Реферат по предмету "Государство и право"


Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание

Челябинский юридическийинститутМВД РоссииКонтрольная работаПо дисциплине: «Уголовно-исполнительноеправо»На тему:«Контроль задеятельностью учреждений и органов исполняющих наказание»
Челябинск, 2008
/>Содержание
Введение… 3
Понятие контроля за деятельностьюучреждении и органов, исполняющих наказания   4
Судебный контроль за деятельностьюучреждений и органов, исполняющих наказания… 7
Прокурорский надзор за деятельностьюучреждений и органов, исполняющих наказания… 14
Заключение… 21
Литература… 23
Введение
Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналомучреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересовосужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путемразличных форм государственного и общественного контроля признано приоритетнойзадачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации.
Что же представляет контроль за органами, осуществляющиминаказание, какие виды контроля наиболее эффективны в современных условиях? Дляответа на эти вопросы необходимо полно разобрать следующие вопросы, которые ибудут рассмотрены в настоящей работе:
Во-первых, понятие контроля и его составляющих;
Во-вторых, в отдельности рассмотреть контроль суда задеятельностью по реализации наказания, с его полномочиями в этой области, идействия прокуратуры, как специального органа наблюдения за законностью.
Необходимо отметить, что эти два вида контроля отнюдь неограничивают контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющихнаказание. Вообще же различают международный, государственный и общественныйконтроль, в настоящей работе будет рассмотрен только один из этих видовконтроля.
/>Понятие контроля задеятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания
Система учреждений и органов, исполняющих наказания, это частьсистемы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих общественнозначимые задачи, как борьба с преступностью. Поскольку при решении указаннойзадачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных иобщественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностьюправоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персоналаучреждении и органов, исполняющих наказания, контроль за которым имеет своиособенности.
Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов,исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего,в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполненииуголовных наказании. Несмотря па резкий всплеск преступности в стране,профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и воисполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в томчисле исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона,дискредитируют государство в современных условиях.
Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналомучреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересовосужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путемразличных форм государственного и общественного контроля признано приоритетнойзадачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации.Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностьюперсонала но обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы,придаст особую актуальность рассматриваемой теме.
Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительнойдеятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболеецелесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознаниеперсонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. в этомотношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.
Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов,исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышенияэффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия.В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные вдеятельности персонала недостатки.
Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также втом, что он позволяет экономно расходовав и перераспределять выделяемыегосударством на содержание системы исполнения наказания материальные средства,столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.
Деятельность персонала учреждении и органов, исполняющихнаказания, осуществляется па основе положении закона и нормативных правовыхактов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнениюуголовных наказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствиядеятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства,нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушении иих предупреждения в будущем.
В зависимости oт субъектов,которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный иобщественный контроль.
Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания, находится под пристальным вниманием международного сообществ. Дело втом, что государства являются участниками международных соглашений,закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение ихполитических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Неисключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международныесоглашения в этой сфере.
Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основнойсубъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностьюустанавливается не только национальный, внутригосударственный, но имеждународный контроль.
Государственный контроль за деятельностью персонала учреждении иорганов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделитьконтроль органов государственной власти и местного самоуправления, судебныйконтроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностьюперсонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органовисполнительной власти.
Общественный контроль также подразделяется на определенные виды.Эго контроль государственно-общественных организаций и общественных объединенийза порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организацийи средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.
В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаютсяконтрольной деятельности, различаются и формы контроля. Вихчисленеобходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической,ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование,обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений иорганов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личнымиделами осужденных, другими документами и т.п.
/>Судебный контроль задеятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервыерегламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющихнаказания (ст. 20). Такой шаг законодателя обусловлен изменившимисясоциальными, политическими, духовными основами общества, повышением внимания кобеспечению прав и законных интересов личности с помощью рекомендованныхмеждународными актами мер их защиты. Основные виды, формы и методы контрольнойдеятельности суда достаточно эффективны и разнообразны: они не исчерпываютсяположениями ст. 20 УПК, хотя и включают их в себя.
Судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам,вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административныхправоотношении, и дел особого производства по правилам гражданского судопроизводства.
При производстве гражданских дел деятельность персонала можетявляться непосредственно предметом спора сторон по гражданскому делу. Кпримеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во времяотбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по винеисправительного учреждения (ч. 4 ст. 98 УПК). Либо, наоборот, приразрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лицо взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбываниянаказания (ст. 102 УПК). И в первом, п во втором случаях судом может бытьоценена деятельность персонала исправительного учреждения по соблюдениюгражданских, трудовых и иных прав осужденных во время отбывания наказания.
Деятельность персонала может быть предметом судебногоисследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрениигражданских дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса опризнании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребленияспиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений. Так, при разрешении жалобы осужденного кисправительным работам о наложении штрафа и лишении водительских прав зауправление транспортным средством в нетрезвом состоянии может быть оцененадеятельность персонала и администрации организации в осуществлении контроля заповедением осужденного на работе и по месту жительства.
При рассмотрении иска гражданина о возмещении материальногоущерба, причиненного ему осужденным, отбывающим наказание, например висправительной колонии-поселении, суд обязан исследовать и вопросы деятельностиперсонала по обеспечению режима в местах лишения свободы. Если выявленысущественные упущения, то отреагировать на них частным определением.Деятельность персонала может быть предметом исследования при оценке судомписьменных доказательств: справок, решений, приказов, постановлении и другихдокументов, исходящих от учреждений и органов, исполняющих наказания. Всоответствии со ст. 56 ГПК суд оценивает доказательства но своемувнутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полномрассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности. Никакиедоказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Полому признаниесудом представленных документов в качестве доказательств но делу означаетподтверждение их законности, непризнание (кроме случаев относи-мостидоказательств к делу: см. ст. 53 ГПК) – дает обратный эффект. В этомслучае решение суда, дезавуирующее представленный документ, может повлечьнегативную оценку деятельности персонала.
Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний безизоляции осужденных от общества. Согласно ч. 3 ст. 31 УПК принеуплате осужденным штрафа в установленный срок исполнение наказанияпроизводится принудительно, в том числе путем обращения взыскания на имуществоосужденного в порядке, установленном гражданским процессуальнымзаконодательством. В этом случае исполнение наказания выражается впоследовательной схеме принудительных действий судебного пристава-исполнителяпо выполнению решения суда, предусмотренной Федеральным законом «Обисполнительном производстве» от 4 нюня 2005 г. Контроль же за действиямисудебного исполнителя, как требует этого ст. 349 ГПК, осуществляетсясудьей, который вправе при возникновении соответствующих обстоятельствприостановить или возобновить исполнительное производство (ст. 361–363ГПК), прекратить его (ст. 364 ГПК).
Кроме того, на действия судебного исполнителя может быть поданажалоба осужденным. Такая жалоба рассматривается в судебном заседании, в которомвправе принимать участие прокурор и осужденный, подавший жалобу (ст. 428ГПК). Аналогично по правилам гражданского судопроизводства контролирует суддеятельность судебного пристава-исполнителя и при реализации такого наказания,как конфискация имущества.
Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала – этоконтроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правиламуголовного судопроизводства. Его в свою очередь можно подразделить па дваподвида: а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде; б) контроль прирассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.
Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовныхдел о грубом нарушении законности со стороны должностных лиц персоналаучреждений и органов, исполняющих наказания, других участвующих в процессеисполнения наказания субъектов. Это в первую очередь: злоупотреблениедолжностными полномочиями (ст. 285 УК), превышение должностных полномочий(ст. 286 УК), халатность (ст. 293 УК) и другие должностныепреступления.
Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел попреступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. Так,согласно указаниям высших судебных органов при рассмотрении уголовных дел обответственности за преступления, совершенные в исправительных учреждениях, судыобязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением нравосужденных либо извращением персоналом дисциплинарной практики.
При наличии таких случаев суд обязан отреагировать на них путемвынесения частного определения, поставив вопрос о предупреждении подобныхдействий в будущем.
Вопросы реализации прав, законных интересов осужденных, исполненияими своих обязанностей могут стать предметом контроля суда при рассмотренииуголовных дел, возбужденных по иным основаниям.
Показания свидетелей, потерпевших, подсудимых, заключенияэкспертов, вещественные доказательства, документы могут свидетельствовать онарушениях законности и иных злоупотреблениях персонала во время исполнениянаказания. При этом суд оценивает доказательства по своему внутреннемуубеждению, основанному па всестороннем, полном и объективном рассмотрении всехобстоятельств дела в их совокупности. В процессе такой всесторонней оценкифакты нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющихнаказания, могут найти свое бесспорное подтверждение. В этих случаях суд обязансообщить о выявленных нарушениях, причинах и условиях, им способствующих,прокурору, надзирающему за деятельностью учреждении и органов, исполняющихнаказания, либо должностным лицам, осуществляющим руководство ими. Этидолжностные лица обязаны принять меры по устранению выявленных судом пуказанных в частном определении или представлении причин и условий,способствующих нарушениям персоналом законности.
Контроль суда за деятельностью персонала учреждений и органов,исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей всебя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов,касающихся различных аспектов исполнения наказания. Для решения этих вопросовадминистрация исправительных учреждений, других органов, исполняющих наказания,направляет в суд представление, а также необходимые для его разрешенияматериалы.
Контрольная деятельность суда проявляется и при исследованиипричин и условий, способствующих нарушениям законности в деятельностиперсонала. Высшие судебные инстанции ориентируют суды на выявление указанныхфактов и должное реагирование на них с помощью частных определений, информациии сообщений суда. При рассмотрении представлений администрации исправительногоучреждения об освобождении осужденного от отбывания лишения свободы в связи сболезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УПК) судам рекомендуется выяснять, неявилось ли заболевание результатом ненадлежащих условий содержания осужденных вместах лишения свободы, и в случаях выявления таких условий реагировать на этов установленном порядке.
Содержание уголовно-процессуальной стадии исполнения приговорасуда довольно разнообразно. Соответственно различен по своему содержанию исудебный контроль. При этом он не ограничивается решением вопросовусловно-досрочного освобождения или замены одного вида наказания другим.Судебный контроль имеет место при рассмотрении судом более широкого комплексавопросов, относящихся к различным аспектам исполнения наказания и мер уголовно-правовогохарактера.
Так, согласно ч. 1 ст. 20 УПК, судебный контроль можетосуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбываниянаказания. Это такие случаи, как: условно-досрочное освобождение от наказания ввиде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы,содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишениясвободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УПК); освобождение от дальнейшегоотбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175УПК); освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающихобязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидамиI или II группы (ч. 3 ст. 26 УПК); освобождение осужденной, которойбыла предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью илиналичием малолетних детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82УК, ст. 177 УПК).
Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении имвопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведенияосужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания. Кчислу первых следует отнести замену лишения свободы, ареста (длявоеннослужащих) либо содержания в дисциплинарной воинской части более мягкимнаказанием по основаниям и в порядке, установленном в ст. 79 и 81 УК, ст. 175,176 УПК; замену осужденной, которой предоставлена отсрочка отбывания наказанияв связи с беременностью или наличием малолетних детей, оставшейся частинаказания более мягким наказанием (ст. 82 УК, 177 УПК). К числу последних–заменуисправительных работ лишением свободы (ст. 50 УК, ст. 46 УПК); штрафа– обязательными работами, исправительными работами или арестом (ст. 46 УК,ст. 32 УПК) и т.д.
К этой же группе следует отнести решение суда о, возвращенииосужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи сбеременностью или наличием малолетних детей, в соответствующее учреждение дляотбывания неотбытой части наказания.
Суд может контролировать персонал при решении вопросов, связанныхс изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такиевопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.
Так, учитывая поведение осужденного в местах лишения свободы, судрешает вопросы изменения условий содержания отбывающим лишение свободы путемперевода осужденных из одного вида исправительных учреждений в другой, с менееили более строгим режимом (ст. 78 УПК). Кроме того, по достижениинесовершеннолетними осужденными 18-летнего возраста, если нет основании дляоставления их в вое питательно и колонии, суд принимает решение о переводе их висправительную колонию общего режима (ст. 140 УПК).
Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временемотбывания (исполнения) наказания. Согласно ч. 7 ст. 20 УПК учрежденияи органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале иместе отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, содержания вдисциплинарной воинской части, лишения свободы. В отношении таких наказаний,как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью, лишение воинского специального или почетного звания,классного чипа и государственных наград, обязательных работ, исправительныхработ, ограничения по военной службе и конфискации имущества, суд информируетсяоб окончании их исполнения.
В суд, вынесший приговор, сообщается об исполнении смертной казни.
Судебный контроль осуществляется при рассмотрении судомпредложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных всоответствии с ч. 4 ст. 12 УПК. При этом законодатель установилопределенные гарантии реализации нрава осужденного на обращение в суд.
Так, в ч. 4 ст. 15 УПК говорится, что предложения,заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинскойчасти, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющиеконтроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания,цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных ипраздничных дней) направляются по принадлежности.
Предложения, заявления и жалобы могут быть вручены осужденныминепосредственно судье. На основании п. «г» ч. 1 ст. 24 УПК судьисудов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположеныучреждения и органы, исполняющие наказания, при исполнении служебныхобязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, безспециального па это разрешения. Предложения и заявления осужденныхрассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Длярассмотрения жалоб на действия персонала учреждений и органов определен особый,процессуальный порядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяетсяи в случаях, установленных законодательством РФ./>Прокурорский надзор задеятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Важную роль в контроле за деятельностью персонала учреждений иорганов, исполняющих наказания, играют органы прокуратуры. Согласно ст.Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура – этоединая федеральная нейтрализованная система органов, осуществляющих от имениРоссийской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территориизаконов.
Почти вся деятельность персонала поднадзорна органам прокуратуры.Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдениезаконов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учрежденийи органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.),порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащихперсонала и т.п.
Надзор за оперативно-розыскной деятельностью персонала, согласност. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»,осуществляется органами прокуратуры. Им же поднадзорно проведение дознания вучреждениях и органах, исполняющих наказания.
Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре РоссийскойФедерации», порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдениезаконов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учрежденийи органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома и т.д.),порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащихперсонала и т.п.
Все эти вопросы непосредственно связаны с оценкой деятельностиперсонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, рассмотрениезаконности нахождения лица в исправительном учреждении и иных учреждениях,исполняющих наказание, фактически означает проверку с помощью средствпрокурорского надзора действий администрации исправительного учреждения идругих органов, исполняющих наказания. Аналогичное положение имеет место итогда, когда средствами прокурорского надзора выявляются, предупреждаются нпресекаются действия должностных лиц учреждений и органов, исполняющихнаказания, ущемляющие общегражданские нрава и законные интересы осужденных,устанавливающие дополнительные обязанности для осужденных, не обусловленныеустановленными законом порядком и условиями убываниями наказания.
Полномочиями прокурора охватывается вся совокупность прав иобязанностей прокурора, предусмотренных законодательством в сфере прокурорскогонадзора. При этом, если нрава прокурора по надзору за деятельностью персоналаприменяются в одних правоотношениях, как правило, по отношению к учреждениям иорганам, исполняющим наказания, то обязанности прокурора характеризуютсодержание правоотношений: «государство – прокурор». Например, прокурор,согласно закону о прокуратуре, вправе проводить личный прием осужденных, однакопроведение такого приема одновременно является и обязанностью прокурора поотношению к государству.
Осуществляя надзор за деятельностью персонала, прокурор используеткак общие для всех отраслей прокурорского надзора полномочия, так и специальныеполномочия, предоставленные прокурору как субъекту надзора за исполнениемзаконов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, приисполнении наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.Все эти полномочия в своей совокупности можно классифицировать в зависимости отцели, которая перед ними поставлена, на следующие виды: полномочия,направленные на выявление и предупреждение случаев нарушения законностиперсоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, а также причин, ихпорождающих, и условии, им способствующих; полномочия, направленные наустранение указанных выше нарушении законности, причин, их порождающих, иусловий, им способствующих.
Одним из полномочий прокурора по выявлению и предупреждениюнарушений законности является проверка деятельности персонала, порядка иусловий исполнения наказания. Для ее проведения прокурор вправе посещать в любоевремя учреждения и органы, исполняющие наказания. Согласно ст. 38 ЗаконаРоссийской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказанияв виде лишения свободы», Генеральный прокурор Российской Федерации, а такжеуполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор на даннойтерритории, имеют право посещать исправительные учреждения без специальногоразрешения. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 1 ст. 24) существеннорасширил данное полномочие, предоставив прокурору право при исполнениислужебных обязанностей посещать без специального на то разрешения всеучреждения и органы, исполняющие наказания.
В процессе личных посещений прокурор непосредственно знакомится сдеятельностью администрации, в частности проверяет документы, на основаниикоторых осужденные лишены свободы, проводит личный опрос осужденных и осмотржилья, коммунально-бытовых и иных помещений, знакомится с оперативнымиматериалами и т.д. Личное посещение н ознакомление с деятельностью персоналапозволяет наиболее полно выяснить состояние законности, режима и условийисполнения наказания, обеспечивает глубокое и качественное выявление нарушенийзаконности и их предупреждение.
Прокурор вправе проводить проверку соответствия закону приказов,распоряжений и постановлений персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания. Одновременно подвергается проверке законность и обоснованностьпостановлений должностных лиц персонала о наложении дисциплинарных взысканий. Вслучае выявления акта, противоречащего закону, прокурор вправе потребоватьличных объяснений от должностных лиц персонала по поводу принятия незаконногорешения с последующим его опротестованием.
Осужденные, независимо от вида отбываемого наказания, имеют правообращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения ворганы государственной власти и органы местного самоуправления, в суд, органыпрокуратуры и др. (ч. 4 ст. 15 УПК). Это их конституционное право какграждан Российской Федерации. Одновременно рассматриваемое право являетсяважным средством выявления нарушений законности со стороны персонала учрежденийи органов, исполняющих наказания. Поэтому закон устанавливает особый порядокнаправления обращений осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинскойчасти, лишению свободы, смертной казни прокурору – (п. 3 и 4 ст. 15 УПК).Персонал исправительных учреждений, следственных изоляторов обязан не позднеечем в суточный срок (за исключением выходных и праздничных дней) направить попринадлежности жалобу или заявление осужденного. Предложения, жалобы изаявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат.Предложения, жалобы и заявления осужденных могут подаваться в письменном видеили излагаться устно, например на личном приеме осужденных прокурором или при опросеосужденных, проводимом во время прокурорской проверки. Обращения осужденных,свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала, берутсяпрокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившиепредложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки,принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим.
Одной из основных форм предупреждения нарушений законности вдеятельности персонала является санкционирование прокурором некоторых действииего должностных лиц. Круг действий, на совершение которых персонал долженполучить санкцию прокурора, строго ограничен прямыми предписаниями закона.Получение санкции требуется, когда речь идет о действиях персонала,затрагивающих наиболее существенные права и законные интересы осужденных, какправило, к лишению свободы. Санкция прокурора в этих случаях выступает в качестведополнительной гарантии соблюдения законности, обеспечивающей предупреждениенезаконных действий персонала, с одной стороны, охрану прав и законныхинтересов осужденных – с другой. В качестве примеров следует указать нанеобходимость получения санкции прокурора па задержание осужденного,уклоняющегося от получения предписания о выезде к месту отбывания ограничениясвободы (ч. 2 ст. 48 УМ К), на введение режима особых условий висправительных учреждениях (ст. 85 УПК), задержание осужденного,уклоняющегося от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение(ч. 11 ст. 97 УПК).
Закон предусматривает получение санкции прокурора на оставлениеосужденных, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии (ч. 3ст. 139 УПК), на содержание осужденных, отбывающих наказание в тюрьме, водиночных камерах (ч. 1 ст. 131 УПК).
Правовые средства прокурорского надзора по устранению нарушенийзаконности, причин и условии, их порождающих, довольно разнообразны ивыступают, как правило, в форме актов прокурорского надзора. Они обеспечиваютпрокурору возможность эффективно и быстро устранять нарушения законности вдеятельности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Важным средством устранения нарушений законности являютсяпредложения прокурора относительно соблюдения персоналом установленных закономправил отбывания наказания. Согласно действующему законодательству все предложенияпрокурора обязательны к исполнению.
Другим средством устранения нарушений законности служатпостановления прокурора. Постановления – это процессуальная форма реализацииразличных полномочий прокурора. В их числе предусмотренные ст. 33Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» права по освобождениюкаждого содержащегося без законных оснований в учреждениях и органах,исполняющих наказания, отмене дисциплинарных мер взыскания, наложенных внарушение закона на осужденных, по немедленному освобождениюихсвоимпостановлением из штрафного изолятора, помещения камерного тина, карцера,одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор, исходя из характеранарушений закона, может вынести мотивированное постановление о возбуждениипроизводства об административном правонарушении должностных и иных лицперсонала. Подобное постановление прокурора подлежит рассмотрению вустановленный законом срок. При наличии достаточных данных, указывающих напризнаки преступления в действиях (бездействии) сотрудников персонала, прокурорсогласно требованиям уголовно-процессуального законодательства возбуждаетуголовное дело, вынося соответствующее постановление.
Заключение
Вскрываяимеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений иорганов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные мерывзыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует егона безусловное и точное соблюдение законов в этом отношении он имеет не толькопрофилактическое, но и воспитательное значение.
Под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовныхнаказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствиядеятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативныхправовых актов с целью выявления и пресечения, имеющихся нарушении и ихпредупреждения в будущем.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервыерегламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющихнаказания Судебный контроль имеет место и при исполнении наказаний связанных сизоляцией, так без изоляции осужденных от общества. Для рассмотрения жалоб надействия персонала учреждений и органов определен особый, процессуальныйпорядок, который, согласно ч. 2 ст. 20 УПК применяетсяи вслучаях, установленных законодательством РФ.
В порядке общего надзора органыпрокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной ипроизводственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительныеучреждения, арестные дома и т.д.), порядок прохождения службы сотрудниками иусловия труда рабочих и служащих персонала и т.п. Осуществляя надзор задеятельностью персонала, прокурор использует как общие для всех отраслейпрокурорского надзора полномочия, так и специальные полномочия, предоставленныепрокурору как субъекту надзора за исполнением законов в местах содержаниязадержанных, предварительного заключения, при исполнении наказания и иных мерпринудительного характера, назначаемых судом. Правовые средства прокурорскогонадзора по устранению нарушений законности, причин и условии, их порождающих,довольно разнообразны и выступают, как правило, в форме актов прокурорскогонадзора. Они обеспечивают прокурору возможность эффективно и быстро устранятьнарушения законности в деятельности персонала учреждений и органов, исполняющихнаказания.
Литература
1. Уголовноисполнительное право России. / Под общей ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: 2005
2. Уголовноисполнительное право России. / Под ред. Проф. В.И. Селиверстова. – М.: 2008
3. Комментарий к ФЗ «ОПрокуратуре РФ». Под общей ред. Ю.И. Скуратова. – М.: 2004
4. Уголовно-исполнительныйкодекс РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ (с изменениями от 8 января, 21, 24июля 2006 г., 16 марта 2007 г.) // Справочно-правовая система«Гарант»
5. Комментарий кУголовно-исполнительному кодексу РФ от 8 января 2005 г. №1-ФЗ //Справочно-правовая система «Гарант»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.