Введение
Предпринимательство- это особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленнаяна извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе,ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Возникновениечастного капитала в современной России — результат действия объективныхэкономических законов, которые проявлялись еще в социалистическом государстве.Но тогда частный капитал образовывался и накапливался скрытно, нелегально,путем незаконного присвоения социалистической собственности частными лицами,совершения других экономических правонарушений, но он существовал, емутребовалось применение, этот капитал вывозился из страны, гражданами,покидавшими страну под различными благовидными предлогами, вывозился в тестраны, где ему находилось применение.
Сначалом реформ во второй половине 80-х гг. XX в. частный капитал сталлегализовываться и принимать активное участие в скупке государственногоимущества в ходе приватизации. В результате разгосударствления, демонополизациии приватизации экономика России перестала быть социалистической, превратившисьв многоукладную, самая сущность которой обусловливает процессысоциально-экономической дифференциации и роста частного капитала.
Занепродолжительный период (10-15 лет с конца 80-х гг. XX в.) частный капиталзанял ведущие позиции в экономике России, что является естественным следствиемпреобразований. В данной работе необходимо рассмотреть источникипредпринимательского права в России. Целью исследования является изучениенормативно правовых актов являющихся фундаментов предпринимательского права.
Объектомисследования является процесс изучения источников предпринимательского права.Предметом выступают сами источники предпринимательского права.
1.Понятие и виды источников российского предпринимательского права
Термин«источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах: материальном(содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смыслепонимаются условия жизнедеятельности людей, реально складывающихся общественныеотношения.
Источникпредпринимательского права – это внешняя форма выражения нормпредпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации,объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своейприроде правил.
Принятовыделять следующие виды источников предпринимательского права: нормативныеправовые акты; обычай делового оборота; общепринятые принципы и нормымеждународного права и международные договоры РФ.
Внастоящее время в юридической литературе идет дискуссия по поводу возможностипризнания судебного прецедента источником права России. Однако постановленияПленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются в нашей стране источникамиправа, так как российская система права принадлежит к романно — германскойсистеме права, где судебные прецеденты, в отличие от стран англо-саксонскойправовой системы (Великобритания, США), не относятся к источникам права. Новыраженная в постановлениях пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, обзорахсудебной практики по делам, связанным с применением норм предпринимательскогоправа, имеет важное значение для выработки единообразного понимания иприменения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о егосовершенствовании.
2.Нормативный правовой акт как источник предпринимательского права
Нормативныйправовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Кнормативным правовым актам, регулирующую предпринимательскую деятельность,относятся:
1) Конституция РФ.
Закрепляетобщие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг ифинансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности(п. 1 ст. 8); защиту равным образом частной, государственной, муниципальной ииных форм собственности (п. 2 ст. 8); разные виды собственности на землю идругие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономдеятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ(ст. 71-73) и др.
Устанавливаетминимум гарантий прав и интересов участников предпринимательскихправоотношений, который не может быть ограничен: равная защита всех формсобственности (п. 2 ст. 8); гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст.46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина толькофедеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3 ст. 55);
2) ГК РФ, Налоговый кодекс РФ (НК РФ), КоАП РФ и др.
3) Федеральные законы.
Устанавливающиегосударственные требования к организации и осуществлению предпринимательскойдеятельности: от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря
2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлениигосударственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Определяющиеосновные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценныхбумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевойторговле».
Устанавливающееправовое положение хозяйствующих субъектов: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Обакционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственныхкооперативах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальныхунитарных предприятиях» и др.
Регулирующиеотдельные виды предпринимательской деятельности: от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ«О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ«Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.
4) Подзаконные нормативные акты.
УказыПрезидента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти»).
ПостановленияПравительства РФ (например, постановление Правительства РФ от 12 августа 2002г. №584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продажегосударственного или муниципального имущества»).
Нормативныеакты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных агентстви служб и др.
5) Нормативные правовые акты субъектов РФ.
Издаютсязаконодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределахкомпетенции, установленной ст. 71-71 Конституции и не могут противоречитьфедеральному законодательству.
6) Муниципальные правовые акты.
Принимаютсяпо вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащеемуниципальным образованиям имущество.
3.Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного правакак источники российского предпринимательского права
Обычайделового оборота – это сложившиеся и широко применяемое в какой-либо областипредпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренноезаконодательством, независимо от того зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаиделового оборота применяются в случаях прямо, указанных в законодательстве.Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (309, 311,314, 315, 474 и др.).
Правовойобычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, т.е.соблюдения сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего — врезультате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовыхнормах. Следовательно, для того, чтобы стать источником права, обычай должен бытьсанкционирован государством.
Обычайделового оборота следует отличать от обыкновения. Обычай существует независимоот сторон, заключающих договор, и применяется в качестве общего правила (еслистороны не договорились об ином или иное не установлено в законе), в то времякак деловые обыкновения применяются, если в договоре стороны прямо договорилисьоб этом либо если договор позволяет предложить намерение сторонруководствоваться тем или иным обыкновением. Деловое обыкновение – этоподразумеваемое условие договора. Если такого условия в договоре нет,обыкновение не учитывается как обязательное правило.
Однимиз видов источников российского предпринимательского права являются такжеобщепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскуюдеятельность, можно назвать:
1) Конвенциюо договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
2) Конвенциюо договоре международной купли-продажи товаров 1980 г.
3) Конвенциюо договоре международных переводных векселях и международных простых векселях1988 г.;
4) Принципымеждународных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
5) Евразийскаяпатентная конвенция 1994 г. и др.
Вопросысоотношения международных и внутренних источников предпринимательского праварешаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ:общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договорыРФ имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.
4.Особенности применения источников предпринимательского права
предпринимательский право источник акт
Правовыенормы, регулирующие предпринимательские отношения, реализуются в процессеправоприменительной деятельности. Правоприменение – это разрешение определеннойконфликтной правовой ситуации в результате анализа и применение источниковпредпринимательского права к конкретным обстоятельствам, возникающим в процессепредпринимательской деятельности, и в результате – вынесение решения по конкретномуделу. Обычно под применением права понимается властная деятельностькомпетентных органов, имеющая своей целью обеспечить адресатам правовых нормреализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контрольза данным процессом.
Применениеисточников предпринимательского права предполагает прежде всего выяснениедопустимости применения определенной правовой нормы. Для этого необходимоудостовериться, соответствует ли данная норма Конституции России и федеральнымзаконам. Если правовая норма вступает в противоречие с конституционныминормами, она не может применяться. Согласно положениям гл. XIII Федеральногоконституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации» прирассмотрении дела в любой инстанции суд, придя к выводу о несоответствииКонституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в данном деле,обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционностиданного закона.
ЕслиКонституционный Суд установит при рассмотрении дела несоответствие актагосударственного или иного органа закону, он принимает решение в соответствии сзаконом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
Применениезаконодательства о предпринимательстве имеет определенные особенности,обусловленные той особой ролью в регулировании товарно-денежных отношений сучастием предпринимателей, которая отводится Гражданскому кодексу.
Всоответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в другихзаконах, должны соответствовать Кодексу. Эта норма направлена на обеспечение единстваи согласованности гражданского законодательства.
Особоезначение при применении источников предпринимательского права имеетпредусмотренный Конституцией РФ конституционный правовой режим стабильностиусловий хозяйствования, выводимый из ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ст. 57Конституции РФ. Первое упоминание об этом режиме содержалось в определенииКонституционного Суда РФ от 1 июля 1999 г. № 111-0 по жалобе гражданинаВарганова. Данный конституционно-правовой режим предполагает, что законодательне вправе подрывать юридическую безопасность (определенность) и предсказуемостьусловий хозяйствования.
Юридическаябезопасность — это широкая концепция, стержнем которой являетсяпредсказуемость, означающая отсутствие обратной силы вновь принимаемых законов,защиту закрепленных прав и реализацию законных ожиданий.
Вп. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрено, что деятельность крестьянского (фермерского)хозяйства осуществляется без образования юридического лица. После вступления всилу части первой ГК с 1 января 1995 г. на практике возник вопрос о правовомстатусе крестьянских хозяйств, созданных в соответствии с Законом РСФСР от 22ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве, которыепризнавались юридическими лицами. По мнению одних авторов, после вступлению всилу части первой ГК все ранее созданные крестьянские хозяйства – юридическиелица автоматически утратили этот статус и должны рассматриваться какпредпринимательская деятельность без образования юридического лица. Однако сучетом принципа юридической безопасности автоматически права юридического лицане утрачиваются, и пока не изменения правового статуса крестьянского хозяйстване зарегистрированы в установленном порядке, оно должно продолжать оставатьсяюридическим лицом.
Вцелях пресечения незаконной практики обязывания крестьянских хозяйств,созданных как юридические лица, к изменению их правового статуса Министерствоюстиции РФ подготовило разъяснение от 30 апреля 1999 г., в котором сказано, чтопредельные сроки для приведения правового статуса крестьянских (фермерских)хозяйств, созданных до введение в действие гл. 4 ГК, в соответствии сположениями ГК никакими федеральными законами не установлены.
Определеннойспецификой обладают правила применения правовых норм, содержащихся внормативных постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах.Постановления Правительства РФ, содержащие правовые нормы, которые регулируютпредпринимательские отношения, могут быть изданы только на основании и воисполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов ПрезидентаРФ (ч. 1 ст. 115 Конституции России). Как отмечается в ПостановленииКонституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. по делу о проверкеконституционности п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификациипродукции и услуг», поскольку Правительство РФ осуществляет меры по обеспечениюправ и свобод граждан (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ) и действует наосновании и во исполнение федеральных законов (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, ст.2 и 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве РоссийскойФедерации»), ни оно само, ни другие органы исполнительной власти не вправеустанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения,ограничивающие конституционные права и свободы граждан.
Всилу п. 7 ст. 3 ГК РФ органы исполнительной власти могут издавать акты,регулирующие в числе прочих предпринимательские отношения в случаях и пределах,предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. При этомведомственные нормативные акты подлежат государственной регистрации всоответствии с установленным порядком. Верховный Суд РФ признает незаконным ине подлежащим применению со дня издания ведомственный нормативный акт, незарегистрированный в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ. Какуказал Верховный Суд РФ, государственной регистрации подлежать нормативные актыминистерств и ведомств РФ, затрагивающие права и законные интересы граждан илиимеющие межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные иливременные) и содержащихся в них сведений.
5.Применение норм иностранного права
Основойдля применения международных актов являются положения ч. 4 ст. 15 КонституцииРФ и ст. 7 ГК РФ.
Общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РоссийскойФедерации являются составной частью ее правовой системы. Если международнымдоговором РФ установлены иные правила международного договора.
Положениямеждународных договоров применяются к отношениям возникающим между лицами,осуществляющими предпринимательскую деятельность, непосредственно, кромеслучаев, когда из международного договора следует, что для его применениятребуется издание внутригосударственного акта.
Международнымидоговорами признаются соглашения, заключаемые между Российской Федерацией синостранным государством либо с международной организацией в письменной форме ирегулируемые международным правом, независимо от того, содержаться ли такиесоглашения в одной или нескольких связанных между собой документах, а такженезависимо от их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «Омеждународных договорах Российской Федерации»).
Особоезначение имеют те многосторонние договоры (конвенции), которые имеютнепосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. Можновыделить Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.(Венская конвенция). Ее значение состоит прежде всего в том, что онапредставляет собой международную унификацию материально-правовых норм,регулирующих самый распространенный вид договора – куплю-продажу.
23февраля 1996 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человекаи основных свобод и протоколы к ней, включая и Протокол № 1 30 марта 1998 г.был принят Федеральный закон о ратификации этой Конвенции. Статья 1 Протокола №1 предусматривает, что каждое физическое и юридическое лицо имеет право науважение своей собственности. В отличие от большинства других положенийКонвенции указанная статья защищает не только физических, но и юридических лиц,в том числе общества и товарищества. Поэтому данное положение, а также решениеЕвропейского Суда по правам человека являются важными источникамипредпринимательского права.
Рассматриваядело о проверке конституционности ст. 104 Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)» 1998 г., Конституционный Суд признал, что не только вещные, но иобязательственные по своей природе права кредитора в процедуре банкротстванаходятся под защитой ст. 35 Конституции России, которая как и ст. 1 Протокола№ 1, устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества кроме как порешению суда.
Заключение
Законодательныеакты о предпринимательстве носят комплексный характер, поскольку в этой сфереобщественной жизни особенно важно обеспечить баланс между публичными интересамии частными интересами предпринимателей.
Законодательствоо предпринимательстве имеет конституционную основу в виде конституционногоправового института основ экономической системы – «экономической конституции».
Воплощениеконституционных принципов, норм в содержании актов законодательства опредпринимательстве представляет собой их конституционное основание.
Законодательныеакты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и местуиерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сферзаконодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, ониприняты, по масштабу действия.
Списокиспользуемой литературы
1. Предпринимательскоеправо Российской Федерации/ Учебник. Москва 2006 г. Под ред. Е.П. Губина и П.Г.Лахно.
2. Предпринимательскоеправо/ Курс лекций. Москва 2010 г. Под ред. И.А. Смагиной.
3. Предпринимательскоеправо/ Учебное пособие. Москва 2009 г. Под ред. И.В. Ершовой.
4. Гражданскоеправо/ Учебник. Москва 2009 г. Под ред. Е.А. Суханова.
5. КонституцияРоссийской Федерации.
6. ГражданскийКодекс Российской Федерации.
7. КонвенцияООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
8. Конвенциюо защите прав человека и основных свобод 1996 г.