Реферат по предмету "Государство и право"


Комплексное исследование и определение самостоятельного места таможенного права в системе отраслей права

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Ростовский филиал
Кафедра теории и истории государства и права
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
по теме:
Комплексное исследование и определениесамостоятельного места таможенного права в системе отраслей права
Выполнил: студент 1-го курса
заочной формы обучения
юридического факультета
группа 11-ю.ф. Иванова И.В.
Ростов-на-Дону
2009/10 г.

Введение
1. Таможенноеправо как комплексная отрасль российского права
1.1 Предмет иметод таможенного права
1.2Соотношение таможенного права с другими отраслями права
2. Правовоерегулирование таможенного дела в современной России
2.1 Источникитаможенного права
2.2Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству
Заключение
Списокиспользуемой литературы

Введение
Тема даннойкурсовой работы «Таможенное право в системе российского права». Выбору этойтемы способствовало то, что в последние годы в связи с либерализациейвнешнеэкономической деятельности таможенное право стало подвергатьсязначительной трансформации, превращаясь из «чемоданного» права в мощныйправовой рычаг, который способен не только регулировать отношения, но ипоставить их под свой контроль. Выяснилось, что таможенное право способно с помощьюопределенных способов и средств эффективно воздействовать на экономику и внутристраны, и в мировом масштабе.
Возникшеесравнительно недавно в Российской Федерации, таможенное право переживает бурныйрост, обусловленный потребностями таможенных отношений. В этих условияхчрезвычайную актуальность имеет исследование таможенного права с позиций егопреобразования в самостоятельную и комплексную отрасль.
Известно, чтокаждая отрасль права имеет свой предмет и метод регулирования. Посколькутаможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовойнауке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляетсобой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить,что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует лисамостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторыесчитают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другиеспециалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотраслилибо даже одном из институтов) административного права, его своеобразнойотдельной ветви.
Реальностьпоказала, что теоретические разногласия в науке таможенного права, не будучирешенными, приводят к потере таможенным правом своей самостоятельности,многочисленным коллизиям в регулировании таможенно-тарифных отношений. Врезультате государство лишает само себя правового рычага воздействия наэкономику.
Ряд правовыхпонятий, вошедших в таможенное право из других отраслей права, гармоничнодополняют его, изъятие этих понятий обеднит таможенное право каксамостоятельную отрасль, сделает его отсылочным и крайне запутанным как дляученых, так и для практических работников.
Такимобразом, анализ основных категорий, предмета и метода таможенного права имеетважное теоретическое и практическое значение. Однако, в настоящее время крайнемало изучена проблема таможенного права в системе отраслей права. Безразграничения предмета и метода невозможно установить границы между отраслямиправа, а также невозможно дальнейшее развитие и становление таможенного правакак самостоятельной отрасли права.
Основнойцелью курсовой работы является комплексное исследование и определениесамостоятельного места таможенного права в системе отраслей права.
Анализтаможенного законодательства, а также теоретических актов и материалов смежныхотраслей права был сделан в соответствии с проблемами таможенного дела.Изучение поставленной цели потребовало решения следующих задач: рассмотрениетаможенного права как элемента таможенного дела; изучения системы общеправовыхи отраслевых принципов таможенного права: определения целей таможенного права; изучениетаможенной политики и ее отношения с таможенным правом; исследованиезаконодательства, регулирующего отношения в сфере таможенного дела; выявление иисследование предмета и метода таможенного права.
Общие вопросытаможенного права, предмета и метода, таможенной политики рассматривались вдореволюционной литературе такими учеными, как М.Н. Соболев, Д.И. Менделеев, И.Аксаков, Л. Воронов, В. Витический, А.И. Гиппинг, К. Лодыженский, И.М. Кулишер,Ф. Лист, А. Семенов, С.М. Соловьев. Уделяли внимание подобным вопросам итеоретики советского периода: Л.Н. Марков, К.К. Сандровский, Д.Н. Бахрах, В.Э.Дэн, П.В. Кумыкин, М.Н. Соболев, В.Г. Храбсков, Н.Н. Шапошников и другие. Приподготовке к работе были использованы труды российских ученых в области общейтеории государства и права: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, Н.И. Матузова,С.Ф. Текечьяна, В.Н. Синюкова, А.В. Малько, Б.В. Шейдлин, Л.С. Явич, А.И.Коваленко и других.
Объектомисследования являются теоретические и практические вопросы, определяющие местои роль таможенного права в системе отраслей права в качестве самостоятельнойкомплексной отрасли права; через анализ предмета, метода, принципов, целей иисточников отрасли.
Предметисследования составляют законодательная и теоретическая основы таможенногоправа Российской Федерации.
Положения ивыводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации,федеральных законов и иных нормативных актов, подзаконных актов, актовтаможенных органов
Структураработы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав,включающих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. Таможенноеправо как комплексная отрасль российского права
1.1 Предмет иметод таможенного права
В основуразграничения отраслей права юридическая наука издавна кладет предмет правовогорегулирования, то есть круг общественных отношений, регулируемых нормами тойили иной отрасли права. Предмет правового регулирования – ведущий критерийвыделения отраслей права. Каждая отрасль права имеет свой специфический предметправового регулирования.
Таможенноеправо — комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собойсистему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные сперемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенноеправо является комплексной отраслью права, поскольку включает в себя положениямногих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского,финансового, налогового, уголовного, международного права.
Необходимо,чтобы нормы таможенного права обеспечивали интересы участниковвнешнеэкономический деятельности и государства. Норма таможенного права — этоустановленное или санкционированное государством правило, направленное нарегулирование отношений в сфере таможенного дела. Как и любым правовым нормам,нормам таможенного права характерны следующие признаки:
всеобщность,т.е. данные нормы распространяются на всех участников отношений, связанных сперемещением товаров через таможенную границу;
общеобязательность,т.е. нормы таможенного права обязательны для всех участников таможенныхправоотношений;
занеисполнение норм таможенного права наступает юридическая ответственность,предусмотренная соответствующими положениями Кодекса РФ об административныхправонарушениях и Уголовного кодекса РФ.
От именигосударства властными полномочиями в сфере внешнеэкономической деятельностиобладают таможенные органы, поэтому таможенное право является отрасльюпубличного права.
Что жеявляется предметом изучения таможенного права?
Предметомтаможенного права являются общественные отношения, которые возникают в связи сперемещением товара и транспортных средств через таможенную границу. Втаможенном праве ключевым словом является словосочетание «перемещение товара итранспортных средств через таможенную границу»[1], т.е. все, что связано с перемещением товара черезтаможенную границу, изучается отраслью таможенного права.
Нормы таможенногоправа регулируют отношения, связанные с перемещением товара и транспортныхсредств через таможенную границу, и это позволяет определить метод отрасли.
Основным длятаможенного права является административно-правовой метод — метод властныхпредписаний, который основан на отношениях власти и подчинения сторон. Здесьсуществуют отношения неравных сторон, одна из которых подчиняется другой.Специфика таможенного дела весьма существенна, установлен жесткий порядокперемещения товаров через таможенную границу. Таможенные органы в своейдеятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущиелюбому правовому регулированию.
Альтернативадействий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается встрого определенных параметрах. Эти альтернативные действия как раз и даютвозможность регулировать их с помощью гражданско-правового метода, которыйпредполагает равенство сторон правоотношения.
Учитывая, чтоэтот метод является преобладающим в гражданском праве, в области таможенного делаон используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируетсягражданско-правовыми нормами. Например, участник внешнеэкономическойдеятельности обращается за помощью в таможенном оформлении к таможенномуброкеру и заключает с ним договор об оказании услуг, или заключается договор обоказании услуг по перевозке товара. Возможность выбора, как самого таможенногоброкера, так и перевозчика, согласования условий договора характеризуют наличиегражданско-правового метода.
Отношенияучастников, которые возникают в связи с перемещением товаров и транспортныхсредств через таможенную границу, регулируются нормами таможенного права иназываются таможенными правоотношениями.
Особенноститаможенных правоотношений имеют свою специфику. Эта специфика определяется тем,что правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основетаможенно-правовых норм. Кроме этого, таможенные правоотношения всегдаиндивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты — носителиюридических прав и обязанностей.
Указанныеправоотношения возникают в связи с перемещением товаров и транспортных средствчерез таможенную границу, т.е. эти правоотношения носят имущественный характер,так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств.Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного изего участников — таможенного органа. Это специальный субъект таможенного права,наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочияданы таможенному органу актами таможенного законодательства. Особенностьтаможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различныевиды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они ивовсе противоположны.
Составтаможенных правоотношений имеет свою структуру, которая включает: объектправоотношения, субъекты и содержание.
Каждыйсубъект правоотношения наделяется правами и юридическими обязанностями, т.е.каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированныминормами таможенного законодательства, что составляет содержание правоотношения.
В качествеобъекта правового отношения выступает то, на что направлены права и обязанностиего участников. Объектом таможенного правоотношения является порядок перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу.
Субъектыправоотношений — это их конкретные участники. Субъектами таможенного праваявляются: 1) таможенные органы; 2) государственные служащие таможенных органови служащие таможенных организаций; 3) юридические лица; 4) физические лица.
Названныесубъекты можно разделить на две группы: специальные субъекты и иные субъекты.
Специальныесубъекты таможенного права — это таможенные органы и государственные служащиетаможенных органов. Они обладают соответствующей спецификой. Эта спецификаопределяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов.Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на них задач ифункций, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственногослужащего определенного таможенного органа.
Понятие «иныесубъекты» таможенного права охватывает «лиц» и «российских лиц». К нимотносятся: 1) юридические лица, 2) физические лица, 3) международныеорганизации, имеющие отношение к таможенному делу.[2]
Таможенноеправо является комплексной отраслью права, и в этой отрасли можно выделить двесоставные части — Общую и Особенную части.
Общая частьтаможенного права включает положения, имеющие общее значение для данной отраслитаможенного законодательства, и раскрывает следующие институты: понятие,особенности, методы и предмет таможенного права; правовой статус таможенных органови их должностных лиц; источники таможенного права.
Особеннаячасть таможенного права посвящена правовым основам перемещения товаров итранспортных средств через таможенную границу РФ и содержит такие институты,как производство таможенного оформления, помещение товаров под определенныйтаможенный режим, виды таможенных процедур, порядок уплаты таможенных платежей,формы таможенного контроля.
Такимобразом, к существенным особенностям российского таможенного права относитсяследующее. Эта правовая отрасль формируется и функционирует в условияхвозникновения и развития рыночных экономических отношений и углубленияприватизационных процессов. Она развивается с учетом и на базе интеграциироссийской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние наразвитие внутриэкономических процессов и характер внешнеэкономическойдеятельности страны. И таможенное дело, и таможенное право в России развиваютсяв направлении сближения с общепринятыми международными нормами и практикой.[3]

1.2Соотношение таможенного права с другими отраслями права
таможенноеправо
Конституционноеправо выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права.Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основыгосударственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собойфундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения,содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее вотрасли таможенного права.
Некоторыенормы конституционного права, не теряя такого своего значения, одновременновходят в состав таможенного права. Это, например, часть 1 статьи 74 Конституциио недопущении установления на территории России таможенных границ, пошлин,сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств[4].
Таможенноеправо должно развиваться в соответствии с нормами и положениямиконституционного права. Возможности такого развития имеются. Уже сейчас можноопределить некоторые его основные направления. Но в Таможенном Кодексе посуществу ничего не сказано о роли субъектов Российской Федерации в таможенномрегулировании, что является очевидным пробелом. Конституционные положенияпризваны стать правовыми стимуляторами обновления Таможенного Кодекса, привестик его дополнениям и изменениям. Нуждаются в изменении в соответствии сКонституцией и другие крупные акты таможенного законодательства, например,законы «О таможенном тарифе», «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Рассмотримтеперь соотношение между уголовным и таможенных правом. Будучи комплексным похарактеру и структуре, таможенное право вбирает в себя нормы уголовного иуголовно-процессуального права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексестатей о контрабанде, других преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции засовершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанавливаются – в немсодержатся отсылочные нормы к Уголовному Кодексу. Основной источник даннойотрасли Уголовный кодекс РФ содержит глава 22 «Преступления в сфереэкономической деятельности», предусматривающий пять видов таможенныхпреступлений (контрабанда и др.). Сотрудники таможенных органов, осуществляяпредварительное расследование по данным преступлениям, руководствуются нормамиуголовного и уголовно-процессуального законодательства.[5]
Административноеправо наиболее тесно среди всех других отраслей соприкасается с таможеннымправом. Административное право нередко называют управленческим правом,акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы,как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единыхпринципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивныйметод регулирования. Нормы материального административного права иадминистративно-процессуальные нормы занимают доминирующее, ведущее положение всистеме правовых норм таможенного права. Кроме того, нарушения таможенныхправил представляют собой разновидность административных правонарушений,поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенныхорганов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.[6]
Однако это неозначает, что таможенное право поглощается административным правом. Хотяадминистративно-правовые нормы занимают центральное место в таможенном праве,последнее вследствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений нерастворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, будучи однойиз комплексных отраслей современного российского права.
Финансовоеправо изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовойдеятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы нарядус правоохранительными, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего,такая деятельность выражается в формировании доходной части государственногобюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности — немалая составляющая казныРоссийской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношенийрегулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейшихисточников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ,других федеральных законов.
Гражданскоеправо, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширнуюобласть имущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенногодела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданскогозаконодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранениитовара, залоговые обязательства — все это сфера регулирования гражданскогоправа. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц кобласти цивилистики.
Такимобразом, в системе отраслей права таможенное право тесно связано с другимиотраслями, но в то же время отграничивается от них в связи со спецификойпредмета правового регулирования.

Глава 2.Правовое регулирование таможенного дела в современной России
2.1 Источникитаможенного права
В системетаможенного права можно условно выделить две составные части — внутреннее(национальное) таможенное законодательство, которому и будет посвящен первыйраздел данной главы, и международно-правовые договоры и соглашения, касающиесятаможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация,рассмотренные нами во втором разделе.
Таможенноезаконодательство — одна из новых и динамичных отраслей законодательногорегулирования. Реализация таможенной политики должна осуществляться всоответствии с таможенно — правовыми нормами.
Таможенно — правовые нормы — это устанавливаемые государством правила поведения, с помощьюкоторых регулируются общественные отношения в связи и по поводу перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу. Совокупность таможенно- правовых норм и составляет таможенное право как комплексную отрасль российскогозаконодательства.
Для тогочтобы то или иное таможенное правило стало юридической нормой, оно должно бытьоблечено в определенную правовую форму. Под источниками (формами) таможенногоправа следует понимать внешние формы выражения правотворческой деятельностигосударства, в результате которой устанавливаются нормы таможенного права.
Источникомтаможенного права может быть не любой правовой акт, а только тот, которыйсодержит общие правила в таможенном деле. Таким образом, источник таможенногоправа должен носить нормативный характер. Поэтому различные приказыруководителей таможенных органов о перечислении средств, отмене незаконногоакта нижестоящего органа и др. не являются источниками таможенного права, таккак не содержат общих правил, то есть юридических норм. Такие акты поконкретным вопросам называются индивидуальными. Индивидуальные правовые актывыступают в качестве юридических фактов — порождают, изменяют или прекращаютконкретные правоотношения в таможенной сфере. Индивидуальный характер правовыхактов может проявляться в конкретности предписаний, определенности субъектов,регулировании конкретных отношений, однократности реализации (применения,исполнения) и др.
Источникитаможенного права составляют единую целостную систему, элементы (составныечасти) которой находятся в отношениях субординации и иерархическойподчиненности в соответствии с логикой правового регулирования таможенногодела.
Основнымипринципами построения системы источников таможенного права являютсяконституционность и законность. Конституционность в данном случае предполагаетстрогое соответствие всех источников права основным принципам таможенногорегулирования, закрепленным в Конституции РФ. Законность означает обязательноесоответствие подзаконных актов предписаниям законов, на основании и в развитиикоторых принимались данные подзаконные акты. В случае нарушения этоготребования подзаконные акты в установленном законом порядке признаютсяничтожными, то есть никогда не действовавшими.[7]
К основнымэлементам системы источников таможенного права России относятся:
внутреннеетаможенное законодательство;
международно-правовыедоговоры и соглашения с участием России, касающиеся таможенных вопросов.
Следуетотметить, что большое влияние на правовое регулирование таможенных отношенийоказывают судебная практика и обобщаемая практика административной юстиции,накопленная при разрешении таможенных споров. Анализ судебной практики потаможенным вопросам публикуется в юридических журналах.
Практикуетсярассылка информационных писем судебных органов: Информационное письмоВерховного Арбитражного Суда РФ от 9 июля 1993 года № С-13/ОСЗ-214 «Оприменении Закона РФ О вывозе и ввозе культурных ценностей»[8],Информационное письмо Верховного Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1993 года NС-13/ОСЗ-269 «В связи с принятием Закона РФ О таможенном тарифе».
Правовойобычай в практике регулирования таможенных отношений в Российской Федерацииприменяется ограниченно. В то же время его использование не запрещено. Пообщему правилу обычное право действует тогда, когда нет соответствующихуказаний закона, то есть имеются пробелы законодательства. В некоторых случаяхнормативный акт сам апеллирует к обычаям, сложившимся в данной сфереобщественных отношений, санкционируя тем самым применение обычных норм.
Конституциязанимает особое место среди других источников таможенного права. Будучиосновным законом России, она предопределяет характер таможенного права в целом.В этом состоит главная особенность Конституции как источника таможенного права.Конституция является не только юридической базой для последующего развитиятаможенного права, как, впрочем, и ряда других правовых отраслей.
Конституция,будучи основным источником таможенного права, содержит достаточно ограниченноечисло юридических норм, непосредственно относящихся к таможенному праву. Этост.74 ч.1 Конституции, в соответствии с которой на территории РоссийскойФедерации «не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов икаких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств»[9]; ст.71 пункт «ж», в соответствии с которымтаможенное регулирование отнесено к ведению Федерации[10].
Всоответствии с Конституцией какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг(ст. 74 ч.2) могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а некаким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо дляобеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы икультурных ценностей. Данное положение является гарантом демократичности истабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.
К законодательствуо таможенном деле относятся Таможенный кодекс, Закон РФ «О таможенном тарифе»,а также иные законодательные акты РФ, принятые в соответствии с ТаможеннымКодексом (ст. 5).
ТаможенныйКодекс и Закон РФ «О таможенном тарифе» занимают центральное место в механизмеправового регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные правовыевопросы, возникающие в таможенной практике Российской Федерации. По юридическойсиле они уступают только Конституции РФ и являются той правовой базой, на которойстроится и развивается все таможенное законодательство.
Особенностиприменения отдельных норм этих таможенных законов определены специальнымипостановлениями законодательного органа — постановлением Верховного СоветаРоссийской Федерации от 18 июня 1993 года «О введении в действие Таможенногокодекса Российской Федерации» и постановлением Верховного Совета РоссийскойФедерации от 21 мая 1993 года «О введении в действие Закона РоссийскойФедерации «О таможенном тарифе».
Как сказано впреамбуле, Таможенный кодекс РФ определяет правовые, экономические иорганизационные основы таможенного дела и направлен на защиту экономическогосуверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизациюсвязей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты правграждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение имиобязанностей в области таможенного дела. Он является законодательным актомсводного характера, предусматривающим четкий механизм реализации декларируемыхв нем норм, и составляет правовой фундамент всей внешнеэкономическойдеятельности и организации таможенного дела в стране, реально сближающийотечественное законодательство с мировой практикой.
Другимбазовым законом в системе источников таможенного права является Закон РФ «Отаможенном тарифе».[11] Этот закон устанавливает порядок формирования иприменения таможенного тарифа Российской Федерации как инструмента торговойполитики и государственного регулирования внутреннего российского рынка товаровпри его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаровпошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации.
К «чистотаможенным законам» относится также и Федеральный закон РФ «О службе втаможенных органах Российской Федерации», который определяет порядокпрохождения службы в таможенных органах и организациях ГосударственногоТаможенного Комитета России, а также основы правового положения должностных лицтаможенных органов.
Немаловажноеместо в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ «Огосударственном регулировании внешнеторговой деятельности», который определяетосновы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ееосуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности иответственность органов государственной власти Российской Федерации и еесубъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются такжеосновные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единствовнешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможеннойтерритории, приоритет экономических методов государственного регулированиявнешнеторговой деятельности, равенство ее участников, исключение неоправданноговмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.
Анализзаконодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права такжеряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующиеотдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделитьследующие:
Закон РФ «Овывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранениекультурного наследия народов России и, направлен на защиту культурных ценностейот незаконного ввоза в Россию, вывоза за пределы России и передачи правасобственности на них. К компетенции таможенных органов относится контроль, заустановленным данным Законом порядком вывоза и ввоза в страну культурныхценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконныйввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурныхценностей.
Закон РФ «Овалютном регулировании и валютном контроле», который определяет принципыосуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функцииорганов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц вотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а такжеответственность за нарушение валютного законодательства.
Федеральныйзакон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», которыйустанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборотанаркотических средств. К числу органов, осуществляющих противодействиенезаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ отнесены итаможенные органы России в пределах предоставленных им полномочий.
Федеральныйзакон РФ «Об оружии», который регулирует правоотношения, возникающие приобороте (в том числе и незаконном через таможенную границу) гражданского,служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия натерритории России.
Комплексныйхарактер таможенно-правовых отношений обуславливает использование в качествеисточников таможенного права правовых норм, содержащихся в законодательныхактах ряда иных отраслей российского права: уголовного,уголовно-процессуального, гражданского и др.
Важную роль вмеханизме таможенно-правового регулирования играют подзаконные акты. Ихподзаконность означает, что они принимаются во исполнение и развитие законов идолжны им соответствовать. Организационно-правовой гарантией этого являетсятребование регистрации нормативных подзаконных актов в Министерстве юстиции РФ.В случае обнаружения расхождения между нормами закона и подзаконного актаМинюст отказывает в регистрации до тех пор, пока замеченное несоответствие небудет устранено. Без получения регистрационного номера в Минюсте подзаконныйакт не вступает в законную силу.
Поколичественным параметрам подзаконные акты — наиболее многочисленный видисточников таможенного права. Этому способствует большое число отсылочных нормв текстах таможенных законов.
Среди текущихправовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ, а такжеутверждаемые его указами положения, так или иначе затрагивающиетаможенно-правовую сферу. Они издаются при наличии пробелов в существующемзаконодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов посоответствующим вопросам.
Особое местосреди указов Президента РФ, являющихся источниками таможенного права, занимаетУказ от 25 октября 1994 г., утвердивший Положение о Государственном ТаможенномКомитете России — нормативно-правовой акт, достаточно полно и детальнорегламентирующий группу вопросов, касающихся правового статуса, организации идеятельности центрального федерального органа, осуществляющего непосредственноеруководство таможенным делом в стране, его специальные функции и некоторыеправа, а также полномочия лица, его возглавляющего — председателя ГТК.Примерами нормативных указов Президента РФ по вопросам таможенного дела могутслужить Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля вРоссийской Федерации» № 788 от 18 июля 1992 года, предусматривавший комплексмер по установлению таможенной границы с бывшими республиками СССР, неподписавшими соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 годаили же присоединившимся к нему, а также по укреплению и совершенствованиютаможенной службы в Российской Федерации, включая вопросы об условиях труда,правовых и социальных гарантиях работников таможенной службы; Указ от 24октября 1992 года, которым было утверждено Положение о порядке присвоенияперсональных званий должностным лицам таможенных органов и организациейтаможенной службы, и ряд других указов.
Следующую ступеньв иерархии подзаконных нормативно-правовых актов — источников таможенногоправа, занимают постановления Правительства РФ.
Нормативнымявляется, например, постановление Совета Министров Правительства РФ «Онеотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границеРоссийской Федерации» от 24 мая 1993 года, которым таможенным органом совместнос органами исполнительной власти республик, краев, областей и автономныхобразований предписывалось осуществлять мероприятия по усилению таможенногоконтроля, определить зону таможенного контроля вдоль границы с государствами –республиками бывшего СССР; провести переговоры с таможенными органами указанныхгосударств по определению мест расположения таможенных пунктов пропуска нагосударственной границе Российской Федерации. В этом постановлении решалисьвопросы развития инфраструктуры, укрепления кадрами таможенных органов, вчастности, увеличения численности работников таможенных органов за счетвнеплановых доходов таможенных органов. Постановлением Правительства РФ от 18июля 1996 года № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможеннуюграницу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственнойили иной коммерческой деятельности» были предусмотрены единые ставки таможенныхплатежей и упрощен порядок перемещения указанными лицами названных товаров.
Заправительственными постановлениями в череде источников таможенного праваподзаконного характера следуют ведомственные нормативно-правовые акты,издаваемые Федеральной Таможенной Службой во исполнение положений и норм,содержащихся в Таможенном кодексе, других федеральных законах, указахПрезидента и правительственных постановлениях. По количественным параметрамведомственные нормативно-правовые акты — это наиболее многочисленный элемент всистеме источников таможенного права.
В этихправовых актах устанавливаются нормы и правила, имеющие значение не только длятаможенного регулирования, но и для других областей, например, для сферыфинансовой деятельности. Такие акты в равной мере обязательны для руководства иисполнения работниками как таможенной системы, так и других соответствующихструктур и исполнительной власти, например, Министерства финансов.
ПриказФедеральной Таможенной Службы – наиболее распространенный вид нормативногоакта, посредством которого осуществляется непосредственное регулированиеразнообразных по характеру вопросов таможенного дела. Они являются наиболеемногочисленными нормативными актами, регулирующими как крупные блокитаможенного дела, так и его отдельные части. Например, приказ ФедеральнойТаможенной Службы от 29.04.2005 года № 399 «О ставках ввозных таможенныхпошлин» утверждает отмену ввозных таможенных пошлин на руды и концентратыцинковые, машины для офсетной печати.
ФедеральнаяТаможенная Служба издает положения — нормативные правовые акты, имеющиесводный, модификационный характер и структуру, определяющий функции икомпетенции таможенных органов. Положение, как правило, рассчитано надлительное применение. Например, введенное приказом от 14 мая 2005 г. № 445Положение о Центральном экспертно- криминалистическом таможенном управленииутверждает юридический статус этого органа.
ФедеральнаяТаможенная Служба издает инструкции по различным вопросам, относящимся кправовому регулированию различных участников таможенной деятельности. Например,приказом Федеральной Таможенной Службы от 4 марта 2010 г. № 434 утверждена ивведена в действие Инструкция по организации взаимодействия подразделенийтаможенной инспекции с подразделениями экономического блока таможенных органовпри проведении таможенного контроля целевого использования условно выпущенныхтоваров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Общие правила– вид нормативного правового акта, утверждаемого Федеральной ТаможеннойСлужбой, по вопросам регулирования конкретных блоков и участков таможенногодела. Например, в целях реализации Федерального закона от 18.07.2005 г. № 90-ФЗ«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»письмом ФТС России от 26.07.2005 № 01-06/25300 «О порядке перемещения валюты иценных бумаг» вводятся изменения в правила перемещения физическими лицами черезтаможенную границу Российской Федерации иностранной валюты, валюты РоссийскойФедерации (рублей) и ценных бумаг.
Типоваятехнологическая схема – вид нормативного акта, предусматривающего технологиюосуществления отдельной таможенной операции. Например, в целях недопущенияфактов недоставления, выдачи товаров и транспортных средств ЦТУ приказом от29.04.2009 г. № 62 ввело типовую технологическую схему взаимодействия отделаконтроля за таможенным транзитом товаров, отдела административных расследованийи других подразделений Центрального таможенного управления при выявлении фактовнедоставления, выдачи (передачи) без разрешения таможенного органа товаров итранспортных средств.
Помимоприказов, положений и инструкций руководство Федеральной Таможенной Службыиздает указания и информационные письма. Эти документы издаются с цельюразъяснения порядка применения тех или иных норм таможенного законодательства,их единообразного применения территориальными органами таможенной системы,новых норм не содержат и, следовательно, в число источников таможенного праване входят.
Кромеиздаваемых самой ФТС России нормативно-правовых актов, в систему источниковтаможенного права входят также и совместные нормативные акты ФТС России сдругими министерствами и ведомствами России. Например, Приказ Федеральнойтаможенной службы, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспортаРФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.09.2009 г. №1774/171/453/797н «Об утверждении Порядка информационного взаимодействияфедеральных органов исполнительной власти при осуществлении контроля в пунктахпропуска через государственную границу Российской Федерации».
2.2Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству
Исключительноважное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, чтообщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можноконстатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ,касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенногоправа России.
Всоответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации становятсясоставной частью прямого действия и применения норм международного праваорганами власти, в том числе органами правосудия. Заинтересованные лица могутпри разрешении споров ссылаться непосредственно на нормы международного права.
В той жестатье Конституции РФ закрепляется: «Если международным договором РоссийскойФедерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяютсяправила международного договора»[12].
Соответствующаянорма была воспроизведена и в таможенном законодательстве — в комментируемойстатье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ «О таможенномтарифе».
Порядокзаключения, выполнения и прекращения международных договоров РоссийскойФедерации установлен Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «Омеждународных договорах Российской Федерации»[13]. Этот законодательный акт применяется в отношениимеждународных договоров Российской Федерации (межгосударственных,межправительственных договоров и договоров межведомственного характера)независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протоколи т.д.).
Вместе с темне все вопросы, относящиеся к международным договорам, полностью урегулированыФедеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», поэтомуданный Закон должен применяться в единстве с двумя Венскими конвенциями о правемеждународных договоров (одна из них — Конвенция 1969 года — касается договоровс участием государств, другая — Конвенция 1986 года — касается договоров сучастием государств и международных организаций) и нормами международногообычного права, которые регулируют вопросы, не нашедшие своего решения вположениях Венских конвенций.
Нормы,регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в специальныхтаможенных конвенциях (таможенная конвенция — двустороннее или многостороннеемеждународное соглашение, регулирующее вопросы таможенного обложения,таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц), так и в различныхдоговорах и соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенныхвопросов.
Примероммогут служить международные торговые договоры и соглашения. Так, в статье 2Торгового соглашения между Правительством Российской Федерации и ПравительствомУкраины (Москва, 22 октября 1992 года) устанавливается, что ДоговаривающиесяСтороны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации в том,что касается таможенных пошлин и сборов, применяемых в отношении экспорта иимпорта, включая методы взимания таких пошлин и сборов, положений, относящихсяк таможенной оценке и т.д.
Отдельныетаможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и вмногосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатическихсношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенногообложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. КонвенцияООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот длягосударств, не имеющих выхода к морю, и т.д.
Разнообразныесоглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на двустороннем уровне(например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Правительством РФ иПравительством США о порядке таможенного оформления и беспошлинного ввозатоваров, перемещаемых в рамках российско-американского сотрудничества в областиисследования и использования космического пространства в мирных целях).
Россияучаствует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам.

Заключение
В результатеизучения темы «Таможенное право в системе российского права» в рамках даннойкурсовой работы нами сделаны следующие выводы.
Изучениетаможенного дела и таможенной политики в настоящее время, уяснение сущноститаможенных правоотношений как необходимого элемента внешнеэкономическойдеятельности приобрело в последние годы несомненную актуальность. Значимостьтаможенного права в системе российского права более чем очевидна.
На территорииРоссии действует единое таможенное законодательство, регулируемое нормамифедерального уровня. К существенным особенностям российского таможенного праваотносится следующее:
Эта правоваяотрасль формируется и функционирует в условиях возникновения и развитиярыночных экономических отношений и углубления приватизационных процессов.
Онаразвивается с учетом и на базе интеграции российской экономики в мировоехозяйство, оказывающей значительное влияние на развитие внутриэкономическихпроцессов и характер внешнеэкономической деятельности страны.
И таможенноедело, и таможенное право в России развиваются в направлении сближения собщепринятыми международными нормами и практикой.
В системеотраслей права таможенное право тесно связано с другими отраслями, но в то жевремя отграничивается от них в связи со спецификой предмета правовогорегулирования.
В системуисточников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующиеправоотношения в сфере таможенного дела. К этим законам относятся такие, внормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественныхорганизаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, атакже формулируются меры ответственности за их нарушение.
Исключительноважное значение для таможенного права имеет положение Конституции РФ о том, чтообщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ являются составной частью ее правовой системы. Исходя из этого, можноконстатировать, что международные договоры и соглашения с участием РФ,касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенногоправа России.

Списокиспользуемых источников и литературы
Нормативныеакты
1. КонституцияРФ, 1993 г.
2. Таможенныйкодекс Российской Федерации от 28мая 2003 года/ № 61-ФЗ с изменениями,внесенными Федеральными законами от 23.12.2003 №186-ФЗ, от 19.12.2006 № 238-ФЗ,от 24.07.2007 № 198-ФЗ, от 24.11.2008 № 205-ФЗ, от 28.11.2009 № 290-ФЗ).
3. УголовныйКодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года сизменениями и дополнениями на 27.05.2008. — URL: www.consultant.ru/.
4. Кодексоб административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ с изменениями и дополнениями на 23.11.2009 г. — URL:www.consultant.ru/.
5. ЗаконРФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I Закон РФ о таможенном тарифе (с изменениями идополнениями на 5 февраля 1997 года) — URL: www.topzakon.ru/.
6. Федеральныйзакон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности»- URL: www.topzakon.ru/.
7. Федеральныйзакон «О международных договорах Российской Федерации» № 101-ФЗ ПринятГосударственной Думой 16 июня 1995 года — URL: www.gsnti-norms.ru/
8. Указпрезидента Российской Федерации от 9 марта 2004 года №314 «О системе иструктуре федеральных органов исполнительной власти».
9. ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. № 429 «О Федеральнойтаможенной службе».
10.  Приказ ГосударственногоТаможенного Комитета Российской Федерации от 16.12.96 года № 762 «Обособенностях декларирования подакцизных товаров, подлежащих маркировке» — URL:www.bestpravo.ru/.
11.  Приказ ГосударственногоТаможенного Комитета Российской Федерации «Об утверждении общих положений отаможенных органах РФ». Таможенный вестник. 1996 г. № 2.
Литература
1. АндриашинаХ.А. Таможенное право — ЗАО «Юстицинформ».//Закон сегодня. Информационныйобразовательный юридический портал.
2. БакаеваО.Ю. Таможенное право. М., 2003.
3. БакаеваО. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России: Учебник/ Отв. Ред. Н. И.Химичева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2007
4. К. Г.Борисов Международное таможенное право. Издание второе, дополненное. Москва.Издательство Российского университета дружбы народов, 2001
5. ГабричидзеБ.Н. Российское таможенное право. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
6. ГабричидзеБ.Н., Максимцева В.А. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. –М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
7. ГравинаА.А. Таможенное законодательство: практикум. – М.: Юрист, 2007.
8. Интернет-интервьюс Ю.Ф. Азаровым, Статс-секретарем — заместителем председателя Государственноготаможенного комитета Российской Федерации: «Новый Таможенный кодекс»//Консультант плюс. — URL: www.consultant.ru/.
9. Комментарийк Таможенному кодексу РФ (по главам). //Под ред. А.Н. Козырина. – М., 2000, с.39.
10.  Романова Е.В. Таможенноеправо.- СПб.: Питер, 2006
309331
таможенноеправо договор сотрудничество


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «тромбозы»
Реферат Синтез слабосшитого полиэлектролита ацетоуксусный эфиракриловая кислота и взаимодействие его с ионами переходных металлов
Реферат Фольклорная основа поэмы Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Методы закаливания организма 2
Реферат Эффект плацебо или силы наших убеждений
Реферат Обличение преступного общества в романе Ф М Достоевского Преступление и наказание
Реферат Меценатство - мнение людей
Реферат Основные этапы закрепощения крестьян в 15-17 веках
Реферат Производственные основные фонды предприятия и эффективность их использования
Реферат Мировые религии и их роль в развитии культуры
Реферат Разработка нового продукта и влияние маркетинга
Реферат Thoughts On Earth Essay Research Paper This
Реферат Уравнение Дирака
Реферат Методи ідентифікації та нейтралізації ризиків на фінансовому ринку (на прикладі операцій АКБ "Приватбанк" на міжнародному та внутрішньо-українському ринку золота)
Реферат Экономика Англии и Франции в XIX и XX веках