исполнительная власть принадлежит Правительству РФ,состоящему из Федеральных министерств, ему подчиняющихся, служб и агентств.Судебную власть исполняют: суды общей юрисдикции (Верховный суд, районные суды,мировые суды, военные суды), Арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ,Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды,Арбитражные суды субъектов РФ), Конституционный Суд РФ. В соответствии со ст.118- 129 судебная власть в РФ: осуществляется только судами, имеет полнуюсамостоятельность, реализуется посредством применения права в ходеконституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства, характеризуется единством судебной системы РФ, котороеобеспечивается путем: «закрепления принципов судебной системы вКонституции и Федеральном конституционном законе „О судебной системе РФ“,соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства,признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений навсей территории страны, закрепления единства статуса судей на всех уровняхсудопроизводства, финансирования судей из федерального бюджета».
Народовластие порождает свободомыслие, чьей формой являетсяполитический плюрализм. В РФ на 2010 год февраль – март зарегистрировано вМинюсте 7 политических партий. Существование диверсифицированности закрепленнойв Конституции не позволяет власти взять контроль в свои руки, гарантирует не обращениек тоталитарному режиму и предоставляет людям возможность реализовать своиинтересы, мысли, свободы (ст. 2), позволяет гражданам участвовать в управлениигосударством. Никогда не будет навязана и установлена единая идеология. «Политическоемногообразие нашего общества определяет и структуру нашей многопартийнойсистемы. Сегодня мы можем сказать: многопартийная система в РоссийскойФедерации в целом сложилась. Она стала стабильно функционирующим,общенациональным политическим институтом, важнейшим инструментом,обеспечивающим фундаментальные права и свободы нашего народа, в том числе и егоисключительное право на власть. Они располагают организационной структурой,кадровым, интеллектуальным потенциалом – всем, что необходимо для работы вовсероссийском масштабе. Их программы отражают весь спектр существующих в обществеполитических взглядов». Право регулирования деятельности и порядок,условия вступления в политические партии принадлежит ФЗ от 11.07.2001 №95-ФЗ «Ополитических партиях».
Местное самоуправление одна из форм осуществлениянародовластия. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ гражданское обществовправе осуществлять свои полномочия без вмешательства государственных органов,так как органы местного самоуправления не входят в систему органовгосударственной власти. К предмету регулирования вопросов местногосамоуправления относятся: «утверждение местного бюджета и отчета об егоисполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования,установления местных налогов и сборов». Местное самоуправление неразрывносвязано с демократией, так как население саморегулирует вопросы местногозначения, само управляет частью общественных дел в рамках закона ФЗ от06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления»устанавливает, принципы и права граждан, формы местного самоуправления. Припроведении муниципальных выборов, референдумов, даже иностранные граждане,постоянно проживающие на территории муниципального образования, могутизбираться и быть избранными, равными правами на осуществление местногосамоуправления обладают все граждане, независимо от происхождения, пола, расы,национальности, отношения к религии, убеждений и т.д. Еще раз подтверждаетсяпринцип ст. 2 Конституции РФ, признающий права и свободы высшей ценностью. Всоответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1999 №1370 «Об утвержденииОсновных положений государственной политики в области развития местногосамоуправления в Российской Федерации» провозглашает цели развитияместного самоуправления: «успешная реализация государственной политики вобласти местного самоуправления позволит к созданию системы взаимодействиянаселения и позволит обеспечить обретение гражданами навыки демократическоговзаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а такженавыки общественного контроля за эффективностью их деятельности». Таковысоставляющие российской демократии, закрепленный в Конституции РФ.К сожалению,не всегда, то, что де- юре соответствует де-факто. «В современной действительности,когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека,признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит взначительной мере лишь формальный характер. Фактически не реализуется в полноймере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почтиповсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти,стоящей над всеми другими властями». Важным составляющим современногоРоссийского государства составляет его правовая направленность./>1.2 Федеративное государство
В Конституции ст. 1 понятие «федеративный» следуетпосле понятия демократический. Действительно, закрепление федеративныхпринципов составляющих основывается на принципе демократизма.
ü Государственнаяцелостность РФ
ü Единствосистемы государственной власти
ü Разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иорганами государственной власти субъектов РФ
ü Равноправиеи самоопределение народов РФ
ü Равноправиесубъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственнойвласти
В составе Российской Федерации находится 21 республика,9краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4автономных округа. Россия также подразделяется на 7 федеральных округов(Центральный, Северо-западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский,Дальневосточный). В соответствии со статьей 5 Конституции РФ «РоссийскаяФедерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РоссийскойФедерации». Это положение вызывает неоднозначное понимание у многихавторов, так как в соответствии с п. 2 ст. 5 «Республика (государство)имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ имеет свой устав изаконодательство». Республика пользуется большими правами (конституция),ее статус выше, чем у остальных субъектов, они не могут быть равноправныполностью ввиду существования различных форм государственности исходя из этого,возникает вопрос о равноправии статусов субъектов. Ответом является то, чтооднопорядковые формы государственности имеют равный конституционный статус иодинаковый порядок изменения статуса. Такое же равноправие распространяется ина взаимоотношение субъектов с федеральными органами государственной власти. Ниу кого из субъектов не может быть больше прав на какие- либо преимущества посравнению с другими субъектами. Единство системы государственной власти проявляетсяи в ст. 72, к совместному ведению сторон подлежит: издание федеральных законови связанных с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации(ч.2), обеспечение признания, соблюдения и защиту прав и свобод, единство статусаличности на всей территории РФ, защита прав национальны меньшинств, обеспечениезаконности, обеспечение общественной безопасности, разграничениегосударственной собственности, вопросы воспитания, культуры, спорта,здравоохранения, координация внешнеэкономических связей и т.д. В РФ субъекты лишеныправа сецессии, не могут устанавливать особые полномочия, порядок организации идеятельности судов, прокуроров, регулировать процессуальный порядок проведениясуда, вопросы помилования и амнистии. Господствует верховенство законовКонституции РФ, субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющиемеждународно-правовой характер (международные договоры РФ, затрагивающиевопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию ссоответствующими органами власти субъекта Федерации), государственныйсуверенитет, единство пошли и сборов, свободное перемещение товаров и услуг,единое гражданство – все и есть государственная целостность, то есть то, чтоедино на все территории РФ.
Под понятием федеративное государство понимается такаятерриториальная организация, где есть центр и подчиненные ему части-субъекты,которые имеют независимость, но могут иметь свою законодательную систему, непротиворечащую главному закону – Конституции РФ, иметь суверенитет в отдельныхвопросах, находится во взаимоотношениях с центром, основываться на принциперазграничения предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. (ФЗ от 04.07.2003№93-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Обобщих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительныхорганов государственной власти субъектов Российской Федерации“). Способамиправового разграничения являются: Конституция РФ, федеративный и иные договорыо разграничении предметов ведения и полномочий. Разграничение очерчиваетпредметы ведения каждой из сторон-участников, обеспечивает нормальнойфункционирование органов государственной власти, равновесие полномочий, делаетневозможным сосредоточение власти в руках одного органа власти. Ее гарантиейвыступает единство системы государственной власти. Ст.67 п.1 Конституции РФ „ТерриторияРоссийской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды итерриториальное море, воздушное пространство над ними“.
»Одной из основ федеративного устройства России являетсяразграничение предметов ведения и полномочий между органами государственнойвласти РФ и ее субъектов". (ст. 5). Предмет совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов нашел четкое отражение в ст. 73 Конституции РФ. «Внепредметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместноговедения федерации и ее субъектов, этим субъектам предоставляетсясамостоятельность в осуществлении полной государственной власти». Такаявласть выражается в: образовании субъектам органов государственной власти (п.2ст.11 и ч.1 ст. 77 Конституции РФ), представлении в Совете Федерации (ч.2ст.95). Необходимо согласие субъектов РФ при решении таких вопросов как:изменение границ между субъектами (п.3 ст.67), статуса субъектов (ч.5 ст. 66),делегирование полномочий между федеральными и региональными органамиисполнительной власти (ч.2 и 3 ст.78). наделение субъектов такими полномочиямине означает, что они являются суверенными и независимыми, так как источникомустановления полномочий является Конституция РФ. (Постановление от 07.06.2000 N10-П). «По смыслу Преамбулы, ст. 3-5, ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 65, ст. 66 ип. „б“ ст. 71 Конституции в их взаимосвязи, субъекты Федерации неимеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своихконституциях (уставах) они не могут, а потому не вправе наделить себясвойствами суверенного государства, даже при условии, что их суверенитетпризнавался бы ограниченным». Наличие государственной целостностипровоцирует аппарат управления территорией, единой системы государственнойвласти, создание законодательной базы, опираясь на принцип демократии, субъектынаделены определенными правами и независимостью, ограниченной законом.Проводится разграничение компетенций государственной власти РФ и органами государственнойвласти субъектов РФ, распределение власти помогает избежать концентрации властив центре.
Необходимо отметить, что употреблено слово не органов, аименно власти, так как государственная власть понятие более широкое по объему,чем государственные органы, и последние входят в понятие государственнаявласть. Существует единый аппарат, выражающийся в наличии единого органа илисистемы органов, сфера действия которых исходит из единого центра, их решенияне могут быть взаимоисключающими.
Суверенитет нации обеспечивает российский федерализм. «Суверенитетнации означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своейвнутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявлениев избрании формы свободное волеизъявление в избрании формы своей национальнойгосударственности».
Признается суверенное право всех наций на свободноесамоопределение. Дважды говориться о самоопределении народов в Конституции. ВПреамбуле и в ч. 3 ст. 5. Преамбула: многонациональный народ РоссийскойФедерации принимает свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принциповравноправия и самоопределения народов», а в ст. 5 Конституции РФ уделяетсявнимание принципу равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации.Каждый народ имеет право на сохранение родного языка, свободный выбор языкаобщения, воспитания, обучений, творчества, исповедовать любую религию, бытьзащищенным от дискриминации по национальному признаку. Так событие на Манежнойплощади 11 декабря 2010 г. нарушило последнее из прав. Массовый выход людей наулицу с лозунгами «Россия- для русских». Националисты избивали иубивали людей кавказской внешности. В настоящее время мигранты не могут бытьуверены в охране своих прав. Действия радикалов подрывают конституционныйстрой, поэтому необходимо изменения сознания людей, например, введением специальныйпредметов в школе. Российская молодежь нуждается в осознании того, что Россииисторически складывалась как многонациональная страна, не знающая различиймежду разницей в вероисповедании, национальности и т.д.
Мне кажется, что основываясь на принципах демократизма,народы наделены правом на самоопределение и самообразование, что обеспечиваетравенство прав. Черта федерализма обеспечивает народу выбор культуры, быта,наделяет права субъекты федерации и облегчает систему управления страной,благодаря децентрализации государственных органов. По мнению М. Б. Баглая, благодаряпредоставлению правовой основы для самоопределения национальности, Конституциясмягчила «развитие деструктивного национализма». При анализефедеративного устройства, выделяются такие проблемы, как: " Содержащиесяв ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическуюнестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так,республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понятокак признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такоепонимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитетРоссийской Федерации неделим («распространяется на всю ее территорию»),а значит, субъекты
Федерации не вправевыступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудносовместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из нихявляются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственнымиобразованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъектаФедерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почемуони по-разному называют-
ся, если же нет, то можноли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределениенародов»? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и неимеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Илиследует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Несовсем ясно также, что означает равноправие субъектов «между собой»во взаимоотношени-
ях с федеральнымиорганами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже былозакреплено равноправие субъектов Федерации?" Путем преодоления неточностейформулировок, могут служить только толкования Конституционного Суда иливведение федеральных законов, «а они будут отрегулированы путем вошедших всилу обычаев».1.3 Правовое государство
Одним из юридических свойств Конституции РФ является ееверховенство над другими законами, которое выражается в формировании правовогогосударства. В ст. 1 в формулировке-описании Российского государства послепонятия демократическое шло понятие правовое. Это не совпадение, ведь демократиядолжна иметь правовую поддержку. Реализация прав, исправное функционирование государствавозможно только при наличии законов, составленных с учетом интересна народа,выражения его интересов. В Конституции нет четкого представления о понятииправового государства, но в учебнике Малько выделяются следующие принципыправового государства:
ü наиболееполное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личностирежима правового стимулирования (социальный, содержательный аспект)
ü наиболеепоследовательное связывание с помощью права государственной власти,формирование для государственных структур правового режима ограничения(формально-юридический аспект)
Первый аспект ярко выражен статьей 2 Конституции РФ. «Человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Гарантияправ и свобод задача такого государства. Различаются следующие виды прав исвобод: личные (жизнь, достоинство личности, на свободу и неприкосновенность,частную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижений, местажительства, свобода совести, вероисповедования, мысли и слова), политические(свобода печати и информации, право на объединение, на мирные собрания ипубличные манифестации, участвовать в управлении делами государства, избирать ибыть избранным, равный доступ к государственной службе, участвовать отправленииправосудия, обращений), экономические, социальные и культурные (право наэкономическую деятельность, частной собственности, трудовые права и свободы,защита материнства, детства и семьи, право на социальное обеспечение, нажилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование, свободатворчества, право на участие в культурной жизни).
Второй аспект претворяется в жизнь, опираясь на такиепринципы, как:
ü активностьличности в сфере осуществления и защиты прав и свобод
ü разделениевластей
ü федерализм
ü верховенствоправа (господствующее положение закона, все субъекты подчиняются принятымнормам права ст. 15)
ü взаимнаяответственность государства и личности и т.д.
ü соответствиенорм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципаммеждународного права
ü высокийуровень правосознания и правой культуры в обществе
ü наличиегражданского общества и осуществления контроля с его стороны за выполнениемзаконов всеми субъектам права
Верховенство права означает, что основополагающие направленияобщественных отношений, задаются законом. В Конституции РФ Глава 1 посвященаОсновам конституционного строя. Такое свойство закона подчеркивает еговсеобщность, никакие отношения не должны остаться неурегулированным. Закондолжен быть напечатан. В противном случае за невыполнение или нарушениепрописанных там норм права, ответственность не последует. Общедоступность- ещеодна черта, без которой не может существовать правовое государство. Любойгражданин и человек должен иметь доступ применять, использовать закон,реализовывать права, независимо от расы, национальности, цвета кожи, языка и тд. Государство несет политическую, правовую и моральную ответственность занепредоставление такого права, так как цель правового государства — служениеобществу. «Правовое государство в равное мере ограничивает и обеспечиваетгосударственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободычеловека, cправедливостьи правовую защищенность его как в отношениях с государственной властью, так и сдругими индивидами». Говоря об ответственности государства передобществом, нельзя не упомянуть про ответственность обратную, общества передгосударством. Граждане обязуются выполнять принятые законы. Это относится куровню правовой культуры и правосознанию людей. Высокий развитый уровеньправосознания порождает соответствующий уровень правовой культуры. Активностьличности в сфере осуществления и защиты прав и свобод объясняется тем, чтосвоими действиями индивиды ограничивают власть государства. «Общество икаждый индивид должны поддерживать свою „правовую форму“ бытия,постоянно бороться за свои права, отстаивать справедливость». Правовоегосударство существует для людей, они не должны чувствовать равнодушие,различие к закону. В государстве, где законы не работают, граждане испытываютправовой нигилизм. Они не видят смысла инициировать дела в судах, активнобороться за свои права, потому что результат не будет в их пользу. «Втораятема – это значение Конституции для формирования качественно новой правовойсистемы и независимого суда. Для избавления от коррупции и правового нигилизма.»Государству необходимо помогать гражданам в реализации их прав, нести за этоответственность, но сами люди обязуются соблюдать закон. Корреляция прав,обязанностей граждан и государства, происходит, благодаря «наличиюразвернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которымиможет столкнуться гражданин. В каждом конкретном случае должен быть наборюридических средств и форм, при помощи которых гражданин мог бы с успехом защититьсвои права, интересы».Привить людям доверенность к государству- ключ кпретворению в жизнь прав и обязанностей обоих сторон.
Гражданское общество формируется, благодаря реализациидемократических принципов и принципов правового государства:
ü верховенствозакона
ü равноправияграждан
ü разделениявластей
ü независимостьсудебной системы
ü развитиеместного самоуправления
ü эффективноймногопартийности
ü независимостьсвободных СМИ
ü демократическихи свободных выборов
ü гражданскихинициатив
ü защитыправ и свобод человека и гражданина
«Гражданское общество — это общество с развитымиэкономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самимииндивидами, не опосредованные государством. В таком обществе свободноразвивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (вотличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок поинтересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добиваетсядецентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению,взаимодействия большинства и меньшинства на основании позиции государственныхинститутов и общества».Гражданское общество – система независимых отгосударства общественных институтов (семья, церковь), призванных обеспечиватьинтересы и потребностей индивидуальных граждан или коллективных образований, «Гражданскоеобщество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые отгосударства, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельностьгосударства». Взаимодействие гражданского общества и государствараскрывается в ряде вопросов: влияние и взаимная ответственность гражданскогообщества на государство и наоборот, в целях эффективного функционированиягосударством своих функций (влияние на государство через избирательную систему,СМИ), взаимопомощь обеих сторон в правовой форме, подкрепленная справедливымправосудием, контроль гражданским обществом действий государства. Гражданскоеобщество отстаивает права и свободы граждан (это не только обязанностьгосударства). Государственные меры по обеспечению прав и свобод должныподкреплять инициативу граждан, а не быть основным популярным средством.
Закон, как правило, отвечает правосознаниюлюдей на данный момент. Изменения в первом тянут за собой неразрывныепоследствия в преобразовании закона, из этого необходимо заключить, что ещеодним признаком правового государства является целесообразность закона. «Всясистема законодательных мероприятий имеет исключительно важное значение длявысокого юридического статуса человека. Она призвана развивать демократию,эффективную гуманистическую организацию государственной власти».Взаимодействие государства и общества, соблюдение обоими сторонами закона ивыполнение обязанностей, соблюдение прав, защита общества государством,подчинение государства праву и знание людьми законов, выражающих интересыобщества, утверждение народа источником власти и есть сущность правовогогосударства. «Нужно подчеркнуть: укрепление демократии не означаетослабления правопорядка. Любые попытки под демократическими лозунгами раскачатьситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться.Закон один для всех: и для правящей партии, и для оппозиционных. А свобода, какизвестно, предполагает ответственность».1.4 Республиканская форма правления
Россия по форме правления характеризуется какреспубликанская, но в главном законе РФ не уточнен тип республики. Такиеавторы, как М.Б. Баглай, О. М. Кутафин относят Россию к типу смешанных республик,которые известные, как сочетающие сильные стороны от каждой из их составляющих.Принципами смешанной республиканской формы являются (по мнению М.Б. Баглая):
ü  Президент избираетсявсеобщим голосованием
ü Президентрасполагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимоот Правительства
ü Наравнес Президентом действует Председатель правительства и министры, образующиеПравительство, в определенной мере ответственное перед Парламентом
ü Президентобладает широкой компетенцией: он глава государства, верховныйглавнокомандующий, налагает право вето на решения парламента, назначает главуправительства, распускает парламент и назначает новые выборы, единолично вводитчрезвычайное положение
ü Парламентконтролирует деятельность премьера и правительства через утверждение бюджетастраны, вынесения вотума недоверия им.
Конституция РФ закрепляет следующие признаки республиканскойформы: отказ на властвование длительное время, «создание государственныхорганов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостьюгражданских свобод, формирование государственных органов путем свободныхвыборов и на ограниченный срок». Республиканская форма правления связана сдемократией. Республика способствует подъему демократии, так как имеет такиепринципы, являющиеся демократическими. В России президент избираетсявсенародным голосованием. В его компетенцию входит: охрана суверенитета,обеспечение целостности территории, взаимодействия органов государственнойвласти, представитель Российской Федерации на международной арене, определяетосновные направления внутренней и внешней политики. Ст. 83 Конституции РФопределяет полномочия президента. «назначает с согласия ГосударственнойДумы Председателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседанияхПравительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства РоссийскойФедерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру дляназначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства РоссийскойФедерации назначает на должность и освобождает от должности заместителейПредседателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначенияна должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а такжекандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в СоветФедерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурораРоссийской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РоссийскойФедерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военнуюдоктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации».
В РФ Парламент (Федеральное собрание)состоит из 2х палат- Госдума и Совет Федерации. Нижняя палата парламента,законодательный орган, формируется путем выборов, а верхняя палата – за счетсенаторов выбранных местными парламентариями. ( Глава 5 Конституции РФ).ГосДума (нижняя палата) имеет срок своих полномочий 5 лет. Депутаты обладаютнеприкосновенностью. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннегораспорядка своей деятельности. К ведению Совета Федерации относится всоответствии со ст. 102 Конституции РФ
" а)утверждение изменения границмежду субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента РоссийскойФедерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента РоссийскойФедерации о введении чрезвычайного положения;
/>г) решение вопроса о возможностииспользования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территорииРоссийской Федерации;
/>д) назначение выборовПрезидента Российской Федерации;
е) отрешение Президента РоссийскойФедерации от должности;
/>ж) назначение на должностьсудей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РоссийскойФедерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
/>з) назначение надолжность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождениеот должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ееаудиторов".
А к ведению ГосДумы
«а)дача согласия ПрезидентуРоссийской Федерации на назначение Председателя Правительства РоссийскойФедерации
б) решение вопроса о доверии ПравительствуРоссийской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов ПравительстваРоссийской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождениеот должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождениеот должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождениеот должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии сфедеральным конституционным законом;
/>ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против ПрезидентаРоссийской Федерации для отрешения его от должности».
Правительство РФ (состав: ПредседателяПравительства Российской Федерации, заместителей Председателя ПравительстваРоссийской Федерации и федеральных министров.) — исполнительная власть.Председатель Правительства назначается президентом с утверждения внесеннойкандидатуры на утверждение в Госдуму. К ведению Правительства (ст.114)относятсявопросы: денежной политики, финансовой, кредитной, управление федеральнойсобственностью, принятие мер по обеспечению безопасности, законности прав иправопорядка. Существуют парламентская и президентская республики. Неуточнениеформы в Конституции влечет за собой возможность изменения формы управления,например в сторону чисто парламентской или президентской республики.
Я считаю, что Россия на пути к становлениюдемократического государства. В Конституции РФ закреплены соответствующиеположения, ложащиеся в основы всех остальных актов. В некоторых школах вводитсяпредмет «право», что свидетельствует об озабоченности будущим страны.Существует выборная система, система функционирования органов местногосамоуправления, но, к сожалению, часто возникают проблемы по реализациигражданами своих прав и свобод. Подтверждением последнему может служить,упоминание в законах о запрете ущемления прав людей друг другом. (Пояснительнаязаписка к проекту ФЗ «О государственных гарантиях равных прав и свобод иравных возможностей мужчин и женщин в РФ).
2. Экономическиеосновы
В целях развития рыночной экономики экономическимиосновами конституционного строя по ст. 8 являются препятствие монополии, беспрепятственноеперемещение товаров, „единство экономического пространства“,поддержка конкуренции. Основным разработчиком целей развития и выразителемглавных социально- экономических интересов большинства населения являетсягосударство, взаимодействующее с такими общественными институтами, какполитическими партиями, профсоюзами, организациями частного бизнеса.Обеспечение благосостояния – общенациональная цель. В России введен в действиеЗакон РСФСР от 22 марта 1991(ред. от 26.07.2006) №948-1 „О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,устанавливающий :
ü  Предотвращение(блокирование) монопольной деятельности
ü  Запрет на ущемлениеинтересов других субъектов
ü  Устанавливаются условиянедействительных сделок
ü  Запрет на принятиедискриминирующих действий
ü  Введение антимонопольногозаконодательства
Ограничение товаров на перемещение может быть прекращено вслучае угрозы безопасности жизни, здоровья людей, экологической обстановке. Развитиеконкуренции способствует выработке товара, улучшенного качества, повышает шкалуудовлетворения рынком покупателей, способствует здоровому соревнованию междупроизводителями. Конкуренция является единственным способом реализациисобственного интереса. Для предотвращения дискриминации действует ФАС(Федеральная Антимонопольная Служба), в компетенцию которой входят вопросыконтроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ и принимаютсяследующие меры и санкции: запрет слияний крупных фирм, крупные штрафы заненадлежащее поведение на рынке (попытка сговора с конкурентами), прямая демонополизация.Закон РСФСР от 22.03.1991 №948-1 (»О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках"). Запрещаются сделкитех компаний, совокупно имеющих в своей собственности долю более 35 % рынка,так как они заведомо снижают шансы других компаний в получении их доли прибыли.Антимонопольное законодательства- совокупность законов, регулирующих различныепроявления сговоров (картели, «нескоординированная олигополии»).Основой является ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,устанавливает: монопольно высокую, монопольно низкую цену товаров,недобросовестную конкуренцию, антимонопольные требования к торгам,предоставление государственных или муниципальных преференций, государственныйконтроль за конкуренцией, ответственность за нарушение антимонопольногозаконодательства. Постановление Правительства РФ от 30.05.2007 №334 «Обустановлении величин активов финансовых организаций (за исключением кредитныхорганизаций) в целях осуществления антимонопольного контроля»устанавливает величины стоимости активов финансовых организаций побухгалтерским балансам на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачиходатайства. Принципы установления экономических основ исходят из обеспеченияэкономического роста, занятости, стабильности цен, поэтому уделяется вниманиеантиинфляционной, конъюнктурной, социальной политикам и политике занятости.Государство несет ответственность за предпринимаемые им действия. В Конституциизатрагиваются и отношения собственности. Оно гарантирует защиту и закрепляетсуществование таковой. Ст. 8 ч. 2 «В Российской Федерации признаются изащищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности». Земля может принадлежать указанным формам, а собственникивправе осуществлять право собственности, а также передавать в качестве взноса вуставной капитал акционерных обществ, образовывать совместную долевуюсобственность. «Конституция и дальнейшее расширение экономической,предпринимательской свободы. Именно в этом успех формирования среднего класса,роста малого и среднего бизнеса, становления инновационной экономики».
В настоящее время политика государства направленная навнедрение инновационных технологий, влияющих в свою очередь на модернизациюэкономики. Развитие экономической сферы связывают еще и с инвестициями. Считаю,что в будущем, с появлением новых отраслей развития, будет необходимо дополнитьКонституцию РФ такими предложениями, как: гарантируется защитапредпринимательства от рисковых вложений, государственная поддержкапредприятий- стартеров, способных в средний срок окупаемости бизнеса даннойотрасли приносить прибыль. Экономическая сфера обязательна должна бытьконтролируема законами, в противном случае, развития не будет.
3. Социальные и духовные основы3.1 Социальное государство
Социальным является государство, гарантирующее такой стадииобщественного развития, которая обеспечивает достойные условия существования,социальную справедливость, свободное развитие человека. «РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». ВКонституции РФ нет четкой дефиниции словосочетанию «социальное государство»,но исходя из демократических принципов, заявленных нашим государством, можнопонять, что значение слова социальный включает в себя (в соответствии со ст. 7):
ü Охраняетсятруд и здоровье людей
ü Устанавливаетсягарантированный минимальный размер оплаты труда
ü Обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов ипожилых граждан
ü Развиваетсясистема социальных служб
ü Устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты
ü Предоставлениемалообеспеченным жилья бесплатно или за доступную плату
ü Достаточноефинансирование системы здравоохранения и программ по укреплению здоровьянаселения
ü Сохранениеобщедоступности образования (ст. 43)
ü Улучшениеокружающей среды
Подразумевается, что каждый человек должен трудиться, агосударство обеспечивать полную занятость населения, поскольку трудобеспечивает минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда с 1января 2009- 4330 руб.) и проживание. «Личная ответственность каждого заего собственное благополучие неразрывно связана с семьей». Семья находитсяпод протекцией у государства, так как рождение детей признается деломгосударственной важности, от этого зависит будущее развитие государства. Именнопоэтому в ст. 38 отмечается защита семьи, материнства, отцовства, детства-должны находится под контролем государства и защитой общества. Государствообеспечивает поддержку многодетным семьям, инвалидов и пожилых граждан. ФЗ от17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»устанавливает набор социальных услуг, предоставление социальных услуг, ихполучателей, социальные доплаты к пенсии, помощь малоимущим, инвалидам,пенсионерам. Приняты законы в сфере социальной защиты, как: Федеральнымизаконами от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечениив Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2008), от 15.12.2001 N 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (вред. от 14.07.2008), от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации» (в ред. от 22.07.2008), от 01.04.1996 N 27-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательногопенсионного страхования» (в ред. от 30.04.2008), от 07.05.1998 N 75-ФЗ«О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 30.04.2008)действуют Федеральные законы от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от22.08.2004), от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социальногострахования» (в ред. от 14.07.2008), от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственнойсоциальной помощи» (в ред. от 14.07.2008), от 24.11.1995 N 181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2008)и др. Для инвалидов, пенсионеров и многодетных семей необходимо развитиесистемы социального обслуживания. ФЗ «Об основах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации» обеспечивает предоставление социальнойподдержки: социально-медицинских, бытовых, психолого-педагогических,социальных- правовых услуг, материальной помощи. Созданы специальныекомплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центрысоциальной помощи семье и детям, центры помощи детям, оставшимся без попеченияродителей, социальные приюты для детей и подростков, социальные дома дляодиноких престарелых, геронтологические центы. Законодательство (ФЗ от19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»)устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей исвязанных с их рождением, воспитанием. Закон обеспечивает поддержку семьям,материнства, отцовства путем выплаты пособий (по беременности, родам, прирождении ребенка, на период отпуска по уходу за ребенком). Демографическаяполитика- одно из приоритетных направлений государства. Для того чтобы избежатьспада рождаемости, 1 января 2007 г. принят ФЗ от 29.12.2006 «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». По законупри появлении второго ребенка или последующего, получает право на получениематеринского капитала в размере 250 тыс.руб. Такая мера призвана стимулироватьрождаемость. Как демократическое, российское государство пытается обеспечитьсоциальное неравенство путем социального обеспечения. Такое обеспечение можетпроходить как на бесплатной основе, так и платной. Бесплатное «предоставляетсягражданам не способным с самообслуживанию, в связи с преклонным возрастом,болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить импомощь и уход, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи сбезработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результатевооруженных и межэтнических конфликтов». Платные услуги оказываются всоответствии с порядком, установленным Правительством РФ. Также людямпенсионного возраста, гражданам, не способным работать, имеющих болезнь,инвалидность и других льготных условий предоставляется пенсии, пособия,увеличение которых спровацированно инфляционными явлениями и мировым уровнемцен на продукты.
Многодетным семьям устанавливаются льготы на пользование ЖКХуслугами в размере не ниже 30%, устанавливается бесплатная выдача лекарств,приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет, бесплатныйпроезд на внутригородском транспорте, прием детей в дошкольные учреждения впервую очередь, бесплатное питание для учащихся общеобразовательных учреждений,один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры, выставок.(Указ Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержкемногодетных семей»). Происходит предоставление многодетным семьям «2хили более помещений, при этом одна квартира предоставляется в районе проживания»,а в случае предоставления нескольких жилых помещений, «все предоставляемыежилые помещения должны находиться в районе проживания». (Закон г. Москвыот 31.05.2006 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении иосвобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»).
Для трудоспособного населенияпредусматривается охрана труда, путем введения ТК РФ. Занятыми считаются: работающие по найму, учащиеся, работающие неполный день, военнослужащие,выбранные или утвержденные на оплачиваемую должность. Одним из основных законовв трудовой сфере является Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятостинаселения в Российской Федерации», определяющий государственную политику вобласти занятости, полномочия федеральных органов в области содействиязанятости населения, права граждан в области занятости (право на выбор местаработы, на профессиональную деятельность за пределами территории России, на обжалованиедействий органов службы занятости и их органов, социальные гарантии икомпенсации, защиту от безработицы, определение минимальных норм социальнойзащищенности (на 2010 год- 850-макс. 4900)). Цель государства- создание равныеусловие труда, независимо от национальности и пола, расы, религиозных установок,политических убеждений и т. д., содействовать в обеспечении всех гражданработой, создание бирж труда, развитие способностей граждан к производительномуи творческому труду, регулирование и распределение доходов. Важным аспектомполитики государства является обеспечение безработных. Им выплачиваются пособия(если безработный зарегистрирован на рынке труда), подбирается подходящаяработа, производится переквалификация рабочих (выплачиваются пособия) как пожеланию гражданина, так и в период, например, экономического кризиса, когдасоздается структурная безработица и падает спрос на специалистов во многихотраслях. Прогресс общества невозможен без получения каждым из его членовобразования. Право на образование стоит также в перечне социального обеспечения.Ст. 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование», " 2.гарантируютсяобщедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднегопрофессионального образования в государственных или муниципальныхобразовательных учреждениях и на предприятиях. />3. Каждый вправена конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственномили муниципальном образовательном учреждении и на предприятии". Составляющейчастью социальной политики, является предоставление культурных прав, вчастности права на свободу творчества, право на участие в культурной жизни. Предоставлениеразличных прав основывается на принципе демократизма, основывающемся на ст. 2Конституции РФ. Пользование благами право граждан, но государство обязано содержатьлюдей в нормальных достойных условиях, установить социальную справедливость,отношения межу классами, улучшить жизнь граждан и обеспечить реализацию ихправ.
Принят закон об улучшении экологическойобстановки. ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» постановляет,размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 14), поощряетпредпринимательскую деятельность, связанную с охраной окружающей среды (ст.17), определяет допустимые нормативы вредных веществ в воздухе, устанавливаетэкологическую экспертизу, природные объекты, находящиеся под защитой, меры ихохраны, контроль в области охраны окружающей среды, виды ответственности занарушение законодательства (административная, имущественная, дисциплинарная,уголовная).
На данный момент государство плохосправляется с возложенными на него обязанностями в социальной сфере. Очевиднымфактом, является то, что прожиточный минимум составляет 5902 (на 4 квартал 2010года)на душу населения. Данная сумма бесконечно мала по сравнению снеобходимыми затратами, например платой за квартиру, приобретение продуктов, возможноприобретение лекарств. Издержки превосходят во много раз сумму прожиточногоминимума. Нельзя не отметить, что действительно на сегодняшний моментсуществуют льготы для пенсионеров, многодетных семей, но возникает вопрос:почему же в общественных местах граждане видят пожилых людей, просящих денег,или людей без особого места жительства, за которыми, казалось должен бытьустановлен уход и контроль. Ведь государство ответственно за создание иподдержание специальных заведений. Минимальный оклад труда составляет 4 330 на2009 год. Ситуация идентична положению с прожиточным минимумом. Уровеньинфляции повышается скорее, чем цены на продукты. Стоимость корзины продуктовсоставляет 2,634 (поданным Росстата, опубликовано на сайте Российской газеты).3.2Светскоегосударство
Россия позиционирует себя как светское государство,подкрепляя это ст.14 Конституции РФ. Данная статья провозглашает отсутствиевсякой религии, в качестве главенствующей и равно подчиняет все религиозныеобъединения закону.
На территории России признается религиозный плюрализм,смешение религий, таких как: ислам, православие, католицизм, буддизм, иудаизм ит.д. Но ни одна из них не может быть воспринята в качестве государственной.Государство отделено от церкви. Государственные органы и органы местногосамоуправления не вправе заниматься функциями религиозных объединений. Оно недолжно вмешиваться в их деятельность, если она не противоречитзаконодательству. Государственные процедуры и работа не может сопровождатьсяобрядами и церемониями. Военный или государственные служащие не должныиспользовать служебное положение, публично выражать отношение к религиям,только если это входит в их полномочия. ( ФЗ в ред. от 2 февраля 2006 г. "О Государственной гражданской службе Российской Федерации" п.3 ст.17). Органывласти не могут сращиваться с религиозными группами и организациями, негосударственные лица не вправе представлять бенефиции какой-либо из конфессий.Но в свою очередь, «государство охраняет законную деятельность религиозныхобъединений, регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иныхльгот, оказывает финансовую, материальную и помощь в реставрации, содержании иохране зданий, объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также вобеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательныхучреждениях, созданных религиозными организациями». Религиозныеорганизации вправе организовывать в соответствии со своими уставами и законодательствомРФ образовательные учреждения. Для этого необходимо согласие органов местногосамоуправления. (ФЗ от 26 июня 1997 г. «О свободе совести и религиозныхобъединениях») Таким образом, государство взаимодействует с церковнымиорганизациями и группами. Священнослужители могут участвовать в выборах, бытьизбираемыми, но не могут занимать государственные должности и не могутизбираться, в качестве работников духовенства, а в качестве подданныхроссийского государства. Церковь вправе решать самостоятельно вопросыиерархической и институционной структуры.
Статус светского государства не является ущемлением иумалением прав свободы вероисповедования. В ст.28 Конституции РФ закрепляетсясвобода вероисповедания, право исповедовать индивидуально или совместно сдругими любую религию или не исповедовать никакой, иметь и распространятьрелигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Равенство религиозных объединений заключается в отсутствиипреимуществ одной религии перед другой и перед законом, недопустимостиограничения религиозных прав. «Светский характер последнего (государства)являются признаками большей демократичности политических режимов, чем тех, гдеэтого не существует. На особую роль в истории страны, становлении и развитии еедуховности, уважении к ним указано в преамбуле ФЗ от 26 сентября 1997 г. „О свободе совести и о религиозных объединений“. В ст.4 сказано, что религиозныеобъединения равны перед законом.
По моему мнению, светский характер государства необходим присуществовании демократии. Последняя дает право исповедовать любую религию. Этонемало важно для построения эффективного функционирования государства. Нельзя всовременном мире ставить ограничения на религиозную веру людей, так как этоможет превратиться во вражду и ненависть к целым народам. Россия всегда быламногонациональным государством. Религия не должна противоречить закону.
4. Пробелы и дефекты в конституционномправе
Существуют и пробелы в конституционном праве РФ. Одной из серьезныхпроблем, является проблема толкования, встречается она и в вопросах, связанныхс федеративным устройством (1.2). В нормах содержится неопределенность, преодолениекоторой влечет необходимость толкования норм Конституционным Судом РФ. Толкование допускается в отношениинорм Конституции РФ, Конституций и уставов субъектов РФ. Пробелы же в законеможно устранить только путем издания дополнительных законов, направленных наликвидацию отсутствующих норм. „Федеральные законы, как “Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Обосновных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гражданРоссийской Федерации», претерпели десятки изменений. Законы о внесенииизменений и дополнений реально нечитаемые, поэтому правоприменители фактическипользуются текстами, скомпонованными справочно-поисковыми системами «Консультант»,«Гарант». Законодатель не учитывает, что закон направлен как кисполнителю, так и обычным гражданам, которым должны быть доступны и понятнывсе формулировки закона. Имеет место и невключение правовых норм в документ,как например: в ст.135 Конституции РФ говорится: если предложение о пересмотреположений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов отобщего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то всоответствии с федеральным конституционным законом созывается КонституционноеСобрание. А этот федеральный конституционный закон до сего дня так и непоявился. Это и пробел, и дефект. Принятые законы означают удовлетворение имина определенном этапе. Так, переход от однопартийной системы к многопартийнойпоощряется, так как политический плюрализм закреплен Конституции РФ, но в самомпроцессе становится очевидно, что огромное число партий — это тягость дляграждан, для избирателей. Рождаются средства ограничения, усложнения созданияновых политических партий и их участия в политическом, особенно избирательном,процессе. Профессор Авакьян С.А., видит дефект несовместимости инепроработанности конституционно- правовой идеи, «Пример: идея усилениявлияния Президента РФ на представительный орган власти субъекта РФ воплощена вего праве на роспуск органа в случае, если тот не поддерживает кандидатуру,предложенную Президентом на пост высшего должностного лица субъекта РФ. Но этаидея не сочетается с другой конституционно-правовой идеей — самостоятельностисубъекта РФ». Можно заметить, что из числа субъектов права законодательнойинициативы Конституция исключила правотворческую инициативу граждан, т.е.говоря обобщенно — народ, что противоречит преамбуле и ст.3 Конституции. Болеетого, «в соответствии с Федеральным законом о политических партияхликвидация партии происходит по решению Верховного Суда РФ. Но появляетсяФедеральный закон о юридических лицах, по которому ликвидация юридического лицаимеет место по решению районного суда. Верховный Суд РФ перестает рассматриватьсоответствующие обращения Министерства юстиции и предлагает ему обращаться врайонные суды по месту регистрации юридического лица.Конституция очерчиваетрамки разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и субъектов РФ в ст. 11. Но ориентируясь на практику1994- 1999, это привело к тому, что стало более выгодным заключать двусторонниедоговоры, чем многосторонние, а это ведет к распаду, отделению единогофедеративного государства.
В Конституции написаны полномочия президента РФ, но не обозначенывозможности привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственностив случае нарушения главного закона России. „Представляется целесообразным перераспределитьфинансовые полномочия между районным и сельским уровнем власти с тем, чтобыусилить централизацию в этой сфере, обеспечить единство районных бюджетов,исключить необоснованное предоставление дотаций сельским поселениям. Необходимозаконодательно усилить требования к кандидатам на должность главымуниципального образования, в том числе в части, касающейся уровня образования.К сожалению, среди этой категории должностных лиц встречается немало случайныхлюдей, которые не понимают задачи, стоящие перед местным самоуправлением ииспользуют свои должностные полномочия лишь в собственных корыстных целях. Представляетсяцелесообразным восстановить “порог явки» на муниципальных выборах нетолько для обеспечения подлинного представительства народа в местных органахвласти, но и для того, чтобы исключить ситуацию, при которой муниципальноедолжностное лицо могло бы быть избрано голосами преимущественно своихродственников (подобное имело место в некоторых сельских поселениях). Необходимозаконодательно урегулировать и сделать реально осуществимым институт отзываглав муниципальных образований, не оправдавших доверия населения. Федеральноезаконодательство не препятствует развитию этого института. Представляетсяважным развивать на муниципальном уровне институты непосредственной демократии,прежде всего местные референдумы и сходы граждан. Инициатива по их использованиюдолжна исходить снизу, от населения. Наиболее важные для местного сообществарешения должны приниматься самими гражданами".
Считаю, что нужно работать над преодолением дефектов и устранениемпробелов, так как их наличие создает определенные сложности в реализации прав иобязанностей людей, вызывают непонимание граждан страны. С помощью пробеловпоявляются «дыры» в законе, которыми пользуются многие предпринимателиили налогоплательщики. «Устранению коллизий, пробелов дефектов, усилению системности ивнутреннего единства конституционного права призвана способствовать правоваяреформа, концепция которой разрабатывается по инициативе Президента РФ, изданиедополнительных законов и толкование норм права».

Заключение
Конституция РФ– нормативный правовой акт, обладающий высшей юридическойсилой на территории нашей страны, дающий начало всей ее законодательной базе.Усвоив основы конституционного строя, можно утверждать, что именно такиеположения необходимы в качестве основополагающих. Конституция закрепляетэкономическое, политическое и социальных развитие общества. Без существования прави свобод, демократического режима, федеративного характера государства,правовой основы и республиканской формы правления не возможно функционированиегосударства, которое Правительство пытается достигнуть. Так, например,иностранным инвесторам при заключении договора гарантируется предоставлениенационального режима, свободного и равноправного, что не возможно было бы безсуществования ст.19 Конституции РФ. При совершении преступлений, предусмотренныхгл 29 УК РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. 07.03.2011) (государственная измена,шпионаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля,насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженныймятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, диверсия,возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства,организация экстремистского сообщества, деятельности экстремистскойорганизации, разглашение или утрата документов, содержащих государственнуютайну) устанавливается уголовная ответственность, что означает, протекционизм изащита конституционных норм со стороны государства.
Основы конституционного строя защищаются и путем функционированияКонституционного Суда РФ, в чьи полномочия входит: разрешение дел понесоответствию или соответствию законов, находящихся ниже Конституции поюридической силе, и подзаконных актов, разрешает споры о компетенции, даеттолкование конституционным нормам. (ФКЗ от 21. 07.1994 (ред. от 28. 12. 2010) «Оконституционном суде российской федерации»).
Граждане России должны соблюдать, исполнять и использовать права иобязанности, предоставленные государством, активно бороться за свои интересы, заставлятьзаконы работать. Нужно задать темп работы правового механизма, для того, чтобыв будущем избежать противоречий, непонимания и не эффективного примененияфизическими и юридическими лицами возможностей закона. Я считаю, что необходимозащищать основы конституционного строя, применять меры для сохраненияобщественных отношений.
правовой политический конституция государство
Библиография
1. Нормативные правовые акты
a. Законы
1) Конституция Российской Федерации: принята на всенар.Голосовании 12 дек. 1993 г.// Р. Г., №7, 21.01.2009, ст.
2) Европейская хартия местного самоуправления [Страсбург,15 октября 1985 г.: ратифицирована Федер. Собр. (федер. закон от 11 апр.1998 Г.№ 55-ФЗ)]//Собрание законодательства Рос.Федерации.—7.09.1998.-№ 36, ст.4466
3) Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая[от 30 нояб. 1994 г.№52-ФЗ] // Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 05.12.1994.-№ 32. – ст.3301
4) Уголовный кодекс Российской Федерации. [от 13.06.1996№63-ФЗ]// Собр.Законодательства Рос. Федерации-17.06.1996.- № 25.- гл.2954
5) Федеральный закон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 (вред. от 03.06.2006). (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) «Собрание законодательстваРФ», 06.10.2003, № 40, ст. 3822, «Парламентская газета», № 186,08.10.2003, «Российская газета», N 202, 08.10.2003.
b. Подзаконные акты
6) Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Обутверждении основных положений государственной политики в области развитияместного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательстваРФ, 18.10.1999, № 42, ст. 5011, Российская газета, № 208, 21.10.1999
2. Судебная практика
7) Обзор законодательства и судебной практика ВерховногоСуда Российской Федерации за второй квартал 2004 года: обзор судебной практикиВерхового Суда ФР от 12.05.2004// КонсультантПлюс [Электронный ресурс]-.Электрон.дпн.-М.,2004-2005.- режим доступа: www.consultant.ru/
3. Литература
8) Конституционное право Российской Федерации: Учебник.-под. ред. Баглая М.Б.:- 2007. С. 784
9) Конституционное Право Российской Федерации: Учебникдля вузов/ под ред. Козлова Е., Кутафин О. – М., Проспект, 2010-603 с/
10) Теория государства и права: Учебник. Под ред. МалькоА.- -М.: Юристъ,2007.- 304 с.
11) Гражданское общество и правовое государство: Учебник.-под ред.В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. 92 с.
12) Основы конституционного строя России: Понятие, содержание,вопросы становления: Учебник.- под. ред. Румянцева, О.Г — М.: Юрист, 1994 .—288с.
13) Конституционного право Российской Федерации: Учебник.-под. ред. Шумкого И. М.:-2007.
4. Периодическая печать
a. Журналы
14) Авакьян С А «Проблемы и дефектыв конституционном праве и пути их устранения» // «Конституционное имуниципальное право».- 2007.- №8 с. 56
15) О.В. Брежнев «Государственная власть и местноесамоуправление»// "ФедеральноеЗаконодательство об общих принципах организации местного самоуправления в РФ:Проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования".-2010.-№ 4. С.67
16) Кравченко И.И. Концепция Гражданского общества вфилософском развитии/ И.И. Кравченко// Журн. Полис.- 1991.- № 5.С.136
17) Мамонов М. Конституционный строй РоссийскойФедерации// Государство и право.- 2004.-№10- С. 42-45
18) Мамут Л.С. Конституционные основы современнойроссийской государственности//Общественные науки и современность.- 2008.-№4- С. 46-57
5. Интернет-Ресурсы
19) Консультант Плюс [Электронный ресурс].- Электрон. дан.-М., сор.2010- 2011.- режим доступа: www.consultant.ru
20) Президента РФ [Электронный ресурс]: Новости.- Электрон.дан.-М., сор. 2011.- режим доступа: www. kremlin.ru/news/9637


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.