Содержание
Введение
Глава 1. Трудоустройство на различных этапах становленияобщества
1.1 Зарождение трудового права
1.2 Советское трудовое право
Глава 2. Трудовое право Российской Федерации.
2.1 Законодательство о труде в Российской Федерации
2.2 Проблемы в сфере трудового права
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение.
Материальную основулюбого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд являетсянезависимым от любых общественных форм условием существования человека, исоставляет его вечную естественную необходимость.
Все, чем мы пользуемся вобыденной жизни, начиная от простой канцелярской скрепки и кончая сложнойавтоматической системой машин, результат целенаправленной деятельности многихпоколений людей.
Необходимость в правовомрегулировании организации труда обусловлена потребностями общественногопроизводства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулированиеявляется наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных иразнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения,преодоления произвола в отношениях между людьми.
Историческийсравнительно-правовой анализ развития трудового права России очень важен длятого, чтобы рассмотреть современные тенденции и перспективы развития Российскоготрудового законодательства. История российского трудового права интересна тем,что за небольшой промежуток времени, за XX век произошли кардинальные измененияв становлении трудового права в стране, которые наложили свои особенности вразвитие трудового права в современной Российской Федерации.
Именно поэтомуактуальность курсовой работы определяется тем, что в условиях развитиятрудового законодательства Российской Федерации необходимо изучить историческийопыт развития трудового права и на основе этого проанализировать современныетенденции становления нового трудового права в России в XXI веке. Объектомданного исследования является анализ исторических аспектов развития трудовогоправа в России. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельныхвопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Цель –выявление преимуществ и недостатков современной системы трудового права.
Задачами курсовой работыявляются:
— изучить историческиеэтапы развития трудового законодательства;
— определить основныеизменения в трудовом праве России;
— проанализироватьсовременное трудовое право.
Глава 1. Трудовое правона различных этапах становления общества
1.1 Зарождение трудовогоправа
Начало отделения личногонайма на работу от найма имущественного и обособление первого в самостоятельныйдоговорный тип было положено в Римском праве. И обычное последствие найма труда– подчинение работника хозяйской власти нанимателя – составляло в Риме чистобытовое явление, не относившееся к области гражданского права. Данноепоследствие вообще не было урегулировано нормами права. Такой вид наймасуществовал в силу того, что не был запрещен государством. Государство невмешивалось в отношения между нанимателем и нанявшимся. Поэтому власть хозяинанад нанявшимся носила неограниченный характер.
Приблизительно с XIIIвека найм труда приобретает черты определенного договорного типа. Характернымспособом заключения договора найма работника в этот период является акткоммендации, заключавшийся в том, что в торжественной обстановке лицо,нанимающееся на работу и поэтому поступавшееся своей независимостью, вкладывалосвои руки в руки господина, который в виде возмездия передавал ему какую-либореальную или символическую вещь. Такой обряд означал переход обязанности позащите нанявшегося работника к господину. Акт коммендации свидетельствовал онеограниченной власти господина не только над результатами труда, но и надличностью нанявшегося работника. В России на первом этапе регулирования трудапоступление в услужение было равносильно отречению от свободного состояния, исама мысль о совмещении найма рабочей силы с личной свободой работникапрививалась лишь постепенно. По Русской Правде наем в услужение только тогда невел к холопству для нанимающегося, когда об этом оговаривалось в договоре.Такие оговорки встречались на практике очень редко. Однако если такая оговоркаи была сделана, но работник состоял под хозяйской властью более шести месяцев, эторассматривалось как молчаливое согласие работника на закабаление хозяину до егосмерти. Таким образом, Русская Правда знала два вида холопства: кабальное иполное. При кабальном холопстве нанявшийся был обязан отработать выданные емувперед денежные средства. Если работник в течение шести месяцев отрабатывалкабалу, он выходил из состояния холопства. В противном случае он поступал вхолопство до смерти хозяина. Полное холопство вообще исключало возможностьвыхода из этого состояния.
Соборное Уложение 1649года лишь незначительно изменило данную ситуацию. В нем исключалось полноехолопство и оставалось только кабальное. Хотя, если нанявшийся работник уже втечение трех месяцев вместо шести, предусмотренных Русской Правдой, неотрабатывал кабалу, он оставался в холопстве до дня смерти своего господина.Таким образом, хозяину остаточно было выдать нанимающемуся работнику деньги иливещи, которые он не сможет отработать в течение трехмесячного срока, и работникпо истечении этого срока переходил в холопство на весь период жизни хозяина.Причем именно хозяин определял, отработал или нет работник в течениетрехмесячного срока выданный аванс. В связи с изложенным в юридическойлитературе дореволюционного периода отмечалось, что в России из договора или,точнее, из сопровождающего договор поступления работника в сферу домашней автономиихозяина возникали отношения власти и подчинения, регулируемые не соглашениемсторон, а усмотрением хозяина. Следовательно, на первом этапе регулированиятруда власть хозяина над личностью работника не ограничивалась. Государство не вмешивалосьв отношения, возникающие между работником и хозяином после поступления на работу.Второй этап регулирования отношений в сфере труда характеризуется введениемпринципа договорной свободы.
Первым нормативным актом,регулирующим отношения в сфере труда на территории России, является Положение1835 года «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочимилюдьми, поступающими на оныя по найму». Данное Положение состояло из 10статей и обязывало работодателя издать правила внутреннего трудовогораспорядка. Однако в Положении не было никаких указаний по поводу содержаниятаких правил. Поэтому их содержание определял работодатель без вмешательства счьей-либо стороны. В связи, с чем рассматриваемое Положение не повлияло нарегулирование трудовых отношений.
Главным нормативнымактом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной России, стал Закон от3 июня 1886 года «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями».Данный Закон сохранил свою актуальность и в настоящее время. Им установлено правило,согласно которому «хозяин с нанявшимися должен обходиться справедливо икротко, требовать от них токмо работы, условленной по договору или той, для которойнаем учинен, платить им точно и содержать исправно»[1].Наем рабочих производился: а) на определенный срок; б) на неопределенный срок;в) на время исполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращался самнаем[2].Договор найма заключался путем выдачи работнику расчетной книжки, в которойотражались основные условия найма рабочей силы. С момента поступления на работуработнику запрещалось без ведома хозяина брать другую работу. Хозяинразрабатывал правила внутреннего трудового распорядка организации, которыеутверждались фабричной инспекцией труда и выставлялись во всех мастерских[3].Утвержденные таким образом правила становились обязательными для исполнения. Законрезко ограничивал основания прекращения трудовых отношений. К их числу отнесеныдерзость, дурное поведение и болезнь работника. При найме на определенный сроккаждая из договаривающихся сторон могла отказаться от договора, предупредивдругую сторону о своем намерении за две недели[4].Стачка, подстрекание к ней, а равно самовольный отказ от работы запрещались подстрахом тюремного ареста. Работник, не получивший в течение месяца заработнуюплату, имел право требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора[5].Если при рассмотрении жалобы работника суд устанавливал, что действительноимела место задержка заработной платы, то работнику присуждалось дополнительноевознаграждение в размере его двухмесячного заработка. Введение в действиеЗакона от 3 июня 1886 года означало возникновение новой отрасли права –трудового права. С принятием названного Закона у трудового права появилисьсамостоятельный предмет и метод правового регулирования. Предметом новойотрасли стали отношения по найму рабочей силы и использованию ее в процессетруда. Метод трудового права заключался в том, что условия трудовойдеятельности определялись путем заключения индивидуального договора найма свыдачей расчетной книжки и утверждения правил внутреннего трудового распорядка.Таким образом, и в трудовом праве России главенствующим в этот период являлся договорныйспособ определения условий труда, вмешательство государства в регулированиетруда сводилось к минимуму.
1.2 Советское трудовоеправо
В первые же дни своегосуществования Советская власть устанавливала, как исходный момент формированиязаконодательства о труде, основные требования рабочего класса: 8-ми часовой рабочийдень, полное социальное страхование за счет нанимателя, полную охрану труда ит.д. Подобное законодательство преследовало скорее политические, нежелипрактические цели и носило в целом декларативный характер.
Дальнейший этап развитиязаконодательства о труде соответствует периоду военного коммунизма и основнымнормативным актом данного периода является Кодекс законов о труде,опубликованный 10 декабря 1918 г. «Постановления Кодекса законов о трудераспространяются на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны длявсех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных идомашних), а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд завознаграждение»[6].В основу метода правового регулирования первый КЗоТ 1918 г. закладывал принципвсеобщей трудовой повинности.
Регулирование условийтруда иных категорий работников, не подпадавших под действие данного Кодекса,также осуществлялось преимущественно императивными методами в централизованномпорядке: условия труда в создаваемых или поддерживаемых советскими учреждениямикоммунальных хозяйствах (сельскохозяйственных или иных коммунах) – особыми постановлениямиВсероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов, Совета НародныхКомиссаров, инструкциями Народных Комиссариатов земледелия и труда; условиятруда земледельцев на землях, предоставляемых им в пользование, — Кодексомзаконов о земле; условия труда самостоятельных ремесленников – особымипостановлениями Народного Комиссариата Труда.
Характерной чертойтрудового законодательства того периода было то, что регулирование всех условийтруда, в частности, размера вознаграждения за труд, совершалось жесткоустановленными нормами, издаваемыми в порядке декретов и предписанийгосударственными и отчасти профсоюзными органами. Вместе с тем наблюдалосьполное отсутствие договорных соглашений об условиях труда как между отдельнымитрудящимися и администрацией, так и между администрацией и профсоюзами. Многиенормы трудового законодательства этого периода имели только декларативное значение.Так, например, далеко не всегда осуществлялись на практике нормы, ограничивающиеприменение сверхурочных работ, гарантирующие предоставление ежегодногообязательного отпуска и т.д.
Подобная сложнаяполитическая и экономическая обстановка в стране, характер трудовогозаконодательства и вытекающая отсюда практика трудовых отношений не позволиливыработать какую-либо теоретическую концепцию предмета трудового права данногопериода.
Последовавший далеепереход к новой экономической политике, установившей свободу товарооборота,привел и к свободе распоряжения своим трудом. Стабилизация экономических исоциальных отношений создали благоприятную почву для научных исследований вобласти трудового права.
Кодекс законов о трудеРСФСР, принятый четвертой сессией ВЦИК 9 созыва 30 октября 1922 г., в вопросе осфере действия исходил из той же позиции, что и КЗоТ 1918 г. ПостановленияКодекса распространяются «на всех лиц, работающих по найму, в том числе и надому (квартирников), и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств(государственных, не исключая и военных, общественных и частных, в том числе ираздающих работу на дом), а также для всех лиц, применяющих чужой наемный трудза вознаграждение»[7].
Война поставила передправовым регулированием труда ряд сложных проблем. В связи с призывом многихмиллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рукв промышленности, на транспорте, в строительстве и на селе. Это обстоятельствоне могло не вызвать к жизни правовых норм, по-новому регулирующих возникновениеи прекращение трудовых правоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранилсяпорядок добровольного вступления в трудовые отношения, Советское государствобыло вынуждено обратиться к таким правовым формам обеспечения народногохозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.
Администрации предприятийи учреждений было разрешено применять обязательные сверхурочные работыпродолжительностью от одного до трех часов в день. Отпуска во время войныпредоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Для остальных работающих они былизаменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась всберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих ислужащих. Были выпущены постановления, материально стимулировавшие достижениевысоких показателей в работе в особо важных областях народного хозяйства. К нимследует отнести постановления о заработной плате поездных и маневровых бригаджелезнодорожного транспорта, работников угольных шахт, МТС и др.
С окончанием войны былиликвидированы нормы права, порожденные чрезвычайными обстоятельствами военноговремени. Указом Президиум восстанавливались с 1 июля 1945 г. очередные идополнительные отпуска рабочим и служащим, отменялись ежедневные обязательныесверхурочные работы и восстанавливался 8-часовой рабочий день, прекращалисьтрудовые мобилизации граждан на работу в различные отрасли народного хозяйства[8].
В четвертом пятилетнемплане предусматривалась система мероприятий по механизации производства,совершенствованию оплаты труда, улучшению жилищных и бытовых условий, охранетруда.
В 1964 г. на базе Основгражданского законодательства были приняты гражданские кодексы союзныхреспублик.
Трудовое праворазвивалось под воздействием мер, которые предпринимались государством в целяхповышения уровня материального положения граждан, обеспечения их социальныхправ.
В 1955 — 1958 гг. былаповышена заработная плата низкооплачиваемым трудящимся. В 1964 г. в среднем на21% была повышена заработная плата работникам просвещения, здравоохранения,жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и другихотраслей, обслуживающих население.
Проводились меры по переходуна сокращенный рабочий день. В первую очередь были переведены рабочие ислужащие каменноугольной, горнорудной, металлургической промышленности, а такжекоксохимических предприятий.
Развитие отраслитрудового права определялось Конституцией, Основами законодательства СССР исоюзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущимзаконодательством.
Большие меры проведены поупорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 1968 г.повышен минимальный уровень заработной платы (до 70 руб.). В 70-х гг. введеныновые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйствадля работников массовых профессий и специальностей, непосредственнообслуживающих население (медсестер, продавцов, библиотекарей и т.п.). Повышенаоплата труда для многих работников производственных отраслей (в черной ицветной металлургии, угольной и текстильной промышленности, на железнодорожномтранспорте).
Конец XX векаознаменовался бурным развитием трудового законодательства России, было принятонесколько основополагающих законов: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-1«О занятости населения в РСФСР»[9],Закон РСФСР от 11 марта 1992 года № 2490-1 «О коллективных договорах исоглашениях»[10],Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешенияколлективных трудовых споров»[11],от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах игарантиях деятельности»[12],от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РоссийскойФедерации»[13].
Перестройка с ееэкономическими и идеологическими преобразованиями потребовала кардинальногопересмотра не только отдельных норм трудового законодательства, но и самойконцепции отрасли. Появление нового типа работодателей — коммерческихорганизаций и индивидуальных предпринимателей обусловило необходимость отказагосударства от вмешательства в хозяйственную деятельность работодателей, в томчисле и в сфере регулирования отношений наемного труда. С другой стороны,следовало решить задачу сохранения достигнутого уровня социальной защищенноститрудящихся.
Переходный период отсоциалистического КЗоТ к рыночному Трудовому кодексу ознаменовался поискомновых механизмов правового регулирования трудовых отношений, который не всегдаприводил к удачным решениям[14].В этот период принимаются отдельные нормативные правовые акты, устанавливающиеособенности регулирования труда в новых условиях хозяйствования. Развитиюарендной формы организации труда сопутствовало появление новой модели правовогорегулирования трудовых отношений[15].
Четвертый в историиРоссии Трудовой кодекс был принят 30 декабря 2001 года и вступил в действие с 1февраля 2002 года. Работа над его проектом заняла около 10 лет. Первоначальныйпроект был опубликован для широкого обсуждения с целью учета интересов всехзаинтересованных субъектов — работников, работодателей, профсоюзов. За этотпериод Россией было ратифицировано несколько важнейших конвенций Международнойорганизации труда (в частности, Конвенция № 81 «Об инспекции труда»,Конвенция № 150 «О регулировании вопросов труда: роль, функции иорганизация», Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностяхтрудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями»,Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда в производственнойсреде») и новый Кодекс изначально создавался с учетом принципов иположений международного трудового права.
По истечении года жизниРоссии по новому Трудовому кодексу все стороны констатировали: документ реальноработает, однако практика выявила необходимость усовершенствования отдельныхего положений.
Глава 2. Трудовое правоРоссийской Федерации
трудовой правозаконодательство
2.1 Законодательство отруде в Российской Федерации
Формирование российскоготрудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленныхсложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права вобществе.
Во-первых, трудовое правоРоссии должно отражать федеративный характер государства, действующего вусловиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти России и органами власти входящих в ее составреспублик.
Во-вторых, трудовое правоРоссии формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов.Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большоезначение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечитьнабольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условияхпроизводства.
Основные права граждан всфере занятости и трудоустройства закреплены в Конституции РФ. Онаустанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своимиспособностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право назащиту от безработицы[16].В свою очередь, государство обязуется гарантировать гражданам наиболее эффективноеосуществление указанных прав, что, прежде всего, следует из конституционногоположения, согласно которому Российская Федерация является социальнымгосударством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека[17].
Необходимостьвмешательства государства в регулирование отношений в сфере занятости итрудоустройства вытекает также из международно-правовых документов. Вчастности, статья Международного пакта об экономических, социальных икультурных правах признает, что право на труд включает в себя право каждого наполучение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободновыбирает или на который он свободно соглашается[18].Одновременно в названном пакте фиксируется обязанность государств предприниматьнадлежащие меры к обеспечению права на труд (к числу которых можно отнести имероприятия по содействию занятости населения, проводимые, например,государственной службой занятости).
Содействие странам вповышении производительной и свободно избранной занятости и в конечном итогедостижении полной занятости является одной из главных задач деятельностиМеждународной организации труда, что закрепляется Филадельфийской декларацией(принята 10 мая 1944 года на 26-й сессии Международной конференции труда). Вчастности, МОТ стремится «способствовать принятию странами мира программ,имеющих целью… полную занятость и повышение жизненного уровня», принимаяво внимание тот факт, что «нищета в любом месте является угрозой дляобщего благосостояния». В рамках реализации этой общей миссии МОТ призванапроводить активную деятельность в сфере расширения занятости путем содействиясбалансированному и долгосрочному экономическому росту в сочетании с разумнойсоциальной политикой; снижения уровня бедности посредством принятия мер,направленных на содействие оплачиваемой производительной занятости; повышенияэффективности труда и качества занятости в формальном и неформальном секторахэкономики; особой поддержки наименее защищенных категорий граждан, испытывающихтрудности на рынке труда. Приведенные базовые принципы были детализированы вряде правовых актов МОТ, среди которых, прежде всего, следует отметитьКонвенцию № 97 (1949 г.) о трудящихся-мигрантах и одноименную Рекомендацию;Конвенцию и Рекомендацию №122 о политике в области занятости (1964 г.) и ряддругих.
Основные направлениягосударственной политики Российской Федерации в рассматриваемой сфереперечисляются в Законе РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля1991г., с последующими изменениями и дополнениями, в соответствии с которымгосударство проводит политику содействия реализации прав граждан, нацеленную наполную, продуктивную и свободно избранную занятость. В частности,государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечениеравных возможностей всем гражданам РФ в осуществлении права на добровольныйтруд в сочетании с разработкой специальных мероприятий, способствующихобеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите ииспытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, женщин, лиц, впервые ищущихработу, и др.).
2.2 Проблемы в сферетрудового права
Анализ действующегороссийского законодательства, регулирующего отношения в сфере занятости и трудоустройства,не позволяет сделать вывод о существовании эффективного механизма правовогорегулирования в данной сфере. Вместе с тем проблемы, возникающие в сферезанятости и трудоустройства, относятся к числу наиболее актуальных в России.Известно, что сегодня в качестве основной предпосылки трудоустройства выступаетбезработица, которая приводит к различным негативным последствиям социального,экономического и психологического характера. Данные об уровне безработицы врегионах позволяют оценивать ситуацию как критическую, посколькусоответствующие цифры превышают общероссийские показатели в полтора-три раза5.
Однако большинствоспециалистов небезосновательно полагают, что реальный уровень безработицызначительно выше. Подобные выводы базируются, прежде всего, на таком объективносуществующем явлении на российском рынке труда, как скрытая безработица. Данныйтермин по-разному трактуется специалистами различных областей знания. В самомобщем виде скрытая безработица распространяется на ситуации, когда работник,формально состоящий в трудовых правоотношениях с работодателем, не может бытьна практике обеспечен работой по причинам экономического характера. Некоторыеэкономисты считают скрытой безработицей случаи, когда работодатель используетспособности конкретного работника не полностью, что создает угрозу уровнюквалификации работников. Безработица с учетом скрытой ее формы может бытьоценена как превышающая официально зарегистрированную в 5 раз.
Проявлением скрытойбезработицы является неполная занятость, оценить масштабы которой такжепредставляется проблематичным. Существующие социологические исследованияпозволяют считать неполную занятость весьма распространенным в России явлением.
Ситуация с безработицей веще большей степени осложняется, если принять во внимание существование такназываемого неформального сектора экономики, масштабы которого такжепрактически невозможно оценить объективно. Как отмечается в социологическойлитературе, неформальный сектор может охватывать следующих работающих граждан:1) самостоятельно обеспечивающих себя работой; 2) работников малых предприятий,не зарегистрированных в установленном порядке; 3) лиц, работающих безкакого-либо юридического оформления трудовых отношений, в том числе работниковтак называемого формального сектора, осуществляющих дополнительно какую-либодеятельность без соответствующего оформления или регистрации, и ряд других.Примечательно, что неформальный сектор экономики включает в себя не толькоработников неквалифицированного труда, но и высококвалифицированныхспециалистов. Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, чтопочти 60% граждан, помимо основного места работы, имеют дополнительный источникдохода, и возникающие при этом отношения не оформлены юридически.
С правовой точки зренияпроблема существования неформальных трудовых отношений влечет за собой снижениеуровня гарантий прав работающих, а также сложности с определением правовогостатуса лица, обратившегося в государственные органы по вопросам занятости засодействием в трудоустройстве (в частности, возникают затруднения при решениивопроса о том, относится ли гражданин к категории занятых).
Современный рынок труда вРоссии характеризуется также рядом других не менее важных проблем (постояннымростом безработицы, наличием трудностей в трудоустройстве граждан, особеннонаиболее нуждающихся в повышенной социальной защите). Таким образом, несмотряна благополучные, на первый взгляд статистические оценки уровня безработицы,можно с определенной степенью уверенности полагать, что проблема безработицы вРоссии относится к разряду глобальных.
Необходимостьвмешательства государства в сферу занятости и трудоустройства, в том числепосредством разработки правовых норм, вызвана также ростом миграции в России.Согласно статистическим данным, только в 2008 году общая численность прибывшихв РФ граждан в целях постоянного проживания составляла 256,3 тысячи человек, вто время как покинули Россию всего лишь 45,5 тысячи человек. На практике оченьсложно определить конкретное число мигрантов, которые приезжают в Россию ипретендуют на рабочие места, особенно если принять во внимание существованиенелегальной миграции с целью временного трудоустройства, которое, как правило,не оформляется юридически. Бесспорным остается лишь факт общего роста миграциив Российскую Федерацию и, как следствие, существования проблем в сфере трудоустройствамигрантов.
Закрепление гарантий правграждан в сфере трудоустройства приобретает особую актуальность в России и всвязи с деятельностью негосударственных агентств по трудоустройству. Созданиенегосударственной системы трудового посредничества в России относят к началу1990-х годов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 250негосударственных агентств по трудоустройству.
Следует признать, чтоскладывающиеся общественные отношения с участием негосударственных агентств потрудоустройству не урегулированы в достаточной степени законодательством.Вместе с тем необходимость вмешательства права (и особенно — трудового) вданную сферу общественных отношений объективно существует. Так, практическивсеми агентствами применяются различные тесты для отбора персонала, требования,к проведению которых не установлены законодательством. В целях разработки болееэффективных соответствующих правовых мер полезно изучить опыт зарубежных стран,где существуют специальные правовые нормы, направленные на регулированиепроцесса отбора кадров, как работодателями, так и негосударственнымиагентствами. Так, например, Германское гражданское уложение запрещает (за рядомисключений) сообщать о вакансиях только для мужчин или только для женщин.Подобные требования нередко предъявляются российскими негосударственнымиагентствами по трудоустройству.
Существует еще однаважная проблема, связанная с деятельностью негосударственных агентств потрудоустройству, которая также обойдена вниманием российского законодателя. Впоследнее время широко распространенная за рубежом практика «временноготрудоустройства» (temporary employment) начинает применяться и в России.Речь идет о так называемых «треугольных отношениях», одной из сторонкоторых выступает агентство, предоставляющее работу лицу, которое заключаетдоговор с агентством, а не с организацией-работодателем. И хотя сегодняпрактика «временного трудоустройства» не особо распространена на российскомрынке труда, надежды на то, что «временное трудоустройство»представляет собой одно из наиболее прибыльных направлений деятельностинегосударственных агентств по трудоустройству в будущем, неоднократновысказывались работниками таких агентств. Следовательно, широко обсуждаемая зарубежом (в том числе и на уровне МОТ) проблема гарантий социально-трудовых правлиц, работающих на условиях временного трудоустройства, в скором времени можеткоснуться и России. Вместе с тем состояние правового регулирования общественныхотношений с участием негосударственных агентств по трудоустройству являетсянеудовлетворительным, если не сказать, что оно характеризуется весьма существеннымипробелами.
Заключение
Подводя итоги краткому историческомуанализу становления и развития трудового права, можно отметить следующее.
Каждая ступень развитиятрудового права имела и достоинства и недостатки. Но главное, что оно неостанавливалось, а развивалось с каждым новым этапом. Сейчас мы имеемдостаточную основу для дальнейшего успешного развития трудового права.
Принимая во внимание каксовременное состояние рынка труда в России, так и уровень правовогорегулирования отношений в сфере содействия занятости и трудоустройства, а такжеследуя предлагаемым концепциям построения проектов Трудового кодекса,представляется целесообразным включить в новый Трудовой кодекс следующиеположения:
— указание направоотношения в сфере содействия (обеспечения) занятости и трудоустройства какна элемент предмета трудового права;
— характеристикаправового статуса всех участвующих в данных правоотношениях субъектов сзакреплением прав граждан в указанной сфере, включая право на полную,продуктивную и свободно избранную занятость, учитывая основные тенденциимеждународно-правового регулирования труда, а также права граждан натрудоустройство;
— закрепление основныхгарантий прав граждан в сфере занятости, к которым, в частности, относятсятрудоустройство, переподготовка и повышение квалификации с участием органов повопросам занятости, профориентация и др.;
— перечисление основныхсуществующих и закрепленных различными нормативно-правовыми актами видовтрудоустройства (в зависимости от категорий граждан, трудоустраиваемых) и формытрудоустройства (в зависимости статуса посреднического органа);
— определение ролинегосударственных агентств по трудоустройству как посредников втрудоустройстве;
— меры ответственностиработодателей за нарушение законодательства в сфере занятости итрудоустройства, в том числе за проявление дискриминации, незаконныхтестирований и ряд других.
Эффективность институтатрудового права можно будет оценить только спустя некоторое время.
В качестве итога можно выделить тенденцию развитиятрудового законодательства — это поиск адекватных правовых механизмов длядостижения установленных в ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целей вусловиях становления постиндустриального общества с его новыми социальнымитехнологиями и интеграции России в мировые глобальные процессы.
Список использованныхисточников литературы:
1. Конституция Российской Федерацииот 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. Трудовой кодекс РоссийскойФедерации от 1.02.2002г.
3. Кодекс законов о труде РСФСР 1918года (утратил силу) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и КрестьянскогоПравительства РСФСР. 1918. № 87 — 88. Ст. 905.
4. Кодекс законов о труде РСФСР от30.10.1922 (утратил силу) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего иКрестьянского Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
5. Кодекс законов о труде Совета РСФСРот 09.12.1971 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1971. № 50.Ст. 1007.
6. Закон «О найме рабочих и правилахнадзора за фабричными заведениями» от 3.06.1886
7. Указ Президиума Верховного СоветаСССР от 30.06.1945г.
8. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. №18. Ст. 565.
9. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 17.Ст. 890.
10. Собрание законодательства РФ.1995. № 48. Ст. 4557.
11. Собрание законодательства РФ.1996. № 3. Ст. 148.
12. Собрание законодательства РФ.1999. № 29. Ст. 3702.
13. Основы законодательства Союза ССРи союзных республик от 23.11.1989(утратил силу) // Ведомости Верховного СоветаСССР.
14. Международного пакта обэкономических, социальных и культурных правах.
15. Трудовое право России: проблемытеории: Коллективная монография. Екатеринбург, 2006.
16… Анисимов Л.М. Новое в трудовомзаконодательстве // М., ЗАО Юстицинформ, 2007.
17. Ершова Е.А. Трудовое право России// Статут, 2007.
18. Лушникова М.В., Лушников А.М.Очерки теории трудового права. СПб., 2006.