МинистерствоВнутренних Дел Российской Федерации Федеральное Государственное ОбразовательноеУчреждение Высшего Профессионального Образования «Московский Университет»
ТульскийФилиал
Кафедрагосударственно — правовых дисциплин
Реферат
Подисциплине: Конституционное право зарубежных стран
На тему: Конституционныеобязанности человека и гражданина и их закрепление в зарубежных конституциях
Тула 2010
Содержание
Введение
1. Основные обязанности человека и гражданина и ихзакрепление в конституциях зарубежных стран
2. Единство конституционных прав и обязанностей
Заключение
Cписок литературы
Введение
Правовое положение личности в обществе и государстве определяется нетолько правами и свободами, но и обязанностями. Юридические обязанностиполучают правовое закрепление в самых различных отраслях права (в гражданском,трудовом, семейном, административном праве и так далее). Но ведущая роль вобщей системе юридических обязанностей в странах принадлежит конституционнымобязанностям человека и гражданина. Институт основных обязанностейчеловека и гражданина прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос,связанный с его реализацией. В обеспечении основных обязанностей человека игражданина задействован весь механизм государства, в том числе и органывнутренних дел.
Конституционные обязанности — это высшие правовые (конституционные)требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны сохраной и защитой важнейших ценностей, осуществлением действий (бездействий),которые служат удовлетворению как личных, так и общественных интересов вправовом демократическом государстве.
Поэтому целью своей работы, считаю то, что мне необходимо изучитьконституционные обязанности в зарубежных странах, сравнить их с обязанностямиграждан, закрепленные в Конституции Российской федерации. В своей работе ярешила рассмотреть конституционные обязанности, а также единство прав иобязанностей в зарубежных странах.
1. Основныеобязанности человека и гражданина и их закрепление в конституциях зарубежныхстран
Права человека и гражданинастановятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны собязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще государстваантичности. Так, принадлежность к римскому гражданству означала для субъектавозможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичнымиобязанностями. К таким публичным обязанностям, прежде всего, относилисьправо-обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующемимущественном цензе, обязанность подлежать цензу, т. е. исчислению имущества идоходов (уклонение преследовалось в уголовным порядке), уплата налога, владениеи полезное использование земель покоренных народов. Необходимым компонентомвзаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридическиеобязанности, без которых невозможно ни правовое государство, ни реализациясамих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений вобществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнениягражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа отосуществления своих прав.
В Международном пакте огражданских и политических правах 1966 г. также зафиксировано, что «отдельныйчеловек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которомуон принадлежит». Исходя из этих общих положений, государства закрепляют в своемзаконодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к своимусловиям и национальным интересам.
Обязанности — это мерадолжного поведения, объективная необходимость, требования, предъявляемыегосударством к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека исоблюдались интересы государства и общества.
Конституциизарубежных государств до Второй мировой войны обязанности практически неупоминали. Однако в современных конституциях Японии, Италии, Португалии,Испании, Кубы, Китая в названиях соответствующих разделов указано, что онизакрепляют не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названияхразделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания обобязанностях, в тексте тем не менее присутствуют статьи об обязанностяхграждан. В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платитьналоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц, охранять природу,памятники культуры и т. д.[1]
Если правам исвободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяетсябольшое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. ВКонституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературеже имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие влитературе полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означаетнедооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества.Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей,довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественнойдисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятияюридической обязанности заключается в другом в кажущейся простоте. В Уголовномкодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства,административную деятельность государства и т.д., всюду можно найти указания наизвестного рода обязанности и повинности гражданина.
Конституционныеобязанности личности — лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которыезакон возлагает на нее. Они отличаются от прочих обязанностей граждан рядомособенностей, и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанностинезависимо от того, в каком нормативном акте она записана.
Как известно,правовая норма, закрепляя должное поведение людей, регулирует их деятельностьпосредством установления либо прав, либо обязанностей. Категория «должноеповедение», т.е. поведение, обеспечиваемое принудительной силойгосударства и соответствующей санкцией в юридической норме, отражает спецификуправа в целом, отличие правовых от всех других социальных норм. Однако она недает достаточного представления о правах и обязанностях как таковых, не делаетмежду ними каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степенидолженствования, хотя эту степень категория «должного» не в состояниивыразить. Она не может быть с надлежащей полнотой отражена в категориях«возможности» и «необходимости».
Правоваянеобходимость полнее всего раскрывает существо юридической обязанности. Она, содной стороны, указывает, что эта обязанность существует и развивается в рамкахдолжного, установленного законом и обеспечиваемого государством поведения. Сдругой же стороны, она выражает содержание обязанности и присущую ей специфику.«Необходимость» для раскрытия обязанности играет такую же роль, какуюв понятии прав и свобод личности выполняет «возможность». В данномслучае необходимость указывает то направление, в котором должен идти научныйпоиск при определении понятия юридической обязанности. Очевидно, юридическаяобязанность есть не просто должное (правомерное) поведение, а это также ихарактеризуемое определенным качеством (вид) и находящееся в определенныхграницах (мера) поведение. Здесь налицо переход от сущности первом порядка ксущности втором порядка. Вторая выражает специфику правовой обязанности полнееи глубже, чем первая, и потому она является содержательнее ее.
Термин«необходимость» в данном случае используется в смысле«социальной связанности» поведения обязанного субъекта. По мнению С.Ф. Кечекьяна, здесь речь идет о связанности, создаваемой правопорядком, онеобходимости, диктуемой нормами права и всей системой поведения людей".Иначе говоря, содержащаяся в правовой обязанности необходимость в первуюочередь вытекает не из объективных законов общественного развития, а изправовых норм. Но с точки зрения установленного государством правопорядкаобязанность это то же общественно необходимое поведение. Как видно, в данномслучае идет речь о правовой необходимости, обусловленной природой существующегов стране общественного и государственного строя, т.е. конституционного строя. Какюридическая возможность, так и правовая необходимость особенно отчетливопроявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей.[2]
В литературепредпринята не лишенная интереса попытка раскрыть понятие обязанности черезкатегорию возможности. Так, Г. В. Мальцев полагает, что «юридическаяобязанность есть не только должное, но и возможное в человеческомповедении». Однако содержащееся в обязанности возможное поведение вотличие от возможности, заключенной в субъективном праве, является одновременнои государственно необходимым. «Обязанность, — утверждает он, — естьвозможность поведения, имеющая необходимый характер, т. е, возможное вповедении одновременно является и необходимым».[3]
Как видно,здесь правильно подмечена связь правовой возможности и правовой необходимости.В праве эти категории не только взаимосвязаны, но и взаимно проникают. И,видимо, обоснованно будет характеризовать юридические права и свободы июридические обязанности качествами возможного и необходимого поведения. Этоособенно отчетливо можно проследить на примере конституционных прав и свобод иобязанностей. Как известно, право на основное общее образование являетсяобязательным (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). В этом предписании Конституциизаключаются и возможность (право) и необходимость (обязанность). В органическомсоединении возможность и необходимость находятся также и в политических правахи свободах.[4]
Не следует изэтого делать вывод, что как юридические права и свободы, так и юридическиеобязанности целесообразно раскрывать через категорию возможности. Мнепредставляется, что это делать нецелесообразно. Во-первых, потому, что при этомсмазываются различия между правами и обязанностями, поскольку и права иобязанности в равной мере определяются как правовая возможность. Во-вторых,характеризуя как права и свободы, так и обязанности в виде правовойвозможности, нужно оговориться, что в последнем случае речь идет о необходимойпо закону возможности. Но необходимая по закону возможность и есть правоваянеобходимость. Методологически правильнее будет раскрывать понятие прав исвобод через категорию правовой возможности, а юридических обязанностей черезкатегорию правовой необходимости. Такой подход позволяет установитьсуществующие различия между правами, свободами и обязанностями, вскрытьсодержание каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходитсам Г. В. Мальцев. «Государственное признание необходимости поведения,пишет он, — такова основная специфическая черта обязанностей в отличие отсубъективных прав». Хотя понятие обязанностей следует раскрывать черезправовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью ивозможностью нет барьера, «китайской стены», что необходимость, имеястрогие рамки, содержит в себе известные возможности.[5]
Конституции стран СНГпредусматривают следующие обязанности граждан:
1) соблюдать конституциюи законы;
2) хранить верностьРодине;
3) уважать права,свободы, честь и достоинство других лиц;
4) уважатьгосударственные символы;
5) платить налоги исборы;
6) охранять природу иокружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
7) защищать Отечество;
8) заботиться о детях ивоспитывать их;
9) заботиться осохранности исторического и культурного наследия народа, беречь памятникиистории и культуры.
Граждане обязанысоблюдать конституцию и законы, уважать права, свободы и достоинство других лиц(ст. 48 Конституции Армении; ч. 1 ст. 34 Конституции Казахстана; ст. 48Конституции Узбекистана; ст. 68 Конституции Украины и др.). Уважение прав,законных интересов, достоинства других лиц является обязательным для гражданМолдовы (ст. 55 Конституции).
Моральным долгом иобязанностью граждан является участие в общественных расходах, т.е. платитьзаконно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи (ст. 46 КонституцииАрмении; ст. 35 Конституции Казахстана; ст. 58 Конституции Молдовы; ст. 51Конституции Узбекистана и др.). Налоговая система обеспечивает справедливоераспределение налогового бремени. Взимание каких-либо налогов, за исключениемустановленных законом, запрещается.
Священным долгом иобязанностью каждого гражданина государства является защита Отечества. Гражданереспублик СНГ несут воин скую службу в порядке и видах, установленных законом(ст. 47 Конституции Армении; ст. 36 Конституции Казахстана; ст. 57 КонституцииМолдовы; ст. 65 Конституции Украины и др.). Воинская служба осуществляется врядах вооруженных сил, предназначенных для обеспечения национальной обороны,охраны границ, поддержания общественного порядка.Конституции Азербайджана (ст.83), Молдовы (ст. 56) в числе основных конституционных обязанностейпредусматривают верность Родине. Она священна. Лица, которым довереныгосударственные должности, работающие в органах законодательной, исполнительнойили судебной власти путем избрания или назначения на должность, а такжевоеннослужащие, ответственные за исполнение своих обязанностей, в установленныхзаконом случаях приносят присягу. Лицо, работающее в органах законодательной,исполнительной или судебной власти путем избрания или назначения на должность,принесшее присягу на верность Конституции, считается ушедшим с этой должности ине может больше занимать ее, если оно обвинено в преступлении противнезависимости государства, его конституционного строя и осуждено на основанииэтого обвинения (ст. 83 Конституции Азербайджана).[6]
За неисполнениеконституционных обязанностей предусматриваются различные формы юридическойответственности. Так, уклонение от очередного призыва на действительную военнуюслужбу в ряды Вооруженных Сил Азербайджанской Республики наказывается лишениемсвободы на срок от одного года до трех лет. То же деяние, совершенноепосредством причинения себе телесного повреждения или путем симуляции болезни,подлога документов или иного обмана, а равно совершенное при других отягчающихобстоятельствах, наказывается лишением свободы на срок от одного года до пятилет (ст. 73 УК Азербайджанской Республики).Уклонение от призыва по мобилизациив Вооруженные Силы Азербайджанской Республики наказывается лишением свободы насрок от трех до десяти лет. То же деяние, а также уклонение от дальнейшихпризывов для укомплектования Вооруженных Сил Азербайджанской Республики,совершенное в военное время, наказывается лишением свободы на срок от пяти допятнадцати лет (ст. 74 УК Азербайджанской Республики).
В то же время в рядестран Содружества — Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане,Украине — допускается альтернативная служба, т.е. выполнение гражданаминеобходимых обществу, тяжелых (с вредными или опасными условиями труда),малоквалифицированных, подземных работ, а также работ по ликвидации последствийкатастроф и других стихийных бедствий.
РоссийскаяКонституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15).«Права и свободы человека и гражданина, — согласно ст. 18, являютсянепосредственно действующими». Если закрепленные конституцией права исвободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные вней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст.57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги исборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общийпринцип — «платить установленные законом налоги и сборы».[7]Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этогоправила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный законили даже несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер ивиды налога и пр. ". Поэтому прямое действие норм, закрепляющихконституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательствомкрайне затруднительно или вообще невозможно.
Обязанности воснове правового статуса человека и гражданина в реальной действительностивыполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературеони характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статусаличности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условиеосуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности иправопорядка, выполнения функций государства".
Еслиюридические права характеризуются содержащейся в них личной свободой, тонаиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности заисполнение предписаний закона. Ответственность — социально-правовой фактор,который, с одной стороны, связывает обязанного субъекта существующимправопорядком, а с другой — стимулирует его активность, обеспечивает строгое инеуклонное исполнение обязанности". Конституционные обязанностиустанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества,государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности,подобно конституционным правам и свободам, не следует отрывать от целей,выражением которых являются интересы.
Весьпроделанный анализ позволяет определить понятие конституционных (основных)обязанностей. Конституционная «основная» обязанность — этоустановленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная вего Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенныевид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
2.Единство конституционных прав и обязанностей
Вопрос оединстве прав, свобод и обязанностей в основах правового статуса личностинезависимо от того, закреплен ли он в конституции или нет, являетсяопределяющим моментом правового статуса личности. Это единство обусловленопрежде всего сочетанием личных (частных) и общественных интересов. Именно этообстоятельство диктует необходимость рассматривать их как целостное правовоеявление. Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждантрудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практическийразрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посылнемецкого ученого Ф, Фабрициуса: «Право на труд признается в качествепримера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляетсядопустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаватьсятрудом». В системе права конституционные права, свободы и обязанностизанимают свое особое место и представляют собой самостоятельный институт. Какособый государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанностиобладают рядом таких свойств, признаков, которые выделяют их из всей системыправ, свобод и обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль воформлении правового статуса личности в демократическом обществе и государстве.
Отечественныеюристы единодушны в том, что основные права, свободы и обязанности образуютобщественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания.Если большинство ученых считают, что в этот институт следует включать всезаписанные в конституции права, свободы и обязанности граждан, то некоторые,напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь те права, свободы иобязанности, которые непосредственно связаны с функционированиемгосударственной власти.
Вопрос оправах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциямипо-разному. Наиболее распространенными является такой порядок, когда в Основномзаконе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как ужеотмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США,например). В США армия профессиональная и комплектуется на основе контракта. Нои там гражданин все равно должен зарегистрироваться как военнообязанный. Впротивном случае его ждет тюремное заключение.[8]
Вконституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться (Япония,Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своемздоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). В преамбулеКонституции Франции 1946 г. закреплено положение о «равенстве всех французов внесении повинностей, обусловленных национальными бедствиями».
Другоеразмещение это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такаяформа конституционного закрепления характерна для современных конституций. Вомногих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже,когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привестиКонституцию Республики Узбекистан (гл. 11) .
Например в Конституции Казахстана обязанностизакреплены в статьях №34-38 Основного Закона записаны основныеобязанности граждан Республики Казахстан. Каждый обязан:
-соблюдать Конституцию и законодательство РеспубликиКазахстан;
-уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;
-уважать государственные символы Республики;
-защищать Республику Казахстан (воинская служба);
-заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,беречь памятники истории и культуры;
-сохранять природу и бережно относиться к природнымбогатствам.
— на заботу и воспитание о детях (это одновременно и право иобязанность родителей);
— совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться онетрудоспособных родителях.[9]
В некоторыхслучаях конкретные субъективные права и обязанности могут иметь один и тот жеобъект. Например, согласно ч. 1 ст. 35 Испанской конституции, «все испанцыобязаны трудиться и имеют право на труд...». Однако из этого не следует, какутверждается иногда в литературе, что в данном случае право и обязанностьсовпадают. Субъект права и субъект обязанности – один и тот же, но он находитсяв соответствующих правоотношениях в принципиально различном, противоположномположении. Наконец, следует отметить, что и конституционные обязанностиотличаются определенным дуализмом: есть обязанности человека и обязанностигражданина. Так, согласно части первой ст. 53 Конституции Италии «все обязаныучаствовать в публичных расходах сообразно со своей налоговой платежеспособностью»(обязанность любого), а согласно части первой статьи 54, «все граждане обязаныверностью Республике и должны соблюдать ее Конституцию и законы» (обязанностьграждан). Нельзя, правда, не отметить, что круг лиц, обязанных соблюдать Конституциюи законы страны, неоправданно сужен: очевидно, что на пребывающих в странеиностранных граждан и лиц без гражданства эта обязанность такжераспространяется. Впрочем, любая конституция – дело ума и рук человеческих, инекоторые ошибки здесь возможны.[10]
В современнойКонституции Российской Федерации такие институты, как права и свободы,обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесьразработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этихинститутов. Видимо, для более четкого восприятия этом документа требовалась неодна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательнозакреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека игражданина. Практическое значение такого способа размещения прав, свобод иобязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикамзаконов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этоготезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законедолжны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должныбыть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанныхкомпонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения междуобществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага праваи обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не всезаконы отвечают этим требованиям.
Заключение
На основе всеговышесказанного мной, я бы хотела сделать вывод о том, что обязанности, являютсянеотъемлемой частью любой Конституции. Даже если они не закреплены в основномзаконе государства, то они будут указаны других законах или подзаконных актах. Обязанность — это мера должного поведения гражданина.Признание правовой необходимости позволяет гражданам предвидеть результатысвоих действий. Обязанность неразрывно связана с ответственностью.
Обязанности гражданустанавливаются и изменяются исключительно конституцией и законами. Гарантомконституционных прав, свобод и обязанностей граждан являются:
1) стабильныйконституционный строй;
2) свободный доступ кправосудию, равенство всех перед законом и судом, право на судебную защиту;
3) возложение на главугосударства функции гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Хотелось бы отметить, чтодаже если ни в Конституции, ни в другом нормативно – правовом акте незакреплены обязанности, это не значит, что их нет. Каждый человек долженосознавать то, что помимо прав и свобод, у него существуют и обязанности, откоторых он ни в коем случае не должен уклоняться.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законамиРоссийской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ)//РГ. 21.01.2009
2. Арановский К.В.Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов. М.: ФОРУМ — ИНФРА-М.1998. – 468 с.
3. Баглая Л. Э. Конституционное право зарубежных стран. М.,2004. – 590 с.
4. Гойман-Калинский И.В., Иванец Г.И., Червонюк В.И.Конституционное право зарубежных стран. Учебно-методическое пособие. М.: МосУМВД РФ, 2004. – 112с.
5.Кудинов О.А Конституционное право зарубежных стран. М.,2003. – 399 с.
6. Мальцев Г. В. Конституционные обязанности.// Право иполитика,1999. №7.
7. Конституции государств-участников СНГ / Под ред. Л.АОкунькова. М.: НОРМА, 1997. – 115 с.
8. Юридический журнал Казахстана // www.kollegi.kz/publ/moj_kazakhstan/klassnyj_chas_quotja_grazhdaninquot/82-1-0-1481