Содержание
Введение
1.Политический плюрализм и становление многопартийности в России
2. Создание, ликвидация ивнутреннее устройство политических партий
3. Права и обязанностиполитических партий, их участие в выборах и референдумах
4. Проблемыфункционирования политических партий на современном этапе
Библиографический список
Введение
Одним из важнейшихсубъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают нам ключк пониманию основополагающих принципов демократии, представительства,политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики в целом.Парадокс такого многомерного и сложного явления как политическая партия во всевремена занимал умы ученых и мыслителей. Маркс, Вебер, Ленин, Дюверже, Берк идр., в разнообразных научных подходах и философских категориях пыталисьприоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным, феноменом жизни общества ичеловека.
Актуальность даннойкурсовой работыопределяется тем, что в поиске путей эффективного функционирования политическойсистемы Российского государства важное значение имеют проблемы становления иразвития политических партий как законных представителей разнообразныхинтересов общества и призванных представлять эти интересы в системе власти. Однако,несмотря на глубину происходящих в России политических и социально-экономическихпреобразований и складывающейся многопартийной системы, процесс ихфункционирования протекает сложно и противоречиво.
Цель исследования: всесторонне изучитьконституционно-правовой статус политических партий.
Задачи исследования:
- определить порядоксоздания, ликвидации и внутреннего устройства политических партий;
- изучить права иобязанности политических партий, их участие в выборах и референдумах;
- рассмотретьпроблемы функционирования политических партий на современном этапе.
Принаписании работы автор использовал Конституцию РФ, юридическую учебнуюлитературу, периодическую литературу, другие источники и нормативно-правовыеакты.
1. Политический плюрализм и становление многопартийности вРоссии
Политический плюрализмкак основа демократии предполагает многообразие политических взглядов иорганизаций, свободное участие граждан в политической жизни, конкуренцию междуразличными политическими силами в борьбе за доступ к власти.
Отечественный опытпоказал, что длительная монополизация властных функций одной партией крайнеотрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждаетсяот власти, а власть — от народа, устраняется возможность соревновательности вполитической жизни и т.д. Монополия на власть создает простор для произвола,часто развращает носителей властных полномочий и в конечном итоге разрушаетгражданское общество. Однако не следует идеализировать многопартийную систему.В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежныеполитологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды иперспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно смногопартийностью.
Процесс формированиямногопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократическогоразвития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым ибезболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийностьможно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР «Об общественныхобъединениях». Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода наполитическую арену уже существовавших организаций партийного типа и созданияновых.
Генезис многопартийностив России проходит несколько этапов. Первый этап нередко условно называют«неформальной волной» (1986 — весна 1988 г.). Окончание этого этапахарактеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПССсохраняла всю полноту политической и государственной власти.
Первоначально будущаямногопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений и лишь совторой половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретаетсамостоятельный облик. Сложившаяся в это время политическая культуранеформального общественно-политического движения имела элитарный характер.Итогом полутора годовой деятельности неформальных групп явилось фактическоепризнание их существования официальными властями, а достижением сталоформирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам —около 1-1,5 тыс. человек).
Скачок в развитииоформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых«общественных инициатив», явился следствием изменения внутри — ивнешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководстваКПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большуюлиберализацию политической системы. Именно в это время происходит практическиполная легализация «неформалов» в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПССполитики «широкого общественного диалога». Неформальные организации получилиреальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности.Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критическиепубликации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новыеэлементы в диалоге руководства страны с Западом, а также призывы М.С. Горбачевак созданию широкого общественного движения в поддержку реформ.
Волна«народофронтовского» движения в России сложилась в ходе массовых акцийсоциального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году.В это время впервые удачно и широкомасштабно «неформалами» была использованаофициальная кампания — подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. ВМоскве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митингипо вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местныхруководителей как «оплота антиперестроечных сил», предлагались альтернативныеварианты по дальнейшей демократизации страны.
Показателем успешногоиспользования в пропагандистских целях официальной массовой политическойкампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотнимитингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москвеэта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.
К этому периоду относитсяпоявление первых «партий». Они являлись по сути теми же «неформальными»группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения «клубами»и «группами» того, что они превращаются в партии.
1988-1990-е годы явилисьсвоеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастатьреальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов«народные фронты» предпринимали усилия по развитию территориальных организацийв качестве опоры для расширения массовой базы в виде постоянно действующихмитинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности иразличных форм самодеятельного народного контроля.
В конце 1990 — первойполовине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ(СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ),Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российскоехристианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз, Крестьянскаяпартия РФ и ряд других. По приблизительным оценкам экспертов, числополитических организаций, принявших наименование «партия», составляло в СССР наянварь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой—весной 1991года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелонфракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийноеядро этих организаций. Здесь прослеживается некая обратная логика вформировании партий, когда первоначально складывается руководство, которыезатем ищет потенциальных членов и избирателей.
Принятие в октябре 1990года Закона СССР «Об общественных объединениях» стимулировало следующий этапформирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года.
Важно отметить, что доконца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не намногопартийной основе. Их анализ даже в первом приближении выявляет множествоэлементарных промахов как со стороны организаторов избирательного процесса (вт. ч. разработчиков соответствующей процедуры), так и его непосредственныхучастников, соревновавшихся за депутатские мандаты.
После выборов вГосударственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии получилиреальную возможность влиять на государственную жизнь через своихпредставителей.
Согласно Конституции, «вРоссийской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».Это означает, что в России на определенных законом основаниях могутсоздаваться, регистрироваться и осуществлять свою деятельность различныеобщественные политические объединения.
В Конституции РоссийскойФедерации указано, что «общественные объединения равны перед законом».Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстветребований государства к уставам общественных объединений. России, помиморавенства перед законом, закрепляется равенство общественных объединений междусобой. Это предполагает равенство прав и обязанностей общественных объединений,как в общественной, так и в хозяйственной деятельности.
Закрепленный вКонституции России принцип многопартийности предполагает, что каждая партия какразновидность общественного объединения, выражая политическую волю своихчленов, стремится к участию в формировании органов государственной власти иорганов местного самоуправления.
Каждая партия обладаетправом принимать программные документы, публикуемые затем для всеобщегосведения, выдвигать кандидатов в депутаты и на другие выборные должности. Ноучаствуя в выборах, партия не может получать финансовую поддержку отиностранных государств, организаций и граждан.
Партийные полномочиядолжны осуществляться в соответствии с российским законодательством и уставомпартии, который подлежит обязательной регистрации в Министерстве юстицииРоссийской Федерации.
Конституция РоссийскойФедерации предусматривает запрет на «создание и деятельность общественныхобъединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменениеоснов конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации,подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной,расовой, национальной и религиозной розни».
Принцип политическогоплюрализма обладает рядом бесспорных преимуществ (хотя бы потому, что онпротивостоит политическому единообразию), но эти преимущества могут бытьреализованы исключительно в рамках конституционности. Кроме того, конкретнаяреализация принципа политического плюрализма предполагает наличие особого типаправовой культуры, толерантной и компромиссной.
В России существуетмножество политических партий, общественно-политических организаций и движений.Люди, социальные общности имеют возможность свободно выбирать политическиеорганизации, соответствующие их ценностям, взглядам, ориентациям, отвечающие ихинтересам.
Политический плюрализмнеразрывно связан с идеологическим. Политический плюрализм в идеологической«упаковке» отражает многообразие идей и мнений в политике, что дает возможностьв споре, диалоге сопоставлять различные точки зрения и находить оптимальныепути решения политических проблем.
При этом в КонституцииРоссийской Федерации подчеркивается, что «никакая идеология не можетустанавливаться в качестве государственной или обязательной». В условияхидеологического многообразия отрицание государственной идеологии, возведенное вранг правового нормативного правила, может привести на практике к серьезнымдеформациям российской государственности, «освобожденной» от интегрирующегообщего интереса и цели.
2.Создание, ликвидация и внутреннее устройство политических партий
СогласноФедеральному закону от 11 июля 2001 г. (в ред. 2005 г.) «О политическихпартиях» политическая партия – это общественное объединение, созданное в целяхучастия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредствомформирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политическихакциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересовграждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическаяпартия должна отвечать следующим требованиям:
— обязательно иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ, приэтом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение даннойполитической партии;
— вполитической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов партии, при этомболее чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделениячисленностью не менее 500 членов партии; в остальных субъектах если создаютсярегиональные отделения, то при условии, что численность каждого из них не можетсоставлять менее 250 членов партии;
— руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иныеструктурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Одно изключевых положений Закона: в России не могут создаваться межрегиональные,региональные и местные политические партии. Партии могут быть толькофедеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всейтерритории Российской Федерации.
Под региональнымотделением политической партии Закон понимает ее структурное подразделение,созданное по решению уполномоченного руководящего органа партии иосуществляющее свою деятельность на территории одного субъекта РФ. В субъектеРФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа),может быть создано единое региональное отделение партии. Следовательно, в иныхслучаях Закон запрещает создание подразделений партии, охватывающих два и болеесубъекта РФ. Партия может иметь в качестве структурных подразделений местные ипервичные отделения, создаваемые в случаях и порядке, предусмотренных уставом.
Закон говорит о том, чтоцели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе (одновременноможно сказать, что эти документы обязательны для каждой партии). Однако тем неменее основные цели партии названы в самом Законе: формирование общественногомнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений гражданпо любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкойобщественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов на всехвидах выборов органов государственной власти, выборных должностных лиц местногосамоуправления, представительных органов муниципальных образований, участие ввыборах, а также в работе соответствующих органов и должностных лиц.
Дляполитических партий существуют те же ограничения на создание и деятельность,что и для общественных объединений в целом. К этому добавляются и некоторыеспециальные ограничения: не допускается создание политических партий попризнакам профессиональной, расовой, национальной или религиознойпринадлежности (под такими признаками в Законе понимается указание в уставе ипрограмме политической партии целей защиты профессиональных, расовых,национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей внаименовании политической партии); политическая партия не должна состоять излиц одной профессии.
Структурные подразделенияполитических партий создаются и действуют только по территориальному признаку.Не допускаются создание структурных подразделений политических партий и любаядеятельность политических партий и их структурных подразделений в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных СилахРФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных инегосударственных организациях.
Запрещается вмешательствополитических партий в учебный процесс образовательных учреждений.
Не допускаются создание идеятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранныхгосударств и их структурных подразделений.
Закон о партиях повторяетположения о недопустимости взаимного вмешательства органов государственнойвласти, их должностных лиц и политических партий в деятельность друг друга.Возможны их сотрудничество и согласованная деятельность по вопросам,затрагивающим интересы партий. Но не допускается использование должностнымилицами преимуществ своего должностного или служебного положения нагосударственных или муниципальных должностях в интересах политической партии.Причем такие лица, за исключением депутатов любых уровней, не могут бытьсвязаны решениями политической партии при исполнении своих должностных илислужебных обязанностей. Закон не требует, чтобы указанные выше лица выходили изпартий или приостанавливали в них членство. Специально и в мягкой форме Законговорит о Президенте РФ: он вправе приостанавливать свое членство вполитической партии на срок осуществления своих полномочий. Правда для депутатаГосударственной Думы в 2005 г. было установлено: подача им заявления о выходеиз партийной фракции влечет за собой прекращение депутатских полномочий.
Политическая партиясоздается без разрешения органов государственной власти и должностных лиц. Онаможет быть создана на учредительном съезде либо путем преобразования вполитическую партию общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения на их съезде.
Партия считаетсясозданной со дня принятия учредительным съездом решений: о созданииполитической партии; об образовании ее региональных отделений более чем вполовине субъектов Федерации; о принятии устава; о принятии программы; оформировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. Учредительный съездпартии считается правомочным в случае, если в его работе приняли участиеделегаты, представляющие более чем половину субъектов РФ и преимущественнопроживающие в этих субъектах.
Со дня создания партияосуществляет организационную и информационно-пропагандистскую деятельность,связанную с формированием региональных отделений партии и получением еюсвидетельства о государственной регистрации.
Политическая партия и еерегиональные отделения подлежат государственной регистрации и осуществляют своюдеятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с моментарегистрации. Государственная регистрация осуществляется Федеральной регистрационнойслужбой, региональные отделения партий регистрируются органами указанной службыв соответствующих субъектах РФ.
Документы на регистрациюпартии представляются не позднее через шесть месяцев со дня проведенияучредительного съезда партии. А регистрация региональных отделений не менее чемв половине субъектов РФ должна быть осуществлена не позднее чем через шестьмесяцев со дня регистрации партии.
В соответствии сФедеральным законом 2001 г. о государственной регистрации юридических лиц (ст.8) она «осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дняпредставления документов в регистрирующий орган».
Свое решение орегистрации партии или ее отделения регистрирующий орган вместе ссоответствующими документами направляет в орган, ведущий единый государственныйреестр юридических лиц – Министерство РФ по налогам и сборам и его органы наместах. Эти органы не позднее пяти рабочих дней вносят в реестр запись о партииили ее региональном отделении и не позднее дня, следующего за этим сроком, сообщаюто внесении записи в регистрирующий орган. Этот орган не позднее трех дней содня получения информации выдает уполномоченному лицу партии или еерегионального отделения документ, подтверждающий факт внесения записи о партииили ее региональном отделении в государственный реестр юридических лиц. ПричемФедеральный закон о политических партиях специально определяет, что в случае,если не принято решение об отказе в государственной регистрации политическойпартии или ее регионального отделения, указанный документ должен быть выдан непозднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявления огосударственной регистрации (п. 5 ст. 15). Отказ в регистрации партии или еерегионального отделения может быть обжалован в суд.
Закон оговаривает, чтоинформация о членах политической партии, представляемая для сведения врегистрирующие органы, относится к информации с ограниченным доступом. Ееразглашение без согласия соответствующих членов партии влечет за собойответственность, установленную законодательством.
Закон довольно подробнорегулирует ряд вопросов, касающихся внутренней организации и деятельностипартий. Он не только обязывает любую партию иметь устав, но и указываетосновные позиции, которые надо в нем отразить. Закон также говорит, что партиядолжна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, ее цели изадачи, а также методы реализации целей и решения задач.
Кроме того, членство впартии является не только добровольным, но и индивидуальным. Членами партиимогут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправебыть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, атакже граждане РФ, признанные судом недееспособными.
Закон определяет, что учленов партии есть равные возможности участвовать в ее организации идеятельности. Вместе с тем он предусматривает, что гражданин РФ может бытьчленом лишь одной политической партии, состоять только в одном региональномотделении данной партии – по месту постоянного или преимущественногопроживания.
Запрещается требовать отграждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указываличленство в политической партии или отсутствие такового. Членство в партии илиотсутствие такового не может служить основанием для ограничения прав и свободгражданина, а также быть условием предоставления ему каких либо преимуществ.Члены партии не связаны ее решениями при исполнении своих должностных илислужебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих иконтрольно-ревизионных органах партии, ее региональных отделениях или иныхструктурных подразделениях.
Закон 2001 г. регулируетвопросы контроля в отношении партий, приостановления деятельности и ликвидацииполитических партий.
Контроль осуществляютФедеральная регистрационная служба и ее территориальные органы. Хотя ст. 38Закона называется «Контроль за деятельностью политических партий» из еесодержания видно, что речь идет о контроле за соблюдением политическимипартиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениямизаконодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельностиполитической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделенийположениям, целям и задачам, предусмотренным уставами партий. Иначе говоря,непосредственно в деятельность политических партий названные выше органы невмешиваются.
В рамках контроля этиорганы вправе: не чаще одного раза в год знакомиться с документами политическихпартий в их региональных отделений, подтверждающими наличие региональныхотделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия впроводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурнымиподразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и программы партии,внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих иконтрольно-ревизионных органов, выдвижению кандидатов в депутаты и на иныевыборные должности в органах государственной власти и органах местногосамоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и еерегиональных отделений.
Выполняя контрольныефункции, регистрирующие органы имеют право выносить соответственно политическойпартии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурномуподразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных основанийвынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности,противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии.Указанное предупреждение может быть обжаловано партией, ее региональнымотделением или иным за регистрированным структурным подразделением в суд. Вслучае вынесения предупреждения региональному отделению или иномузарегистрированному структурному подразделению политической партиитерриториальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральнуюрегистрационную палату и в руководящий орган партии.
Особая ситуация возникаетв случае нарушения партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов,Закона о партиях и иных федеральных законов. В этом случае на основании ст. 39Закона федеральный регистрирующий орган выносит партии письменноепредупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок ихустранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок этинарушения не были устранены в предупреждение не было обжаловано в суд,деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шестимесяцев решением Верховного Суда РФ на основании заявления Федеральнойрегистрационной службы.
Региональному отделениюили иному структурному подразделению политической партий предупреждение выноситтерриториальный орган службы в соответствующем субъекте РФ, устанавливая срокдля устранения выявленных нарушений, составляющий не менее одного месяца.Возможно приостановление деятельности этих структур на срок до шести месяцеврешением суда общей юрисдикции субъекта РФ на основании территориальногооргана.
Закон не допускаетприостановления деятельности политической партий со дня официальногоопубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатовГосударственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликованиярезультатов соответствующих выборов, за исключением случаев, когда это связанос экстремистской деятельностью партии, а также если партия нарушаеттерриториальный признак деятельности или правило о невмешательстве в деятельностьгосударственных и иных органов и учреждений (т.е. пункты 1, 4, 5 ст. 9 Закона2001 г.). При тех же условиях не допускается приостановление деятельностирегионального отделения политической партии со дня официального опубликованиярешения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного(представительного) органа соответствующего субъекта РФ до дня официальногоопубликования результатов указанных выборов.
Если партия добиласьуспеха на выборах в Государственную Думу, и ее федеральный список был допущен краспределению депутатских мандатов, деятельность партии не может бытьприостановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделенийпартии численностью не менее 500 членов партии более чем в половине субъектовРФ или отсутствием необходимого числа членов партии, в течение четырех лет содня голосования на указанных выборах.
Федеральный законпредусматривает и такую меру конституционно-правовой ответственности, какликвидация политической партии. В случае, если партия, ее региональноеотделение или иное структурное подразделение не устраняют нарушения,послужившие основанием для приостановления их деятельности, Федеральнаярегистрационная служба или ее территориальный орган, внесший в суд заявление оприостановлении деятельности соответственно партии, ее регионального отделенияили иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидацииданной политической партии, ее регионального отделения или иного структурногоподразделения.
Политическая партия можетбыть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо порешению Верховного Суда РФ. Партия может быть ликвидирована по решениюВерховного Суда РФ в случаях (п. 3 ст. 41):
а) невыполнениятребований соответственно ч.5 ст. 13 Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Федеральногозакона о политических партиях (осуществление экстремистской деятельности), п. 4и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделенийпартии только по территориальному признаку, о запрете на деятельность вгосударственных и иных органах и учреждениях);
б) неустранения вустановленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием дляприостановления деятельности партии;
в) неучастия партии ввыборах в формах, которые были указаны выше;
ю) отсутствиярегиональных отделений партии численностью не менее 500 членов партии более чемв половине субъектов РФ;
л) отсутствиянеобходимого числа членов партии.
Заявление о ликвидациипартии вносится в Верховный Суд РФ Федеральной регистрационной службой.
Политическая партия,федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы допущен краспределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям,предусмотренным приведенными выше пунктами «г» и «д» (т.е. отсутствие региональныхотделений и достаточного числа членов партии), в течение четырех лет со дняголосования на указанных выборах.
Не допускается ликвидацияпартии по решению Верховного Суда РФ со дня официального опубликования решенияо назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборовПрезидента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов,за исключением случаев, когда речь идет об экстремистской деятельности партии.
Региональное отделение виное структурное подразделение партии могут быть ликвидированы по решениюоргана партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случаеликвидации партии. Основания для ликвидации по решению суда аналогичныперечисленным выше; заявление подается в суд общей юрисдикции субъекта РФФедеральной регистрационной службой или ее территориальным органом.
Отметим также, что всвязи с принятием Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействииэкстремистской деятельности» Закон о партиях 2001 г. был приведен всоответствие с указанным Законом. Вместе с тем Закон о партиях дополнен (п. 7ст. 41) указанием на то, что партию можно ликвидировать в порядке и пооснованиям, предусмотренным Законом об экстремистской деятельности.
А в указанном Законеназваны более широкие основания ликвидации общественных объединений — мы ихназывали ранее. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос оликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены вЗаконе о противодействии экстремистской деятельности
В случае ликвидацииполитической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствампередается а) на цели, предусмотренные уставом и программой партий, еслиликвидация осуществлена по решению съезда партии; б) в доход РоссийскойФедерации, если партии ликвидирована по решению суда.
3. Права и обязанностиполитических партий, их участие в выборах и референдумах
В целом эти права иобязанности сходны с правами и обязанностями иных общественных объединений.Хотелось бы отметить такие права партий: распространять информацию о своейдеятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; в выработке решенийорганов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке иобъеме, установленных Законом о партиях и иными законами; участвовать в выборахи референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации;создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и инымиобщественными объединениями без образования юридического лица.
Закон разрешаетполитическим партиям осуществлять предпринимательскую деятельность всоответствии с законодательством и уставом партии; получаемые при этом доходыидут на цели партии и не распределяются между членами партии.
Политическая партияявляется единственным видом общественного объединения, которое обладает правомсамостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иныевыборные должности в органах государственной власти.
Партия, а если этопредусмотрено партийным уставом, то и ее региональные отделения, иныеструктурные подразделения вправе принимать участие лишь в тех выборах иреферендумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении)которых состоялось после представления политической партией в федеральныйрегистрирующий орган документов, подтверждающих государственную регистрацию еерегиональных отделений более чем в половине субъектов Федерации. Первоначальнозакон говорил, что политическая партия вправе участвовать в выборах иреферендумах самостоятельно, а также вступать в избирательные блоки с другимиполитическими партиями, иными избирательными объединениями в порядке,установленном избирательным законодательством. Однако в 2005 г. избирательныеблоки отменены, предусматривается только самостоятельное участие партий ввыборах. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иныевыборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправленияполитическая партия обязана опубликовать свою программу в порядке и сроки,установленные избирательным законодательством.
Политическая партиясчитается участвующей в выборах, если ею выдвинуты и зарегистрированы:федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы; кандидат надолжность Президента РФ; кандидаты (списки кандидатов) в депутатызаконодательных (представительных) органов субъектов РФ не менее чем в 20%субъектов РФ; кандидаты (списки кандидатов) на выборах в органы местногосамоуправления более чем в половине субъектов РФ.
Не принимавшая в течениепяти лет подряд участия в выборах в каких-либо из перечисленных вариантовполитическая партия подлежит ликвидации.
Политическая партия имеети обязанности, в том числе: соблюдать в своей деятельности Конституцию РФ,федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативныеправовые акты Российской Федерации, а также устав партии; ежегодно представлятьв уполномоченные регистрирующие органы информацию численности членов партии вкаждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указаниемместа нахождения постоянно действующего руководящего органа, а также копиипредставляемых в налоговые органы Российской Федерации сводного финансовогоотчета политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетов ее региональныхотделений и иных структурных подразделений с правами юридического лица;допускать представителей регистрирующих органов на свои открытые мероприятия;извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня опроведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списковкандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственнойвласти и органах местного самоуправления, и допускать представителейизбирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.Политическая партия и ее региональные отделения ежегодно представляют врегистрирующие органы сведения о количестве выдвинутых политической партией, еерегиональными отделениями и иными структурными подразделениямизарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления.
4. Проблемыфункционирования политических партий на современном этапе
Рассматривая вопрос ороли политических партий в России необходимо обратить внимание на следующиепроблемы их функционирования:
1. проблема «устаревания»политических партий
2. проблемаискусственной дифференциации политических партий
3. проблема выборовполитических партий
4. проблема«частичности» политических партий
5. проблемавыражения воли народа
6. проблемабезответственности партийных лидеров и отрешенности политических партий отреальной жизни общества
7. проблемаструктуры политических партий
8. проблемаменталитета населения России
Проблема «устаревания»партий сегодня актуальна. Сущность проблемы заключается в том, что первыеполитические партии создавались около двух веков назад в определенныхсоциально-политических условиях того времени и были нацелены на решение проблемобщества того периода. Например, имелась необходимость законодательногозакрепления прав и свобод определенных категорий людей: рабочих, ремесленников,крестьян и т.п. С этой целью создавались первые политического толка образования– первые партии, выражавшие политические интересы определенных групп людей,которые возникали вследствие требований справедливости и равных условийсуществования всех людей на Земле. Движительной силой при реализации требованийнарода, которые «продвигали» политические партии того времени, выступала «идеясправедливости», воспринятая от философов-просветителей. Все люди на Землеимеют равные права данные им Богом, поэтому никто не должен притеснять других,иметь больший объем прав, санкционированный государством, нежели другой. Втакой ситуации государство – гарант прав определенных «привилегированных»групп, становится оплотом несправедливости, что ведет к дестабилизации егособственного существования. Необходимость закрепления правового равенства всехчленов общества на законодательном уровне была, таким образом, объективно,продиктована условиями развития государства и общества того времени. Политическиепартии, как группы людей, акцентирующие внимание государства на его собственныхпроблемах, которые возникали вследствие несправедливости, сыграли немаловажнуюроль в процессе становления и последующего развития демократии во многихгосударствах. Не следует, однако, преувеличивать роль политических партий вэтом процессе, их влияние на развитие демократии сочеталось со всеобщимпониманием необходимости указанных изменений. Необходимо подчеркнуть, чтосоциально-политические и экономические условия жизни общества и государстватого времени способствовали возникновению политических партий и делали ихдеятельность актуальной. В современных социально-политических и экономическихусловиях деятельность партий носит иной характер. В Конституции РФ закрепленоравенство всех людей, приоритет прав и свобод человека, права человека являютсявысшей ценностью государства, определяют смысл законов, деятельность всехветвей власти и т.д. На фоне этого определение роли политических партийстановится затруднительным делом. Ранее, как выше отмечено, движительной силойполитических партий являлась идея справедливости, что сейчас движет партиями –непонятно. Исходя из общепринятого определения политических партий, партия –это добровольный союз людей, имеющий цель – получение власти, с помощью которойпроисходит реализация партийных интересов. Вопрос о движительной силе сегодняотходит на задний план, презюмируется, что интересы политических группвозникают как раз в результате «несправедливости общественных отношений». С такимнеопределенным подходом, интересы партий могут быть любыми, в том числе инесправедливыми (см. деструктивные партии). Далее анализируем цель партий — получение власти. Партии добиваются получения власти. Учитывая неопределенностьпартийных интересов, размытость партийных программ, зададим вопрос – зачемнужна власть? При неясности цели, к чему обладать средствами. Очень многоответов напрашивается на данный вопрос, но только не ответ, который указал бына позитивную цель стремления партий к власти. Стремление к власти определенныхиндивидов или их групп продиктованное собственными амбициями, жаждой наживы идругими низменными желаниями, частое явление во многих странах мира, не тольков России.
Тесно связана с проблемойопределения партийных интересов проблема размежевания общественных интересов идифференциации политических партий. Дело в том, что в теории партии отражаютполитические интересы общества. Широта спектра политических интересов населениягосударства определяет, таким образом, количество партий. В России при переходек демократическому строю возникло несколько тысяч различных политическихпартий. Что это? Небывалый всплеск политических настроений, политическойактивности населения или нечто иное? Обратим внимание на следующий момент:партии создаются группами людей с определенным интересом, требованиями кпубличной власти. Сколько же требований возможно предъявлять к власти вусловиях правового равенства всех граждан государства и какого рода этитребования? Как правило, требования людей направлены на защиту или реализациюсоциальных и экономических прав. Правовых требований либо вовсе нет, либо онипреследуют узконаправленные интересы и опять же в меркантильных интересах.Экономико-социальная обусловленность требований населения определяет дваосновных интереса населения России: богатым – жить стабильнее и спокойнее,бедным – жить лучше. Каждая политическая партия может объять эти интересы всвоей политической программе, и тогда отпадет необходимость существованиядругих, похожих по программным установкам партий. Не исключено вообщесуществование одной партии «всеобщего благополучия», которая бы преследовалацель – сделать жизнь всех людей счастливой. Однако подобная ситуация попредставлению многих ученых, ориентированных на опыт СССР и др. странтоталитарного толка, считается опасной, так как не будет конкуренции, чтоприведет к доминированию одной партии во всех сферах политической жизни.Следует подчеркнуть, что угрожающая ситуация с одной партией в государствевозможна при условии такой организации политической системы, при которой уданной партии будет возможность получения неограниченной государственнойвласти. Возникновение большого количества политических партий, снеопределенными интересами, их существование, деятельность во властных структурах,тесно связаны с проблемой отграничения партийных установок, программных курсови т.д. Поскольку, в общем, все партии выражают приблизительно одинаковыеинтересы населения, возникает вопрос о том, как происходит процессдифференциации партий и проведения между ними границ. Представляется, чтопроцесс разграничения партий по интересам населения – искусственное явление,которое происходит ни «снизу», от населения, а «сверху», от партийныхидеологов. Это ставит под сомнение понимание партий, как союза людей выражающихинтересы населения. Процесс деления партийных интересов может иметь следующуюлогику: раз «те» выражают и защищают интересы крестьян, то мы будем защищатьинтересы рабочих, кто-то другой будет защищать интересы преподавателей и т.д. Такойподход может породить абсурдную ситуацию дробления партийных интересов по неимеющим вообще никакого значения критериям. Закон в РФ о политических партиях регулированиеэтого вопроса не предусматривает. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод,что партийные интересы не равны интересам народа и не являются их продолжением,партийные интересы возникают без участия населения, не идут от народа, аявляются результатом мыслительной деятельности отдельных людей, партийныхидеологов. Процесс возникновения определенных партийных интересов – процессискусственный потому, что основан более на профессиональном анализе проблемвыполнения государством своих обязанностей, нежели действительных потребностейнаселения данного государства. Разумеется, существует определенная связь междуними, однако, следует иметь в виду, что партии выражают интересы населения, ина это должна быть направлена их деятельность. Синтезирование интересовнаселения из невыполнения государством своих обязанностей связано ссубъективным подходом и видением человека производящего синтез. Подлинныеинтересы населения при такой политике партий останутся незамеченными, иоткроется простор для фантазирования и придумывания интересов народа, в томчисле и тех интересов, о которых народ и не подозревает.
Тесно связана с проблемойопределения интересов народа проблема голосования за политическую партию навыборах в высший законодательный орган страны. Исходя из сложившейся практики,можно делать вывод, что народ голосует не за политическую партию, а за партийныхлидеров. Для выборов необходим субъект, за который люди отдадут свои голоса.Человек не может проголосовать за абстракцию, за коллектив, ему нужен субъект,обладающий определенными моральными качествами. В такой ситуации возникаетпроблема следующего рода: партию с «хорошими» программными установками можетвозглавлять человек с негативными характеристиками, и наоборот. Возможнанеправильная оценка избирателями сущности партийной программы и голосование зачеловека, за харизму, но не за партию. Другой стороной проблемы голосования заполитическую партию является проблема нуждаемости партии в голосах в периодывыборов. Не секрет, что в предвыборные периоды у всех политических партийнаблюдается «всплеск» активности направленный на работу с избирателями с цельюполучения их голосов на выборах. Сам по себе «всплеск» уже настораживает, таккак говорит о том, что до того деятельность партии носила более спокойныйхарактер, если таковая вообще осуществлялась. Такое поведение политическихпартий, на мой взгляд, говорит об одном: нет постоянной связи между партиями инародом, народ необходим как средство получения власти, после достижении своихцелей партия «забывает» о том, кто дал ей власть.
Следующей проблемойполитических партий является проблема «частичности» партии. Суть проблемы втом, что партия может выражать только интересы определенной группы населения.Этимологически слово «партия» означает «часть». Значимость проблемы в том, чтореализация партиями интересов определенных групп населения может входить впротиворечие с реализацией интересов других групп. Ситуация осложняется тем,что способность реализовать интересы определенной группы населения зависит,зачастую, от материальной базы партии, ее ресурсов, источников формированияпартийных бюджетов и т.д. Опасность в том, что интересы «простых» людей, менееподкрепленных средствами, реализованы не будут, так как этому будутпрепятствовать «непростые» люди, с большими возможностями. Например, кто будетплатить за реализацию интересов учителей, и сколько будет платить? В то жевремя, кто и сколько сможет заплатить за реализацию интересов промышленников,бизнесменов и т.д.? «Частичность» партии, с учетом искусственности ихдифференциации, уже закладывает в обществе элемент нестабильности, так какделит общество на определенные группы. В то же время только интеграция всегообщества способствует решению общественных проблем. Например, взять борьбу спреступностью: только усилиями всего общества можно успешно решать эту задачу.
Тесно связана с проблемой«частичности» партий проблема выражения воли народа. Помимо того, что партиивыражают интересы определенных групп населения, как мы ранее заметили, они невыражают их в полной мере. Существует разница между подлинными интересами людейи их интерпретацией в программах политических партий. Человек, выбирая своюпринадлежность к той или иной партии, ориентируется на более или менееподходящую ему, соответствующую его интересам программу политической партии. Возникает«пространство» между интересами человека и целями партии. «Пространство», можетбыть каким угодно большим, что, безусловно, открывает простор для отрыва партииот народа. Концом этого процесса всегда выступал тоталитаризм.
Еще одной серьезнойпроблемой политических партий как элемента политической системы являетсяпроблема безответственности партийных лидеров и отрешенности партий от реальнойжизни общества. Здесь не идет речь о безответственности партийных лидеров, како человеческом недостатке. Идет речь об условиях деятельности партий и ихлидеров, создающих почву для безответственности вообще. Яснее выражаясь,партийные лозунги, обещания и т.п. не могут быть в принципе реализованы наближнесрочной перспективе. Механизм деятельности партии во властных структурах,в частности, законодательном органе страны, не позволяет партиям решатьсиюминутные проблемы. Обещания партии решить сегодняшнюю проблему, в принципеневыполнимы, так как действия по ее решению могут быть предприняты гораздопозже, через механизм принятия законов. Причем в тот момент самой проблемы ужеможет и не быть. Создается ситуация, при которой многочисленные партийныеобещания, приобретая «правомерный окрас», абсолютно не обязывают (в правовомплане) обещавших к их выполнению. Большой разрыв во времени между действиямипартии в законодательном органе страны и конкретным решением социальных проблемделает партии безучастными в реальной жизни страны. Участие партий в решениисегодняшних проблем проявляется только во всевозможных политическихвыступлениях, прениях и т.п., но только не в движении властных рычагов. Какойпрок от партии, если решить сегодняшнюю проблему она сможет только завтра? Иликакой прок от партии если, она нам предлагает только то, что сегодня получитьнельзя? Очевидно, что прок заключается только в удовлетворении каких-то нематериальныхпотребностей, либо подпитывании человеческих мечтаний, иллюзий и амбиций.
Проблема структурыполитических партий — это проблема не столько структуры политической партии,сколько проблема отношений лидера партии и самой партии. Речь идет о том, что,как правило, в политических партиях существует определенная иерархия, вкоторой, лидер занимает главенствующее положение, осуществляет руководствопартией единолично. В таких партиях существует строгая дисциплина. Вопрос опродвижении простых членов партии в лидеры, не решается ни в какой партии,также не решаются вопросы замены лидеров. Лидеры партий несменяемы, занимаютсвое главенствующее положение пожизненно и, если передают его, то только своим,избранным ими самостоятельно лицам, неисключено, что это происходит вопрекиволе других членов партии. Описанные признаки очень сильно напоминают недемократическую, а тоталитарную схему организации аппарата управления, вчастности партийного аппарата. Это позволяет сделать вывод, что партии по своейсути являются тоталитарными образованиями, в них нет демократических основ,демократических принципов образования и функционирования. Что являетсясерьезной проблемой, так как возникает справедливый вопрос: как может партияорганизовывать реализацию демократии в стране, будучи по своей сущностиантидемократичным, тоталитарным образованием? Каких политиков способнавоспитать такая партия?
Завершая рассмотрениепроблем функционирования политических партий в политической системе России,следует сделать особый акцент на проблеме восприятия политических партийнаселением России. Эта проблема условно названа проблемой менталитета. Всемизвестно, что Россия – это государство, имеющее особенности (исторические, культурныеи т.д.) своего образования и развития. Как отмечают многие ученые огромнаятерритория государства, необходимость защищать эту территорию от многочисленныхвнешних и внутренних врагов, предопределила развитость и масштабыгосударственного аппарата. В свою очередь мощный аппарат государства, аппаратпринуждения определил особенности взаимоотношений между народом и государством.Исторически сложившиеся взаимоотношения народа и государства обуславливаютприоритет последнего. Менталитет населения России отражает принятие народомнедемократических способов управления, как более действенных. Некоторые ученыетакое состояние народа связывают с глубочайшими общественными игосударственными кризисами, и отчасти с этим можно согласиться. Но еслиговорить о России, такой тип взаимоотношения народа и государства историческипривит к нашему мышлению и переход к другому пониманию возможен только современем. Экстраполяция опыта других государств, внедрение «сверху» другихтипов взаимоотношений, как это происходит сейчас в России, чреватонепредсказуемыми последствиями. Относительно политических партий, достаточноотметить, что немногие сейчас понимают, что это такое и что они делают? Вопросыоб эффективности политических партий, их задачах, их роли и т.д. являютсясейчас актуальными и обсуждаются в научных кругах.
Приведенный поверхностныйанализ проблем деятельности и других аспектов функционирования политическихпартий в России закономерно ставит перед нами вопрос о необходимостисуществования политических партий как элемента политической системы России.Приведенный перечень проблем является далеко не полным, существуют и другиепроблемы (например, проблемы нарушения законодательства о выборах, проблемыпринятия «купленных» законов и т.д.). Анализ является поверхностным и вскрываетсамые заметные и существенные проблемы функционирования политических партий.Вместе с тем, этого достаточно, чтобы по иному посмотреть на сущность партийкак элемента политической системы, на роль политических партий, на ихспособность позитивно влиять на развитие Российского государства. Наличиетакого рода проблем связанных с политическими партиями ставит перед нами задачуоценки эффективности данного элемента политической системы и принятия решенияотносительно его судьбы. Необходимо либо усовершенствовать данный институтполитической системы России принятием соответствующих грамотных законов, либоотказаться от него, и искать другие формы реализации общественных интересовчерез государственный аппарат.
Библиографическийсписок
1. Конституция РФ.
2. РоссийскаяФедерация. Законы. О политических партиях. 11 июля 2001 г. №95-ФЗ. Федеральныйзакон // Собрание законодательства РФ. 2001. №29. ст. 2950.
3. Баглай М. В.Конституционное право РФ. М., 2004.
4. Волобуева А. Н.Политические партии в системе публичной власти современной России. Курск, 2005.
5. Габричидзе Б. Н.. Конституционное право РФ. М., 2005.
6. Гельман В. Я. От«бесформенного плюрализма» — к «доминирующей власти»? // Общественные науки исовременность. 2006. №1. С. 46-58.
7. Комментарий кКонституции Российской Федерации / Е. Ю. Бархатова. М., 2005.
8. Конюхова И. А..Конституционное право РФ. М., 2006.
9. Конституционноеправо России./ Под ред. Г. Н. Комковой. М., 2005.
10. Конституционноеправо России./ Под ред. А. С. Прудникова, В. И. Авсеенко. М., 2006.
11. Мухаментзянова Г.Р. Открытое общество и местное самоуправление. // Государственная власть иместное самоуправление. 2002. №3. С. 37-42.
12. Тимошенко В. И.Российская многопартийность. // Социально-политический журнал. 2004. № 12. С.26-34.
13. Цветкова Г. Рольи влияние политических партий на функционирование местного самоуправления. //Безопасность Евразии. 2003. №2. С. 347-374.
14. Яценко В. В.Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине«Конституционное право РФ». Курск, 2003.