Реферат по предмету "Государство и право"


Классификация органов государства

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и признакигосударственного органа. Принципы организации и деятельности органовгосударственной власти
1.1 Понятие и признаки государственногооргана
1.2 Принципыорганизации и деятельности органов государственной власти
1.2.1 Приоритет прав исвобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанностьгосударственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать и защищатьправа и свободы человека и гражданина
1.2.2 Принципнародовластия
1.2.3 ВерховенствоКонституции
1.2.4 Принципразделения властей
1.2.5 Принципзаконности – основной метод осуществления деятельности органов государственнойвласти
1.2.6 Принципфедерализма в организации и деятельности органов государственной властиозначает, что
1.2.7 Принцип равногодоступа граждан к государственной службе
1.2.8 Принцип гласностив осуществлении государственной службы
1.2.9 Принциппрофессионализма
1.2.10 Принципиерархичности
Глава 2. Классификация органовгосударства. Характеристика органов государства
2.1 Классификацияорганов государства
2.2 Характеристика органов государства
2.2.1Президент Российской Федерации
2.2.2 Представительные (законодательныеорганы)
2.2.3 Органы исполнительной власти
2.2.4 Судебные органы
2.2.5 Контрольно-надзорные органыгосударственной власти (правоохранительные органы)
Заключение
Списоклитературы

Введение
Государственный орган –это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру,определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретнойсферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементамигосударственного механизма, образующими единое целое.
Каждый государственныйорган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленноезвено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществлениястрого определенного вида государственной деятельности, наделенноесоответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своихполномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.Наделение государственных органов полномочиями государственно-властногохарактера является наиболее существенным признаком государственного органа.
Основноесвойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключаетсяв том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнениятеми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения дляобеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации в нашем государстве властьразделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Несмотря наэто некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорные органыРФ к четвертой ветви государственной власти.
Актуальностьданной темы заключается в том, что от правильного построения органовгосударственной власти зависит эффективность управления государством, а значити социальное, экономическое, политическое и т.п. положение нации.
Цельюданной работы является рассмотрение системы государственных органов вРоссийской Федерации.
Длядостижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Датьпонятие и рассмотреть основные черты государственных органов в РоссийскойФедерации;
- Привестивозможные классификации государственных органов в Российской Федерации;
- Раскрытьправовой статус Президента РФ и Правительства РФ;
- Рассмотретьправовой статус представительных и исполнительных органов в РоссийскойФедерации
- Датьхарактеристику конституционных основ судебной власти в Российской Федерации.
Настоящаяработа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и спискалитературы.
Приизучении данной темы использовалось только действующее законодательство.

Глава1. Понятие и признаки государственного органа. Принципы организации идеятельности органов государственной власти
1.1Понятие и признаки государственного органа
Органгосударства– это звено государственного аппарата,участвующее в осуществлении определённых функций государства и наделённое вэтой связи властными полномочиями[1].
Каждыйорган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное,структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строгоопределенные функции, регламентируемые законодательством[2].
Признаки органагосударства[3]:
1) представляет собойсамостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частьюединого государственного организма;
2) действует от именигосударства и по его поручению;
3) образован ифункционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов иподзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовойпринцип «разрешено всё, что не запрещено законом»;
4) выполняетсвойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующиеформы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числевозможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
5) имеетсоответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупностьзаконодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленныхконкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения имопределённого круга государственных или общественно значимых задач иосуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемымэлементом правового статуса государственного органа;
6) осуществляет своюкомпетенцию тремя способами:
− принятиемнормативных актов (предписаний общего характера);
− принятиемправоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
−конкретно-организационной деятельностью;
7) состоит изгосударственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат,канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которыхобразованы;
8) имеет необходимуюматериальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства(расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются дляосуществления его целей и задач;
9) обладаетопределённым правовым статусом, в котором отражаются положение данногогосударственного органа и его конкретное социальное содержание;
10) в процессереализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е.может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
11) действует наопределённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).
государственныйнародовластие иерархичность судебный

1.2Принципы организации и деятельности органов государственной власти
1.2.1Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;обязанность государственных органов и должностных лиц признавать, соблюдать изащищать права и свободы человека и гражданина
Человек,его права и свободы по Конституции – высшая ценность, поэтому Конституцияограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать изащищать эти права, допуская их ограничение только временно и в особопредусмотренных Конституцией исключительных случаях.
Конституционнаяобязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека игражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма их защиты. Обеспечениетаких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функциивсех органов государственной власти и органов местного самоуправления.Конституция также устанавливает, что права человека и гражданина являютсянепосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления и обеспечиваются правосудием.
Деятельностьорганов государственной власти, должностных лиц, органов местногосамоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека игражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизмсудебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека игражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретномделе.
Развиваетсятакже практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прави свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти – судов общейюрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие)органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права исвободы граждан[4].
1.2.2Принцип народовластия
Принципнародовластия проявляется в демократической организации государства, органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, республиканской формеправления, при которых носителем суверенитета и единственным источником властив Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Это означает, чтовсе конституционные правомочия органов государственной власти и органовместного самоуправления исходят от народа. Народ осуществляет свою властьнепосредственно в форме всеобщего голосования (референдума), а также черезорганы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.2.3Верховенство Конституции
Конституцияимеет высшую юридическую силу и прямое действие. Ее верховенство гарантируетсяКонституционным Судом Российской Федерации. Органы государственной власти,органы местного самоуправления, должностные лица должны сверять свои юридическизначимые действия, прежде всего, с Конституцией, руководствоваться ею.
НормыКонституции имеют непосредственное применение. Это означает, что органызаконодательной власти при разработке и принятии законов должныруководствоваться конституционными положениями, т. е. эти законы не должныпротиворечить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти приприменении законов в первую очередь должны руководствоваться нормамиКонституции.
1.2.4Принцип разделения властей
Однойиз незыблемых основ конституционного строя демократического правового обществаявляется осуществление государственной власти на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную.
Целямипринципа разделения государственной власти являются, во-первых, упорядочениеработы государственного аппарата, в том числе специализированные направлениядеятельности органов государственной власти и, во-вторых, недопущениеконцентрации государственной власти в одних и тех же органах, чтобы не былопроизвола и злоупотребления этой властью.
Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны приосуществлении своих конституционных полномочий.
Системаразделения властей не нарушает единства государственной власти, а, наоборот,создает определенное равновесие (баланс) между самостоятельными ветвямигосударственной власти при осуществлении своих полномочий.
Разделениегосударственной власти реально существует, прежде всего, на уровненародовластия, прямого или представительного, выражаемого органамизаконодательной, исполнительной и судебной власти в форме осуществления своихконституционных функций, а также взаимодействия, взаимного контроля, «сдержек ипротивовесов» между ними. Законодательные органы издают законы, на основаниикоторых действуют органы исполнительной и судебной власти, осуществляютбюджетный контроль, назначают или утверждают должностных лиц органовисполнительной и судебной власти. Органы исполнительной власти претворяют вжизнь принятые органами законодательной власти законы.
Главагосударства (президент) утверждает и публикует принятые парламентом законы,вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членов правительства,осуществляет помилование и т. д. Органы судебной власти осуществляютправосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшие органы судебнойвласти также дают толкование Конституции. А при несоответствии конституциипредписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают их не имеющимиюридической силы.
1.2.5Принцип законности – основной метод осуществления деятельности органовгосударственной власти
Принципзаконности в деятельности органов государственной власти означает, во-первых,что все органы государства и их должностные лица должны действовать строго врамках закона, во-вторых, обеспечивать исполнение законов всеми подчиненнымиорганизациями и учреждениями, в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав исвобод граждан.
Органыгосударственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица,граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы[5].
Приосуществлении своих полномочий в отношении государственных органов действуетпринцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
1.2.6Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной властиозначает, что
·все государственные органы образуют единую систему органов государственнойвласти;
·между федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения(полномочия) – вопросы исключительного ведения Федерации, вопросы совместноговедения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
·во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти органыгосударственной власти субъектов Российской Федерации равноправны между собой;
·субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную систему органовгосударственной власти;
·субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органов государственнойвласти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания, представительство в Совете Федерации ФедеральногоСобрания, участие в формировании судейского корпуса, дача согласия наназначение прокурора субъекта Федерации и др.).
1.2.7Принцип равного доступа граждан к государственной службе
КонституцияРоссийской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации всоответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеютравный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу ипри ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенныхограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства,наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке,предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Этоположение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта огражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должениметь, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений,право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственнойслужбе.
Вакантнаягосударственная должность замещается на конкурсной основе с учетомпрофессиональной подготовки и личных качеств.
1.2.8Принцип гласности в осуществлении государственной службы
Принципгласности означает информирование граждан о деятельности государственныхорганов и государственных служащих. В средствах массовой информации должнаосвещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, ихуспехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы – необходимоеусловие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия вдеятельности государственных органов, привлечения граждан к управлениюгосударством.
Толькоблагодаря гласности может быть установлен общественный контроль за функционированиемгосударственной службы.
Органыгосударственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лицаобязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом[6].
1.2.9Принцип профессионализма
Создаетблагоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников вдеятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решенияосновных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;

1.2.10Принцип иерархичности
Заключаетсяв том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни(одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны длянижестоящих).

Глава 2. Классификацияорганов государства. Характеристика органов государства
2.1 Классификацияорганов государства
Государственные органымногообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев[7]:
1. По порядкуобразования органы государства классифицируются на органы, избираемыенепосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательныеорганы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственнымиорганами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);
2. По форме реализациигосударственной деятельности – на законодательные (представительные),исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
3. По принципуразделения властей – на законодательные, исполнительные и судебные;
4. По иерархии – нацентральные, республиканские и местные;
5. По характеруподчинённости – на органы исключительно «вертикального» подчинения(прокуратура, суд и т.п.) и органы «двойного», или«вертикально-горизонтального», подчинения (милиция, государственныебанки и т.д.);
6. По срокам полномочий– на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура,милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочныхцелей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);
7. По порядкуосуществления компетенции – на коллегиальные и едино начальные;
8. По правовым формамдеятельности – на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;
9. По характерукомпетенции – на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочийпринимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальнойкомпетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественнойжизни (министерства).
Таким образом,существует большое количество классификаций государственных органов, каждая изкоторых позволяет познать определённую группу подобных органов.
2.2 Характеристика органовгосударства
2.2.1 Президент Российской Федерации
Президент Российской Федерации является главойгосударства.
Президент Российской Федерации является гарантомКонституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Вустановленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры поохране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти.
Президент Российской Федерации в соответствии сКонституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства.
Президент Российской Федерации как глава государствапредставляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Президент РоссийскойФедерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации наоснове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[8].
Президент Российской Федерации[9]:
а) назначает с согласия Государственной ДумыПредседателя Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседанияхПравительства Российской Федерации;
в) принимает решение об отставке ПравительстваРоссийской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру дляназначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя ПравительстваРоссийской Федерации назначает на должность и освобождает от должностизаместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральныхминистров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры дляназначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации,Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации;вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генеральногопрокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
ж) формирует и возглавляет Совет БезопасностиРоссийской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента РоссийскойФедерации;
к) назначает и освобождает полномочныхпредставителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командованиеВооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций ссоответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собраниядипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствахи международных организациях.
н) назначает выборы Государственной Думы всоответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
о) вносит законопроекты в Государственную Думу;
п) подписывает иобнародует федеральные законы и т.д.
Президент Российской Федерации является ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации издает указы ираспоряжения.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерацииобязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Президент Российской Федерации приступает кисполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает ихисполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесенияприсяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации прекращает исполнениеполномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состояниюздоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности.При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднеетрех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Президент Российской Федерации может быть отрешен отдолжности Советом Федерации только на основании выдвинутого ГосударственнойДумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерациио наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления изаключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюденииустановленного порядка выдвижения обвинения.
2.2.2 Представительные(законодательные органы)
Кчислу представительных государственных органов относятся законодательныеучреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путемизбрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Функциизаконодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства.Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизмегосударства, поскольку в соответствии с принципом разделения властейзаконодательная власть является наиболее важной. Она устанавливаетобщеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить вжизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебнойвласти.
Законодательнаявласть в Российской Федерации сосредоточена в Федеральном Собрании –парламенте, представительном и законодательном органе РФ, состоящем из двухпалат: Совета Федерации и Государственной Думы[10]. Оместе и объёме полномочий Федерального Собрания свидетельствуют учредительныеправомочия, вопросы, отнесённые к ведению Российской Федерации, к совместномуведению РФ и субъектов РФ. В порядке реализации полномочий законодательнойвластью (парламентом) принимаются федеральные Конституционные законы ифедеральные законы[11].
Представительныйхарактер Федерального Собрания означает, что он в правовых отношенияхпредставляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителемв силу Конституции. Основная функция Федерального Собрания – принятиенормативно-правовых актов (законов), которые обладают высшей юридической силой[12].
ВСовет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органагосударственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов, которыеизбираются по смешанной мажоритарно — пропорциональной системе. Половинадепутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарнойсистеме относительного большинства, согласно которой избранными считаютсядепутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половинадепутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всютерриторию Российской Федерации, по системе пропорциональногопредставительства, согласно которой каждое избирательное объединение получаетчисло депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных зафедеральный список кандидатов этого объединения.
Основнаядеятельность органов законодательной власти – принятие законов и формированиедругих государственных органов (назначение должностных лиц). Однако функцииПарламента не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают такжеконтроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенныхКонституцией Российской Федерации и соответствующими ей федеральными законами.
Кведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектамиРоссийской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерациио введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерациио введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использованияВооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории РоссийскойФедерации;
д) назначение выборов Президента РоссийскойФедерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации отдолжности;
ж) назначение на должность судей КонституционногоСуда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение отдолжности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение отдолжности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ееаудиторов.
Совет Федерации принимает постановления по вопросам,отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Совета Федерации принимаютсябольшинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядокпринятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Кведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации наназначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии ПравительствуРоссийской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов ПравительстваРоссийской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам,поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение отдолжности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение отдолжности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии сфедеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента РоссийскойФедерации для отрешения его от должности.
Государственная Дума принимает постановления повопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаютсябольшинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если инойпорядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
2.2.3 Органыисполнительной власти
Исполнительную власть вРоссийской Федерации осуществляет Правительство РФ[13],которое непосредственно осуществляет функции управления страной. Оноформируется Председателем Правительства РФ, назначаемым Президентом РФ ссогласия Государственной Думы.
Правительство Российской Федерации состоит изПредседателя Правительства Российской Федерации, заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство РФруководит различными федеральными органами исполнительной власти.
В систему федеральныхорганов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральныеслужбы и федеральные агентства[14]. Онимогут быть подведомственными Президенту РФ, находиться в ведении ПравительстваРФ, иметь иную подведомственность – президентскую, правительственную,министерскую. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральныеагентства наделяются полномочиями по руководству соответствующими сферамигосударственной деятельности.
В системеисполнительной власти Российской Федерации своё место занимают исполнительныеорганы государственной власти в субъектах РФ.
Порядокформирования и деятельности органов исполнительной власти определяетсяКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами ПрезидентаРоссийской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации,уставами субъектов Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Всоответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерацииназначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членовПравительства, принимает решение о его отставке, утверждает структуруфедеральных органов исполнительной власти.
ПравительствоРоссийской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.
ПравительствоРоссийской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думефедеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет ГосударственнойДуме отчет об исполнении федерального бюджета; представляет ГосударственнойДуме ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе повопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерацииединой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерацииединой государственной политики в области культуры, науки, образования,здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральнойсобственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прави свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе спреступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на негоКонституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами ПрезидентаРоссийской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации в целях реализации своих конституционных полномочий издаетпостановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения ПравительстваРоссийской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Перед вновь избранным Президентом РоссийскойФедерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Правительство Российской Федерации может подать вотставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2.2.4 Судебные органы
Судебную властьРоссийской Федерации осуществляют судьи РФ[15]посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства[16].
В зависимости от сферыраспространения правосудия различают: конституционное иконституционно-уставное, правосудие в сфере общей юрисдикции, правосудие вобласти специальной юрисдикции (арбитражный суд), правосудие в субъектахфедерации (мировые судьи).
Систему органовсудебной власти возглавляют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, ВысшийАрбитражный суд РФ.
Судебная системаРоссийской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации ифедеральным конституционным законом. К органам судебной власти в РоссийскойФедерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации.
К федеральным судамотносятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд РоссийскойФедерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городовфедерального значения, суды автономной области и автономных округов, районныесуды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судовобщей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральныеарбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации,составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектовРоссийской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые судысубъектов Федерации.
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации,Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РоссийскойФедерации.
Конституционно-правовыепринципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерациизакреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционномзаконе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[17].
1. Осуществлениеправосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что вРоссийской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, органовгосударственной власти, которые могут рассматривать и разрешать гражданские,уголовные и другие дела.
Принцип осуществленияправосудия только судом – это гарантия законности и правопорядка, охраны прав изаконных интересов граждан и их организаций.
2. Судьи независимы иподчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности судебной власти, чтопозволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права исвободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерацииустанавливает следующие правовые гарантии независимости судей:
· установленная закономопределенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннеевоздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.);
· преследование позакону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
· освобождение судей отобязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;
· установление закономспециального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
· право судьи наотставку по собственному желанию независимо от возраста;
· предоставление судьеза счет государства материального и социального обеспечения, соответствующегоего статусу;
· особая защитагосударством судьи, членов его семьи и их имущества.
3. Судьи несменяемы.Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как впорядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи– одна из существенных гарантий его независимости.
4. Судьинеприкосновенны. Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенныхгарантий независимости судебной власти.
Неприкосновенностьраспространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебноепомещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт исредства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначекак в порядке, определяемом федеральным законом.
5. Разбирательство делво всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, чтослушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренныхфедеральным законом.
Также не допускаетсязаочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренныхфедеральным законом.
6. Судопроизводствоосуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принципсостязательности и равноправия сторон – важнейшее условие демократичностиосуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения.
7. Право гражданучаствовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации впорядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществленииправосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях,предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участиемприсяжных заседателей.
8. В соответствии сКонституцией Российской Федерации финансирование судов производится только изфедерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимогоосуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данноеконституционное положение является гарантией независимости судебной власти, какот исполнительной, так и от законодательной власти.
2.2.5Контрольно-надзорные органы государственной власти (правоохранительные органы)
Контрольно-надзорныеорганы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильнойреализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различнымиорганизациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами.
К контрольно-надзорныморганам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации,Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти,осуществляющие контрольно-надзорные функции.
Контрольно-надзорныеорганы государственной власти выявляют различные нарушения законности иправопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставятперед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушенийзаконности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности.
Прокуратура РоссийскойФедерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющихот имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РоссийскойФедерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации[18].
В целях обеспеченияверховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свободчеловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества игосударства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
-надзор за исполнениемзаконов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественногоконтроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания исодействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управленияи руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также засоответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами,субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека вместах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местахпринудительного содержания, а также органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
-надзор за исполнениемзаконов судебными приставами;
-надзор за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иприменяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациямимест содержания задержанных и заключенных под стражу;
-уголовноепреследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации;
-координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры всоответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуютв рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее — суды), опротестовываютпротиворечащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов[19].
Прокуратура РоссийскойФедерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Генеральная прокуратураРоссийской Федерации выпускает специальные издания.
Прокуратура РоссийскойФедерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее- органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящихпрокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Органы прокуратуры[20]:
— осуществляютполномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии сдействующими на территории Российской Федерации законами;
-действуют гласно в тоймере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РоссийскойФедерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РоссийскойФедерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
-информируютфедеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, а также население осостоянии законности.
Прокуроры не могут бытьчленами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти иорганами местного самоуправления.
Прокурорские работникине могут являться членами общественных объединений, преследующих политическиецели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельностьобщественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций ворганах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебнойдеятельности не связаны решениями общественных объединений.
Требования прокурора,вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленныйсрок.
Генеральный прокурорРоссийской Федерации назначается на должность и освобождается от должностиСоветом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлениюПрезидента Российской Федерации.
Прокуроры субъектовРоссийской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РоссийскойФедерации по согласованию с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.
К правоохранительныморганам в Российской Федерации относятся также органы полиции[21].
Полиция являетсясоставной частью единой централизованной системы федерального органаисполнительной власти в сфере внутренних дел.
В состав полиции могутвходить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенныхна полицию обязанностей.
Полиция предназначенадля защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации,иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), дляпротиводействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и дляобеспечения общественной безопасности.
Деятельность полицииосуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности,общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение ипресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление ираскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство поделам об административных правонарушениях, исполнение административныхнаказаний;
6) обеспечениеправопорядка в общественных местах;
7) обеспечениебезопасности дорожного движения;
8) контроль засоблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль засоблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной(сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества иобъектов, в том числе на договорной основе;
11) государственнаязащита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства,судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных иконтролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществлениеэкспертно-криминалистической деятельности.
По решению ПрезидентаРоссийской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности поподдержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Правовую основудеятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации,общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договорыРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральныйзакон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты ПрезидентаРоссийской Федерации и нормативные правовые акты Правительства РоссийскойФедерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительнойвласти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел[22].
Полиция в своейдеятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации повопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности,изданными в пределах их компетенции.
Руководстводеятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководительфедерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителитерриториальных органов федерального органа исполнительной власти в сферевнутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделенийполиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственностьза выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Состав полиции, порядоксоздания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяютсяПрезидентом Российской Федерации.
Полиция осуществляетсвою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека игражданина.
Деятельность полиции,ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, еслидостигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должнадостигаться путем ограничения прав и свобод граждан.
Полиция осуществляетсвою деятельность в точном соответствии с законом.
Полиция защищает права,свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств.
Сотруднику полициизапрещается состоять в политических партиях, материально поддерживатьполитические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлениислужебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениямиполитических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Заключение
Врезультате проделанной работы была рассмотрена система государственных органовв Российской Федерации, решены поставленные задачи.
Российская Федерацияосуществляет свою властную деятельность с помощью государственных органов.Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно КонституцииРФ (ст.3) осуществляет свою власть.
Компетенция органовгосударства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектовФедерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации,положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Государственная властьв Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также реализуется черезорганы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Каждыйорган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий,которые отличают его от других органов государственной власти, но все онивместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющаяфункции государства.
Орган государственнойвласти для реализации задач и функций государственной власти РоссийскойФедерации наделяется государством определенными правовыми иматериально-финансовыми средствами.
Конституционно-правовойстатус органа государственной власти характеризуется рядом основных черт,которые отличают его от множества других органов, организаций, учреждений,которые могут входить в механизм государственной власти, но органамигосударственной власти не являются.
Для органа государственнойвласти характерно то, что он создается для осуществления задач государственнойвласти, осуществления деятельности российского государства. Так, например,Федеральное Собрание является представительным и законодательным органомРоссийской Федерации, Президент является главой государства, а Правительствоосуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственнойвласти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другимизаконодательными актами.
Признаком органа государственнойвласти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения носятобщеобязательный характер, и для их осуществления при необходимости может бытьиспользовано государственное принуждение. Органы государственной власти издаютнормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использованиягражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав ивыполнение обязанностей и регулирование отношения между государством игражданином в установленной сфере государственной жизни.
Государственный органимеет определенные права, которые выступают для него и в качестве обязанностей,имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы ихтерриториального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственнойвласти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочийдругих органов государственной власти.

Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенныхЗаконами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. ЗаконРоссийской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента РоссийскойФедерации и Государственной Думы», вступившим в силу со дня егоофициального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31декабря).
3. ФКЗ«О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ в ред. от27.12.2009 (с изм. от 12.03.2010).
4. ФЗ«О прокуратуре» от 17.02.1992 № 2202-1 (в ред. ФЗ от 07.02.2011 № 4-ФЗ).
5. ФЗ«О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ.
6. УказПрезидента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти» (в ред. от 20.06.2009 № 710)
7. АбдулаевМ.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.:Финансовый контроль, 2004 – 410 с.
8. МалькоА. В., Матузов Н. И. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2006 –512 с.
9. ЧепурноваН.М., Серёгин А.В. Теория государства и права:Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
10. ШевчукД. А. Теория государства и права: конспект лекций. – 2009. — 349 с.
11. ЦыгановВ. И. Теория государства и права: тезисы лекций. Нижний Новгород, 2007. – 142с.
12. Теориягосударства и права: учебник / Г. А. Борисов. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007.– 292 с.
13. Теориягосударства и права: учебное пособие /И.В. Григорьева. – Тамбов: Изд-во Тамб.гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
14. Теориягосударства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М.: Маркет ДС, 2007. — 640 с.
15. Теориягосударства и права в вопросах и ответах: учебное пособие/Л. А. Морозова. – М.:Эксмо, 2007. – 288 с.
16. Теориягосударства и права. Учебник для высших учебных заведений/Под редакциейпрофессора В. Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2008.– 384 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Краткая история Финляндии в девятнадцатом столетии
Реферат Роль семьи в нашей жизни
Реферат История Нежинского государственного Университета имени Н.В. Гоголя
Реферат Censorship Essay Research Paper Probably the most
Реферат Из двух друзей всегда один раб другого Лермонтов Герой Нашего времени
Реферат Турагент как посредник в реализации турпродукта
Реферат Is Sexuality Biological Or Cultural Process Essay
Реферат Система международного кредита виды, термины, тенденции
Реферат Выборы как форма народного волеизъявления
Реферат Управленческие решения в аспектах современного менеджмента
Реферат Beethoven Essay Research Paper Among the influential
Реферат Административно-правовое регулирование трудовой миграции в российской федерации
Реферат Конспект лекций по Основам психотерапии
Реферат Деятельность Новосибирского муниципального банка
Реферат Специфіка обслуговування учасників конгресного туризму