МИНИСТЕРСТВОВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
Тюменскийюридический институт
кафедракриминологии психологии и педагогики
КУРСОВАЯРАБОТА
ТЕМА:Конфликтные ситуации в механизме совершения преступления
Выполнил:
(номергруппы, курс, форма обучения
фамилия, инициалы).
Научныйруководитель:
(должность,ученая степень,
ученоезвание, специальное
звание,фамилия, инициалы)
Дата защиты:
___________________________________
Оценка:
___________________________________
Тюмень 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Понятие, основные элементы механизма совершенияпреступления
2. Виды конфликтных ситуаций
3. Роль органов внутренних дел в практике выявления инейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследуемойпроблемы. Традиционнаякриминологическая модель анализа насильственных преступлений почти не обращаетвнимания на межличностное взаимодействие между преступником и жертвой,происходящее до совершения преступления. Между тем событию насильственного преступленияобычно предшествует последовательность циклов взаимодействия, состоящих извзаимных стимулов и реакций преступника и потерпевшего.
Достаточно определенно поэтому поводу высказались западные и отечественные криминологи, занявшиеся нетолько анализом поведения жертвы, но и уделившие внимание — правда главнымобразом в теоретическом плане — межличностному взаимодействию преступника ижертвы. Для осознания того, что этим преступлениям, как правило, предшествуетконфликтная ситуация, достаточно даже обратиться к формулировкам Уголовногокодекса и традиционно применяемым в отечественной криминологии обозначенияммотивов насильственных преступлений. Такие, например, часто используемыепонятия как «месть», «ревность», «злоба» и «неприязнь», имеют прямую связь сконфликтными взаимоотношениями.
С понятием конфликтасвязаны такие формулировки, как «необходимая оборона» и «превышение пределовнеобходимой обороны», «сильное душевное волнение, вызванное противозаконнымидействиями потерпевшего», «сопротивление представителю власти или инымгражданам, пресекающим противоправные действия», «воспрепятствованиеправомерной деятельности потерпевшего, связанной с выполнением им служебногоили общественного долга» и т.п. Известно, что хулиганским действиям обычно предшествуеттот или иной повод со стороны потерпевшего, и их, как правило, ошибочнаяквалификация в процессе следствия или в суде в качестве «беспричинных» чащевсего связана лишь с явной несоразмерностью повода и ответных действий.
Многими эмпирическими исследованиямипричин насильственных преступлений установлено, что им чаще всего предшествуютразличного рода скандалы, ссоры, бытовые неурядицы, заметные неприязненныеотношения. Обобщение значительного числа фактов насильственных проявлений вобществе позволяет прийти к выводу, что межличностный конфликт являетсяисточником большинства случаев применения насилия.
Между тем, значениеанализа механизма преступного поведения имеет важный практический итеоретический аспект, так как позволяет установить причины и условия,способствующие совершению преступления, а также позволяет определить меры,способные предотвратить преступление, изменить направленность личностиправонарушителя.
Причем, поведениечеловека становиться антиобщественным и противоправным не в какой-тоопределенной точке данной причинной цепочки – антиобщественный характерпоступка складывается постепенно, и «критическая точка» развития, послекоторого поведение приобретает явно преступный характер, может быть расположенав самых различных звеньях рассматриваемого механизма. Поэтому рассмотрение роликонфликтных ситуаций в механизме преступлений является актуальным как впрактическом так и в теоретическом плане.
Изучению вопросов механизма преступного поведения, криминогеннойситуации и роли жертвы в механизме преступного поведения в нашей странепосвятили свои исследования такие авторы как Задорожный В. И., Кочин А.А., Кудрявцев В.Н., Полубинский В.И., РивманВ.Д., и другие.
Цели исследования состоит в анализе механизмапреступного поведения и роли в нем конфликтной ситуации.
Основными задачами работыявляются:
1. Рассмотреть понятие, основныеэлементы механизма совершения преступления.
2. Проанализировать существующие видыконфликтных ситуаций.
3. Обозначить место и роль органоввнутренних дел в практике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтныхситуаций.
Структура работы состоит из введения, трех параграфов, спискаиспользованной литературы и приложения к работе. В первом параграферассматриваются понятие, основные элементы механизма преступного поведения.Второй параграф работы посвящен рассмотрению существующих видов конфликтныхситуаций. В третьем параграфе анализируется место и роль органов внутренних дел в практике выявления инейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций.
1. Понятие,основные элементы механизма совершения преступления
Преступное поведение –понятие более широкое, чем преступление. Криминолога, изучающего причиныпреступности, интересует не столько сам акт общественно опасного деяния, но ипредшествующие ему объективные и субъективные обстоятельства, с которыми былисвязаны возникновение мотивов преступления, постановка целей, выбор средств,принятие решений и т.д. Все эти обстоятельства еще не образуют составапреступления как завершенного акта. Однако они могут быть включены в понятиепреступного поведения, которое в криминологическом понимании охватывает формированиепреступного намерения и его осуществление.
Таким образом, преступноеповедение – есть процесс, развертывающийся в пространстве и времени и включающийвнешние объективные действия, образующие состав преступления, а такжевнутренние, предшествующие им психологические явления.
Механизм преступногоповедения — определенная последовательность развития преступных намерений,принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и,наконец, осуществление их преступником. Т.е это процесс взаимодействия личностии внешней среды, формирующей преступное поведение человека и реализующий его. Внем участвуют психические компоненты (интеллект, воля, предвидение, эмоции ит.д.), которые присущи и правомерному поступку, но в преступном поведении онинаполнены специфическим содержанием – антиобщественной направленностью[1].
Взаимосвязьсвойств личности и конкретной жизненной ситуации, детерминирующая преступление,представляет собой механизм преступного поведения. Основные элементы этогомеханизма – психические процессы и состояния, а также факторы внешней среды,т.е. причины и условия конкретного преступления – рассматриваются уже не встатике, а в динамике[2].Изучение механизма преступного поведения позволяет увидеть «пружины»детерминации преступления, установить способы взаимодействия причин и условийконкретного преступления.
Основнымизвеньями механизма преступного поведения являются.
а) мотивация;
б) планирование;
в) исполнение[3].
Первоезвено характеризуется рождением мотивов преступного поведения, т.е. внутреннихпобуждений, вызывающих решимость совершить преступление руководящих егосовершением под воздействием конкретной жизненной ситуации.
Процессу возникновениямотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, какпотребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль вформировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта.Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, его нужду вчем-либо. Можно выделить шестьосновных групп потребностей:
1) материальные потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребность в социальном общении(уважении, признании, одобрении);
4) сексуальные потребности;
5) потребность в знаниях;
6) мировоззренческие потребности[4].
Источником преступногоповедения могут быть не всякие потребности. В большинстве случаев это материальныепотребности, потребности в социальном общении и сексуальные потребности.
Потребности, интересы,влечения, эмоции, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности,под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешнийфактор – конкретная жизненная ситуация.
Когда потребности,интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации сформировали мотивпреступления, наступает время реализации этого мотива. То есть вторым звеномумышленного преступления является планирование преступной деятельности. Помнению специалистов, достаточно тщательное планирование встречается примерно в50 % уголовных дел. В остальных случаях планирования нет, либо оно примитивно.
В умышленныхпреступлениях налицо неполнота и дефектность планирования, которая объясняетсяследующими причинами: ненадежностью имеющейся информации, плохимпрогнозированием событий, низким интеллектуальным уровнем и состоянием стрессапреступников. Однако сказанное не относится к организованной преступности.
Третьезвено характеризуется непосредственным совершением преступления, котороеохватывает как преступное деяние, так и его последствие. Криминологов на этомэтапе интересуют прежде всего изменения, происходящие в конкретной ситуации, вкоторой действует преступник. Эти изменения могут, следующим образом сказатьсяна поведении лица, совершившего преступление:
- лицо, можетпрервать преступную деятельность окончательно или применительно к конкретномупреступлению;
- виновный можетизменить способ совершения преступления; (например, хищение, начатое как кража,под влиянием изменившейся жизненной ситуации может перерасти в грабеж или даже вразбой);
- лицо можетсовершить новое преступление;
- виновный можетукрепиться в своих антиобщественных установках, углубить их, перейти от планасовершить одно преступление к плану совершать преступления периодически[5].
Итак,антиобщественные свойства личности являются причиной преступления, конкретнаяжизненная ситуация – его условием. Динамичное взаимодействие этих причин иусловий создает механизм индивидуального преступного поведения.
2. Видыконфликтных ситуаций
Как ужеотмечалось, конкретное преступное поведение является результатом взаимодействияантиобщественных свойств личности и ситуации совершения преступления[6].Антиобщественные свойства личности, прежде всего криминогенная мотивация,являются причиной преступного поведения, так как именно мотивация являетсяосновным источником криминальной активности личности. Ситуация совершенияпреступления играет роль условия индивидуального преступного поведения исостоит из двух групп обстоятельств. В первую группу войдут жизненныеобстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступногоповедения – антиобщественные свойства личности. К ним относятся причиныпреступности в целом, которые, трансформируясь через образ жизни макро- и микро-групп,негативно влияют на социализацию личности. Вторую группу составят теобстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуальногопреступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственновлияющие на поведение личности в данный момент и сливающиеся в конкретнуюситуацию[7].
Под конкретной жизненнойситуацией понимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизничеловека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Вкриминологическом смысле – это событие или состояние, вызвавшее решимостьсовершить общественно опасное действие, способствующее или препятствующее ему.Ситуация обычно предшествует преступлению, но может и сопровождать егосовершение.
Обстоятельства жизничеловека, из которых складывается конкретная ситуация весьма различны. Этоможет быть сравнительно длительное состояние (напряженная обстановка в семье)либо кратковременное событие (конфликт на улице с хулиганом).
Примером длящегося конфликта напочве семейных противоречий может послужить дело К. (умышленное убийство,совершенное с особой жестокостью). Женившись на М., К. узнал от нее, что ранееона встречалась с молодым человеком, который до ее замужества был призван вармию. Через некоторое время бывший возлюбленный М. вернулся из армии, и М.стала поздно возвращаться домой. К. заподозрил ее в измене, дома началисьссоры. Позднее М. призналась, что вновь встречалась с тем же человеком и чтолюбит его. Ссоры усилились, и однажды К. избил жену. По требованию жены К. былвынужден переехать жить к своим родственникам, но продолжал каждый деньприходить к ней и уговаривать ее жить вместе с ним. М. отвечала ему отказами исреди прочих претензий называла ту, что он не удовлетворяет ее как мужчина. Водин из своих приходов на квартиру к М. К. вновь поссорился с ней и нанес еймножество ударов ножом[8].
Продолжительно конкретнойситуации также различна от двух секунд (ДТП) до нескольких лет (ревность).
Конкретная жизненнаяситуация имеет объективное содержание (происходит в действительности) исубъективное значение (важна). Причем объективное содержание и субъективноезначение могут сильно расходиться (временные материальные трудности человекможет расценивать как жизненный крах).
Реагируя на сложившуюсяситуацию человек, действует в соответствии с особенностями своего характера,взглядов, ценностей, ориентаций. Непосредственным источником волевого акта, а,следовательно, и самого преступления является взаимодействие конкретнойжизненной ситуации и свойств личности преступника.
Конкретная жизненнаяситуация может располагаться в различных звеньях МПП и может играть различнуюроль:
1) во-первых, она можетбыть источником мотивации преступления. В данном случае речь идет о проблемнойситуации. Проблемная ситуация – это совокупность обстоятельств, требующихвыхода, незамедлительного принятия решения (материальные трудности, ссоры).Разновидностью проблемной ситуации является конфликтная ситуация.
По данным исследователей,конфликт лежал в основе 84 % умышленных убийств, 76 % причинения тяжкого вредаздоровью, 86 % причинения легкого вреда здоровью.
2) во-вторых, ситуацияможет означать создание возможностей для удовлетворения мотива поведения идостижения тех или иных целей.
Человек, испытывающийнормальные материальные потребности может удовлетворить их в зависимости отособенностей его личности и конкретной жизненной ситуации. Эта ситуация можетбыть как благоприятной, так и неблагоприятной. Она открывает законныевозможности, но может подсказать и незаконный путь. Законные возможности могутбыть недоступны человеку в связи с объективными причинами (безработица), номогут быть и причины субъективного характера (недостаточное образование).Законных возможностей может и вообще не быть, если субъект ставит перед собойцели, запрещенные законом.
Кроме того, в кризисноевремя поле законных возможностей сужается, а незаконных растет.
3) в-третьих, конкретнаяситуация может быть поводом для совершения преступления. В этой роли ситуациявыступает, главным образом в бытовых, непредумышленных преступления (например,когда ссора уже нарастает, а неудачно произнесенное слово может сыграть рольспускового крючка). Но повод может быть выдуман либо спровоцирован самимпреступником, повод возможен и в корыстных преступлениях, «когда вещь плохолежит».
4) в-четвертых, конкретнаяжизненная ситуация может способствовать либо препятствовать достижениюпреступного результата: (отсутствует охрана, сигнализация). Ситуация препятствуетсовершению преступления, когда его совершение физически невозможно или чреватодля преступника быстрым разоблачением.
Влияниеконкретной жизненной ситуации на преступное поведение состоит в следующем:
а) онаобъективно ставит личность перед необходимостью выбора определенного вариантаповедения (правомерного или преступного);
б)обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрываетстепень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.
Вполнеочевидно, что такое воздействие на личность может оказывать не просто жизненнаяситуация, а ситуация, предполагающая проявление личностной активности в поискахвыбора возможных вариантов поведения, т.е. проблемная жизненная ситуация.
Особоострой проблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой междуотдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия.Конфликтная ситуация может перерасти в конфликт, при котором происходитинцидент, т.е. столкновение участников конфликта. Однако не всегда конфликтприводит к совершению преступления, поскольку конфликт может выполнять какконструктивную, так и деструктивную функцию[9].В первом случае исчезает конфликтная ситуация (например, супруги из-за личныхнеприязненных отношений разводятся и разменивают жилье), во втором случаеконфликтная ситуация обостряется (например, муж избивает жену) или разрешаетсяразрушающим, общественно опасным способом (например, муж убивает жену).
Разновидностьюпроблемной ситуации является фронтальная ситуация, при которой существенноевлияние на поведение личности в конкретный момент оказывает малая группа.Принадлежность субъекта к определенной социальной группе или желаниепринадлежать к такой группе (в данном случае группа именуется референтной)требуют от него определенных стандартов поведения, принятых этой группой,следование одобряемым в данном сообществе групповым нормам, особенно внестандартных ситуациях.
Многочисленныеисследования показывают, что наиболее часто фронтальная ситуация имеет местопри совершении преступлений несовершеннолетними, лицами, страдающимипсихическими отклонениями, а также лицами, отбывающими уголовное наказание вместах лишения свободы.
Так,применительно к несовершеннолетним, данное обстоятельство связано с общимиусловиями социализации, в частности, повышенной потребностью подростков внеформальной среде сверстников, мнение которых для каждого подросткачрезвычайно важно. Не случайно большую часть преступлений подростки совершаютлибо в составе групп, либо под сильным воздействием неформального окружениясверстников[10].
Применительнок лицам с психическими отклонениями, это обусловлено, во-первых, их повышеннойвнушаемостью, во-вторых, тем, что они дорожат своим членством в любой малойгруппе, в том числе, в криминогенной или преступной[11].
Применительнок лицам, находящимся в местах лишения свободы, можно говорить о частовстречающейся фронтальной ситуации, обусловленной существованием в микросредеосужденных жесткой стратификации, системы неформальных норм и криминальнойсубкультуры[12].В частности, существующие в местах лишения свободы социальные нормы не поощряютобращение осужденных за помощью к администрации исправительного учреждения дляразрешения возникших между осужденными конфликтов. Так, осужденные, которымгрозит расправа за неуплату карточного долга не обращаются за помощью кадминистрации, а прибегают к захвату заложников с единственным требованием квласти – перевести их в другое исправительное учреждение[13].
С точкизрения объективного наличия или отсутствия криминогенных жизненныхобстоятельств выделяют криминогенные и некриминогенные проблемные ситуации.Криминогенные ситуации объективно способствуют совершению преступления,включают в себя провоцирующие моменты (например, конфликтное поведениепотерпевшего). Некриминогенные ситуации включают в себя обстоятельства, которыелибо нейтральны к совершенному преступлению, либо препятствуют, либо исключаютего совершение. Проблемная ситуация существует лишь в сознании личностипреступника[14].
Поисточнику формирования выделяют криминогенные ситуации:
1) связанные сличностью субъекта и его деятельностью (например, преступления совершаются напочве конфликта, порожденного систематическим пьянством преступника);
2) складывающиесянезависимо от субъекта (например, провоцирующее поведение потерпевшего); ;
3) смешанногохарактера, которые возникают в результате действий как лица, совершившегопреступление, так и других обстоятельств, от виновного независящих (например,быстрая езда в гололед)[15].
Каждаяиз этих ситуаций характеризуется различной интенсивностью воздействия наличность, следовательно, нейтрализация этих ситуаций должна осуществлятьсяразличными способами.
3. Роль органов внутренних дел впрактике выявления и нейтрализации криминогенных конфликтных ситуаций
В целяхповышения профилактической активности правоохранительных органов, а так жепринятия необходимых мер в каждом конкретном случае, сотрудникам желательно организоватьпрофилактические мероприятия свойственные той или иной деятельности, при помощипредложенной Лихачевой О.В. методики, степени конфликтности ситуации насилия всемье для жертвы.
Приработе с жертвой, находящейся в ситуации средней степени конфликтностипредлагается:
— осуществитьмероприятия по, так называемому, «неформальному вмешательству». Получивсообщение по факту семейного конфликта, сотруднику милиции необходимо вмешатьсяв качестве посредника, направив работу на юридическую оценку действий обидчика,выяснение характера и глубины конфликта, вовлеченности в него других членовсемьи;
— поставить на 1год членов семьи, как обидчика, так и жертву на профилактический учет собязательным проведением соответствующих мероприятий, направленных напрофилактику пассивного поведения жертвы, включая посещения на дому,разъяснительные беседы, запросы характеристик с места работы (учебы) и т.д.;
— при необходимости привлечь к работес семьей практического психолога УВД, консультанта, либо специалистапсихологической службы.
Еслиобратиться к зарубежному опыту, то мы значительно отстаем от европейских страни США по разнообразию методов, используемых для выявления внутрисемейных ибытовых конфликтов, а так же по количеству сил, задействованных в реагированиии разрешении этого вида деяний. Так, Семейное законодательство Великобританиизаставляет все службы полиции активно вмешивать во все дела о домашнем насилии,оказывать помощь жертвам, предоставлять убежище и правовую защиту, а для еговыявления использовать опросы соседей, родственников жертвы.
ПолицияСША, сталкиваясь с фактами насилия в семье, привлекает к работе с этой семьейсупружеские советы, семейные суды, службы юридической помощи, психологическиеагентства, приюты для избиваемых жен, женские центры, церковь, центры помощижертвам и свидетелям, агентства первой социальной помощи, армию спасения идругие[16].Кроме того, в США в случае домашнего насилия, правоохранительные органы выдаютобидчикам так называемые «охранные ордера»[17],которые содержат прямые указания суда, запрещающие последним совершатькакие-либо действия с членами своих семей под страхом наказания (например,приближаться к дому жертвы, вступать с ней в разговор и т.д.). Заявитель самприносит в суд письменное описание своей ситуации, необходимые сведения идокументы, приводит свидетелей. Отменить ордер может только суд. Аналогичнаяпрактика существует во многих странах[18].Таким образом, жертва сама заинтересована в своем выявлении, котороеконстатируется судом. Что касается насилия над детьми, то в целях его наиболееполного выявления в США были приняты законы об обязательном донесении. При этоммедицинские учреждения, социальные работники и другие службы обязываютсянезамедлительно сообщать в органы полиции о любом факте насилия над ребенком[19].
ВГермании сотрудники полиции осуществляют тесное сотрудничество с общественнымиорганизациями, созданными для оказания помощи жертвам преступлений и вчастности в семейной сфере. Так, в любом подразделении полиции имеетсяспециальная карточка, заполнив которую, жертва получит поддержку и помощь, какот полиции, так и от общественного союза «Белое кольцо»[20].Кроме того, огромную роль в плане выявления жертв насилия в семье играетразъяснительная работа полиции, издание ею буклетов и листовок.
Сотрудникиправоохранительных органов, как за рубежом, так и у нас в стране являются,пожалуй, единственной легитимной структурой, способной выявлять жертвнасильственных преступлений в семье с использованием уже существующихвозможностей. При должном, заинтересованном и неформальном подходе эти методыдадут необходимый результат. Однако строиться такая работа должна системно,поскольку, когда речь идет о выявлении жертв, имеется в виду единый процесс,включающий как конкретную ситуацию, так и всех его участников.
В случаевыявления правоохранительными органами жертвы с высокой степенью конфликтностиситуации насилия в семье, предлагается:
— осуществитьмероприятия по «формальному вмешательству», которые включают медицинскоеосвидетельствование жертвы, доставление и задержание обидчика, возбуждениеформальной процедуры по работе со сторонами конфликта, свидетелями и самойситуацией;
— в случае наличияв доме оружия, возбудить ходатайство перед подразделениямилицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охраннойдеятельностью об осуществлении контроля над владельцем оружия и приостановленииего лицензии.
Подеяниям, относящимся к делам частного обвинения, осуществлять юридическоесопровождение жертвы с разъяснением норм УК и УПК РФ, составлении заявлений вмировой суд, сборе необходимых доказательств
Постановкасемьи на учет с целью проведения профилактических мероприятий. Проведениепрофилактической работы, направленной на устранение провокационного поведенияжертвы.
Приотнесении жертвы к категории крайней степени конфликтности ситуации насилия всемье, сотрудникам милиции предлагается:
— немедленноизъять жертву из криминогенной ситуации с последующим помещением в убежищекризисного центра, обеспечив ей и при необходимости ее окружению (детям,родителям) безопасное существование;
— возбудитьнезамедлительно уголовное дело, руководствуясь частью 4 статьи 20 и частью 3статьи 318 УПК РФ, дознавателю, следователю, прокурору в соответствующихслучаях на основании особого состояния потерпевшего с целью обеспечения егоправа на защиту и безопасность;
— в рамкахуголовного дела, в зависимости от тяжести совершенного преступления,ходатайствовать перед судом об избрании в отношении обидчика меры пресечения ввиде заключения под стражей;
— привлечение кработе с неблагополучной семьей психологов, обеспечение юридико-психологическогосопровождения жертвы при расследовании и рассмотрении дела в суде;
— постановка семьина учет и контроль над ней после вынесения решения по делу органами дознания,следствия или судом. Обязательная профилактическая работа с жертвой в целяхпредупреждения нейтрального поведения в ситуации криминогенного конфликта.
Этимероприятия не должны быть формальными, уместно было бы включать в них обязательноепосещение сотрудниками ОВД по месту жительства членов семьи, проведение с нимипрофилактических бесед. Возможно привлечение к этой работе специалистовпсихологических служб. Опыт такого сотрудничества есть в ряде регионов округа.При этом указывается на положительный эффект такой работы.
Вконечном итоге успех профилактического воздействия зависит от умения сотрудникамилиции воздействовать на личность жертвы с учетом ее характерологическихособенностей, с целью устранения криминальных свойств, что говорит онеобходимости психопедагогической подготовки сотрудников. Эффектпредупредительной деятельности на данном этапе может оцениваться в зависимостиот того стало ли лицо опять жертвой преступления либо процесс криминализацииостановлен.
Заключение
Такимобразом, мы пришли к выводу о том, что механизм преступного поведения – этоопределенная последовательность развития преступных намерений, принятие решениясовершить преступления, планирование своих поступков и, наконец, осуществлениеих преступником. Т.е это процесс взаимодействия личности и внешней среды,формирующей преступное поведение человека и реализующий его. Ситуациясовершения преступления в данном механизме играет роль условия индивидуальногопреступного поведения.
Однакопреступное поведение порождает конкретная жизненная ситуация, под которойпонимается определенное сочетание объективных обстоятельств жизни человека,непосредственно влияющих на его поведение в данный момент. Особо остройпроблемной ситуацией является конфликтная ситуация, при которой междуотдельными людьми или группами людей существуют серьезные разногласия. Чащевсего конфликтная ситуация проявляет себя в семейной сфере. Насильственноепреступление, совершаемое в сфере семейных отношений – как правиломежличностный внутрисемейный конфликт, разрешаемый с применениемуголовно-противоправного воздействия на члена семьи, которое несет в себеугрозу причинения ему физического и/или психического вреда. Видовым признаком,отличающим его от других насильственных преступлений, следует считать наличиемежду членами семьи конфликтных, трудноразрешимых противоречий, существующихобъективно либо воображаемых, которые при их разрешении приводят к применениюнасильственных способов воздействия.
Современнаяконцепция работы с насильственными преступлениями в сфере семьи на криминологическойоснове должна складываться на основе взаимодействия и сотрудничестваправоохранительных органов, специализированных социальных и общественныхструктур, граждан, что позволит нейтрализовать и устранить повышенную латентнуюпреступность личности в семье, обеспечить ей действенную защиту и помощь всочетании с воспитанием и социальным контролем.
В целяхповышения профилактической активности правоохранительных органов, а так жепринятия необходимых мер в каждом конкретном случае, сотрудникам желательноорганизовать профилактические мероприятия свойственные той или иной вывяленнойконфликтной ситуации.
Анализзарубежного опыта разрешения правоохранительными органами семейных и бытовыхконфликтов свидетельствует о том, что мы значительно отстаем от европейскихстран и США по разнообразию методов, используемых для выявления таковых.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативныеправовые акты
1. Приказ МВД РФ от 16 сентября 2002года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченныхмилиции».
2. Приказ МВД РФ от 30 марта 2006 года №217 «О внесении изменений в приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900».
3. Приказ МВД РФ от 26 мая 2000 года №569. «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по деламнесовершеннолетних органов внутренних дел».
4. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 года№ 490. «Об утверждении нормативных актов в области регулирования деятельностиорганов внутренних дел по предупреждению преступности».// Наставление одеятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.
2. Научная иучебная литература
1. Антонян Ю.М.,Голубев В.В., Кудряков Ю.Н. Изнасилование: причины и предупреждение. М., 1990.
2. Антонян Ю.М.,Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.
3. Антонян Ю.М.,Еникеев М.М., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений.М., 1996.
4. Агрессия и психическое здоровье.СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
5. Безопасностьличности и криминологические проблемы предупреждения преступлений: материалынауч.-практ. конф. (ВНИИ МВД России, 12 окт. 2006 г.), ч. 2. — М.: ВНИИ МВДРоссии, 2007. – 246 с.
6. Гилинский И.Я. Дивиантность.Преступность. Социальный контроль. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
7. Задорожный В.И. Криминологическая безопасность и ее обеспечение мерами криминологическойпрофилактики: моногр. / В. И. Задорожный. — Тамбов: Першина, 2005. – 161 с.
8. Задорожный В.И.Криминологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий иправовой аспекты: Моногр. / Задорожный В.И. — М.: Акад. упр. МВД России, 2005. –277 с.
9. Золотухин С. Н.Уличная насильственная преступность: понятие, криминологическая характеристикаи криминологические аспекты предупреждения: учеб. пособие / С. Н. Золотухин,К.В. Михайлов. — Челябинск: Челябинск. ЮИ МВД РФ, 2006. – 106 с.
10. Комлев Ю. Ю. Социология дивиантного поведения: учеб. пособие длякурсантов и слушателей по спец. «Юриспруденция» / Ю. Ю. Комлев, Н. Х.Сафиуллин. — Казань: Казан. юрид. ин-т МВД РФ, 2006. – 222 с.
11. Кочин А.А. Детерминация криминального насилия в семье: Пособие / КочинА.А., Харламов В.С. — М.: ВНИИ МВД РФ, 2004. – 52 с.
12. Криминология.Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юрист, 2005.
13. Кудрявцев В. Н. Причиныпреступности в России. Криминологический анализ: моногр. / В. Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. — М.: Норма, 2006.
14. Полубинский В. И. Теоретические и практические основы криминальной криминологии:моногр. / В. И. Полубинский, А. Л. Ситковский. — М.: ВНИИ МВД России, 2006. –291 с.
15. Старков О.В. Предупреждение преступлений [Текст]: Учеб. пособие / СтарковО.В. — М.: Юристъ, 2005. – 284 с.
16. Шестаков Д.А.Семейная криминология: семья – конфликт, преступление. 2-е изд. СПб., 2003.