СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТНаправление подготовки/специальность
юриспруденция
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Конституция какосновной закон государства и общества
Студент: Персина ДианаНиколаевна /_______/
№ контракта: 033009611120Группа ЗЮ-709-01
Допустить к защите:
Руководительвыпускной квалификационной работы:
к.ю.н.Яхина Ю.Х.
«___»_______________ 2002 г.
Директорфилиала:
«___»_______________ 2002 г.
г. Москва, 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1.Общая характеристика конституции. 6
1.1.Структура, форма, функции и сущность конституции. 6
1.2Классификация конституций. 9
2.Конституция Российской Федерации. 12
2.1.История развития конституции Российской Федерации. 12
2.2.Юридические свойства Конституции Российской Федерации. 23
2.3Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционныхпоправок. 28
3.Конституционность государства и правовая охрана Конституции РоссийскойФедерации. 31
3.1Конституционность государства. 31
3.2Правовая охрана Конституции Российской Федерации. 37
Заключение. 39
Библиография. 42
Приложение 1 (Объекты конституции)
Приложение 2 (Классификация конституций)
Приложение 3 (Юридические свойства КонституцииРоссийской
Федерации)
/>Введение
В жизнедеятельности современного общества особое местопринадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются преждевсего тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения междугражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя,принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, накотором зиждется правовая и политическая система (См. приложение 1).
Вне всякого сомнения конституция – явление демократическогопорядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права исвободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц ипредставителем. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, являетсяфактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляетобобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественныхотношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулированиеосуществляется на основе учета интересов носителей конкретныхсоциально-политических ценностей, реальной социокультурной среды, международнойобстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения.Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражениепринципов внутренней и внешней политики государства.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление)зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римскихимператоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. какрезультат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституциярассматривалась в качестве основного документа государства, призванногоограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свободличности.
Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. былапринята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.
В самом общем виде конституцию можно определить как основнойзакон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельныхсоциальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшиеначала общественного строя и государственной организации соответствующейстраны.[1]Основными целями представленной работы являются: дать общую характеристику конституции,а именно рассмотреть понятие, форму, структуру, содержание, функции и значениеконституции; раскрыть классификацию конституций; проанализировать историюразвития конституции РФ; отразить юридические свойства, особенности и правовуюохрану Конституции РФ 1991 года. Сделать выводы, предусматривающиенеобходимость совершенствования конституции РФ 1993 года.
При написании работы были использованы нормативно-правовыеакты по выбранной проблематике и труды таких ученых, как С.А.Авакьян, М.В.Баглай, И.П. Ильинский, О.Е. Кутафин, Н.А. Михалева, Ю.М. Тихомиров, В.Е.Чиркин, Б.С. Эбзеев и т.д.
/>1. Общаяхарактеристика конституции./>/>1.1. Структура, форма, функции и сущностьконституции
Сущность конституции состоит в том, что она выражаетсоциальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различнымисоциально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, — ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.[2]
Функции конституции. В науке конституционного права принятовыделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.
Юридическая функция заключается в том, что конституцияявляется основным источником права, содержащим исходные начала для всейправовой системы.
Политическая функция состоит в том, что конституцияустанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношенийгосударства «личности, определяет принципы функционирования политическойсистемы в целом.
Идеологическая функцияпроявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизньобщества путем распространения и утверждения определенных политических иправовых идей, представлений и ценностей.
Форма конституции — это способ организации конституционныхнорм.
По форме конституция может состоять из одного или несколькихнормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляютсобой единый документ (кодифицированные конституции), например КонституцияИталии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однаков ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов(некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридическойсилой. Примером может служить Швеция, Конституция которой состоит из трехнормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акто свободе печати 1974 г.
Рассмотренные выше конституции наука конституционного праваотносит к числу писаных.
Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные»(частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести КонституциюВеликобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов иобычаев (конституционных соглашений).
Структура конституции — это строение конституции, котороеопределяется последовательностью расположения ее составных частей.
Анализ содержания конституций различных государствпоказывает, что большинство из них имеют одинаковую структуру, состоящую изпреамбулы, основной части, заключительных и переходных положений.[3]
Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия еепринятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическоезначение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманиюи применению основных положений конституции.
Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющиеосновы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципыорганизации и деятельности органов государственной власти (в федеративныхгосударствах — федеративное устройство), порядок изменения и пересмотраконституции.
В заключительных и переходных положениях, какправило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядоквступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут бытьреализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.
/>/>1.2 Классификация конституций
Для науки конституционного права важное значение имеетклассификация конституций, которая позволяет лучше ориентироваться в ихмногообразии, глубже изучить содержание и структуру конституций, сопоставитьих. выявить особенности правовой природы и в конечном итоге совершенствоватьконституционное законодательство (См. приложение 2).
По порядку принятия конституции можноклассифицировать на октроированные (дарованные сверху главой государства — монархом) и принятые легитимным способом: парламентом, учредительным собраниемили на референдуме. Октроирование конституций было характерно в основном дляпрошлых столетий (например, октроированной была Конституция Японии 1889 г.) и впрактике современного конституционализма уже практически не встречается. Чащевсего для разработки и принятия конституции созывается учредительное собрание.Первым таким учредительным собранием был Конституционный конвент США 1787 г. Нареферендуме были приняты Конституция Италии 1947 г., Конституция Португалии1978 г., Конституция Российской Федерации 1993 г. и ряд других.
По порядку изменения различают конституциигибкие и жесткие. Гибкие конституции изменяются в обычном законодательномпорядке. К ним относятся: «неписаные» конституции Великобритании, НовойЗеландии, Конституция Израиля. Жесткие конституции изменяются в более сложномпорядке, чем предусмотрено для текущего законодательства. Существуют различныеспособы обеспечения жесткости конституций. К ним относятся требованиеквалифицированного большинства в парламенте для принятия поправок кКонституции; утверждение поправок субъектами Федерации; повторное принятиепоправок парламентом следующего созыва и др. Жесткость конституций направленана поддержание их стабильности.
В науке конституционного права различают юридическую ифактическую конституции. Юридическая конституция- это совокупность правовыхнорм, регулирующих рассмотренный выше круг общественных отношений. Фактическаяконституция — это реально существующие общественные отношения.[4] Расхождение между юридической ифактической конституцией свидетельствует о фиктивности первой и является, какправило, результатом изменения в соотношении политических сил, происшедшегопосле принятия юридической конституции.
По форме правления конституции делятся намонархические (например, Конституция Японии 1947 г.) и республиканские (например,Конституция Франции 1958 г.,. Основной закон Германии 1949 г.).
В зависимости от закрепляемого конституциейполитического режима выделяют конституции демократические, авторитарные итоталитарные. Демократические конституции, в отличие от авторитарных итоталитарных, не только провозглашают права и свободы, но и создают условия дляих реализации, закрепляют идеологическое и политическое многообразие.
Поформе государственно-территориального устройства конституции делятся нафедеративные и унитарные. В федеративных государствах можно разграничитьфедеральные конституции и конституции субъектов Федерации. Федеральнаяконституция закрепляет принципы построения Федерации, разграничение предметовведения между Федерацией и ее субъектами, систему федеральных органовгосударственной власти. Вопросы, касающиеся организации государственной властисубъектов Федерации, регулируются конституциями субъектов в соответствии сфедеральной конституцией.
По форме — способу организации конституционныхнорм — конституции бываютписаные и «неписаные» (частично писаные).
По времени действия конституции разделяютсяна имеющие ограниченный и неограниченный срок действия, то есть временные ипостоянные. Большинство конституций являются постоянными. Временные конституциихарактерны для переходных периодов, обычно наступающих после государственныхпереворотов.
/>2. КонституцияРоссийской Федерации2.1. История развития конституции Российской Федерации
На изменение конституции влияют многие факторы — интересы различных социальных групп, преобразование формы правления илигосударственного устройства, господствующие в обществе официальные взгляды ивоззрения на государство, право, их общественную роль.
Потребность в новой конституции в любой страневозникает после каких-либо масштабных событий общественно-политическогохарактера: революции, завоевание независимости, распада государства,образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опытистории и обогащает его новым содержанием.
Предыстория конституции в России берёт свое начало вначале ХIХ века. Либеральные конституционныеидеи пробивали себе дорогу в борьбе с доктриной самодержавия. Русскаялиберально-правовая мысль исходила из того, что конституция — это учредительныйзакон, устанавливающий основные начала государственного устройства страны. Влекциях и публикациях либеральных профессоров государственного права Московскогои Санкт-Петербургского государственных университетов в конце 50-х — начале 60-хгодов ХIХ (А.С Алексеева, М.М. Ковалевского,Ф.Ф. Кокошкина, С.А. Котляревского, Н.И. Лазаревского ти др.) стала проводитьсяидея конституционной монархии.
Сторонниками конституционного правления былипредставители наиболее прогрессивной дворянской аристократии. Они предлагалипосредством конституционных реформ осуществить переход к конституционноймонархии, обосновывали целесообразность ограничения власти монарха народнымпредставительством, ратовали за установление демократической формы правления ирежим законности, избавление России от произвола чиновников и полиции.[5]К числу первых конституционных проектов в России можно отнести “Плангосударственного преобразования” графа М.М. Сперанского (1809) и“Государственную уставную грамоту Российской империи” Н.Н. Новосильцева (1818).Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченнойпарламентом, и постепенной отмены крепостного права. Под конституцией онпонимал государственный закон “определяющий первоначальные права и отношениявсех классов государственных между собой”.
Интерес представляют конституционные воззрениядекабристов, выраженные в “Русской правде” П.И. Пестеля и конституционномпроекте Н.М. Муравьёва, а также “Манифесте к русскому народу” Северногообщества (Х1Х). Согласно конституционному проекту Н.М. Муравьева, формойгосударства признавалась конституционная монархия. Законодательная властьпередавалась Народному вече, исполнительная — наследственному монарху; судебная- Верховному судилищу. Россия становилась федерацией, Закреплялось равенствовсех перед законом, свобода слова, печати, собраний, союзов, вероисповедания,отмена сословных различий.
Однако прогрессивные идеи конституционныхпреобразований в России того времени остались нереализованными, так как неимели ни социально-экономических, ни политических предпосылок. ЗаконыРоссийской империи выражали идею самодержавия, а конституция повлекла быограничение царской власти.
Конституции, которую подготовил царь-реформаторАлександр 11, даровавший в 1861 году крестьянам волю, не суждено было появитьсяна свет из-за его убийства.
Первым шагом на путиперехода от монархии к республике в России стало оформление конституционноймонархии путем принятия Манифеста от 6 августа 1905 года, который учредилГосударственную Думу — первый русский парламент с совещательными функциями, ипровозгласил избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября1905 года “Об усовершенствовании государственного порядка” шел ещё дальше.Государственная Дума наделялась законодательными функциями. Провозглашалисьнеотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свобода совести,слова, собраний, союзов, избирательные права. Манифест от 19 октября 1905 годаучреждал в России правительственный орган — Совет Министров.[6]
Конституционное значение имели “УчреждениеГосударственной Думы” от 20 февраля 1906 года; Указ “О переустройствеучреждения Государственного совета” от 20 февраля 1906 г, Основныегосударственные законы от 23 апреля 1906 года.
Известный русский государствовед Н.И. Лазаревскийотмечал, что в силу актов 1905-1906 г.г. в России учреждался конституционныйстрой, который ограничивал основы самодержавия парламентом. Однакоконституционный процесс, начавшийся в дооктябрьской России, был прерванОктябрьской революцией 1917 года.
Послеоктябрьское конституционное развитиехарактеризовалось ломкой имперской государственной системы и формированиемоснов новой государственности. В этот период принимаются декреты 11 и 111Всероссийских Съездов Советов: “Рабочим, солдатам и крестьянам!”(Обращение 11Всероссийского Съезда Советов от 7 ноября (25 октября) 1917 года; “О мире”, “Оземле”, “О полноте власти Советов”, “Об учреждении Совета Народных Комиссаров”,датированное 8 ноября 1917 г., Декларация прав народов России от 15 ноября(2)1917 г,. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа от 25(12)января 1918 г., Резолюция 3-его Всероссийского Съезда Советов “О федеральныхучреждениях Российской Республики от 28(15) января 1918 г. и др. Этими актамипровозглашалась диктатура пролетариата и закреплялось полновластие Советов.
Декреты первых лет послереволюционного периодаотражали ликвидацию капиталистической системы хозяйства, национализацию крупнойсобственности, помещичьих земель, отмену частной собственности; слом старогогосударственного аппарата — администрации, суда, армии, полиции, земства.[7]
Конституционные акты послеоктябрьского периода вРоссии базировались на утопических представлениях о тенденциях мировогореволюционного процесса, ожидании близкой победы социализма во всех странах иустановление коммунизма. В этих актах воплощена идеологизированная, классоваянаправленность диктатуры пролетариата. Так, Декларация прав трудящегося иэксплуатируемого народа, ставшая органической частью первой Конституции РСФСР1918 г., выражала решимость “вырвать человечество из когтей финансовогокапитала и империализма”. Исторической задачей Советской власти провозглашалось“беспощадное подавление эксплуататоров”.
Начиная от первых декретов Октября конституционноезаконодательство России прошло довольно длительную эволюцию: от конституций1918, 1925, 1937,1978 годов до Конституции Российской Федерации 1993 года.
Первая Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10июля 1918 г. Это был Основной закон государства переходного периода откапитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплениидиктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочеенаселение страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10),Конституция 1918 г. оформила систему представительной демократии в лицеСоветов.
Признавались равные права граждан независимо от ихрасовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либопривилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетениенациональных меньшинств или ограничение их равноправия(ст.20). В то же время,идеологизированная направленность Конституции проявлялась в лишенииизбирательных прав непролетарских слоёв населения — представителей такназываемого “эксплуататорского класса”, духовенства, бывших служащих полиции,особого корпуса жандармерии и охранного отделения, членов царствующего дома.При формировании Советов всех уровней рабочим представлялись определенныепреимущества по сравнению с крестьянами. Одной из главных целей государствадиктатуры пролетариата провозглашалось беспощадное подавление эксплуататоров.
Конституция РСФСР от 1918 года закрепила федеративноеустройство России. Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особымбытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы,входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единаявзаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.
С образованием Союза ССР в 1922 году конституционноеразвитие России, как и других союзных республик, утрачивает своюсамостоятельность, оригинальность. Республиканская Конституция в значительнойстепени копирует Союзную.
Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года,вслед за Конституцией СССР 1924 г, отразила смягчение политической иэкономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданскойвойны и образованием СССР. Эта Конституция юридически оформила новыйгосударственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Статья 2Конституции РСФСР 1925 года гласила “Российская Республика естьсоциалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерациинациональных советских республик”. Эта Конституция подробно регламентировалаустройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК иСНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик,местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетныеправа РСФСР, государственную символику.
Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937года, вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершениестроительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основыобщественного и государственного строя; права и обязанности граждан;избирательная система; система и компетенция высших и местных органовгосударственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердиладобровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР;суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотясоциалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1,12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победесоциализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и несмогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.[8]
Четвертая Конституция — Конституция (Основной Закон)РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с КонституциейСССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построенияразвитого социализма и общенародного социалистического государства.Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политическогоединства социальных групп и слоев общества, формирование новой историческойобщности людей — советского народа; закреплялась общественная собственность насредства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующейидеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития- построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность недопускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткойцентрализации. В основу организации государственной власти был традиционноположен принцип верховенства Советов.
Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались спротивостоянием двух мировых систем — капитализма и социализма, соотношениемклассовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, гдепревалирует марксистская идеология и социалистические идеи.[9]
Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированнымдокументом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавалисьгосударственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалосьосновным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящаяроль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованныйхарактер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духекоммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала окоммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 — о целях коммунистическогостроительства.
Глубокие перемены общественного строя после 1985 годав СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Онанеоднократно и существенно менялась.
С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФприобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической моделиобщественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе,признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.
Из официального названия страны и республик в составеРФ были исключены определения “советская”, “социалистическая”, что означалопризнание несостоятельности социалистической модели развития.Страна сталаназываться Россией — Российской Федерацией. Были узаконены политическийплюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числечастной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизацияинститутов государственной власти (были учреждены институт Президента,Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновляласьизбирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав исвобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.
Существенно преобразовывалось государственноеустройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областейдобились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей,городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основефедеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенцияорганов государственной власти Федерации и её субъектов; устанавливалисьгарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССРбыло обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитетРоссии. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полнаямеждународная правосубъектность России, самостоятельность её внешней и обороннойполитики.
Необходимость конституционных перемен назревалаобъективно.
Конституция Российской Федерации, принятаявсенародным голосованием 12 декабря 1993 г., — непервая в истории страны. До ее принятия действовала российскаяконституция 1978 года, которая имела своих предшественниц. Но нынешняя Конституция отличается отвсех российских конституций советского времени впервую очередь тем, что является основным законом самостоятельного,действительно суверенного государства. Как отмечается в преамбуле Конституции,ее принятие связано с возрождением суверенной государственности России иутверждением незыблемости ее демократической основы.
Разумеется, Конституция 1993 года не носитучредительного характера, она не создает новое государство.[10] Это государствосуществовало — в разных границах и при разных формах правления — многиестолетия. Идея сохранения исторически сложившегося государственного единстваподчеркивается в самой Конституции. Вместе с тем Конституция РоссийскойФедерации 1993 года выделяется в ряду актов такого ранга тем, что с нейсвязывается новая эпоха в российской истории. Простое подразделениеконституций на советские и постсоветские недостаточно для раскрытия сущностипроисшедших перемен.
В июне-июле 1993 года Конституционное совещание подготовило свой проект. Он был создан в основномна базе президентских предложений и с учетом проекта, рассматривавшегося нашестом Съезде народных депутатов. Надо сказать, что в обеих разработках можнобыло отметить идентичность или, по крайней мере,схожесть большинства положений. В этих разработках говорилось и о том, что былоуже зафиксировано в действовавшей редакции Конституции 1978 года.Проекты предусматривали республиканскую формуправления, приоритет прав человека, разделениевластей, частную собственность, федерализм. Президентским предложениям осильном Президенте противостояли, однако, идеи парламентарного режима. Еще одноотличие состояло в том, что президентский проект былболее юридическим, чем другие проекты, документом иболее соответствовал природе и назначению конституции как основного законагосударства. Нельзя не сказать и о том, что своипроекты и предложения выдвигали многие коллективы, группы, политические партиии отдельные авторы.
В октябре-ноябре 1993года конституционный проект был уточнен с учетомкак предложений и замечаний, присланных главным образом субъектами РоссийскойФедерации, так и уроков событий октября 1993 года.Доработка велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. Над проектом работали также Государственная и Общественная палаты Конституционного совещанияобъединившие прежние пять групп. 12 декабря 1993 гокончательный проект был вынесен на общероссийский референдум, порезультатам которого нынешняя Конституция вступилав силу.
Новая Конституция занимает верховенствующееположение в правовой системе страны. Ее положения являются первичными. Всеостальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числефедеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должнысоответствовать Конституции Российской Федерации.Это же относится к договорам о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет о конституционном, т.е. внутригосударственном,а не о международном праве.
Конституция выступает как юридическая база для развитиявсех. отраслей права, составляющих российскую правовую систему. Кодексы, другиефедеральные законы, как правило, содержат ссылки на действующуюКонституцию, что иной раз делается после приведения ранее принятых актов в соответствие с ней. Темсамым обеспечиваются единство и взаимнаясогласованность отраслей права, общность их исходных принципов.[11]
Верховенство Конституции неослабляется сделанной в ее же тексте записью о примате международного права по отношению к внутригосударственному праву, о том, что общепризнанные принципы инормы международного права и международные договоры Российской Федерацииявляются составной частью ее правовой системы, т. е. имеют прямое действие встране. Более того, если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора. Это установление имеет важное значение при разрешении споров, в деятельности государственныхорганов, а также для граждан в случаях выявления противоречий между нормамимеждународного и внутригосударственного права.
Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем,чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципыправа, фундаментальные права и свободы человека.Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все егочлены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первуюочередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причемречь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаныРоссией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаныот имени РоссийскойФедерации только в строгом соответствии сконституционными положениями, которые определяют характер государства, егоосновы.
Данное положение соответствует статье 17 Конституции предусматривающей, что права и свободы человека игражданина в Российской Федерации признаются игарантируются согласно общепризнанным принципам, инормам международного права и в соответствии снастоящей Конституцией; тем самым в отношении, статуса личностиособо подчеркивается связь международного и внутреннего права, имплементацияпринципов и норм международного права в самом тексте Конституции./>/>2.2. Юридические свойства Конституции РоссийскойФедерации
Прежде чем приступить к анализу юридических свойствКонституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретическихположений характеризующих конституции различных государства в целом,сформулировать понятие Конституции РФ.
Конституция Российской Федерации — это нормативно-правовойакт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционногостроя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство;систему органов государственной власти; принципы организации местногосамоуправления (См. приложение 3).[12]
Юридические свойства Конституции — это признаки, позволяющиеотличить ее от актов текущего законодательства.[13]
К юридическим свойствам Конституции относятся:
- учредительныйхарактер,
- легитимность,
- верховенство,
- стабильность,
- прямоедействие,
- базатекущего законодательства,
- реальность,
- программность.
Учредительный характер Конституции проявляется в том, что еенормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждаютважнейшие государственные институты, через которые реализуется государственнаявласть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормыустанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм ихиерархию в правовой системе.
Легитимность Конституции состоит в том, что она принимаетсянародом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства- парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственнойвласти.
Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всехзарегистрированных избирателей.
Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетноеположение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территорииРоссии. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15Конституции РФ.
Верховенство Конституции РФ проявляется не только поотношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и кзаконодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты,действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящейКонституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РоссийскойФедерации».
Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительноезначение в условиях федеративного государственного устройства России, когдасубъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство.Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовыеакты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 КонституцииРФ).
Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком еепринятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы;повышенной правовой защитой конституционных предписаний.
Стабильность Конституции — важнейшее условие режимазаконности, устойчивости всей правовой системы и организации государственнойвласти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от раскладасоциально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровняполитической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самойКонституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткийпорядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.[14]
Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 КонституцииРФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственнодействующими, то есть для их осуществления не требуется в качествеобязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевыхправовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровняобобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентациипутем принятия актов текущего законодательства.
Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ приосуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросахприменения судами Конституции Российской Федерации при осуществленииправосудия»[15],где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственноКонституцию РФ, в частности:
а)когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуютдополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ееприменения при условии принятия федерального закона, регулирующего права,свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;
б)когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территорииРоссийской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;
в)когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступленияв силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениямиКонституции РФ;
г)когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, которыйдолжен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Реальность Конституции означает соответствие конституционныхпредписаний (юридической конституции) складывающимся в действительностиобщественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституциядолжна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений вполитической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будетфиктивной.[16]
О реальности конституции свидетельствует исполнимость игарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясьКонституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав исвобод является показателем реальности конституционных норм, посвященныхправовому статусу личности.
Конституция является юридической базой текущегозаконодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, чтоконституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права.Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономическойдеятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское правоРоссии.
Программность Конституции проявляется в том, чтосформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основныенаправления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.[17] Так, характеристика Российскогогосударства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, неможет служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которомуРоссийская Федерация должна стремиться.
/>/>2.3 Порядок пересмотра Конституции Российской Федерациии принятия конституционных поправок
Конституция — акт долговременного действия. Ее важнейшимсвойством является стабильность. Юридической гарантией стабильности российскойКонституции служит особый (жесткий) порядок ее пересмотра и принятия конституционныхпоправок, предусмотренный гл. 9 Конституции РФ.
Предложения о поправках и пересмотре положений КонституцииРФ, согласно ст. 134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, СоветФедерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные)органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членовСовета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, кругсубъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений вдействующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст. 134Конституции РФ, не совпадает (ограничен) с кругом субъектов правазаконодательной инициативы, предусмотренным ст. 104 Конституции РФ.[18]
В Конституции РФ установлен различный порядок пересмотра гл.1, 2, 9 и 3-8.
Положения гл. 1 «Основы конституционного строя», гл. 2 «Праваи свободы человека и гражданина», гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотрКонституции» не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложениео пересмотре этих глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числачленов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии сфедеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменностьКонституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, которыйпринимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа егочленов или выносится на всенародное голосование. При проведении референдумаКонституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половиныизбирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принялоучастие более половины избирателей.
Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке,предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают всилу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двухтретей субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия ивступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»[19] детально урегулировалвопросы, касающиеся порядка и условий внесения, принятия, одобрения ивступления в силу поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.
Под поправкой к Конституции РФ в Федеральном законепонимается любое изменение текста гл. 3-8 Конституции РФ: исключение,дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав КонституцииРФ.
Измененияв ст. 65 Конституции РФ, определяющую состав Российской Федерации, вносятся наосновании федерального конституционного закона о принятии в РоссийскуюФедерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, обизменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области,города федерального значения, автономной области, автономного округа новоенаименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65Конституции РФ. Согласно Постановлению Конституционного Суда РоссийскойФедерации от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ[20] решение субъекта Федерации обизменении своего наименования включается в ст. 65 Конституции РФ в упрощенномпорядке — указом Президента РФ.
Не является изменением наименования субъекта РоссийскойФедерации в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произведенов указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основыконституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы другихсубъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересыдругих государств, а также предполагающее изменение состава РоссийскойФедерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.
/>3. Конституционностьгосударства и правовая охрана КонституцииРоссийской Федерации/>3.1 Конституционностьгосударства
Практически во всех современных государствах(независимо формы государственного устройства и господствующей политическойидеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще непозволяет отождествлять его с “конституционным государством” в современномсмысле. Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в немсуществует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисссоциально-политических сил, устанавливающий то или иное государственноеустройство и компетенцию органов власти. Конституционность не исчерпывается итем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием,верховенством по отношению к остальным законам и может быть изменен лишь путемособой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признакиконституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства — это преждевсего его связанность правом, а конституция — в первую очередь декларация правчеловека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ееосуществление. Иначе говоря, конституция — надлежащая форма основополагающегоузаконения правового характера организации и функционирования власти в ееотношениях с субъектами гражданского общества.
“Конституционная запрограммированность” осуществления государственной власти означает, что лежащие в основе законотворчествапредставления о праве и его позитивности, о социальных функциях иинструментальном характере законов подчинены идеологии прав человека каксовокупности дозаконотворческих требований, объективно возникающих из бытиячеловека в современном индустриальном и постиндустриальном обществе.[21]Эти требования составляют конкретное практическое основание конституции ислужат юридическим, а вовсе не моральным или политическим критерием оценкиконституционного характера государства. Другими словами, конституция содержит всебе критерии, позволяющие судить о функционировании государственной власти спозиции права, приводить осуществление власти в соответствие с правом.
Таким образом, в демократическом конституционном (правовом)государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должнабыть закреплена прежде всего в конституции, а это предполагает прямое действиеконституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. Впервую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальнуюнеотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающихвозможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, чтогарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенциигосударственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и ихассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права исвободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируетсяили даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничегоне гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защитыконституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматьсяорганические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельствоуказывает на необходимость эффективного конституционного контроля,сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантийсвободы, самостоятельности и собственности.
Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно каки судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда)конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности исобственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования техотношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И еслизаконодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точкизрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органомгосударственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельностии собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебнойпроцедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и взадачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права.
Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализацииконституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушаютправа других граждан и противоречат основам конституционного строя. Гражданедолжны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если онзатрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждаетконституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практикесложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающееконституционные права граждан. А если конституционные права нарушаются обыкновениемсудебной практики, то такое нарушение, как правило, не устраняется судамивторой инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в такихслучаях может только конституционный суд, ибо он не связаны никакимиобыкновениями законоприменительной практики.
Описанные требования конституционализма означают, что речь идет оконституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости иэффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности исобственности, реальные механизмы ограничения публичной политической властиправами человека и гражданина.[22]
Интересно отметить, что первый советский Основной закон -КонституцияРСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основнойзакон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву:избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица,прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы,коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имелипреимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободысобраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовойинформации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических иматериальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Всетак и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянскойбедноты” выступала тоталитарная бюрократия.
А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”,напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашенымногие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся”(имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в действительностичеловек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машинытотального террора.
Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г.
Проекты первой Конституции Российской Федерации в принципесоответствуют стандартам демократической правовой государственности, особенно втом, что касается прав человека, их надлежащих гарантий и защиты. Но прежде чемвсе это воплотится в реальность, необходимо дождаться тех времен, когда встране не только сформируется нормальное гражданское общество, но и практикаэффективной судебной защиты Конституции, конституционная юрисдикция,являющаяся в современном правовом государстве важнейшим источникомконституционного права. Ибо конституция — это не просто совокупностьдекларативных и нормативных установлений, а фундаментальные правила правовогообщения, которые должны постоянно применяться и конкретизироваться в процессенепрерывного формирования и развития правопорядка. В этом смысле конституцияслужит основой всего правового законодательства.
Таким образом, “конституционность” законов — это не столько ихнепротиворечие конституции, сколько их, так сказать, “конституционно-правоваяорганичность”. Последнее означает, что любой правовой закон является в той илииной мере “органическим” в том смысле, что он развивает и конкретизируетправовые положения, сформулированные или зафиксированные в конституции. Однаколюбой процесс содержательного развития конституционно-правовых начал (особеннов том, что касается прав человека и гражданина) — это процесс толкования права.А толкование права — функция не столько законодателя, ибо над ним всегдадовлеют конкретные социально-политические интересы, сколько независимого суда.Такое суждение не означает принижения роли демократического законотворчества впроцессе объективирования права, а лишь подчеркивает, что развитие иконкретизация конституционного права должны происходить в первую очередь черезпрактику конституционного суда. С ней должен сверяться законодатель. Когдаконституционный суд признает закон антиконституционным, он одновременно даетопределенное толкование конституционно-правовых начал и формулирует “конкретное”, или “интерпретированное”, конституционное право. Соответственноправовые законы должны приниматься с учетом этих авторитетных интерпретаций иразвивать конституционно-правовые начала в органичном единстве с ужевыработанными интерпретациями.
Итак, конституционность государства, рассмотренная в аспектеорганизации и функционирования власти в ее отношениях с индивидами,предполагает наличие судебного института, основная функция которого состоит врассмотрении споров между гражданами и органами государственной власти поповоду конституционности актов, издаваемых последними, т. е. по поводунарушения прав, которые имеют фундаментальный характер и не могут быть нарушеныдаже законодателем. Таким образом, суд, или конституционный суд, являетсявысшим хранителем конституционности государства и, следовательно, не только контролирует соблюдение конституции, но и выступает как интерпретатор наиболеефундаментальных прав независимо от их эксплицитного выражения в текстеконституции и в этом смысле — как творец живого конституционного права".Можно сказать, что идея и практика конституционализма осуществляются черезюрисдикцию, а их начало непосредственно связано с выступлениями правосудияпротив неправовых или антиправовых законов.
/>3.2 Правовая охранаКонституцииРоссийской Федерации
Правовая охрана конституции — это совокупностьюридических средств, с помощью которых достигается выполнение всехустановленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.
Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Критерий конституционности актов органовзаконодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов — соответствие принципам и нормам федеральной конституции.
Действие конституции обеспечивается средствамипарламентского и внепарламентского контроля.
Парламентский контроль осуществляется палатамиФедерального Собрания (пример — Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г -“По итогампарламентских слушаний “О проблемах соответствия конституций республик, уставовкраев… Конституции РФ”).
Важную роль в укрепление конституционной законностииграет Президент РФ. Он выступает гарантом федеральной конституции ифедеральных законов. Обязанность Президента защищать Конституцию вытекает изтекста торжественной присяги, которую он приносит при вступлении в должность насовместном заседании Госдумы и Совета Федерации в присутствии судейКонституционного суда РФ (ст.82).
Гарантом соблюдения Конституции и законов РФ,конституций республик в составе России выступают также главы исполнительнойвласти (президенты) республик.
Особое значение имеет учреждение в России институтаконституционного контроля. Эти функция возложена на Конституционный суд России[23],который вправе рассматривать вопросы о конституционности федерального,республиканского и регионального законодательства (ст.125 Конституции).
Аналогичные органы создаются и республиках — Башкортостан, Бурятия, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) и др. Иликомитеты конституционного надзора (Марий ЭЛ, Чувашская Республика, СевернаяОсетия — Алания). В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия) создание подобныхорганов не предусмотрено.
Законы Российской Федерации, акты Правительства,признанные Конституционным Судом не соответствующими её конституции, утрачиваютсилу со дня провозглашения его решения. Правоприменительная практика,признанная неконституционной, подлежит прекращению.
Если суды общей юрисдикции при рассмотрениигражданского или уголовного дела или арбитражные суды при рассмотрениихозяйственного спора признают, что закон, который надо применять, противоречитКонституции, они откладывают рассмотрение дела и обращаются с ходатайством вКонституционный Суд РФ с предложением о признании этого законанеконституционным.
Важную роль в обеспечении конституционности издаваемыхв России нормативных правовых актов играет толкование Конституции РФКонституционным Судом (ч.5 ст.125 Конституции).
Важным условием правовой охраны конституции являетсячетко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственнойвласти Федерации и её субъектов./>Заключение
Подводя итоги проделанной работе следует отметить следующиеосновные моменты. Конституция является основным источником любой отраслинационального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституциикак основного источника конституционного права выражается в следующем:
1) Конституция принимаетсянародом или от имени народа, она является высшей формой воплощениягосударственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята нареферендуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;
2) конституционные нормыимеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существованиягосударства (основы конституционного строя), основы организации государственнойвласти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционныенормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы быласоответствовать;
3) Конституция определяетнекоторые виды иных источников права;
4) Конституция РФ обладаетвысшей юридической силой и непосредственным действием на всей территорииРоссийской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должныпротиворечить Конституции РФ;
5) Конституция РФ имеет нетолько правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическоезначение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы,к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованиемв рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним изфундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества.
Конституционностьв любой цивилизованной стране – верхний этаж законности. Без соблюденияКонституции нет и в принципе не может быть законности как таковой. Все это –аксиомы для любого политика или юриста, неизбежные постулаты, прямо вытекающиеиз понятия Конституция – основной закон государства. Основной – следовательно,обязательный для всех, исполняемый неукоснительно.
Вообще,надо честно признать, что нынешняя Конституция далека от совершенства. И ееобъективные слабости, шероховатости, недоработки иногда провоцируют органывласти и должностных лиц на антиконституционные действия.
Изтекста Конституции фактически выпала, например, глава об избирательной системе,без которой Основной Закон страны выглядит явно недоработанным. И возникающиена этой почве коллизии на деле ведут к прямым нарушениям прописанных вКонституции же прав избирателей.
Амбициозностьотдельных политиков вкупе с недоработками самой Конституции образуют напрактике порочный круг пренебрежения к Основному Закону. Добавить к этомуследует и безответственность, которая всегда была, есть и остается злейшимврагом конституционности. И в итоге нетрудно убедиться, что политико-правовойКПД нашей Конституции до обидного низок.
Чтоже нужно сделать, что поднять Основной Закон на должную высоту, как это инадлежит в подлинно правовом государстве ?
Во-первых,необходимо привести Конституцию в соответствие с реальным правом. И главное приэтом, чтобы провозглашенная Основным Законом полнота прав и свобод человека игражданина наполнилась бы адекватным содержанием.
Во-вторых,необходимо резко повысить качество принимаемых законов. Конечная цель такова:исключить их противоречие праву, и прежде всего, естественно, конституционному.Законы, отличаясь точностью, не должны также нуждаться ни в каких министерскихинструкциях о порядке своего применения.
В-третьих.Каждому факту нарушения Конституции должна даваться неотвратимая правоваяоценка. Конституционный Суд не имеет права уклоняться от рассмотрения подобныхдел, безмолствовать по поводу противоречащих Основному Закону действий и актов.Конкретные же виды реальной ответственности за нарушения Конституции следуетустановить невзирая на лица.
Еслиудастся реализовать хотя бы этот политико-правовой минимум, то наша российскаяконституционность может приблизиться к эталонному уровню.
Практическиво всех цивилизованных странах конституции возведены в ранг государственныхсвятынь.
По-иному,очевидно, и быть может, если руководители государств, ведущие политики делаютвсе, чтобы граждане искренне уважали конституцию своей страны, гордились ею.
Еслимы в открытую провозгласили, что Россия стремится к построению правовогогосударства, то и нам следует действовать в том же ключе. Ведь без движения идоверия к Основному Закону, без неукоснительного соблюдения каждой буквыКонституции невозможно добиться успеха реформ, достичь подлинной общественнойстабильности.
/>Библиография
Нормативно-правовыеакты
1. Конституция РФ.М., Юрист, 1995.
2. Федеральныйконституционный закон от 10 октября 1995 “О референдуме Российской Федерации”//Собрание законодательства РФ, 1995. N 42. Ст. 3921.
3. Федеральныйконституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде РФ» //Собрание законодательства РФ 1994. № 13. Ст. 1447.
4. Федеральный законот 4 марта 1998 г. «О порядке применения и вступления в силу поправок кКонституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10.Ст. 1146.
5. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах применения судами КонституцииРоссийской Федерации при осуществлении правосудия” N 8 от 31 октября 1995 г. //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996 г. № 1.
6. Постановлениеконституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 по делу отолковании п.2 ст. 137 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. 1995. №49. Ст. 4868.Научная литература
1. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, 1997 г.
2. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра. 2001.
3. Баглай М.В.,Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 1996.
4. В каких поправкахнуждается Конституция? Круглый стол // Журнал российского права. – 1999. — №7/8. – С. 3-8.
5. Ильинский И.П.Конституция обновленной России // Советское государство и право. – 1991. — № 3.
6. Кашкин С.Ю. Сменацивилизации и конституция: формирование глобального идеала // Государство иПраво. – 1992. — № 11.
7. Ковешников Е.Новая Конституция нужна обществу, народу, России // советская юстиция. – 1993.- № 11.
8. Козлова Е.И.,Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М., 2001.
9. Конституционное(государственное) право: справочник. М., 1995.
10. Конституционноеправо. Энциклопедический словарь. Ответ. Редактор С.А. Авакьян. – М.: Изд.Норма. 2000.
11. Конституционноеправо: Учебное пособие в 2-х частях / Авт. и сост. Богданова Н.А. М., Юрид.колледж МГУ, 1996.
12. КонституцияРоссийской Федерации: энциклопедический словарь. М., Большая Рос. Энцикл.,1995.
13. Конституция РФ исовершенствование механизмов защиты прав человека // Государство и Право. –1994. — № 10. – С. 3-32.
14. Конституция.Закон. Подзаконный акт // Под ред. Тихомирова Ю.А. – М., 1994 г.
15. Кутафин О.Е. идр. Государственное право России: учебник. М., 1996.
16. Лассаль Ф. Осущности конституции. С-Пб., 1996.
17. Мамут Л.С. ПроектКонституции Российской Федерации: теоретические посылки. – 1991 г. // советскоеГосударство и Право. – 1991. — № 3.
18. Мартынин О.В.Российская конституция 1993 г. и становление новой политической системы //Государство и Право. – 1994. — № 10.
19. Михалева Н.А.Конституция, политика и социальный прогноз. – 1991 г. // Советское Государствои Право. – 1991. — № 3.
20. Михалева Н.А.Социалистическая конституция. Проблемы теории. М., 1981.
21. Муксинов И.Ш.,Хабибуллин А.Г., Сафонов В.Е. К пятилетию Конституции России и КонституцииБашкортостана // Государство и Право. – 1998. — № 8. – С. 105-110.
22. Поленина С.В.Новое в системе законодательства РФ // Государство и Право. – 1994. — № 12. –С. 27-36.
23. Рудинский Ф.М.Советские конституции: права человека и гражданина // Советское Государство иПраво. – 1991. — № 9.
24. Рыбкин И.П.Размышления о российской Конституции. // Журнал российского права. – 1999. -№7/8. – С. 3-8.
25. Сравнительноеконституционное право. М., 1996
26. Стрекозов В.Г.,Казанченцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации:учебник. М., 1997.
27. Тихомиров Ю.Конституция и законодательство. // Российская Федерация. – 1993. — № 2(14). –С. 26-28.
28. Хабриева Т.Я.Теоретические проблемы современного конституционализма (научно-практическийсеминар) // Государство и Право. – 1999. — № 4. – С. 23-28.
29. Чиркин В.Е. Конституционноеправо: учебное пособие. М., 1997.
30. Чиркин В.Е.Конституция и международный опыт. // Государство и Право – 1998. — № 12. –С.5-14.
31. Чиркин В.Е. Онекоторых проблемах реформы российской конституции // Государство и Право. –2000. — № 6. — С. 5-11.
32. Шитнис В.Л.Тернистый путь Российской Конституции // Государство и Право. – 1997. — № 12. –С. 62-73.
33. Эбзеев Б.С.Конституция и правовое государство. М., 1997.
34. Эбзеев Б.С.Толкование Конституции Конституционным Судом РФ // Государство и Право. – 1998.- № 5. – С. 5-12.
35. Эбзеев Б.С.,Радченко В. Прямое действие конституции РФ и конкретизация ее норм //Российская юстиция. – 1994. — № 7. – С. 7-10.
Приложение 1./> /> /> />
Объекты конституции – это общественные отношения, регулируемые конституцией. /> /> />
/>
Приложение 2.
Конституция представляет собой единый закон или совокупность законов, конституционных обычаев, обладающих высшей юридической силой и закрепляющих основы устройства государства и общества.
/>
Приложение 3./> /> />
Юридические свойства Конституции РФ – её признаки как правового акта, позволяющие раскрывать правовую природу, показать особенности данного документа /> /> /> /> /> /> /> /> />
Приложение. Сравнительный анализ КонституцииРоссии и США.Основные различияконституций, не связанные с содержанием отдельных статей:
1. Конституция СШАне декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введеныпозднее поправками.
2. Декларацияполномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер.Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3. Конституция СШАпредусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должностьупразднена.
4. КонституцияРоссии предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы поКонституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, непредполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы вкомпетенции штатов.
5. КонституцияРоссии гарантирует право на местное самоуправление.
6. Конституция СШАограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основаниивозраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатовна должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз дляпредставителей судебной власти.
7. Конституция СШАпретерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введенияпоправок. Конституция России допускает принятие Федеральных КонституционныхЗаконов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятиясущественно проще.
8. Изменения КонституцииСША производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9)Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняетсяпересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такогомеханизма.
9. В целомконституция России испытывает существенное влияние Конституции США. Многиеосновные положения в части государственного устройства и республиканской формыправления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровнесовременной юридической науки и является более тщательно проработаннымдокументом. Россия США Законодательная власть
Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.
Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.
Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта.
Председатели палат — выборные.
Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.
Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.
Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса. Законодательный процесс Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса. Компетенция парламента
Совет федерации:
Изменения границ
Чрезвычайное и военное положение
Использование вооруженных сил за пределами России
Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.
Государственная дума:
Назначение председателя Центробанка
Объявление амнистии
Государственные займы
регулирование внешней торговли
эмиссия денег
стандартизация
формирование судебных органов, кроме Верховного суда
борьба с нарушениями закона
объявление войны и заключение мира
формирование и содержание армии и флота
разработка законопроектов
разрешение конфликтов между штатами
принятие новых штатов в состав США Исполнительная власть
Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.
Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Не более двух сроков подряд.
В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.
Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.
Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.
Не более двух сроков.
В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса. Полномочия Президента и его обязанности
Глава государства
Верховный главнокомандующий
Охрана суверенитета России
Определение основных направлений политики
Представление интересов страны в международных отношениях
Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.
Отставка правительства
Формирование Совета Безопасности
Роспуск Думы
Глава государства.
Главнокомандующий вооруженными силами.
Заключение договоров с иностранными государствами
Назначение послов, министров, членов Верховного суда Судебная власть
Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.
Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.
Высший Арбитражный Суд — экономические споры
Верховный суд, суды штатов
Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.
Решения выносит жюри присяжных. Права субъектов федерации
Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.
Не имеют права
ограничивать действие Конституции и власти Президента
устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы
эмиссии денег
В совместном ведении с Российской Федерацией
разграничение собственности
соответствие законодательных актов
природопользование
принципы налогообложения
координация международных и внешнеэкономических связей.
Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата
Не имеют права
заключения договоров и союзов
эмиссии денег
выпуска займов
отмены законов
присвоения титулов
Не имеют права без согласия Конгресса
облагать налогами импорт и экспорт
содержать армию и флот Взаимоотношения субъектов федерации
Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Граждане любых штатов равны в правах
Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого. Изменения конституции
Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы.
По основным статьям — созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием. Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов. Права граждан
Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность
Свобода мысли, слова, массовой информации
Свобода вероисповедания
Свобода собраний
Труд свободен. Принудительный труд запрещен.
Все равны перед законом и судом
Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища
Свобода передвижения
Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений
Избирательные права
Право на жилище
Право на медицинское обслуживание
Право на образование
Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности
(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.
(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.
(V поправка) Защита частной собственности.
(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда
(XIV поправка) Равенство граждан перед законом
(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности
(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола
(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет
Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав Обязанности граждан
Уплата налогов
Защита Отечества (военная или альтернативная служба)
Охрана окружающей среды