План
Введение
1. Началореформы
2. Первыеправовые акты земельной реформы
3. Земельнаяреформа и развитие земельных отношений в постсоветский период
4. Земельныйкодекс РСФСР 2001 г
5. Современныйэтап развития реформы
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования.Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости вотношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права игосударства в процессе проведения земельных реформ с целью выработкиэффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их вправовой системе.
Состояние научной разработки темы.Теоретико-методологической основой исследования стали положения ивыводы, изложенные в трудах известных ученых, государственных деятелей и юристовприменительно к теме исследования, а также фундаментальные положенияюридической науки, представленной различными ее научными школами в процессеанализа связи государственного управления и правового регулирования.
Современные аграрные проблемы нашли отражение втрудах академика А. М. Емельянова, общие проблемы государственно-правовогорегулирования сельского хозяйства — в работах И. Я. Бачило, В. Г. Вишнякова, Н.Г. Кобеца, А. Ф. Ноздрачева, В. А. Прокошина и др.
Объект исследования — земельныереформы и их государственно-правовое регулирование в России в 90-е годы.
Предмет исследования — управленческо-правовоеразвитие земельных реформ в различных социальных и экономических системах.
Цель исследования:
1. системный анализдинамики земельных реформ в Росси;
2. рассмотреть проблемы разнообразия формсобственности на землю и развития современного российского законодательства всфере земельных отношений.
Учитывая, что в юридической науке отдельно с позициитеории управления в социальных и экономических системах не рассматривалась«сквозная» правовая проблема эволюции земельных реформ, в работеиспользован метод сравнительно-правового анализа юридическихдокументов о земельном реформировании в России. В целом земельные отношенияанализируются согласно общенаучным принципам: историчности, преемственности,всесторонности.
Научная новизна работыопределяется тем, что она является одной из первых попыток комплексногосравнительно-правового исследования эволюции земельных реформ в России длявыявления социально-правовых оснований целостной концепции управления аграрнымипреобразованиями.
— обоснованы приоритеты реформ, прежде всего правличности крестьянина, рациональности аграрного законодательства, разработанногои систематизированного в интересах крестьянства, многообразия формсобственности, не исключая и частную собственность на землю;
— аргументировано своеобразие российского путиреформ, в силу которого, с одной стороны, для России не подходятрадикально-западнические варианты модернизации, а с другой — появляютсяистинные приоритеты: возвышение социально-правового
статуса крестьянства, развитие сельскогопроизводственного и местного самоуправления, создание земельно-банковскойсистемы и др.
Практическая значимость исследованияопределяется его ориентацией на решение актуальных проблем правовогорегулирования и управления в сфере земельных отношений, Материалы работы имеютпрактическое значение для отраслевых юридических наук. Они могут найтиприменение в преподавании теории и истории государства, конституционного,административного, земельного, гражданского, предпринимательского(хозяйственного), муниципального права и управления.
Правовые акты земельной реформы
1. Верховный Совет СССР вапреле 1990г. принял Основы законодательства о земле.
Основы ввели новшества —пожизненное наследуемое владение землей и право аренды земли.
2. 22 ноября 1990г. былпринят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 3.23ноября 1990г. Закон РСФСР «О земельной реформе». В них было впервые вРоссии закреплено право частной собственности на землю, причем индивидуальной,коллективно-долевой и коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть землидля создания в каждом районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Былопределен порядок выдела земельной доли и имущественного пая колхозников иработников совхозов.
4. 25 апреля 1991г принятновый Земельный кодекс. Новизна — установление судебного разрешения всехземельных споров.
5. Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 27 октября 1993г. о регулировании земельных отношений иразвитии аграрной реформы. Закрепилось право частной собственности на землю.
6. Ельциновский указ«О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта1996г. Приняты меры по закреплению прав граждан на земельные участки и доли ина свободное распоряжение.
7. Период «указного»регулирования земельных отношений закончился с принятием в 2001г. Земельногокодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения от 24 июля 2002г.
Реформа – этопреобразование в какой-либо отрасли человеческой деятельности, переустройство.Цель реформы – улучшение состояния дел в реформируемой отрасли, в конце концов– улучшение условий жизни людей, занятых в отрасли хозяйства, и в целом вгосударстве.
Цель земельной реформыкак важнейшей части экономической реформы, проводимой в России- формированиесоциально ориентированной рыночной экономики. Одно из основных ее направлений –установление частной собственности на землю и создание механизма земельногорынка. Этообуславливает радикальное изменение земельного строя России, основанного наисключительной собственности государства на землю. Первостепенным компонентомземельной реформы, необходимым средством решения стоящих перед нею задачявляются право и юридическое закрепление и развитие реформируемых земельныхотношений.
В 1990г. в РоссийскойФедерации началось осуществление земельной реформы. Следует различать дваэтапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее действовавшейКонституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на референдуме 12декабря 1993 г. новая Конституция.
Начало реформы
Реформа осуществляется,во-первых, на основе специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основеразвития общего законодательства: о приватизации; о собственности; опредприятиях и предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе;об акционерных обществах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; обинвестиционной деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформанеразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, то земельно-правовые нормынаходят свое место и в аграрно-правовых актах.
Цели и задачи земельнойреформы были сформулированы в правовых же актах о земельной реформе.
В соответствии сзаконодательством земельная реформа — это коренное изменение того земельногостроя, который существовал до 1990 г. в бывшем Союзе ССР и России. Оносновывался на исключительной собственности государства на землю, возникшей в результатенационализации земли в 1917 г.
Цель и суть земельнойреформы заключались в следующих основных направлениях:
— переход отнационализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);— приватизацияземель;
— децентрализация правасобственности на землю. В результате возникла множественность форм правасобственности на землю:
— частная(индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и юридическихлиц);
— государственная,которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектовФедерации;
— муниципальная;
— иные формы правасобственности.
Кроме того, возникли илиразвиваются другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемоговладения землей; право пользования; право аренды.
Но земельная реформа несамоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и кподъему сельского хозяйства.
На основе данноймножественности форм собственности и других прав на землю появились иразвиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных иагропромышленных предприятий:
— государственные;
— кооперативные;
— муниципальные;
— частные —индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские (фермерские)хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные общества и др.
Указанные субъекты новыхаграрных отношений одновременно являются и субъектами новых земельныхотношений.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласила, что в Россиизакреплены частная, государственная, муниципальная и иные формы собственностина землю. Статья 36 специально посвящена праву частной собственности на землюграждан: они вправе самостоятельно или вместе с другими владеть, пользоваться ираспоряжаться принадлежащими им земельными участками по своему усмотрению, непричиняя при этом вреда другим лицам, и соблюдать требования экологическогозаконодательства. Право частной собственности устанавливается федеральнымзаконом.
Первые правовые актыземельной реформы
Первые правовые актыземельной реформы были приняты еще бывшим СССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принял Основы законодательства о земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужноили не нужно вводить частную собственность на землю.
Основы законодательства оземле не ввели право частной собственности на землю. Реформа 90-х гг. ХХв. тоже имела благородные цели: решить наконец продовольственную проблему, какговорили в начале реформы – “накормить Россию”; поднять благосостояниесельского (и городского тоже) населения; повысить эффективность аграрногопроизводства; в ходе реформ сохранить и улучшить природную среду.
Достичь этогопредполагалось посредством следующих мероприятий: приватизировать (раздать вчастную собственность) землю и другие средства производства; преобразоватьколхозы и совхозы в крестьянские (фермерские) хозяйства, их ассоциации,кооперативы, товарищества, акционерные общества и др. Таким образом“разгосударствить” сельхозпредприятия; перейти к рыночным отношениям и заменитьгосударственное директивное планирование экономическим регулированием (говорили– “рынок расставит все по местам”). “Отцы” реформы и ее активисты считали, чтокак только крестьяне будут освобождены от принудительной государственнойколлективной зависимости, они начнут свободно трудиться, и цели реформы будутбыстро достигнуты. В средствах массовой информации муссировалась мысль, чтопредстоящая аграрная реформа – это третье и последнее раскрепощение крестьян(первое было в 1861 г., когда царь отменил личную зависимость – “крепость” –крестьян от помещиков; второе – в 1906 г., когда столыпинская реформа отменила зависимость крестьян от сельской общины: они освобождались от государственнойзависимости).
Предвиделось следующее:едва в селах распространится частная собственность и соответствующие ей формыведения хозяйства, как резко увеличится производительность труда; на земленаконец-то появится хозяин, он будет хозяйствовать рачительно, экономнорасходовать средства, продукция его будет дешевле, чем была в колхозах исовхозах, и др. Нажим был на создание по образцу Европы и Америки фермерскиххозяйств, расхожим стало выражение: “фермеры накормят Россию”. Основы ввелиновшество — пожизненное наследуемое владение землей. Это еще не правособственности на землю, но уже одно правомочие как собственника: Основызакрепили передачу земельного участка по наследству. Основы ввели еще одноправо на землю — право аренды земли. 22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР «О земельной реформе». В них было впервые в России закреплено правочастной собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой иколлективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждомрайоне фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядоквыдела земельной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов. Этобыло сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частнойсобственности граждан на землю. Но это право было оченьограниченным, неполным: собственник земельного участка не мог отчуждать его нив какой форме (продать, подарить и т.д.) в течение 10 лет, т. е. был установленобщий землей. 10-летний мораторий на распоряжение. Было предусмотреносоздание крестьянских (фермерских) хозяйств. Они стали создаваться путемвыделения колхозников и работников совхозов со своей земельной долей иимущественным паем.
Земельная реформа иразвитие земельных отношений в постсоветский период
Новый этап развитияземельного законодательства относится к периоду так называемой перестройки. В 1989 г. была предпринята попытка кардинального разрешения земельного вопроса. Перед II Съездомнародных депутатов СССР, начавшим работу 12 декабря 1989 г., большая группа депутатов призывала к всенародной политической забастовке, если закон о землене будет включен в повестку дня и рассмотрен Съездом. 28 февраля 1990 г. не Съезд, а Верховный Совет СССР принял. «Основы законодательства Союза ССР и союзныхреспублик о земле». Подготовка проекта Основ велась на фоне ожесточенной борьбымежду сторонниками сохранения монопольной государственной собственности наземлю и теми, кто призывал к ее разрушению. В результате этой борьбы понятие«собственность на землю» исчезло и в Основы был введен такой компромиссныйтитул права на землю, как пожизненное наследуемое владение. К «достижениям»Основ следует отнести также введение аренды на землю и плату за землепользованиеЭтим практически исчерпываются все новеллы, введенные в Основы, которые посуществу не изменили советский земельный строй. Частная собственностьна землю введена не была, но появилось два новых титула прав на землю: правопожизненного наследуемого владения и аренда. Тем самым незыблемостьисключительной государственной собственности на землю в какой–то мере былапоколеблена. Однако Основы были обречены на недолгое существование, ибоприближался развал Союза ССР.
Земельная реформа вРоссийской Федерации началась в 1990 г. Следует различать два этапа: 1–й этап, когда она развиваласьна основе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2–й этап, когда была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.
В 1990—1991 гг. веласьразработка нового Земельного кодекса. 25 апреля 1991 г. он был принят. Это — основной земельный законодательный акт, в котором урегулированы всеземельные общественные отношения нового земельного строя.
Но Кодекс не мог выйти зарамки Конституции, в которой был установлен 10-летний мораторий на продажу(передачу) земельных участков. Свободно разрешалась только купля-продажаземли государством у граждан и, наоборот, гражданами у государства.
Серьезнейшей новизной иреволюционным завоеванием ЗК РСФСР явилось установление судебногоразрешения всех земельных споров. Раньше они рассматривались только вадминистративном порядке (до этого суды рассматривали лишь один спор — опользовании земельным участком его собственниками в городе).
Президент РоссийскойФедерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27 декабря 1991 г. Президент Российской Федерации принял Указ «О неотложных мерах по осуществлениюземельной реформы'». Указ установил продажу (передачу в собственность)колхозниками и работниками совхозов своих земельных долей:
— при выходе на пенсию(по старости или инвалидности);
— при переселении вдругую местность;
— при передаче всобственность по наследованию;
— при внесении вырученныхсредств в местную перерабатывающую промышленность.
Колхозники, работникисовхозов получили право продавать свои участки другим работникам совхозов иликолхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза или поступающим на работу всовхоз.
Таким образом, правауказанных граждан на продажу земельных участков были расширены по сравнению сКонституцией и ЗК РСФСР.
Из названных положенийУказа исходило и постановление Правительства Российской Федерации от 29декабря 1991 года о реорганизации колхозов и совхозов, в котором предписывалоськолхозам и совхозам перерегистрироваться в новые формы хозяйствования (АО,товарищества, кооперативы и др.). Это противоречило Конституции и ЗК РСФСР, ноКонституционный Суд не отреагировал на это. Реформа продолжилась.
Законодательными актамиВерховного Совета Российской Федерации регулировались и регулируютсяплата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд других. Признано необходимым принять закон об ипотеке.
Законодательный орган —Верховный Совет Российской Федерации, со своей стороны, принимал законы, направленныена дальнейшее расширение права частной собственности на землю. В КонституциюРФ (ст. 12) были внесены дополнение и изменение, которыми разрешалась свободнаякупля-продажа земельных участков гражданами в четырех случаях — дляведения:
— личного подсобногохозяйства;
— садоводства;
— дачного строительства;
— индивидуальногожилищного строительства.
Конституция и Закон непозволяли регулировать земельные отношения с учетом требований земельнойреформы. Поэтому Президент Российской Федерации стал регулировать их в указномпорядке.
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации о регулировании земельных отношений и развитии аграрнойреформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля — имущество,недвижимость; все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, сучетом земельного и экологического законодательства. Земельное законодательствов указанной части должно соответствовать ГК РФ. Она закрепила право частнойсобственности на землю, отменила все имеющиеся в прежней Конституцииограничения по распоряжению находящимися в собственности земельными участками,создала условия для дальнейшего перехода государственных земель в частные руки.
24 декабря 1993 г. Б. Ельцин, незаконно продолжавший осуществлять полномочия Президента РФ, издал Указ № 2228 «Оприведении законодательства Российской Федерации в соответствие с КонституциейРФ». Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском (фермерском)хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне. Это создалопробелы и неопределенность по многим вопросам регулирования земельныхотношений. В частности, были признаны недействующими статьи, определяющиекомпетенцию государственных органов по предоставлению земельных участков в собственностьи пользование; статьи, устанавливающие порядок предоставления и изъятияземельных участков, что на практике порождало пробелы в законодательстве иправовой беспредел.
В соответствии с УказомБ. Ельцина «Об Основных положениях Государственной программы приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.» продолжалась приватизация земель. В Основных положениях содержатсядва раздела «4» и «410», специально посвященныеприватизации этих земель, их купле–продаже при приватизации предприятий. Всферу сделок с землей включились органы Госкомимущества.
Ельциновский указ «Ореализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. еще более расширял земельную реформу. Указом были предусмотрены меры по закреплению правграждан на земельные участки и доли и на свободное распоряжение ими в самыхразличных формах для развития сельскохозяйственного производства, свободноговыхода для организаций фермерских хозяйств; не ограничиваются размерыприусадебных участков; предоставлено право на получение земли специалистамсельского хозяйства; предусмотрено право местных органов власти выкупа укрестьян земельных долей для перепродажи их другим лицам, желающим вестисельскохозяйственное производство, и т. д. назначения» от 24 июля 2002 г.
Период «указного»регулирования земельных отношений закончилось с принятием в 2001 г. Земельного кодекса РФ и федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения от 24 июля 2002г.
Земельныйкодекс 2001 года
28 сентября2001 года Государственной Думой Российской Федерации принят новый Земельныйкодекс, в котором страна нуждалась на протяжении десяти лет, начиная сземельной реформы 1990 года.
В Статье 1земельного кодекса приведены принципы земельного законодательства:
1) учетзначения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которомурегулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходяиз представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качествеважнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качествесредства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основыосуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РоссийскойФедерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте правасобственности и иных прав на землю;
2) приоритетохраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средствапроизводства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием землив качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование ираспоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно,если это не наносит ущерб окружающей среде;
3) приоритетохраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлениидеятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решенияи осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечитьсохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие наздоровье человека, даже если это потребует больших затрат;
4) участиеграждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихсяих прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации,общественные организации (объединения) имеют право принимать участие вподготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояниеземель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органыместного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаныобеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установленызаконодательством;
5) единствосудьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласнокоторому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбеземельных участков, за исключением случаев, установленных федеральнымизаконами;
6) приоритетсохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий,согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения,земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемыхприродных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурногонаследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий дляиных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральнымизаконами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание илиумаление значения земель других категорий;
7) платностьиспользования земли, согласно которому любое использование землиосуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации;
8) делениеземель по целевому назначению на категории, согласно которому правовойрежим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категориии разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий итребованиями законодательства;
9) разграничениегосударственной собственности на землю на собственность Российской Федерации,собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальныхобразований, согласно которому правовые основы и порядок такогоразграничения устанавливаются федеральными законами;
10) дифференцированныйподход к установлению правового режима земель, в соответствии с которымпри определении их правового режима должны учитываться природные, социальные,экономические и иные факторы;
11) сочетаниеинтересов общества и законных интересов граждан, согласно которомурегулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всегообщества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение,пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Прирегулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действиянорм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в частирегулирования отношений по использованию земель, а также принципгосударственного регулирования приватизации земли.
2.Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельногозаконодательства.
Современный этапразвития реформы
На данном этапе до конца января 2009 г. государство проводит работу по проведению территориального землеустройства. Гражданамнеобходимо зарегистрировать свои права на земельные участки, сформированные изземельных долей, находящихся в праве общедолевой собственности, и уже вдальнейшем распоряжаться ими по своему усмотрению.
А муниципальным образованиям требуется сформироватьземельные участки из невостребованных земельных долей и земельные участки изземельных долей умерших, наследники которых не оформили соответствующиеправовые отношения на землю.
Сформированными собственниками земельных участков изземельных долей необходимо распорядиться, т.е. сдать в аренду эффективномуарендатору. Муниципальные образования имеют все основания для приобретения вуказанном порядке права собственности на данные земельные участки для ихпоследующего вовлечения в хозяйственный оборот и пополнения местных бюджетов.
При инвентаризации земельных участков вБатыревском районе совместно сельским поселениями выявлены 79безхозяйных земельных участков, 1071 земельных участков, на которыенеобходимо оформить право наследования, 1201 земельных участков безправоустанавливающих документов.
Проделана определеннаяработа по выявленным участкам:
— по 70 участкам выявлены родственники;
— по 876 участкамобратились наследники в МРО № 6 Управления Роснедвижимости по ЧР;
— по 936 участкам обратилисьза получением правоустанавливающих документов.
Результаты реформ вЧувашской Республике
В результатегосударственная монополия на землю была быстро ликвидирована. Крестьянеотносились не всегда спокойно к разделу колхозно-совхозного имущества, так какдалеко не все явно или втайне мечтали стать самостоятельными хозяевами. Многимнеплохо жилось в колхозах и совхозах. Тем не менее образовался, как тогдаговорили, класс собственников на землю, тот самый свободный от государствакрестьянин – мечта и надежда реформаторов.
В нашей республикереформа сельского хозяйства проводилась республиканской администрацией наоснове соответствующих законов Российской Федерации, указов Президента,постановлений правительства, областных законов.
В результате реформ вреспублике сформировалась многоукладная экономика: сельскохозяйственныепредприятия (коллективные), ЛПХ – личные подсобные хозяйства сельских жителей иКФХ – крестьянские (фермерские) хозяйства.
Распределение земельногофонда по угодьям (тыс. га) в Чувашии к 2007 г. выглядит так: Большая часть территории республики занята землями сельскохозяйственых предприятий, организаций играждан — 46,6%, на лесной фонд приходится 30,6%, в ведении городских,поселковых и сельских администраций — 17,2%, природоохранное назначение — 1,9%,водный фонд — 1,9%, промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственногоназначения — 1,1%, запаса — 0,7%. Сельскохозяйственные угодья занимают 1041тыс. га (56,7% от общей площади республики), в том числе пашни — 821 тыс. га(44,8%). Леса и древесно-кустарниковые насаждения составляют 617,5 тыс. га(33,7%), болота занимают 5,2 тыс. га (0,3%), под водой занято 48,9 тыс. га(2,7%), под улицами, площадями, и дорогами — 66,3 тыс. га (3,6%), строениями — 26,5 тыс. га (1,4%). Основная доля сельскохозяйственных угодий приходится наземли сельхозпредприятий, организаций и граждан — 73%, земли населенных пунктов- 23,7%. Площадь нарушенных земель составляет 1,6 тыс. га. Из них 36,7%принадлежат предприятиям и организациям сельского хозяйства, а 34,2% — предприятиям торфяной промышленности. Уровень распаханности земель превышаетпорог экологической безопасности и составляет около 80% сельскохозяйственныхугодий.
Сельскохозяйственныепредприятия превратились в не только остатки социалистическойсистемы – колхозов и совхозов, но и образовавшиеся в результате объединениячастных собственников-пайщиков (дольщиков) СПК, АКХ, ОАО, ТОО, ООО, ЗАО, АОЗТ –новые коллективные хозяйства. Результаты их деятельности представлены вприложении.
Земельные доли нарезали“в натуре” только тем, кто занялся фермерством. Остальные работникиобъединились со своими долями в агрофирмы (АФ), акционерные общества (ООО, ОАО,ЗАО), сельские производственные кооперативы (СПК) и др.
Экономика Батыревского района восновном связана с сельскохозяйственным производством, где занято 37сельскохозяйственных производственных кооперативов и 174 крестьянских(фермерских) хозяйств. До 50% территории занято пашней. К концу 2007 года в районе созданы и работают 15 сельскохозяйственных потребительскихкооперативов, которыми получено льготных кредитов на сумму 17 млн. руб.Кооперативы в основном занимаются сбором мяса и молока с личных подворий,заготовкой картофеля, лука-севка и овощей с населения, а также обеспечиваютличные подворья кормами для животноводства и всем необходимым для производствапродукции растениеводства.
Проблемы
Колхозные и совхозныеземли и их имущество полагалось распределить между колхозниками, рабочимисовхозов, пенсионерами и работниками обслуживающей сферы села (учителя, врачи,клубные работники и др.). Каждый получал земельную долю (определенноеколичество гектаров сельхозугодий) и имущественный пай, оцененный в деньгах,натурой. Но земельные доли нарезали “в натуре” только тем, кто занялсяфермерством. Остальные работники объединились со своими долями в агрофирмы(АФ), акционерные общества (ООО, ОАО, ЗАО), сельские производственныекооперативы (СПК) и др. Почему? Хотя земля перешла в частные руки, но на этойземле работать некому. В деревнях остались в основном пожилые люди, а у молодыхнет сельскохозяйственной техники, чтобы обрабатывать землю. Да и разучилсякрестьянин за годы Советской власти трудиться на земле. Вот и лежат по всейРоссии тысячи нераспаханных гектаров земли. Государство старается решитьпроблемы с помощью предоставления кредитов личным подсобным хозяйствам иагропромышленным комплексам. В рамках данногонационального проекта жителями Батыревского района получено 2300 кредитов насумму 375 млн. рублей, в том числе в 2007 году- 1226 кредитов на сумму 198 млн.рублей. Охвачено более 18% ЛПХ из общего количества по району.
Приобретеносельскохозяйственной техники на сумму более 60 млн. руб.
В районесоздано и работают 21 сельскохозяйственных потребительских кооперативов,которыми получено льготных кредитов на сумму более 17 млн. руб.
Но эти кредиты не можетполучить крестьянин со средним доходом. Ведь кредит нужно возвращатьежемесячно, а не от урожая к урожаю.
Юридически и фактическитолько создается современная школа государственно-правовой агрослужбы.
В наше время странапереживает опять острый кризис. Права субъектов земельных отношений и ихреализация требуют решения проблем аграрно-правовой защищенности и безопасностикрестьянства России, упрочения его конституционного статуса и принятия органамигосударственной власти совместно с крестьянством ответственности зарациональное землепользование и принципиально новую организацию местногосамоуправления в сельских поселениях.
Заключение
Для истории нашей страны, ее внутреннего развитияосуществление земельных реформ в России сводило их лишь к продовольственнойпроблеме и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов и укреплениестатуса крестьянства.
К середине 90-х гг. сложилась многоуровневая системаземельного законодательства. Такое состояние законодательства осложнило изапутало правоприменительную деятельность, стало тормозом на пути дальнейшихпреобразований и требовало создания единого кодифицированного акта.
В связи с принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, многие положения Земельного кодекса 1991г. устарели и былипризнаны недействующими. Все это обусловило необходимость разработкинового Земельного кодекса Российской Федерации. Хотя земля перешла в частные руки, но на этой землеработать некому. В деревнях остались в основном пожилые люди, а у молодых нетсельскохозяйственной техники, чтобы обрабатывать землю. Да и разучилсякрестьянин за годы Советской власти трудиться на земле. Вот и лежат по всейРоссии тысячи нераспаханных гектаров земли. Государство старается решитьпроблемы с помощью предоставления кредитов личным подсобным хозяйствам иагропромышленным комплексам. Но эти кредиты не может получить крестьянин сосредним доходом.
Развитие земельно-правовыхотношений и анализ практики управления в области сельского хозяйства —комплексная проблема разных отраслей правовой науки, в том числе специальноизучающих различные аспекты земельных реформ. Однако земельно-управленческиеотношения с правовой точки зрения изучены недостаточно. Юридически и фактическитолько создается современная школа государственно-правовой агрослужбы. В нашевремя страна переживает опять острый кризис. Права субъектов земельныхотношений и их реализация требуют решения проблем аграрно-правовой защищенностии безопасности крестьянства России, упрочения его конституционного статуса ипринятия органами государственной власти совместно с крестьянствомответственности за рациональное землепользование и принципиально новую организациюместного самоуправления в сельских поселениях.
Списоклитературы
1. КонституцияРФ от 12.12.1993г.
2. ЗаконРСФСР «О земельной реформе» № 374-1 от 23.11.1990г.
3. Земельныйкодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001г.
4. ПостановлениеПравительства РФ «Об утверждении положения о федеральной службе земельногокадастра России» № 22 от 11.01.2001г.
5. ПостановлениеПравительства РФ «Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсовРоссийской Федерации» № 726 от 25.09.2000г.
6. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г.
7. Федеральныйзакон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»№184-ФЗ от 06.10.1999г.
8. ГлазуноваН.И. Система государственного управления. М., 2003.
9. ГусенбековИ.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления сорганами государственной власти субъектов Российской Федерации//ЖурналРоссийского права № 6, 2006г. С.38
10. НазаренкоВ.И. Земельные отношения и рынок земли. М., 2005.
11. НезнамоваЕ.А. Местное самоуправление. Органы власти. М., 2001.
12. ЧубуковГ.В. Земельное право России. Учебник. М., 2003. С.335
13. ШироковА.Н. Основы местного самоуправления в РФ. М., 2000.