Реферат по предмету "Государство и право"


Конституционные основы судебной власти в России

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнил: студент 2 курса
556 уч. группы
Сапегин И.Ю.
Проверил:
Оценка "_____________"
Дата "___"_______2007 г.
Барнаул 2007

Содержание
Введение
1. Принципы конституционного судопроизводства в современнойРоссии
2. Порядок формирования иструктура Конституционного Суда РФ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная российская Конституция основывается на принциперазделения властей — одном из основных принципов организации и функционированиядемократического, конституционного, правового государства. Статья 10Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны»[1].
Данный принцип означает, во-первых, разделениегосударственной власти на три основных ветви: законодательную, исполнительную исудебную; во-вторых, закрепление полномочий в соответствующей сфере лишь заопределенным числом государственных органов. В соответствии с этимзаконодательную деятельность осуществляет представительный (законодательный) орган,исполнительно-распорядительную (государственное управление, государственноерегулирование) — органы исполнительной власти, правосудие — суды. Политическоеобоснование данного принципа состоит в распределении и сбалансированиигосударственно-властных полномочий с целью исключение узурпации всех илибольшей части государственно-властных полномочий в руках одного органа илидолжностного лица и тем самым предотвратить произвол. [2]
Кроме того, необходимо отметить, что судебная власть — наименее политизированная ветвь власти. Как отмечает Стрекозов, в целяхдеполитизации Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. [3] С ним соглашается Овсепян, ноговорит, что ''было бы неискренним отрицать свойственность политического началафункционирования конституционного контроля''. [4] Автор говорит о том, чтополитика находится в сфере внимания Конституционного Суда лишь в той мере,объеме, части, которые совпадают с формальным правом, закрепляющим полномочияСуда с юрисдикционной формой его деятельности.
Сам смысл слова «власть» истолковывается восновном значении как «право и возможность распоряжаться кем-либо,чем-либо, подчинять своей воле», «право и возможность распоряжаться,повелевать, управлять кем-либо, чем-либо». Однако, анализируя понятие«судебная власть» К.Ф. Гуценко пишет: «Будет ошибкой сведениесудебной власти к суду как государственному органу …, властью является то, чтоданный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция,но не исполнитель». В.И. Швецов также считает, что, «исходя изсемантики слова, „власть“ следует понимать не как орган или системуорганов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этихорганов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий».
Настоящая работа представляет собой описание и анализдействующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус,функции, сущность, роль, место конституционной отрасли судебной власти в России.В задачи работы входит:
определение принципов современного конституционногосудопроизводства в России;
описание процесса организации и деятельностиКонституционного Суда в соотношении с выявленными принципами конституционногосудопроизводства.
При написании курсовой работы были использованные следующиеметоды научного исследования:
изучение нормативно-правовой базы;
изучение монографических публикаций и статей;
историко-юридический метод.
Основными источниками сведений, необходимых для выполненияданной работы, являются законодательные акты Российской Федерации — КонституцияРоссии 1993 г., Федеральный конституционный закон «О судебной системеРоссийской Федерации», Федеральный конституционный закон «О КонституционномСуде Российской Федерации», иные федеральные законы, некоторыепостановления Конституционного суда РФ, а также монографии и научные работытаких авторов, как Дудко И.Г., Баглай М.В., Гуценко К.Ф., Сасов К.А., КарповичВ.Д., Батяев А.А. и другие.
1. Принципы конституционного судопроизводства всовременной России
Сами по себе принципы права (и не только конституционного) означаютосновополагающие идеи, в соответствии с которыми устанавливается все остальноеправовое регулирование в каждой области права. Они обозначают те цели, которыхдолжны достигнуть практика отправления правосудия в Конституционном Суде РФ иосновные идеи процедуры рассмотрения дела в суде.
В ст.5 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» обозначаются5 основных принципов конституционного судопроизводства:
Независимость;
Коллегиальность;
Гласность;
Состязательность;
Равноправие сторон. [5]
Однако в главе 4 данного ФКЗ называются еще 3 принципа:
Непрерывность судебного заседания;
Язык конституционного судопроизводства;
Устность разбирательства. [6]
Подобное обозначение принципов не должно вводить взаблуждение. На самом деле нет разделения принципов на главные и второстепенные- сам факт закрепления всех названных принципов в данном ФКЗ означает ихюридическое равенство. На этом основании можно сделать вывод о том, что ст.5названного ФКЗ носит сугубо информационный характер, в общем говорит опринципах конституционного правосудия, а более подробно они раскрываются именнов главе 4.
Помимо указанных принципов в Конституции РФ закреплен рядуниверсальных для всей судебной системы, а значит, обязательных и дляконституционного судопроизводства принципов:
Осуществление правосудия только судами;
Гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод;
Презумпция невиновности;
иные принципы. [7]
Особо следует отметить, что в ФКЗ «О КонституционномСуде РФ» законодатель не отразил и подробно не прописал принцип законности.Однако тот факт, что данный принцип не обозначен, вовсе не является каким-либоупущением или ошибкой, просто данный принцип вовсе не нужно особо закреплять взаконодательстве о конституционном правосудии, он и так следует из полномочий ицели деятельности Конституционного Суда РФ. Если в рассмотрении дела в судеобщей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, чток спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применениюи юридический действует в данный период времени, то при рассмотрении дел вКонституционном Суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что судрешает вопросы о законности оспариваемых законов, здесь не рассматриваютсяспорные правоотношения сторон, возникшие на основании закона (нормыматериального права). [8]
Помимо прямо указанных в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»принципов можно выделить, исходя из содержания текста указанного Закона, ещетри принципа конституционного правосудия, носящих организационный характер,первые два из которых закреплены, соответственно, в ст.121 и ст.122 КонституцииРФ:
Несменяемость судьи Конституционного Суда РФ;
Неприкосновенность судьи Конституционного Суда РФ;
Равенство прав судей Конституционного Суда РФ. [9]
Принцип законности. Данный принцип относится не только кправосудию, но к деятельности всех государственных органов. Он обязателенабсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений иорганизаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а также частныхюридических и физических лиц, находящихся на российской территории, независимоот их государственной принадлежности. Для зарубежных государственных органов,учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, дляграждан России и ее юридических лиц он обязателен и за ее пределами. Этовытекает из конституционного положения о том, что все государственные органы,должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. [10] Как уже отмечалось, данныйпринцип не указывается в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» в силу того,что он следует из целей деятельности Конституционного Суда РФ.
В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдатьи иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд долженруководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затемфедеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь инымизаконами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционнымзаконам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материальногоправа, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильноквалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципаобусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии сзаконом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, судможет вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самымистины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан,интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующеезаконодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороныучастников судопроизводства, а также и других государственных органов,должностных лиц и граждан.
Однако сразу необходимо отметить, что в своем постановленииот 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст.125, 126и 127 Конституции Конституционный Суд РФ в резолютивной части указал:
1. Предусмотренное статьей 125 Конституции РоссийскойФедерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции РоссийскойФедерации федеральных законов, нормативных актов Президента РоссийскойФедерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РоссийскойФедерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативныхактов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся кведению органов государственной власти Российской Федерации и совместномуведению органов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенциитолько Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные судыне могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а» и «б»части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации ипотому утрачивающими юридическую силу.
2. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводуо несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона илизакона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном делеи обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом опроверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться вКонституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2,15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешенодело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по егомнению, закона на основе непосредственно действующих норм КонституцииРоссийской Федерации.
3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации неисключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражнымисудами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствияперечисленных в ст.125 (пункты «а» и «б» части 2) КонституцииРоссийской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному,имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.[11]
Принцип независимости судей (и судов). Получил свое закреплениев ст.120 Конституции РФ, а также нашел свое отражение в ст.5 ФКЗ «Осудебной системе РФ», ст.29 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» иряде других актов. Законодатель различает институциональную независимость инезависимость судебной власти и судей в содержательном смысле илибеспристрастность.
Под институциональной независимостью понимаетсяорганизационную самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей поотношению к другим государственным или общественным органам и лицам.
Существование данного принципа в отношении суда предполагает:рецепцию принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; конституционноеи законодательное закрепление судебной власти; формирование самоуправляемой иавтономной судебной системы. Последнее предполагает: наличие собственнойструктуры судебной власти вне исполнительной, законодательной ветвей и иныхинститутов гражданского общества; самостоятельность ресурсного обеспечения; наличиеобособленной, специфичной компетенции, как территориальной, так и предметной, вреализации которой суд не подотчетен кому-либо.
В отношении судей: судьи составляют самостоятельную частьюгражданской или государственной службы — «категория А»; правовойстатус судей урегулирован ФЗ «О статусе судей в РФ»; обеспечениесудей осуществляет специальный орган; судьи обладают четко определенной закономкомпетенцией; судья не может быть привлечен к уголовной, административной,дисциплинарной и иной ответственности за выраженное им при осуществленииправосудия мнение или принятое решение, если его виновность в преступномзлоупотреблении не будет установлена вступившим в юридическую силу приговоромсуда[12].
В отношении беспристрастности в содержательном смысле словароссийское законодательство содержит сложную систему гарантий, призванныхобеспечить как объективную, так и субъективную беспристрастность судьи впроцессе рассмотрения им дела. [13]
Для обеспечения объективной беспристрастности служатследующие меры:
Наличие отвечающего исключительно интересам правосудия иисключающего какие бы то ни было формы дискриминации порядка формированиясудейского корпуса;
Наличие такого порядка приостановления и прекращения полномочийсудьи, который обеспечивал состояние независимости судьи и исключал возможностьугрозы освобождения от должности не по причине неспособности выполнять своиобязанности судьи или за поведение, делающее их несоответствующими занимаемойдолжности;
Признание государством принципа неприкосновенностибезопасности судьи (специальные гарантии в форме государственной защиты,например, личная охрана, охрана жилища или имущества. [14])
Выделение адекватных ресурсов, гарантирующихфункционирование судебной системы, включая: назначение достаточного числа судейи формирование достаточного числа судов, соотносимых с числом рассматриваемыхдел; обеспечение судов необходимым техническим персоналом и оборудованием,обеспечение вознаграждения и жалования.
Под субъективной беспристрастностью судьи понимаетсяотсутствия предубеждений или тенденциозности при рассмотрении судьейконкретного дела, вызванной приверженностью каким-то идеям, членством вкаких-то организациях, личными или семейными привязанностями. Именно для ееобеспечения и устанавливаются общие требования к судьям: судья не вправе бытьдепутатом; судья не может принадлежать к политической партии и движению; судьяне может осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещатьработу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Судья также неможет состоять в профессиональном объединении, за исключением собственносудейского сообщества, но и в этом случае он ставится членом по должности, а непо желанию. [15]Кроме того, судья Конституционного Суда не может: входить в руководящий составкаких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политическихцелей; не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и передлюбой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который можетстать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, атакже который изучается или принят к рассмотрению Конституционным СудомРоссийской Федерации, до принятия решения по этому вопросу; осуществлять защитуили представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражномсуде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в полученииправ и освобождении от обязанностей. [16]
Принцип коллегиального рассмотрения дел в КонституционномСуде РФ. [17]Данный принцип является процессуальным и не закреплен в Конституции, поскольку всудах судебной системы РФ данный принцип (единоличного и коллегиальногорассмотрения дел в судах) находит свое особое выражение.
Конституционный Суд РФ рассматривает все дела в пленарныхзаседаниях (в них принимают участие все судьи Конституционного Суда РФ) и взаседаниях палат. Решение могут принимать только те судьи Конституционного СудаРФ, которые принимали участие в заседании данной палаты, или все судьи (еслиэто пленарное заседание). Исключение составляют те судьи, в отношении которыхпринято решение о приостановлении их полномочий и которые отстранены от участияв рассмотрении дела. Положения статьи 30 данного ФКЗ устанавливают, чтоКонституционный Суд РФ полномочен рассматривать дела, если на заседаниипленарном или заседании палаты присутствует кворум (определенное количествосудей). Для пленарного заседания кворум составляет 2/3. Соответственно, еслиникто из судей не отстранен, его полномочия не приостановлены, то судправомочен рассматривать дело в пленарном заседании при наличии не менее 13судей Конституционного Суда РФ. Для кворума заседания палаты КонституционногоСуда РФ установлены свои требования, кворум составляет 3/4 от общей численностиданной палаты Конституционного Суда РФ. Соответственно, для кворума в малойпалате (где 9 судей) необходимо не менее 7 судей Конституционного Суда РФ, длякворума в большой палате (где 10 судей) необходимо присутствие не менее 8 судей.
Принцип гласности. [18] Данный принцип устанавливает,что разбирательство всех дел во всех судах открытое. Закрытое заседание можетпроводиться в тех случаях, когда это связано с государственной тайной. Открытоеразбирательство дел — основной способ обеспечения гласности судопроизводства. Делорассматривается в присутствии публики, и все желающие имеют свободный доступ взал судебного заседания и могут присутствовать во время процесса, фиксироватьвсе происходящее в зале (однако кино-, видео — и фотосъемка, прямая теле — и радиотрансляциявозможны только с разрешения Конституционного Суда РФ[19]). Свободный доступ в залсудебного заседания предполагает, что каждый желающий присутствовать напроцессе имеет равные возможности для этого.
Для назначения закрытого заседания Конституционного судаимеются 3 основания:
В целях защиты охраняемой законом тайны (закономпредусмотрено 2 вида охраняемой законом тайны: государственная[20] (в военной области; в областиэкономики, науки и техники; в области внешней политики и экономики; в областиразведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности) икоммерческая[21](конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих иливозможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить инуюкоммерческую выгоду));
Для обеспечения безопасности граждан;
Для защиты общественной нравственности.
Разница между двумя видами заседаний заключается лишь всоставлении протокола заседаний. На закрытом заседании Конституционного Суда РФмогут присутствовать судьи Конституционного Суда РФ, стороны и их представители.Переводчик, эксперт и другие лица участвуют только с согласия самогоКонституционного Суда РФ.
Принцип состязательности и равноправия сторон. [22] Указанное в Конституции РФположение говорит о том, что во всех случаях, при разрешении судом спора, естьстороны, которые процессуально равны, имеют равные права и возможностиотстаивать свои интересы. Необходимо отметить, что положения о равных правахсторон и об их состязательности органически между собой связаны. Без сторон неможет быть состязательности; в то же время в состязательном процессереализуется равноправие и появляется возможность установления истины. Этообеспечивается предоставлением каждой из сторон равных прав и возможностей поподаче заявлений, использованию в качестве помощников адвокатов, заявлениюходатайств, представлению и исследованию доказательств, участию в прениях, — вобщем, во всем, что происходит в суде при разбирательстве дела.
Для состязательности характерно последовательноеразграничение функций суда и сторон. Они отделены друг от друга. Суд в процессесостязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренныезаконом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства.
Стороны есть и в конституционном судопроизводстве. По деламо проверке конституционности законов ими выступают: заявитель — орган или лицо,направившие в Конституционный Суд обращение, включая гражданина. Другая сторона- орган или должностное лицо, издавшие либо подписавшие акт, конституционностькоторого оспаривается. Однако здесь есть свои особенности: Конституционный СудРФ будет рассматривать дело не исключительно по представленным доказательствам,он вправе и должен самостоятельно и всесторонне всеми известными ему способамии посредством своих властных полномочий собирать информацию, необходимую емудля рассмотрения дела. В отличие от гражданского и арбитражного процессов в конституционномсудопроизводстве принцип судебной истины проявляет себя иначе. Если арбитражныйсуд или суд общей юрисдикции должны рассмотреть дело по имеющимся ипредставленным сторонами процесса доказательствам, а установленные в такихдоказательствах обстоятельства и будут являться истиной, установленной судом поделу, то задача судопроизводства будет достигнута. Конституционный Суд РФявляется органом конституционного контроля, основная цель его деятельностисостоит не в отправлении правосудия и разрешении споров между субъектамиправоотношений, а в устранении несоответствия действующего федеральногозаконодательства Конституции РФ. Выходит, что Конституционный Суд РФосуществляет особым образом функцию контроля за законностью нормативных актовфедерального уровня. Поэтому Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела несвязан доводами сторон или их заявлениями, ходатайствами. Различия наблюдаютсяи в равенстве сторон: в отличие от судопроизводства в судах общей юрисдикции иарбитражных судах, сторона (заявитель) не может заключить мировое соглашение,отказаться от своих требований, изменить их основание и содержание, а нанекоторых стадиях стороны вообще не имеют никаких процессуальных прав. Такоеположение объясняется 2 причинами: Конституционный Суд РФ является органомгосударственной власти, который осуществляет функцию конституционного контроляв стране; при рассмотрении дела в Конституционном Суде РФ практически всегдаучаствует один из органов государственной власти, а значит Конституционный СудРФ обладает большим объемом прав по отношению к сторонам процесса, болеесамостоятелен в выборе средств доказывания и представления доказательств, ихсборе. [23]
Принцип непрерывности не устанавливается Конституцией РФ, онносит исключительно процессуальный характер. [24] Содержание данного принципасостоит в том, что разбирательство дела происходит непрерывно до постановлениясудебного решения по делу. Суд должен постановить решение по своему внутреннемуубеждению, основанному на беспристрастном, внутреннем и полном рассмотренииимеющихся в деле доказательств в их совокупности. Суд не вправе рассматриватьдругие дела, пока не разрешит рассматриваемое. Перерыв возможен только в связис особыми обстоятельствами (например, необходимость подготовки, отдыха). Рассмотрениедела может быть отложено в случае, если Конституционный Суд РФ посчитает вопроснедостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, котороеневозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеляили эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставлениянеобходимых материалов. В этом случае Конституционный Суд РФ назначает дату, накоторую переносится заседание. При этом заседание может быть начато каксначала, так и продолжено с того момента, на котором оно было отложено.
Необходимо также отметить, что ФКЗ «О КонституционномСуде РФ» своеобразно определил правила непрерывности рассмотрения дела вКонституционном Суде РФ, установив их в зависимости от того, рассматриваетсядело в заседании палаты Конституционного Суда РФ или в пленарном заседании. Еслидело рассматривается в пленарном заседании, то до рассмотрения данного дела посуществу рассматривать другие дела в пленарном заседании Конституционный Суд РФне может. Однако это не является основанием для запрета Конституционному СудуРФ рассматривать дела в заседаниях палат Конституционного Суда РФ. Аналогичнодействует правило и для заседания палат Конституционного Суда РФ. [25]
Язык конституционного судопроизводства. Согласно КонституцииРФ государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. [26] В Конституционном Суде РФсудопроизводство и делопроизводство могут вестись только на русском языке какединственном признанном государственным языком в РФ. При этом участникампроцесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объясненияна другом языке и пользоваться услугами переводчика. Участие в деле переводчикаобязательно заносится в протокол судебного заседания, переводчикпредупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного перевода.Переводчик не только переводит в суде показания лица, не владеющего языком, накотором ведется судопроизводство, но и переводит ему показания свидетелей,вопросы суда и т.д.
Устность разбирательства. Целью данного принципа являетсянаиболее быстрое рассмотрение дела, но в тех пределах, чтобы не нанести ущербвсестороннему его исследованию. [27]Разбирательство дел в Конституционном Суде РФ происходит устно, однако это неисключает и письменного элемента в процессе. Так в заседании КонституционногоСуда РФ ведется протокол заседания; для обеспечения полноты и точностипротокола может вестись стенограмма заседания; протокол пленарного заседанияподписывается Председателем и судьей — секретарем Конституционного Суда РФ,протокол заседания палаты — председательствующим в заседании палаты. [28]
Весь процесс рассмотрения дела осуществляется в устнойформе, представленные в суд документы обязательно оглашаются. Однако есликакие-либо документы представлялись судьям и сторонам либо уже оглашались входе исследования дела, то повторно их могут и не оглашать в судебном заседании.
Все представляемые суду доказательства заслушиваются судом,содержание этих исследований протоколируется, сами документы и результатыисследований приобщаются к делу и составляют письменные доказательства по делу.Вместе с тем большинство доказательств, представляемых в Конституционный СудРФ, выражены в письменной форме. На основании данных положений относительноконституционного судопроизводства можно говорить о принципе сочетания устностии письменности судопроизводства.
Несменяемость судьи Конституционного Суда РФ. [29] Данный принцип означает, чтополномочия судьи не ограниченны каким-либо сроком; судья не может быть назначен(избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемостьсудьи означает стабильное сохранение им занимаемой должности в данном суде. Сменасудьей должности может состояться только с согласия судьи, причем согласиедолжно быть не вынужденным, а по доброй воле.
Неприкосновенность судьи Конституционного Суда РФ. Неприкосновенностьсудьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенностьзанимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебныхтранспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества,тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых,телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьейсообщений). Судья также не может быть привлечен к какой-либо ответственности завыраженное им мнение и принятое судом решение, за исключением случаев, когдавиновность судьи будет установлена вступившим в законную силу приговором суда. [30]
Равенство прав судей Конституционного Суда РФ. [31] Права и обязанности (правовойстатус) судей Конституционного Суда РФ устанавливаются положениями ФКЗ «ОКонституционном Суде РФ», и каких-либо различий в правовом статусе судейданный Закон не устанавливает. На каждом заседании Конституционного Суда РФприсутствуют: председательствующий, секретарь судебного заседания,судья-докладчик, другие судьи. Права и обязанности каждого из участников судебногозаседания различны. Однако данные отличия не могут означать неравенства правсудей между собой, основы правового статуса каждого судьи Конституционного СудаРФ одинаковы, а установленные обязанности и разновидности функций судейКонституционного Суда РФ необходимы для того, чтобы организовывать рассмотрениеи разрешение дела в Конституционном Суде РФ.2. Порядок формирования и структураКонституционного Суда РФ
Конституционный Суд Российской Федерации является судебныморганом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющимсудебную власть посредством конституционного судопроизводства. В этомопределении отражены основные черты Конституционного Суда: правовой статус — судебныйорган, функция — осуществление конституционного контроля, главные принципыдеятельности — самостоятельное и независимое осуществление судебной власти,процессуальная форма деятельности — конституционное судопроизводство.
Являясь особым органом судебной власти, Конституционный Суд,учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства инепосредственного действия Конституции, баланса властей, выступает одновременнои как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньямипрезидентской, законодательной и исполнительной властей. В этом выражается егодвуединая правовая природа. Закон о Конституционном Суде по сравнению спредшествующим и прежней Конституцией не сохранил термин «высший» приопределении Конституционного Суда. Он действительно не является высшим органомв том понимании, что не возглавляет систему судебных органов, в том числеконституционные (уставные) суды субъектов Федерации, не является для судебнойсистемы надзорной, кассационной или апелляционной инстанцией.
Вместе с тем Конституционный Суд — высший орган в томсмысле, что занимает высшее положение в механизме конституционного контроля вгосударстве, не поднадзорен никаким инстанциям, его решения носят обязательныйхарактер, в том числе для всех других высших государственных структур, связанпри осуществлении судопроизводства только федеральной Конституцией как вершинойправовой системы и Законом о Конституционном Суде.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Как видно,количество судей нечетное, это предусмотрено специально для того, чтобы недопустить ситуации, когда при принятии решения (иного акта КонституционногоСуда РФ) поданных голосов было бы поровну. Конституционный Суд РФ правомоченосуществлять свою деятельность при наличии не менее 3/4 судей КонституционногоСуда РФ. Получается, что решения Конституционного Суда правомочны, если назаседании присутствует не менее 15 судей.
Все судьи Конституционного Суда назначаются на должностьСоветом Федерации РФ по представлению Президента РФ. Законом о КонституционномСуде РФ установлены временные рамки: внесения кандидатуры судьи на рассмотрениеСовета Федерации Президентом, — 1 месяц со дня освобождения вакантного места вКонституционном Суде, рассмотрения кандидатуры Советом Федерации, — 14 дней. Данноеположение закона, по сути, означает, что процесс формирования состава судейКонституционного Суда РФ полностью зависит от законодательной и исполнительнойвласти. На данном основании можно сделать вывод, что Президент РФсамостоятельно формирует список своих «кандидатур» на должности судейКонституционного Суда РФ. Однако это не так, — предложения о кандидатах надолжности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситьсяПрезиденту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации идепутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органамисубъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральнымиюридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами,юридическими научными и учебными заведениями. [32]Такая позиция законодателя основывается на стремлении включить в составКонституционного Суда людей с самыми различными взглядами и интересами.
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены каким-либосроком. Данное положение ставит дополнительный барьер от посягательств всякихтретьих политических сил, которым мешает или может мешать в будущем самосуществование конституционного правосудия.
Все судьи переизбираются и замещаются не сразу полнымсоставом. Судья несменяем и может быть освобожден от должности лишь попричинам, указанным в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». К судьеКонституционного Суда РФ предъявляют ряд требований[33]:
Гражданство Российской Федерации. Гражданство РФподтверждается паспортом гражданина РФ. Гражданство означает, что данноефизическое лицо состоит в определенном свойстве с государством, в нашем случае- с РФ. Если посмотреть на порядок исчисления стажа, то можно сказать, чтокандидат на должность судьи не обязательно должен быть урожденным гражданиномРФ;
Возраст — не менее 40 лет Достижение указанного возрастатакже можно подтвердить данными паспорта, метриками, свидетельством о рождениии т.д. Указанный возрастной ценз установлен специально, судьей не сможет статьлицо, которое, хотя и является гражданином РФ, имеет стаж юридической работы немене 15 лет, безупречную репутацию, но не достигло данного возраста. Установлениезаконодателем определенного возрастного ценза объясняется тем, что именно втаком возрасте человек, отвечающий другим требованиям комментируемой статьи,будет наиболее профессионально выполнять свои должностные обязанности. Однакоэто не означает, что судьей Конституционного Суда РФ можно стать в 85 и 90 лет.Статьей 12 комментируемого Закона установлен предельный возраст судьиКонституционного Суда РФ — 70 лет;
Безупречная репутация. Она может подтверждаться тем, чтокандидат на должность судьи Конституционного Суда РФ никогда не привлекался кадминистративной или уголовной ответственности, на своей работе не подвергалсядисциплинарным взысканиям, возможно даже, что он не был замечен в непристойныхместах (частных клубах для досуга) и т.д. Судья должен быть образцом справедливостии беспристрастности для общественности. Он не должен быть замешан вполитических скандалах, не должен иметь связей с преступным обществом и т.д.;
Высшее юридическое образование. Его подтверждается дипломомоб образовании. При этом комментируемый Закон не установил требованийотносительно того, по какой форме обучения обучался кандидат (дневной, заочной,вечерней), поэтому следует делать вывод о том, что все указанные формы обученияподходят для будущего кандидата на должность судьи Конституционного Суда РФ;
Стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет.д.анноеположение может подтверждаться различными документами. При этом в отношениисудей должен соблюдаться специальный порядок подсчета стажа.[34]В стаж работы по юридической профессии включается работа в органахгосударственной власти: законодательной (представительной), исполнительной исудебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иныхобщественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любыхформ собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее илисреднее юридическое образование. Такие требования устанавливаютсязаконодательными или ведомственными нормативными актами. Лицам, не имевшимвысшего или среднего юридического образования, весь период работы навышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии. Такжев стаж работы по юридической профессии включается работа на иных должностях,если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан июридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний вкаких-либо отраслях права и умения применять их на практике (например, времяисполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) судазасчитывается в стаж работы по юридической профессии);
Наличие признанной высокой квалификацией в области права. Признаннаявысокая квалификация в области права может выражаться в общем признаниивысокого профессионализма кандидата на должность судьи. Это в свою очередьможет подтверждаться наличием публикаций, написанных данным кандидатом поюридической тематике. Кроме того, высокая квалификация в области права можетвыражаться в присуждении данному гражданину государственных наград запрофессиональные заслуги, наличием у кандидата ученой степени в области права.
Для судей Конституционного Суда устанавливается ряд запретовна занятие в определенных работах, совершении других действий. [35] В целом данный списоканалогичен списку запретов, существующих в отношении государственных служащих. [36] При этом необходимо особоотметить принцип несовместимости должности судьи с занятием должностей ворганах политических ветвей власти, — в этом проявляется аполитичностьКонституционного Суда, как считает Овсепян[37].
В отношении судей Конституционного Суда установлены гарантиинезависимости, аналогичные гарантиям судьям общей юрисдикции, арбитражными судьями.Гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ составляют всеосновополагающие принципы его правового статуса. Все гарантии независимостисудьи Конституционного Суда РФ можно подразделить на 3 группы: [38]
Организационные. К ним можно отнести принципы несменяемости,неприкосновенности и равенства прав судей, а также основания и порядокприостановления и прекращения полномочий Судьи Конституционного Суда РФ, правосудьи на отставку, запрет на вмешательство других органов государственнойвласти на вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ и судьи;
Экономические. В свою очередь они находят свое отражение вфинансировании (размер финансирования Конституционного Суда РФ специальноуказывается в бюджете РФ и не один орган государственной власти не можетконтролировать порядок расходования данных средств и указывать КонституционномуСуду РФ на порядок и цели расходования данных средств; при этом размер расходовфедерального бюджета на Конституционный Суд РФ в каждом следующем финансовомгоду не может быть уменьшен по сравнению с предыдущим годом). Экономическиегарантии деятельности судьи Конституционного Суда РФ установлены в УказеПрезидента РФ от 7 февраля 2000 г. «Об обеспечении деятельностиКонституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственныхсоциальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членамих семей»[39](например, согласно п.8 данного указа Управление делами Президента РФ обеспечиваетмедицинское, санаторно-курортное и социально-бытовое обслуживание судейКонституционного Суда РФ; медицинское обслуживание членов семей умерших (погибших)судей Конституционного Суда РФ производится в тех же лечебных учреждениях, вкоторых они состояли на обслуживании).
Гарантии безопасности. [40]
Все дела в Конституционном Суде РФ рассматриваются в двухорганизационных формах: заседание палат и пленарное заседание. КонституционныйСуд РФ состоит из двух палат, в одной 9, в другой 10 судей. Состав каждойпалаты определяется путем жеребьевки. В целях обеспечения равных возможностейпо разрешению палатами различных категорий дел жеребьевка среди судейпроводится по спискам, составляемым с учетом избранной каждым судьейспециализации по одной или нескольким отраслям права. При этом в одной и той жепалате Конституционного Суда РФ не допускается участие и председателя, изаместителя председателя Конституционного Суда РФ. Сам председатель и егозаместитель, а также судья — секретарь Конституционного Суда РФ избираются наэту должность судьями Конституционного Суда РФ. Персональный состав палатКонституционного Суда РФ не должен оставаться неизменным более чем 3 годаподряд.
Избрание на должность Председателя, заместителя Председателяи судьи — секретаря Конституционного Суда РФ проводится последовательно взакрытом пленарном заседании Конституционного Суда РФ, которое созывается непозднее 2 месяцев со дня, когда соответствующая должность стала вакантной. Довыборов на соответствующую должность проводится рейтинговое голосование дляопределения кандидатов. В список для рейтингового голосования для определения кандидатовна должность Председателя Конституционного Суда РФ вносятся все судьи, надолжность заместителя Председателя — все судьи, кроме ПредседателяКонституционного Суда РФ, на должность судьи-секретаря — все судьи, кромеПредседателя и заместителя Председателя. Трое судей, получившие наибольшиечисла голосов, считаются кандидатами на соответствующую должность. Еслинаибольшее число голосов получено более чем тремя судьями, все они считаютсякандидатами на соответствующую должность. Если наибольшее число голосовполучено двумя судьями, а следующее за ним число голосов — двумя или болеесудьями, все эти судьи считаются кандидатами на соответствующую должность. Еслинаибольшее и следующее за ним число голосов получено в каждом случае однимсудьей, а третье по величине число голосов — двумя или более судьями, все этисудьи считаются кандидатами на соответствующую должность.
Далее Конституционный Суд РФ жребием образует счетнуюкомиссию из трех судей, не являющихся кандидатами на должность. Председательствующийв комиссию не включается.
После подсчета голосов счетная комиссия составляет протоколголосования, который подписывается ее председателем и членами и оглашается впленарном заседании Конституционного Суда РФ. Избранным на соответствующуюдолжность считается судья, за которого подано не менее 10 голосов. После этогоКонституционный Суд РФ открытым голосованием утверждает протокол голосования ив зависимости от итогов выборов либо объявляет избранным на соответствующуюдолжность судью, получившего необходимое большинство голосов, либо, если ниодин из судей не получил необходимого для избрания числа голосов, принимаетрешение о проведении второго тура голосования.
Второй тур голосования проводится в том же порядке, что ипервый. При безрезультатности второго тура голосования Конституционный Суд РФпринимает решение о дальнейшей процедуре выборов.
Во всех случаях, когда председатель Конституционного Суда РФотсутствует по каким-либо причинам, его обязанности исполняет заместительпредседателя. Если заместитель председателя Конституционного Суда РФ неспособен исполнять обязанности, то обязанности председателя КонституционногоСуда РФ исполняет судья — секретарь Конституционного Суда РФ. При невозможностиисполнения обязанностей судьей — секретарем Конституционного Суда РФобязанности председателя Конституционного Суда РФ будет исполнять тот судья,который имеет наибольший стаж работы в Конституционном Суде РФ, а при равностистажа — старший по возрасту судья.
Заместитель председателя Конституционного Суда РФ исполняетотдельные полномочия Председателя Конституционного Суда РФ, которые ему онпередаст, и те полномочия, которыми его наделит Конституционный Суд РФ. Интересно,что и регламент Конституционного Суда РФ ничего не устанавливает по поводуполномочий заместителя председателя Конституционного Суда РФ. Очевидно, чтопредседатель Конституционного Суда РФ вправе по своему усмотрению решать вопросо функциях своего заместителя, может изменять их так, как ему будет удобно.
Судья — секретарь Конституционного Суда РФ. Как и в случае спредседателем Конституционного Суда РФ, часть полномочий предусмотрена даннымЗаконом, а часть может устанавливать Регламент Конституционного Суда РФ. Еслирассматривать полномочия судьи-секретаря, то можно увидеть, что все они связаныс организационным, материально-техническим обеспечением работы КонституционногоСуда РФ (это подготовка заседаний Конституционного Суда РФ). Кроме того, онруководит работой аппарата Конституционного Суда РФ, его подразделений.
Среди полномочий судьи — секретаря Конституционного Суда РФособо следует выделить группу полномочий по обеспечению взаимодействияКонституционного Суда РФ с другими органами и общественностью. Судья-секретарьдолжен обеспечивать доведения до всех принятых Конституционным Судом РФ решений.
Заключение
Проанализировав основные правовые принципы и основыдеятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу, что насовременном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладает всеминеобходимыми полномочиями, инструментами, гарантиями для выполнения своихпервостепенных задач — защиты конституционных основ общественного строя и правграждан России.
Итогом конституционного судопроизводства являетсяформирование Судом определенных правовых позиций, т.е. обобщенных представленийСуда по конкретным конституционно-правовым проблемам. Необходимо отметить, чтосуществует ряд причин, по которым правовые позиции Конституционного Суда РФ неполучают должного применения. Это рецидивы правового нигилизма: медлительностьФедерального Собрания (парламента) и представительных (законодательных) органовсубъектов Федерации по внесению изменений и дополнений в действующие законы, поподготовке и принятию новых законов; необоснованные позиции судов общейюрисдикции и других правоприменительных органов, не желающих менятьправоприменительную практику в соответствии с правовыми позициямиКонституционного Суда; неясность в понимании содержания правовых позицийКонституционного Суда; слабое информирование о правовых позициях и решенияхКонституционного Суда РФ и др. Конституционный Суд не публикует (в силуотсутствия финансовых средств) многие свои решения, в частности свои «отказные»определения, в которых излагаются и комментируются вполне определенные правовыепозиции.
Указанная проблематика имеет большое теоретическое ипрактическое значение. Теоретическое значение данной работы заключается враскрытии и изучении принципов демократического конституционного правосудия,понятия конституционной судебной власти, ее роли в современном государстве, егоместо и роль в судебной системе РФ. Практическое значение данной проблематикизаключается в глубоком знакомстве и усвоении нормативной базы, литературы ведущихправоведов и юристов, законов, а также возможность практического применениянормативно-правовых актов в своей работе.
Список использованной литературы
1.        Конституция РФ: офиц. текст. — М.: Юрид. Литература, 2006. — 64 с.
2.        ФКЗ «О судебной системе в РФ» №1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. // СЗРФ, 1994, №32, ст.3301;
3.        ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. // СЗРФ, 1994, №13, ст.1447;
4.        ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»№79-ФЗ от 27 июля 2004 г;
5.        ФЗ «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов» №45-ФЗ от 20 апреля 1995 г.// СЗ РФ, 1995, №17, ст.1455;
6.        Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. №5485 — 1 // Российская газета. — 1993. — 21 сентября;
7.        ФЗ «О коммерческой тайне» №98-ФЗ от 29 июля 2004 г. // СЗ РФ,2004, №32, ст.3283;
8.        Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. №3132 — 1// Российская газета. — 1992. — 29 июля;
9.        Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечениидеятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлениигосударственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РоссийскойФедерации и членам их семей» СЗ РФ, 2000, № 7, ст.795;
10.     Постановление Пленума Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П«По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127Конституции РФ» // ВКС РФ, 1998 г., №5;
11.     Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессиидля кандидатов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 г. №10 (35)- 5 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти,1997. — №4;
12.     Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: 2001г;
13.     Батяев А.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 21июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». — Система ГАРАНТ, 2006 г;
14.     Громов Н., Колесников Е. Принципы судопроизводства должныраспространяться и на Конституционный суд // Российская юстиция. 2000. N 2;
15.     Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемыдеполитизации // Государство и право, 1996, № 1;
16.     Стрекозов В.Г. Конституционное право России, М., «Новый юрист»,1997;
17.     К вопросу разделения властей/Н. Колпаков // Конституционное имуниципальное право. — 2001. — №2;
18.     К вопросу о реализации конституционной законности в правоприменительнойпрактике судов и органов государственной власти (Н.Я. Лыгин, В.Н. Ткачев,«Законодательство», N 7, 8, июль, август, 2006 г)
19.     Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. КарповичаВ. Д) — «Юрайт-М», «Новая Правовая культура», 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.