Реферат по предмету "Государство и право"


Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикцию государства

Содержание
Введение
1. Юрисдикция государства
1.1 Понятие юрисдикции государства
1.2 Виды государственной юрисдикции
2. Концепция дел, входящих во внутреннюю юрисдикциюгосударства
2.1 Принципы международного права
2.1.1 Принцип суверенного равенства государств
2.1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой
2.1.3 Принцип нерушимости государственных границ
2.1.4 Принцип территориальной целостности(неприкосновенности) государств
2.1.5 Принцип мирного разрешениямеждународных споров
2.1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела
2.1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека
2.1.8 Принцип самоопределения народов и наций
2.1.9 Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств
2.1.10. Принцип обязанности государств сотрудничать друг сдругом
2.2 Концепция дел, входящих вовнутреннюю юрисдикцию
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возникновение государств привело к возникновениюмежгосударственных отношений и международного права. Его зачатки складывались ввиде региональных международно-правовых систем, охватывающих сравнительно небольшиегеографические районы — те, где раньше всего появились государства.
Понятие внутренней компетенции государства на практике частовызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростомвзаимозависимости государств. В частности, современная концепцияневмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своейвнутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, втом числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяетправильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежитсомнению, что понятие дела, по существу входящие во внутреннюю компетенциюлюбого государства не является чисто территориальным понятием. Это означает,что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретногогосударства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к еговнутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, чтособытия, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожаютмеждународному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутреннимделом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этихсобытий не будут вмешательством во внутренние дела государства.
/>1. Юрисдикциягосударства
 1.1 Понятие юрисдикции государства
Изучение термина «юрисдикция» следует начинать срассмотрения его этимологии. Традиционно принято считать, что термин «юрисдикция»происходит от латинских слов jus — право и dico — говорю. Разным определениямпонятия «юрисдикция» способствовал перевод этого термина с латыни (jurisdictio- судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует словоjustitio, а также толкование слов jus, disere как разрешение конфликта илиприменение властью установленных правил.
Юрисдикция определяется по виду и характеру разрешаемых дел(преступления и проступки, имущественные споры между хозяйственнымиорганизациями и отдельными лицами и т.д.), по их территориальнойпринадлежности, в зависимости от участвующих в деле лиц (подсудностьвоеннослужащих военным трибуналам). Различают юрисдикцию арбитражных и общихсудов, корпоративную, гражданскую, уголовную, налоговую и др. Выделяется такжеюрисдикция государства — права судебных и административных органов государствана рассмотрение и разрешение дел в соответствии с их компетенцией. В научнойлитературе упоминаются ее разновидности. Например, юрисдикция государства надвоздушными судами, космическими объектами, морскими судами, основной задачейкоторой является решение правовых вопросов, связанных с государственнойдеятельностью и его полномочиями. Иначе трактуется налоговая юрисдикция. Здесьподразумевается территория, на которой действуют самостоятельные налоговыезаконы.
Понятие внутренней компетенции государства на практике частовызывает споры. Оно меняется с развитием международных отношений, с ростомвзаимозависимости государств. В частности, современная концепцияневмешательства не означает, что государства могут произвольно относить к своейвнутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, втом числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяетправильно подходить к решению этого сложного вопроса. В частности, не подлежитсомнению, что понятие дела, по существу входящие во внутреннюю компетенциюлюбого государства не является чисто территориальным понятием. Это означает,что какие-то события, хотя они и происходят в пределах территории конкретногогосударства, могут рассматриваться как не относящиеся исключительно к еговнутренней компетенции. Например, если Совет Безопасности ООН констатирует, чтособытия, происходящие в пределах территории какого-либо государства, угрожаютмеждународному миру и безопасности, то такие события перестают быть внутреннимделом данного государства, и действия Объединенных Наций в отношении этихсобытий не будут вмешательством во внутренние дела государства
 1.2 Виды государственной юрисдикции
В международном праве юрисдикция государства — правасудебных и административных органов государства по рассмотрению и разрешениюдел в соответствии с их компетенцией. В международном праве различаюттерриториальную и личную юрисдикцию.
Под территориальной понимается такая юрисдикция, котораяосуществляется в пределах установленных границ. На своей территории государствореализует полную юрисдикцию, за исключением тех случаев, когда международнымисоглашениями предусматривается иное. Ограниченная целевая юрисдикцияиспользуется государством в пределах его континентального шельфа иэкономической зоны. Принцип ответственности по закону места совершенияпреступления, получивший название территориального, означает: все лица,совершившие преступление на территории данного государства, подлежатответственности по его законам. Он выражает территориальный характерсуверенитета государства, в соответствие с которым юрисдикция государствараспространяется на всех находящихся на его территории лиц, и основан на том,что преступление затрагивает интересы того государства, где оно совершено.
Принцип территориальной юрисдикции на практике реализуетсяпутем установления в уголовно-процессуальном законодательстве различныхгосударств территориальной подследственности и подсудности.
При формировании правовой базы международной уголовнойюстиции, призванной реализовать нормы международного права об ответственностиза международные преступления традиционно доминирует территориальнаяподсудность и лишь в качестве альтернативы предусматривается возможностьрассмотрения дела международным судом.
Однако, независимо от применимого в каждом конкретном случаеюрисдикционного принципа, для такой деятельности, как правосудие по делам омеждународных преступлениях геноцида основополагающим является то, что оно (правосудие)должно осуществляться в соответствие с международным правом. И данное положениекасается не только процессуальных аспектов осуществления правосудия (которые вомногом зависят от конкретных обстоятельств расследования и разрешения посуществу конкретных уголовных дел), но в первую очередь — от егоматериально-правовых предписаний, устанавливающих преступность геноцида вцелом, элементы состава этого преступления.
На уровне международных судебных органов данное положение,как показывают вынесенные трибуналами решения, в целом соблюдается.
Вместе с тем, при осуществлении уголовного судопроизводствас применением принципа территориальной юрисдикции, встречаются случаиигнорирования материально-правовых предписаний Конвенции и попытки ихпроизвольного толкования вопреки тому, что преступление геноцида являетсямеждународным — т.е. преступлением особого рода, ответственность за котороепредусматривается в первую очередь не внутригосударственным, а международнымправом.
Такие факты обусловлены не международно-признаннымиинтересами борьбы за избавление человечества от этого отвратительного явления,а продиктованы иными факторами, вероятно, политического характера.
Придавая в таких случаях подчиненное положение интересамправосудия, опираясь в той или иной форме на принцип территориальнойюрисдикции, защищающий интересы конкретного государства, а не международногосообщества, участники уголовного процесса и иные лица, прямо игнорируютосновополагающие принципы международного права, подлежащие учету прирасследовании и разрешении по существу уголовных дел о преступлениях геноцида.
С использованием возможностей территориальной юрисдикцииприменительно к расследованию преступлений геноцида известны нарушенияпринципа, в соответствие с которым регулирование отношений, возникающих довступления в силу норм международного права, не допускается т.е. правила о том,что нормы международного права обратной силы не имеют
В соответствие с нормами упомянутого закона, в национальномзаконодательстве Литвы под геноцидом предписывалось понимать «действия,совершаемые с намерением полного или частичного физического уничтожениянаселения, принадлежащего к какой-либо национальной, этнической, расовой илирелигиозной группе, которые выразились в убийстве членов этой группы, жестокихпытках, причинении им тяжких телесных повреждений, нарушении умственногоразвития; в предумышленном создании таких жизненных условий, которые рассчитанына полное или частичное уничтожение такой группы людей; в насильственнойпередаче детей из этих групп в другие группы или применение мер, рассчитанныхна насильственное ограничение деторождения; убийства или пытки людей Литвы,депортация ее населения, совершенные в годы оккупации и аннексии Литвынацистской Германией или СССР».
Личная (национальная) юрисдикция применяется государством вотношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, например воткрытом море, в Антарктике. В случаях, предусмотренных национальнымзаконодательством, юрисдикция государства может распространяться на гражданэтого государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории, нодействовать эта юрисдикция может только на территории своего государства, еслииное не предусмотрено международным соглашением. В случаях возникновенияколлизии вопрос о применении юрисдикции того или иного государства решается наосновании международных договоров или международно-правовых обычаев.
Каждое государство пользуется правами, присущими полномусуверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться вих осуществление. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно призывала государстваотказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречитсуверенитету других государств.
Для реализации суверенных прав государства существенноезначение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета иозначает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различаютюрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия — территориальную иэкстратерриториальную, по характеру власти — законодательную, исполнительную,судебную.
Полная юрисдикция означает власть государства предписыватьповедение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в егораспоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, чтогосударство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мереограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.
Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основнымявляется территориальный принцип. В проекте Декларации прав и обязанностейгосударств он сформулирован так: «Каждое государство имеет правоосуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами,находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правомиммунитетов» (ст.2).
В пределах своей территории и в сфере действия своегосуверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что властьгосударства распространяется и за пределы его территории, например на граждан,находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положенияморские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международномпространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенноймере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие всостав его территории.
Вторым принципом является персональный, в соответствии скоторым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношенииграждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речьидет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяетсятакже на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постояннопроживающих в данном государстве (см. § 5 гл. VIII).
Поскольку в пределах своей территории государствоосуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом — ограниченную,то преимущественная сила принадлежит праву страны пребывания. Иностранноегосударство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.
Так, сфера действия законодательства определяется Воздушнымкодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулируетсоответствующие отношения «на территории Российской Федерации, а такжеотношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов РоссийскойФедерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотренозаконами страны пребывания или международным договором Российской Федерации...»
Государство осуществляет некоторые властные функции и наиностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства,его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатическиепредставительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическимилицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялисьв своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров спредставляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют актыбесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).
Помимо министерства иностранных дел все большее число иныхведомств осуществляет властные функции за рубежом. Немало новых моментов вноситпрактика стран СНГ. Так, многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает,что стороны имеют право «допрашивать собственных граждан через своидипломатические представительства или консульские учреждения
Особым случаем являются соглашения о пребывании натерритории государства иностранных вооруженных сил, которые распространяютпочти полную юрисдикцию иностранного государства на часть территории страны.
Основными видами юрисдикции государства являются:
1. Уголовная юрисдикция. Включает в себя возможностьпривлечения лица, находящегося на борту иностранного судна, к уголовнойответственности, применения к нему мер пресечения и иных мер, необходимых дляпроизводства расследования (включая право остановить судно, осуществляющеемирный проход).
2. Гражданская юрисдикция — в широком смысле — этоюрисдикция по рассмотрению и разрешению гражданско-правовых споров и иных дел. Применительнок проблеме распространения юрисдикции на территориальное море наиболее важнымявляется вопрос о том, относится ли к компетенции российских судебных органоврассмотрение исков о возмещении ущерба, причинённого судном во время пребыванияв прибрежных водах.
3. Судебная юрисдикция — предопределяет возможностьприменения к иностранному судну мер по обеспечению производства по гражданскимделам (обеспечительные меры и меры по принудительному исполнению решения суда вгражданском и арбитражном процессах).
/>2. Концепция дел,входящих во внутреннюю юрисдикцию государства
 2.1 Принципы международного права
Основные принципы международного права зафиксированы вУставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающимисодержание принципов современного международного права, являются Декларация опринципах международного права, касающихся дружественных отношений исотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятаяГенеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г., и Декларация принципов, которымигосударства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях,содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству вЕвропе от 1 августа 1975 г.
При толковании и применении принципов международного правапринято применять системный подход, т.е. важно помнить, что все онивзаимосвязаны и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех другихпринципов.
Представляется целесообразным рассмотреть каждый изпринципов международного права, входящих в систему принципов международногоправа.
 2.1.1 Принцип суверенного равенства государств
Сущность данного принципа составляет правило о том, чтоподдержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишьпри полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждоегосударство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. ихправо в пределах собственной территории осуществлять законодательную,исполнительную, административную и судебную власть без какого-либовмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводитьсвою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основусовременных международных отношений, что закреплено в п.1 ст.2 Устава ООН,который гласит: „Организация основана на принципе суверенного равенствавсех ее членов“.
В современном международном праве этот принцип с наибольшейполнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии сУставом ООН.
Основное социальное назначение принципа суверенногоравенства заключается в обеспечении равноправного участия в международныхотношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального,политического или иного характера.
 2.1.2 Принцип неприменения силы и угрозы силой
Обязанность неприменения силы носит ярко выраженныйуниверсальный характер. Она распространяется на все государства, посколькунеобходимость поддержания международного мира и безопасности требует, чтобы всегосударства, а не только члены ООН, придерживались в отношениях друг с другомуказанного принципа.
Согласно Уставу ООН запрещается не только применениевооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характерпротивоправного применения силы. .
Однако следует обратить особенное внимание на концепцию»законного применения вооруженной силы". Устав ООН предусматриваетдва случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст.51)и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира илиакта агрессии (ст.39 и 42).
Основное содержание принципа неприменения силы заключается вобязанности государств воздерживаться от угрозы силой или ее применения с цельюнарушения границ другого государства или как средство разрешениятерриториальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.
 2.1.3 Принцип нерушимости государственных границ
Принцип нерушимости государственных границ как один изважнейших принципов международного права составляет одну из важнейших основбезопасности европейских государств. Этот принцип был сформулирован вЗаключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.следующим образом: «Государства-участники рассматривают как нерушимые всеграницы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будутвоздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы».
Выделяют три основных элемента принципа нерушимости границ:
1) признание существующих границ в качестве юридическиустановленных в соответствии с международным правом;
2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данныймомент или в будущем;
3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включаяугрозу силой или ее применение.
Принцип нерушимости границ тесно связан с принципомнеприкосновенности государственных границ, в содержание которого входитобязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: недопускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечениябез соответствующего разрешения или вне установленных правил, а также правокаждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми итранспортными средствами.
/>2.1.4 Принциптерриториальной целостности (неприкосновенности) государств
Этот принцип появился в теории международного права сзакреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико сточки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается взащите территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение противтерриториальной целостности (неприкосновенности) и политической независимостилюбого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихсядружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии сУставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п.4 ст.2 Устава ООНбыли отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности)следующим образом: каждое государство «должно воздерживаться от любыхдействий, направленных на нарушение национального единства и территориальнойцелостности любого другого государства или страны». В Уставе ООН такжеподчеркивалось, что «территория государства не должна быть объектомвоенной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положенийУстава», и что «территория государства не должна быть объектомприобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения».В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либотерриториальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ееприменения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающиеположения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные допринятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международнымправом.
Этот принцип отличается от рассмотренных выше принциповзапрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории вобъект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы.Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальнуюцелостность друг друга и, следовательно, должны «воздерживаться от любыхдействий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН».
 2.1.5 Принцип мирного разрешения международныхспоров
Данный принцип международного права закреплен в п.3 ст.2Устава ООН следующим образом: «Все члены Организации Объединенных Нацийразрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы неподвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Существовавшеедо обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращатьсяк мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало ихследовать этой процедуре.
В соответствии с современным международным правомгосударства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. Общееположение п.3 ст.2 распространяется на все споры, включая те, продолжениекоторых может и не угрожать международному миру. Согласно п.1 ст.1 Устава международныеспоры должны разрешаться в соответствии с принципами «справедливости имеждународного права», следовательно, мирные средства обязательны дляразрешения любых международных споров.
Представляется целесообразным рассмотреть подробно каждое изсредств мирного урегулирования споров, включая не упомянутые в Уставе ООНдобрые услуги:
1. Переговоры — являются наиболее доступным и эффективнымсредством мирного разрешения споров. Они играют ведущую роль среди другихмирных средств.
2. Консультации сторон — стали применяться в широкоммасштабе после Второй мировой войны. Процедура обязательных консультаций наоснове добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функциюконсультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и дляпредотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, взависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонамидоговоренности о применении других средств урегулирования. В литературеконсультации часто называют разновидностью переговоров.
3. Обследование — такое средство мирного урегулирования, ккоторому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценкефактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Дляосуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началахмеждународную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьегогосударства или международной организации.
Примирение (согласительная процедура) — не только выяснениефактических обстоятельств, но и выработка конкретных рекомендаций сторон. Приприменении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием,образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая ивырабатывает свои рекомендации, причем выводы согласительной комиссии носятфакультативный характер, т.е. не являются юридически обязательными для сторон,участвующих в споре.
5. Добрые услуги — средство разрешения международного спора,осуществляемого не участвующей в споре стороной. Эти действия могут бытьнаправлены на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услугимогут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеихспорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны.
6. Посредничество — предполагает непосредственное участиетретьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящихсторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этихсторон решения спора.
7. Международный арбитраж — это добровольно выраженноесогласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейскоеразбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Обязательностьпризнания и исполнения решения есть то главное, что отличает арбитражнуюпроцедуру от приведенных выше средств мирного урегулирования споров.
8. Судебное разбирательство — в основе своей сходно стретейским разбирательством. Однако вынесенное судом решение являетсяокончательным и юридически обязательным для сторон в споре.
 2.1.6 Принцип невмешательства во внутренние дела
В настоящее время принцип невмешательства определен в п.7 ст.2Устава ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация опринципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООНо недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении ихнезависимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
В соответствии с п.7 ст.2 Устава ООН Организация не имеетправа «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннююкомпетенцию любого государства», причем под вмешательством понимают любыемеры государств или международных организаций, с помощью которых последниепопытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, посуществу входящие в его внутреннюю компетенцию.
Решение вопроса о делах, относящихся к внутреннейкомпетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, чтос развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которыегосударства на добровольной основе подвергают международному регулированию. Однакоконцепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могутпроизвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международныеобязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН,являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этоговопроса.
 2.1.7 Принцип всеобщего уважения прав человека
В преамбуле Устава члены ООН подтвердили «веру восновные права человека… в равноправие мужчин и женщин… ». В статье 1в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними «впоощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех,без различия расы, пола, языка и религии». Важнейшее значение имеет ст.55Устава, согласно которой «Организация Объединенных Наций содействует:
a) повышению уровня жизни, полной занятости населения иусловиям экономического и социального прогресса и развития...
c) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основныхсвобод для всех...»
В статье 56 предусматривается, что «все членыОрганизации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия всотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст.55».
Анализ многочисленных международных документов по правамчеловека, к которым относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, чтов современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии скоторой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основныесвободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Тем не менее, непосредственная защита прав и свобод человекаявляется делом сугубо национальной правовой политики. Международные нормы вобласти прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственнона территории государства, что требует от государства имплементации правовыхнорм в свою внутреннюю правовую систему. Современное международное правопоощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдениемеждународных стандартов в области прав человека. Итоговый документ встречигосударств — участников СБСЕ в Вене предписывает государствам «уважатьправо своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активныйвклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод», предусматривает«право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнениюположений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью», адокумент Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство «обеспечивать,чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включаяправо создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельностинеправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать правачеловека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению засоблюдением прав человека».
 2.1.8 Принцип самоопределения народов и наций
Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формысвоего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основмеждународных отношений. Появлению принципа самоопределения народовпредшествовало провозглашение принципа национальности, который предполагалсамоопределение только по признаку национальности. На современном этаперазвития международного права принцип самоопределения народов и наций вкачестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Однаиз важнейших целей ООН — «развивать дружественные отношения между нациямина основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п.2ст.1 Устава).
Право национального самоопределения не исчезает, если нацияобразовала самостоятельное государство или вошла в состав федерации государств.Субъектом права на самоопределение являются не только зависимые, но и суверенныенации и народы. С достижением национальной самостоятельности право насамоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение всоответствующей международно-правовой норме. Без строгого уважения и соблюденияпринципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важныезадачи, стоящие перед ООН, в частности, невозможно содействовать всеобщемууважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различиярасы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципаневозможно также поддержание отношений мирного сосуществования междугосударствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 г. обязановоздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешатьнародам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципаявляется право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целямии принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределениенасильственным путем.
 2.1.9 Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств
Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servandaна ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находитотражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международныхсоглашениях.
Рассматриваемый принцип носит универсальный характер, чтоудостоверяется, к примеру, Венской конвенцией о праве международных договоровследующим образом: «Каждый действующий договор обязателен для егоучастников и должен ими добросовестно выполняться». Кроме этого вКонвенции также закреплено следующее положение: «Участник не можетссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания дляневыполнения им договора».
В литературе отмечается, что следует сопоставлятьобязательства «по международному праву» как более широкое понятие,нежели обязательства, «вытекающие из общепризнанных принципов и норммеждународного права».
Принцип добросовестного выполнения международныхобязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит,что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам,заключенным добровольно и на основе равноправия.
 2.1.10. Принцип обязанности государств сотрудничатьдруг с другом
В соответствии с Уставом ООН государства обязаны «осуществлятьмеждународное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического,социального, культурного и гуманитарного характера», а также обязаны«поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью приниматьэффективные коллективные меры». Данный принцип также был зафиксирован вуставах многих международных организаций, в международных договорах,многочисленных резолюциях и декларациях.
Конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самихгосударств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннегозаконодательства и принятых на себя международных обязательств.
 2.2 Концепция дел, входящих во внутреннюююрисдикцию
Как уже отмечалось выше, принцип невмешательства вовнутренние дела государств является одним из основных принципов современногомеждународного права. Принципы международного права имеют обязательный характердля всех субъектов международного права. При исследовании содержания принципаневмешательства важно не забывать о его тесной связи с другими принципамимеждународного права. Согласно Декларации о принципах международного права,касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами всоответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 г., «принципы являютсявзаимно связанными, и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всехдругих принципов». Особо подчеркивается связь принципа невмешательства спринципом неприменения силы или угрозы силой, принципом уважениягосударственного суверенитета, принципами суверенного равенства государств, ихтерриториальной целостности и нерушимости границ, обязанностью выполнять своимеждународные обязательства. Уругвайский юрист-международник Х. де Аречагаутверждает, что признание этих принципов послужило предпосылкой формированияконцепции невмешательства. Для того чтобы изучить современные тенденцииразвития принципа невмешательства во внутренние дела государств, нужнорассмотреть историю его становления совместно с другими принципамимеждународного права.
При исследовании принципа невмешательства во внутренние делагосударств важно определить соотношение между данным принципом и концепциейгосударственного суверенитета.
Государственный суверенитет подразумевает верховенствовласти внутри страны и ее независимость в международных отношениях, всю полнотузаконодательной, исполнительной и судебной власти государства на еготерритории, исключающую всякую иностранную власть, а также неподчинениегосударства властям иностранных государств в сфере международного общения,кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства.В настоящее время в литературе высказывается мнение о многообразии видовсуверенитета. Рассматривают государственный суверенитет, этнический, народный,национальный, парламентский, расщепленный, территориальный, воздушный,двойственный, разделенный и другие. Представляется, что столь многообразноетолкование термина «суверенитет» ничем не оправдано. Данный подходхарактерен преимущественно для политологической, а не юридической литературы, изачастую является попыткой заменить признанные правовые институты, например,институт прав человека на суверенитет личности, институт местногосамоуправления на разделенный суверенитет. В настоящее время в юридическойлитературе признается существование государственного суверенитета, суверенитетанации или народа. В то же время правовое значение имеет только государственныйсуверенитет. Российский профессор С.В. Черниченко вообще полагает, что народможет выступать лишь как источник суверенитета, а не как его носитель. Странаобладает в своих пределах верховенством власти и может пресекать любыепокушения на свою независимость.
Что касается соотношения государственного суверенитета ипринципа невмешательства во внутренние дела страны (соотношение волигосударства с международным правом), то, между этими институтами не существуеткакого-либо противоречия. Следует отметить, что в 1950-1970-е гг. проблемасоотношения государственного суверенитета и международного права вызывалаожесточенные споры между представителями западной и советской науки. Авторысоциалистических стран утверждали, что примат международного права приведет кпревращению международных организаций в надгосударственные монополии игосударственный суверенитет будет утерян. Действительно, действующиемеждународные договоры и принципы международного права ограничивают поведениегосударств в отдельных сферах. Страны обязаны обеспечить соответствиенационального законодательства их международным обязательствам. Этот принципзакреплен, в статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров ипункте 3 Венского документа СБСЕ от 15 января 1989 г. Государства не могутссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания дляневыполнения ими договора. Нормы международного права являются проявлением волигосударств, результатом реализации их суверенных прав. В то же времядеятельность государств на международной арене накладывает ограничения насвободу действий страны в той или иной сфере (внутреннюю юрисдикцию), незатрагивая при этом государственный суверенитет.
Определение понятия «внутренняя компетенция» (однакокак в самом праве — национальном и международном, так и в доктрине дляобозначения того, что описывается термином «юрисдикция», пользуютсятакже термином «компетенция», т.е. они часто используются какоднозначные) является одним из актуальнейших вопросов современногомеждународного права. Пункт 7 статьи 2 Устава ООН запрещает вмешательство вдела, входящие во внутреннюю компетенцию любой страны. Внутренняя компетенцияявляется отражением государственного суверенитета. Сильные в военном илиполитическом плане государства вмешиваются de facto в дела более слабых стран. Вто же время следует согласиться с точкой зрения профессора С.В. Черниченко,который отмечает, что внутренняя компетенция характеризует область, «вмешательствов которую не невозможно практически, а не должно иметь место»20. Государствавзаимно признают независимость друг друга и соглашаются с существованием укаждого из них сфер, вмешательство в которые запрещено.
В доктрине международного права общепризнанного определениявнутренней компетенции не существует. Под внутренней компетенцией государстваобычно понимают любые вопросы его суверенной деятельности во внутри — ивнешнеполитической сферах. Идея существования области, вмешательство в которуюзапрещается, появилась достаточно давно
В 50-60-х гг. XX в. большое внимание уделялосьсравнительному исследованию пункта 8 статьи 15 Статута Лиги Наций и пункта 7статьи 2 Устава ООН. Согласно Статуту запрещается вмешательство в дела, «исключительновходящие во внутреннюю компетенцию государств». Устав ООН не даетОрганизации права на вмешательство «в делах, по существу входящих вовнутреннюю компетенцию любого государства». Трактовка принципаневмешательства, закрепленная в Уставе ООН, несомненно более широка по своемусодержанию, что направлено на защиту независимости и суверенитета всех стран. Некоторыеавторы, например профессор Черниченко, считают, что Устав ООН закрепляетабсолютно новый подход к концепции внутренней компетенции. Трактовка пункта 7статьи 2 Устава ООН приобретает политический характер, что позволило свободнеетрактовать границы принципа невмешательства. Необходимо также отметить, чтотермин «исключительная внутренняя компетенция» практически неиспользовался в международных соглашениях, принятых после 1945 года. Единственнымисключением является Итоговый документ Московского совещания представителейгосударств — членов СБСЕ 1991 г. В то же время термин «исключительнаявнутренняя компетенция» был популярен в советской доктрине. Подразумевалось,что существует круг дел, абсолютно недоступных международному праву, которые немогут быть исключены из компетенции государства даже при его согласии.
Принцип невмешательства закрепляется как в универсальныхдокументах, так и в актах региональных международных организаций. Согласнопункту 7 статьи 2 Устава ООН охраняются дела, по существу входящие вовнутреннюю компетенцию любого государства. Заключительный акт СБСЕ от 1 августа1975 г. призывает к невмешательству во внутренние дела и накладываетобязанность не вмешиваться во внутренние или внешние дела, входящие вовнутреннюю компетенцию государств-участников23. Статья 2 Пакта Лиги арабскихгосударств запрещает нарушать «режим внутренних условий в каждомгосударстве». Нужно отметить, что Пакт Лиги арабских государств представляетединичный пример использования термина «режим внутренних условий». Преимущественноиспользуют понятия «внутренняя компетенция», «дела, входящие вовнутреннюю компетенцию», «внутренние и внешние дела». В доктринеисследуется проблема внутренней компетенции, в то время как в документахзапрещается вмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию. Необходимовыяснить, существуют ли предпосылки использования того или иного термина.
Под внутренней компетенцией государства понимают сферу, вкоторой страна может действовать по своему усмотрению. Дела, входящие вовнутреннюю компетенцию, являются содержанием этой сферы. Различаются внутренниеи внешние дела государства и международные дела. К внутренним делам обычноотносят вопросы, связанные с политическим, экономическим, культурнымустройством страны, ее внутренней политикой25. В 60-70-х гг. ХХ в. исследователисоциалистических стран, например Я. Томко, Н.А. Ушаков, выделяли дополнительнуюкатегорию — исключительные внутренние дела — как вопросы, относящиеся кисключительной внутренней компетенции. Внешние дела касаются деятельностигосударства на международной арене. Так, страна сохраняет юрисдикцию вотношении своего дипломатического и консульского персонала, вооруженных сил,расположенных на территории другого государства. Корабли любых государствпользуются правом мирного прохода через территориальные воды.
В период классического международного права идеиневмешательства распространялись лишь на область внутренних дел. В современноммеждународном иногда отмечают особое значение внутренних дел, не отрицая приэтом необходимости охраны внешних интересов. Российский юрист Т.И. Тункинсчитает, что внутренние дела выступают как синоним дел, входящих во внутреннююкомпетенцию, и, соответственно, не являются территориальным понятием. Многиеавторы зачастую используют в работах термин «внутренние дела» каксобирательное понятие, включающее и внутренние и внешние дела. Иногда этосвязано с концептуальными соображениями, однако преимущественно терминиспользуется для удобства изложения. Исходя из этого, термин «внутренниедела» может выступать как синоним понятия дел, входящих во внутреннююкомпетенцию, внутренних и внешних дел и не нести каких-либо отличительныхпризнаков. В то же время выделение категорий внутренних и внешних делпредставляется вполне оправданным, так как существует определенная разница вполномочиях государства в этих областях. Принцип невмешательства,соответственно, распространяется как на внутренние, так и на внешние дела.
Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. запрещаетвмешательство во внутренние и внешние дела, входящие во внутреннюю компетенциюгосударств. Данное положение породило различные подходы к соотношению понятия«внутренняя компетенция» и внутренних и внешних дел. С.В. Черниченкосчитает, что предполагать существование внутренних и внешних дел, не входящихво внутреннюю компетенцию, просто абсурдно. В то же время Х. де Аречагаполагает, что такие дела существуют. В качестве примера он предлагаетрассматривать права человека. Нужно отметить, что объем внутренней компетенцииникогда не остается постоянным. Он меняется с развитием международныхотношений, определяется международными обязательствами конкретного государства.В настоящее время права человека регулируются как национальным, так имеждународным правом. Таким образом, внутренние и внешние дела являютсясодержанием внутренней компетенции. Не существует каких-либо еще дел, входящихв нее. Формулировка Хельсинкского заключительного акта 1975 г. была направленана то, чтобы максимально закрепить принцип невмешательства, а не сузить кругвходящих в него дел.
Еще одной важной проблемой является соотношение дел,входящих во внутреннюю компетенцию государства, и международных дел. При еерешении нужно учитывать следующие факторы:
1) объем внутренней компетенции не постоянен, невозможно рази навсегда определить ее содержание;
2) внутренние и внешние дела — это дела, которые государствоне считает предметом международно-правового регулирования, и дела, которыегосударство не обязано представлять для рассмотрения на международном уровне;
3) решать вопрос о том, относится ли дело к внутреннейкомпетенции, необходимо в каждом конкретном случае.
Объем внутренней компетенции является границей международныхдел. До принятия Статута Лиги Наций принцип невмешательства во внутренние делазакреплял независимость страны от других государств. Пункт 8 статьи 15 Статутазакрепляет независимость государства в рамках международного права. Представителисоциалистических стран выступали против акцентации роли международного права. Подвоздействием СССР ссылка на международное право была исключена из Устава ООН. Прирешении вопроса о внутренней компетенции упор делался на роли государства. Советскойдоктриной, однако, не отрицалось, что объем дел, входящих во внутреннююкомпетенцию, зависит от уровня развития международных отношений. Всесуществующие международно-правовые нормы являются результатом согласованияпозиций государств. Страны сами определяют круг внутренних дел. В то же времясуществует ряд норм международного права, которые являются обязательными длявсех государств. Их создание явилось результатом согласования воли всехсуществовавших на тот момент государств в интересах всего мирового сообщества. Такимобразом, во внутреннюю компетенцию не входят дела, которые регулируютсяобщепризнанными нормами международного права как договорного, так и обычногохарактера.
Еще один аспект соотношения международных дел и дел,входящих во внутреннюю компетенцию, вызывает оживленные дискуссии. Именно: исключаетли заключение государством международного соглашения по какой-либо проблемеэтот вопрос из его внутренней компетенции? Высказываются диаметральнопротивоположные точки зрения. Некоторые авторы, например профессор А.П. Мовчан(Россия), утверждают, что возникновение принципов международного права илизаключение международных договоров не исключает дело из внутренней компетенциистраны. В то же время нормативисты (например, Кельзен) считают, что заключениелюбого международного договора включает объект договора в категориюмеждународных дел. Нельзя, однако, забывать тот факт, что именно от государствав большинстве случаев зависит объем его внутренней компетенции. Как ужеотмечалось выше, jus cogens (общепризнанные нормы международного права) изымаютдела из внутренней компетенции государства. В отношении же локальных, тем болеедвусторонних, договоров подобная практика неприменима. Объект этих договоровисключается из внутренней компетенции только государств — участников договора итолько на срок его действия. Ни одно третье государство или иной субъектмеждународного права не могут вмешаться в отношения между сторонами. В то жевремя нарушение договора одной из сторон влечет ее ответственность согласномеждународному праву.
Помимо ряда сфер, урегулированных общими нормамимеждународного права, к международным делам относят также ситуации, которыепредставляют интерес для всего мирового сообщества, угрожают международномумиру и безопасности. Организация Объединенных Наций создавалась для обеспечениямеждународного мира и безопасности. Согласно пункту 7 статьи 2 Устава ООНОрганизация наделяется принудительными полномочиями в отношении государств, чьидействия нарушают международный мир и безопасность или создают угрозу егонарушения. Государства свободны в своих действиях, пока ими не затрагиваютсямеждународный мир и безопасность. В то же время существует ряд аспектов,которые не регулируются нормами jus cogens, однако представляют интерес длявсего мирового сообщества. Они обычно исключаются из внутренней компетенциигосударств. К таким проблемам относят охрану окружающей среды, освоение космосаи Мирового океана, демократию и защиту прав человека. Таким образом,международными делами являются те, которые урегулированы общими нормамимеждународного права, договорными или обычными. Объект двусторонних соглашенийисключается из внутренней компетенции только государств — участников договора итолько на срок действия договора. Государствам запрещается совершать действия,подвергающие угрозе международный мир и безопасность. Из сферы внутреннейкомпетенции также исключаются дела, представляющие интерес для всего мировогосообщества.
Дискуссионной является проблема круга дел, по существувходящих во внутреннюю компетенцию государства. Установить четкие границы внутреннейкомпетенции невозможно. Международными соглашениями регулируются лишь некоторыеобласти. Декларация о принципах международного права 1970 г. к внутренним деламотносит право выбирать и развивать свою политическую, экономическую,социальную, культурную системы; Хельсинкский акт СБСЕ 1975 г. закрепляет правопринадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не бытьучастником двусторонних или многосторонних договоров, право на нейтралитет. ВДекларации о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние делагосударств от 9 декабря 1981 г. закрепляется право развивать международныеотношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над своими природнымиресурсами, право иметь свободный доступ к информации, развивать и использоватьсвою систему информации и средств массовой информации.
В то же время необходимо отметить, что многие положениядокументов, принятых в 1970-1980-е гг., не отражают современный характерразвития международных отношений. Если деятельность международных организацийпосле Второй мировой войны была направлена на то, чтобы не допуститьвозникновения вооруженного конфликта между государствами, то на современномэтапе возникают другие, не менее важные приоритеты. Сейчас отсутствиемежгосударственных столкновений уже не является гарантией международного мира истабильности. На первое место выходят внутригосударственные конфликты наэтнической или религиозной основе. Поэтому особое внимание уделяется соблюдениюправ человека. Если Устав ООН предлагал лишь «вновь утвердить веру восновные права человека»37, то согласно Документу Копенгагенскогосовещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. соблюдениеправ человека необходимо для прочного мира, безопасности, справедливости,сотрудничества. При этом осуществление прав и свобод возможно только в условияхдемократии и правового государства38. Хельсинкский документ 1992 г. в качествеобщих ценностей провозглашает права человека, права национальных меньшинств (возможно,ввиду особой конфликтогенности проблемы), демократию, верховенство закона,экономическую свободу, социальную справедливость, ответственное отношение кокружающей среде.
Как можно заметить, международные соглашения закрепляют кругвопросов, входящих во внутреннюю компетенцию, только в общих чертах. Датьисчерпывающий перечень просто невозможно ввиду многоплановости деятельностигосударства, постоянно меняющегося объема внутренней компетенции, которыйнаходится в прямой зависимости от развития международных отношений имеждународного права, участия государств в двусторонних и многостороннихдоговорах, членства в международных организациях. Обычно можно лишь решатьвопрос о том, входит ли конкретный вопрос в компетенцию конкретного государствав данный момент времени. Более подробно содержание внутренней компетенциираскрывается через совокупность действий, представляющих собой нарушениепринципа невмешательства.
Таким образом, принцип невмешательства во внутренние делагосударств является одним из основных принципов современного международногоправа. Он тесно связан с другими принципами международного права, в особенностис принципом неприменения силы или угрозы силой, принципом суверенного равенствагосударств, концепцией государственного суверенитета и в значительной мереопределяется ими. Существование принципа невмешательства возможно лишьблагодаря взаимному признанию государствами независимости друг друга.
Государственный суверенитет является неотъемлемым атрибутомкаждого государства. Он появляется и исчезает только одновременно со страной ине может быть ограничен. Развитие международного права и международныхотношений накладывают ограничения на внутреннюю компетенцию государств (полномочиястраны свободно действовать в той или иной сфере). Внутренняя компетенция нераспространяется на области, урегулированные общими нормами международногоправа или затрагивающие все мировое сообщество. Государствам запрещаетсясовершать действия, угрожающие международному миру и безопасности.
Внутренние и внешние дела являются содержанием внутреннейкомпетенции. Определить ее объем невозможно, так как он меняется с развитиеммеждународных отношений и различается для каждого государства. В международныхсоглашениях определяются границы внутренней компетенции, а также действия,нарушающие нормы международного права.
Заключение
Государство может осуществлять свою юрисдикцию на своейсобственной территории. Это включает в себя компетенцию на издание законов, наих толкование и применение и на принятие мер, обеспечивающих соблюдение законов.Международное право признает, что в некоторых обстоятельствах государство можетпринимать законы и выносить решения, касающиеся событий, происходящих запределами национальной территории. При этом осуществление исполнительнойкомпетенции, как правило, ограничивается территорией государства.
Для реализации суверенных прав государства существенноезначение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета иозначает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различаютюрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия — территориальную иэкстратерриториальную, по характеру власти — законодательную, исполнительную,судебную.
Полная юрисдикция означает власть государства предписыватьповедение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в егораспоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, чтогосударство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мереограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.
Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основнымявляется территориальный принцип. В проекте Декларации прав и обязанностейгосударств он сформулирован так: «Каждое государство имеет правоосуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами,находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правомиммунитетов» (ст.2).
В пределах своей территории и в сфере действия своегосуверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что властьгосударства распространяется и за пределы его территории, например на граждан,находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положенияморские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве,считаются частью территории государства их флага. В определенной мере властьгосударства распространяется и на морские воды, не входящие в состав еготерритории.
Список использованной литературы
1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентовюридических факультетов и вузов. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ВолтерсКлувер, 2005. — 415 с.
2. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. — М.: Юстицинформ, 2006.- 256 с.
3. Шамсон Р.Т. Права человека и внутренняя компетенция государства // Московскийжурнал международного права. — 2003. — № 2. — С.58 — 81
4. Принцип невмешательства во внутренние дела государств и современныемеждународные отношения. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.10 / Ради Махмуд АхмедАль-Томайзи — М., 1995. — 118 c.
5. Международно-правовые основы обеспечения коллективной безопасностигосударств-участников СНГ: Автореф. дис… канд. юрид. наук / Архангельский А.В.- М., 2003. С.17.
6. А.В. Кортунов «Россия и реформы ООН. », М., 1995, с.31.
7. Я. Томко «Внутренняя компетенция государств и ООН. », М., 1963и Шинкарецкая Г.Г., Вюншс-Петрецкая Х. «Проблема внутренней компетенциигосударств», Советский ежегодник международного права, М., 1988.
8. Черниченко С.В. Теория международного права. В двух томах. Том II «Старыеи новые теоретические проблемы». М., 1999. С.36.
9. Ушаков Н.А. Суверенитет в современном международном праве. М., 1963.76 с
10. Богуславский М.М. Иммунитет государства. Советская доктрина // Советскийежегодник международного права, 1980.М., 1981. С.229-231; Иванов С.А. НарушениеСША международно-правовых норм об иммунитете государства // Нарушение СШАмеждународного права. М., 1984. С.138-139;
11. Крылов С.Б., Перетерский И.С. Международное частное право. М., 1959. С. 99-104.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.