Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционное право, исполнительная власть и политические системы зарубежных стран

Содержание
1. Внутренняяструктура и полномочия парламентов в зарубежных странах
2. Исполнительнаявласть во Франции
3. Сравнитепартийные системы Франции и ФРГ; дайте характеристику политических партий этихстран, указав степень их влияния
4. Приведитесодержание статей Конституций США и Бельгии, регулирующих порядок внесенияизменений и дополнений в основной закон каждой из названных стран
Список используемойлитературы

1. Внутренняя структура иполномочия парламентов в зарубежных
странах
 
Современный парламент –это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волюнарода, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главнымобразом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностьюорганов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает имногими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства,например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство,назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенныеправительством, объявляет амнистию и т.д.
Значениепарламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересовразличных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако,в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личныеамбиции, различные неформальные связи. Мировой опыт показывает, что парламенттогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составеимеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересызначительных слоев общества.
Под парламентом обычнопонимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палатудвухпалатного парламента. В англосаксонском праве парламент – это триединоеучреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президентав Индии), верхнюю и нижнею палаты (при этом закон может быть принят присогласии всех этих трех составных частей). В странах с влияниеманглосаксонского права, где главой государства является президент и существуетодна палата парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее изглавы государства и Национального собрания. В континентальном праве, вГермании, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава жегосударства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторыхстранах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатногопарламента.
В настоящеевремя в большинстве стран действуют двухпалатные парламенты, и число палат, какправило, не превышает двух.
Порядокформирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры.
Двухпалатнаясистема — система организации законодательной власти, при которойзаконодательное собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов — палат (обычно — верхней и нижней, реже — равноправных).
Способы формирования верхних палат довольноразнообразны. К основным из них относятся:
1.Формирование верхней палаты посредствомнепрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует воФранции
2.Формирование верхних палат посредством прямыхвыборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется приформировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии.
3.Формирование верхней палаты путем назначенияприменяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии.
4.Традиционныйфеодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании.Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членствов ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членомпалаты лордов.
5. В рядеслучаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается,часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу(Непал).
Всоответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегдаизбирается непосредственно населением. Срок полномочий нижней палаты каждогосозыва колеблется от 2 до 7 лет. В некоторых странах для верхней палаты, неустановлен срок полномочий. Их состав обновляется полностью либо по частям, чтодает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечиваетнепрерывность законодательной власти. В тех странах, где допускается досрочныйроспуск парламента, досрочно могу распускаться только нижние палаты.
В большинствесовременных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с праваминижних палат. Например, во многих странах финансовые законопроекты могут бытьвнесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать какое-либовлияния на их принятие. В парламентах, где палаты неравноправны,устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат вотношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.
Однопалатнаясистема — структура общенациональных представительных учреждений — парламентов,исключающая их деление на палаты. Такие парламенты называют также«однопалатными». В настоящее время большинство парламентов мира(около 60%) строятся по однопалатной системе. Однопалатная система характернадля парламентов унитарных государств. В последние годы наблюдается процессперехода ряда унитарных государств от однопалатной системы к двухпалатной(Румыния, Польша, Чехия, Хорватия) и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).
В странах с двухпалатной системой каждая палатаформирует свой руководящий орган.
Руководство парламента (палат) осуществляетсялибо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом,бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели,секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. А внекоторых развивающихся странах председателем парламента выступает главагосударства. Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой(Франция, Италия, Япония), либо занимается высшим должностным лицом (США — Вице-президент, Великобритания — лорд-канцлер — представитель исполнительнойвласти), либо назначается (в Канаде Спикер Сената назначается актомгенерал-губернатора по рекомендации Премьер-министра).
Достаточно широка компетенция руководящегооргана. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другимиорганами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности свице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) онопределяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрениевопросов, внесенных правительством, руководит прениями, устанавливает на основерегламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координируетработу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и внутреннейполицией. Большие права в области процедуры дают председателю возможностьактивно влиять на решения парламента. В некоторых странах председатель палаты(парламента) признается фигурой внепартийной. Исходя из этого, он не вправевыступать по существу обсуждаемых вопросов и участвовать в голосовании, что нелишает его, однако, дискреционных прав. Но чтобы сохранить соотношение партийныхсил в парламенте, его депутатские функции осуществляет лицо, которое являетсяего заместителем как депутата, либо может голосовать, если голоса«за» и «против» законопроекта разделились поровну(Великобритания)
В большинстве парламентов после их созывасоздаются партийные фракции (группы). Партийные фракции занимают важное место впарламентском механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираютсякандидатуры в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаютсясписки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органовпарламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорциональногопредставительства от парламентских фракций.
Важнойсоставной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуютсялибо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти вовсех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могутобразовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия, задачейкоторой является выработка согласованных решений при возникновении разногласиймежду палатами по тому или иному вопросу).
Заседаниякомиссий в большинстве, стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них непечатаются и, следовательно, деятельность их не подвержена контролю со стороныобщественности. Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могутприсутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства, либоесли обсуждается внесенный ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов,чиновников и других должностных лиц. Правда, в некоторых странах (США,Великобритания) стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий.Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило,пропорционален численности парламентских фракций.
Сами по себекомиссии необходимы, как правило, для обработки депутатов группами давления,достижения межпартийных компромиссов, делового обсуждения вопросов. Их рольнеодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательнойинициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом.Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматриваютвнесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентовтакая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянныекомиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов.В некоторых странах, например в Италии и Испании, парламент на основанииконституции и регламента может предоставлять им право не только рассматривать,но даже утверждать те или иные законопроекты.

2.Исполнительная власть воФранции
Особенностьюуправления французским государством при четком в соответствии принципуразделения власти является некоторый приоритет исполнительной власти передзаконодательной. Исполнительная власть представлена Президентом иПравительством. Полномочия президента регламентированы в Разделе IIКонституции. В соответствии со статьей 5 Президент Республики следит засоблюдением Конституции. Он обеспечивает нормальное функционирование публичныхвластей, а также преемственность государства. Он является гарантом национальнойнезависимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества имеждународных договоров. Таким образом, Президенту принадлежат важные личныеполномочия и ответственность за судьбу страны. Показателями широких полномочийПрезидента Франции могут служить положения статьи 16 Конституции: «Когдаинституты Республики, независимость нации, целостность ее территории иливыполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной инепосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционныхгосударственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры,которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации сПремьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом. Онинформирует об этом нацию в своем послании. Из приведенной статьи Конституцииусматривается право Президента на роспуск Национального Собрания. Лишь в трехслучаях: во-первых, в соответствии со ст. 16 (последний абзац) Президент неможет распустить Национальное собрание в период осуществления чрезвычайныхполномочий; во-вторых, не может быть произведен роспуск Национального собранияв течение года, последующего после предыдущего роспуска; в-третьих, временнымПрезидентом республики (т.е. когда функции Президента временно исполняетпредседатель Сената). Одним их самых серьезных полномочий Президента,закрепленных в статье 11 Конституции является право проводить национальныйреферендум. В соответствии с Конституцией, Президент практически полностьюформирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников(лишь мелкие государственные служащие назначаются декретами министров). Президент- глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетахнациональной обороны. Являясь центральным органом исполнительной власти, вовзаимоотношениях с Правительством, Президент председательствует в СоветеМинистров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем; принимает участие врассмотрении законопроектов Правительства; назначает на гражданские и военныедолжности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранныхгосударствах.
Центральнымколлегиальным органом Исполнительной власти во Франции является Правительство.В состав Правительства входят Премьер-министр и министры. Конституция различаетдва понятия: Совет министров — как собрание министров под представительствомПрезидента Республики, и Кабинет министров — как собрание министров подпредседательством Премьер-министра. Совет министров осуществляет полномочия,принадлежащие по Конституции правительству. Все акты, исходящие от этогооргана, подписываются Президентом. Премьер-министр может председательствовать вСовете министров в очень редких случаях и только на основании специальныхполномочий, предоставленных Президентом по определенной повестке дня.Деятельность Правительства регламентирована в разделе III Конституции. Хотявыше было очень много сказано о неограниченных полномочиях Президента Франции,статья 20 Конституции придает Правительству также высокий авторитет:»Правительство определяет и проводит политику нации. В его распоряжениинаходятся администрация и вооруженные силы". В статье 21 Конституцииговорится о полномочиях Премьер-министра: «Премьер-министр руководитдеятельностью Правительства. Он несет ответственность за национальную оборону.Он обеспечивает исполнение законов. С соблюдением статьи 13 Конституции оносуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности.В случае необходимости он замещает Президента Республики в качествепредседателя на заседаниях советов и комитетов, упомянутых в статье15».«В исключительных случаях он может замещать Президента Республикив качестве председателя на заседаниях Совета Министров по определенномупоручению Президента и с определенной повесткой дня». Часть этихполномочий он осуществляет лично, часть в сотрудничестве с Президентом. Всоответствии со статьей 29 Конституции по требованию Премьер-министра можетбыть собран Парламент на внеочередную сессию. Премьер-министр обладает правомзаконодательной инициативы, лично участвует в работе парламентских комиссий ивпалатах парламента. В любое время Премьер-министр может выступить в любой изпалат Парламента. В разделе Конституции «Об отношениях между Парламентом иПравительством», в статье 34 ограничена законодательная компетенцияПарламента. Вместе с тем. Фактически Премьер-министр выступает какзаконодатель. Также в распоряжении Премьер-министра находится генеральныйсекретариат Правительства с его многочисленными службами. Правительствоназначается следующим образом: Президент Республики подбирает кандидатуру напост Премьер-министра и назначает его. Премьер-министр подбирает министров ипредставляет Президенту, который их назначает. Полномочия Правительства делятсяна осуществляемые им коллегиально и осуществляемые лично Премьер-министром.Статья 23 Конституции запрещает совмещать функции члена Правительства сосуществлением любого парламентского мандата, с любой должностьюпрофессионального представительства общенационального характера, сгосударственной службой или профессиональной деятельностью.

3. Сравните партийныесистемы Франции и ФРГ; дайте
характеристикуполитических партий этих стран, указав степень
их влияния
Франция и ФРГ принадлежатк числу государств с многопартийной системой. Условия и порядок формирования ифункционирования партий определяются конституционными нормами права обоихгосударств. Партии указанных государств должны уважать принципы демократии инационального суверенитета, однако в ФРГ предусмотрена возможность запрещать теполитические партии, которые направляют свою активность на подрывдемократического строя и, в конечном счете, на его ликвидацию. Политическиепартии образуются свободно, они способствуют выражению общественного мнения входе голосования.
Партииуказанных государств должны быть четко оформленными: во Франции существуетобязательная регистрация партии путем подачи некоторых документов вминистерство внутренних дел для регистрации. Если уставные документы грамотнооформлены и не противоречат принципам суверенитета, партия подлежитрегистрации. Должным образом оформленная политическая партия не может бытьзапрещена, не иначе как на основе судебного решения. В законодательстве ФРГ говоритсяо том, что организация приобретает статус партии лишь после предоставления вкомпетентные органы строго определенных документов
В ФРГ иФранции предусмотрена возможность принудительного роспуска партий государством,решение выносится соответствующим судебным органом либо судом общейкомпетенции, или специальным судом.
В ФРГ существуетгосударственное финансирование партий или партийного строительства. Закон опартиях ФРГ обязывает политические партии представлять отчет о происхождениисвоих финансовых средств. Он ежегодно направляется председателю германскогоБундестага и публикуется им, что дает возможность общественности получитьпредставление о бюджете политических партий и источниках их финансирования.Законодательство Франции так же регулирует финансирование политических партийсо стороны граждан и государства. Для частных лиц установлен определенныйпредел финансовых пожертвований партиям. государство поддерживает политическиепартии, которые в свою очередь обязаны публиковать свои финансовые отчеты, впротивном случае они лишаются государственной поддержки.
Сегодня в Германии формально существуетмногопартийная система. В стране действует более сотни политических партий,подавляющее большинство которых абсолютно неизвестно широкой общественности.Реальный политический вес и влияние на формирование федеральной и земельнойполитики имеют едва ли десяток партий. Основными из них являются:Христианско-демократический союз (ХДС); Христианско-социальный союз (ХСС);Социал-демократическая партия Германии (СДПГ); Свободная демократическая партия(СвДП); Экологическая партия «Зеленые»; Республиканская партия; Партиядемократического социализма (ПДС), ведущими политическими партиями ФРГ остаютсяХДС-ХСС и СДПГ.
В настоящее время во Франции большинство в парламентезанимает президентская партия «Союз в поддержку народного движения»,которая в период выборов 2007 г. Заняла 318 мандатов в парламенте, так же впарламент входят такие партии как Социалистическая партия 190 мест впарламенте, Французская коммунистическая партия (ФКП), и «Зеленые».
4. Приведитесодержание статей Конституций США и Бельгии,
регулирующих порядоквнесения изменений и дополнений в
основной закон каждой изназванных стран
Внесение изменений вКонституцию Бельгии регламентируются следующими статьями конституции:
ЧАСТЬ VIII. ОПЕРЕСМОТРЕ КОНСТИТУЦИИ.
Статья 195.
Законодательнаявласть имеет право заявить о необходимости пересмотра того или иного указанногоею конституционного положения.
После этогозаявления обе палаты распускаются по полному праву.
Новые палатысозываются в соответствии со статьей 46.
Эти палатыпринимают в общем согласии с Королем решение о положениях, подлежащихпересмотру.
В этом случаепалаты могут вести обсуждение в присутствии не менее двух третей членов каждойиз них; никакое изменение не может быть принято, если оно не соберет по меньшеймере двух третей поданных голосов.
Статья 196.
Никакойпересмотр Конституции не может быть начат или продолжен во время войны или впериод, когда палаты не могут свободно собраться на федеральной территории.
Статья 197.
Во времярегентства никакое изменение не может быть внесено в Конституцию в частиконституционных полномочий Короля и статьи 85 — 88, 91 — 95, 106 и 107Конституции.
Статья 198.
В общемсогласии с Королем учредительные палаты могут адаптировать нумерацию статей иподразделов статей Конституции, а также структурирование Конституции по частям,главам и разделам, изменять терминологию положений, не подлежащих пересмотру,для их приведения в соответствие с новыми положениями и обеспечениясоответствия между французским, нидерландским и немецким текстами Конституции.
В этом случаепалаты могут принимать решение в присутствии не менее двух третей членов каждойиз них; и изменения будут адаптированы, только если все нововведения в целомсоберут не менее двух третей поданных голосов.
Внесениеизменений в Конституцию США:
Статья V
Конгресс,когда бы ни сочли это необходимым две трети членов обеих палат, можетпредлагать поправки к настоящей Конституции или по ходатайству законодательныхсобраний двух третей штатов может собрать Конвент для предложения поправок; этипоправки в обоих случаях будут имен, юридическую силу во всех отношениях какчасть настоящей Конституции после их ратификации законодательными собраниямигрех четвертей штатов или конвентами в трех четвертях штатов в зависимости оттого, какую форму ратификации предложит Конгресс.
При этом ниодна поправка, принятая до одна тысяча восемьсот восьмого года, никоим образомне должна затрагивать первую и четвертую части девятого раздела первой статьи;ни один штат без его согласия не может быть лишен своего равного с другимиштатами голоса в сенате.

Списокиспользованной литературы
1. КонституцияФранцузской Республики от 4 октября 1958 года
2. КонституцияБельгии от 17 февраля 1994 года (С изм. от 25.03.1996 г., 28.02.1997 г., 11.03.1997г., 20.05.1997 г., 12.06.1998 г., 17.06.1998 г., 20.11.1998 г., 11.12.1998 г.,12.03.1999 г., 7.05.1999 г., 23.03.2000 г. и 16.05.2000 г.).
3. КонституцияСША 1787 г.
4. «Российскаягазета» — Федеральный выпуск №4391 от 19 июня 2007 г.
5. ЛеванскийС.А. Законодательство ФРГ о партиях и партии ФРГ// Журнал о выборах, 2001 г.,№1.
6. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф.М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М.Энтина.-М.: Издательство НОРМА, 2003.
7. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. Учебник издательство БЕК, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.